ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Реализация федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования в современной школе предполагает обязательное вовлечение обучающихся во внеурочную деятельность с целью достижения в первую очередь личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др. Цель внеурочной деятельности - способствовать достижению результатов освоения основной образовательной программы общего образования. Курс внеурочной деятельности «Здорово быть здоровым» предназначен для работы с учащимися 1-4 классов, направлен на формирование у обучающихся знаний и навыков здорового образа жизни, а также потребности беречь свое здоровье как индивидуальную и общественную ценность. Образовательная организация не может и не должна оставаться в стороне от решения задач, направленных на формирование здорового поколения и здоровой нации. Формирование у обучающихся ценностных ориентиров, активной гражданской позиции является неоспоримой задачейобщества, и эта задача возлагается государством на образовательную организацию. Закон «Об образовании в Российской Федерации» трактует понятие «образование» не только как «знания, умения, навыки», но и как «ценностные установки», «опыт деятельности». Курс внеурочной деятельности «Здорово быть здоровым» разработан с учётом требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Содержание данного курса и формы организации учебной деятельности направлены на проектирование определенного типа мышления школьников – осознание здоровесбережения как важнейшего условия успешной жизненной самореализации каждого человека. Центральной линией развития обучающихся является формирование интеллектуальной деятельности и произвольности всех психических процессов. Современные дети поколения Z значительно отличаются от своих сверстников предыдущих поколений - изменилась социальная ситуация развития детей: резко возросла информированность обучающихся. Расширение кругозора, рост эрудиции, получение новых знаний – несомненное преимущество современных детей; однако, чрезмерная доступность информации может иметь негативное влияние на психологическое состояние и психологическую безопасность детей и подростков. ограничено очное непосредственное общение со сверстниками, что препятствует формированию коммуникативных компетенций, эмоциональной отзывчивости, толерантности, сочувствия и сопричастности и др. Перемены, происходящие в современном обществе требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные интересы. Решению этих задач направлена внеурочная деятельность, в том числе курс «Здорово быть здоровым». Существенное место в организации курса внеурочной деятельности «Здорово быть здоровым» должны занять метапредметные результаты, благодаря чему по окончании данного курса у обучающихся будут сформированы навыки, направленные на анализ своей деятельности и управление ею. Целью курса является формирование культуры безопасной жизнедеятельности, навыков ведения здорового образа жизни и принципов здоровьесбережения. Задачи курса: формирование у учащихся ключевых компетенций ведения здорового образа жизни за счет: формирования способности формулировать и формировать навыки здоровьесбережения; понимания необходимости сохранять свое здоровье как общественную и индивидуальную ценность; формирования отрицательного отношения к приему психоактивных веществ, в том числе наркотиков профилактики вредных привычек; формирования навыков безопасного поведения в повседневной жизни; формирования привычки правильного питания; формирования привычки соблюдения режима дня и личной гигиены; формирования умения бороться со стрессовыми ситуациями; формирования умения грамотно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми; ведения активного спортивного образа жизни. В результате изучения курса у учащихся будут сформированы личностные, предметные и метапредметные результаты. Личностные результаты Личностные результаты отражаются в готовности обучающихся к саморазвитию индивидуальных свойств личности, которые приобретаются в процессе освоения курса внеурочной деятельности «Здорово быть здоровым». Они включают в себя основы гражданской идентичности, сформированную мотивацию к обучению и познанию в сфере здорового образа жизни, умения использовать ценности здоровьесбережения для удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей, достижения личностно значимых результатов в сохранении здоровья. Личностные результаты должны отражать: формирование ценностного отношения к своему здоровью; формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, формирование целеустремленности и настойчивости в достижении поставленных целей; формирование активной жизненной позиции и мотивации в отношении ведения здорового образа жизни. Предметные результаты Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения курса внеурочной деятельности «Здорово быть здоровым». Приобретаемый опыт проявляется в знаниях и способах двигательной, интеллектуальной и социальной деятельности, умениях творчески их применять при решении ежедневных задач, связанных с организацией и проведением занятий, направленных на формирование культуры здоровьесбережения. Предметные результаты должны отражать: воспитание ценностного отношения к собственному здоровью издоровью окружающих; формирование культуры поведения в окружающей среде, т.е. гигиенической и генетической грамотности; овладение умениями соблюдать гигиенические нормы и правилаздорового образа жизни; формирование умения оценивать последствия своей деятельностипо отношению к здоровью других людей и собственному организму; знания о здоровом образе жизни, его связи с укреплением здоровья и профилактикой вредных привычек, о роли и месте ведения физически активного образа жизни в организации здорового образа жизни; способность самостоятельно организовывать и проводить занятия профессионально-прикладной физической подготовкой, подбирать физические упражнения в зависимости от индивидуальной ориентации на будущую профессиональную деятельность; способность организовывать самостоятельные занятия физической культурой по формированию телосложения и правильной осанки, подбирать комплексы физических упражнений и режимы физической нагрузки в зависимости от индивидуальных особенностей физического развития; способность вести наблюдения за динамикой показателей физического развития и осанки, объективно оценивать их, соотнося с общепринятыми нормами и представлениями; солнечно-земные связи как отражение общих связей в природе. Метапредметные результаты Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности качественных универсальных способностей учащихся, проявляющихся в активном применении знаний и умений в познавательной и предметно-практической деятельности. Приобретенные на базе освоения содержания курса «Здорово быть здоровым», в единстве с освоением программного материала других образовательных дисциплин, универсальные способности потребуются как в рамках образовательного процесса, так и в реальной повседневной жизни учащихся. Метапредметные результаты должны отражать: бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих, проявление доброжелательности и отзывчивости к людям, имеющим ограниченные возможности и нарушения в состоянии здоровья; умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять план деятельности; понимание физической культуры как явления культуры, способствующего развитию целостной личности человека, сознания и мышления, физических, психических и нравственных качеств; понимание здоровья как важнейшего условия саморазвития и самореализации человека, расширяющего свободу выбора профессиональной деятельности и обеспечивающего долгую сохранность творческой активности; понимание физической активности как средства организацииздорового образа жизни, профилактики вредных привычек и девиантного (отклоняющегося) поведения; понимание культуры движений человека, постижение жизненно важных двигательных умений в соответствии с их целесообразностью и эстетической привлекательностью; поддержание оптимального уровня работоспособности в процессе учебной деятельности, активное использование занятий физической культурой для профилактики психического и физического утомления; владение способами наблюдения за показателями индивидуального здоровья, использование этих показателей в организации и проведении самостоятельных форм занятий физической культурой; умение работать с учебной информацией (анализ, установление причинноследственных связей); умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности; умение применять естественнонаучные знания для объяснения окружающих явлений, сохранения здоровья, обеспечения безопасности жизнедеятельности; умение с достаточной четкостью выражать свои мысли; проводить опросы; проводить самооценку и взаимооценку; осуществлять презентацию результатов и публичные выступления. Методическое обеспечение курса представлено комплектом системно выстроенных преемственных учебных пособий «Здорово быть здоровым» для учащихся начальной школы (1-4 кл.). Пособия обеспечивают реализацию содержания курса внеурочной деятельности «Здорово быть здоровым», включают теоретические материалы, а также задания кейсового и практикоориентированного характера, формируют личностные, коммуникативные, регулятивные, познавательные универсальные учебные действия имеют выраженную воспитательную и социально-педагогическую направленность, обеспечивают реализацию системно-деятельностного подхода. В процессе выполнения практических заданий учащиеся получат возможность выполнения заданий индивидуального и группового характеров, работу в паре с одноклассником или взрослым. Важно помнить, что внеурочная деятельность требует иного подхода к организации образовательного процесса, оценке результатов деятельности его участников нежели урочная деятельность. Данный курс рекомендуется для внеурочной деятельности на уровнях начального, основного и среднего общего образования. СОДЕРЖАНИЕ Содержание, организационные формы реализации внеурочной деятельности данного курса «Здорово быть здоровым» отвечают реализации основных принципов обучения: гуманности направленности (отношение педагога к обучающимся как к ответственным субъектам собственного развития), системности (обеспечение целостности, преемственности и взаимосвязи между основными компонентами организуемой деятельности, урочной и внеурочной деятельностью, всеми участниками внеурочной деятельности), вариативности (предоставление широкого спектра видов, форм, способов организации деятельности), добровольности (выбора обучающимися видов деятельности, возможность проявления инициативы и пр.), успешности и социальной значимости (направленной на формирование потребности в достижении результатов и пр.). Примерное тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Здорово быть здоровым» для 1-4 классов Примерное тематическое планирование для уровня начального общего образования составлено из расчёта общей учебной нагрузки в 1 классе – 1 час (33 часа), во 2 - 4 классах -1 час в неделю (34 часа). УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН №п/п Наименование разделов и занятий Всего, чаов 1 Главное чудо на свете - человек 1 2 Здоровье в порядке – спасибо зарядке! 1 3 Экскурсия “Сезонные изменения в природе и в жизни человека” 1 4 Друзья Мойдодыра. 1 5 «Как Чёрные братья хотели мир завоевать». Вредные привычки 1 6 Здоровое питание 1 7 Овощи, ягоды и фрукты – самые витаминные продукты! 1 Конкурс рисунков. 8 Культура питания. Чаепитие. 1 9 «Молоко от Матроскина» 1 10 Чудо земли – хлеб. 1 11 Поешь рыбки – будут ноги прытки. 1 12 Кулинарные праздники моей семьи 1 13 «Великие волшебники» (закаливание) 1 14 Главная одежда человека (кожа) 1 15 Мой внешний вид – залог здоровья 1 16 Здоровье зрения. Здоровая осанка. 1 17 Физкульт- ура! 1 18 Режиму дня мы друзья 1 19 «Таинственный незнакомец»(алкоголь, курение, таблетки) 1 20 «Сказка о Спящей Царевне и не только…» (опасности со стороны окружающих) 1 21 «Посеешь привычку – пожнёшь характер» 1 22 «Чтоб забыть про докторов» 1 23 Сон – лучшее лекарство. Как сделать сон полезным? 1 24 Как избежать отравлений? Первая помощь при отравлениях. 1 25 Правила безопасности при занятиях спортом. 1 26 День здоровья. 1 “В здоровом теле – здоровый дух” 27 Переутомление и утомление. 1 28 Игры и травмы. Первая помощь при травмах и ушибах. 1 29 Такой разный мир людей. Эмоции и чувства. 1 30 Добрым быть лучше, чем злым. 1 31 День здоровья. “Веселые старты” 1 Летние опасности. 1 Итоговый урок. 1 32,33 34 Литература 1. Ногина С. Г., Павловская Т. А .Рабочая тетрадь для учащихся к образовательной программе дополнительного образования детей (внеурочной деятельности) «Здоровым быть здорово» / С.Г. Ногина, Т. А. Павловская. – Иркутск: ГБПОУ ИО ИРКПО, 2015. – 60 с. 2.Рабочая тетрадь для учащихся Семенова И.И. ,Лызова Н.А. Цифровые ресурсы: 1. Ресурсы Интернет. Технические средства обучения: 1. Компьютер с художественным программным обеспечением. 2. Мультимедиа – проектор. 3. Экран.