Рабочая программа курса внеурочной деятельности Перекресток выбора

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная рабочая программа «Перекресток выбора» (далее программа).
Программа «Перекресток выбора» составлена в соответствии со следующими
нормативными документами:
Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (в действующей редакции);
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 г. №1897
(в редакции от11.12.2020 г.);
Приказ Министерства просвещения РФ от 22.03.2021 N 115 «Об утверждении
порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам начального
общего, основного общего и среднего общего образования»;
Санитарные правила СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного
врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. N 28 (зарегистрированы
Министерством юстиции Российской Федерации 18 декабря 2020 г.,
регистрационный N 61573);
Устав Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа №1».
Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ
СОШ №1, утвержденная приказом директора от 28.08.2018 г. №220-06/01-10
Учебный план основного общего образования Муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1»
сформирован с целью реализации Основной образовательной программы основного
общего образования МБОУ СОШ №1, утвержденной приказом директора от
15.06.2015 г. № 182/01-10.
Программа
внеурочной
деятельности
социально-педагогической
направленности «Перекрёсток выбора» имеет тесную связь с программой развития
воспитания действующей в образовательном учреждении, это программа духовнонравственного, патриотического и гражданского воспитания учащихся. Одной из
актуальных проблем является падение духовно-нравственных идей среди населения,
поэтому уровень воспитанности учащихся является также одной из проблем. После
проведения диагностики уровня воспитанности учащихся, исходя из наблюдений за
учащимися, был сделан вывод о необходимости уделить особое внимание духовно –
нравственному воспитанию.
Современный ребенок находится в беспредельном информационном и огромном
социальном пространстве, не имеющем четких внешних и внутренних границ. На
него воздействуют потоки информации, получаемой благодаря Интернету,
телевидению, компьютерным играм, кино. Воспитательное и социализирующее

воздействие (не всегда позитивное) этих и других источников информации нередко
является доминирующим в процессе развития и воспитания.
В современных условиях усиливается конфликт между характером усвоения
знаний и ценностей в школе (системность, последовательность, традиционность,
культуросообразность и т. д.) и вне школы (хаотичность, смешение высокой культуры
и бытовой, размывание границ между культурой и антикультурой и т.д.), который
меняет структуру мышления, самосознания, миропонимания, мировоззрения,
приводит к формированию потребительского отношения к жизни, к моральным
ценностям.
Снятие многих ограничений и запретов искажает социализацию, нарушает
процессы взросления, приводит к формированию примитивного сознания детей,
росту агрессивности, жестокости, цинизма, грубости, за которыми на самом деле
скрываются страх, одиночество, неуверенность, непонимание и неприятие будущего.
Общеобразовательная школа призвана активно противодействовать этим
негативным тенденциям. В реализации данной задачи является базовой для
организации пространства духовно-нравственного развития обучающегося, его
эффективной социализации и своевременного взросления.
В данной программе отражено содержание работы, определены примерные
виды деятельности. Новизна программы заключается в том, что она поможет
избежать эпизодичности, стихийности и случайности в работе по духовно –
нравственному воспитанию. Программа реализует основные принципы современного
воспитания, такие как: связь с жизнью, развитие и воспитание гражданственности,
способность сохранять и приумножать знания жизни в социуме.
Данная рабочая программа адаптирована для реализации в МБОУ СОШ № 1 с
учетом индивидуальных особенностей познавательной деятельности и уровня
подготовленности учащихся пятого класса.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Перекресток выбора»
рассчитана на 34 часа.
Программа «Перекресток выбора» создает условия для развития у детей навыков
и умений публичного выступления для организации и осуществления сотрудничества
с представителями различных социальных групп (сверстников, младших
школьников, педагогов, родителей) в решении личностно и социально значимых
проблем. Развитие коммуникативных умений и навыков, способствующих успешной
социализации детей.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО
КУРСУ
«ЯЗЫКИ
ПРОГРАММИРОВАНИЯ»
НА
УРОВНЕ
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Патриотическое воспитание:
- ценностное отношение к отечественному культурному, историческому
и научному наследию;
- развитие познавательного интереса к формированию общечеловеческих
норм гуманистической морали: доброты, взаимопонимания, милосердия, веры
в созидательные возможности человека, терпимости по отношению к людям,
культуры общения;
Духовно-нравственное воспитание:
- ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного
выбора;
- готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и
поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом
осознания последствий поступков;
- активное неприятие асоциальных поступков.
Гражданское воспитание:
- представление о социальных нормах и правилах межличностных
отношений в коллективе, в том числе в социальных сообществах;
- соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного
поведения;
- ориентация на совместную деятельность при выполнении учебных и
познавательных задач;
- стремление оценивать своё поведение и поступки своих товарищей с
позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий
поступков.
Ценность научного познания:
- развитие у детей навыков и умений публичного выступления и
осуществления сотрудничества с представителями различных социальных
групп (сверстников, младших школьников, педагогов, родителей) в решении
личностно и социально значимых проблем.
-развитие коммуникативных умений и навыков, способствующих
успешной социализации детей.
Формирование культуры здоровья:
-установка на здоровый образ жизни;
- умение принимать себя и других не осуждая;
-умение управлять собственным эмоциональным состоянием.
Трудовое воспитание:

-осознанный выбор и построение индивидуальной траектории
образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов
и потребностей.
- формирование чувства причастности и уважения к результатам труда.
Экологическое воспитание:
-ориентация и применение знаний в области окружающей среды
,планировании поступков и оценки их возможных последствий .
Адаптация обучающегося к изменяющимся условиям социальной
среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных
ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил
общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Универсальные познавательные действия
Базовые логические действия:
 умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать
аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии
для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить
логические рассуждения, делать умозаключения и выводы;
 самостоятельно выбирать способ решения поставленной
задачи
(сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с
учётом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
 формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и
желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать
искомое и данное;
 оценивать применимость и достоверность информации, полученной в
ходе исследования;
 прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и
их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать
предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
Работа с информацией:
 выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения
поставленной задачи;
 применять основные методы и инструменты при поиске и отборе
информации из источников с учётом предложенной задачи и заданных
критериев;
 выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать
информацию различных видов и форм представления;
 оценивать достоверность информации по критериям, предложенным
учителем или сформулированным самостоятельно;

 запоминать и систематизировать информацию.
Универсальные коммуникативные действия
 сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживать различие и сходство позиций;
 публично представлять результаты выполненного опыта (исследования,
проекта);
 выбирать формат выступления с учётом задач презентации и
особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и
письменные тексты с использованием иллюстративных материалов.
Общение:
Совместная деятельность (сотрудничество):
 понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной
работы при решении конкретной проблемы;
 принимать цель совместной информационной деятельности по сбору,
обработке, передаче, формализации информации; коллективно строить
действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать
процесс и результат совместной работы;
 выполнять свою часть работы с информацией или информационным
продуктом, достигая качественного результата по своему направлению и
координируя свои действия с другими членами команды;
 оценивать качество своего вклада в общий информационный продукт
по
критериям,
самостоятельно
сформулированным
участниками
взаимодействия;
 сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена
команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и
проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой.
Универсальные регулятивные действия
Самоорганизация:
 выявлять в жизненных и учебных ситуациях проблемы, требующие
решения;
 составлять алгоритм решения поставленных задач (или его часть),
выбирать способ решения поставленных задач с учётом имеющихся ресурсов
и собственных возможностей, аргументировать выбор вариантов;
 составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма
решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых
знаний об изучаемом объекте.
Самоконтроль (рефлексия):
 владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
 учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть
при решении поставленных задач, адаптировать решение к меняющимся
обстоятельствам;

 вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств,
изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
 оценивать соответствие результата цели и условиям.
Эмоциональный интеллект:
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения
другого.
Принятие себя и других:
 осознавать невозможность контролировать всё вокруг даже в условиях
открытого доступа к любым объёмам информации;
 осознанно относиться к другому человеку, его мнению.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- положительная динамика роста нравственности, гражданственности.
Повышение компетентности подростков в области нравственности.
-воспитание ученика, имеющего верные жизненные ориентиры и
нравственные ценности, способного осуществить нравственный выбор и
давать моральную оценку, обладающего внутренней потребностью к
самосовершенствованию.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
1. Умение отвечать за содеянное-прекрасная черта характера настоящего
человека .
Основные качества личности, характер, ответственность во всех сферах жизни:
физической, умственной, эмоциональной, социальной и духовной, способы контроля
своего поведения.
2. Верный друг-живое сокровище.
Что такое дружба? Кого можно назвать верным другом?
3. Наблюдая за чужим характером, исправляй свой.
Положительные и отрицательные черты характера, в чем условность…
4. Здоровье-бесценное богатство .
Работа с карточками: характеристики здорового человека, факторы нарушающие
здоровье, памятка правильного и рационального питания.
5. О чести и достоинстве в споре.
Ответы на вопросы: Как бы вы объяснили своему младшему брату или сестре, что
такое честь и достоинство, из чего они складываются? Что такое честь? Что означает
бесчестный человек? Какие моральные качества у него отсутствуют?
6. Сказанное слово-выпущенная стрела.
Обсуждение рассказа «Сказанное слово-выпущенная стрела»
7. По труду-почет
Раскрытие понятия «самоопределение». Наиболее типичные ошибки при выборе
профессии.

8. О зависти и завистниках.
Обсуждение фразы «Зависть-признание себя побежденным». Почему люди могут
завидовать? Обсуждение рассказа Л.Н.Толстого
9. О рыцарстве и рыцарях.
Рыцарь в наше время, возможно ли это? Что такое рыцарский поступок?
10. Страна любви-великая страна.
Любовь-что это по-вашему? Какие виды любви вы знаете?
11. О красоте человека.
Красота физическая, красота душевная. Обсуждение фразы «В человеке все должно
быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли» (А.П.Чехов)
12. Любимых окон негасимый свет.
Нравственное воспитание роли семьи в жизни человека, значение родительского дома
для каждого.
13. Мы все такие разные, этим и прекрасны мы.
Знакомство с понятиями «Толерантность», «Интолерантность», «Стереотип».
14. Ежели вы вежливы...
Знакомство с терминами «Речевой этикет», «Вежливость»
15. В жизни всегда есть место подвигам. Всегда ли?
Что такое подвиг? Вера и доверие всегда ли они совпадают?
16. Жить с достоинством-что это значит?
Понятие о морали и нравственности.
17. Ваше свободное время…Знаете ли вы как его использовать?
Введение понятия «Свобода», обсуждение ситуаций.
18. Разумное и нравственное: всегда ли они совпадают?
Поиск вариантов поведения в ситуациях.
19. Что делает человека сильным?
Заполнение таблицы» Пять сторон человеческого существа: физическая, умственная,
эмоциональная, социальная, духовная»
20. Как уметь оценить себя?
Самооценка. От чего она зависит?
21. Легко ли иметь свой голос?
Что значит «Собственное мнение?»
22. Что значит быть интеллигентом?
Понятие «Интеллигентность», нравственные ценности для человека в цельности его
души, его чистоте и незапятнанности, в праве жить не опуская глаз
23. Я имею на это право?!
Международные документы о правах детей. Знакомство с правами и обязанностями
ребенка

24. Проблема «отцов и детей»
Обсуждение притчи «Человеческие ценности»
25. Я и политика.
Знакомство с понятиями «Политика», «Политическая жизнь», «Государство»
26. Ты и твое поколение.
Обсуждение рассказа «След на земле» В.А.Сухомлинского
27. Гражданин и обыватель-твой выбор…
Знакомство с понятиями «Гражданин», «Обыватель», «Законопослушность».
28. Патриотизм, необходимо ли это в современном мире .
Значение слова «Родина», «Патриотизм»
29. Все начинается с любви .
«Семья-основа счастья»- верно ли это?
30. Смертная казнь, эвтаназия-за или против.
Знакомство с понятиями «Мораторий», «Гуманизм», «Превенция», «Дилемма»
31. Причины подросткового суицида.
Что такое суицид и как с ним бороться?
32. Что мы теряем, когда выигрываем?
Способы эмоциональной защиты. Самоуправление в конфликтах. Готовность к
разрешению конфликтов.
33. Что я хочу от жизни.
Самостоятельное определение понятия «Жизнь»
34. Проектная деятельность.
осознание подростками собственных жизненных ценностей и их влияние на жизнь.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Количество часов
№ п/п

1

Наименование разделов и тем
программы

Умение отвечать за содеянноепрекрасная черта характера
настоящего человека

Всего

Теоретическая
работа

Практические
работы

1
1

2

Верный друг-живое сокровище

3

Наблюдая за чужим характером,
исправляй свой

2

4

Здоровье-бесценное богатство

2

1

5

О чести и достоинстве в споре

3

1

6

Сказанное слово-выпущенная
стрела

15

7

По труду-почет

3

1

8

О зависти и завистниках

5

1

9

О рыцарстве и рыцарях

1

1
1

1

1

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

10

Страна любви-великая страна

1

11

О красоте человека

1

12

Любимых окон негасимый свет

1

Мы все такие разные, этим и
прекрасны мы

1

13
14

Ежели вы вежливы

1

15

В жизни всегда есть место
подвигам. Всегда ли?

16

Жить с достоинством-что это
значит?
Ваше свободное время…Знаете
ли вы как его использовать?

1

17

1

18

Разумное и нравственное: всегда
ли они совпадают?

19

Что делает человека сильным?

1

20

Как уметь оценить себя?

1

21

Легко ли иметь свой голос?

1

1

1

22

Что значит быть интеллигентом?

23

Я имею на это право?!

24

Проблема «Отцов и детей»

25

Я и политика

26

Ты и твое поколение

1

27

Гражданин и обыватель- твой
выбор…
Патриотизм, необходимо ли это в
современной жизни

1

28
29

Все начинается с любви

1

30

Смертная казнь, эвтаназия- за или
против

31

Причины подросткового суицида

1
1

32

Что мы теряем, когда
выигрываем

33

Что я хочу от жизни

1

34

Проектная деятельность

1

1
1
1
1
1

1

Итого часов:

7

27

Поурочное планирование
Количество часов
№ п/п

1

Наименование разделов и тем
программы

Умение отвечать за содеянноепрекрасная черта характера
настоящего человека

Всего

Теоретическая
работа

Практические
работы

1

https://resh.edu.ru
https://www.youtube.com

1

https://resh.edu.ru
https://www.youtube.com

1

Верный друг-живое сокровище

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

1

2

3

Наблюдая за чужим характером,
исправляй свой

2

4

Здоровье-бесценное богатство

2

1

5

О чести и достоинстве в споре

3

1

6

Сказанное слово-выпущенная
стрела

15

7

По труду-почет

3

1

8

О зависти и завистниках

5

1

1

1

https://resh.edu.ru
https://www.youtube.com
https://resh.edu.ru
https://www.youtube.com
https://resh.edu.ru
https://www.youtube.com
https://resh.edu.ru
https://www.youtube.com
https://resh.edu.ru
https://www.youtube.com
https://resh.edu.ru
https://www.youtube.com

9

О рыцарстве и рыцарях

1

10

Страна любви-великая страна

1

11

О красоте человека

1

12

Любимых окон негасимый свет

1

Мы все такие разные, этим и
прекрасны мы

1

13
14

Ежели вы вежливы

1

15

В жизни всегда есть место
подвигам. Всегда ли?

16

Жить с достоинством-что это
значит?
1

17

Ваше свободное время…Знаете
ли вы как его использовать?
Разумное и нравственное: всегда
ли они совпадают?

1

18
19

Что делает человека сильным?

1

20

Как уметь оценить себя?

1

1

https://resh.edu.ru
https://www.youtube.com
https://resh.edu.ru
https://www.youtube.com
https://resh.edu.ru
https://www.youtube.com
https://resh.edu.ru
https://www.youtube.com
https://resh.edu.ru
https://www.youtube.com
https://resh.edu.ru
https://www.youtube.com
https://resh.edu.ru
https://www.youtube.com

1

https://resh.edu.ru
https://www.youtube.com
https://resh.edu.ru
https://www.youtube.com
https://resh.edu.ru
https://www.youtube.com
https://resh.edu.ru
https://www.youtube.com
https://resh.edu.ru
https://www.youtube.com

21

Легко ли иметь свой голос?

22

Что значит быть интеллигентом?

23

Я имею на это право?!

24

Проблема «Отцов и детей»

25

Я и политика

26

Ты и твое поколение

1

27

Гражданин и обыватель- твой
выбор…

1

28

Патриотизм, необходимо ли это
в современной жизни

29

Все начинается с любви

1

30

Смертная казнь, эвтаназия- за
или против

1

31

Причины подросткового
суицида

1

32

Что мы теряем, когда
выигрываем

1
1
1
1
1
1

1

https://resh.edu.ru
https://www.youtube.com
https://resh.edu.ru
https://www.youtube.com
https://resh.edu.ru
https://www.youtube.com
https://resh.edu.ru
https://www.youtube.com
https://resh.edu.ru
https://www.youtube.com
https://resh.edu.ru
https://www.youtube.com
https://resh.edu.ru
https://www.youtube.com
https://resh.edu.ru
https://www.youtube.com
https://resh.edu.ru
https://www.youtube.com
https://resh.edu.ru
https://www.youtube.com
https://resh.edu.ru
https://www.youtube.com
https://resh.edu.ru
https://www.youtube.com

33

Что я хочу от жизни

1

34

Проектная деятельность

1

Итого часов:

7

27

https://resh.edu.ru
https://www.youtube.com

Формы контроля:
- «Мозговой штурм»
-дискуссии;
-тренинги;
-социологические опросы
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков
обучающихся
Оценка достижений результатов внеурочной деятельности
происходит на трех уровнях:
•представление коллективного результата группы обучающихся в
рамках одного направления;
•индивидуальная оценка результатов внеурочной деятельности
каждого обучающегося;
Для представления результатов достижений используются также
такие формы, как выставка достижений учащихся, самооценка, оценка
проекта, педагогический мониторинг, практические работы, творческие
работы, самоанализ, наблюдения и др.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
1.Кулинич Г.Г. Классные часы : Культура общения. Личностный рост.
Самовоспитание. 10-11 кл. 2007 г
2. Дерелеева Н.И. Классные часы по теме» Нравственность»7-8 кл 2007.
3. Пчелов Е.В. Государственные символы России-герб , флаг и гимн:
2002 г.

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России /А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков.М.:Просвещение, 2011.
2.Духовно-нравственное воспитание школьников /Игнатьева Е.Е.- Ж.
«Воспитание школьников», № 9 -2010.
3.Глинские чтения. Духовно-нравственное воспитание в системе
образования российской Федерации /М.: Самшит-издат, 2002.
4.Твоя родословная. Мартышин В.С. Учебное пособие по изучению
истории семьи и составления родословной / (серия « Духовнонравственные основы семьи»). – М.: «Школьная пресса», 2000.
5. «Д.С. Лихачёв: Служение Отечеству. Духовные основы нравственного
воспитания» / Петракова Т.И – М.: 1997.

6. Духовно-нравственное воспитание и гражданское воспитание в школе:
Особенности и соотношение в учебно-воспитательном процессе / Ж.
«Воспитание школьников», № 2 -2012.
7. Духовно-нравственное воспитание как составляющая ФГОС – тема
номера журнала «Начальная школа плюс До и После» -№1-2012.
8. Социально-психологический портрет современных подростков / Н. Н.
Савина //Ж. Воспитание школьников. –№ 8- 2010.
9.Воспитывающий потенциал образовательной среды современной
школы: проблемы и пути развития / М. П. Нечаев // Ж.Воспитание
школьников. – № 7- 2010.
10.Гражданское воспитание: опыт и перспектива / Г. Ф. Гаврилычева //
Ж.Воспитание школьников. –№ 3-2010.
11.Современный опыт гражданского воспитания: особенности и
тенденции развития / Н. Савотина // Ж. Воспитание школьников. –№ 52009.
12. Воспитание гражданина – патриота: системный подход / В. С.
Горбунов // Воспитание школьников. – № 1-2010.

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ
СЕТИ ИНТЕРНЕТ
https://resh.edu.ru
https://www.youtube.com


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».