ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная рабочая программа «Перекресток выбора» (далее программа). Программа «Перекресток выбора» составлена в соответствии со следующими нормативными документами: Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в действующей редакции); Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 г. №1897 (в редакции от11.12.2020 г.); Приказ Министерства просвещения РФ от 22.03.2021 N 115 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»; Санитарные правила СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. N 28 (зарегистрированы Министерством юстиции Российской Федерации 18 декабря 2020 г., регистрационный N 61573); Устав Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1». Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ СОШ №1, утвержденная приказом директора от 28.08.2018 г. №220-06/01-10 Учебный план основного общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1» сформирован с целью реализации Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ №1, утвержденной приказом директора от 15.06.2015 г. № 182/01-10. Программа внеурочной деятельности социально-педагогической направленности «Перекрёсток выбора» имеет тесную связь с программой развития воспитания действующей в образовательном учреждении, это программа духовнонравственного, патриотического и гражданского воспитания учащихся. Одной из актуальных проблем является падение духовно-нравственных идей среди населения, поэтому уровень воспитанности учащихся является также одной из проблем. После проведения диагностики уровня воспитанности учащихся, исходя из наблюдений за учащимися, был сделан вывод о необходимости уделить особое внимание духовно – нравственному воспитанию. Современный ребенок находится в беспредельном информационном и огромном социальном пространстве, не имеющем четких внешних и внутренних границ. На него воздействуют потоки информации, получаемой благодаря Интернету, телевидению, компьютерным играм, кино. Воспитательное и социализирующее воздействие (не всегда позитивное) этих и других источников информации нередко является доминирующим в процессе развития и воспитания. В современных условиях усиливается конфликт между характером усвоения знаний и ценностей в школе (системность, последовательность, традиционность, культуросообразность и т. д.) и вне школы (хаотичность, смешение высокой культуры и бытовой, размывание границ между культурой и антикультурой и т.д.), который меняет структуру мышления, самосознания, миропонимания, мировоззрения, приводит к формированию потребительского отношения к жизни, к моральным ценностям. Снятие многих ограничений и запретов искажает социализацию, нарушает процессы взросления, приводит к формированию примитивного сознания детей, росту агрессивности, жестокости, цинизма, грубости, за которыми на самом деле скрываются страх, одиночество, неуверенность, непонимание и неприятие будущего. Общеобразовательная школа призвана активно противодействовать этим негативным тенденциям. В реализации данной задачи является базовой для организации пространства духовно-нравственного развития обучающегося, его эффективной социализации и своевременного взросления. В данной программе отражено содержание работы, определены примерные виды деятельности. Новизна программы заключается в том, что она поможет избежать эпизодичности, стихийности и случайности в работе по духовно – нравственному воспитанию. Программа реализует основные принципы современного воспитания, такие как: связь с жизнью, развитие и воспитание гражданственности, способность сохранять и приумножать знания жизни в социуме. Данная рабочая программа адаптирована для реализации в МБОУ СОШ № 1 с учетом индивидуальных особенностей познавательной деятельности и уровня подготовленности учащихся пятого класса. Рабочая программа внеурочной деятельности «Перекресток выбора» рассчитана на 34 часа. Программа «Перекресток выбора» создает условия для развития у детей навыков и умений публичного выступления для организации и осуществления сотрудничества с представителями различных социальных групп (сверстников, младших школьников, педагогов, родителей) в решении личностно и социально значимых проблем. Развитие коммуникативных умений и навыков, способствующих успешной социализации детей. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО КУРСУ «ЯЗЫКИ ПРОГРАММИРОВАНИЯ» НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Патриотическое воспитание: - ценностное отношение к отечественному культурному, историческому и научному наследию; - развитие познавательного интереса к формированию общечеловеческих норм гуманистической морали: доброты, взаимопонимания, милосердия, веры в созидательные возможности человека, терпимости по отношению к людям, культуры общения; Духовно-нравственное воспитание: - ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; - готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; - активное неприятие асоциальных поступков. Гражданское воспитание: - представление о социальных нормах и правилах межличностных отношений в коллективе, в том числе в социальных сообществах; - соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения; - ориентация на совместную деятельность при выполнении учебных и познавательных задач; - стремление оценивать своё поведение и поступки своих товарищей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков. Ценность научного познания: - развитие у детей навыков и умений публичного выступления и осуществления сотрудничества с представителями различных социальных групп (сверстников, младших школьников, педагогов, родителей) в решении личностно и социально значимых проблем. -развитие коммуникативных умений и навыков, способствующих успешной социализации детей. Формирование культуры здоровья: -установка на здоровый образ жизни; - умение принимать себя и других не осуждая; -умение управлять собственным эмоциональным состоянием. Трудовое воспитание: -осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей. - формирование чувства причастности и уважения к результатам труда. Экологическое воспитание: -ориентация и применение знаний в области окружающей среды ,планировании поступков и оценки их возможных последствий . Адаптация обучающегося к изменяющимся условиям социальной среды: освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Универсальные познавательные действия Базовые логические действия: умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, делать умозаключения и выводы; самостоятельно выбирать способ решения поставленной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев). Базовые исследовательские действия: формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное; оценивать применимость и достоверность информации, полученной в ходе исследования; прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах. Работа с информацией: выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи; применять основные методы и инструменты при поиске и отборе информации из источников с учётом предложенной задачи и заданных критериев; выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления; оценивать достоверность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно; запоминать и систематизировать информацию. Универсальные коммуникативные действия сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; публично представлять результаты выполненного опыта (исследования, проекта); выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов. Общение: Совместная деятельность (сотрудничество): понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы; принимать цель совместной информационной деятельности по сбору, обработке, передаче, формализации информации; коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; выполнять свою часть работы с информацией или информационным продуктом, достигая качественного результата по своему направлению и координируя свои действия с другими членами команды; оценивать качество своего вклада в общий информационный продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой. Универсальные регулятивные действия Самоорганизация: выявлять в жизненных и учебных ситуациях проблемы, требующие решения; составлять алгоритм решения поставленных задач (или его часть), выбирать способ решения поставленных задач с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать выбор вариантов; составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом объекте. Самоконтроль (рефлексия): владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении поставленных задач, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам; вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей; оценивать соответствие результата цели и условиям. Эмоциональный интеллект: ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого. Принятие себя и других: осознавать невозможность контролировать всё вокруг даже в условиях открытого доступа к любым объёмам информации; осознанно относиться к другому человеку, его мнению. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ - положительная динамика роста нравственности, гражданственности. Повышение компетентности подростков в области нравственности. -воспитание ученика, имеющего верные жизненные ориентиры и нравственные ценности, способного осуществить нравственный выбор и давать моральную оценку, обладающего внутренней потребностью к самосовершенствованию. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ 1. Умение отвечать за содеянное-прекрасная черта характера настоящего человека . Основные качества личности, характер, ответственность во всех сферах жизни: физической, умственной, эмоциональной, социальной и духовной, способы контроля своего поведения. 2. Верный друг-живое сокровище. Что такое дружба? Кого можно назвать верным другом? 3. Наблюдая за чужим характером, исправляй свой. Положительные и отрицательные черты характера, в чем условность… 4. Здоровье-бесценное богатство . Работа с карточками: характеристики здорового человека, факторы нарушающие здоровье, памятка правильного и рационального питания. 5. О чести и достоинстве в споре. Ответы на вопросы: Как бы вы объяснили своему младшему брату или сестре, что такое честь и достоинство, из чего они складываются? Что такое честь? Что означает бесчестный человек? Какие моральные качества у него отсутствуют? 6. Сказанное слово-выпущенная стрела. Обсуждение рассказа «Сказанное слово-выпущенная стрела» 7. По труду-почет Раскрытие понятия «самоопределение». Наиболее типичные ошибки при выборе профессии. 8. О зависти и завистниках. Обсуждение фразы «Зависть-признание себя побежденным». Почему люди могут завидовать? Обсуждение рассказа Л.Н.Толстого 9. О рыцарстве и рыцарях. Рыцарь в наше время, возможно ли это? Что такое рыцарский поступок? 10. Страна любви-великая страна. Любовь-что это по-вашему? Какие виды любви вы знаете? 11. О красоте человека. Красота физическая, красота душевная. Обсуждение фразы «В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли» (А.П.Чехов) 12. Любимых окон негасимый свет. Нравственное воспитание роли семьи в жизни человека, значение родительского дома для каждого. 13. Мы все такие разные, этим и прекрасны мы. Знакомство с понятиями «Толерантность», «Интолерантность», «Стереотип». 14. Ежели вы вежливы... Знакомство с терминами «Речевой этикет», «Вежливость» 15. В жизни всегда есть место подвигам. Всегда ли? Что такое подвиг? Вера и доверие всегда ли они совпадают? 16. Жить с достоинством-что это значит? Понятие о морали и нравственности. 17. Ваше свободное время…Знаете ли вы как его использовать? Введение понятия «Свобода», обсуждение ситуаций. 18. Разумное и нравственное: всегда ли они совпадают? Поиск вариантов поведения в ситуациях. 19. Что делает человека сильным? Заполнение таблицы» Пять сторон человеческого существа: физическая, умственная, эмоциональная, социальная, духовная» 20. Как уметь оценить себя? Самооценка. От чего она зависит? 21. Легко ли иметь свой голос? Что значит «Собственное мнение?» 22. Что значит быть интеллигентом? Понятие «Интеллигентность», нравственные ценности для человека в цельности его души, его чистоте и незапятнанности, в праве жить не опуская глаз 23. Я имею на это право?! Международные документы о правах детей. Знакомство с правами и обязанностями ребенка 24. Проблема «отцов и детей» Обсуждение притчи «Человеческие ценности» 25. Я и политика. Знакомство с понятиями «Политика», «Политическая жизнь», «Государство» 26. Ты и твое поколение. Обсуждение рассказа «След на земле» В.А.Сухомлинского 27. Гражданин и обыватель-твой выбор… Знакомство с понятиями «Гражданин», «Обыватель», «Законопослушность». 28. Патриотизм, необходимо ли это в современном мире . Значение слова «Родина», «Патриотизм» 29. Все начинается с любви . «Семья-основа счастья»- верно ли это? 30. Смертная казнь, эвтаназия-за или против. Знакомство с понятиями «Мораторий», «Гуманизм», «Превенция», «Дилемма» 31. Причины подросткового суицида. Что такое суицид и как с ним бороться? 32. Что мы теряем, когда выигрываем? Способы эмоциональной защиты. Самоуправление в конфликтах. Готовность к разрешению конфликтов. 33. Что я хочу от жизни. Самостоятельное определение понятия «Жизнь» 34. Проектная деятельность. осознание подростками собственных жизненных ценностей и их влияние на жизнь. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Количество часов № п/п 1 Наименование разделов и тем программы Умение отвечать за содеянноепрекрасная черта характера настоящего человека Всего Теоретическая работа Практические работы 1 1 2 Верный друг-живое сокровище 3 Наблюдая за чужим характером, исправляй свой 2 4 Здоровье-бесценное богатство 2 1 5 О чести и достоинстве в споре 3 1 6 Сказанное слово-выпущенная стрела 15 7 По труду-почет 3 1 8 О зависти и завистниках 5 1 9 О рыцарстве и рыцарях 1 1 1 1 1 Электронные (цифровые) образовательные ресурсы 10 Страна любви-великая страна 1 11 О красоте человека 1 12 Любимых окон негасимый свет 1 Мы все такие разные, этим и прекрасны мы 1 13 14 Ежели вы вежливы 1 15 В жизни всегда есть место подвигам. Всегда ли? 16 Жить с достоинством-что это значит? Ваше свободное время…Знаете ли вы как его использовать? 1 17 1 18 Разумное и нравственное: всегда ли они совпадают? 19 Что делает человека сильным? 1 20 Как уметь оценить себя? 1 21 Легко ли иметь свой голос? 1 1 1 22 Что значит быть интеллигентом? 23 Я имею на это право?! 24 Проблема «Отцов и детей» 25 Я и политика 26 Ты и твое поколение 1 27 Гражданин и обыватель- твой выбор… Патриотизм, необходимо ли это в современной жизни 1 28 29 Все начинается с любви 1 30 Смертная казнь, эвтаназия- за или против 31 Причины подросткового суицида 1 1 32 Что мы теряем, когда выигрываем 33 Что я хочу от жизни 1 34 Проектная деятельность 1 1 1 1 1 1 1 Итого часов: 7 27 Поурочное планирование Количество часов № п/п 1 Наименование разделов и тем программы Умение отвечать за содеянноепрекрасная черта характера настоящего человека Всего Теоретическая работа Практические работы 1 https://resh.edu.ru https://www.youtube.com 1 https://resh.edu.ru https://www.youtube.com 1 Верный друг-живое сокровище Электронные (цифровые) образовательные ресурсы 1 2 3 Наблюдая за чужим характером, исправляй свой 2 4 Здоровье-бесценное богатство 2 1 5 О чести и достоинстве в споре 3 1 6 Сказанное слово-выпущенная стрела 15 7 По труду-почет 3 1 8 О зависти и завистниках 5 1 1 1 https://resh.edu.ru https://www.youtube.com https://resh.edu.ru https://www.youtube.com https://resh.edu.ru https://www.youtube.com https://resh.edu.ru https://www.youtube.com https://resh.edu.ru https://www.youtube.com https://resh.edu.ru https://www.youtube.com 9 О рыцарстве и рыцарях 1 10 Страна любви-великая страна 1 11 О красоте человека 1 12 Любимых окон негасимый свет 1 Мы все такие разные, этим и прекрасны мы 1 13 14 Ежели вы вежливы 1 15 В жизни всегда есть место подвигам. Всегда ли? 16 Жить с достоинством-что это значит? 1 17 Ваше свободное время…Знаете ли вы как его использовать? Разумное и нравственное: всегда ли они совпадают? 1 18 19 Что делает человека сильным? 1 20 Как уметь оценить себя? 1 1 https://resh.edu.ru https://www.youtube.com https://resh.edu.ru https://www.youtube.com https://resh.edu.ru https://www.youtube.com https://resh.edu.ru https://www.youtube.com https://resh.edu.ru https://www.youtube.com https://resh.edu.ru https://www.youtube.com https://resh.edu.ru https://www.youtube.com 1 https://resh.edu.ru https://www.youtube.com https://resh.edu.ru https://www.youtube.com https://resh.edu.ru https://www.youtube.com https://resh.edu.ru https://www.youtube.com https://resh.edu.ru https://www.youtube.com 21 Легко ли иметь свой голос? 22 Что значит быть интеллигентом? 23 Я имею на это право?! 24 Проблема «Отцов и детей» 25 Я и политика 26 Ты и твое поколение 1 27 Гражданин и обыватель- твой выбор… 1 28 Патриотизм, необходимо ли это в современной жизни 29 Все начинается с любви 1 30 Смертная казнь, эвтаназия- за или против 1 31 Причины подросткового суицида 1 32 Что мы теряем, когда выигрываем 1 1 1 1 1 1 1 https://resh.edu.ru https://www.youtube.com https://resh.edu.ru https://www.youtube.com https://resh.edu.ru https://www.youtube.com https://resh.edu.ru https://www.youtube.com https://resh.edu.ru https://www.youtube.com https://resh.edu.ru https://www.youtube.com https://resh.edu.ru https://www.youtube.com https://resh.edu.ru https://www.youtube.com https://resh.edu.ru https://www.youtube.com https://resh.edu.ru https://www.youtube.com https://resh.edu.ru https://www.youtube.com https://resh.edu.ru https://www.youtube.com 33 Что я хочу от жизни 1 34 Проектная деятельность 1 Итого часов: 7 27 https://resh.edu.ru https://www.youtube.com Формы контроля: - «Мозговой штурм» -дискуссии; -тренинги; -социологические опросы Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся Оценка достижений результатов внеурочной деятельности происходит на трех уровнях: •представление коллективного результата группы обучающихся в рамках одного направления; •индивидуальная оценка результатов внеурочной деятельности каждого обучающегося; Для представления результатов достижений используются также такие формы, как выставка достижений учащихся, самооценка, оценка проекта, педагогический мониторинг, практические работы, творческие работы, самоанализ, наблюдения и др. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА 1.Кулинич Г.Г. Классные часы : Культура общения. Личностный рост. Самовоспитание. 10-11 кл. 2007 г 2. Дерелеева Н.И. Классные часы по теме» Нравственность»7-8 кл 2007. 3. Пчелов Е.В. Государственные символы России-герб , флаг и гимн: 2002 г. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ 1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России /А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков.М.:Просвещение, 2011. 2.Духовно-нравственное воспитание школьников /Игнатьева Е.Е.- Ж. «Воспитание школьников», № 9 -2010. 3.Глинские чтения. Духовно-нравственное воспитание в системе образования российской Федерации /М.: Самшит-издат, 2002. 4.Твоя родословная. Мартышин В.С. Учебное пособие по изучению истории семьи и составления родословной / (серия « Духовнонравственные основы семьи»). – М.: «Школьная пресса», 2000. 5. «Д.С. Лихачёв: Служение Отечеству. Духовные основы нравственного воспитания» / Петракова Т.И – М.: 1997. 6. Духовно-нравственное воспитание и гражданское воспитание в школе: Особенности и соотношение в учебно-воспитательном процессе / Ж. «Воспитание школьников», № 2 -2012. 7. Духовно-нравственное воспитание как составляющая ФГОС – тема номера журнала «Начальная школа плюс До и После» -№1-2012. 8. Социально-психологический портрет современных подростков / Н. Н. Савина //Ж. Воспитание школьников. –№ 8- 2010. 9.Воспитывающий потенциал образовательной среды современной школы: проблемы и пути развития / М. П. Нечаев // Ж.Воспитание школьников. – № 7- 2010. 10.Гражданское воспитание: опыт и перспектива / Г. Ф. Гаврилычева // Ж.Воспитание школьников. –№ 3-2010. 11.Современный опыт гражданского воспитания: особенности и тенденции развития / Н. Савотина // Ж. Воспитание школьников. –№ 52009. 12. Воспитание гражданина – патриота: системный подход / В. С. Горбунов // Воспитание школьников. – № 1-2010. ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ https://resh.edu.ru https://www.youtube.com