Рабочая программа по черчению

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В Технологии 7-8 класса, не было тем из блока «Компьютерная графика.
Черчение», в связи с этим был введен отдельный предмет «Черчение»,
который содержит все темы блока «Компьютерная графика. Черчение» 5-8
класса.
На уроках черчения обучающиеся знакомятся с основными видами и
областями применения графической информации, с различными типами
графических изображений и их элементами, учатся применять чертёжные
инструменты, читать и выполнять чертежи на бумажном носителе с
соблюдением основных правил, знакомятся с инструментами и условными
графическими обозначениями графических редакторов, учатся создавать с их
помощью тексты и рисунки, знакомятся с видами конструкторской
документации и графических моделей, овладевают навыками чтения,
выполнения
и
оформления
сборочных
чертежей,
ручными
и
автоматизированными способами подготовки чертежей, эскизов и
технических рисунков деталей, осуществления расчётов по чертежам.
Приобретаемые на уроке знания и умения необходимы для создания и
освоения новых технологий, а также продуктов техносферы, и направлены на
решение
задачи укрепления
кадрового потенциала
российского
производства.
Общее число часов – 34 часа:
в 8 классе – 34 часа (1 час в неделю)
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Цель обучения: обучение учащихся графической грамоте и элементам
графической культуры.
Задачи обучения:
- развитие образного мышления учащихся и ознакомление их с процессом
проектирования.
- овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для
поиска и использования технологической информации, проектирования и
создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства самостоятельного и
осознанного определения жизненных и профессиональных планов;
безопасными приемами труда;
- развитие познавательных интересов, технического мышления
пространственного воображения, интеллектуальных, творческих,
коммуникативных и организаторских способностей;
- воспитания трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности,
предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности;

- получение опыта применения политехнических и технологических знаний и
умений в самостоятельной практической деятельности.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
«Черчение»
Личностные результаты изучения черчения подразумевают:
- формирование мировоззрения, целостного представления о мире и формах
технического творчества;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и
способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию;
- развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
- накопление опыта графической деятельности;
- формирование творческого отношения к проблемам;
- развитие образного мышления и освоение способов творческого
самовыражения личности;
- гармонизацию интеллектуального и эмоционального развития личности;
- подготовку к осознанному выбору индивидуальной образовательной или
профессиональной траектории.

Метапредметные результаты
- формировать навыков целеполагания, включая постановку новых целей,
преобразование практической задачи в познавательную;
- уметь планировать пути достижения намеченных целей;
- уметь самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе
учета выделенных учителем ориентиров действий в новом учебном
материале;
- уметь адекватно оценить степень объективной и субъектной трудности
выполнения учебной задачи;
- идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
- выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы,
предвосхищать конечный результат;
- ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и
существующих возможностей;
- формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели
деятельности;
- владеть различными видами самоконтроля с учетом специфики предмета;
- формировать рефлексивной самооценки своих возможностей управления;
- уметь демонстрировать свое речевое и неречевое поведение в учебных
и внеучебных ситуациях.
Предметные результаты

знать и выполнять основные правила выполнения чертежей с
использованием чертёжных инструментов;
знать и использовать для выполнения чертежей инструменты
графического редактора;
понимать смысл условных графических обозначений, создавать с их
помощью графические тексты;
создавать тексты, рисунки в графическом редакторе.
называть виды конструкторской документации;
называть и характеризовать виды графических моделей;
выполнять и оформлять сборочный чертёж;
владеть ручными способами вычерчивания чертежей, эскизов и
технических рисунков деталей;
владеть автоматизированными способами вычерчивания чертежей,
эскизов и технических рисунков;
уметь читать чертежи деталей и осуществлять расчёты по чертежам.
использовать программное обеспечение для создания проектной
документации;
создавать различные виды документов;
владеть способами создания, редактирования и трансформации
графических объектов;
выполнять эскизы, схемы, чертежи с использованием чертёжных
инструментов и приспособлений и (или) с использованием программного
обеспечения;
характеризовать мир профессий, связанных с аемыми технологиями, их
востребованность на рынке труда.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Графическая информация как средство передачи информации о
материальном мире (вещах). Виды и области применения графической
информации (графических изображений).
Основы графической грамоты. Графические материалы и инструменты.
Типы графических изображений (рисунок, диаграмма, графики, графы,
эскиз, технический рисунок, чертёж, схема, карта, пиктограмма и другое.).
Основные элементы графических изображений (точка, линия, контур,
буквы и цифры, условные знаки).
Правила построения чертежей (рамка, основная надпись, масштаб,
виды, нанесение размеров).
Чтение чертежа.
Создание проектной документации.
Основы выполнения чертежей с использованием чертёжных
инструментов и приспособлений.

Стандарты оформления.
Понятие о графическом редакторе, компьютерной графике.
Инструменты графического редактора. Создание эскиза в графическом
редакторе.
Инструменты для создания и редактирования текста в графическом
редакторе.
Понятие о конструкторской документации. Формы деталей и их
конструктивные элементы. Изображение и последовательность выполнения
чертежа. ЕСКД. ГОСТ.
Общие сведения о сборочных чертежах. Оформление сборочного
чертежа. Правила чтения сборочных чертежей.
Понятие графической модели.
Применение компьютеров для разработки графической документации.
Построение геометрических фигур, чертежей деталей в системе
автоматизированного проектирования.
Графические модели. Виды графических моделей.
Система автоматизации проектно-конструкторских работ
Оформление конструкторской документации: пояснительная записка,
спецификация. Графические документы: технический рисунок объекта,
чертёж общего вида, чертежи деталей. Условности и упрощения на чертеже.
Создание презентации.
Профессии, связанные с изучаемыми технологиями, черчением,
проектированием

Тематическое планирование 8 КЛАСС
Количество часов
№
п/п

Тема урока

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

Дата
изучения

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

Раздел: Техника выполнения чертежей и
правила их оформления
1

2-3

Графическая информация как средство передачи
информации о материальном мире

https://resh.edu.ru/

1

https://sferum.ru/?p=start

Основы графической грамоты.

https://resh.edu.ru/

2
4-6

Правила построения чертежей (рамка, основная
надпись, масштаб, виды, нанесение размеров).

https://sferum.ru/?p=start
https://resh.edu.ru/

3

1

https://sferum.ru/?p=start
https://resh.edu.ru/

7

Создание проектной документации.

1

1

8-11

Основы выполнения чертежей с использованием
чертёжных инструментов и приспособлений .

4

1
окт-нояб

1214

Стандарты оформления.

3

1

https://sferum.ru/?p=start
https://resh.edu.ru/
https://sferum.ru/?p=start
https://resh.edu.ru/

Раздел: Графический редактор

https://sferum.ru/?p=start
https://resh.edu.ru/

15

Понятие о графическом редакторе, компьютерной
графике.

16

Инструменты графического редактора. Создание
эскиза в графическом редакторе.

1

17

Инструменты для создания и редактирования текста
в графическом редакторе.

1

18

Понятие о конструкторской документации. Формы
деталей и их конструктивные элементы..

1

1
https://sferum.ru/?p=start

https://resh.edu.ru/

https://sferum.ru/?p=start

https://resh.edu.ru/

Раздел: Чтение и выполнение чертежей
1923

Изображение и последовательность выполнения
чертежа. ЕСКД. ГОСТ

5

2425

Общие сведения о сборочных чертежах. Оформление
сборочного чертежа.

2

3
янв-февр

https://sferum.ru/?p=start
https://resh.edu.ru/

март

https://resh.edu.ru/
2627

28

29

Правила чтения сборочных чертежей.

Понятие графической модели.

Применение компьютеров для разработки
графической документации. Построение
геометрических фигур, чертежей деталей в системе
автоматизированного проектирования.

2

https://sferum.ru/?p=start
https://resh.edu.ru/

1

https://sferum.ru/?p=start
https://resh.edu.ru/

1

апрель

https://sferum.ru/?p=start

30

31

32

33

Графические модели. Виды графических моделей.

Система автоматизации проектно-конструкторских
работ

https://resh.edu.ru/
1

https://sferum.ru/?p=start
https://resh.edu.ru/

1

https://sferum.ru/?p=start
https://resh.edu.ru/

Оформление конструкторской документации:
пояснительная записка, спецификация.

1

Графические документы: технический рисунок
объекта, чертёж общего вида, чертежи деталей.
Условности и упрощения на чертеже. Создание

https://sferum.ru/?p=start
https://resh.edu.ru/
1
май

https://sferum.ru/?p=start

1

презентации.

34

Профессии, связанные с изучаемыми технологиями,
черчением, проектированием

Итого

https://resh.edu.ru/
1

34

https://sferum.ru/?p=start
8

Критерии оценивания знаний учащихся
Важной и необходимой частью учебно-воспитательного процесса является учет
успеваемости школьников. Проверка и оценка знаний имеет следующие функции:
контролирующую, обучающую, воспитывающую, развивающую.
В процессе обучения используется текущая и итоговая форма проверки знаний,
для осуществления которых применяется устный и письменный опрос, самостоятельные
графические работы.
Главной формой проверки знаний является выполнение графических работ.
Программой по черчению предусмотрено значительное количество обязательных
графических работ, которые позволяют учителю контролировать и систематизировать
знания учащихся программного материала. Одна из обязательных графических работ
является контрольной.
Контрольная работа даёт возможность выявить уровень усвоения знаний, умений и
навыков учащихся, приобретённых за год или курс обучения черчению; самостоятельная
работа позволяет судить об их уровне по отдельной теме или разделу программы.
Знания и умения учащихся оцениваются по пяти бальной системе. За графические
работы выставляются две оценки, за правильность выполнения и качество графического
оформления чертежа.
Для обеспечения хорошего качества проверки графических работ, вести её
целесообразно по следующему плану:


Проверка правильности оформления чертежа (выполнение рамки, основной
надписи, начертание букв и цифр чертёжным шрифтом, нанесение размеров).
 Проверка правильности построения чертежа (соблюдение проекционной связи,
применение типов линий согласно их назначению, полнота и правильность
ответа).
После проверки необходимо выявить типичные ошибки, допущенные учащимися,
и наметить пути ликвидации пробелов в их знаниях.
Программой определены примерные нормы оценки знаний и умений, учащихся по
черчению.
При устной проверке знаний оценка «5» ставится, если ученик:
а) овладел программным материалом, ясно представляет форму предметов по их
изображениям и твёрдо знает правила и условности изображений и обозначений;
б) даёт чёткий и правильный ответ, выявляющий понимание учебного материала и
характеризующий прочные знания; излагает материал в логической последовательности с
использованием принятой в курсе черчения терминологии;
в) ошибок не делает, но допускает оговорки по невнимательности при чтении
чертежей, которые легко исправляет по требованию учителя.
Оценка «4» ставится, если ученик:

а) овладел программным материалом, но чертежи читает с небольшими
затруднениями
вследствие
ещё
недостаточно
развитого
пространственного
представления; знает правила изображений и условные обозначения;
б) даёт правильный ответ в определённой логической последовательности;
в) при чтении чертежей допускает некоторую неполноту ответа и незначительные
ошибки, которые исправляет с помощью учителя.
Оценка «3» ставится, если ученик:
а) основной программный материал знает нетвёрдо, но большинство изученных
условностей изображений и обозначений усвоил;
б) ответ даёт неполный, построенный несвязно, но выявивший общее понимание
вопросов;
в) чертежи читает неуверенно, требует постоянной помощи учителя (наводящих
вопросов) и частичного применения средств наглядности.
Оценка «2» ставится, если ученик:
а) обнаруживает незнание или непонимание большей или наиболее важной части
учебного материала;
б) ответ строит несвязно, допускает существенные ошибки, которые не может
исправить даже с помощью учителя.
При выполнении графических и практических работ оценка «5» ставится, если
ученик:
а) самостоятельно, тщательно и своевременно выполняет графические
практические работы и аккуратно ведёт тетрадь; чертежи читает свободно;

и

б) при необходимости умело пользуется справочным материалом;
в) ошибок в изображениях не делает, но допускает незначительные неточности и
описки.
Оценка «4» ставится, если ученик:
а) самостоятельно, но с небольшими затруднениями выполняет и читает чертежи и
сравнительно аккуратно ведёт тетрадь;
б) справочным материалом пользуется, но ориентируется в нём с трудом;
в) при выполнении чертежей допускает незначительные ошибки, которые
исправляет после замечаний учителя и устраняет самостоятельно без дополнительных
объяснений.
Оценка «3» ставится, если ученик:
а) чертежи выполняет и читает неуверенно, но основные правила оформления
соблюдает; обязательные работы,
предусмотренные программой,
выполняет
несвоевременно; тетрадь ведёт небрежно;

б) в процессе графической деятельности допускает существенные ошибки, которые
исправляет с помощью учителя.
Оценка «2» ставится, если ученик:
а) не выполняет обязательные графические и практические работы, не ведёт тетрадь;
б) читает чертежи и выполняет только с помощью учителя и систематически
допускает существенные ошибки.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышнепольский И.С. Черчение: Учебник для 7-8 кл. – М.:
АСТ: Астрель, 2011 г. Программа рассчитана для общеобразовательных школ

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышнепольский И.С. Черчение: Учебник для 7-8 кл. – М.:
АСТ: Астрель, 2011 г. Программа рассчитана для общеобразовательных школ

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ
https://resh.edu.ru/
https://sferum.ru/?p=start
https://videouroki.net/
https://www.yaklass.ru/#tb_1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».