Рабочая программа по биологии 11 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативное основание рабочей программы:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012;
2. Федеральный государственный образовательный стандарт, утвержденный приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 (с изменениями);
3. Приказ Минобрнауки России от 28.12.2018 № 345 «О федеральном перечне учебников,
рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с
изменениями от 22.11.2019 г.);
4. Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ СОШ № 1 г. Реж;
5. Положение о рабочих программах МБОУ СОШ № 1 г. Реж.
Список литературы для учащихся:
Учебники:
Биология. 10-11 класс : учеб. Для общеобразоват. организаций: Б63 базовый уровень ; под ред.
Д.К. Беляева и Г.М. Дымшица.—8-е изд. – М. : Просвещение,2021. – 223с.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В системе естественно-научного образования биология как учебный предмет занимает важное
место в формировании: научной картины мира; функциональной грамотности, необходимой для
повседневной жизни; навыков здорового и безопасного для человека и окружающей среды образа
жизни; экологического сознания; ценностного отношения к живой природе и человеку; собственной
позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников. Изучение
биологии создаёт условия для формирования у обучающихся интеллектуальных, гражданских,
коммуникационных и информационных компетенций.
Рабочая программа содержит:
1) планируемые результаты освоения учебного предмета;
2) содержание учебного предмета;
3) тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
Предлагаемая программа учитывает возможность получения знаний в том числе через практическую
деятельность. В программе содержатся темы лабораторных и практических работ, которые наиболее
целесообразны для достижения предметных результатов.

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета.
В результате изучения учебного предмета «Биология» на уровне среднего общего образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
– раскрывать на примерах роль биологии в формировании современной научной картины мира и в
практической деятельности людей;
– понимать и описывать взаимосвязь между естественными науками: биологией, физикой, химией;
устанавливать взаимосвязь природных явлений;
– понимать смысл, различать и описывать системную связь между основополагающими
биологическими понятиями: клетка, организм, вид, экосистема, биосфера;
– использовать основные методы научного познания в учебных биологических исследованиях,
проводить эксперименты по изучению биологических объектов и явлений, объяснять результаты
экспериментов, анализировать их, формулировать выводы;
– формулировать гипотезы на основании предложенной биологической информации и предлагать
варианты проверки гипотез;

– сравнивать биологические объекты между собой по заданным критериям, делать выводы и
умозаключения на основе сравнения;
– обосновывать единство живой и неживой природы, родство живых организмов, взаимосвязи
организмов и окружающей среды на основе биологических теорий;
– приводить примеры веществ основных групп органических соединений клетки (белков, жиров,
углеводов, нуклеиновых кислот);
– распознавать клетки (прокариот и эукариот, растений и животных) по описанию, на
схематических изображениях; устанавливать связь строения и функций компонентов клетки,
обосновывать многообразие клеток;
– распознавать популяцию и биологический вид по основным признакам;
– описывать фенотип многоклеточных растений и животных по морфологическому критерию;
– объяснять многообразие организмов, применяя эволюционную теорию;
– классифицировать биологические объекты на основании одного или нескольких существенных
признаков (типы питания, способы дыхания и размножения, особенности развития);
– объяснять причины наследственных заболеваний;
– выявлять изменчивость у организмов; объяснять проявление видов изменчивости, используя
закономерности изменчивости; сравнивать наследственную и ненаследственную изменчивость;
– выявлять морфологические, физиологические, поведенческие адаптации организмов к среде
обитания и действию экологических факторов;
– составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистеме (цепи питания);
– приводить доказательства необходимости сохранения биоразнообразия для устойчивого
развития и охраны окружающей среды;
– оценивать достоверность биологической информации, полученной из разных источников,
выделять необходимую информацию для использования ее в учебной деятельности и решении
практических задач;
– представлять биологическую информацию в виде текста, таблицы, графика, диаграммы и делать
выводы на основании представленных данных;
– оценивать роль достижений генетики, селекции, биотехнологии в практической деятельности
человека и в собственной жизни;
– объяснять негативное влияние веществ (алкоголя, никотина, наркотических веществ) на
зародышевое развитие человека;
– объяснять последствия влияния мутагенов;
– объяснять возможные причины наследственных заболеваний.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
– давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям,
используя биологические теории (клеточную, эволюционную), учение о биосфере, законы
наследственности, закономерности изменчивости;
– характеризовать современные направления в развитии биологии; описывать их возможное
использование в практической деятельности;
– сравнивать способы деления клетки (митоз и мейоз);
– решать задачи на построение фрагмента второй цепи ДНК по предложенному фрагменту
первой, иРНК (мРНК) по участку ДНК;
– решать задачи на определение количества хромосом в соматических и половых клетках, а
также в клетках перед началом деления (мейоза или митоза) и по его окончании (для многоклеточных
организмов);
– решать генетические задачи на моногибридное скрещивание, составлять схемы моногибридного
скрещивания, применяя законы наследственности и используя биологическую терминологию и
символику;
– устанавливать тип наследования и характер проявления признака по заданной схеме
родословной, применяя законы наследственности;
– оценивать результаты взаимодействия человека и окружающей среды, прогнозировать
возможные последствия деятельности человека для существования отдельных биологических
объектов и целых природных сообществ.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета
Личностными результатами изучения предмета «Биология» в 10– 11-х классах являются
следующие:
– осознавать и называть свои стратегические цели саморазвития – выбора
– жизненной стратегии (профессиональной, личностной и т.п.);
– постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение: учиться признавать
противоречивость и незавершённость своих взглядов на мир, возможность их изменения; учиться
осознанно уточнять и корректировать свои взгляды и личностные позиции по мере расширения своего
жизненного опыта;
– использовать свои интересы для выбора индивидуальной образовательной траектории,
потенциальной будущей профессии и соответствующего углублённого (профильного) образования;
– приобретать опыт участия в делах, приносящих пользу людям;
– учиться самостоятельно противостоять ситуациям, провоцирующим на поступки, которые
угрожают безопасности и здоровью;
– учиться убеждать других людей в необходимости овладения стратегией рационального
природопользования;
– использовать экологическое мышление для выбора стратегии собственного поведения в качестве
одной из ценностных установок.
– Средством достижения личностных результатов служит учебный материал и прежде всего
продуктивные задания учебника, нацеленные на 5-ю и 6-ю линии развития – умение оценивать:
– риск взаимоотношений человека и природы (5-я линия развития);
– поведение человека с точки зрения здорового образа жизни (6-я линия развития). Также важную
роль в становлении качеств исследователя играют специальные исследовательские задачи и задания в
конце глав.
Метапредметными результатами изучения курса «Биология» в 10– 11-м классах является
формирование универсальных учебных действий (УУД).
– Регулятивные УУД:
– самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной
деятельности;
– планировать свою индивидуальную образовательную траекторию;
– работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности,
исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернете);
– уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности.
– Средством формирования регулятивных УУД служат технология
– проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания
образовательных достижений (учебных успехов).
– Познавательные УУД:
– самостоятельно ставить личностно-необходимые учебные и жизненные задачи и определять,
какие знания необходимо приобрести для их решения;
– самостоятельно делать предварительный отбор источников информации для успешного
продвижения по самостоятельно выбранной образовательной траектории;
– сопоставлять, отбирать и проверять информацию, полученную из различных источников, в том
числе СМИ, для успешного продвижения по самостоятельно выбранной образовательной траектории;
– преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму
фиксации и представления информации;
– представлять информацию в оптимальной форме в зависимости от адресата;
– понимать систему взглядов и интересов человека;
– владеть приёмами гибкого чтения и рационального слушания как средством самообразования.
– Средством формирования познавательных УУД служат учебный материал и прежде всего
продуктивные задания учебника, нацеленные на 1, 2, 3 и 4-ю линии развития:
– осознание роли жизни (1-я линия развития);
– рассмотрение биологических процессов в развитии (2-я линия развития);
– использование биологических знаний в быту (3-я линия развития);
– объяснять мир с точки зрения биологии (4-я линия развития).
– Также важную роль в овладении приёмами чтения играет использование на уроках элементов
технологии продуктивного чтения.

– Коммуникативные УУД:
– при необходимости корректно убеждать других в правоте своей позиции (точки зрения);
– понимать систему взглядов и интересов человека;
– толерантно строить свои отношения с людьми иных позиций и интересов, находить
компромиссы.
– Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога
(побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование
на уроках элементов технологии продуктивного чтения.
Предметными результатами изучения предмета «Биология» в 10– 11-м классах являются следующие
умения:
– 1-я линия развития – осознание учениками исключительной роли жизни на Земле и значении
биологии в жизни человека и общества.
– характеризовать биосферу, её основные функции и роль жизни в их осуществлении;
– классифицировать живые организмы по их ролям в круговороте веществ, выделять цепи питания
в экосистемах;
– объяснять роль биоразнообразия в поддержании биосферного круговорота веществ.
– 2-я линия развития – формирование представления о природе как развивающейся системе.
– объяснять эволюцию органического мира и её закономерности (следствия эволюционной теории,
основные положения теории естественного отбора Ч. Дарвина, синтетической теории эволюции, учения
о виде и видообразовании, о путях эволюции А.Н. Северцова);
– приводить примеры приспособлений у растений и животных и объяснять их биологический
смысл;
– характеризовать происхождение и основные этапы эволюции жизни;
– объяснять место человека среди животных и биологические предпосылки происхождения
человека;
– характеризовать основные этапы происхождения человека.
3-я линия развития – освоение элементарных биологических основ медицины, сельского и лесного
хозяйства, биотехнологии.
– пользоваться знаниями по генетике и селекции для поддержания породной чистоты домашних
животных (собак, кошек, аквариумных рыб и др.);
– использовать знания по теории эволюции для оптимальной организации борьбы с
инфекционными заболеваниями, вредителями домашнего и приусадебного хозяйства;
– характеризовать причины низкой устойчивости агроэкосистем;
– использовать знания по экологии для оптимальной организации борьбы с инфекционными
заболеваниями, вредителями домашнего и приусадебного хозяйства, для организации и планирования
собственного здорового образа жизни и благоприятной среды обитания человечества.
4-я линия развития – овладение наиболее употребительными понятиями и законами курса биологии
и их использованием в практической жизни.
– объяснять специфику биологии как науки;
– находить в проявлениях жизнедеятельности организмов общие свойства живого и объяснять их;
– характеризовать основные уровни организации живого;
– объяснять специфику методов, использующихся при изучении живой природы;
– характеризовать основные положения клеточной теории;
– перечислять основные органеллы клетки, характеризовать их функции и роль в
жизнедеятельности целого организма, объяснять особенности строения клеток разных царств живых
организмов;
– характеризовать обмен веществ в клетке: важнейшие особенности фотосинтеза, энергетического
обмена и биосинтеза белка;
– характеризовать материальные основы наследственности и способы деления клеток;
– уметь пользоваться микроскопом, готовить и рассматривать простейшие микропрепараты;
– объяснять биологический смысл координации частей организма, их приспособительное
значение;
– объяснять причины многообразия живых организмов;
– объяснять биологический смысл и основные формы размножения организмов;
5-я линия развития – оценка биологического риска взаимоотношений

– человека и природы.
– характеризовать экологические проблемы, стоящие перед человечеством;
– находить противоречия между деятельностью человека и природой и предлагать способы
устранения этих противоречий;
– объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам.
6-я линия развития – оценка поведения человека с точки зрения здорового образа жизни.
– применять биологические знания для организации и планирования собственного здорового
образа жизни и деятельности;
– применять биологические знания для обеспечения генетической безопасности (профилактика
наследственных заболеваний, защита наследственности от нарушений окружающей среды).
Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за устный ответ
Оценка «5» ставится, если ученик:
1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего программного материала; полное
понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.
2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные
положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и
аргументировано делать анализ, обобщения, выводы; устанавливать межпредметные связи (на основе
ранее приобретённых знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в
незнакомой ситуации; последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный
материал. Умеет составлять ответ в логической последовательности с использованием принятой
терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование
основных понятий, законов, теорий. Может при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать,
материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы
учителя; самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы,
учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при
ведении записей, сопровождающих ответ; использовать для доказательства выводов из наблюдений и
опытов.
3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на
творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию
учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами, графиками, картами,
сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.
Оценка «4» ставится, если ученик:
1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на
основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении
изученного материала, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах,
обобщениях из наблюдений. Материал излагает в определённой логической последовательности, при
этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочётов, которые может исправить
самостоятельно при требовании или небольшой помощи преподавателя; подтверждает ответ
конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и
примеров обобщать, делать выводы. Устанавливать внутрипредметные связи. Может применять
полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры
устной речи; использовать при ответе научные термины.
3. Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточником
(правильно ориентируется, но работает медленно).
Оценка «3» ставится, если ученик:
1. Усваивает основное содержание учебного материала, но имеет пробелы, не препятствующие
дальнейшему усвоению программного материала.
2. Излагает материал несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно; показывает
недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; слабо аргументирует выводы и
обобщения, допускает ошибки при их формулировке; не использует в качестве доказательства выводы и

обобщения из наблюдений, опытов или допускает ошибки при их изложении; даёт нечёткие
определения понятий.
3. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов,
практических заданий; при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов; отвечает
неполно на вопросы учителя или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно
понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте, допуская одну-две грубые
ошибки.
Оценка «2» ставится, если ученик:
1. Не усваивает и не раскрывает основное содержание материала; не знает или не понимает
значительную часть программного материала в пределах поставленных вопросов; не делает выводов и
обобщений.
2. Имеет слабо сформированные и неполные знания, не умеет применять их при решении конкретных
вопросов, задач, заданий по образцу.
3. При ответе на один вопрос допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже
при помощи учителя.
Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за самостоятельные письменные и
контрольные работы
Оценка «5» ставится, если ученик:
1. Выполняет работу без ошибок и /или/ допускает не более одного недочёта.
2. Соблюдает культуру письменной речи; правила оформления письменных работ.
Оценка «4» ставится, если ученик:
1. Выполняет письменную работу полностью, но допускает в ней не более одной негрубой ошибки и
одного недочёта и /или/ не более двух недочётов.
2. Соблюдает культуру письменной речи, правила оформления письменных работ, но допускает
небольшие помарки при ведении записей.
Оценка «3» ставится, если ученик:
1. Правильно выполняет не менее половины работы.
2. Допускает не более двух грубых ошибок, или не более одной грубой, одной негрубой ошибки и
одного недочёта, или не более трёх негрубых ошибок, или одной негрубой ошибки и трёх недочётов,
или при отсутствии ошибок, но при наличии пяти недочётов.
3. Допускает незначительное несоблюдение основных норм культуры письменной речи, правил
оформления письменных работ.
Оценка «2» ставится, если ученик:
1. Правильно выполняет менее половины письменной работы.
2. Допускает число ошибок и недочётов, превосходящее норму, при которой может быть выставлена
оценка «3».
3. Допускает значительное несоблюдение основных норм культуры письменной речи, правил
оформления письменных работ.
Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за практические и лабораторные
работы
Оценка «5» ставится, если:
Правильной самостоятельно определяет цель данных работ; выполняет работу в полном объёме с
соблюдением необходимой последовательности проведения опытов, измерений.
2. Самостоятельно, рационально выбирает и готовит для выполнения работ необходимое оборудование;
проводит данные работы в условиях, обеспечивающих получение наиболее точных результатов.
3. Грамотно, логично описывает ход практических (лабораторных) работ, правильно формулирует
выводы; точно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления.

4. Проявляет организационно-трудовые умения: поддерживает чистоту рабочего места, порядок на
столе, экономно расходует материалы; соблюдает правила техники безопасности при выполнении
работ.
Оценка «4» ставится, если ученик:
1. Выполняет практическую (лабораторную) работу полностью в соответствии с требованиями при
оценивании результатов на «5», но допускает в вычислениях, измерениях два — три недочёта или одну
негрубую ошибку и один недочёт.
2. При оформлении работ допускает неточности в описании хода действий; делает неполные выводы
при обобщении.
Оценка «3» ставится, если ученик:
1.1 Правильно выполняет работу не менее, чем на 50%, однако объём выполненной части таков, что
позволяет получить верные результаты и сделать выводы по основным, принципиальным важным
задачам работы.
2. Подбирает оборудование, материал, начинает работу с помощью учителя; или в ходе проведения
измерений, вычислений, наблюдений допускает ошибки, неточно формулирует выводы, обобщения.
3. Проводит работу в нерациональных условиях, что приводит к получению результатов с большими
погрешностями; или в отчёте допускает в общей сложности не более двух ошибок (в записях чисел,
результатов измерений, вычислений, составлении графиков, таблиц, схем и т.д.), не имеющих для
данной работы принципиального значения, но повлиявших на результат выполнения.
4. Допускает грубую ошибку в ходе выполнения работы: в объяснении, в оформлении, в соблюдении
правил техники безопасности, которую ученик исправляет по требованию учителя.
Оценка «2» ставится, если ученик:
1. Не определяет самостоятельно цель работы, не может без помощи учителя подготовить
соответствующее оборудование; выполняет работу не полностью, и объём выполненной части не
позволяет сделать правильные выводы.
2. Допускает две и более грубые ошибки в ходе работ, которые не может исправить по требованию
педагога; или производит измерения, вычисления, наблюдения неверно.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п\п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23

раздел
Раздел 1. Введение
Раздел 2. Клетка – единица живого
Тема № 1 Химический состав клетки
Тема № 2. Структура и функции клетки
Тема № 3. Обеспечение клеток энергией
Тема № 4. Наследственная информация и реализация её в клетке
Раздел 3. Размножение и развитие организмов
Тема № 5. Размножение организмов
Тема № 6. Индивидуальное развитие организмов
Раздел 4. Основы генетики и селекции
Тема № 7. Основные закономерности явлений наследственности
Тема № 8. Закономерности изменчивости
Тема № 9. Генетика и селекция
Раздел 4. Эволюция
Тема № 10. Развитие эволюционных идей. Доказательства эволюции
Тема № 11. Механизмы эволюционного процесса
Тема №12. Возникновение жизни на Земле
Тема № 13. Развитие жизни на Земле
Тема № 14. Происхождение человека
Раздел 5. Основы экологии
Тема № 15. Экосистемы
Тема № 16. Биосфера и её охрана
Тема № 17. Влияние деятельности человека на биосферу

количество
часов
1 час
17 часов
6 часов
4 часа
3 часа
4 часа
5 часов
3 часа
2 часа
11 часов
5 часов
3 часа
4 часа
22 часа
4 часа
7 часов
2 часа
5 часов
4 часа
11 часов
7 часов
2 часа
2 часа

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 10 КЛАСС
№

Тема урока

Колво
часов

Тип урока

1
Раздел 1.
Введение – 1
час
1

2

3

4

Биология – наука о
живой природе.
Основные
признаки живого.

1

Вводный урок.

Элементы
обязательного
минимума
образования
5

Объект
изучения
биологии
–
живая
природа.
Методы
познания
живой
природы.
Критерии
живых
систем.
Биологические
системы.
Уровни
организации
жизни.
Методы
изучения
биологии.
Значение
биологии.
Отличительные
признаки
живой
природы:
уровневая
организация
и
эволюция.
Основные
уровни
организации
живой
природы:
молекулярный,
клеточный,
органнотканевый,

Формы
контроля

Практические
работы

6

7

.

Дома
шнее
задан
ие
8

Дата
провед
ения
(план)
9

Стр. 4- 1
6.
неделя
сентяб
ря

организменный,
популяционно-видовой,
биогеоценотический,
биосферный.
Роль
биологических теорий,
идей,
гипотез
в
формировании
современной
естественнонаучной
картины мира. Методы
познания
живой
природы.
Науки,
изучающие
уровни
организации жизни.
Раздел
2.
Клетка
–
единица
живого – 17
часов.
2

Биологически
важные
химические
элементы.
Неорганические
соединения.

1

Тема № 1 Химический состав клетки – 6 часов.
Урок изучения и
Химический состав
Тест
первичного
клетки. Биогенные
«Основные
закрепления
элементы. Вода,
признаки
новых знаний.
особенности строения и живого»
свойства:
растворимость, высокая
теплоёмкость,
теплопроводность,
интенсивность
испарения.
Минеральные соли;
растворимые и
нерастворимые. Роль

.

§ 1.

2
неделя
сентяб
ря

3

Биополимеры.
Углеводы.
Липиды.

1

4

Белки, их строение
и функции.

1

неорганических
веществ в жизни клетки
и организма в целом.
Комбинированный Химический состав
урок.
клетки. Жиры.
Классификация жиров.
Углеводы.
Классификация
углеводов:
моносахариды,
дисахариды,
полисахариды. Роль
липидов в клетке:
источник энергии,
метаболической воды.
Роль углеводов в
клетке: источник
энергии, резерв
питательных веществ и
энергии, структурная и
защитная функция.
Комбинированный Химический состав
урок.
клетки. Белки. Роль
белков в клетке:
структурная,
двигательная,
транспортная,
защитная,
энергетическая. Белкиферменты. Белкигормоны.
Специфичность
белковых молекул.

§ 2.

3
неделя
сентяб
ря

§ 3,4.

4
неделя
сентяб
ря

5

6

7

Тема № 2.
Структура и
функции
клетки – 4

Лабораторная
работа №1.
Каталитическая
активность
фермента
пероксидазы в
живых тканях.
Нуклеиновые
кислоты.

1

Урок
комплексного
применения ЗУН.

Ферментативная
(каталитическая)
функция белков.

1

АТФ и другие
органические
соединения
клетки.

1

Комбинированный Химический состав
урок.
клетки. Нуклеиновые
кислоты, их типы.
Структура и функции
ДНК. ДНК - носитель
наследственной
информации. Основные
виды РНК:
транспортная,
информационная,
рибосомальная.
Комбинированный Аденозинтрифосфорная
урок.
кислота – аккумулятор
энергии в клетке.
Строение молекулы
АТФ. Регуляторные и
сигнальные вещества:
небелковые гормоны
животных,
растительные гормоны.
Витамины –
коферменты.

Лабораторная
работа №1.
Каталитическая
активность
фермента
пероксидазы в
живых тканях

Тест
«Органические
вещества
клетки»

Офор
млени
е
работ
ы.

5
неделя
сентяб
ря

§ 5.

2
неделя
октябр
я

§ 6.

4
неделя
октябр
я

часа.
8

Развитие знаний о 1
клетке. Клеточная
теория.
Лабораторная
работа №2.
Строение
растительной,
животной и
грибной клеток
под микроскопом.

Урок
комплексного
применения ЗУН.

Развитие знаний о
клетке (Р. Гук, Р.
Вирхов, К. Бэр, М.
Шлейден И Т. Шванн).
Клеточная теория.
Этапы создания
клеточной теории: сбор
фактов, выдвижение
гипотезы,
осуществление
эксперимента,
доказательства теории.
Роль клеточной теории
в становлении
современной
естественнонаучной
картины мира.
Основные положения
клеточной теории
Шлейдена и Шванна.
Дополнение Р.Вирхова.
Основные положения
современной клеточной
теории.
Проведение
биологических
исследований:
наблюдение клеток
растений и животных
под микроскопом на
готовых
микропрепаратах и их

Лабораторная
работа №2.
Строение
растительной,
животной и
грибной клеток
под
микроскопом

§ 7.

5
неделя
октябр
я

описание; сравнение
строения клеток
растений и животных;
приготовление и
описание
микропрепаратов
клеток растений.
Строение клетки.
Основные части и
органоиды клетки, их
функции. Органоиды
клетки эукариот: ЭПС
(шероховатая или
гранулярная; гладкая
или агранулярная),
клеточная мембрана,
аппарат Гольджи,
лизосомы,
митохондрии, пластиды
(лейкопласты,
хлоропласты,
хромопласты),
рибосомы. Жидкостномозаичная модель
строения мембраны.
Плазмолиз и
деплазмолиз как
проявления свойства
полупроницаемости
мембраны. Осмос.

9

Цитоплазма.
Плазматическая
мембрана.
Органоиды
цитоплазмы

1

10

Лабораторная
работа №3.
Плазмолиз и
деплазмолиз в
клетках
эпидермиса лука.

1

Урок
комплексного
применения ЗУН.

11

Ядро. Строение и

1

Комбинированный Клеточное ядро:

Лабораторная
работа №3.
Плазмолиз и
деплазмолиз в
клетках
эпидермиса
лука

§ 8,9.

2
неделя
ноября

Офор
млени
е
работ
ы.

3
неделя
ноября

§ 10.

1

функции
хромосом.
Прокариоты и
эукариоты.

урок.

12

Обмен веществ и
превращение
энергии – свойство
живых
организмов.
Фотосинтез.

1

13

Энергетический

1

ядерная оболочка,
ядерный сок, ядрышко,
хроматин. Хромосомы.
Чётко сформированное
ядро – обязательный
компонент клеток
эукариот. Строение и
функции хромосом.
Значение постоянства
числа и формы
хромосом в клетках.
Прокариоты и
эукариоты.
Тема № 3. Обеспечение клеток энергией – 3 часа.
Урок изучения и
Обмен веществ и
первичного
превращение энергии –
закрепления
свойство живых
новых знаний.
организмов. Организм
– открытая
энергетическая
система. Автотрофные
и гетеротрофные
организмы.
Преобразование
энергии света в
энергию химических
связей. Фотосинтез:
световая и темновая
фаза. Источники
энергии реакций
световой и темновой
фазы.
Комбинированный Организм – открытая Тест

неделя
декабр
я

§ 11.

2
неделя
декабр
я

§ 12.

3

обмен.

14

15

16

Резерв

урок.

энергетическая
«Обеспечение
система. Биологическое клеток
окисление и горение. энергией».
Этапы энергетического
обмена. Гликолиз –
эволюционно древний
процесс. Локализация
реакций
гликолиза.
Значение гликолиза для
микроорганизмов. Цикл
Кребса. Окислительное
фосфорилирование.
Эффективность
энергетического
процесса
аэробов.
Митохондрии
–
энергетические станции
клетки.

§ 13.

1

Тема № 4. Наследственная информация и реализация её в клетке – 4 часа.
Генетическая
1
Урок изучения и
ДНК – носитель
информация.
первичного
наследственной
Удвоение ДНК.
закрепления
информации. Ген.
новых знаний.
Генотип. Геном.
Репликация молекулы
ДНК.
Транскрипция.
1
Комбинированный Генетический код.
Решение задач
Генетический код.
урок.
Свойства генетического
по теме
кода: однозначность,
«Генетический
избыточность,
код»

неделя
декабр
я

4
неделя
декабр
я
§ 14.

5
неделя
декабр
я

§ 15.

2
неделя
января

17

Биосинтез белка.

1

18

Вирусы и фаги –
неклеточные
формы жизни.
Профилактика
СПИДа.

1

Раздел
3.
Размножение
и развитие
организмов –
5 часов.
Тема № 5.

полярность,
универсальность,
неперекрываемость.
Принцип
комплементарности.
Транскрипция.
Комбинированный Биосинтез белка.
урок.
Трансляция. Роль
различных видов РНК в
процессе биосинтеза
белка. Кодоны и
антикодоны.
Комбинированный Строение вируса:
урок.
генетический материал,
капсид. Размножение
вирусов. Значение в
природе и жизни
человека: вирусы как
возбудители болезней;
вирусы,
инфицирующие
бактерии. Меры
профилактики
распространения
вирусных заболеваний.
СПИД и его
профилактика.

Решение задач
по теме
«Биосинтез
белка»

§
16,17.

3
неделя
января

§
18,19.

4
неделя
января

Размножение
организмов –
3 часа.
19
Деление клетки.
Митоз.

1

20

Бесполое и
половое
размножение.

1

21

Мейоз.
Гаметогенез.
Оплодотворение.

1

Урок изучения и
первичного
закрепления
новых знаний.

Размножение –
свойство организмов.
Деление клетки –
основа роста, развития
и размножения
организмов. Митоз,
сущность и значение.
Комбинированный Бесполое размножение,
урок.
его типы. Половое
размножение, его
качественные
преимущества перед
бесполым.
Комбинированный Мейоз. Фазы первого и
урок.
второго мейотического
деления. Образование
половых клеток.
Стадии размножения,
роста, созревания.
Отличия формирования
мужских и женских
половых клеток.
Оплодотворение.
Наружное и
внутреннее. Двойное
оплодотворение у
покрытосеменных.
Биологическое
значение
оплодотворения.

Решение задач
по теме
«Гаметогенез»

§ 20.

1
неделя
феврал
я

§ 21.

2
неделя
феврал
я

§
22,23.

3
неделя
феврал
я

22

Индивидуальное
развитие
организма
(онтогенез).
Организм как
единое целое.

1

23

Резерв.

1

Раздел
Основы
генетики
селекции
11 часов.
24

Искусственное
оплодотворение у
растений и животных.
Тема № 6. Индивидуальное развитие организмов – 2 часа.
Урок изучения и
Эмбриональный и
Тест
первичного
постэмбриональный
«Размножение
закрепления
период онтогенеза.
организмов»
новых знаний.
Этапы эмбриогенеза.
Прямое и непрямое
развитие.
Индивидуальное
развитие человека.
Причины нарушения
развития организмов.
Репродуктивное
здоровье, его значение
для будущих
поколений людей.
Последствия влияния
алкоголя, никотина,
наркотических веществ
на развитие зародыша
человека.

§ 24.
§ 25.

1
неделя
марта

2
неделя
марта

4.
и
–
Генетика.

Тема № 7. Основные закономерности явлений наследственности – 5 часов.
1
Урок изучения и
Наследственность и
Решение

§ 26.

3

Моногибридное
скрещивание. 1 и 2
законы Менделя.

25

Дигибридное
скрещивание. 3
закон Менделя.
Решение
генетических
задач.

первичного
закрепления
новых знаний.

1

изменчивость –
свойства организма.
Генетика – наука о
закономерностях
наследственности и
изменчивости. Г.
Мендель –
основоположник
генетики. Генетическая
терминология и
символика.
Моногибридное
скрещивание.
Рецессивные и
доминантные признаки.
Закономерности
наследования,
установленные Г.
Менделем. Законы
доминирования и
расщепления. Закон
чистоты гамет.
Составление
простейших схем
скрещивания; решение
элементарных
генетических задач.
Комбинированный Генотип и фенотип.
урок.
Аллельные гены.
Гомозигота и
гетерозигота.
Механизм
наследования

генетических
задач

Решение
генетических
задач

неделя
марта

§ 27.

4
неделя
марта

26

27

28

Хромосомная
теория
наследственности.
Сцепленное
наследование
генов. Генетика
пола. Половые
хромосомы.
Наследование,
сцепленное с
полом.
Взаимодействие
генов.

1

Взаимодействие
генотипа и среды
при формировании
признака. Решение

1

1

признаков при
дигибридном
скрещивании. Условия
проявления закона
независимого
наследования,
соотношение генотипов
и фенотипов при его
проявлении.
Комбинированный Сцепленное
урок.
наследование генов.
Нарушения сцепления.
Генетические карты.
Конъюгация и
кроссинговер –
причины нарушения
сцепления генов.
Комбинированный Половые хромосомы и
урок.
аутосомы.
Гомогаметный и
гетерогаметный пол.
Генетическое
определение пола у
человека. Признаки,
сцепленные с полом.
Наследственные
заболевания,
сцепленные с Х- и Ухромосомами.
Урок контроля,
Влияние условий среды Тест по теме
оценки и
на качественные и
«Генетика».
коррекции знаний. количественные
признаки. Норма

Решение
генетических
задач

§ 29,
30.

5
неделя
марта

Решение
генетических
задач

§ 31.

1
неделя
апреля

§ 32.

3
неделя
апреля

генетических
задач.

реакции.

29

Модификационная 1
(ненаследственная)
и наследственная
изменчивость.
Комбинации.

30

Мутационная
изменчивость.
Закон
гомологических
рядов
наследственной
изменчивости.

1

31

Наследственная
изменчивость
человека.
Медицинская
генетика.

1

Тема № 8. Закономерности изменчивости – 3 часа.
Урок изучения и
Наследственная
первичного
(генотипическая) и
закрепления
ненаследственная
новых знаний.
(модификационная)
изменчивость.
Комбинативная
изменчивость.
Комбинированный Мутации. Типы
урок.
мутаций по месту
возникновения:
соматические и
генеративные. Типы
мутаций по уровню
изменений
генетического
материала: генные,
хромосомные,
геномные. Групповой
характер изменчивости
у генетически близких
видов. Закон
гомологических рядов
наследственной
изменчивости
Н.И.Вавилова.
Комбинированный Значение генетики для
урок.
медицины. Влияние
мутагенов на организм
человека. Выявление
источников мутагенов в

§ 33.

4
неделя
апреля

§ 34.

1
неделя
мая

§
35,36.

2
неделя
мая

32

Селекция.
Одомашнивание
как начальный
этап селекции.
Учение

1

окружающей среде
(косвенно) и оценка
возможных
последствий их
влияния на
собственный организм.
Наследственные
болезни человека, их
причины. Генные
болезни:
фенилкетонурия,
серповидноклеточная
анемия, гемофилия.
Хромосомные болезни:
синдром Дауна,
синдром Патау,
синдром
Клайнфельтера,
синдром
ШерешевскогоТернера. Профилактика
наследственных
заболеваний: медикогенетическое
консультирование,
здоровый образ жизни,
дородовая диагностика.
Тема № 9. Генетика и селекция – 4 часа.
Урок изучения и
Генетика –
первичного
теоретическая основа
закрепления
селекции.
новых знаний.
Одомашнивание как
начальный этап

§ 37

3
неделя
мая

33

34

Н.И.Вавилова о
центрах
многообразия и
происхождения
культурных
растений.
Методы
современной
селекции.

Успехи селекции.
Генная и
клеточная
инженерия.
Клонирование.

селекции. Учение
Н.И.Вавилова о
центрах
происхождения
культурных растений.
1

1

Комбинированный Основные методы
урок.
селекции:
гибридизация
(внутривидовая и
отдалённая);
искусственный отбор
(массовый и
индивидуальный).
Достижения и
направления
современной селекции.
Комбинированный Биотехнология, её
урок.
достижения. Генная
инженерия и клеточная
инженерия, проблемы
их использования.
Использование
трансгенных
организмов.
Эксперименты по
клонированию
животных и растений.
Этические аспекты
развития некоторых
исследований в
биотехнологии
(клонирование

§
38,39.

Тест по теме
«Селекция».

4
неделя
мая

Задани 5
я нет.
неделя
мая

человека). Анализ и
оценка этических
аспектов развития
некоторых
исследований в
биотехнологии.
Резерв.

35

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 11 КЛАСС
№

Тема урока

Колво
часов

Тип урока

1
Раздел 4.
Эволюция
– 22 часа.

2

3

4

1

Возникновение и
развитие
эволюционных
представлений.

2

Ч. Дарвин и его
теория
происхождения
видов.

Элементы
обязательного
минимума
образования
5

Формы
контроля

Практические
работы

Домашн
ее
задание

6

7

8

Тема № 10. Развитие эволюционных идей. Доказательства эволюции – 4 часа.
1
Комбинированный История эволюционных
урок.
идей. Значение работ
К.Линнея, учения
Ж.Б.Ламарка. Оценка
эволюционной теории
Ламарка.
1
Комбинированный Основные положения
урок.
эволюционной теории
Ч.Дарвина. Значение
эволюционной теории в
формировании
современной
естественнонаучной

Дата
проведе
ния
(план)
9

§41

1 неделя
сентября

§42

2 неделя
сентября

3

Доказательства
эволюции.

1

4

Вид. Критерии
вида. Популяция –
структурная
единица вида,
единица эволюции.

1

5

Роль изменчивости
в эволюционном
процессе.

1

6

Естественный
отбор –
направляющий
фактор эволюции.
Формы
естественного

1

картины мира.
Комбинированный Эмбриологические,
Тест по теме
урок.
морфологические,
«Развитие
палеонтологические,
эволюционных
биогеографические,
идей»
молекулярные
доказательства
эволюции.
Комбинированный Синтетическая теория
урок.
эволюции.
Популяционная
структура вида.
Движущие силы
эволюции, их влияние
на генофонд
популяции. Критерии
вида. Проведение
биологических
исследований: описание
особей вида по
морфологическому
критерию
Тема № 11. Механизмы эволюционного процесса – 7 часов.
Урок изучения и
Мутационная и
первичного
комбинативная
закрепления
изменчивость.
новых знаний.
Комбинированный
Борьба за
урок.
существование:
внутривидовая и
межвидовая. Движущая
и стабилизирующая
формы отбора.

§43

3 неделя
сентября

§44
Лабораторная
работа №4
Морфологические
особенности
растений
различных видов

4 неделя
сентября

§45

5 неделя
сентября

§46
§47

2 неделя
октября

8

отбора в
популяциях.
Дрейф генов и
изоляция –
факторы эволюции.
Результаты
эволюции.
Приспособленность
– результат
действия факторов
эволюции.

9

Видообразование.

1

Комбинированный
урок.

10

Основные
направления
эволюционного
процесса.

1

Комбинированный
урок.

11

Резерв

1

12

Развитие
представлений о
возникновении

1

7

1

Комбинированный
урок.

1

Комбинированный
урок.

Географическая и
экологическая
изоляция.
Формы
приспособленности:
покровительственная
окраска, маскировка,
мимикрия,
предупреждающая
окраска. Выявление
приспособлений
организмов к среде
обитания.
Механизм
видообразования.
Основные способы
видообразования:
географическое и
экологическое.
Прогресс и регресс в
эволюции. Ароморфоз,
идиоадаптация –
основные направления
эволюционного
процесса.

§48,49

4 неделя
октября

§50

5 неделя
октября

§51

2 неделя
ноября

§52

3 неделя
ноября

1 неделя
декабря
Тема №12. Возникновение жизни на Земле – 2 часа.
Урок изучения и
Гипотезы
первичного
происхождения жизни.
закрепления
Анализ и оценка

§53

2 неделя
декабря

жизни.

новых знаний.

13

Современные
взгляды на
возникновение
жизни.

1

14

Развитие жизни в
криптозое и раннем
палеозое.

1

15

Развитие жизни в
позднем палеозое.

1

16

Развитие жизни в
мезозое.

1

17

Развитие жизни в
кайнозое.

1

Комбинированный
урок.

различных гипотез
происхождения жизни.
Теории биогенеза и
абиогенеза.
Эксперимент Пастера.
Гипотеза Опарина.
Опыты Миллера.

Тест по теме
«Механизмы
эволюционного
процесса.
Возникновение
жизни на
Земле»
Тема № 13. Развитие жизни на Земле – 5 часов.
Комбинированный Особенности эволюции
урок.
органического мира в
периоды: архей,
протерозой.
Усложнение живых
организмов на Земле в
процессе эволюции.
Вспышка разнообразия
животных. Кембрий,
ордовик, силур.
Комбинированный Особенности эволюции
урок.
органического мира в
периоды: девон, карбон,
пермь.
Комбинированный Особенности эволюции
урок.
органического мира в
периоды: триас, юра,
мел.
Комбинированный Особенности эволюции
урок.
органического мира в

§54

3 неделя
декабря

§55,56

4 неделя
декабря

§57

5 неделя
декабря

§58

2 неделя
января

§59

3 неделя
января

18

19

Многообразие
органического
мира.
Классификация
организмов.
Человек среди
животных.
Основные этапы
эволюции
приматов.

1

1

Урок контроля,
оценки и
коррекции знаний.

периоды: палеоген,
неоген, антропоген.
Возникновение
систематики.
Искусственная и
естественная системы.

Тест по теме
«Развитие
органического
мира»

Тема № 14. Происхождение человека – 4 часа.
Урок изучения и
Состав отряда
первичного
приматов. Данные
закрепления
сравнительной
новых знаний.
анатомии. Поведение
приматов.
Цитогенетические
данные. Данные
молекулярной
биологии. Данные
биологии развития.
Проведение
биологических
исследований:
выявление признаков
сходства зародышей
человека и других
млекопитающих как
доказательство их
родства. Основные
этапы эволюции
приматов. Гипотезы
происхождения
человека. Анализ и
оценка различных
гипотез происхождения

§60,61

4 неделя
января

§62,63

1 неделя
февраля

Эволюция
человека. Первые
представители рода
Homo. Появление
человека
разумного.
Факторы эволюции
человека.

1

Комбинированный
урок.

1

Комбинированный
урок.

Резерв

1

23

Предмет экологии.
Экологические
факторы среды.

1

24

Взаимодействие
популяций разных
видов.
Сообщества.
Экосистемы.

1

20

21

22

человека.
Человек умелый.
Человек
прямоходящий.
Неандертальский
человек. Кроманьонец.
Биологические и
социальные факторы
эволюции человека.
Человеческие расы.

Тест по теме
«Антропогенез»

§64
§65

2 неделя
февраля

§66

3 неделя
февраля
1 неделя
марта

Раздел 5.
Основы
экологии
– 11
часов.

25

1

Тема № 15. Экосистемы – 7 часов.
Урок изучения и Предмет экологии.
первичного
Экологические
закрепления
факторы, их значение в
новых знаний.
жизни организмов.
Биологический
оптимум.
Приспособленность
организмов к среде
обитания.
Комбинированный
Хищничество.
урок.
Паразитизм. Симбиоз.
Комбинированный
урок.

Сообщество.
Экосистема, её видовая

§67

2 неделя
марта

§68

3 неделя
марта

§69

4 неделя
марта

26

Поток энергии и
цепи питания.

1

Комбинированный
урок.

27

Свойства
экосистем.

1

Комбинированный
урок.

28

Смена экосистем.

1

Комбинированный
урок.

29

Агроценозы.
Применение

1

Комбинированный
урок.

и пространственная
структура. Продуценты,
консументы,
редуценты. Примеры
экосистем.
Пищевые связи,
круговорот веществ и
превращения энергии в
экосистемах. Поток
энергии. Цепи питания.
Экологическая
пирамида. Продукция
экосистем. Составление
схем передачи веществ
и энергии (цепей
питания).
Экосистема – целостная
самовоспроизводящаяся
система. Устойчивость.
Саморегуляция.
Исследование
изменений в
экосистемах на
биологических моделях
(аквариум); решение
экологических задач.
Причины устойчивости
и смены экосистем.
Сукцессия как
результат саморазвития
экосистем.
Структура агроценоза.
Отличия агроценоза от

Тест по теме
«Экология»

§70

5 неделя
марта

§71

1 неделя
апреля

§72

1 неделя
апреля

§73,74

3 неделя
апреля

экологических
знаний в
практической
деятельности
человека.
Тема №
16.
Биосфера
и её
охрана – 2
часа.
30

биогеоценоза.
Сравнительная
характеристика
природных экосистем и
агроэкосистем своей
местности.

Состав и функции
биосферы.

1

31

Круговорот
химических
элементов.
Биогеохимические
процессы в
биосфере.

1

32

Глобальные
экологические
проблемы и пути
их решения.

1

Урок изучения и
первичного
закрепления
новых знаний.

Компоненты биосферы.
Функции живого
вещества. Биосфера глобальная экосистема.
Учение В.И.
Вернадского о
биосфере. Роль живых
организмов в биосфере.
Эволюция биосферы.
Комбинированный Круговороты углерода
урок.
и азота. Роль живых
организмов в создании
осадочных пород и
почвы.
Тема № 17. Влияние деятельности человека на биосферу – 2 часа.
Комбинированный
Последствия
урок.
деятельности человека
в окружающей среде.
Правила поведения в
природной среде.

§75

4 неделя
апреля

§76, 77

1 неделя
мая

§78

2 неделя
мая

33

Общество и
окружающая среда.

1

Урок обобщения,
систематизации
знаний.

Климатические
изменения, нарушение
озонового слоя,
загрязнение атмосферы
и водных систем.
Уничтожение лесов.
Потеря
биоразнообразия.
Проблемы энергетики.
Анализ и оценка
последствий
собственной
деятельности в
окружающей среде,
глобальных
экологических проблем
и путей их решения.
Выявление
антропогенных
изменений в
экосистемах своей
местности.
Концепция устойчивого
развития. Сохранение
многообразия видов как
основа устойчивого
развития биосферы.

Задания
нет

3 неделя
мая


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».