МХК 10- 11 класс

Пояснительная записка.
Рабочая программа курса «Мировая художественная культура » разработана в
соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта
(ФГОС) нового поколения. Содержание направлено на формирование общей культуры
учащихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное
развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности,
обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие
и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Мировая художественная культура »
для 10-11 класса разработана на основе:
•
Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (в действующей редакции);
•
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 г. №1897 (в
редакции от 11.12.2020 г.);
•
Приказ Министерства просвещения РФ от 22.03.2021 No 115 «Об утверждении
порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования»;
•
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.09.2020 г.
№ 254 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования»;
•
Санитарные правила СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного
врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. N 28 (зарегистрированы
Министерством юстиции Российской Федерации 18 декабря 2020 г., регистрационный N
61573);
•
Устав Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя
общеобразовательная школа №1».
•
Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ СОШ
№1, утвержденная приказом директора от 28.08.2018 г. № 220-06/01-10.
Место курса по «Мировой художественной культуре» учебном плане

Программа рассчитана на 69 учебных часов, 35 часов в 10 и 34 часа 11 классе, из
расчёта 1 час в неделю.

Изучение курса МХК направлено на достижение следующихцелей:
- развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественнотворческих способностей;
- воспитание художественно- эстетического вкуса; потребности в оценивании
ценностей мировой культуры;
- освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их
характерных особенностях;
о вершинах художественного
творчества в отечественной и зарубежной культуре;
- овладениеумением анализировать произведения искусства, оценивать их
художественные особенности, высказывать
о них собственное суждение;
- использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора,
осознанного формирования
собственной культурной среды.
Учебники:
Л.Г. Емохонова Мировая художественная культура. Учебник для 10 класса (базовый
уровень). М.: Издательский центр «Академия», 2019
Л.Г. Емохонова Мировая художественная культура. Учебник для 11 класса (базовый
уровень). М.: Издательский центр «Академия», 2020
Общая характеристика курса внеурочной деятельности.
Курс «МХК» в общем аспекте образования интегративен по своей сути и создает широкие
возможности мобилизации разносторонних связей с предметами гуманитарного и
эстетического циклов.
Курс мировой художественной культуры систематизирует знания о культуре и искусстве,
полученные за предыдущий период обучения школьника, на уроках изобразительного
искусства, музыки, литературы и истории, формирует целостное представление о мировой
художественной культуре, логике ее развития в исторической перспективе, о ее месте в
жизни общества и каждого человека. Изучение мировой художественной культуры
развивает толерантное отношение к миру как единству многообразия, а восприятие
собственной национальной культуры сквозь призму культуры мировой позволяет более
качественно оценить ее потенциал, уникальность и значимость. Проблемное поле
отечественной и мировой художественной культуры как обобщенного опыта всего
человечества предоставляет учащимся неисчерпаемый “строительный материал” для
самоидентификации и выстраивания собственного вектора развития, а также для более
четкого осознания своей национальной и культурной принадлежности.
Развивающий потенциал курса мировой художественной культуры напрямую связан с
мировоззренческим характером самого предмета, на материале которого моделируются
разные исторические и региональные системы мировосприятия, запечатленные в ярких
образах. Принимая во внимание специфику предмета, его непосредственный выход на

творческую составляющую человеческой деятельности, в рабочей программе упор сделан
на деятельные формы обучения, в частности на развитие восприятия (функцию активный
зритель/слушатель) и
(функцию исполнитель) учащихся на основе актуализации их
личного эмоционального, эстетического и социо-культурного опыта и усвоения
школьниками элементарных приемов анализа произведений искусства.
Программа содержит примерный объем знаний за два года (X- XI классы) обучения и в
соответствии с этим поделена на две части.
В общий курс X- XI классов включены следующие разделы:
“Художественная культура первобытного мира”, “Художественная культура Древнего
мира”, “Художественная культура Средних веков”, “Художественная культура Дальнего и
Ближнего Востока в Средние века», «Художественная культура эпохи Возрождения»,
«Художественная культура XVII века», «Художественная культура XVIII-первой
половины XIX века», «Художественная культура XIX-начала XX века», «Художественная
культура XX века».
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения курса Мировой художественной культуры ученик должен
знать/понимать:
- основные виды и жанры искусства;
- изученные направления и стили мировой художественной культуры;
- шедевры мировой художественной культуры;
- особенности языка различных видов искусства;
уметь:
- узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем,
направлением.
- устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов
искусства;
- пользоваться различными источниками информации о мировой художественной
культуре;
- выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
- выбора путей своего культурного развития;
- организации личного и коллективного досуга;
- выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;
- самостоятельного художественного творчества;
- понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и
профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному
предмету.
С учетом мировоззренческого характера дисциплины соотношение между
традиционной урочной и внеурочной деятельностью, направленной на расширение
кругозора и активное участие в современном культурном процессе, решается в пользу
последней. Неслучайно в стандарте курсивом выделены названия памятников культуры,
знакомство с которыми желательно для получения более полной и красочной картины
художественного развития, но изучение которых на уроке необязательно. Акцент сделан
на приобретение навыков, которые позволяли бы анализировать произведения искусств.

Содержание и тематическое планирование с указанием основных видов
деятельности.
10 класс
№ Тема урока
п/п

1.

2.

3.

Элементы содержания

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА
ПЕРВОБЫТНОГО МИРА( 3 ч)
Миф — основа
Художественная культура
ранних
первобытного мира.Роль мифа
представлений в культуре. Древние образы и
символы в основе вертикальной
о мире.
Космогоническ и горизонтальной модели мира:
мировое древо, мировая гора,
ие мифы.
Древние образы дорога. Первобытная магия.
Отражение представлений о мире
и жизни в мифах. Миф как факт
мироощущения.
Космогонические мифы.
Магический ритуал как способ
иллюзорного овладения миром.
Обряд плодородия — воспроизведение первичного мифа.
Ритуал, посвященный Осирису.
«Великий выход» — обряд
воскрешения Осириса.
Славянские земледельческие
Славянские
земледельчески обряды. Святки. Масленица.
Русальная неделя. Семик. Иван
е обряды.
Купала. Фольклор как отражение
Фольклор как
первичного мифа.
отражение
Сказка о царевне Несмеяне.
первичного
мифа.
Зарождение искусства.
Зарождение
Художественный образ —
искусства.
Художественны основное средство отражения и
познания мира в первобытном
й образ —
искусстве. Наскальная живопись
основное
палеолита и мезолита в пещерах
средство
Альтамира и Ласко. Геометотражения и
познания мира рический орнамент. Образность
в первобытном архитектурных первоэлементов.
Стоунхендж. Знать формы
искусстве.
Геометрически искусства ,характерные для
первобытного мира. Понимать,
й орнамент.

Виды деятельности

- Знать основные виды и жанры искусства;
изученные направления и стили мировой
художественной культуры;
- Понимать особенности языка различных
видов искусства.
- Уметь узнавать изученные произведения и
соотносить их с определенной эпохой, стилем,
направлением; устанавливать стилевые и
сюжетные связи между произведениями
разных видов искусства;
пользоваться различными источниками
информации о мировой художественной
культуре; выполнять учебные и творческие
задания (доклады, сообщения);
- Использовать приобретенные знания в
практической деятельности и повседневной
жизни для; самостоятельного
художественного творчества.
Современные обряды. Традиции предков в
современных праздниках.

Знать особенности первобытного искусства;
основные виды и жанры.

как отражается жизнь людей
чрез художественные образы
палеолита, мезолита и неолита.
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА
ДРЕВНЕГО МИРА (14 ЧАСОВ)
МЕСОПОТАМИЯ
1ч

4.

Месопотамский
зиккурат —
жилище бога.

ЗиккуратыЭтте – менигурувУре
и Этеменанкив Вавилоне.
Глазурованный кирпич и
ритмический узор — основные
декоративные средства.
Ворота Иштар,
Дорога процессий в Новом
Вавилоне.
Реализм образов живой природы
— специфика месопотамского
изобразительного искусства.

-Знать основные виды и жанры искусства;
изученные направления и стили мировой
художественной культуры; шедевры мировой
художественной культуры.
- Понимать особенности языка различных
видов искусства.
- Уметь узнавать изученные произведения и
соотносить их с определенной эпохой,
стилем, направлением; устанавливать
стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;
пользоваться различными источниками
информации о мировой художественной
культуре; выполнять учебные и творческие
задания (доклады, сообщения);
- Использовать приобретенные знания в
практической деятельности и повседневной
жизни для: выбора путей своего культурного
развития; организации личного и
коллективного досуга; выражения
собственного суждения о произведениях
классики и современного искусства;
самостоятельного художественного
творчества. Знать черты архитектурных
сооружений Месопотамии. Знать религии,
отраженные в рельефах.

Воплощение идеи Вечной
жизни в архитектуре
некрополей. Пирамиды в Гизе.
Наземный храм — символ
вечного само возрождения бога
Ра.Храм Амона-Ра в Карнаке.
Роль магии в заупокойном
культе.
Декор саркофагов и гробниц
как гаранта Вечной жизни.
Канон изображения фигуры на
плоскости.
Саркофаг царицы Кауи.
Гробница Рамсеса IX в Долине
царей.

Научатся делать сравнительный анализ
архитектурных сооружений Древнего Египта.
Сходство и различие.

Индуизм как сплав верований,

Знакомство с мифологией индусов.

ДРЕВНИЙ
ЕГИПЕТ 2 ч

5.

Воплощение
идеи вечной
жизни в
архитектуре
некрополей.

6.

Магия. Декор
гробниц.
Канон
изображения
фигуры на
плоскости

Сопоставление декора гробниц и периодов
развития Древнеегипетского искусства.Знать
элементы декора саркофагов.Знать
архитектурные памятники Древнего,
Среднего и Нового царств Египта;
Знать понятие «канон»; особенности
изобразительного искусства Древнего Египта.

ДРЕВНЯЯ ИНДИЯ
2ч

7.

Индуистский

8.

храм —
мистический
аналог тела
жертвы и
священной
горы. Роль
скульптурного
декора.
Буддийские
культовые
сооружения —
символ космоса
и
божественного
присутствия.

традиций и норм поведения.
Индуистский храм —
мистический аналог телажертвы и священной горы.
Храм КандарьяМахадева в
Кхаджурахо.

Знать роль декора индуистского храма.

Культовые сооружения
буддизма как символ космоса и
божественного присутствия.
Большая ступа в Санчи.
Особенности буддийской
пластики: рельеф ворот Большой
ступы в Санчи. Фресковая
роспись пещерных храмов
Аджанты.

Знать основные типы буддийской храмовой
архитектуры.
Энциклопедия буддийской жизни.

Жертвенный ритуал во имя
жизни — основа культовой архитектуры и рельефа.
Пирамида Солнца в Теотиуакане
— прообраз храмовой
архитектуры индейцев
Месамерики. Храм бога
Уицилопочтли в Теночтитлане.
Комплекс майя в Паленке.

Уметь формулировать ключевую идею
изобразительного искусства Месамерики.
Анализировать архитектурный образ храмов.
Знать шедевры искусства ацтеков и майя.

Крито-микенская архитектура
и декор как отражение мифа о
Европе и Зевсе, Тесее и
Минотавре.Кносский Лабиринт
царя Миноса на Крите.Дворец
царя Агамемнона в Микенах.

Уметь анализировать архитектуру Кносского
и Микенского дворцов.

ДРЕВНЯЯ
АМЕРИКА 1ч

9.

Храмовая
архитектура
индейцев
Месамерики
как
воплощение
мифа о жертве,
давшей жизнь.
КРИТО –
МИКЕНСКАЯ
КУЛЬТУРА 1 ч

10

Критомикенская
архитектура и
декор как
отражение
мифа.
ДРЕВНЯЯ
ГРЕЦИЯ
4 часа

11.

Греческий храм
—
архитектурный
образ союза
людей и богов.

12.

Эволюция
греческого

Мифология — основа
мировосприятия древних
греков. Афинский Акрополь
как выражение идеала
красоты Древней Греции.
Парфенон — образец высокой
классики.
Храм Афины в Селинунте. Храм
Зевса в Олимпии. Метопы и

Знать всемирно- историческое значение
художественно й культуры Древней Греции;
шедевры художественной культуры,
вошедших в сокровищницу мирового
искусства. Уметь узнавать изученные
произведения и соотносить их с
определенной эпохой
Знать основные признаки греческих ордеров.
Греческие боги и их предназначение.
Знать значение Парфенона для Древних
греков.

Знать особенности творчества скульптора

13.

14.

рельефа от
архаики до
высокой
классики.
Скульптура
Древней
Греции от
архаики до
поздней
классики.
Синтез восточных и античных традиций в
эллинизме.
Гигантизм
архитектурных
форм. Экспрессия и
натурализм
скульптурного
декора.

ионический фриз Парфенона как
отражение мифологической,
идеологической, эстетической
программы афинского Акрополя.
Куросы и коры. Статуя
Дорифора - образец геометрического стиля Поликлета.
Скульптура Фидия - вершина
греческой пластики. Новая
красота поздней классики.
Скопас. Менада.
Спящий гермафродит.
Агесандр.
Венера Мелосская. Гигантизм
архитектурных форм.
Экспрессия и натурализм
скульптурного декора.
Пергамский алтарь.

ДРЕВНИЙ РИМ
2ч

15.

16.

Особенности
римского
градостроитель
ства.
Общественные
здания
периодов
республики и
империи.
Планировка
римского дома.
Фреска и
мозаика —
основные
средства
декора.

Архитектура как зеркало
величия государства.
Специфика римского
градостроительства.
Римский форум, Колизей,
Пантеон.

Фидия.
Детали ионического фриза Парфенона.
Уметь сравнивать скульптурные образы
через их пластику.

Что такое гигантизм и как он возник в
архитектуре Греции.

Знать архитектурные сооружения Древнего
Рима
Особенности архитектуры Древнего Рима.
Колизей и его роль в Древнем Риме.

Дом Веттиев, дом Трагического
поэта в Помпеях.
Скульптурный портрет. Юлий
Брут, ОктавианАвгуст,
Константин Великий.

Архитектурная особенность римского дома.
Примеры украшения жилищ.

Порядок размещения
мозаичного декора.
Христианская
символика.МавзолейКонстанции
в Риме, Галлы Плацидии в
Равенне.
Базилика Санта-Мария Маджоре
в Риме.
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ

Знать типы храмов эпохи раннего
христианства. Знать толкование древнегреческих мозаик.
Знать достижения византийской
архитектуры;
Уметь узнавать изученные произведения

РАННЕХРИСТИА
НСКОЕ
ИСКУССТВО1 ч

17.

Типы
христианских
храмов: ротонда
и базилика.
Мозаичный
декор.
Христианская
символика.

КУЛЬТУРА СРЕДНИХ ВЕКОВ
(14 ЧАСОВ)
ВИЗАНТИЯ И
ДРЕВНЯЯ РУСЬ7
ч

18.

19

20.

Византийский
центральнокупольный
храм как
обиталище Бога
на земле.
Космическая
символика.
Топографическ
ая и временная
символика
храма.
Стилистическо
е многообразие
крестовокупольных
храмов Древней
Руси
Византийский
стиль в
мозаичном
декоре.

Собор Св. Софии в
Константинополе.
Архитектурная символика
крестово-купольного храма.
Порядок размещения декора.
Космическая символика крестовокупольного храма.

- Знать основные виды и жанры искусства;
изученные направления и стили мировой
художественной культуры; шедевры мировой
художественной культуры.
- Понимать особенности языка различных
видов искусства.
- Уметь узнавать изученные произведения и
соотносить их с определенной эпохой, стилем,
направлением; устанавливать стилевые и
сюжетные связи между произведениями
разных видов искусства; пользоваться
различными источниками информации о
мировой художественной культуре; выполнять
учебные и творческие задания (доклады,
сообщения);
- Использовать приобретенные знания в
практической деятельности и повседневной
жизни для:
выбора путей
своего культурного развития; организации
личного и коллективного досуга; выражения
собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;
самостоятельного художественного
творчества.
Знать особенности Византийского стиля.
Космическая символика храма.

Топографическая и временная
символика крестово-купольного
храма и его стилистическое многообразие.

Знать устройство крестово - купольного
храма.
Уметь определять архитектурную школу
древней Руси.

Византийский стиль: собор Св.
Софии в Киеве. Владимиросуздальская строительная школа:
церковь Покрова на Нерли.
Новгородская строительная
школа: церковь Спаса Пре-

Уметь анализировать элементы мозаичного
декора византийского храма.

ображения на Ильиной
улице.Византийский стиль в
мозаичном декоре. Собор Св.
Софии в
Константинополе.Церковь СанВитале в Равенне.Собор Св.
Софии в Киеве.
Иконостас. Икона Богоматери
Владимирской. Образы Спаса и
святых в творчестве Феофана
Грека. Деисус Благовещенского
собора Московского Кремля.
Московская школа иконописи.
Русский иконостас. Андрей
Рублев. Спас Звенигородского
чина. Икона Рублева «Троица»
— символ национального
единения русских земель.
Эволюция московской архитектурной школы. Раннемосковская
школа. Спасский собор СпасоАндроникова монастыря.
Ренессансные тенденции в
ансамбле Московского Кремля.
Успенский собор. Архангельский
собор. Грановитаяпалата.
Шатровый храм как образный
синтез храма-кивория и
ренессансных архитектурных
элементов. Церковь Вознесения в
Коломенском. Дионисий.

21.

Византийский
стиль в
иконописи.
Икона.

22.

Формирование
московской
школы
иконописи.
Русский
иконостас.
Московская
архитектурная
школа.
Раннемосковское
зодчество.
Ренессансные
черты в
ансамбле
Московского
Кремля.
Новый тип
шатрового
храма.
Фресковые росписи на тему
Фресковые
росписи на тему Акафиста в церкви Рождества
Богородицы в Ферапонтово.
Величания
Знаменный распев.
Богородицы.
Знаменный
распев.

23.

24.

Знать особенности Византийской иконописи.
Черты живописи Феофана Грека.

Понимать отличия в творчестве А. Рублева и
Ф. Грека.
Русский иконостас.

Знать каким образом архитектура храма
отражает ключевые идеи времени.
Декор соборов начала 16 века.
Особенности творчества Дионисия.
И живописи на его стенах.

Знать соотношение церковных мелодий в
храмах

ЗАПАДНАЯ
ЕВРОПА
4 часа

25.

26.

Дороманская
культура.
«Каролингское
Возрождение».
Архитектура,
мозаичный и
фресковый
декор.
Романская
культура.
Отображение

Архитектурная символика и
мозаичный декор капеллы Карла
Великого в Ахене.
Эволюция базиликального типа
храма. Церковь Сен-Мишель де
Кюкса. Фресковый декор
дороманскойбазилики. Церковь
Санкт-ИоханнвМюстере.
Кредо романской культуры.
Отображение жизни человека
Средних веков в архитектуре,

Особенности капеллы в Ахене.
Что такое» каролингское Возрождение»?

Сравнить архитектуру и декор романской
базилики и византийского храма.

27.

28.

жизни человека
Средних веков
в архитектуре
монастырских
базилик,
барельефах,
фресках,
витражах.
Готика.
Готический
храм — образ
мира.Внутренн
ий декор храма:
витражи,
скульптура,
шпалеры
Основные
этапы развития
готического
стиля.
Региональные
особенности
готики.
Франция.

барельефах, фресковом декоре,
витражах монастырских базилик.
Аббатство Сен-Пьер в Муассаке.
Церковь Санкт-Иоханн в
Мюстере.
Церковь Санкт-Апостельн в
Кёльне.
Церковь Сен-Дени под Парижем.
Внутренний декор готического
храма: витражи, скульптура,
шпалеры.
СоборНотр-Дам в Париже.
Григорианский хорал.

Знать отличие готического собора и
романской базилики.
Понимать роль витража в готическом соборе.

Региональные особенности
готики. Франция:Нотр-Дам в
Шартре, аббатство Сен-Дени под
Парижем, собор Нотр-Дам в
Руане. Германия: собор СанктПетер в Кёльне, церковь
Фрауенкирхе в Нюрнберге.
Англия:собор Вестминстерского
аббатства в Лондоне. Испания:
собор в Толедо. Италия:церковь
Санта-Мария Новелла во
Флоренции.

Знать основные этапы развития готического
стиля во Франции.
Находить отличие в готических чертах
архитектуры разных стран.

«Божественная комедия» Данте
Алигьери как отражение
эстетики Арс - нова в литературе.
Античный принцип «подражать
природе» в живописи Джотто.
Фресковый цикл в капелле
Скровеньи в Падуе.
Аллегорические циклы АрсНова
на тему Триумфа покаяния и
Триумфа Смерти. Фресковый
цикл Андреа да Бонайути в
Испанской капелле собора
Санта-Мария Новелла во
Флоренции. Фресковый цикл
Мастера Триумфа Смерти на
пизанском кладбище
Кампосанто. Музыкальное
течение АрсНова.
Ян Ван Эйк.Алтарь«Поклонение
Агнцу» в церкви Св. Бавона в
Генте.

Черты гуманизма в литературе. Джотто и в
чем состояло его новаторство.

НОВОЕ
ИСКУССТВО АРС
НОВА3 ч

29.

Проторенессанс
в Италии.
Эстетика Арс
Нова в
литературе

30.

Аллегорически
е циклы
АрсНова.

31.

Специфика
Арс Нова на
Севере.

Понимать смысловую параллель между
живописью и музыкой Арс Нова.

Особенности АрсНова в Голландии.
Гентский алтарь – анализ.

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА
ДАЛЬНЕГО И БЛИЖНЕГО ВОСТОКА
В СРЕДНИЕ ВЕКА
(4 ЧАСА)
КИТАЙ. 1 ч

32.

Архитектура как
воплощение
мифологических
и религиознонравственных
представлений.
Древнего Китая.

Вечная гармония инь и ян —
основа китайской культуры.
Ансамбль храма Неба в Пекине
— пример сплава мифологических и религиозно-нравственных
представлений Древнего Китая.

Понимать как идея гармонии преломляется
через архитектуру Храма Неба в Пекине.

33.

Японские сады
как
квинтэссенция
мифологии
синтоизма и
философскорелигиозных
воззрений
буддизма.

Культ природы — кредо
японской архитектуры. Японские
сады как сплав мифологии
синтоизма и философско-религиозных воззрений буддизма.
Райский сад монастыря Бёдоин в
Удзи. Философский сад камней
РёандзивКиото.
Чайный сад «Сосны и лютни»
виллы Кацура близ Киото.

Знать, почему сады в Японии являются
особым видом искусства?

Образ рая в архитектуре мечетей
и общественных сооружений.
Колонная мечеть в Кордове.
Купольная Голубая мечеть в
Стамбуле.

Уметь сравнить мечеть и базилику.
Устройство мечети.
Уметь находить черты арабского орнамента
на примере дворца в Альгамбры.

БЛИЖНИЙ
ВОСТОК.
2ч

34.

Образ рая в
архитектуре
мечетей. Образ
мусульманског
о рая в
архитектуре
дворцов.

11 класс
№
ур
ока

Элементы содержания.

Виды деятельности.

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА
ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
(9 часов)

Уметь определить принадлежность к
культурно-исторической эпохе,
художественному стилю, направлению
любого экспоната древности. Разбираться в
особенностях сюжета, композиции картины.
Выявлять мифологические основы в
массовых обрядах, фольклоре, обычаях,
сказках. Формировать основы
художественного мышления, уметь
сравнивать художественные стили,
соотносить их с определенной исторической
эпохой, направлением, национальной
школой, называть их ведущих

Тема

представителей; понимать
искусствоведческие термины и пользоваться
ими; осуществлять поиск, отбор и обработку
информации в области искусства; уметь
аргументировать собственную точку зрения в
дискуссии по проблемам мировой
художественной культуры; уметь выполнять
учебные и творческие задания (эссе, доклады,
рефераты, отзывы, сочинения, рецензии)
использовать приобретенные знания и
умения в практической деятельности и
повседневной жизни для: определения путей
своего культурного развития;
профессионального самоопределения;
ориентации в классическом наследии и
современном культурном процессе;
организации личного и коллективного
досуга; самостоятельного художественного
творчества.
ВОЗРОЖДЕНИЕ В
ИТАЛИИ5 ч

1.

2.

3.

4.

5.

Гуманизм основа
мировоззрения
эпохи
Возрождения.
Раннее
Возрождение.
Образ площади
и улицы в
живописи.
Высокое
Возрождение.
Качественные
изменения в
живописи.
Эстетика
Высокого
Возрождения в
скульптуре.
Венецианская
школа живописи.Роль полифонии в развитии светских и
культовых
музыкальных
жанров. Переход
от«строгогопис
ьма» к

Филиппо Брунеллески.
Купол собора Санта – Мария
дельФьоре.
Приют невинных.
Церковь Сан - Спирито.

Знать архитектурные приемы Брунеллески.

Мазаччо. «Воскрешение Тавифы
и исцеление расслабленного».
Донателло. Рельеф «Пир
Ирода»,Статуя Давида.
Леонардо да Винчи. Алтарный
образ «Мадонна с цветком»,
«Мона Лиза».
Рафаэль Санти.Станцы в
Ватикане.Фреска«Парнас»
Микеланджело Буонарроти.
Капелла Медичи в церкви Сан –
Лоренцо во Франции.

Знать изобразительные приемы живописи
Мазаччо. Что роднит живопись Мазаччо и
скульптуры Донателло?

Тициан. «Любовь земная и
любовь небесная», «Пьета».
Джованни де Палестрина
«Месса папы Марчелло.

Отличительные особенности венецианской
школы живописи?

Знать живописные приемы Леонардо, как
новатора. Синтез архитектуры и живописи в
творчестве Рафаэля Санти.
Почему в работах Микеланджело скульптура
приобрела равное значение с архитектурой?

мадригалу.
СЕВЕРНОЕ
ВОЗРОЖДЕНИЕ
4ч

6.

7.

8.

9.

Особенности
северного
Возрождения.
Гротескно –
карнавальный
характер
Возрождения в
Нидерландах.
Мистический
характер
Возрождения в
Германии.

Питер Брейгель Старший
«Битва карнавала и поста».
Живописный цикл «Месяцы».
«Охотники на снегу».

Отличительные черты итальянской
ренессансной живописи и живописи
Северного Возрождения.

Альбрехт Дюрер.

В чем состоит специфическое
мировосприятие немцев, и каким образом оно
преломилось в творчестве Дюрера?

Гравюры «Апокалипсиса»:

«Четыре всадника», «Трубный
глас»
Диптих «Четыре апостола».
ЖюльЛебретон. Замок
Светский
Фонтенбло.
характер
Возрождения во РоссоФьорентино. Галерея
Франциска 1.
Франции.
Школа
Жан Гужон.
Фонтан нимф в Париже
Фонтенбло в
архитектуре и
изобразительно
м искусстве.
Уильям Шекспир.Трагедия
Ренессанс в
«Ромео и Джульетта», комедия
Англии.
«Укрощение строптивой».
Драматургия.

Какие черты школы Фонтенбло
свидетельствуют о ренессансных традициях
во французской культуре?
Каково различие в декоративном оформлении
интерьеров во французском и итальянском
Ренессансе?

Чем обусловлены особенности Ренессанса в
Англии? Почему драматургия Шекспира
считается Вершиной в искусстве эпохи
Возрождения?
Уметь сравнивать художественные стили и
соотносить их с определенной исторической
эпохой, направлением, национальной
школой, называть их ведущих
представителей; понимать
искусствоведческие термины и пользоваться
ими; осуществлять поиск, отбор и обработку
информации в области искусства.
Уметь аргументировать собственную точку
зрения в дискуссии по проблемам мировой
художественной культуры; уметь выполнять
учебные и творческие задания (эссе, доклады,
рефераты, отзывы, сочинения, рецензии)

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА
XVII ВЕКА
( 5 часов)
БАРОККО 4 ч

10.

Новое мировосприятие в эпоху
барокко и его
отражение в искусстве.
Архитектурные

Лоренцо Бернини. Площадь
Святого Петра.
Площадь Навона.
Мост Святого Ангела.

Каким образом в архитектуре преломилось
мировоззрение, свойственное эпохе барокко?

11.

12.

13.

ансамбли
Рима.Новое
оформление
интерьера.
Специфика
русского
барокко.

Ф.Б.
Расстрелли.Екатерининский
дворец в Царском селе.З
имний дворец в Санкт –
Петербурге.
Живопись
Джованни Батиста Гаулли.
«Поклонение имени Иисуса» в
барокко.
церкви Иль Джезу в Риме.
Плафонная
живопись.
Питер Пауль Рубенс.
Взаимодействие Алтарные триптихи
«Водружение креста» и«Снятие с
тенденций
креста».
барокко и
Рембрандт «Отречение апостола
реализма.
Петра».
Музыка
Клаудио Монтеверди.
Опера «Орфей».
барокко.
А. Корелли, И.С.Бах «Страсти
по Матфею».

Чем обусловлена специфика русского
барокко?
Стилевые особенности «расстреллиевского
барокко»?
Каково главное свойство барокко в
оформлении интерьера?
Как гуманизм Рубенса проявляется в
созданных им образах?

К появлению каких музыкальных жанров
привела театрализация жизни в эпоху
барокко?В чем заключается сходство
живописи, архитектуры и музыки барокко?

КЛАССИЦИЗМ 1
ч

14.

Большой
королевский
стиль
Людовика 14.
Классицизм в
изобразительно
м искусстве
Франции.

Версаль.
Никола Пуссен.
«Царство Флоры»
«Орфей и Эвридика».

Какие черты свидетельствуют о «садовом
быте» французского классицизма?

ХУДОЖЕСТВЕННАЯКУЛЬТУРА
XVIII- ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ
XIXВЕКА (8 часов)
РОКОКО 1 ч

15.

Рококо. Истоки
рококо в
живописи.
Интерьер
рококо.
Музыка
рококо.

«Галантные празднества». А.
Ватто.
Живопись Ф. Буше.
Ф. Куперен

Как эстетика эпохи сказалась в оформлении
интерьеров рококо? Почему музыка Куперена
являлась неотъемлемой составляющей
салонного искусства?

Йозеф Гайдн.
Вольфганг Амадей Моцарт
Людвиг ван Бетховен
Жак Анж Габриель. Площадь
Людовика 15 в Париже.Джакомо
Кваренги. Академия наук в
Петербурге.А. Д. Захаров.
Адмиралтейство.

Эстетика классицизма в музыке Й.
Гайдна.Чем обусловлено различие в
эстетических идеалах Моцарта и Бетховена?
Сопоставьте образ «идеального города»
эпохи ренессанса и классические ансамбли
Парижа и Петербурга.

НЕОКЛАССИЦИЗ
М, АМПИР 5 ч

16.

Музыка
Просвещения.

17.

Образ
«идеального
города» в
классических
ансамблях

18.

19.

20.

Парижа №и
Петербурга.
Императорский
стиль в
архитектуре.
Специфика
русского
ампира.
Ампирный
интерьер.
Неоклассицизм
в живописи.
Классические
каноны в
русской
академической
живописи.
Зарождение
классической
музыкальной
школы в
России.

Карл Иванович Росси.
Дворцовая площадь.
Михайловский дворец
в Санкт – Петербурге.

Особенность русского ампира.

Ж.Л. Давид «Клятва Горациев».
Карл Брюллов. «Последний
день Помпеи».
А.А. Иванов «Явление Христа
народу».

Различие между классицистической и
академической живописью.
Специфика русской академической
живописи.

М.И. Глинка опера «Жизнь за
царя».Марш
Черномора.Персидский хор из
оперы «Руслан и Людмила».
Увертюра «Ночь в Мадриде».
Лирический романс «Я помню
чудное мгновенье».

Как принцип народности проявляется в опере
«Жизнь за царя».
Каким образом Глинка передает с помощью
мелодии реальную действительность в
симфонических произведениях и в романсе?

Ф. Шуберт. Вокальный цикл
«Зимний путь».
Р. Вагнер «Тангейзер»
Г.Берлиоз«Фантастическая
симфония».И. Брамс
«Венгерский танец №1»
Д. Миллес «Христос в доме
своих родителей».
Э. Делакруа «Смерть
Сарданапала».Ф. Гойя «Колосс».
А. Кипренский «Портрет
Евграфа Давыдова».

Как основное кредо романтизма
реализовывалось в музыке?

РОМАНТИЗМ 2 ч

21.

Романтический
идеал и его
воплощение в
музыке.

22.

Живопись
романтизма.
Религиозные
сюжеты.
Экзотика и
мистика. Образ
романтического
героя.

Какие темы нашли отражение в творчестве
композиторов и художников романтиков?
Отличие русского романтизма от
европейского.

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА
ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX- НАЧАЛА
XX ВЕКА(7 часов)

Уметь выразить свои впечатления от
произведения живописи. Знать историю
живописного произведения, сведения об
авторе. Определять принадлежность к
культурно-исторической эпохе,
художественному стилю или направлению.
Уметь определить принадлежность к жанру:
бытовому, батальному, портретному,
пейзажу, натюрморту, интерьеру. Уметь
сравнивать художественные стили и

РЕАЛИЗМ 3 ч

23.

24.

25.

Социальная
тематика в
живописи.
Русская школа
реализма.
Передвижники.
Направления в
развитии русской музыки.
Социальная
тема в музыке.
Обращение к
русскому
обряду.
Историческая
тема в музыке.
Лирикопсихологическое начало в
музыке.Тема
«Человек и рок
« в музыке.

Г. Курбе «Похороны в Орнане».
О. Домье«Судьи и адвокаты».
И. Репин«Бурлаки на Волге»
В. Суриков «Боярыня
Морозова».
М.П. Мусоргский «Сиротка».
Н.А. Римский – Корсаков опера
«Снегурочка».
А.П. Бородин « Половецкие
пляски».

соотносить их с определенной исторической
эпохой, направлением, национальной
школой, называть их ведущих
представителей;
понимать искусствоведческие термины и
пользоваться ими; осуществлять поиск,
отбори обработку информации в области
искусства.
Что объединяет творчество французских
художников реалистов и русских
передвижников? Каким образом в
исторических полотнах Суриков изображает
скрытый антагонизм между обществом и
личностью?
Социальные идеи, влияющие на развитие
искусства.
Знать черты оперного искусства, заложенные
МИ Глинкой и представленные в операх
Римского-м Корсакова и Бородина.

П.И. Чайковский.
Балет «Щелкунчик».
Опера «Пиковая дама».

Какими музыкальными средствами
пользовался Чайковский, чтобы отобразить в
балете лирико- психологическое начало? Чем
характеризуется тема рока в опере «Пиковая
дама».

Клод Оскар Моне «Сорока».
Пьер Огюст Ренуар «Завтрак
гребцов»
Огюст Роден «Граждане Кале»
Клод Дебюсси «Сады под
дождем», «Облака».

Как эстетика импрессионизма отражена в
изобразительном искусстве?
Какие поэтические образы повлияли на
музыкальный импрессионизм?

Гюстав Моро «Соломея»
Поль Сезанн «Яблоки и
апельсины»
Винсент Ван Гог «Сеятель»
Поль Гоген «Пейзаж с
павлином»

Каким образом в картинах художников –
символистов отражено их восприятие мира
как окна в неведомое?

Густав Климт «Бетховенский
фриз».
Виктор Орта Особняк Тасселя в

Что служит критерием красоты для стиля
модерн?

ИМПРЕССИОНИ
ЗМ,
СИМВОЛИЗМ,
ПОСТИМПРЕСС
ИОНИЗМ
2ч

26.

27.

Основные
черты
импрессионизм
а в музыке.
Импрессионизм
в скульптуре и
музыке.
Символизм в
живописи.
Постимпрессио
низм.
МОДЕРН 2 ч

28.

Воплощение
идеи
абсолютной

Брюсселе
Ф. Шехтель здание
Ярославского вокзала в
МосквеА.
Гауди Собор Св. Семейства в
Барселоне
Мифотворчеств В. Серов «Одиссей и
о – характерная Навзикая».«Похищение
черта русского Европы»М. Врубель «Демон
сидящий»
модерна в
живописи.Спец А. Скрябин «Поэма экстаза».
ифика русского
модерна в
музыке.
красоты в
искусстве
модерна.
Модерн в
архитектуре.

29.

Каким образом русские художники стиля
модерн отражали мир красоты? В чем
специфика русского модерна в музыке?

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА
XXВЕКА(6 часов)
МОДЕРНИЗМ 5 ч

30.

31.

32.

Модернизм в
живописи
Экспрессиониз
м в живописи.
Деформация
форм в кубизме. Отказ от
изобразительно
сти в абстракционизме.
Иррационализм
подсознательно
го в
сюрреализме
Модернизм в
архитектуре.
Конструктивизм.«Органическая архитектура».Функционализм
Синтез в искусстве 20 века.
Эпический
театр.

33.

Кинематограф

34.

Стилистическая разнородность музыки
20 века.

Анри Матисс «Танец»
Арнольд Шенберг «Красный
взгляд»
Пабло Пикассо «Авиньонские
красавицы»
В. В. Кандинский «Композиция
№8»
Сальвадор Дали «Тристан и
Изольда»

Какие способы выражения обрело новое
видение красоты в искусстве модернизма?

Шарль Корбюзье. Вилла Савой,
В. Татлин. Башня 3
Интернационала
Ф. Райт «Дом над водопадом»,
О. Нимейер. Ансамбль города
Бразилия.

В чем заключается разрыв с классической
традицией в архитектуре модернизма?

К.С. Станиславский и В. И.
Немирович – ДанченкоМХАТ.
А.П. Чехов «Три сестры»
Б. Брехт «Добрый человек из
Сычуани».
С. Эйзенштейн «Броненосец
Потемкин»»
Ф. Феллини «Репетиция
оркестра»
С. Прокофьев
Дм. Шостакович
А. Шнитке

В чем принципиальное различие драматурга
Чехова и Брехта?
Каково различие в режиссуре спектаклей
Станиславского Брехта?
Какие художественные приемы Эйзенштейна
считаются новаторскими?
Сравнение Реквиемов Шнитке и Моцарта.В
чем различие музыкальных образов?
Сравнение балета «Щелкунчик» П.
Чайковского и балета С.Прокофьева «Ромео и
Джульетта».В чем новаторство «

нововенской» школы?
ПОСТМОДЕРНИЗ
М

Новые виды
массового
искусства и
формы синтеза.

Э. Уорхол, Ф. Ботеро
Г. Пузенков, С. Дали

Найти черты постмодернистского
мировоззрения в современной рекламе.
ОБОБЩЕНИЕ

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Класс 10
Составитель Жемчугова Жанна Васильевна
№

Тема урока

часы

1

Миф – основа
ранних
представлений о
мире.

1

2

Славянские
земледельческие
обряды.

1

3

Зарождение
искусства.
Художественный
образ – основное
средство
отражения мира.

1

Элементы
обязательного Формы
минимума образования
контроля
Художественная культура
первобытного мира
( 3часа)
беседа
Художественная культура
первобытного мира. Роль мифа в
культуре. Древние образы и
символы. Первобытная магия.Миф
и современность.
Ритуал – единство слова, музыки,
танца, изображения, пантомимы,
костюма(татуировки),
архитектурного сооружения и
предметной
среды.Архаические
основы
фольклора.Культурные
традиции родного края. Обряды
Урала
Художественные
комплексы
Альтамиры
и
Стоунхенджа.
Символика
геометрического
орнамента.
Художественная
Древнего мира
(14 часов).

Дом.
задание

Дата
(план)

сентябрь

Устный
опрос

Урок 1.
Стр. 14-18
Космогон
ический
миф
Урок 2.
Стр. 19-23

Устный
опрос

Урок 3
Стр. 23-29

сентябрь

Устный
опрос

Урок 4.
Стр. 32-37

сентябрь

сентябрь

культура

МЕСОПОТАМИЯ 1
ч

4

Месопотамский
зиккурат –
жилище Бога.

1

Художественная культура
Древнего мира.Особенности
художественной культуры

Месопотамии: аскетизм и
красочность ансамблей
Вавилона.Ворота Иштар, Дорога
процессий в Новом Вавилоне.
ДРЕВНИЙ
ЕГИПЕТ2 ч

5

6

Гигантизм и неизменность канона
– примета Вечной жизни в
искусстве Древнего Египта:
пирамиды Гизы, храмы Карнака и
Луксора.

Тест
«Месопот
амия

1

Роль магии в заупокойном
культе.Декор саркофагов и гробниц
как гаранта Вечной жизни. Канон
изображения фигуры на плоскости.
Саркофаг царицы Кауи. Гробница
Рамсеса IX в Долине царей.

Устный
опрос

Урок 6.
Стр. 4449

октябрь

1

Храм КандарьяМахадева в
Кхаджурахо - модель Вселенной
Древней Индии.

беседа

Урок 7.
Стр. 5054.

октябрь

1

Ступа в Санчи - модель Вселенной Работа в Урок 8.
группах
Древней Индии.
Стр. 55-59
Особенности буддийской пластики:
рельеф ворот Большой ступы в
Санчи.
Фресковая роспись пещерных храмов
Аджанты.

1

Отражение мифологических
представлений майя и ацтеков в
архитектуре и рельефе (Паленке,
Теночтитлан).Пирамида Солнца в
Теотиуакане — прообраз храмовой
архитектуры индейцев Месамерики.
Храм бога Уицилопочтли в

Воплощение
идеи вечной
красоты в
архитектуре
некрополей.

1

Магия. Декор
гробниц. Канон
изображения
фигуры на
плоскости.

Урок 5.
Стр. 3843.

октябрь

Сравните
египетску
ю
пирамиду
и
месопота
мскийзик
курат.

ДРЕВНЯЯ ИНДИЯ
2ч

7

8

Индуистский
храм
мистический
аналог тела
жертвы
священной горы.
Роль
скульптурного
декора.
Буддийские
культовые
сооружения символ космоса
и божественного
присутствия.
Особенности
буддийской
пластики и
живописи.

октябрь

ДРЕВНЯЯ
АМЕРИКА 1 ч

9

Храмовая
архитектура
индейцев
Месамерики как
воплощение
мифа о жертве,
давшей жизнь.

Устный
опрос

ноябрь
Урок 9.
Стр.60-67

Теночтитлане.
Комплекс майя в Паленке.
КРИТОМИКЕНСКАЯ
КУЛЬТУРА 1 ч

10

Крито –
микенская
архитектура и
декор как
отражение мифа.

1

Крито-микенская архитектура и
декор как отражение мифа о
Европе и Зевсе, Тесее и
Минотавре.Кносский дворец.
Лабиринт царя МиносанаКрите.
Дворец царя Агамемнона в Микенах.

беседа

Урок 10.
Стр. 68-73

ноябрь

Идеалы красоты Древней Греции в
ансамбле Афинского Акрополя.
Театрализованное
действо.Мифология — основа
мировосприятия древних греков.
Афинский Акрополь как выражение
идеала красоты Древней
Греции.Парфенон — образец
высокой классики.
.Храм Афины в Селинунте. Храм
Зевса в Олимпии.Метопы и
ионический фриз Парфенона как
отражение мифологической,
идеологической, эстетической
программы афинского Акрополя.
Куросы и коры.Статуя Дорифора —
образец геометрического стиля
Поликлета. Скульптура Фидиявершина греческой пластики. Новая
красота поздней классики. Скопас.
Менада.
Слияние восточных и античных
традиций в эллинизме (Пергамский
алтарь).
Спящий гермафродит. Агесандр.
Венера Мелосская.
Гигантизм архитектурных форм.
Экспрессия и натурализм
скульптурного декора.

Устный
опрос

Урок 11.
Стр. 74-79

ноябрь

Устный
опрос

Урок 12.
Стр. 80-83

декабрь

Устный
опрос

Урок 13.
Стр. 84-88

декабрь

Устный
опрос

Урок 14.
Стр. 88-93

декабрь

Символы Римского величия.
Римский форум, Колизей, Пантеон.

Контроль
ная
работа»
Древняя
Греция»

Урок 15.
Стр. 94-99

декабрь

ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ
4ч

11

Греческий храм
–архитектурный
образ союза
людей и богов.

1

12

Эволюция
греческого
рельефа от
архаики до
высокой
классики.
Скульптура
Древней Греции
от архаики до
поздней
классики.

1

Синтез восточных и античных
традиций в
эллинизме.
Гигантизм
архитектурных
форм.
Экспрессия и
натурализм
скульптурного
декора.

1

13

14

1

ДРЕВНИЙ РИМ 2 ч

15

Особенности
Римского градостроительства.
Общественные
здания периодов
Республики и
Империи.

1

16

Планировка
римского дома.
Фреска и
мозаикаосновные
средства декора.

1

Дом Веттиев, дом Трагического
поэта в Помпеях. Скульптурный
портрет.
Юлий Брут, ОктавианАвгуст,
Константин Великий.

Устный
опрос

1

Мавзолей Констанции в Риме,
Галлы Плацидии в Равенне.
Базилика Санта-Мария Маджоре в
Риме.

Работа с Урок 17.
январь
учебнико Стр. 105м
111

Урок 16.
Стр. 100105

декабрь

РАННЕХРИСТИАН
СКОЕ
ИСКУССТВО 1 ч

17

Типы христианских храмов:
ротонда и
базилика. Мозаичный декор.
Христианская
символика.

Художественная культура Средних
веков (14 часов)
ВИЗАНТИЯ
И
ДРЕВНЯЯ РУСЬ 7 ч

18

19

20

21

Византийский
центрально –
купольный храм
как обиталище
Бога на земле.
Космическая
символика.
Живописная
декорация
крестово –
купольного
храма.
Топографическа
я и временная
символика
храма.
Стилистическое
многообразие
крестово –
купольных
храмов Древней
Руси.
Византийский
стиль в
мозаичном
декоре.

1

Художественная культура Средних
веков. София
Константинопольская воплощение идеала божественного
мироздания в восточном
христианстве.
Архитектурная символика крестовокупольного храма. Порядок размещения декора. Космическая символика крестово-купольного храма.

беседа

Урок 18.
Стр. 114118

январь

1

Древнерусский крестово –
купольный храм (киевская,
владимиро – суздальская,
новгородская, московская школа).
Космическая, топографическая,
временная символика храма.

Составле
ние
таблицы
(символи
ка)

Урок 19.
Стр. 119123

январь

1

Урок 20.
Стр. 123126

январь

Византийский

1

Устный
Византийский стиль: собор Св.
опрос
Софии в Киеве. Владимиросуздальская строительная школа:
церковь Покрова на Нерли.
Новгородская строительная школа:
церковь Спаса Преображения на
Ильиной улице.Византийский стиль в
мозаичном декоре.Собор Св. Софии в
Константинополе.
Церковь Сан-Витале в Равенне.
Устный
Икона и иконостас. Феофан Грек.

Урок 21.

февраль

стиль в
иконописи.

22

23

24

1
Формирование
московской
школы
живописи.
Русский
иконостас.
1
Московская
архитектурная
школа.
Раннемосковское
зодчество.
Ренессансные
черты в
ансамбле
Московского
Кремля.
Новый тип
шатрового
храма.
1
Фресковые
росписи на тему
величания
Богородицы.

опрос

Стр. 126 –
131

Устный
опрос

Урок 22.
Стр.132135

февраль

беседа

Урок 23.
Стр. 135140

февраль

Контроль
ная
работа
«Древняя
Русь»

Урок 24.
Стр. 140145

март

Архитектурная символика и
беседа
мозаичный декор капеллы Карла
Великого в Ахене.
Эволюция базиликального типа
храма. Церковь Сен-Мишель де
Кюкса. Фресковый декор
дороманскойбазилики.Церковь Санкт
ИоханнвМюстере.
Монастырская
базилика
как Устный
средоточие культурной жизни опрос
романской эпохи.
Аббатство Сен-Пьер в Муассаке.
Церковь Санкт-Иоханн в Мюстере.
Церковь Санкт-Апостельн в Кёльне.

Урок 25.
Стр. 146152

март

Урок 26.
Стр. 152158

март

Устный
опрос

Урок 27.
Стр. 158-

март

Икона Богоматери Владимирской.
Образы Спаса и святых в творчестве
Феофана Грека. Деисус Благовещенского собора Московского Кремля.
Московская школа иконописи.
Русский иконостас. Андрей
Рублев.Спас Звенигородского чина.
Икона Рублева «Троица» -символ
национального единения русских
земель.
Ансамбль Московского Кремля.
Эволюция московской архитектурной школы. Раннемосковская
школа. Спасский собор СпасоАндроникова монастыря.
Ренессансные тенденции в ансамбле
Московского Кремля. Успенский
собор. Архангельский собор.
Грановитая палата. Шатровый храм
как образный синтез храма-кивория и
ренессансных архитектурных
элементов. Церковь Вознесения в
Коломенском. Дионисий.
Фресковые росписи на тему
Акафиста в церкви Рождества
Богородицы Ферапонтово.
Знаменный распев.

ЗАПАДНАЯ
ЕВРОПА
4ч

25

26

27

1
Дороманская
культура.
Каролингское
Возрождение.
Архитектура и
мозаичный и
фресковый
декор.
1
Романская
культура.
Отображение
жизни человека
сред-них веков в
архитектуре
монастырских
базилик,
Барельефах,
фресках,
витражах.
1
Готика.
Готический храм

Готический собор как образ мира.
Церковь Сен-Дени под Парижем.

28

– образ мира.
Архитектура и
скульптурный
декор готического храма. Внутренний декор
храма: витражи.
Григорианский
хорал.
Основные этапы
развития
готического
стиля.
Региональные
особенности
готики.

Внутренний декор готического храма: витражи, скульптура, шпалеры.
Собор Нотр-Дам в Париже.
Григорианский хорал.

164

1

Региональные школы Западной
Европы.Франция:собор .Нотр-Дам в
Шартре,аббатство Сен-Дени под
Парижем, собор Нотр-Дам в Руане.
Германия:собор Санкт-Петер в
Кёльне, церковь Фрауенкирхе в
Нюрнберге.
Англия:собор Вестминстерского
аббатства в Лондоне. Испания:
собор в Толедо. Италия: церковь
Санта-Мария Новелла во Флоренции.

Контр.
Работа.
Романски
й стиль и
Готика».

Урок 28.
Стр. 165171

апрель

Проторенессанс
в Италии.
Эстетика Арс
Нова в литературе. Античные
принцип «подражать природе в
живописи».
Аллегорические
циклы АрсНова.
Музыкальное
течение
АрсНова.

1

Божественная комедия» Данте
Алигьери как отражение эстетики
Арс - нова в литературе.
Античный принцип «подражать
природе» в живописи
Джотто. Фресковый цикл в капелле
Скровеньи в Падуе.

Устный
опрос

Урок 29.
Стр. 172178

апрель

1

беседа

Урок 30.
Ср. 178184

апрель

Специфика Арс
Нова на севере.

1

Аллегорические циклы Арснова на
тему Триумфа покаяния и Триумфа
Смерти. Фресковый цикл Андреа да
Бонайути в Испанской капелле
собора Санта-Мария Новелла во
Флоренции. Фресковый цикл
Мастера Триумфа Смерти на
пизанском кладбище Кампосанто.
Монодический склад средневековой
музыкальной культуры.
Ян Ван Эйк. Алтарь «Поклонение
Агнцу» в церкви Св. Бавона в Генте.

тест

Урок 31.
Стр. 184189

май

таблица

Урок 32.
Стр. 192201

май

НОВОЕ
ИСКУССТВО АРС
НОВА 3 ч

29

30

31

Художественная культура
Дальнего и Ближнего Востока в
Средние века ( 4 часа)
КИТАЙ 1 ч

32

Взаимодействие
инь и ян - основа
китайской
культуры.Архит

1

Воплощение мифологических и
религиозно – нравственных
представлений Китая в Храме
Неба в Пекине.

ек-тура как
воплощение
мифологических
и религиознонравственных
представлений
Древнего Китая.
ЯПОНИЯ 1 ч

33

Японские сады
как квинтэссенция мифологии
синтоизма и
философско религиозных
воззрений
буддизма.

1

Философия и мифология в садовом
искусстве Японии.Райский сад
монастыря Бёдоин в
Удзи.Философский сад камней
РёандзивКиото.
Чайный сад «Сосны и лютни» виллы
Кацура близ Киото.

Сочинени
е хокку

Урок 33.
Стр. 202209

май

1

Мусульманский образ рая в
комплексе Регистана (Древний
Самарканд).
Колонная мечеть в Кордове..

беседа

Урок 34.
Стр.210225

май

Домашнее
задание

Дата
план

БЛИЖНИЙ
ВОСТОК
2ч

34

Образ рая в
архитектуре
мечетей. Образ
мусульманского
рая в архитектуре дворцов.

Класс 11
Составитель: Жемчугова Жанна Васильевна
№

Тема урока

час Элементы обязательного
ы
образования
Художественная
Возрождения
(9 часов).

2

Гуманизмоснова
мировоззрени
я эпохи
Возрождения.
Раннее
Возрождение.
Образ
площади и
улицы в
живописи.
Ренессансный
реализм в
скульптуре.

культура

эпохи

Историческое
значение
и
вневременная
художественная ценность идей Возрождения.

ВОЗРОЖДЕНИЕ
В ИТАЛИИ 5 ч

1

минимума Формы
контроля

1

Художественная культура Ренессанса.
Возрождение в Италии..Воплощение
идеалов Ренессанса в архитектуре
Флоренции.Филиппо Брунеллески.Купол
собора Санта – Мария дельФьоре.Приют
невинных.Церковь Сан - Спирито.

беседа

Урок 1.
Стр. 16-21
Сонет
Петрарки

сентябрь

1

Мазаччо. «Воскрешение Тавифы и
исцеление расслабленного».
Донателло. Рельеф «Пир Ирода»,
Статуя Давида.

Устный
опрос

Урок 2
Стр. 22-26

сентябрь

3

Высокое
Возрождение.
Качественные
изменения в
живописи.

1

4

Эстетика
Высокого
Возрождения
в скульптуре.

1

5

Венецианская
школа
живописи.
Эстетика
позднего
Возрождения
Переход от
строгого
письма к
мадригалу.

1

Титаны Возрождения - Леонардо да
Винчи, Рафаэль.Леонардо да
Винчи.Алтарный образ «Мадонна с
цветком», «МонаЛиза».Рафаэль
Санти.Станцы в Ватикане.,Фреска
«Парнас».
Титаны Возрождения: Микеланджело.
Микеланджело Буонарроти.
Капелла Медичи в церкви Сан – Лоренцо
во Франции.

Устный
опрос

Урок 3
Стр. 26-31

сентябрь

Устный
опрос

Урок 4.
Стр. 31-36

сентябрь

Роль полифонии в развитии светских и
культовых музыкальных
жанров.Титаны Возрождения:
Тициан.Тициан. «Любовь земная и
любовь небесная»,«Пьета».Джованни де
Палестрина. «Месса папы Марчелло.

Устный
опрос

Урок 5.
Стр. 37-41

октябрь

Северное Возрождение. Гентский
алтарь Яна ванн Эйка.
Питер Брейгель Старший «Битва
карнавала и поста».
Живописный цикл «Месяцы».
«Охотники на снегу».

Сравните
льная
таблица

Урок 6.
Стр. 42-47

октябрь

Мастерские гравюры Альбрехта
Дюрера.
Альбрехт Дюрера. Гравюры
«Апокалипсиса»:«Четыре
всадника»,«Трубный глас»
Диптих «Четыре апостола».
Комплекс Фонтенбло.
Жюль Лебретон. Замок Фонтенбло.
РоссоФьорентино. Галерея Франциска 1.
Жан Гужон. Фонтан нимф в Париже

Устный
опрос

Урок 7.
Стр. 4852

октябрь

Устный
опрос

Урок 8.
Стр. 52-57

октябрь

Театр Уильяма Шекспира.
Историческое значение и вневременная
художественная ценность идей
Возрождения.

Сонет
наизусть
Контроль
ная

Урок 9.
Стр. 5865

ноябрь

СЕВЕРНОЕ
ВОЗРОЖДЕНИЕ
4ч

6

7

8

9

1
Особенности
Северного
Возрождения.
Гротескно –
карнавальный
характер
возрождения в
Нидерландах
Мистический 1
характер
Возрождения
в Германии.
Светский
характер
Возрождения
во Франции.
Школа
Фонтенбло в
архитектуре и
изобразительном
искусстве.
Ренессанс в
Англии.
Драматургия.

1

1

Уильям Шекспир. Трагедия
«Ромео и Джульетта»,комедия
«Укрощение строптивой».

работа
«Эпоха
Возрожде
ния»

Художественная культура XVII века (5
часов)
БАРОККО 4 ч

10

11

1
Новое мировоззрение в
эпоху Бароко
и его отражение в
искусстве.
Архитектурны
е ансамбли
Рима.Новое
оформление
интерьера.
1
Специфика
русского
Барокко.

12

Живопись
Барокко.
Плафонная
живопись.
Взаимодейств
ие тенденций
Барокко и
классицизма.

1

13

Музыка
Барокко.

1

Художественная культура Нового
времени.Стили и направления в

Устный
опрос

Урок 10.
Стр. 68-75

ноябрь

Устный
опрос

Урок 11.
Стр. 75-81

ноябрь

Устный
опрос

Урок 12.
Стр. 81-85

декабрь

Контроль
ная
работа
«Барокко
».

Урок 13.
Стр. 86-89

декабрь

Урок 14.
Стр. 90-97

декабрь

искусстве Нового времени.
Архитектурные ансамбли Рима (Л.
Бернини).
Лоренцо Бернини. Площадь Святого
Петра.
Площадь Навона.
Мост Святого Ангела.

Изменение мировосприятия в эпоху
Барокко.Архитектурные ансамбли
Петербурга и его окрестностей
( Ф.Б. Растрелли).
Зимний дворец.Екатерининский дворец в
Царском селе.
Живопись: Питер Пауль
Рубенс.Реализм XVII века в живописи(
Рембрандт ван Рейн).Джованни Батиста
Гаулли. «Поклонение имени Иисуса» в
ц.ИльДжезу в Риме.Питер Пауль
Рубенс. Алтарные триптихи
«Водружение креста» и « Снятие с
креста».Рембрандт «Отречение апостола
Петра».
Расцвет гомофонно – гармоничес-кого
стиля в опере барокко.Высший расцвет
свободной полифонии (И.С.
Бах).Клаудио Монтеверди. Опера
«Орфей»
А.Корелли., И.С.Бах «Страсти по
Матфею».

КЛАССИЦИЗМ
1ч

14

Искусство
классицизма.
«Большой
королевский
стиль»
Людовика
XIV. Классицизм в изобразительноми
скусстве

1

Классицизм
и
ампир
в Беседа
архитектуре(Версаль).От классицизма
к академизму в живописи (Н. Пуссен,
Ж.Л. Давид). Версаль.Никола Пуссен.
«Царство Флоры»
«Орфей и Эвридика».

Франции.
Художественная
культура
XVIIIпервой половины XIX века (8 часов).
РОКОКО 1 ч

15

16

17

18

19

20

Истоки
рококо в
живописи.
Интерьер
рококо.
Музыка
рококо.
НЕОКЛАССИ
ЦИЗМ.
АМПИР. 5 ч
Музыка
Просвещения.

1

А. Ватто. «Галантные празднества».
Живопись Ф. Буше.
Ф. Куперен

Сравните Урок 15.
декабрь
льная
Стр. 100таблица
105
«Музыка
рококо и
барокко»

1

Устный
опрос

Урок 16.
Стр. 106109

январь

Образ
«идеального»
города в
классических
ансамблях
Парижа и
Петербурга.
Имперский
стиль в
архитектуре.
Специфика
русского
Ампира.
Ампирный
интерьер.
Неоклассициз
м в живописи.
КлассицистиЧеские каноны в русской
академическо
й живописи.
Зарождение
классической
музыкальной
школы в
России.

1

Формирование классических жанров и
принципов симфонизма в
произведениях мастеров Венской
классической школы (В.А.Моцарт, Л.
ван Бетховен).
Классицизм и ампир в архитектуре(
ансамбли Парижа, Петербурга).Жак
Анж Габриель. Площадь Людовика XV в
Париже.Джакомо Кваренги. Академия
наук в Петербурге А. Д. Захаров.
Адмиралтейство.

Устный
опрос

Урок 17.
Стр. 110115

январь

1

Тест
Ампир в архитектуре Петербурга.
Карл Иванович Росси. Дворцовая «Ампир»
площадь.
Михайловский дворец в Санкт –
Петербурге.

Урок 18.
Стр. 116121

январь

1

От классицизма к академизму в Беседа
живописи (К. Брюллов, А. Иванов).Ж.Л.
Давид «Клятва Горациев».Карл Брюллов.
«Последний день Помпеи».
А.А. Иванов «Явление Христа народу».

Урок 19.
Стр. 121126

январь

1

Зарождение русской классической
музыкальной школы. (М.И. Глинка).
Опера «Жизнь за царя».
Марш Черномора.Персидский хор из
оперы «Руслан и Людмила». Увертюра
«Ночь в Мадриде».
Лирический романс «Я помню чудное
мгновенье».

1

Романтический

Слушание Урок 20.
музыки
Стр. 126131

февраль

РОМАНТИЗМ 2
ч

21

Романтически

идеал

и

его Устный

Урок 21.

февраль

й идеал и его
воплощение в
музыке.

22

Живопись
романтизма.
Религиозные
сюжеты.
Литературная
тематика.
Экзотика и
мистика.
Образ
романтическо
го героя.

1

отображение в музыке (Ф.Шуберт, Р. опрос
Вагнер).
Ф. Шуберт. Вокальный цикл «Зимний
путь».Р. Вагнер «Тангейзер»Г. Берлиоз
«Фантастическая симфония».
И. Брамс «Венгерский танец №1»
Романтизм
в
живописи беседа
(прерафаэлиты, Ф. Гойя, Э. Делакруа,
О. Кипренский).
Д. Миллес «Христос в доме своих
родителей».Э. Делакруа «Смерть
Сарданапала».,Ф. Гойя «Колосс».
А. Кипренский «Портрет Евграфа
Давыдова».

Стр. 132138

Урок 22.
Стр. 138143

февраль

Художественная
культура
второй
половины XIX - начала XX века (7
часов).
РЕАЛИЗМ 3 ч

23

24

25

1
Социальная
тематика в
живописи.
Русская
школа
реализма.
Передвижник
и.
1
Направления
в - русской
музыки. Социальная тема в
музыке. Обращение к русскому обряду
как проявление народности в музыке.
Историческая
тема в музыке
1
Лирико психологическое начало
в музыке.
Тема «человек
и рок» в
музыке.
ИМПРЕССИОН
ИЗМ,
СИМВОЛИЗМ,
ПОСТИМПРЕС
СИОНИМ 2 ч

Социальная тематика в живописи
реализма ( Г. Курбе, о.Домье,
художники передвижники – И.Репин, в.
Суриков).Г. Курбе «Похороны в
Орнане». Оноре Домье«Судьи и
адвокаты».И. Репин «Бурлаки на
Волге»В. Суриков «Боярыня Морозова».

Анализ
картин

Урок 23.
Стр. 146151

март

М.П. Мусоргский «Сиротка».
Н.А. Римский – Корсаков опера
«Снегурочка».
А.П. Бородин» Половецкие пляски».

Слушание Урок 24.
музыки
Стр. 151155

март

Развитие русской музыки во второй Тест
«Реализм
половине XIXвека
»
( П.И.Чайковский).
Балет «Щелкунчик».Опера «Пиковая
дама».

Урок 25.
Стр. 155159

март

26

27

1
Основные
черты импрессионизма в
живописи.Им
прессио-низм
в скуль-птуре,
музыке.
1
Символизм в
живописи.
Постимпресси
онизм.

Художественная культура конца XIX - XX
вв.Основные направления в живописи

таблица

конца XIX века: импрессионизм (К.
Моне).Клод Оскар Моне «Сорока», Пьер
Огюст Ренуар «Завтрак гребцов», Огюст
Роден «Граждане Кале», К. Дебюсси
«Сады под дождем», «Облака».
беседа
Основные направления в живописи
конца XIX века:постимпрессионизм (В.
Ван Гог, П.Сезанн,П.Гоген).Гюстав
Моро «Саломея», Поль Сезанн «Яблоки и
апельсины», Винсент Ван Гог «Сеятель»,
Поль Гоген «Пейзаж с павлином»

Урок 26.
Стр. 160166

март

Урок 27.
Стр. 167173.

апрель

МОДЕРН 2 ч

28

29

1
Воплощение
идеи абсолютной красоты в
искусстве
модерна.
Модерн в
архитектуре.
Мифотворчест 1
во- характерная черта
русского модерна в живописи.Специфика русского
модерна в
музыке.

Модерн в архитектуре (В. Орта, А.
Гауди, Ф. Шехтель).Густав Климт
«Бетховенский фриз»,Виктор Орта
Особняк Тасселя в Брюсселе,
Ф. Шехтель здание Ярославского вокзала
в Москве, А. Гауди Собор Св. Семейства
в Барселоне
Символ и миф в живописи ( М. Врубель)
и музыке (А.Н. Скрябин)В. Серов
«Одиссей и Навзикая», «Похищение
Европы», М. Врубель «Демон
сидящий»,А. Скрябин «Поэма экстаза».

Работа с
учебнико
м

апрель
Урок 28.
Стр. 174181

Анализ
картин
(группова
я работа)

апрель
Урок 29.
Стр. 182185

Художественная культура XX века(6
часов).
МОДЕРНИЗМ
5ч

30

Модернизм в
живописи.
Новое
видение
красоты.

31

1
Модернизм в
архитектуре.
Конструктиви
зм.Советскийк
онструктивизм.«Органи
ческая»
архитектура.

1

Художественные течения модернизма беседа
в живописи XX века: кубизм –
П.Пикассо
абстрактивизм- В.
Кандинскийсюрреализм – С.Дали.,Анри
Матисс «Танец»,Арнольд Шенберг
«Красный взгляд», Пабло Пикассо
«Авиньонские красавицы»
В. В. Кандинский «Композиция №8»,
Сальвадор Дали «Тристан и Изольда»
Архитектура XX века (В.Е. Татлин, Ш. Устный
Э.ле Корбюзье, Ф.Б. Райт, О.Нимейер). опрос
Шарль Корбюзье. Вилла Савой
В. Татлин. Башня 3 Интернационала, Ф.
Райт «Дом над водопадом», О. Нимейер.
Ансамбль города Бразилия.

апрель
Урок 30.
Стр. 188194

май
Урок 31.
Стр. 194198

32

33

Функционализм.
Синтез
искусства XX
века.
Режиссёрский
театр.
Эпический
театр.

1

Кинематограф 1
Стилистическая
разнородность
музыки xx
века.

Театральная культура XX века:
режиссерский театр (К.С.
Станиславский и В.И. Немирович –
Данченко). Эпический театр Б.
Брехта.
К.С. Станиславский
В. И. Немирович - Данченко
МХАТА.П. Чехов «Три сестры»
Б. Брехт «Добрый человек из Сычуани».
Синтез искусств – особенная черта
культуры XX века:
кинематограф(Ф.Феллини, С.
Эйзенштейн) Стилистическая
разнородность музыки xx
века.С.С.Прокофьев, Д.Д.Шостакович,
А.Г.Шнитке
С. Эйзенштейн «Броненосец «Потемкин»
Ф. Феллини «Репетиция оркестра»

Устный
опрос

май
Урок 32.
Стр. 199203

Итоговая
К.Р.

май
Урок 33.
Стр. 204207
Урок 34.
Стр. 208212

Виды и жанры телевидения, дизайн,
компьютерная графика и анимация,
мюзикл (Э. Л. Уэббер.)Рок – музыка
(«Битлз», «ПинкФлойд»).Электронная
музыка
(Ж. М. Жерар).Массовое искусство.

Контр.
работа

Урок 35.
Стр.213224

ПОСТМОДЕРН
ИЗМ 1 ч

34

Новые виды
массового
искусства и
формы
синтеза.

1

Критерии оценок по мировой художественной культуре.
В качестве форм контроля используются: анализ произведения живописи,
архитектуры,
скульптуры,
музыки
(устно
или
письменно);
художественные и музыкальные викторины; защита проектов, рефератов,
презентаций. Проверяется и оценивается качество выполнения заданий,
уровень усвоения учебной программы.
При оценивании успеваемости ориентирами для учителя являются
конкретные требования к учащимся, представленные в программе
каждого класса и примерные нормы оценки знаний и умений.
Оценивание письменного и устного ответа для анализа произведений
искусства
(живопись, архитектура, скульптура, музыка, литература, театр)
Критерии оценки:
Отметка «5»

май

- дает чѐткий и правильный ответ, выявляющий понимание и осознание
учебного материала и характеризующий прочные знания, изложенные в
логической последовательности с использованием принятой в курсе МХК
терминологии;
- обучающийся правильно излагает изученный материал; анализирует
произведение, выделяет особенности образного языка, понимает единство
художественно-образных начал искусств и их социальную роль;
- владеет историческими и культурологическими фактами, с помощью
которых раскрывает основное содержание ответа;
- знает принадлежность к культурно-исторической эпохе, стилю,
направлению;
- знает автора (авторов) произведения;
- высказывает собственное мнение относительно произведения искусства
(эмоциональное содержание, выразительность, самостоятельность в
разборе представленного
произведения, умение сравнивать и делать самостоятельные обобщения
на основе полученных знаний).
Отметка «4»:
- дает четкий и правильный ответ, выявляющий понимание и осознание
учебного материала и характеризующий прочные знания, изложенные в
логической последовательности с использованием принятой в курсе
МХК терминологии, но при изложении его допускает неточности
второстепенного характера;
- обучающийся правильно излагает изученный материал; анализирует
произведение, выделяет особенности образного языка, но при этом
допускает незначительные ошибки второстепенного характера,
исправление которых осуществляет с помощью учителя;
- знает принадлежность к культурно-исторической эпохе, стилю,
направлению;
- знает автора (авторов) произведения;
- высказывает собственное мнение относительно произведения искусства.
Отметка «3»
- обучающийся слабо справляется с поставленным вопросом, допускает
неточности в изложении изученного материала;
- основной программный материал знает не твердо, но большинство
изученных элементов, изображений и обозначений усвоил;
- ответ дает не полный, построенный несвязно, но выявивший общее
понимание вопроса;

- неуверенно излагает материал, требует помощи учителя (наводящих
вопросов) и частичного применения средств наглядности.
Отметка «2»
- демонстрирует незнание или непонимание большей или наиболее важной
части учебного материала;
- ответ строит несвязно, допускает существенные ошибки, которые не
исправляет с помощью учителя;
- обучающийся допускает грубые ошибки в ответе, не понимает суть
поставленного вопроса.

Тест по изученным произведениям искусства
Критерии оценки:
- отметка «5»: 100% от объема представленных произведений искусства
определены обучающимся верно;
- отметка «4»: 80% от объема представленных произведений искусства
определены обучающимся верно;
- отметка «3»: 60% от объема представленных произведений искусства
определены обучающимся верно;
- отметка «2»: 50% и менее от объема представленных произведений
искусства определены обучающимся верно.
Оценка проекта, реферата, презентации
Критерии оценки:
Отметка «5»
- с помощью отобранных исследований, необходимого комментария,
критических материалов, исторических и культурологических фактов
раскрыто основное содержание исследования;
- правильно поняты цель, задачи, работа содержательна, логична,
изложение материала аргументировано, сделаны выводы и обобщения по
теме;
- показано умение анализировать различные источники, извлекать из них
информацию, умение систематизировать и обобщить информацию, дать
ей критическую оценку;
- работа демонстрирует индивидуальность стиля автора, оформлена
грамотно в соответствии с планом, требованиями к оформлению (стилевое
единство, научный и литературный стиль речи);
- приведены собственные наблюдения, рассуждения и их доказательства.

Отметка «4»
- с помощью отобранных исследований, необходимого комментария,
критических материалов, исторических и культурологических фактов
раскрыто основное содержание исследования, но при изложении
материала допускает неточности второстепенного характера;
- правильно поняты цель, задачи, работа содержательна, логична,
изложение материала аргументировано, сделаны выводы и обобщения по
теме;
- показано умение анализировать различные источники, извлекать из них
информацию, умение систематизировать и обобщить информацию, дать
ей критическую оценку;
- работа демонстрирует индивидуальность стиля автора, оформлена
грамотно в соответствии с планом, требованиями к оформлению (стилевое
единство, научный и литературный стиль речи);
- приведены собственные наблюдения, рассуждения, но не
аргументированы.
Отметка «3»
- тема проекта, презентации, реферата раскрыта поверхностно, изложение
материала непоследовательно; слабая аргументация выдвинутых тезисов;
- правильно поняты цель, задачи, работа содержательна, логична, сделаны
выводы и обобщения по теме;
- показано умение пользования различными источниками, извлечения из
них информации, но не показана систематизация и обобщение
информации;
- работа оформлена в соответствии с планом, но выполнены не все
требования к оформлению (нет единого стиля, неправильно сделаны
ссылки, ошибки в списке библиографии, слабый научный стиль
изложения);
- не приведены собственные наблюдения и рассуждения.
Отметка «2»
- тема проекта, презентации, реферата не раскрыта или не завершена;
- не показано умение анализа, систематизации и обобщения информации;
- оформлена с грубыми нарушениями требований

[Введите текст]

Учебно-методический комплекс и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Л.Г. Емохонова Мировая художественная культура. Учебник для 10 класса (базовый уровень). М.: Издательский
центр «Академия», 2017
Л.Г. Емохонова Мировая художественная культура. Учебник для 11 класса (базовый уровень). М.: Издательский
центр «Академия», 2017
Список научно-методической литературы.
Информационные технологии на уроках МХК / авт.-сост. Н.В.Киселева. – Волгоград: Учитель, 2020.
Пешикова Л.В. Методика преподавания мировой художественной культуры в школе: Пособие для учителя. — М.:
ВЛАДОС, 2020.

ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ, М/МЕДИА
1. Детские электронные книги и презентации – http://viki.rdf.ru/
2. Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий»
3. Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2009г.»
4.Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов»
5. .Российский общеобразовательный портал – http://music.edu.ru/
http://viki.rdf.ru/
http://music.edu.ru/
http://folkinst.narod.ru/
https://songkino.ru/
http://www.edu.ru/
https://nsportal.ru/
https://infourok.ru/

[Введите текст]

https://easyen.ru/
http://art.1september.ru
http://artclassic.edu.ru
http://www.russianculture.ru
портал «Культура России»
http://www.museum.ru
портал «Музеи России»
http://www.archi-tec.ru
http://www.world-art.ru
http://www.arthistory.ru/
история изобразительного искусства
http://www.cbook.ru/peoples/
Народы и религии мира
http://www.sgu.ru/rus_hist/ Российская история в зеркале изобразительного искусства

Лист корректировки рабочей программыпо
___________ ( название предмета, курса) _______ класса
на 20__/ 20__ учебный год

[Введите текст]
В связи с расхождением количества учебных часов, предусмотренных рабочей программой на проведение учебных занятий и

фактическим количеством проведеннных учебных занятий по
причине_________________________________________________________________________________________________________________
в рабочую программу вносятся следующие изменения:

Корректировка тематического планирования.

Раздел

Всего

Количество часов по программе

Количество часов в связи с корректировкой

[Введите текст]


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».