Рабочая программа элективного курса Актуальные вопросы обществознания.10-11 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Программа «Актуальные вопросы обществознания» разработана на основе
требований к результатам освоения основной образовательной программы,
представленных в ФГОС СОО, в соответствии с Концепцией преподавания учебного
предмета «Обществознание», а также с учётом федеральной рабочей программы
воспитания.
Нормативное основание рабочей программы:

Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»
(в действующей редакции);


Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования, утверждён приказом Министерства просвещения Российской Федерации от
31
 мая 2021 г. № 287; 

Приказ Министерства просвещения РФ от 22.03.2021 No 115 «Об утверждении
порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего,
основного
общего и среднего общего образования»;


Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.09.2020 г.
№ 254 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к
использованию
при
реализации
имеющих
государственную
аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования»;
 Санитарные правила СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования
к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи", утвержденные
постановлением
Главного
государственного
санитарного
врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. N 28
(зарегистрированы Министерством юстиции Российской Федерации 18 декабря 2020
г., регистрационный N 61573);


Устав Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя
общеобразовательная
школа №1». 


Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ СОШ
№1, утвержденная приказом директора от 28.08.2018 г. № 220-06/01-10. 
Обществознание в школе - интегрированный курс о человеке, его месте в обществе и
взаимоотношения с ним в различных сферах. Это единственный учебный предмет, целостно
рассматривающий духовную и материальную культуру, ее роль в развитии человека и общества.
Изучение обществознания способствует формированию критического мышления и важных
компетенций. Программа элективного учебного предмета «Актуальные вопросы обществознания»
(далее - Программа) предназначена для учащихся 10-х и 11-х классов и создает школьникам
условия для расширения знаний, умений и навыков.
Программа составлена на основе федерального государственного стандарта среднего
(полного) общего образования. В содержании конкретизировано содержание предметных тем
образовательного стандарта, в учебно-тематическом плане дано примерное распределение учебных
часов по темам курса.
Цели курса::

- освоение системы знаний, опирающейся на системное изучение основ базовых для
предмета социальных наук, изучающих особенности и противоречия современного
общества, его социокультурное многообразие, единство социальных сфер и институтов,
человека как субъекта социальных отношений, многообразие видов деятельности людей
и регулирование общественных отношений;
- развитие комплекса умений, направленных на синтезирование информации из
разных источников для решения образовательных задач и взаимодействия с социальной
средой.
Программа включает шесть разделов: пояснительную записку, основное содержание с
примерным распределением учебных часов по темам курса, требования к уровню подготовки
выпускников, учебно-тематический план, методические рекомендации и список литературы.
Общая характеристика элективного учебного предмета Элективный учебный предмет

Задачи
курса:
• Повторить темы, вызывающие наибольшие трудности содержательного характера; обеспечить
систематизацию, углубление и закрепление понятий высокого уровня теоретического обобщения.
• Развивать методологическую культуру при операциях с понятиями, работе с диаграммами и
статистической информацией, текстами различного вида, проблемно-познавательными заданиями.
• Создать условия для овладения способами решения познавательных и логических заданий по
обществознанию.
• Формировать умения и навыки поиска и систематизации информации, работы с различными типами
источников.
Программа курса предназначена для обучающихся 10-11 классов, рассчитана на 34 часа (1 час в
неделю)
Общая характеристика элективного курса.
Курс является практико-ориентированным, призван помочь будущим выпускникам овладеть
ключевыми познавательными и информационно-коммуникативными компетенциями, средствами
контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по обществознанию. Обучающиеся смогут осмыслить
стратегию собственных действий при операциях с понятиями, работе с диаграммами и
статистической информацией, текстами различного вида, проблемно-познавательными заданиями,
достигнут определенной свободы в выборе и написании обществоведческого эссе. В программе курса
уделяется большое внимание практическим занятиям: отработке навыков выполнения тестовых
заданий, написанию эссе, составлению развёрнутого плана, поскольку на отработку данных умений
в рамках урока недостаточно времени.
В содержание курса входят формирование ключевых компетентностей, социальных навыков,
умений на основе системно-деятельностного подхода, который обеспечивает формирование
готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию, активную учебнопознавательную деятельность обучающихся.
Планируемые результаты. В результате изучения курса «Актуальные вопросы
обществознания» обучающийся должен
Знать и понимать
• биосоциальную сущность человека; • основные этапы и факторы социализации личности; •
место и роль человека в системе общественных отношений;
• закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы; •
тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших
социальных институтов;
• основные социальные институты и процессы;
• необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм,
механизмы правового регулирования; • особенности социально-гуманитарного познания.
Уметь
• характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления,
процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы;
• анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и
различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных
социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
• объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные)
изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и
природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы,
социальных качеств человека);
• осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых
системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд);
• формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения
и аргументы по определенным проблемам.

Содержание элективного предмета в 10 классе включает в себя введение, четыре раздела
(«Человек» (7ч.), «Общество как сложная динамическая система» (7ч.); «Познание» (6 ч.); «Социальные
отношения» (10ч.) и итоговое обобщение (5 ч.).
Содержание элективного предмета в 11 классе включает в себя введение, три раздела
(«Экономика» (9ч.), «Политика» (10 ч.), «Право» (13ч.)) и итоговое обобщение (3ч.).
В процессе обучения педагогу необходимо определиться с учебником или учебным пособием,
которое поможет учащимся в освоении программы. В рекомендованном списке – учебник под
редакцией Л. Н. Боголюбова для 10 и 11 классов (профильный уровень), а также новые учебники под
редакцией А.И. Кравченко, Е.Н. Салыгиной, Ю.Г. Салыгина «Обществознание» и др. (см. список
литературы ниже). Для 11 класса рекомендуется использовать учебник Л.В. Полякова, В.В. Федорова
и др. «Глобальный мир в XXI веке» (11 кл.), ресурсы Интернета, аудиовизуальные средства.
Место предмета в базисном учебном плане
Программа элективного учебного предмета «Актуальные вопросы обществознания»
рассчитана на 34 учебных часа в 10 классе и 34 учебных часа в 11 классе.
Основные формы и методы работы.
Методика преподавания предмета ориентирована на практикоориентированные виды учебной
деятельности, высокий уровень самостоятельной работы старшеклассников.
Основные типы уроков – практические занятия, тренинги, самостоятельная работа.
Практические занятия предполагают четкую ориентацию на использование КИМов ФИПИ
(электронных и печатных изданий), различных типов заданий КИМов ЕГЭ с целью отработки
предметных навыков и умений. Уроки-практикумы, тренинги, самостоятельная работа планируются
на основе работы с текстами, документами, выполнения заданий по решению проблемных задач,
составлению сложного плана, завершение таблиц, схем, написание и анализ эссе и др.
Наиболее сложные, важные темы (например, первые установочные занятия) могут быть
изучены в ходе проведения школьных лекций: лекций-диалогов, лекций с элементами практических
упражнений, дискуссий, с использованием активных, интерактивных методов (работа в малых
группах, анализ документов, текстов, кейсов, написание эссе и др.)
Важным
условием
эффективности
учебного процесса
является использование
мультимедийных средств обучения, использованию в учебной практике интернет- ресурсов.
Особое внимание должно быть уделено организации самостоятельной работы
старшеклассников.
Самостоятельные, тренировочные и практические работы, выполняемые учащимися.
Не менее 40% учебного времени отводится на самостоятельную работу учащихся,
позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности. Минимальный
набор выполняемых учащимися работ включает в себя:
- работу с различными неадаптированными источниками социальной информации, включая
современные средства коммуникации (в том числе ресурсы Интернета);
- критическое восприятие и осмысление разнородной социальной информации, отражающей
различные подходы, интерпретации социальных явлений; формулирование на этой основе
собственных заключений и оценочных суждений;
- анализ явлений и событий, происходящих в современной социальной жизни, с применением
методов социального познания;

- участие в обучающих играх, тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни;
- решение проблемных, логических, творческих задач, отражающих актуальные проблемы
социально-гуманитарного знания;
- участие в дискуссиях, дебатах по актуальным социальным проблемам, отстаивание и аргу
- ментацию своей позиции; оппонирование иному мнению;
- осуществление учебно-исследовательских работ по социальной проблематике;
- конспектирование, подготовку рефератов, освоение приемов оформления результатов
исследования актуальных социальных проблем.
Диагностика и контроль.
Формы диагностики и контроля должны обеспечивать оценку динамики индивидуальных
достижений обучающихся в процессе освоения учебной программы и предусматривают
использование разнообразных методов и форм, взаимно дополняющих друг друга – письменные и
устные работы, тесты, практические и творческие работы, проекты, самоанализ и самооценка,
наблюдения.
Одной из обязательных форм контроля освоения курса является выполнение учащимся
письменных работ на основе демонстрационных материалов КИМ текущего учебного года.
Учитывая необходимость развития у обучающихся компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий, учащимся можно предложить формирование
электронного Портфолио ученика.
Портфолио позволит поддерживать высокую учебную мотивацию школьников, развивать
навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся, формировать умение
учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность. Не менее
важная цель портфолио – представить отчет по процессу образования подростка, увидеть «картину»
значимых образовательных результатов в целом.
Старшеклассникам можно предложить выбрать тему (проблему) и выполнить индивидуальный
проект.
Результаты обучения
Программа элективного предмета «Актуальные вопросы обществознания» создает
школьникам условия для расширения необходимых знаний, умений и навыков, необходимых при
сдаче ЕГЭ по обществознанию и определены в разделе «Требования к уровню подготовки
выпускников».

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ. 10 класс.
Введение. Специфика курса обществознания – 3 ч.
Нормативное обеспечение ЕГЭ по обществознанию: демоверсия, кодификатор, спецификация.
Общая характеристика заданий ЕГЭ по обществознанию. Печатные и электронные образовательные
ресурсы для самоподготовки.
Типология заданий с кратким ответом (часть А). Типология заданий части В. Задания на
завершение схем, таблиц. Задания на установление соответствия позиций двух рядов. Задания на
выбор позиций из приведенного перечня. Работа с понятиями. Словарь по обществознанию. – 1ч.
Анализ текста по обществознанию. Характеристика текста по обществознанию.
Характеристика заданий С1-С4. Анализ критериев оценивания. Алгоритм работы с текстом. Развитие
навыков конспектирования и реферирования.
Составление сложного плана развернутого ответа по заданной теме. Анализ критериев
оценивания. Алгоритм составления сложного плана. – 1ч.

Эссе по обществознанию. Эссе по обществознанию как творческая работа ученика. Структура
эссе и роль критериев оценивания из демоверсии КИМов. Выбор темы. Роль адекватного понимани я
проблемы (темы) и смысла высказывания. Соответствие содержания эссе заявленной теме. Алгоритм
написания эссе. Формулирование аргументов. Формулирование выводов. – 1ч.
Раздел 1. Человек (7 ч.)
Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Индивид,
индивидуальность, личность. Структура личности. Социализация. Этапы. Духовный мир человека.
Структура духовного мира. – 1 ч.
Мировоззрение, его место в духовном мире человека. Типы мировоззрения. – 1 ч. Мышление.
Типы мышления. Деятельность. Основные компоненты деятельности. Виды деятельности. Игра.
Общение. Учение. Труд. Основные классификации деятельности. – 2 ч.
Социальные взаимодействия. Поведение. Виды социального поведения. Свобода и
ответственность личности. Свобода как условие самореализации личности. Выбор в условиях
альтернативы и ответственность за его последствия. – 1 ч.
Практические занятия – 2 ч. Раздел 2. Общество как сложная
динамическая система (7 ч.)
Раздел 2. Общество как сложная система: элементы и подсистемы. Понятие о социальных
институтах, нормах, процессах. Основные институты общества. - 1 ч.
Общество и природа. Противоречивость воздействия людей на природную среду. Феномен
«второй природы». - 1 ч.
Многовариантность общественного развития. Эволюция и революция как формы социального
изменения. Понятие общественного прогресса, его противоречивость. Цивилизация, формация.
Традиционное
(аграрное)
общество.
Индустриальное
общество.
Постиндустриальное
(информационное) общество. - 1 ч.
Понятие культуры. Культура материальная и духовная. Элитарная, народная, массовая
культура. Мораль. Искусство. Религия.- 2 ч.
Практические занятия - 2 ч.
Раздел 3. Познание (5 ч.)
Процесс познания. Формы познания: чувственное и рациональное. Виды. Проблема
познаваемости мира. - 1 ч.
Истинное и ложное. Истина и ее критерии. Относительность истины. - 1 ч.
Научное познание. Уровни научного познания. Формы, методы научного познания.
Социальные науки, их классификация. Социальное и гуманитарное знание. Особенности
социального познания. Самопознание, его формы. Самооценка личности. - 1 ч. Практические
занятия - 2 ч.
Раздел 4. Социальные отношения (10 ч.)
Социальная структура и социальные отношения. Социальная стратификация, неравенство.
Социальная мобильность. Виды мобильности. Социальные лифты. Социальный статус. Социальная
роль. - 1 ч.
Социальные группы, их типы. - 1 ч.
Молодежь как социальная группа. Социально-психологические качества молодежи. Признаки
неформальных молодежных групп. - 1 ч.
Этнические общности. Теории происхождения этносов. Виды этнических общностей.
Межнациональные отношения. Основные тенденции развития наций. Причины межнациональных
конфликтов. Типы межнациональных конфликтов. - 1 ч.

Социальный конфликт. Концепции сущности конфликтов. Виды социальных конфликтов.
Основные тенденции развития социальной структуры современного российского общества. - 1 ч.
Социальные нормы. Основные характеристики. Социальный контроль. Методы социального
контроля. - 1 ч.
Семья и брак как социальные институты. Функции семьи. Классификация семьи.
Демографическая и семейная политика в Российской Федерации. Демографическая система
общества. Основные направления демографической политики государства- 1 ч. Практические
занятия - 3 ч.
Раздел 5. Заключение. (2 ч.)
Выполнение заданий всех типов. Работа с бланками.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ. 11 класс.
Раздел 1. Экономика (9 ч.)
Введение. Особенности программного материала и его отражение в КИМах ЕГЭ. Современная
экономика. Рыночные отношения в современной экономике. Экономика и экономическая наука.
Экономические системы. Рынок и рыночные структуры. Рыночный механизм. Рынки сырья и
материалов, товаров и услуг, капиталов, труда, их специфика - 1 ч.
Спрос и предложение. Конкуренция. Закон спроса. Факторы спроса. Закон предложения.
Факторы предложения. Совершенная и несовершенная конкуренция. Особенности современной
экономики России. Политика защиты конкуренции и антимонопольное законодательство.
Естественные монополии, их роль и значение в экономике России - 1 ч.
Экономика предприятия. Факторы производства и факторные доходы. Постоянные и
переменные издержки. Основные источники финансирования бизнеса - 1 ч.
Финансовые институты. Банковская система. Банковская система. Роль ЦБ в банковской системе
России. Ценные бумаги: акции, облигации и другие ценные бумаги-1ч.
Инфляция и безработица. Виды, причины и последствия инфляции. Рынок труда. Безработица
и государственная политика в области занятости в России. - 1 ч.
Роль государства в экономике. Роль государства в экономике. Налоговая система в РФ. Виды
налогов. Функции налогов. Основы денежной и бюджетной политики государства. Кредитнофинансовая политика. Государственный бюджет. Государственный долг. - 1 ч.
Экономический рост и развитие. Понятие ВВП. Экономическая деятельность и ее измерители.
Понятие ВВП. Экономический рост и развитие. Экономические циклы. - 1 ч. Практические занятия
— 2 ч.
Раздел 2. Политика (10ч.)
Политика и власть (2 ч.)
Власть и политика. Понятие власти. Типология властных отношений. Легитимация власти.
Политика. Особенности политического регулирования общественных отношений.
Политическая система, её структура и функции. Понятие о политических институтах, нормах,
коммуникации, процессах. Типология политических систем.
Понятие политической культуры. Типы политической культуры. - 1ч.
Политический процесс, его формы. Развитие политических систем, его пути. Особенности
политического процесса в современной России.
Политический конфликт, понятие, структура. Причины политических конфликтов. Виды, пути
и механизмы урегулирования. - 1ч.
Государство в политической системе (2 ч.)
Государство в политической системе. Его признаки, функции. Понятие суверенитета. Формы
правления (монархия, республика), формы государственнотерриториального устройства (унитаризм,
федерализм). Органы государственной власти РФ. Федеративное устройство России. - 1ч.
Политический режим. Типы политических режимов. Тоталитаризм, авторитаризм, демократия;
их характерные черты и признаки. - 1ч.
Г ражданское общество и его институты (3 час)
Гражданское общество, его отличительные признаки. Основы гражданского общества.
Общественный контроль за деятельностью институтов публичной власти. Правовое государство:
понятие, признаки. - 1ч.
Политические партии и движения. Типология политических партий. Их признаки и функции.

1

1

тренинг

проект

самостоятельн
ая работа

практикум

лекция

Семейное право. Правовое регулирование отношений супругов. Порядок и условия
заключения и расторжения брака. - 1ч.
Административное право. Особенности административной юрисдикции. - 1ч. Уголовное и
уголовно-процессуальное право. Особенности уголовного процесса. Состав участников. Стадии
уголовного процесса.- 1ч.
Практические занятия — 2 ч.
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН элективного учебного предмета «Актуальные вопросы
обществознание». 10 кл.
всег
о
форма
урок
СОДЕРЖАНИЕ
контроля
ов
участие в
обсуждении

1

Введение. Специфика курса
обществознания. Общая характеристика
заданий ЕГЭ по обществознанию.
2

3

4

Специфика курса обществознания. Анализ
текста по обществознанию. Составление
плана развернутого ответа.
Специфика курса обществознания. Эссе
по обществознанию.
Человек как результат биологической и
социальной эволюции.

5
6-7

8
9

10
11

1

1

Мировоззрение. Типы мировоззрения.
Мышление и деятельность

Социальные взаимодействия.
Конспектирование текста.
Практическое занятие. Решение заданий с
выбором ответа и заданий с кратким
ответом.
Практическое занятие. Технология
написания эссе.
Общество как сложная система.

1

1

1

1

1

1

2

1

1

1

участие в
обсуждении,
тестирование
участие в
обсуждении,
оценивание
эссе
тестирование,
оценивание
эссе
тестирование

1

1 тестирование,
оценивание
сложных
планов
оценивание
конспекта
1 тестирование

1

1

1

1

1

12

Общество и природа.

1

13

Многовариантность общественного
развития.

1

1

оценивание
эссе
тестирование,
оценивание
конспекта,
планов
тестирование,
оценивание
конспекта,
планов
тестировани
е

14-15

Понятие культуры.
2

16

Практическое занятие. Решение заданий
разных типов.

17
18

Практическое занятие. Решение заданий
разных типов.
Процесс познания.

19
20
21
22
23
24
25

1

тестирование,
оценивание
конспекта
оценивание
конспекта,
плана
тестирование

1

1

1

1

1

1

1

тестирование

Истина и ее критерии.

1

1

тестирование

Научное познание.

1

Практическое занятие. Решение заданий
разных типов.
Практическое занятие. Решение заданий
разных типов.
Социальная стратификация и социальная
мобильность.
Социальные группы, их типы.

1

1

1

1

тестирование

1
1

1

1

тестирование
оценивание
конспекта
тестирование
тестирование
тестирование

1

26

Этнические общности.

1

27

Социальный конфликт.

1

1

28

Социальные нормы и социальный
контроль.

1

1

30
31
32
33-34

Семья и брак как социальные институты.
Практическое занятие. Решение заданий
разных типов.
Практическое занятие. Решение заданий
разных типов.
Практическое занятие. Решение заданий
разных типов.
Итоговые занятия
Всего:

тестирование

1

Молодежь как социальная группа.

29

тестирование
тестирование

1
1

1

оценивание

1

1

эссе
тестирование

1

1

оценивание
эссе
тестирование

1

1

1

2
34

1

1

тестирование

1

1

2

Введение. Современная экономика.
Рыночные отношения в современной
экономике.
Спрос и предложение. Конкуренция.

3

Экономика предприятия.

1

1

тренинг

проект

самостоятельн
ая работа

практикум

лекция

УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН элективного учебного предмета «Актуальные вопросы
обществознания». 11 кл.
всег
о
форма
урок
СОДЕРЖАНИЕ
контроля
ов
1

тестирование

тестирование,
оценивание
конспекта

1

1

4

Финансовые институты. Банковская
система.

1

5
6

Инфляция и безработица.
Роль государства в экономике.

1
1

7

8
9

Экономический рост и развитие. Понятие
ВВП.
Практическое занятие. Решение заданий
разных типов.
Практическое занятие. Решение заданий
разных типов.
Власть и политика.

1

тестирование

1
1

1

1

тестирование

1

12

Политический процесс, его формы.
Государство в политической системе.

13

Политический режим.

14

Гражданское общество и правовое
государство.

15

Политические партии и движения.
Политическая идеология.
Место и роль СМИ в политической жизни.

16
17

18
19
20

Политическое участие граждан.
Политическая социализация
Политическая элита Политическое
лидерство
Практическое занятие. Решение заданий
разных типов.
Право в системе социальных норм права.
Система
российского
права.
Законотворческий процесс

21

22

23

24

Понятие и виды юридической
ответственности. Правоохранительные
органы. Судебная система
Конституция РФ. Основы
конституционного строя РФ.
Законодательство РФ о выборах.
Гражданское право. Субъекты
гражданского права Имущественные и
неимущественные права.
Организационно-правовые формы и
правовой режим предпринимательской
деятельности.

тестирование,
оценивание
сложных
планов
тестирование
тестирование

1

10
11

тестирование

1

оценивание
эссе
тестирование
тестирование

1
1

тестирование

1 тестирование,
оценивание
планов
1
1

1
1
1

тестирование
оценивание
конспекта,
плана
тестирование
тестирование
тестирование

1

тестирование

1

тестирование

1

тестирование

1

тестирование

1

тестирование

25
26

27

Гражданство РФ. Права и обязанности
налогоплательщика.
Споры, порядок их рассмотрения.
Основные правила и принципы
гражданского процесса
Трудовое право. Порядок приема на
работу. Порядок заключения и
расторжения трудового договора.

1

оценивание
конспекта
тестирование

1

тестирование

1

тестирование

1

28
Семейное право. Правовое регулирование
отношений супругов. Порядок и условия
заключения и расторжения брака
29

1

тестирование

1

тестирование

Административное право. Особенности
административной юрисдикции.
30

31
32
33-34

Уголовное и уголовно-процессуальное
право. Особенности уголовного процесса.
Практическое занятие. Решение заданий
разных типов.
Практическое занятие. Решение заданий
разных типов.
Итоговые занятия
Всего:

оценивание

1

эссе
тестирование

1
2
34

1

1

тестирование

Критерии оценивания.

Что оценивается (какой вид учебной деятельности)? Оцениваются выполненные
старшеклассниками практические (письменные) и творческие работы, устные ответы, участие в
обсуждении, дискуссии, выполненные индивидуальные проекты, наблюдения, домашняя работа.
В какой форме выражается оценивание?
Виды оценивания:
Для оценивания выполнения тестов итогового контроля также используется шкала перевода
баллов в отметку. За 40-45 минут старшеклассники могут выполнить 22-25 тестовых заданий
разного типа, но заданий из части С (высокого и повышенного уровня сложности) не может быть
более 2-3. Так, если заданий 24, то следует помнить, что менее 50% выполненных заданий
оценивается на «2», и шкала перевода баллов в пятибалльную систему может выглядеть
следующим образом:
«2» - 1-12 заданий «3» - 13-16 заданий «4» - 17-20 заданий «5» - 21-24
задания
1.1. Оценивание портфолио: портфолио работ ученика и проблемно-исследовательский
портфолио.
Портфолио ученика - сфера ответственности самого старшеклассника - все необходимые
материалы он собирает и оформляет сам. Старшеклассники могут выбрать одну из двух форм
портфолио: портфолио работ ученика (рефлексивный портфолио) и проблемно-исследовательский
портфолио. Можно вести обе формы. Автор может хранить в портфолио все, что считает
свидетельством собственных усилий в изучении материала, прогресса или достижений по данной
теме (разделу, предмету в целом).
Первый вид - Портфолио работ ученика.
Вариант оформления портфолио работ ученика.
1.
Фамилия, имя, отчество
2.
№ школы, класс
3.
Сведения о прохождении элективного учебного курса (таблица ниже)
4.
Приложение (рабочие листы с текстами учебных работ, тетрадь для творческих работ,
выполненные тесты, рефераты и др.)

Сведения о прохождении элективного учебного курса
№

Дата

Пример заполнения
№
Дата
1
2
3
4
5
6
7
8

5.09
12.09
19.09
26.09
3.10
10.10
17.10
24.10

вид учебного мероприятия
вид учебного мероприятия
тестирование
анализ текста и конспектирование
анализ текста и составление плана
тестирование
эссе
домашнее задание, реферирование
участие в дискуссии
контрольная работа

итоговая оценка

итоговая
оценка
5
4
4
5
4
5
4
5

Второй вид портфолио, который могут выбрать учащиеся, — проблемноисследовательский,
связанный с написанием докладов, реферата, эссе, проектов,
накоплением учебных ресурсов. Он представляет собой набор материалов по определенным
рубрикам, например:

накоплением учебных ресурсов. Он представляет собой набор материалов по определенным
рубрикам, например:
- тематические подборки - статьи, выдержки из статей, материалы СМИ, Интернет для
построения аргументации по обществоведческим темам;
- таблицы, схемы;
- дневники (политический, экономический и т.п.);
- список литературы, ресурсы Интернет для изучения определенных тем;
- факты, цифры, статистика;
- список литературы, ресурсы Интернет для написания письменной работы;
- варианты названий реферата (доклада, сообщения);
- материалы для участия в дискуссии, дискуссионные точки зрения;
- планы исследования, наблюдения;
- цитаты, афоризмы;
- результаты исследования;
- выводы по результатам исследования;
- словарь.
Портфолио ученика элективного предмета представляет собой собрание различных учебных,
творческих, проектных работ старшеклассников, статистики оценивания, которые сохраняются в
компьютере учителя. В случае отсутствия возможности ведения электронного варианта портфолио
может оформляться в виде файловой папки ученика с приложением его работ (накапливаются в
течение года), представленных в виде статистики оценок письменных работ, текстов, электронных
версий, хранится в кабинете в свободном доступе для старшеклассников.
Критерии оценки портфолио должны быть сообщены старшеклассникам заранее и
мотивировать их для учебной деятельности. Критерии оценки портфолио: по количеству
выполненных заданий, по степени их трудности, по уровню самостоятельности учащихся (степень
помощи учителя-тьютора), по степени использования дополнительной литературы и другие.
1.2. Критерии оценивания эссе.
В 2012-2013 учебном году критерии оценки эссе вновь изменились: разработчики выделили
отдельно критерий К2 - характер и уровень теоретической аргументации и КЗ - качество фактической
аргументации. Кроме того, введено условие снижению оценки по критерию К2 на 1 балл в случае
наличия ошибочных с точки зрения научного обществознания положений.
Среди критериев, по которым оценивается выполнение задания С9, критерий К1 является
определяющим. Если выпускник в принципе не раскрыл (или раскрыл неверно) смысл высказывания,
не обозначил поставленную автором проблему (выдвинутую тему), и эксперт выставил по критерию
К1 0 баллов, то ответ дальше не проверяется. По остальным критериям (К2-К3) в протокол проверки
заданий с развёрнутым ответом выставляется 0 баллов.
№
Баллы
Критерии оценивания ответа на задание С9
К1 Раскрытие смысла высказывания

К2

Смысл высказывания раскрыт.
ИЛИ Содержание ответа даёт представление о его понимании
Смысл высказывания не раскрыт, содержание ответа не даёт представления
о его понимании
Характер и уровень теоретической аргументации
Наличие ошибочных с точки зрения научного обществознания положений ведёт к
снижению оценки по этому критерию на 1 балл

1
0

Избранная тема раскрывается с опорой на соответствующие понятия,
теоретические положения и выводы

2
1

Приводятся отдельные относящиеся к теме, но не связанные между собой и
другими компонентами аргументации понятия или положения
0

К3

Аргументация на теоретическом уровне отсутствует (смысл ключевых
понятий не объяснён; теоретические положения, выводы отсутствуют).
ИЛИ Используются понятия, положения и выводы, не связанные
непосредственно с раскрываемой темой
Качество фактической аргументации
2
Факты и примеры почерпнуты из различных источников: используются
сообщения СМИ, материалы учебных предметов (истории, литературы,
географии), факты личного социального опыта и собственные наблюдения
Фактическая аргументация дана с опорой только на личный социальный
опыт и житейские представления

1
0

Фактическая аргументация отсутствует.
ИЛИ Приведённые факты не соответствуют обосновываемому тезису
Максимальный балл

5

АЛГОРИТМЫ.
2.1.
Памятка «КАК РАБОТАТЬ С ДИАГРАММАМИ»
1.
Рассмотри диаграмму: найди изображение, легенду и числа. Любая диаграмма состоит из
двух взаимосвязанных частей — изображения с заштрихованными сегментами (или столбцами) и
пояснения, называемого легендой диаграммы.
Рядом с каждым заштрихованным сегментом (или столбцом) поставлено число, означающее,
какой процент людей, отвечавших на вопрос, выбрали этот вариант ответа. В легенде диаграммы
объясняется, какому варианту ответа на вопрос соответствует каждый сегмент (столбец) диаграммы.
2.
Внимательно изучи диаграмму:
проанализируй сам вопрос, на который респондентам предлагалось ответить;
прочитай легенду диаграммы, соотнеси ее с соответствующими сегментами (столбцами);
установи, сколько опрошенных выбрали каждый вариант ответа;
лучше - на черновике запиши соответствующее число рядом с каждой позицией легенды.
3.
Выполни задание - выбери единственную верную из предложенных четырех альтернатив.
2.2.
Алгоритм выполнения и модели заданий типа С7
Задание С7 проверяет умение решать познавательные и практические задачи, отражающие
типичные социальные ситуации. Это задание высокого уровня сложности. Оно требует применения
усвоенных знаний в конкретной ситуации, в контексте определенной проблемы. За полное и
правильное выполнение задания выставляется 3 балла. При неполном правильном ответе - 2 или 1
балл.
Познавательная задача имеет определенную структуру: условие (проблемная ситуация,
социальный факт, статистические данные, проблемное высказывание и т.п.) и требование (вопрос
или система вопросов, какое-либо указание по интерпретации условия).
Авторский коллектив под руководством Л.Н. Боголюбова предлагает такую памятку при
выполнении заданий С7.
ПАМЯТКА ДЛЯ РЕШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ

ПАМЯТКА ДЛЯ РЕШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ
1)
Внимательно ознакомьтесь с условием задачи и запомните вопрос. В случае необходимости
уточните значение непонятных терминов с помощью словарей, справочников или учебника.
2)
Соотнесите вопросы или предписания, сформулированные в задаче, с ее условием:
определите, какая полезная для решения задачи информация содержится в условии;
подумайте, не противоречат ли друг другу данные условия задачи (именно противоречие
данных может подсказать путь решения).
3)
Подумайте, какие дополнительные знания следует привлечь для решения задачи, к
каким источникам обратиться:
выявите область знаний, в контексте которой поставлен вопрос (требование) задачи;
сократите эту область до конкретной проблемы, информацию но которой необходимо
вспомнить;
соотнесите эту информацию с данными условия задачи.
4)
Наметьте предполагаемый ответ в соответствии с вопросом или предписанием.
5)
Продумайте аргументы, подкрепляющие каждый этап вашего решения.
6)
Убедитесь в правильности полученного вами ответа:
— соответствует ли ответ существу вопроса (предписания) задачи;
— если в задаче дано несколько вопросов, то дан ли ответ на каждый низ них;
— нет ли противоречий между вашими аргументами;
— нет ли в условии задачи данных, противоречащих предлагаемому вами решению;
— можно ли считать предложенный путь решения задачи единственно возможным;
— не следуют ли из условия задачи какие-либо другие выводы помимо тех, которые
намечены вами.
Рассмотрим на примере конкретных задач технологию работы по предлагаемой памятке.
Задание С7. К фольклорному празднику группа мужчин и женщин подготовила номер,
состоящий из танца и песен, которые их предки, жившие на этой земле несколько веков, исполняли
в торжественные дни. О какой общности идет речь в данном сюжете? Назовите два признака, по
которым вы это определили. Приведите дополнительный признак этой общности, не упомянутый в
сюжете.
Какие действия необходимо выполнить для решения этой задачи:
1)
внимательно прочесть условия и запомнить вопросы;
2)
обдумать условие задачи и выявить все, что характерно для этой общности: общие
территория, культура, ценности, язык;
3)
определить, знание какой области обществоведческого курса проверяет данная
задача (социальная сфера), понятие «социальная общность»;
4)
выявить конкретную проблему - виды социальных общностей. По ней мы и будем
привлекать дополнительную информацию: вспомним, какие виды социальных общностей
существуют, и чем характеризуется каждая из них (виды социальных общностей - классовые,
исторические, социально - демографические, корпоративные, этнические и др.).
Необходимо соотнести наши знания с данными условия. И исходя из условия задачи, делаем
вывод: речь идёт об этнической группе.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1)
названа общность: этническая группа;
2)
два признака по тексту:
- общность культуры;
- общность территории.
дополнительный признак, например:

3) дополнительный признак, например:
- общность языка;
- сознание своего единства.
Опыт решения этой задачи наглядно доказывает необходимость внимательнейшего прочтения
и детального анализа условия предложенной задачи, так как все необходимые данные и даже
требуемые признаки были «зашифрованы» в тексте условия.
2.3.
Памятка «Как написать сложный план (С8)»
1.
Помни, план - это самая короткая форма изложения темы, его логическая схема в виде
кратких формулировок.
2.
Представь содержание обществоведческого курса, раскрывающее предложенную тему.
3.
Раздели это содержание на смысловые части, выделив из каждой из них главную мысль.
4.
Озаглавь каждую часть.
5.
В каждой части выдели несколько положений, развивающих главную мысль.
6.
Проверь, не совмещаются ли пункты и подпункты плана, связан ли последующий пункт
плана с предыдущим, полностью ли отражено в них содержание темы.
7.
В случае необходимости внеси корректировки.
8.
Помни, что план должен охватывать основное содержание темы.
9.
В заголовках (пунктах и подпунктах плана) нежелательно повторять сходные формулировки.
ПАМЯТКА «КАК НАПИСАТЬ ЭССЕ (С9)»
1 этап. КАК ВЫБРАТЬ ТЕМУ ЭССЕ?
Выбирая тему, ты должен быть уверен, что:
1)
имеешь неплохие знания по той базовой науке, к которой эта тема относится;
2)
ясно понимаешь смысл высказывания (не согласен с ним, а понимаешь, что и менно
утверждает автор);
3)
владеешь обществоведческими терминами, которые понадобятся для грамотного,
основанного на теоретическом знании обсуждения темы (обрати внимание - термины, которые тебе
предстоит употребить, должны относиться непосредственно к теме эссе);
5) сумеешь привести факты и примеры из СМИ, учебных предметов (истории, литературы,
географии), общественной жизни, собственного жизненного опыта в поддержку своей позиции.
2.4.

2 этап. КАК НАПИСАТЬ ЭССЕ.
1. Текст эссе должен иметь непосредственное отношение к той науке, к которой относится
выбранное тобой высказывание (философии, социологии, политологии, экономике, праву). Все
понятия, теоретические положения, факты, примеры должны относиться именно к этой науке!!!
2. В первой части напиши смысл высказывания. Ты должен правильно понять его смысл. Не
выходи за рамки проблемы и не увлекайся рассуждениями, не относящимися к смыслу высказывания.
Можно использовать клише:
«Смысл данного высказывания состоит в том, что ...»;
«Автор обращает внимание на то, что .»;
«Автор убежден в том, что . . . »
3. Во второй части эссе важно привести теоретическую аргументацию.
Основой теоретической аргументации являются
понятия,
теоретические положения
и выводы.
Обязательно используй обществоведческие понятия, термины! Вспомни словарь по
обществознанию и попробуй написать определение самых необходимых понятий. Помни, что они
должны помогать в раскрытии темы!

Обязательно используй обществоведческие понятия, термины! Вспомни словарь по
обществознанию и попробуй написать определение самых необходимых понятий. Помни, что они
должны помогать в раскрытии темы!
4.
В третьей части обязательно приведи фактическую аргументацию.
Факты и примеры могут быть почерпнуты из различных источников: используй
—
сообщения СМИ,
—
материалы учебных предметов (истории, литературы, географии),
—
факты личного социального опыта
—
и собственные наблюдения
Помни, что можно использовать примеры из общественной жизни, СМИ, Интернета,
личного опыта, твоего окружения (друзья, соседи). Можно использовать известные тебе
научные данные или результаты исследований. Все это - тот фактический материал, за который
ты можешь получить баллы.
5. В последней части обязательно сделай выводы.
Вывод сводит воедино в одном-двух предложениях основные идеи аргументов и
подводит итог рассуждений. Обычно, вывод начинается со слов: «Таким образом, можно
сделать вывод о . . . » или «В итоге можно сделать вывод о . . . »
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

Учебники: А.Ю. Лазебникова, М.Ю. Брандт. Обществознание. Сборник заданий.
Методическое пособие. - Москва, Издательство "Экзамен", 2018.
С.А. Фомина. Формирование умения написания эссе. Задания повышенной сложности. Волгоград, "Учитель", 2019.
А.Ф. Никитин, Т.И. Никитина. Право. 10-11 классы. _ Москва, Дрофа, 2019

Интернет-ресурсы по обществознанию
Образовательные стандарты
http://lesson-history.narod.ru/ob1011.htm Электронное пособие по курсу
«Человек и общество» для 10-11-х классов. Таблицы, иллюстрации, схемы.
http://lesson-history.narod.ru/ob89.htm Полная электронная версия курса по
темам: что такое человек, человек и природа, человек среди людей, человек в
обществе, личность и мораль, гражданин, государство, право, права человека и
гражданина.
Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua.
Политология: Учебник. М.: Юрист, 2002.
http://www.memo.ru/prawo/fund/481210.htm На сайте размещен полный текст
Всеобщей декларации прав человека, принятой ООН в 1948 г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».