Рабочая программа внеурочной деятельности Здоровым быть здорово (1-4)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Реализация федеральных государственных образовательных стандартов
начального общего образования в современной школе предполагает обязательное
вовлечение обучающихся во внеурочную деятельность с целью достижения в первую
очередь личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику
внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько
должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.
Цель внеурочной деятельности - способствовать достижению результатов освоения
основной образовательной программы общего образования.
Курс внеурочной деятельности «Здорово быть здоровым» предназначен для
работы с учащимися 1-4 классов, направлен на формирование у обучающихся знаний и
навыков здорового образа жизни, а также потребности беречь свое здоровье как
индивидуальную и общественную ценность.
Образовательная организация не может и не должна оставаться в стороне от
решения задач, направленных на формирование здорового поколения и здоровой
нации. Формирование у обучающихся ценностных ориентиров, активной гражданской
позиции является неоспоримой задачейобщества, и эта задача возлагается государством
на образовательную организацию. Закон «Об образовании в Российской Федерации»
трактует понятие «образование» не только как «знания, умения, навыки», но и как
«ценностные установки», «опыт деятельности».
Курс внеурочной деятельности «Здорово быть здоровым» разработан с учётом
требований федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования.
Содержание данного курса и формы организации учебной деятельности
направлены на проектирование определенного типа мышления школьников – осознание
здоровесбережения как важнейшего условия успешной жизненной самореализации
каждого человека. Центральной линией развития обучающихся является формирование
интеллектуальной деятельности и произвольности всех психических процессов.
Современные дети поколения Z значительно отличаются от своих сверстников
предыдущих поколений - изменилась социальная ситуация развития детей:
 резко возросла информированность обучающихся. Расширение кругозора,
рост эрудиции, получение новых знаний – несомненное преимущество современных
детей; однако, чрезмерная доступность информации может иметь негативное влияние
на психологическое состояние и психологическую безопасность детей и подростков.
 ограничено очное непосредственное общение со сверстниками,
что препятствует формированию коммуникативных компетенций, эмоциональной
отзывчивости, толерантности, сочувствия и сопричастности и др.
Перемены, происходящие в современном обществе требуют ускоренного
совершенствования образовательного пространства, определения целей образования,
учитывающих государственные, социальные интересы. Решению этих задач направлена
внеурочная деятельность, в том числе курс «Здорово быть здоровым».
Существенное место в организации курса внеурочной деятельности
«Здорово быть здоровым» должны занять метапредметные результаты, благодаря чему
по окончании данного курса у обучающихся будут сформированы навыки,
направленные на анализ своей деятельности и управление ею.
Целью курса является формирование культуры безопасной жизнедеятельности,
навыков ведения здорового образа жизни и принципов здоровьесбережения.
Задачи курса: формирование у учащихся ключевых компетенций ведения
здорового образа жизни за счет:
 формирования способности формулировать и формировать навыки
здоровьесбережения;

 понимания необходимости сохранять свое здоровье как общественную и

индивидуальную ценность;
 формирования отрицательного отношения к приему психоактивных веществ,
в том числе наркотиков профилактики вредных привычек;
 формирования навыков безопасного поведения в повседневной жизни;
 формирования привычки правильного питания;
 формирования привычки соблюдения режима дня и личной гигиены;
 формирования умения бороться со стрессовыми ситуациями;
 формирования умения грамотно взаимодействовать со сверстниками и
взрослыми;
 ведения активного спортивного образа жизни.
В результате изучения курса у учащихся будут сформированы
личностные, предметные и метапредметные результаты.
Личностные результаты
Личностные результаты отражаются в готовности обучающихся к саморазвитию
индивидуальных свойств личности, которые приобретаются в процессе освоения курса
внеурочной деятельности «Здорово быть здоровым». Они включают в себя основы
гражданской идентичности, сформированную мотивацию к обучению и познанию в
сфере здорового образа жизни, умения использовать ценности здоровьесбережения для
удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей, достижения личностно
значимых результатов в сохранении здоровья.
Личностные результаты должны отражать:
 формирование ценностного отношения к своему здоровью;
 формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям,
совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их
результаты,
 формирование целеустремленности и настойчивости в достижении
поставленных целей;
 формирование активной жизненной позиции и мотивации в отношении
ведения здорового образа жизни.
Предметные результаты
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в творческой
деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения курса
внеурочной деятельности «Здорово быть здоровым». Приобретаемый опыт проявляется
в знаниях и способах двигательной, интеллектуальной и социальной деятельности,
умениях творчески их применять при решении ежедневных задач, связанных с
организацией и проведением занятий, направленных на формирование культуры
здоровьесбережения.
Предметные результаты должны отражать:
 воспитание ценностного отношения к собственному здоровью издоровью
окружающих;
 формирование культуры поведения в окружающей среде, т.е.
гигиенической и генетической грамотности;
 овладение умениями соблюдать гигиенические нормы и правилаздорового
образа жизни;
 формирование умения оценивать последствия своей деятельностипо
отношению к здоровью других людей и собственному организму;

 знания о здоровом образе жизни, его связи с укреплением здоровья и

профилактикой вредных привычек, о роли и месте ведения физически активного образа
жизни в организации здорового образа жизни;
 способность самостоятельно организовывать и проводить занятия
профессионально-прикладной физической подготовкой, подбирать физические
упражнения в зависимости от индивидуальной ориентации на будущую
профессиональную деятельность;
 способность организовывать самостоятельные занятия физической культурой
по формированию телосложения и правильной осанки, подбирать комплексы
физических упражнений и режимы физической нагрузки в зависимости от
индивидуальных особенностей физического развития;
 способность вести наблюдения за динамикой показателей
физического развития и осанки, объективно оценивать их, соотнося с общепринятыми
нормами и представлениями;
 солнечно-земные связи как отражение общих связей в природе.
Метапредметные результаты
Метапредметные
результаты
характеризуют
уровень
сформированности
качественных
универсальных
способностей
учащихся,
проявляющихся в активном применении знаний и умений в познавательной и
предметно-практической деятельности. Приобретенные на базе освоения содержания
курса «Здорово быть здоровым», в единстве с освоением программного материала
других образовательных дисциплин, универсальные способности потребуются как в
рамках образовательного процесса, так и в реальной повседневной жизни учащихся.
Метапредметные результаты должны отражать:
 бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих,
проявление доброжелательности и отзывчивости к людям, имеющим ограниченные
возможности и нарушения в состоянии здоровья;
 умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять план
деятельности;
 понимание физической культуры как явления культуры, способствующего
развитию целостной личности человека, сознания и мышления, физических,
психических и нравственных качеств;
 понимание здоровья как важнейшего условия саморазвития и самореализации
человека, расширяющего свободу выбора профессиональной деятельности и
обеспечивающего долгую сохранность творческой активности;
 понимание физической активности как средства организацииздорового образа
жизни, профилактики вредных привычек и девиантного (отклоняющегося) поведения;
 понимание культуры движений человека, постижение жизненно важных
двигательных умений в соответствии с их целесообразностью и эстетической
привлекательностью;
 поддержание оптимального уровня работоспособности в процессе учебной
деятельности, активное использование занятий физической культурой для
профилактики психического и физического утомления;
 владение способами наблюдения за показателями индивидуального здоровья,
использование этих показателей в организации и проведении самостоятельных форм
занятий физической культурой;
 умение работать с учебной информацией (анализ, установление причинноследственных связей);

 умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной

деятельности;
 умение применять естественнонаучные знания для объяснения окружающих
явлений, сохранения здоровья, обеспечения безопасности жизнедеятельности;
 умение с достаточной четкостью выражать свои мысли; проводить
опросы; проводить самооценку и взаимооценку; осуществлять презентацию
результатов и публичные выступления.
Методическое обеспечение курса представлено комплектом системно
выстроенных преемственных учебных пособий «Здорово быть здоровым» для учащихся
начальной школы (1-4 кл.).
Пособия обеспечивают реализацию содержания курса внеурочной деятельности
«Здорово быть здоровым», включают теоретические материалы, а также задания
кейсового и практикоориентированного характера, формируют личностные,
коммуникативные, регулятивные, познавательные универсальные учебные действия
имеют выраженную воспитательную и социально-педагогическую направленность,
обеспечивают реализацию системно-деятельностного подхода. В процессе выполнения
практических заданий учащиеся получат возможность выполнения заданий
индивидуального и группового характеров, работу в паре с одноклассником или
взрослым.
Важно помнить, что внеурочная деятельность требует иного подхода к
организации образовательного процесса, оценке результатов деятельности его
участников нежели урочная деятельность.
Данный курс рекомендуется для внеурочной деятельности на уровнях
начального, основного и среднего общего образования.
СОДЕРЖАНИЕ
Содержание, организационные формы реализации внеурочной деятельности
данного курса «Здорово быть здоровым» отвечают реализации основных принципов
обучения: гуманности направленности (отношение педагога к обучающимся как к
ответственным субъектам собственного развития), системности (обеспечение
целостности, преемственности и взаимосвязи между основными компонентами
организуемой деятельности, урочной и внеурочной деятельностью, всеми участниками
внеурочной деятельности), вариативности (предоставление широкого спектра видов,
форм, способов организации деятельности), добровольности (выбора обучающимися
видов деятельности, возможность проявления инициативы и пр.), успешности и
социальной значимости (направленной на формирование потребности в достижении
результатов и пр.).
Примерное тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Здорово
быть здоровым» для 1-4 классов
Примерное

тематическое

планирование

для

уровня начального общего

образования составлено из расчёта общей учебной нагрузки в 1 классе – 1 час (33
часа), во 2 - 4 классах -1 час в неделю (34 часа).

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№п/п

Наименование разделов и занятий

Всего, чаов

1

Главное чудо на свете - человек

1

2

Здоровье в порядке – спасибо зарядке!

1

3

Экскурсия “Сезонные изменения в природе и в жизни
человека”

1

4

Друзья Мойдодыра.

1

5

«Как Чёрные братья хотели мир завоевать». Вредные
привычки

1

6

Здоровое питание

1

7

Овощи, ягоды и фрукты – самые витаминные продукты!

1

Конкурс рисунков.
8

Культура питания. Чаепитие.

1

9

«Молоко от Матроскина»

1

10

Чудо земли – хлеб.

1

11

Поешь рыбки – будут ноги прытки.

1

12

Кулинарные праздники моей семьи

1

13

«Великие волшебники» (закаливание)

1

14

Главная одежда человека (кожа)

1

15

Мой внешний вид – залог здоровья

1

16

Здоровье зрения. Здоровая осанка.

1

17

Физкульт- ура!

1

18

Режиму дня мы друзья

1

19

«Таинственный незнакомец»(алкоголь, курение, таблетки)

1

20

«Сказка о Спящей Царевне и не только…» (опасности со
стороны окружающих)

1

21

«Посеешь привычку – пожнёшь характер»

1

22

«Чтоб забыть про докторов»

1

23

Сон – лучшее лекарство. Как сделать сон полезным?

1

24

Как избежать отравлений? Первая помощь при отравлениях.

1

25

Правила безопасности при занятиях спортом.

1

26

День здоровья.

1

“В здоровом теле – здоровый дух”
27

Переутомление и утомление.

1

28

Игры и травмы. Первая помощь при травмах и ушибах.

1

29

Такой разный мир людей. Эмоции и чувства.

1

30

Добрым быть лучше, чем злым.

1

31

День здоровья. “Веселые старты”

1

Летние опасности.

1

Итоговый урок.

1

32,33
34

Литература
1. Ногина С. Г., Павловская Т. А .Рабочая тетрадь для учащихся к образовательной программе
дополнительного образования детей (внеурочной деятельности) «Здоровым быть здорово» / С.Г.
Ногина, Т. А. Павловская. – Иркутск: ГБПОУ ИО ИРКПО, 2015. – 60 с.
2.Рабочая тетрадь для учащихся Семенова И.И. ,Лызова Н.А.
Цифровые ресурсы:
1. Ресурсы Интернет.
Технические средства обучения:
1. Компьютер с художественным программным обеспечением.
2. Мультимедиа – проектор.
3. Экран.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».