Рабочая программа курса внеурочной деятельности Уроки здоровья (1-4)

2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа внеурочной деятельности курса «Уроки здоровья» разработана на основе:
 Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
 Авторской программы Обуховой Л.А., Лемяскиной Н.А., Жиренко О.Е. «135 уроков здоровья
или школа докторов природы» (1-4 классы начальной школы), ВОИПКиПРО, 2020г.;
Данная программа определяет содержание и организацию внеурочной деятельности и
направлена на формирование у ребенка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности
за сохранение и укрепление своего здоровья. На расширение знаний и навыков учащихся по
гигиенической культуре.
Здоровье человека — тема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она
становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу
специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников
ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее
значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды,
совпадающие с получением общего среднего образования.
По данным Института возрастной физиологии РАО, школьная образовательная среда порождает
факторы риска нарушений здоровья, с действием которых связано 40 % негативных влияний,
ухудшающих здоровье детей школьного возраста. Исследования ИВФ РАО позволяют выстроить
школьные факторы риска по убыванию значимости и силы влияния на здоровье учащихся:
- стрессовая педагогическая тактика;
- несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям
школьников;
- несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации
учебного процесса;
- недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;
- провалы в существующей системе физического воспитания;
- интенсификация учебного процесса;
- функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья;
- частичное разрушение служб школьного медицинского контроля;
- отсутствие системной работы по формированию ценностей здоровья и здорового образа жизни.
Таким образом, традиционная организация образовательного процесса создает у школьников
постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к поломке механизмов саморегуляции
физиологических функций и способствуют развитию хронических болезней. В результате существующая
система школьного образования имеет здоровьезатратный характер.
По мнению специалистов-медиков, возраст от одного года до 15 лет гораздо важнее для сохранения
будущего здоровья, чем от 15 лет до 60.
Как помочь школьнику, как сделать так, чтобы он начал жить активной, интересной и полноценной
жизнью? Как сделать так, чтобы учение в школе вызывало прилив энергии, а обучение было в радость,
развивало рефлексивные умения учащихся? Именно в решении этих вопросов и заключается
актуальность программы «Уроки Здоровья».

3

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель: обеспечить возможность сохранения здоровья детей в период обучения в школе; научить
детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в
согласии с законами природы, законами бытия.
Задачи:
 сформировать у детей необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;
 формировать у детей мотивационную сферу гигиенического поведения, безопасной жизни,
физического воспитания;
 обеспечить физическое и психическое саморазвитие;
 научить использовать полученные знания в повседневной жизни;
 добиться потребности выполнения элементарных правил здоровьесбережения.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
Данная программа строится на принципах:
 Научности; в основе которых содержится анализ статистических медицинских исследований
по состоянию здоровья школьников.
 Доступности; которых определяет содержание курса в соответствии с возрастными
особенностями младших школьников.

Системности; определяющий взаимосвязь и целостность содержания, форм и принципов
предлагаемого курса.
ПРАКТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ КУРСА
Содержание занятий направлено на то, чтобы научить детей быть здоровыми душой и телом,
стремится творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами
бытия.
Обеспечение мотивации
Быть здоровым – значит быть счастливым и успешным в будущей взрослой жизни.
Занятия носят научно-образовательный характер.
Изучение программного материала начинается с 1 класса на доступном младшим
школьникам уровне, преимущественно в виде учебных игр и в процессе практической деятельности.
Кроме того, каждый отдельный раздел курса включает в себя дополнительные виды деятельности:

чтение стихов, сказок, рассказов;

постановка драматических сценок, спектаклей;

прослушивание песен и стихов;

разучивание и исполнение песен;

организация подвижных игр;

проведение опытов;
 выполнение физических упражнений, упражнений на релаксацию, концентрацию внимания,
развитие воображения;
Организация учебных занятий предполагает, что любое занятие для детей должно стать уроком
радости, открывающим каждому ребёнку его собственную индивидуальность и резервные возможности
организма, которые обеспечивают повышение уровней работоспособности и адаптивности.

4

Он не должен быть уроком «заучивания», на котором вместо достижения оздоровительного
эффекта создаётся только дополнительная нагрузка. Каждое занятие должно стать настоящим уроком
«здравотворчества».
МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Программа рассчитана на 135 часов за 4 года обучения, 1 класс - 33 часа в год
(1 час в неделю), 2- 4 классы по 34 часа в год (1час в неделю)
Примечание: в течение года возможно изменение количества часов на изучение тем программы
в связи с совпадением занятий расписания с праздничными днями, сроками изменения каникул и
другими особенностями функционирования образовательного учреждения.
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ ПРОГРАММЫ «УРОКИ ЗДОРОВЬЯ»
Одним из результатов преподавания программы «Уроки здоровья» является решение задач
воспитания – осмысление и интериоризация (присвоение) младшими школьниками системы ценностей.
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в
бережном отношении к другим людям и к природе.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя
частью природного мира  частью живой и неживой природы. Любовь к природе - это бережное
отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты,
гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию,
важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих:
физического, психического и социально-нравственного здоровья.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и
милосердие как проявление высшей человеческой способности  любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума,
понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и
образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от
поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков образа жизни, но
свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда
по всей социальной сути является человек.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа,
представителя страны и государства.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
1 класс
1.
Дружи с водой.
Советы Доктора Воды: особенности организма и забота о своем здоровье. Как вода помогает
избавиться от микробов.
Практические занятия
Игра «Друзья Вода и Мыло». Инсценировка отрывка из сказки «Мойдодыр» К.Чуковского.
2.
Забота о глазах.
Глаза – главные помощники человека. Правила бережного отношения к зрению.
5

Практические занятия
Гимнастика для глаз. Игра «Полезно-вредно». Проведение опыта «Воздействие света на зрачок
глаза»
3.
Уход за ушами.
Чтобы уши слышали: как сберечь органы слуха
Практические занятия
Самомассаж ушей. Опыт «Звучащий предмет»
4.
Уход за зубами
Почему зубы болят. Чтобы зубы были здоровыми. Как сохранить улыбку здоровой
Практические занятия
Упражнение «Спрятанный сахар». Практикум «чистка зубов». Оздоровительная минутка.
5.
Уход за руками и ногами.
«Рабочие инструменты человека»: руки и ноги. Уход за ногтями.
Практические занятия
Игра-соревнование «Кто больше?» Динамический час
Конкурс знатоков пословиц и поговорок
6.
Забота о коже.
Зачем человеку кожа. Надежная защита организма. Если кожа повреждена. Правила ухода а
кожей.
Практические занятия
Игра «Угадай-ка». Опыт «Почувствуй предмет». Практикум: оказание первой помощи при
повреждении кожных покровов.
7.
Как следует питаться.
Питание – необходимое условие для жизни человека. Здоровая пища для всей семьи. Я выбираю
кашу!
Практические занятия
Занятие-обсуждение по стихотворению С.Михалкова «Про девочку, которая плохо кушала». Игра
«Что разрушает здоровье».
8.
Как сделать сон полезным.
Сон – лучшее лекарство. Гигиена сна.
Практические занятия
Игра «Плохо-хорошо» (по гигиене сна). Анализ стихотворения С.Михалкова «Не спать»
9.
Настроение в школе.
Беседа»От чего зависит настроение»
Практические занятия
Динамический час. Упражнения «Азбука волшебных слов», «Сотвори солнце в себе»
10.
Настроение после школы.
Беседа с активным слушанием «Как создать хорошее настроение».
Практические занятия
Анкетирование «Любишь - не любишь». Работа с пословицами. Игра «Закончи рассказ»
11.
Поведение в школе.
Правила поведения «Я – ученик».
Практические занятия
Игра «Какой ты ученик». Анализ стихотворения Б.Заходера «Перемена». Игра-практикум «В
столовой».
12.
Вредные привычки.
Вредные привычки и их влияние на здоровье человека.
Практические занятия
Игра «Да – нет». Оздоровительная минутка. Анализ ситуаций.
13.
Мышцы, кости и суставы.
6

Беседа по теме «Осанка – стройная спина!» Правила для поддержания правильной осанки.
Практические занятия
Оздоровительная минутка «Хождение по камушкам». Динамический час.
14.
Как закаляться. Обтирание и обливание.
Если хочешь быть здоров – закаляйся! Шесть признаков здорового и закаленного человека.
Практические занятия
Классная выставка «Мы дружим с физкультурой и спортом». Игра «Эрудит»
15.
Как правильно вести себя на воде
Правила безопасности на воде. Как научиться плавать (советы)
Практические занятия
Подвижные игры «Море волнуется», «Совушка»
16.
И снова и гигиене
Анализ «Вредных советов» Г.Остера и «Очень правдивой истории» Л.Яхнина.
Практические занятия
Викторина «Чистота и здоровье». Игры «Письма», «Отгадай-ка!»
17.
О пользе витаминов.
Беседа «Что я знаю про витамины».
Практические занятия
Инсценировка «Спор овощей». Игры «Вершки и корешки», «Кто больше». Сюжетно-ролевая игра
«Мы идем в магазин»
18.
Наша безопасность.
Беседа «Очень подозрительный тип»
Практические занятия
Практикум «Один дома» «Встреча на улице»
19.
Народные игры.
Рассказ о народных подвижных играх
Практические занятия
Разучивание игры «Городки»
20.
Подвижные игры
Доктора природы (обобщение)
Практические занятия
Разучивание игр «Салки», «Русская лапта»
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 класс
(1 час в неделю – 33 часа в год)
№
п/п

Количество часов
Содержание темы

Всего

Теоретические

1
Дружи
с водой

2

1

Практические
1

2
Забота
о глазах

1

0.5

0,5

3
Уход
за ушами

1

0,5

0,5

4
Уход
за зубами

3

2

1

1
2
3
4
7

5
Уход
за руками и ногами

1

0,5

0,5

6
Забота
о коже

3

2

1

7 следует питаться
Как

2

1

1

7 сделать сон полезным?
Как

1

0,5

0,5

9
Настроение
в школе

1

0,5

0,5

1
Настроение
после школы

1

0,5

0,5

1
Поведение
в школе

2

1

1

1
Вредные
привычки

2

1

1

1
Мышцы,
кости и суставы

2

1

1

1 закаляться. Обтирание и обливание.
Как

1

0,5

0,5

1 снова о гигиене
И

2

1

1

1 пользе витаминов
О

1

0,5

0,5

1 правильно вести себя на воде
Как

2

1

1

1
Наша
безопасность

1

0,5

0,5

1
Народные
игры

1

0,5

0,5

2
Подвижные
игры

2

1

1

2
Доктора
природы (обобщающие)

1

1

Итого:

33

18

5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
15

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
2 класс
1.
Почему мы болеем.
Причины болезни. Признаки болезни.
Практические занятия
Тест «Твое здоровье. Игра-соревнование «Кто больше?» Практикум «Как помочь больному»
2.
Кто и как предохраняет нас от болезней
Как организм помогает себе сам? Что такое здоровый образ жизни. Режим дня.
Практические занятия
Тест «Умеешь ли ты готовить уроки?» Составление памятки. Оздоровительная минутка.
3.
Кто нас лечит.
Какие врачи нас лечат. Встреча с врачом-педиатром.
8

Практические занятия
Динамический час. Валеологический самоанализ.
4.
Прививки от болезней.
Инфекционные болезни. О прививках.
Практические занятия
Игра-соревнование «Кто больше?» Анализ стихотворения С.Михалкова «Прививка». Игра
«Полезно – вредно»
5.
Что нужно знать о лекарствах.
Какие лекарства мы выбираем? Домашняя аптечка.
Практические занятия
Игра «Валеологический светофор». Практикум «В аптеке»
6.
Как избежать отравлений.
Отравление лекарствами. Пищевые отравления.
Практические занятия
Игра-соревнование «Кто ответит правильно?» Практикум «Помоги себе сам». Оздоровительная
минутка.
7.
Безопасность при любой погоде.
Если солнечно и жарко. Если на улице дождь и гроза.
Практические занятия
Игра «Полезно – вредно». Динамический час.
8.
Правила безопасного поведения в доме, на улице, в транспорте
Опасность в нашем доме. Как вести себя на улице.
Практические занятия
Игра «Валеологический светофор». Практикум «Пешеходный переход». Игра «Да и нет»
9.
Правила поведения на воде
Вода – наш друг. Правила купания в открытой воде.
Практические занятия
Динамический час. Викторина «Водоемы нашей местности»
10.
Правила обращения с огнем.
Чтобы огонь не причинил вреда. Правила поведения при пожаре.
Практические занятия
Практическая работа «Эвакуация при пожаре в школе». Командная игра «Пожарная каска»
11.
Как уберечься от поражения электрическим током.
Чем опасен электрический ток? Правила обращения с бытовыми электроприборами.
Практические занятия
Первая помощь пострадавшему.
12.
Как уберечься от порезов, ушибов, переломов.
Травмы. Как казать первую помощь.
Практические занятия
Практикум по теме. Динамический час.
13.
Как защититься от насекомых.
Укусы насекомых. Как оказать первую помощь.
Практические занятия
Практикум по теме. Викторина «Насекомые»
14.
Предосторожности при обращении с животными.
Что мы знаем о собаках и кошках? Первая помощь при укусах кошек и собак. Правила обращения
с животными.
Практические занятия
Анкетирование «Четвероногий друг». Практикум «Помоги себе сам»
15.
Первая помощь при отравлении жидкостями, пищей, парами, газом.
9

Отравление ядовитыми веществами. Отравление угарным газом. Первая помощь.
Практические занятия
Практикум по теме.
16.
Первая помощь при перегревании и тепловом ударе, при ожогах и обморожении.
Как помочь себе при тепловом ударе. Как уберечься от мороза.
Практические занятия
Практикум «Помоги себе сам»
17.
Первая помощь при травмах.
Растяжение связок и вывих костей. Переломы. Если ты ушибся или порезался.
Практические занятия
Наложение холодного компресса. Наложение шины. Бинтование раны.
18.
Первая помощь при попадании инородны тел в глаз, ухо, нос.
Если в глаз, ухо, нос или горло попало постороннее тело
Практические занятия
Практикум по теме. Оздоровительная минутка.
19.
Первая помощь при укусах насекомых, змей, собак и кошек.
Укусы змей. Первая помощь.
Практические занятия
Игра «Самый внимательный»
20.
Сегодняшние заботы медицины
Неизлечимые болезни века. Как вырасти здоровым. Я выбираю движение.
Практические занятия
Тест «Оцени себя сам»
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
2 класс
(1 час в неделю – 34 часа в год)
Количество часов

№
п/п

Содержание темы
1

Почему мы болеем

Всего

Теоретические

3

2

Практические
1

2

1

1

1
2 Кто и как предохраняет нас от болезней
2
3

Кто нас лечит

1

1

4

Прививки от болезней

2

1

1

5

Что нужно знать о лекарствах

2

1

1

6

Как избежать отравлений

2

1

1

7

Безопасность при любой погоде

2

1

1

8Правила безопасного поведения в доме, на
улице, в транспорте

2

1

1

3
4
5
6
7
8

10

9 Правила безопасного поведения на воде

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0.5

0,5

1

0,5

0,5

2

1

1

2

1

1

3

2

1

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

3

2

1

34

19

15

9
1

Правила общения с огнем

10
1Как уберечься от поражения электрическим
11
током
1 Как уберечься от порезов, ушибов,
12
переломов
1
Как защититься от насекомых
13
1 Предосторожности при обращении с
14
животными
Первая
1
помощь при отравлении жидкостями,
15
пищей, парами, газом
1 Первая помощь при перегревании и
16 тепловом ударе, при ожогах и обморожении
1
Первая помощь при травмах
17
1Первая помощь при попадании инородных
18
тел в глаз, ухо, нос
Первая
1
помощь при укусах насекомых, змей,
19
собак и кошек
2
Сегодняшние заботы медицины
20
Итого:

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
3 класс
1.
Чего не надо бояться.
Как воспитывать уверенность и бесстрашие. Чего мы боимся.
Практические занятия
«Нарисуй свой страх»
2.
Добрым быть приятнее, чем злым, завистливым и жадным.
Учимся делать добро. Спеши делать добро.
Практические занятия
Игра «Почему это произошло?». Лексическая работа с пословицами о добре и зле.
3.
Почему мы говорим неправду
Поможет ли нам обман?. Неправда и ложь в пословицах и поговорках.
Практические занятия
Практическая работа со словарем С.И.Ожегова. Анализ ситуации (рассказ Л.Толстого «Косточка»)
4.
Почему мы не слушаем родителей.
Надо ли прислушиваться к советам родителей. Почему дети и родители не всегда понимают друг
друга.
Практические занятия
Игра-тест «Мои обиды»
5.
Надо уметь сдерживать себя.
Все ли желания выполнимы. Как воспитать в себе сдержанность.
Практические занятия
11

Чтение по ролям стихотворения А.Барто «Девочка-ревушка». Динамический час.
6.
Не грызи ногти, не ковыряй в носу.
Как отучить себя от вредных привычек.
Практические занятия
Игры «Давай поговорим», «Доскажи словечко»
7.
Как относиться к подаркам.
Как принимать и дарить подарки.
Практические занятия
Разыгрывание и анализ ситуаций по теме.
8.
Как следует относиться к наказаниям.
Наказание – как средство воспитания.
Практические занятия
Анализ ситуации (стихотворение Э.Мошковской «В обиде»)
9.
Как нужно одеваться.
Одежда.
Практические занятия
Игры «Кто больше», «Правильный ответ». Оздоровительная минутка.
10.
Как вести себя с незнакомыми людьми.
Ответственное поведение. Азбука личной безопасности.
Практические занятия
Практикум по теме (проигрывание ситуаций)
11.
Как вести себя, если что-то болит.
Что такое боль.
Практические занятия
Кроссворд по теме.
12.
Как вести себя за столом.
Сервировка стола. Правила поведения за столом.
Практические занятия
Практикум «Сервировка стола»
13.
Как вести себя в гостях.
Ты идешь в гости.
Практические занятия
Г.Остер «Вредные советы». Игра «Гости на пороге»
14.
Как вести себя в общественных местах.
Как вести себя в транспорте и на улице. Как вести себя в театре, кино, школе.
Практические занятия
Практикум «Мы – пассажиры»
15.
«Нехорошие слова». Недобрые шутки»
Умеем ли мы вежливо общаться по телефону. Умеем ли мы разговаривать по телефону.
Практические занятия
Игры «Комплимент», «Телефон»
16.
Что делать, если не хочется в школу.
Беседа с активным слушанием «Помоги себе сам»
Практические занятия
Конкурс рисунков «Школа моей мечты»
17.
Чем заняться после школы.
Умей организовать свой досуг.
Практические занятия
Стихотворный монтаж «О свободном времени»
18.
Как выбирать друзей.
12

Беседы с активным слушанием «Что такое настоящая дружба», «Кто может считаться настоящим
другом»
Практические занятия
Игры «Хочу быть…», «Любит – не любит»
19.
Как помочь родителям.
Как доставить родителям радость.
Практические занятия
Игры «Если бы я был взрослым…»
20.
Как помочь больным и беспомощным.
Если кому-нибудь нужна твоя помощь. «Спешите делать добро»
Практические занятия
Анализ стихотворения Е.Благининой «Наш дедушка». Ролевая игра «Правило доброты»
21.
Повторение.
Огонек здоровья. Путешествие в страну здоровья. Культура здорового образа жизни.
Практические занятия
Урок-соревнование «Культура здорового образа жизни»
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
3 класс
(1 час в неделю – 34 часа в год)
Количество часов
№
Содержание темы
ПрактиВсего
Теоретические
п/п
ческие
1
1
1
Чего не надо бояться
1
Добрым
2
быть приятнее, чем злым,
2
1
1
2 завистливым и жадным
3
2
1
1
Почему мы говорим не правду
3
4
2
1
1
Почему мы не слушаемся родителей?
4
5
2
1
1
Надо уметь сдерживать себя
5
6
2
1
1
Не грызи ногти, не ковыряй в носу
6
7
2
1
1
Как относиться к подаркам
7
8
1
0,5
0,5
8 Как следует относиться к наказаниям
9
1
0,5
0,5
Как нужно одеваться
9
1
1
0,5
0,5
Как вести себя с незнакомыми людьми
10
1
1
0,5
0,5
Как вести себя, когда что-то болит
11
1
2
1
1
Как вести себя за столом
12
13

13
14
15
16
17
18
19
20
21

1
Как вести себя в гостях

1

0,5

0,5

1
Как вести себя в общественных местах

2

1

1

1
«Нехорошие слова». Недобрые шутки

2

1

1

1
Что делать, если не хочется в школу

1

0,5

0,5

1
Чем заняться после школы

1

0,5

0,5

1
Как выбрать друзей

2

1

1

1
Как помочь родителям

1

0,5

0,5

2
Как помочь больным и беспомощным

2

1

1

2
Повторение

3

1

2

Итого:

34

17

17

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
4 класс
1.
Наше здоровье.
Что такое здоровье? Что такое эмоции? Чувства и поступки. Стресс.
Практические занятия
Измерение частоты пульса. Игры «Давай поговорим», «Твое имя»
2.
Как помочь сохранить здоровье.
Учимся думать и действовать. Учимся находить причину и последствия событий. Умей выбирать.
Практические занятия
Тренинг безопасного поведения. Игра «Назови последствия событий»
3.
Что зависит от моего решения.
Я принимаю решение. Я отвечаю за свое решение.
Практические занятия
Анализ стихотворения «Что красивей всего?» Игры «Что я знаю о себе», «Теплые ладони»
4.
Злой волшебник табак.
Что мы знаем о курении.
Практические занятия
Игра «Волшебный стул». Динамический час.
5.
Почему некоторые привычки называются вредными.
Зависимость. Умей сказать «нет». Как сказать «нет». Почему вредной привычке ты скажешь НЕТ.
Практические занятия
«Я умею выбирать» - тренинг безопасного поведения.
6.
Помоги себе сам.
Беседа «Волевое поведение»
Практические занятия
Игра «Дерево решений»
7.
Злой волшебник – алкоголь.
Алкоголь. Алкоголь – ошибка. Алкоголь – сделай свой выбор.
Практические занятия
14

Анализ басни С.Михалкова «Непьющий воробей». Игра «Список проблем»
8.
Злой волшебник – наркотик.
Беседа «Наркотик – смерть»
Практические занятия
«Наркотик» - тренинг безопасного поведения.
9.
Мы – одна семья»
Мальчишки и девчонки. Моя семья.
Практические занятия
Выставка рисунков «Моя семья» Праздник «Папа, мама, я – спортивная семья»
10.
Повторение.
Дружба. Умеем ли мы правильно питаться. Я выбираю кашу. Чистота и здоровье. Чистота и
порядок. Будем делать хорошо и не будем плохо. Я здоровье сберегу – сам себе я помогу. Будьте
здоровы!
Практические занятия
Игра-путешествие «Откуда берутся грязнули». КВН «Наше здоровье». День здоровья.
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
4 класс
(1 час в неделю – 34 часа в год)
Количество часов
№

Содержание темы

Теоретические

1
Наше здоровье

4

2

2

2
Как помочь сохранить себе здоровье

3

2

1

3
Что зависит от моего решения

2

1

1

4
Злой волшебник табак

1

0,5

0,5

Почему
5
некоторые привычки

5

3

2

6
Помоги себе сам

1

0,5

0,5

7
Злой волшебник алкоголь

3

2

1

8
Злой волшебник наркотик

2

1

1

п/п

1

2

3

4

Практи-

Всего

ческие

5 называются вредными

6

7

8

15

9

10

9
Мы одна семья

2

1

1

1
Повторение

11

7

4

Итого:

34

20

14

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
ПРОГРАММЫ «УРОКИ ЗДОРОВЬЯ»
Универсальными компетенциями учащихся на этапе начального общего образования по
формированию
здорового
и
безопасного
образа
жизни
являются:
— умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для
достижения её цели;
— умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками
в достижении общих целей;
— умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и
взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию
здорового
и
безопасного
образа
жизни
являются
следующие
умения:
— активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и
доброжелательности,
взаимопомощи
и
сопереживания;
—овладеть
навыками бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих,
предупреждения
заболеваний,
оказания
первой
медицинской
помощи;
— проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
— оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие
интересы.
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по
формированию здорового и безопасного образа жизни являются следующие умения:
— характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе
освоенных знаний и имеющегося опыта;
—находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
— общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и
взаимопомощи, дружбы и толерантности;
— обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической
культурой;
— организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности ;
— анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и
способы их улучшения;
— оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию
здорового
и
безопасного
образа
жизни
являются
следующие
умения:
16

— планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с
использованием
средств
физической
культуры;
— представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и
физической подготовки человека;
— применять знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие
сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья;
— организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований;
— применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в
различных изменяющихся, вариативных условиях.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате усвоения программы учащиеся научатся:

выполнять санитарно-гигиенические требования: соблюдать личную гигиену и осуществлять
гигиенические процедуры в течение дня;

осуществлять активную оздоровительную деятельность;

формировать своё здоровье.
Учащиеся узнают:

факторы, влияющие на здоровье человека;

причины некоторых заболеваний;

причины возникновения травм и правила оказания первой помощи;

виды закаливания (пребывание на свежем воздухе, обливание, обтирание, солнечные ванны)
и правила закаливания организма; влияние закаливания на физическое состояние и укрепление здоровья
человека;

о пользе физических упражнений для гармоничного развития человека;

основные формы физических занятий и виды физических упражнений.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И СПОСОБЫ ПРОВЕРКИ:
К концу 1 года обучения:
Должны знать: как правильно надо мыть руки и лицо, как заботиться о глазах и как ухаживать за
ушами, зубами, руками и ногами, знать правила ухода за кожей, как следует питаться, о пользе сна,
правила поведения в школе и дома, о вреде курения, о пользе физических упражнений и закаливания,
правила безопасного поведения на воде.
Должны уметь: правильно мыть руки и лицо, делать гимнастику для глаз, содержать в чистоте и
защищать уши, зубы, руки, ноги и кожу от повреждений, выбирать полезную для здоровья пищу и
тщательно пережёвывать её при приёме, спать по 11-11,5 часов, ложась в 20-21 час, контролировать
своё поведение в школе и дома, уметь противостоять при предложении покурить, выполнять
физические упражнения для укрепления мышц, выполнять закаливающие процедуры, соблюдать
правила безопасного поведения на воде, играть в подвижные игры на воздухе.
Способ проверки:

17

Наблюдение за внешним видом и поведением детей по приходу в школу, во время перемен, при
посещении ими столовой, на уроках физкультуры; беседы с детьми и их родителями о соблюдении вне
школы навыков ЗОЖ; опрос на занятиях после пройденной темы.
К концу 2 года обучения:
Должны знать: о причинах и признаках болезней, что такое адаптация и как организм помогает
себе сам, понимать значение выражения «здоровый образ жизни», какие врачи помогают сохранить нам
здоровье, что такое инфекционные болезни и для чего делают прививки от болезней, понимать для чего
нужны лекарства, признаки лекарственных и пищевых отравлений; правила поведения, если солнечно и
жарко и если на улице дождь и гроза; правила безопасного поведения в доме, на улице, в транспорте;
правила безопасного поведения на воде; правила обращения с огнём; знать, чем опасен электрический
ток; как уберечься от порезов, ушибов, переломов; как защититься от насекомых; правила обращения с
животными; признаки отравлений жидкостями, пищей парами, газом; признаки перегревания и
теплового удара; какие бывают травмы; правила поведения, если в глаз, ухо, нос или горло попал посторонний предмет; признаки укуса змеи; о неизлечимых болезнях века.
Должны уметь: заботиться о своём здоровье, составлять и выполнять режим дня, вести здоровый
образ жизни, выполнять рекомендации врача во время болезни, своевременно делать прививки, следить
за содержанием домашней аптечки, оказать себе первую помощь при лекарственных и пищевых
отравлениях, при солнечных ожогах, если промокли под дождём; соблюдать правила безопасного поведения в доме, на улице, в транспорте, на воде, при пожаре в доме, оказать первую помощь пострадавшему от электрического тока; оказать первую помощь при порезах, ушибах, переломах; оказать первую
помощь при укусах насекомых; оказать себе первую помощь, если укусила собака; помочь себе при
отравлении жидкостями, пищей, парами, газом; помочь себе при тепловом ударе, при ожогах и обморожении; оказать первую помощь при травмах; оказать первую помощь при укусе змеи; заниматься
самовоспитанием.
Способ проверки:
Наблюдение непосредственное и целенаправленное за поведением детей в школе на уроках,
переменах, уроках физкультуры, во время экскурсий, походов, беседы с детьми и их родителями о
соблюдении вне школы навыков ЗОЖ, создание ситуации эксперимента, опрос на занятиях после
пройденной темы, тестирование в конце года «Оцени себя сам».
К концу 3 года обучения:
Должны знать: как воспитывать уверенность и бесстрашие; что значит совершать доброе дело; что
такое ложь; почему дети и родители не всегда понимают друг друга; как воспитать в себе сдержанность;
как отучить себя от вредных привычек; как относиться к подаркам; как следует относиться к наказаниями; как нужно одеваться; как вести себя с незнакомыми людьми; как вести себя, когда что-то
болит; как вести себя за столом; правила поведения за столом; как вести себя в гостях; как вести себя в
общественных местах; правила вежливого общения; что делать, если не хочется в школу; чем заняться
после школы; что такое дружба и кто может считаться настоящим другом; как можно помочь
родителям; как можно помочь больным и беспомощным.
Должны уметь: общаться без напряжения и страха; думать о своих поступках; избегать при
общении лжи; стараться понимать своих родителей; уметь сдерживать себя в необходимой ситуации;
стремиться избавиться от вредных привычек; уметь принимать и дарить подарки; оценивать свои поступки, за которые получили наказание; одеваться по ситуации; быть ответственным за своё поведение;
помочь себе при сильной боли; уметь сервировать стол; соблюдать гостевой этикет; соблюдать правила
поведения в транспорте и на улице, в театре, кино, школе; уметь разговаривать по телефону; уметь по18

мочь себе справиться с ленью; уметь организовать свой досуг; выбрать друзей; уметь оказать
посильную помощь родителям; помочь больным и беспомощным.
Способ проверки:
Наблюдение непосредственное и целенаправленное за поведением детей в школе на уроках,
переменах, уроках физкультуры, во время экскурсий, походов; беседы с детьми и их родителями о
соблюдении вне школы навыков здорового образа жизни; создание ситуации эксперимента; опрос на
занятиях после пройденной темы; в конце года: театрализованное действие «Огонёк здоровья», «Путешествие в страну здоровья» с конкурсами на лучшее знание правил здорового образа жизни и умения их
выполнять, урок - соревнование «Культура здорового образа жизни».
К концу 4 года обучения:
Должны знать: что такое здоровье, что такое эмоции, чувства, поступки и стресс; как помочь
сохранить себе здоровье; должны знать, что принимая решение, каждый несёт ответственность за себя и
окружающих; почему дышать табачным дымом опасно для здоровья; почему некоторые привычки
называются вредными (курение, алкоголь, наркотики); что такое волевое поведение; почему алкоголь
опасен для нашего здоровья; почему наркотики губительны для человека; знать, что взаимопомощь
укрепляет здоровье мальчиков и девочек, а поддержка в семье сохраняет здоровье её членов.
Должны уметь: понимать, какое чувство провоцирует на тот или иной поступок (злость, зависть,
гнев, радость); стараться избегать стрессов; уметь находить причину и последствия событий, уметь
выбирать правильное для своего здоровья поведение; отвечать за своё решение; уметь противостоять,
если кто-то будет предлагать покурить; заниматься самовоспитанием; уметь сказать нет, если ктонибудь будет предлагать попробовать алкоголь или наркотики; уметь оказывать помощь своим
одноклассникам, поддерживать и помогать членам своей семьи.
Способ проверки:
Наблюдение непосредственное и целенаправленное за поведением детей в школе на уроках,
переменах, уроках физкультуры, во время экскурсий, походов; беседы с детьми и их родителями о
соблюдении вне школы навыков здорового образа жизни; создание ситуации эксперимента; опрос на
занятиях после пройденной темы; в конце года проведение нестандартных уроков и праздников на
повторение изученного за всю начальную школу: театрализованное действие «Дружба», спортивный
праздник «День здоровья», сюжетно-ролевые игры «Умеем ли мы правильно питаться» и «Я выбираю
кашу», костюмированный праздник «Чистота и здоровье», игры-путешествия «Откуда берутся
грязнули?», «Чистота и порядок» и «Будем делать хорошо и не будем плохо», урок – КВН «Наше
здоровье», праздники «Я здоровье берегу – сам себе я помогу» и «Будьте здоровы».
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
 театрализованное действие «Дружба»;
 спортивный праздник «День здоровья»;
 сюжетно-ролевые игры «Умеем ли мы правильно питаться» и «Я выбираю кашу»;
 костюмированный праздник «Чистота и здоровье»;
 игры-путешествия «Откуда берутся грязнули ?», «Чистота и порядок» и «Будем делать хорошо и
не будем плохо»;
 урок – КВН «Наше здоровье»;
 праздники «Я здоровье берегу – сам себе я помогу» и «Будьте здоровы»

1.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ для учителя
Жиренко О.Е., Обухова Л.А. Будем здоровы, дети! – Воронеж: ВОИПКиПРО, 2020.
19

2.
Обухова Л.А., Лемяскина Н.А., Жиренко О.Е. Новые 135 уроков здоровья, или школа
докторов природы (1 – 4 классы). – М.: ВАКО, 2020. – 288 с.
3.
Обухова Л.А., Жиренко О.Е. Уроки здоровья. Рабочая тетрадь . – Воронеж :
ВОИПКиПРО, 2020. – 40 с.

20

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС
№
п/п

Кол-во
часов

Характеристика деятельности

1

1

Дружи с водой
Советы доктора Воды.

2

Друзья Вода и Мыло.

1

3

Забота о глазах
Глаза – главные
помощники человека.
Уход за ушами
Чтобы уши слышали.

1

5

Уход за зубами
Почему болят зубы.

1

6

Чтобы зубы были
здоровыми.

1

Вступительное слово учителя. Солнце, воздух и вода – наши лучшие
друзья. Беседа по стихотворению «Мойдодыр». Оздоровительная
минутка. Советы доктора Воды. Повторение правил доктора Воды.
Сказка о микробах.
Заучивание слов.
Игра «Наоборот». Творческая работа.
Игра «Доскажи словечко».
Беседа об органах зрения. Правила бережного отношения к зрению.
Заучивание слов. Опыт со светом. Гимнастика для глаз. Игра «Полезно
– вредно».
Правила сохранения зрения.
Разыгрывание ситуации. Проведение опытов. Оздоровительная
минутка.
Правила сохранения слуха.
Разыгрывание ситуации. Проведение опытов. Оздоровительная
минутка.
Знакомство с доктором Здоровые Зубы. Упражнение «Спрятанный
сахар». Оздоровительная минутка. Зачем человеку зубная щётка?
Игра «Угадай-ка!» Рассказ учителя. Анализ ситуации. Упражнение
«Держи осанку». Творческое рисование.
Памятка «Как сохранить зубы».
Практическая работа. Разучивание стихотворение. Творческая работа.

7

Как сохранить улыбку
красивой.

1

4

Наименование разделов
и тем

1

Дата
По пл.

Тест. Психологический тренинг «Сотвори солнце в себе».
Творческая работа.
21

Факт.

Примечания

Уход за руками и
ногами
«Рабочие инструменты»
человека.
Забота о коже
Зачем человеку кожа

1

Оздоровительная минутка.
Памятка «Это полезно знать». Практическая работа.
Игра-соревнование «Кто больше?» Разгадывание загадок. Работа с
пословицами и поговорками.

1

10

Надёжная защита
организма

1

11

Если кожа повреждена

1

Встреча с доктором Здоровая Кожа. Рассказ учителя. Оздоровительная
минутка «Солнышко».
Игра «Угадайка». Проведение опытов. Практическая работа.
Правила ухода за кожей. Беседа об органах чувств. Тест.
Работа по таблице «Строение кожи». Моделирование схемы. Игра
«Можно или нельзя».
Рассказ учителя о повреждениях кожи Оздоровительная минутка
«Этюд души».
Практическая работа в парах «Как оказать первую помощь?»

12

Как следует питаться
Питание – необходимое
условие для жизни
человека
Здоровая пища для всей
семьи

1

Повторение правил здоровья. Встреча с доктором Здоровая Пища.
Советы доктора Здоровая Пища.
Заучивание слов. Упражнение для осанки «Гора». Работа по таблице
«Органы пищеварения». Игра «Продолжи сказку».

1

14

Как сделать сон
полезным
Сон – лучшее лекарство

1

15

Настроение в школе
Какое настроение?
Настроение после
школы
Я пришёл из школы

1

Анализ ситуации.. Оздоровительная минутка. Золотые правила
питания.
Игра «Угадайка». Проведение опыта
Игра «Что разрушает здоровье, что укрепляет?».
Повторение правил здоровья Анализ ситуации. Оздоровительная
минутка «Хождение по камушкам».
Игры «Можно - нельзя», «Юный кулинар». Игра по гигиене сна
«Плохо – хорошо».
Встреча с доктором Любовь. Оздоровительная минутка.
Упражнение «Азбука волшебных слов. Тест.
Беседа. Рассказ учителя. Оздоровительная минутка. Работа с
пословицами.
Анализ и разыгрывание ситуации. Упражнение «Любишь – не
любишь»,
Игра «Закончи рассказ».

8

9

13

16

1

22

17

Поведение в школе
Я - ученик

1

Оздоровительная минутка «Упражнения животных».
Игра «Знаешь ли ты правила?» Творческая работа «Придумай
правила».

18

Я - ученик

1

Анализ ситуаций.

19

Вредные привычки.
Вредные привычки

1

20

Вредные привычки.

1

21

Мышцы, кости и
суставы
Скелет – наша опора
Осанка – стройная спина

1

Как закаляться.
Обтирание и обливание
Если хочешь быть здоров
24 Как правильно вести
себя на воде
Правила безопасности на
воде
25 Режим школьника
Соблюдаем мы режим,
быть здоровыми хотим.
Народные и подвижные
26- игры
27 Народные игры

1

22
23

1

Чтение и работа по содержанию рассказов М. Кунина «Федя на
перемене», «В гардеробе», «В столовой».
Беседа «Это красивый человек». Оздоровительная минутка «Деревце».
Слово учителя.
Игра «Да - нет».
Это нужно запомнить!
Анализ ситуации. Заучивание слов Практическая работа в парах.
Рассказ учителя. Оздоровительная минутка «Самомассаж ушей». Это
интересно. Правила первой помощи.
Практическая работа.
Встреча с доктором Стройная Осанка. Это интересно! Правила для
поддержания правильной осанки. Практические упражнения.
Работа по таблице.
Сказка о микробах. Правила закаливания. Оздоровительная минутка.
Это интересно! Тест «Здоровый человек – это…»
Практическая работа. Творческая работа.

1

Рассказ учителя. Знакомство с правилами поведения на воде.
Работа по таблицам «Учись плавать». Имитация движений пловца.

1

Режим дня первоклассника.
Составление режима дня первоклассника.

2

Разучивание игр «Золотое зёрнышко», «Не зевай!», «Западня».
Народные игры

23

28- Подвижные игры
30

3

31- Доктора природы.
32

2

Обобщающий урок.

1

33

Знакомство с доктором Свежий Воздух. Игры на свежем воздухе.
«Мяч в воздухе», «Попрыгунчики», «Раз, два, три-беги!» Разучивание
игр «Медвежья охота», «Совушка», «Не пропусти мяч»,
«Круговые салки», эстафеты со скакалками, «Весёлая эстафета»,
«Поезд».
Подвижные игры
Весёлые старты. Встреча с докторами здоровья. Оздоровительная
минутка.
Игра «Хорошо-плохо».
Повторение правил здоровья. Памятка Здоровячков.
Игра-рассуждение «Здоровый человек-это…»

2 КЛАСС
№
п/п

Наименование разделов
и тем

Кол-во
часов

1

1

Почему мы болеем.
.
Причина болезни.

2

Признаки болезни

1

3
4

Как здоровье?
Кто и как предохраняет
нас от болезней.
Как организм помогает
себе сам. Здоровый образ
жизни.

1
1

Характеристика деятельности

Дата
По пл.

Слово учителя. Повторение девиза «Уроков здоровья». Анализ
стихотворения. Оздоровительная минутка. Повторение мудрых
слов. Тест «Твоё здоровье».
Анализ ситуации в стихотворении С. Михалкова «Грипп».
Оздоровительная минутка. Игра – соревнование «Кто больше
знает?». Практическая работа по составлению правил «Как
помочь больному?» Практическая работа «Помоги себе сам».
Повторение причин болезни. Рассказ учителя. Режим дня.
Оздоровительная минутка. Тест «Умеешь ли ты готовить
уроки?». Встреча с докторами Здоровья. Повторение правил.
Мудрые слова доктора Свежий Воздух.
Составление памятки «Как правильно готовить уроки». Анализ
24

Факт.

Примечания

5

Здоровый образ жизни

1

ситуации. Игра «Вставь словечко».

6

Кто нас лечит.
Какие врачи нас лечат

1

Повторение составляющих здорового образа жизни. Беседа по
теме. Оздоровительная минутка.
Анализ ситуации. Самоанализ здоровья.

7

Прививки от болезней
Инфекционные болезни
1

8

Прививки от болезней

9

Что нужно знать о
лекарствах.
Какие лекарства мы
выбираем.

1

1

10

Домашняя аптека

11

Как избежать
отравлений. Отравление
лекарствами.

1

12

Пищевые отравления

1

13

Безопасность при любой
погоде. Если солнечно и
жарко.
Если на улице дождь и
гроза

1

14

1

1

Слово учителя. Словарная работа. Оздоровительная минутка.
Анализ ситуации в стихотворении С. Михалкова «Поднялась
температура…» Анализ ситуации в стихотворении С. Михалкова
«Прививка».
Игра – соревнование «Кто больше знает?». Игра «Полезно –
вредно».
Беседа «Из чего получают лекарства». Словарная работа.
Оздоровительная минутка. Анализ ситуации в стихотворении С.
Михалкова. Работа над стихотворением С. Михалкова «Для
больного человека…» Аптека дома. Это полезно знать!
Игра «Кто больше знает?»
Игра «Светофор здоровья».
Анализ ситуации.
Беседа по теме. Оздоровительная минутка. Признаки
лекарственного отравления. Помоги себе сам! Рассказ учителя.
Признаки пищевого отравления. Первая помощь при
отравлениях.
Игра – соревнование «Кто больше?»
Практическая работа «Первая помощь при отравлениях».
Беседа по теме. Оздоровительная минутка. Признаки солнечного
ожога. Повторение правил. Беседа по картине К. Маковского
«Дети, бегущие от грозы». Правила поведения при грозе.
Анализ ситуации в стихотворении С. Михалкова «Забыла Таня
про обед…»
Практическая работа «Помоги себе сам!»
25

15

16

Правила безопасного
поведения в доме, на
улице, в транспорте.
Опасность в нашем доме.
Как вести себя на улице

1

1

17

1
Правила безопасного
поведения на воде. Вода
- наш друг

18

Правила общения с
огнем. Чтобы огонь не
причинил вреда

1

19

Как уберечься от
поражения
электрическим током.
Чем опасен
электрический ток.

1

20

Как уберечься от
порезов, ушибов,
переломов. Травмы

1

21

Как защититься от насекомых. Укусы
насекомых

1

Рассказ учителя. Анализ ситуации в стихотворении Э.
Успенского «Мама приходит с работы…» Правила безопасного
поведения в доме. Оздоровительная минутка. Правило перехода
улицы в местах, где нет светофора. Правила безопасности
поведения в транспорте.
Игра «Светофор здоровья».
Анализ ситуации. Заучивание слов.
Встреча с доктором Вода. Правила поведения на воде.
Обсуждения стихотворения И. Емельянова. Оздоровительная
минутка.
Игра «Светофор здоровья». Практическая работа «Когда
опасность рядом».
Беседа «Чем опасен огонь?» Обсуждение ситуаций.
Оздоровительная минутка. Правила поведения при пожаре в
доме.
Игра «Светофор здоровья». Практическая работа «План
эвакуации при пожаре».
Повторение правил поведения при пожаре в доме. Рассказ
учителя.
Словарная
работа.
Первая
помощь
пострадавшему.
Оздоровительная минутка.
Игра «Светофор здоровья».
Практическая работа «Первая помощь пострадавшему».
Виды травм. Оказание первой помощи при порезах, ушибах,
переломах (практическая работа в парах). Оздоровительная
минутка. Заучивание слов.
Работа в парах. Оказание первой помощи при порезах, ушибах,
переломах (практическая работа в парах)
Беседа по теме. Анализ ситуации в стихотворении С. Михалкова
«Вдруг какой – то страшный зверь…» Признаки аллергии.
Помоги себе сам. Оздоровительная минутка. Словарная работа.
Заучивание слов.
26

Предосторожности при
обращении с
животными. Что мы
знаем про собак и кошек
Первая помощь при
отравлении
жидкостями, пищей, парами, газом. Отравление
ядовитыми веществами.

1

Отравление угарным
газом
Первая помощь при
перегревании и
тепловом ударе, при
ожогах и обморожении.
Как помочь себе при
тепловом ударе
Как уберечься от мороза.

1

27

Первая помощь при
травмах. Растяжение
связок и вывих костей.

1

28

Переломы

1

29

Если ты ушибся или
порезался

1

30

Первая помощь при
попадании инородных

1

22

23

24
25

26

1

1

Работа в группах «Помоги себе сам».
Беседа о домашних животных. Обсуждение стихотворения.
Правила обращения с животными. Оздоровительная минутка.
Составление правил. Это интересно!
Составление правил обращения с животными.
Виды отравлений. Рассказ учителя. Оздоровительная минутка.
Признаки отравления ядовитыми веществами. Словарная работа.
Первая помощь при отравлениях. Беседа по теме. Заучивание
слов. Признаки отравления угарным газом.
Игра «Светофор здоровья».
Помоги себе сам (составление правил). Игра «Вставь
пропущенные слова».
Игра – соревнование «Кто больше знает?»
Рассказ учителя. Признаки теплового удара. Оздоровительная
минутка. Помоги себе сам!
Признаки обморожения.
Игра «Светофор здоровья». Работа с отрывком из сказки С.
Михалкова «Мороз и морозец». Составление правил. Игра
«Полезно – вредно».

1

Повторение «Какие бывают травмы». Рассказ учителя.
Признаки растяжения связок и вывиха
костей. Оздоровительная минутка.
Практическая работа в группах. Виды переломов. Знакомство с
правилами. Практическая работа в парах.
Анализ ситуации в стихотворении С. Михалкова «Таня пальчик
наколола…» Помоги себе сам! Словарная работа.
Беседа по теме. Если соринка попала в глаз. Оздоровительная
минутка. Когда крошка попала в горло. Если что-то попало в
27

31

32

тел в глаз, ухо, нос. Если
в глаз, ухо, нос или горло
попало постороннее тело
1
Первая помощь при
укусах насекомых, змей,
собак и кошек. Укус
змеи
1
Сегодняшние заботы
медицины. Расти
здоровым

33

Воспитай себя

1

34

Я выбираю движение

1

ухо. Отгадывание кроссворда «Органы».
Работа в группах «Помоги себе сам».
Рассказ учителя. Это интересно! Признаки укуса змеи.
Оздоровительная минутка.
Первая помощь при укусе змеи. Отгадывание кроссворда.
Рассказ учителя о неизлечимых болезнях века. Оздоровительная
минутка Беседа по теме. Тест «Оцени себя сам». Урок –
праздник «В путь дорогу собирайтесь, за здоровьем
отправляйтесь!»
Решение задач.
Весёлые
старты.
Встреча
с
докторами
здоровья.
Оздоровительная минутка.
Игра «Хорошо-плохо».
Повторение правил здоровья.
Игра-рассуждение «Здоровый человек-это…»
3 КЛАСС

1

Наименование
разделов и тем

Колво
часов

Характеристика деятельности

Дата
По пл.

1.

Чего не надо бояться.
Как воспитывать
уверенность и
бесстрашие.

1

Беседа по теме «Как воспитывать уверенность и бесстрашие.»
Работа по стихотворению Э Успенского «Академик Иванов».
Анализ ситуации по стихотворению И. Токмаковой «Не буду
бояться».
Игра «Давайте разберемся». Практическое занятие.

2.

Добрым быть

1

Беседа по теме занятия. Заучивание слов. Беседа «Свое мнение».
28

Факт.

Примечания

3
4

5

6

7

8

9

10

11

приятнее, чем злым,
завистливым и
жадным. Учимся
думать.
Спеши делать добро.
Почему мы говорим
неправду. Поможет ли
нам обман
«Неправда – ложь» в
пословицах и
поговорках.
Почему мы не
слушаемся родителей.
Надо ли
прислушиваться к
советам родителей.
Почему дети и родители
не всегда понимают
друг друга.
Надо уметь
сдерживать себя. Все
ли желания выполнимы.
Как воспитать в себе
сдержанность.

Беседа «Доброта, отзывчивость, скромность».
Игра «Почему это произошло?». Игра «Продолжи сказку».
Заучивание пословицы. Игра в пословицы.
1
1

1

1

1

1

1

1
Не грызи ногти, не
ковыряй в носу. Как
отучить себя от вредных
привычек.
Как отучить себя от
1
вредных привычек.

Беседа «Что такое ложь?». Чтение рассказа Л. Н. Толстого
«Косточка». Беседа по прочитанному.
Игра «Продолжите рассказы». Творческая работа. Заучивание
слов. Заучивание пословиц о правде и лжи.
Беседа по теме. Анализ ситуаций на примере стихотворения С.
Михалкова «Я ненавижу слово «спать». Чтение и обсуждение
отрывка из рассказа Е. Чарушина «Курочка».
Анализ рассказа М. Горького «Воробышек». Оздоровительная
минутка.
Творческая работа «Портрет родителей», «Пожелание себе».
Игра «Почему нам запрещают?».
Беседа по теме. Анализ ситуаций в стихотворениях «Две
сестрички дружно жили» и А. Барто «Девочка - рёвушка. Беседа
«Что такое каприз?». Оздоровительная минутка.
Толкование пословиц и крылатых выражений. Игра «Проверь
себя». Работа с толковым словарем. Толкование пословиц.
Анализ ситуации в стихотворении С. Михалкова «Пятерня!
Пятерня!». Беседа по теме «Вредные привычки». Повторение
основного девиза. Работа со стихотворением Г. Остера «Нет
приятнее занятья…». Чтение стихотворений на тему занятия.
Беседа по теме. Анализ ситуации в стихотворении Г. Остера
«Если ты пришел на елку…» и Н. Носова «Письмо Незнайки».
Составление памятки «Это полезно знать!». Заучивание слов.
29

Игра «Давай поговорим». Игра «Закончите предложение».
Составление памятки «Это полезно помнить!». Игра «Подбери
слова благодарности».
12

1
Как относиться к
подаркам. Я принимаю
подарок.

13
14

Я дарю подарки.
Как следует
относиться к
наказаниям
Наказавние
Как нужно одеваться
Одежда

1
1

16

Как вести себя с
незнакомыми людьми
Ответственное
поведение

1

17

Как вести себя, когда
что-то болит
Боль

1

15

1

Беседа по теме. Анализ ситуации из песни Э. Успенского «У
нашей мамы праздник» и стихотворения Г. Остера «Если друг
на день рожденья…». Ввод понятия «эмоция» и его
происхождение.
Игра «Выбери ответ». Составление памятки «Это полезно
знать!».

Беседа по теме. Анализ ситуаций в стихотворении «Мальчик
нарядный в гости идет» и стихотворении Э. Мошковской «Я
ушел в свою обиду».
Творческая работа.
Беседа по теме. Толкование пословицы.
Анализ ситуации в стихотворении Э. Мошковской «Смотрите, в
каком я платьице!». Обсуждение высказывания А. П. Чехова.
Игра «Кто больше знает?». Игра «Закончи фразу».
Игра «Найди
правильный ответ».
Беседа по теме. Чтение стихов «Азбука безопасности». Анализ
ситуации по отрывку из рассказа А. Раскина «Как папа
опаздывал».
Игра «Закончите высказывание». Составление памятки
«Правила поведения с незнакомыми людьми».
Беседа по теме. Анализ ситуаций в стихотворении О. Дриза
«Шип в мою ладонь впился…».
Разгадывание кроссворда.
30

Как вести себя за
столом. Сервировка
стола.
Правила поведения за
столом.

1

20

Как вести себя в гостях

1

21

Как вести себя в
общественных местах.
Как вести себя в
транспорте и на улице.

1

22

Как вести себя в театре,
кино, школе.

1

23

«Нехорошие слова».
Недобрые шутки.
Умеем ли мы вежливо
обращаться.
Умеем ли мы
разговаривать по
телефону
Что делать, если не
хочется в школу.

1

18

19

24

25

1

1

1

Игра «Закончите фразу».
Беседа по теме. Работа над правильным правописанием и
произношением слова «аппетит». Беседа «Как правильно
накрыть стол». Беседа «Мы идем в кафе». Беседа по теме.
Анализ ситуации в стихотворении З. Александровой «Ложкою
мешая, сердится Танюшка…» Анализ ситуации в стихотворении
Г. Остера «От знакомых уходя…»
Разгадывание кроссворда. Практическая работа по теме.
Работа над правилами поведения за столом.
Анализ ситуаций. Беседа по теме.
Составление приглашений. Составление памятки «В гости надо
приходить…»
Беседа по теме. Чтение стихотворений «Азбука поведения».
Беседа по теме. Анализ ситуации в стихотворении А. Барто «В
театре». Беседа «Правила поведения в общественных местах,
школе, в детском саду, на игровой площадке».
Составление памятки «О правилах поведения в транспорте, на
улице».
Игра «Выбери правильный ответ».
Игра «Найди правильный ответ».

Беседа по теме. Беседа «Умей правильно отказаться
от
предложения». Чтение стихотворений о «волшебных» словах.
Беседа по теме.
Игра «Комплимент». Анализ ситуации. Игра «Телефон».
Составление памятки «Правила ведения телефонного
разговора».
Анализ ситуации в стихотворении И. Токмаковой «Скоро в
школу». Беседа по теме. Чтение и анализ стихотворения С.
31

Помоги себе сам

Маршака «Кот и лодыри». Анализ ситуации в стихотворении Г.
Остера «Если друг твой самый лучший…»
Работа с мудрыми мыслями.
Игра «Закончи предложения».

Чем заняться после
школы
Умей организовать свой
досуг
Как выбрать друзей.
Что такое дружба.
Кто может считаться
настоящим другом.

1

Беседа по теме. Стихотворный монтаж. Анализ ситуации
потешных сказках (по мотивам русского фольклора).
Игра «Давай поговорим». Анализ ситуации.

1

29

Как помочь
родителям.
Как доставить
родителям радость

1

30

31

Как помочь больным и 1
беспомощным. Если
кому-нибудь нужна твоя
помощь.
Спешите делать добро.
1

32

Повторение. Огонек

Беседа по теме. Работа с пословицами. Игра «Закончи рассказ».
Чтение стихотворения П. Синявского «Ветерок с березкой
шепчется». Анализ ситуации в рассказе Л. Н. Толстого «Отец и
сыновья». Беседа по теме. Анализ ситуации в стихотворении А.
Шалыгина «Настроение упало». Анализ выражения А. Экзюпери
«Ты всегда в ответе за тех, кого приручил…»
Игра «Хочу быть».
Чтение и анализ отрывка из рассказа В. Осеевой «Долг». Игра
«Продолжи предложение». Игра «Любит - не любит».
Чтение отрывков из стихотворений детских писателей. Беседа по
теме. Анализ ситуации в стихотворении Г. Ширковца «Не пойму
я взрослых этих…»
Игра «Давай поговорим».
Игра «Комплимент».
Беседа по теме. Анализ ситуации в рассказе Л. Н. Толстого
«Старый дед и внучек». Толкование пословиц. Высказывания
великих людей о доброте. Анализ ситуации в стихотворении Е.
Благининой «Наш дедушка».
Игра «Выбери правильный ответ». Игра «Давай поговорим».
Игра «Кто больше знает?» Инсценировка отрывка из
произведения Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей».
Чтение стихотворений о доброте.
Беседа по теме Викторина «Будь здоров!» Игра- путешествие «В

26

27
28

1

1

32

в

33
34

здоровья.
Путешествие в страну
здоровья.
Культура здорового
образа жизни.

1
1

страну здоровья». Станция «Мойдодыр» (о личной гигиене).
Станция «Неосторожность» (оказание первой помощи при
несчастных случаях). Станция «Не болей» (профилактика
инфекционных заболеваний). Станция «Опрятность» (уход за
одеждой). Станция «Долой грязь» (гигиена жилища) и т. д. Урок
- соревнование. Культура поведения. Человек и окружающий
мир. Культура общения. Человек и его здоровье. Писатели
детям.
Работа над пословицами о здоровье.
Театральная постановка «Доктор Айболит».
4 КЛАСС

№
п/п
1.
2
3
4

5

6

7

Наименование
раздела и тем

КолСодержание
во
Вид учебной деятельности ученика
часов
Наше здоровье. Что
1
Слово учителя. Встреча с медсестрой. Оздоровительная минутка.
такое здоровье?
Работа со стихотворением Дж. Родари. Беседа по теме. Рассказ
учителя.
Что такое эмоции?
1
Практическая работа. . Игра «Давай поговорим». Творческое
Чувства и поступки
1
задание «Здоровье – это…» Работа со словарём. Игры «Кто больше
Стресс
1
знает?», «Продолжи предложение». Игра «Твоё имя». Игра «Кто
больше знает?» Творческая работа в тетради. Словарная работа.
Практическая работа. Заучивание слов.
1
Повторение. Чтение и анализ стихотворений. Оздоровительная
Как помочь сохраминутка. Беседа по теме. Анализ сказки.
нить себе здоровье.
Учимся думать и
Игра «Что? Зачем? Как?» Игра «Почему это произошло?» Работа с
действовать
пословицами. Игра «Назови возможные последствия».
Игра «Комплимент».
Учимся
находить 1
причину
и
последствия событий
Умей выбирать
1
33

Дата
По пл.

Факт.

Примечания

Что зависит от моего
решения.
Принимаю решение
Я отвечаю за свои
решения

1

10

Злой волшебник
табак.
Что мы знаем о
курении

1ч

11

Почему некоторые
привычки
называются
вредными
Зависимость
Умей сказать НЕТ
Как сказать НЕТ
Почему
вредной
привычке ты скажешь
НЕТ?
Я умею выбирать –
тренинг безопасного
поведения
Помоги себе сам.
Волевое поведение

1

Злой волшебник
алкоголь.
Алкоголь
Алкоголь – ошибка

1

8

9

12
13
14

15

16

17

18

1

1
1
1

Оздоровительная минутка. Психологический тренинг. Работа со
стихотворением Б. Заходера «Что красивей всего?»
Анализ
ситуации.
Практическая работа по составлению правил. Игра «Давай
поговорим». Игры «Что я знаю о себе», «Продолжите
предложение».
Встреча с медработником. Беседа по сказке. Оздоровительная
минутка. Это интересно!
Игра «Волшебный стул». Работа над пословицами. Творческая
работа.
Анализ ситуации в стихотворении Э. Мошковской «Странные
вещи». Словарная работа. Оздоровительная минутка. Это полезно
знать! Беседа по теме. Рассказ учителя. Толкование пословиц.
Психологический тренинг.
Работа со стихотворением А.
Костецкого «Я всё люблю, что есть на свете…»
Игра «Давай поговорим», «Что? Зачем? Как?». Игра «Зеркало и
обезьяна». Игра «Продолжите предложение». Игра «Комплимент».
Работа с плакатом «Дерево решений». Практическая работа. Игра
«Выбери правильный ответ». Творческая работа.

1

1

1

Рассказ учителя. Оздоровительная минутка. Психологический
тренинг.
Игра «Давай поговорим». Игра «Сокровища сердца». Игра «Беседа
по кругу». Игра «Выбери ответ».
Встреча с медработником. Коллективное рисование. Это
интересно! Оздоровительная минутка. Это полезно помнить!
Работа над стихотворением. Анализ ситуации в басне С. Михалкова
«Непьющий воробей».
34

19

Алкоголь
выбор

20

Злой волшебник
наркотик
Наркотик
Наркотик – тренинг
безопасного
поведения
Мы одна семья
Мальчишки и
девчонки
Моя семья

2ч

Повторение. Дружба
День здоровья
Умеем
ли
мы
правильно питаться?
Я выбираю кашу
Чистота и здоровье
Откуда
берутся
грязнули?
Чистота и порядок
Будем делать хорошо
и не будем плохо
КВН «Наше здоровье»
Я здоровье берегу –
сам себе я помогу.

1
1
1

21

22

23

24
25
26
27
28
29
30
31
32
33

–

сделай 1

1

1

1
1
1
1
1
1
1

Психологический тренинг.
Беседа по теме. Игра «Список
проблем». Творческая работа с деревом решений.
Анализ ситуации. Рассказ учителя. Встреча с медработником.
Оздоровительная
минутка.
Правила
безопасности.
Психологический тренинг.
Творческая работа. Игра «Давай поговорим». Игра «Пирамида».
Повторение правил. Практическая работа. Игра «Давай
поговорим».
Беседа по теме. Оздоровительная минутка. Анализ ситуации в
стихотворении Э. Успенского «Если был бы я девчонкой…»
Анализ ситуации в рассказе К. Д. Ушинского «Сила не право».
Чтение и анализ стихотворения.
Игра «Противоположности». . Игра «Давай поговорим».
Творческая работа.
Защита рисунков. Игра «Продолжи
предложение».
Игровое занятие с любимыми героями. Открытие праздника
здоровья. Оздоровительная минутка «Вершки и корешки». Встреча
с Доктором Айболитом.
Игра «Пословицы запутались».
Оздоровительная минутка «Зёрнышко». Конкурс «Самая вкусная и
полезная каша» Праздник чистоты с Мойдодыром. Остановка на
станции «Грязнулька». Анализ ситуаций в стихотворении Л.Яхнина
«Жил на свете мальчик странный…», Э.Успенского «Очень
страшная история». Беседа по теме. Высказывания о доброте. Игра
«Кто больше знает?» Это интересно! КВН «Наше здоровье» Я
здоровье берегу – сам себе я помогу (урок-праздник)
Разыгрывание ситуаций. Игры и соревнования. Сюжетно - ролевая
игра «Мы идём в магазин». Отгадывание загадок. Инсценировка
«Спор овощей». Игра «Какие овощи выросли в огороде?» Игры
«Отгадай - ка», «Затейники». Игра «Угадай сказку».
Игра «Три движения». Инсценировка. Работа со стихотворением.
35

34

Будьте здоровы!

1

Работа с пословицами и поговорками. Игра «Угадай». Чтении и
анализ стихотворений. Посещение медицинского кабинета. Игра
«Письма». Практическая работа «Выпуск стенной газеты».

36

37


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».