Аннотация к рабочей программе внеурочной деятельности Учусь создавать проект (1-4)

Аннотация
к рабочей программе
внеурочной деятельности
«Учусь создавать проекты»
1-4 классы
Программа «Учусь создавать проекты» разработана в соответствии с положениями
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования, основывается на авторской программе А.В. Иванова «Учебноисследовательская и проектная деятельность обучающихся».
Данная программа направлена на развитие творческих способностей обучающихся,
формирование у них основ культуры исследовательской и проектной деятельности,
системных представлений и позитивного социального опыта применения методов и
технологий этих видов деятельности, развитие умений обучающихся самостоятельно
определять цели и результаты (продукты) такой деятельности.
Программа «Учусь создавать проекты» обеспечивает требования Стандарта к
организации системно-деятельностного подхода в обучении и организации
самостоятельной работы обучающихся, развитие критического и формирование
инновационного мышления в процессе достижения личностно значимой цели,
представляющей для обучающихся познавательный или прикладной интерес.
Цели учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся отражают
тождественные им результаты освоения основной образовательной программы основного
общего образования, а именно:
 Формирование универсальных учебных действий обучающихся через:
- освоение социальных ролей, необходимых для учебно-исследовательской и
проектной деятельности;
- актуальные для данного вида деятельности аспекты личностного развития:
умения учиться, готовность к самостоятельным поступкам и действиям,
целеустремленность, самосознание и готовность преодолевать трудности;
- освоение научной картины мира, понимание роли и значения науки в жизни
общества,
значимости
учебно-иследовательской и
проектной
работы,
инновационной деятельности; овладение методами и методологией познания,
развития репродуктивного воображения;
- развитие компетентности общения;
 Овладение обучающимися продуктно-ориентированной деятельности при помощи
последовательного освоения:
- основных этапов, характерных для исследования и проектной работы;
- методов определения конкретного пользователя продукта (результата) проекта
или исследования;
-технологий анализа инновационного потенциала продукта до момента начала его
создания;
 Развитие творческих способностей и инновационного мышления обучающихся на
базе:
- предметного и метапредметного, научного и полинаучного содержания;
- владения приемами и методами учебно-исследовательской и проектной
деятельности,
творческого
поиска
решений
структурированных
и
неструктурированных задач;
 Общение и сотрудничество обучающихся с группами одноклассников, учителей,
специалистов за счет потенциала и многообразия целей, задач и видов учебноисследовательской и проектной деятельности.

Актуальность проектно-исследовательской деятельности сегодня осознается всеми.
ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий
деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как
одно из условий реализации основной образовательной программы основного общего
образования. Современные развивающие программы основного общего образования
включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной
деятельности. Актуальность программы также обусловлена ее методологической
значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и
исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научноисследовательской деятельности в старшей школе, вузах, колледжах и т.д.
При прохождении тем важным является целостность, открытость и адаптивность
материала. Поэтому в программе курса кроме вопросов о научном исследовании,
структуре проектно-исследовательской работы, планировании и требованиях к
эксперименту, предусмотрено ознакомление с элементами речевой компетенции
учащихся, психологического настроя, взаимодействия с аудиторией.
Программа построена на следующих принципах:
 Принцип научности (знания, которые сообщает учитель и которыми
овладевают учащиеся на любой ступени обучения должны быть научными,
основанными на проверенных наукой и практикой положения).
 Принцип доступности (Занятие проектно-исследовательской деятельности
предполагает освоение материала за рамками школьного учебника, и это
происходит зачастую на высоком уровне трудности. Но понятие «высокий
уровень трудности» имеет смысл тогда, когда этот уровень имеет
непосредственное отношение к конкретному ученику, а не к конкретному
учебному материалу: что для одного ученика достаточно сложно и
непонятно, для другого просто и доступно).
 Принцип естественности (Тема исследования, за которую берется
обучающийся, не должна быть надуманной взрослым. Она должна быть
интересной и настоящей, а значит, реально выполнимой. Естественность
заключается в том, что ученик сможет исследовать тему самостоятельно, без
каждодневной и постоянной помощи взрослого, когда ребенок может сам
«потрогать» проблему, ощутить возможности ее решения, стать
первооткрывателем без подсказки и руководства учителя).
 Принцип наглядности(этот принцип исходит из единства чувственного и
логического. Наглядность обеспечивает связь между конкретным и
абстрактным, помогает достижению прочности знаний, осуществлению
связи теории с практикой, доступность обучению и т.д.).
 Принцип осмысленности (для того, чтобы знания, полученные в ходе
исследования (проекта), стали действительно личными ценностями ученика,
они должны им осознаваться и осмысливаться, а вся его деятельность в ходе
работы должна быть подчинена поиску единого поля ценностей в рамках
проблемы. Это возможно только в том случае, если цель, задачи, проблема
исследования (проект) не готовые выкладки, сформулированные взрослым.
Именно процесс осмысливания хода проектно-исследовательской работы
дает ученику осознанность выполняемого им действия и формирует умение
совершать логические умственные операции, способность переносить
полученные или имеющиеся знания в новую ситуацию).
 Принцип культуросообразности (воспитание в ученике культуры
соблюдения научных традиций, научного исследования с учетом
актуальности и оригинальности подходов к решению научной задачи).

Принцип связи обучения с жизнью (он предполагает показ практического и
общественного значения изучаемого материала).
 Принцип сознательности и активности (ученик может овладеть ходом
своей исследовательской (проектной) работы только в том случае, если она
основана на его собственном опыте. Выбор собственной предметной
деятельности позволяет школьнику самостоятельно анализировать
результаты и последствия своей деятельности, порождает рефлексию, что
приводит к появлению новых планов и замыслов, которые в дальнейшем
конкретизируются и воплощаются в новые исследования. Самостоятельная
деятельность школьника позволяет ему выйти на новый уровень
взаимоотношений со сверстниками и педагогами, он становится партнером
и сотрудником взрослого в решении той или иной проблемы, в котором они,
взрослый и ученик, становятся равными.
Принцип самостоятельности является самым главным из всех перечисленных
принципов, так как именно самостоятельная деятельность в ходе учебноисследовательской работы – основной показатель понимания обучающимся изучаемой им
проблемы,
становления его
мировоззенческой
позиции.
Именно
принцип
самостоятельности подкрепляется принципами доступности, естественности и
экспериментальности, а не наоборот.
По завершении изучения каждой темы проводится презентация творческих работ. В
течение учебного года учащиеся участвуют в различных интеллектуальных конкурсах,
работают над индивидуальным исследовательским проектом, который презентуют в конце
учебного года, т.е. выделяется компетентность в сфере самостоятельной познавательной
деятельности, основанная на усвоении способов самостоятельного приобретения знаний
из различных источников.
Виды деятельности на занятиях: лекция, беседа, семинар, практикум,
консультация, работа с компьютером, конкурсы, брейн – ринги. Проведение занятий
предполагает как работу учебной группы в полном составе, так и работу в подгруппах,
звеньях, индивидуальное сопровождение и консультирование.
Выбор форм, методов и видов деятельности в учебной группе определяется с учётом
возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.
Место курса в учебном плане
Программа «Учусь создавать проекты» рассчитана 1 час в неделю. Всего 33 часа
в 1 классе, 34 часа 2-4 классах.


0


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».