Рабочая программа Дискуссионные вопросы Отечественной истории 11 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Нормативное основание рабочей программы:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от
29.12.2012;
2. Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (редакция
от 11.12.2020 № 712);
3. Приказ Министерства просвещения РФ от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении
порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программа начального общего,
основного общего и среднего общего образования»;
4. Основная образовательная программа среднего общего образования МБОУ СОШ
№1;
5. Положение о рабочих программах МБОУ СОШ №1.
Рекомендуемая литература

1. Мединский В. Р., Торкунов А. В. «История. История России. 1945 год - начало XXI
века. 11 класс. Базовый уровень», 2023.
2. Жукова Л.В. История Россия с древнейших времен до настоящего времени: учебное
пособие/Л. В. Жукова. – М.: Издательство «Экзамен», 2017.
3. История России в схемах и таблицах. Составитель Северинов К.М. 2019.
Предлагаемая программа элективного курса «Дискуссионные вопросы Отечественной
истории" предназначена для преподавания в 11 классе и рассчитана на 34 часа учебного
времени.
Особенность курса «Дискуссионные вопросы Отечественной истории».
Настоящий элективный курс не дублирует курс отечественной истории, а дополняет,
расширяет, обобщает знания учащихся о родном отечестве. Ключевыми и принципиально
значимыми проблемами элективного курса «Дискуссионные вопросы Отечественной
истории» являются нормы поведения, особенности веры и общественного сознания,
менталитет, национальные ценности, традиции россиян. В рамках настоящего
элективного курса такие аспекты гражданской истории, как, например, государственное
устройство или хозяйство являются вторичными. В истории локальных цивилизаций
важны не столько форма государства (она может меняться), сколько традиционное
отношение народа к власти и праву, не форма хозяйства (их может быть несколько), а
отношение к труду и собственности.
Таким образом главная цель элективного курса - расширение и углубление знаний
учащихся об исторических особенностях родной страны, формирование представлений об
индивидуальности, неповторимости российской цивилизации, обладающей собственной
логикой исторического развития.
Основные задачи курса:
- выявить предпосылки формирования и проанализировать важные вехи становления и
развития российской цивилизации;

- раскрыть уникальность российской цивилизации, ее место и значение
мировой цивилизации;

в истории

осмыслить глубинный ход российской истории с точки зрения влияния норм,
ценностей и идеалов национальной культуры, воздействия на них культурной традиции
Востока и Запада;
акцентировать внимание на культурном диалоге славянских и тюркских культур,
ставших основой развития российского многонационального государства;
проанализировать основные этапы роста общественного самосознания в стране.
способствовать формированию национального самосознания, патриотизма и
гражданственности учащихся.
В основу программы положены следующие подходы : цивилизационный подход
(изучение истории методом соединения локального и стадиального подхода, который
дает возможность выделить наиболее существенные факторы, определяющие облик
цивилизации, ее уникальность и неповторимость); культурологический подход ( исходит
из того, что культура есть все то, что создано руками и разумом человека, культура - это
«система норм и ценностей», «память человечества», «способ жизни человека», «способ
адаптации к природе», через нее отражается специфика народа); антропологический
подход (в процессе познания мира человек с его этическими и эстетическими
представлениями, нормами поведения, многообразными формами деятельности находится
в центре внимания); интегративный подход (позволяет синтезировать различные
научные знания и через взаимосвязь с учебными курсами истории, обществознания,
литературы и других учебных дисциплин усвоить необходимый учебный материал )
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и
навыков, компетенций. Для исторического образования приоритетным можно считать
развитие умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную
деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата), использовать
элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять
сущностные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно выбирать критерии для
сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов.
Большую значимость приобретает информационно-коммуникативная деятельность
учащихся, в рамках которой развиваются умения и навыки поиска нужной информации по
заданной теме в источниках различного типа, извлечения необходимой информации из
источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график,
диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.), отделения основной информации от
второстепенной, критического оценивания достоверности полученной информации,
передачи содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно,
выборочно), перевода информации из одной знаковой системы в другую (из текста в
таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбора знаковых систем адекватно
познавательной и коммуникативной ситуации. Учащиеся должны уметь развернуто
обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от
противного), объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных
конкретных примерах, владеть основными видами публичных выступлений
(высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следовать этическим нормам и правилам
ведения диалога (диспута).
При освоении программного материала учителю необходимо широко использовать
дополнительную литературу, рекомендуемую по курсу.

Распределение учебного материала.
№
1.

Наименование раздела

Древняя Русь.

Количество часов

Сроки

6

Сентябрь,
октябрь

2.

Московская Русь (14-16 вв.)

3

Октябрь

3.

Россия в 17-18 веках

8

Ноябрь, декабрь

4.

Российская империя в 19 веке.

3

Январь

5.

Россия в 20-начале 21вв.

14

Февраль - май

Тематическое планирование курса
«Дискуссионные вопросы Отечественной истории».

№ урока Название темы
1
2
3-4
5-6
7
8-9.
10-11
12-13.
14.
15-16.
17.
18.
19.
20.
21.
22-23
24-25
26-27
28-29
30
31
32
33
34

Введение
Раздел 1. Древняя Русь.
Восточные славяне в древности
Древнерусское государство ( 9-12вв.)
Русь удельная (12-13 вв)
Раздел 2.Московская Русь (14-16 вв.)
Объединение русских земель и образование русского
централизованного государства.
Московское государство при Иване Грозном
Раздел 3. Россия в 17-18 веках
Смутное время. Россия в 17веке.
Петровские реформы.
Эпоха дворцовых переворотов
Россия во 2 половине 18 века: эпоха просвещенного
абсолютизма
Крестьянские войны в России: старые и новые оценки
Раздел 4. Российская империя в 19 веке.
Внутренняя политика: реформаторские тенденции и
государственный консерватизм.
Реформы и контрреформы
Общественное движение.
Раздел 5. Россия в 20-начале21вв.
Россия в начале 20 века:
Революционный 1917 год: борьба альтернатив
общественного развития
Становление советской системы
СССР в 20-30-е гг.
Великая Отечественная война
Советский Союз в послевоенные годы
Противоречия десятилетия правления Н.С. Хрущёва
Советская внешняя политика в послевоенную эпоху
Перестройка и распад СССР
Россия на рубеже 20-21 веков

Кол-во
часов
1
5
1
2
2
3
1
2
8
2
2
1
2
1
3
1
1
1
14
1
2
2
2
2
1
1
1
1
1

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ обучающихся

В результате изучения истории на базовом уровне ученик должен
знать/понимать






основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность
отечественной и всемирной истории;
периодизацию всемирной и отечественной истории;
современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной
истории;
историческую обусловленность современных общественных процессов;
особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;
уметь




проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
критически анализировать источник исторической информации (характеризовать
авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);
 анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах
(текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
 различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и
исторические объяснения;
 устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и
временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
 участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную
позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
 представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта,
реферата, рецензии;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:


определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя
из их исторической обусловленности;
 использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой
извне социальной информации;
 соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими
формами социального поведения;
осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного,
конфессионального сообщества.

Критерии оценивания:
форма контроля
устные опросы

тестирование

критерии
Учитывается:
 Правильность и осознанность изложения содержания, полноту
раскрытия понятий, точность употребления научных терминов;
 Степень сформированности интеллектуальных и общеучебных
умений;
 Самостоятельность ответа;
 Речевая грамотность и логическая последовательность ответа.
Оценка «5»
 Полно раскрыто содержание материала в объеме программы и
учебника;
 Четко и правильно даны определения и раскрыто содержание
понятий; верно использованы научные термины;
 Для доказательства использованы различные умения, выводы,
примеры;
 Ответ самостоятельный, использованы ранее приобретенные
знания.
Оценка «4»
 Раскрыто основное содержание материала;
 В основном правильно даны определения понятий и
использованы научные термины;
 Ответ самостоятельный;
 Определения понятий неполные, допущены незначительные
нарушения последовательности изложения, небольшие неточности
при использовании научных терминов или в выводах и
обобщениях из наблюдений и примеров.
Оценка «3»
 Усвоено основное содержание учебного материала, но
изложено фрагментарно, не всегда последовательно;
 Определения понятий недостаточно четкие;
 Не использованы в качестве доказательств выводы и
обобщения из наблюдений и примеров или допущены ошибки при
их изложении;
 Ошибки
и
неточности
в
использовании
научной
терминологии, определении понятий.
Оценка «2»
 Основное содержание учебного материала не раскрыто;
 Не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя;
 Допущены грубые ошибки в определении понятий, при
использовании терминологии.
минимальный уровень:
оценка «2» - 0 – 25% правильных ответов;
оценка «3» - 26 – 40% правильных ответов;
оценка «4» - 41-60% правильных ответов
оценка «5» - более 60 %.
средний уровень:
оценка «2» - 0 –35% правильных ответов;
оценка «3» - 36 – 50% правильных ответов;
оценка «4» - 51-70% правильных ответов

оценка «5» - более 70 %.
творческий уровень:
оценка «2» - 0 – 49% правильных ответов;
оценка «3» - 50-75% правильных ответов;
оценка «4» - 75-85% правильных ответов
оценка «5» - более 85 %.
письменные работы, оценка «5»:
включающие
- ответ самостоятельный
задания
- правильные, четко сформулированные ответы;
соответствующего
- использование терминологии;
уровня сложности - аргументация своего мнения научными примерами, датами;
(минимальный,
- грамотное и аккуратное оформление.
средний,
оценка «4»:
творческий)
- Раскрыто основное содержание материала;
- В основном правильно даны определения понятий и
использованы научные термины;
- Ответ самостоятельный;
- Определения понятий неполные, допущены незначительные
нарушения последовательности изложения, небольшие неточности
при использовании научных терминов или в выводах и
обобщениях из наблюдений и примеров.
- помарки в оформлении работы.
оценка «3»:
- раскрыто основное содержание вопроса, но изложено
фрагментарно, не всегда последовательно;
- Определения понятий недостаточно четкие;
- Не использованы в качестве доказательств выводы и обобщения
из наблюдений и примеров или допущены ошибки при их
изложении;
- Ошибки и неточности в использовании научной терминологии,
определении понятий.
- работа оформлена неаккуратно, допущены грамматические
ошибки в терминологии или именах исторических деятелей.
Оценка «2»
- Основное содержание не раскрыто;
- Допущены грубые ошибки в определении понятий, при
использовании терминологии.
рефераты,
оценка «5»:
творческие работы
- работа выполнена самостоятельно;
- показана авторская позиция, сформулированы собственные
выводы;
- использована научная, научно-популярная, публицистическая
литература, дан её анализ.
- оформлены в соответствии с ГОСТ и требованиями,
предъявляемыми к творческим работам учащихся.
оценка «4»:
- работа выполнена самостоятельно, но авторская позиция показана
недостаточно;
- использованы разнообразные источники информации, имеются
авторские выводы и комментарии;
- в целом работа оформлена верно;
оценка «3»:

- показаны основные позиции ведущих ученых по описываемой
проблеме;
- не показана авторская позиция, нет собственных выводов;
- использованы чужие работы из сети интернет, частичный
плагиат;
- нарушены правила оформления творческих работ учащихся.
оценка «2» - не применяется

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ
И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

https://rosuchebnik.ru/material/metodicheskaya-pomoshch-uchitelyu-istorii/
История Русского государства IX-XII вв.
http://lants.tellur.ru/history/danilevsky/
Вторая мировая война. http://www.1939-1945.net
http://www.coldwar.ru Холодная война: история и персоналии.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».