Рабочая программа курса внеурочной деятельности Наши первые проекты 1-4

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования к структуре основной образовательной программы, Концепции
духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых
результатов начального общего образования.
Актуальность программы обусловлена тем, что в новых социально-экономических условиях
особое значение приобретает деятельность, которая наиболее полно и эффективно реализует
социально-педагогический потенциал свободного времени детей, существенно расширяет
традиционные направления, формы, технологии работы с детьми.
Социально-педагогические возможности различных видов содержательной деятельности, в
которые включаются дети в рамках программы «Учусь создавать проект», базируются на том, что
они связаны с удовлетворением исключительно важных для детей познавательных, социальных и
духовных потребностей.
Деятельность обучающихся в рамках реализации данной программы направлена не только на
повышение компетенций обучающихся в определѐнных предметных областях и развитие
творческих способностей ребѐнка, но и на создание продукта, имеющего значимость для
других.
В рамках программы обеспечено сочетание различных видов познавательной деятельности,
где востребованы практически любые способности ребѐнка, реализованы личные пристрастия
к тому или иному виду деятельности, что открывает новые возможности для создания
интереса младшего школьника как к индивидуальному творчеству, так и к коллективному.
Данная программа является подготовкой к самостоятельной исследовательской практике на II
ступени обучения.
Особую значимость данный курс имеет для детей, ориентированных на самостоятельный
информационный поиск в разных областях знаний, тем самым предоставляя обучающимся
широкий спектр возможностей для самореализации и формирования ценностного отношения к
процессу познания.
В целях обобщения работы учащихся может быть представлено портфолио младшего
школьника как индивидуального "портфеля” образовательных индивидуальных достижений
ученика начальной школы в
познавательной, творческой, социальной, коммуникативной
деятельности.
Курс «Мои первые проекты» представляет систему обучающих и развивающих занятий по
проектно-исследовательской деятельности для детей.
Курс «Учусь создавать проект» – это дополнительное образование, связанное, прежде всего,
с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей
каждого школьника.
Для развития интеллектуального и творческого потенциала каждого ребѐнка нужно использовать
новые образовательные педагогические и информационные технологии, тем самым, вовлекая
каждого ученика в активный познавательный процесс.

Образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием новые цели.
Теперь в начальной школе ребенка должны научить не только читать, считать и писать, чему и
сейчас учат вполне успешно. Ему должны привить две группы новых умений. Речь идет, вопервых, об универсальных учебных действиях, составляющих основу умения учиться: навыках
решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации. Во-вторых,
речь идет о формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и
саморазвитии. Эти задачи позволяет успешно решать проектная деятельность. Метод проекта
– это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе которой лежит развитие
познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания,
ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого
мышления. Проектная деятельность может быть эффективно использована, начиная с
начальной школы, при этом, не заменяя традиционную систему, а органично дополняя, расширяя
ее. Учебная программа, которая последовательно применяет этот метод, строится как серия
взаимосвязанных проектов, вытекающих из тех или иных жизненных задач. От ребенка требуется
умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему
приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.
Идеальным считается тот проект, для исполнения которого необходимы различные знания,
позволяющие разрешить целый комплекс проблем.
Общие цели учебного предмета.
Цель программы: Создание условий для активизации личностного потенциала учащихся
через проектную деятельность.
Задачи:
1. Развивать у учащихся способность аналитически мыслить: классифицировать, сравнивать,
обобщать собранный материал.
2. Познакомить обучающихся с методами исследования и эксперимента, их применением в
собственном исследовании.
3. Обучить основам оформления работ.
4. Познакомить с основами применения информационных технологий в исследовательской
деятельности.
5. Формировать опыт публичного выступления, способствовать формированию культуры речи.
Программа обеспечивает преемственность с образовательными программами урочной
деятельности по предметам «Русский язык», «Технология», «Окружающий мир», «Изобразительное
искусство»,
«Физическая культура»,
результаты освоения программы соответствуют
требованиям ФГОС НОО.
Программа направлена на достижение планируемых результатов ФГОС, личностных и
метапредметных УУД.

Коррекционные задачи (для варианта 5.1.):

1.Осуществлять коррекционную помощь в овладении базовым содержанием обучения.
2.Корректировать нарушения устной речи, коррекция и профилактика нарушении чтения и
письма.
3.Развивать сознательное использование языковых средств в различных коммуникативных
ситуациях с целью реализации полноценных социальных контактов с окружающими.
4.Обеспечить обучающемуся успех в различных видах деятельности, с целью
предупреждения негативного отношения к занятиям, ситуации школьного обучения в целом,
повышения мотивации к школьному обучению.

Коррекционные задачи (вариант 4.1):
1. Развить слухового внимания.
2. Развить фонетического слуха.
3. Развить общей и тонкой моторики, мимики, пантомимики.
4. Формировать и развитие кинетических ощущений.
5. Воспитать переключаемости.
6. Развить чувства ритма.
7. Формировать закрепления навыка правильного употребления звуков в различных формах и
видах речи.
8. Развить физиологического и функционального дыхания.

Коррекционные задачи (вариант 5.2):
1.Формировать речевую
речеязыковых расстройств.

деятельность

обучающихся

с

ТНР,

профилактика вторичных

2.Развивать устную и письменную речь.
3.Формировать и развивать различные виды устной речи (разговорно-диалогической,
описательно-повествовательной)
на
основе
обогащения
знаний
об окружающей
действительности, развитие познавательной деятельности (предметно-практического, нагляднообразного, словесно-логического мышления).
4.Формировать языковые обобщения и правильное использование языковых средств в процессе
общения, учебной деятельности.
5.Формировать, развивать и обогащать лексический строй речи, уточнять значения слов,
развивать лексическую системность, формировать семантические поля.

6.Развивать и совершенствовать грамматическое оформление речи путем овладения
продуктивными и непродуктивными способами словоизменения и словообразования, связь слов
в предложении, модели различных синтаксических конструкций предложений.
7.Развивать связную речь, соответствующую законам логики, грамматики, композиции,
выполняющей коммуникативную функцию: формировать умения планировать собственное
связное высказывание; анализировать неречевую ситуацию,
выявлять причинно-следственные, пространственные, временные и другие семантические
отношения; самостоятельно определять и адекватно использовать языковые средства
оформления связного высказывания в соответствии с коммуникативной установкой и задачами
коммуникации.
8.Овладеть разными формами связной речи (диалогическая и монологическая), видами
(устная и письменная) и типами или стилями (сообщение, повествование, описание,
рассуждение).

Коррекционные задачи (вариант 7.1.):
1.Развивать различные
повествовательной).

виды

устной

речи

(разговорно-диалогической,

описательно-

2.Формировать умения грамотно ставить и задавать вопросы, отвечать на них.
3. Формировать умения составлять рассказ.
4.Развивать связную речи.
5.Развивать лексико-грамматический и фонетико-фонематический строй речи.
6.Развивать общую разборчивость речи, речевого дыхания, голоса, просодики.
7.Формировать синхронность речевого дыхания, голосообразования и артикуляции.
8.Развивать письменную речь, корректировать нарушения чтения и письма.

Коррекционные задачи (вариант 7.2.):
1. Корректировать отдельные стороны психической деятельности и личностной сферы.
2. Формировать учебную мотивацию, стимуляция сенсорно-перцептивных, мнемических и
интеллектуальных процессов.
3. Гармонизировать психоэмоциональное состояние, формировать позитивное отношение к
своему "Я", повышать уверенность в себе, развивать самостоятельность, формировать навыки
самоконтроля.
4. Развивать речевую деятельность, формировать коммуникативные навыки, расширять
представления об окружающей действительности.

5. Формировать и развивать различные виды устной речи (разговорно-диалогическая,
описательно-повествовательная).
6.Обогащать и развивать словарь, уточнять
системность, формировать семантические поля.

значения

слов,

развивать

лексическую

7. Корректировать индивидуальные пробелы в знаниях.
8. Укреплять здоровье, корректировать недостатки психомоторной и эмоционально-волевых
сфер.
9. Развивать общую и речевую моторики.

Программа обеспечивает преемственность с предметами русский язык и литературное
чтение. При реализации содержания данной программы расширяются знания, полученные при
изучении русского языка и литературного чтения. В условиях партнѐрского общения
обучающихся и педагога открываются реальные возможности в преодолении логопедических
трудностей, возникающих в процессе деятельности.

Описание места учебного предмета в учебном плане
Курс включает 135 часов по 1 занятию в неделю. 33 занятия в 1-м классе и 34 занятия–во 2 - 4
классах и резервные занятия «Советы на лето от Мудрого дельфина».

1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Ожидаемые результаты освоения программы 1 класса.
Обучающийся будет знать:
основы проведения исследовательской работы;
что такое мини – проект и творческий проект;
методы исследования: наблюдение, опыт;
способы поиска необходимой для исследования информации;
правила сотрудничества в процессе исследования;
основные логические операции, их отличительные особенности;
правила успешной презентации работы.
Обучающийся будет уметь:
определять круг вопросов и проблем при выполнении исследовательской работы;
подбирать материал, необходимый для исследования;

оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других;
сотрудничать в процессе проектной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать
помощь других участников процесса, адекватно выбирать и оценивать свою роль в коллективной
работе.
Способы проверки результатов освоения программы.
В качестве подведения итогов, результатов освоения данной программы, могут быть
организованы следующие мероприятия:
выставки творческих работ учащихся;
мини – конференции по защите исследовательских проектов;
Ожидаемые результаты освоения программы 2-3 класса.
Обучающийся будет знать:
основные особенности проведения исследовательской работы;
что такое информационный проект и практико– ориентированный проект;
методы исследования: эксперимент, интервьюирование;
правила выбора темы и объекта исследования, виды оформления проектов;
правила осуществления самоконтроля;
правила успешной презентации работы.
Обучающийся будет уметь:
выбирать пути решения задачи исследования ;
классифицировать предметы, явления и события;
самостоятельно предлагать собственные идеи исследования;
правильно определять круг вопросов и проблем при выполнении исследовательской работы,
составлять план действий совместного исследования;
собирать и перерабатывать материал, необходимый для исследования;
осуществлять сотрудничество со взрослыми;
презентовать
деятельности;

свою

работу,

участвовать

в

обсуждении

-

коллективной

оценочной

Способы проверки результатов освоения программы.
В качестве подведения итогов, результатов освоения данной программы, могут быть
организованы следующие мероприятия:
выставки творческих работ учащихся;

мини – конференции по защите исследовательских проектов;
Ожидаемые результаты освоения программы 4 класса.
Обучающийся будет знать:
основные особенности проведения исследовательской работы;
метод исследования: анкетирование, моделирование;
основы работы с компьютером;
что такое социальный проект, каково его значение для жизни окружающих;
способы и методы, стимулирующие: саморазвитие психических процессов, обеспечивающие
ощущение успешности в работе;
Обучающийся будет уметь:
самостоятельно предлагать собственные идеи исследования;
правильно определять круг вопросов и проблем при выполнении исследовательской работы,
составлять план действий совместного исследования;
собирать и перерабатывать материал, необходимый для исследования;
пользоваться
рулеткой;

различными

измерительными

приборами:

калькулятором, секундомером,

осуществлять сотрудничество со взрослыми и одноклассниками;
презентовать
деятельности;

свою

работу,

участвовать

в

обсуждении

-

коллективной

оценочной

В качестве подведения итогов, результатов освоения данной программы, могут быть
организованы следующие мероприятия: выставки творческих работ учащихся; мини – конференции
по защите исследовательских проектов.
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
положительное отношение к проектно-исследовательской деятельности;
интерес к новому содержанию и новым способам познания;
ориентация на понимание причин успеха в проектно-исследовательской деятельности, в том
числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов
требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей,
родителей;
способность к самооценке на основе критериев успешности проектно-исследовательской
деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:

внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости проектноисследовательской деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и
предпочтении социального способа оценки деятельности;
выраженной познавательной мотивации;
устойчивого интереса к новым способам познания;
адекватного понимания причин успешности проектно-исследовательской деятельности;
морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций
партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим
требованиям.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия;
планировать свои действия;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
адекватно воспринимать оценку своей работы;
различать способ и результат действия;
вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Обучающийся получит возможность научиться:
проявлять познавательную инициативу;
самостоятельно
материале;

учитывать

выделенные

учителем

ориентиры

действия

в незнакомом

преобразовывать практическую задачу в познавательную;
самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.

Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с
использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном
пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;

использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и
представления их результатов;
высказываться в устной и письменной формах;
ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;
владеть основами смыслового чтения текста;
анализировать объекты, выделять главное;
осуществлять синтез (целое из частей);
проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения об объекте;
обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
подводить под понятие;
устанавливать аналогии;
оперировать такими понятиями,
умозаключение, вывод и т.п.;

как

проблема,

гипотеза,

наблюдение, эксперимент,

видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить
наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы,
аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской и
проектной задачами с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
оперировать такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, обусловленность,
зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность,
невозможность и др.;
использованию исследовательских методов обучения
повседневной практике взаимодействия с миром.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
допускать существование различных точек зрения;

в основном учебном процессе и

учитывать разные мнения, стремиться к координации;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться, приходить к общему решению;
соблюдать корректность в высказываниях;
задавать вопросы по существу;
использовать речь для регуляции своего действия;
контролировать действия партнера;
владеть монологической и диалогической формами речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке
общего решения в совместной деятельности;
с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую
информацию как ориентир для построения действия;
допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не
совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии;
осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую
взаимопомощь;
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Требования к уровню подготовки учащихся
Для оценки эффективности занятий по проектно-исследовательской деятельности можно
использовать следующие показатели:
умение выделить проблему
умение поставить цель исследования
умение сформулировать гипотезу
умение выделить объект исследования
умение определить предмет исследования
умение описать параметры и критерии предмета исследования
умение подобрать соответствующие методы исследования
умение подобрать инструментарий
умение осуществить анализ результатов

умение оценивать промежуточные и конечные результаты
степень помощи, которую оказывает взрослый при выполнении проекта
поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность
результаты выполнения тестовых заданий, при выполнении которых выявляется степень
самостоятельности выполнения
косвенным показателем эффективности проектно-исследовательской деятельности может быть
повышение
успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой
учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности,
улучшение мыслительной деятельности).

Формы занятий.
1. Игра.
2. Беседа.
3. Экскурсия.
4. Бенефис.
5. Наблюдение.
6. Практическое занятие.
7. Размышление
8. Творческий отчет.
9. Эксперимент.
10. Беда эвристическая.
11. .Круиз.
12. 12.Мозговой штурм.

Формы подведения итогов.
1. Концерт.
2. Открытое занятие.
3. Показ достижений.
4. Зачетная работа.

5. Экзамен.
6. Тест.
7. Рефлексия.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1 КЛАСС (33 часа)
№

Тема

1

Кто я? Моя семья.

2
3

Чем я люблю заниматься.
Хобби.
О чем я больше всего хочу
рассказать. Выбор темы
твоего проекта.

Содержание
Различать понятие «семья», «школьная семья»,
«семейство растений», «семейство животных».
Определять общность интересов, увлечений мальчиков
и девочек.
Излагать краткое содержание, определять тему, главную
мысль своего сообщения.

4

Как собирать материал.
Твои помощники. Этап.

Осваивать правила планирования, собирать интересный
материал по теме проекта, правильно выбирать себе
помощников в работе.

5

Повторение. Давай
вспомним.

Закреплять основные проектные понятия.

6

Проблема.

7

Проблема. Решение
проблемы.

8

Гипотеза. Предположение.
Играем в предположения.

9

Цель проекта.

10

Задача проекта.

11

Выбор нужной
информации.

12

Интересные люди - твои
помощники.

13

Продукт проекта.

14
15
16
17
18
19

Виды продукта. Макет.
Знакомство с понятием
«макет», «поделка»
Повторение пройденных
проектных понятий.
Визитка. Как правильно
составить визитку к
проекту.
Мини-сообщение.
Семиминутное

Разбираться в возникших трудностях, предлагать свои
варианты решения проблемы.
Обозначать возникшую проблему, предлагать алгоритм
действий для решения проблемы.
Придумывать свою гипотезупревращения головастика в
лягушку, высказывать свои предположения по этому
поводу;знать значение слова «гипотеза», уметь отвечать
на вопросы по предложенному тексту и продолжить
мысль: «Что будет, если…».
Определять значение слова «цель»; узнать, какие цели
поставлены персонажами английской народной сказки.
Выяснить, для чего нужны задачи; правильно
формулировать вопросы: «как я это сделаю?».
Выбирать нужную информацию из обилия собранного
материала (на примере предложенного текста).
Правильно выбирать предприятие, интересных людей,
которые могут рассказать о своём продукте
производства; использовать справочную литературу.
Изготавливать самостоятельно или с помощью взрослых
планируемый продукт своего проекта.
Ставить перед собой задачи по осуществлению
продукта, планировать этапы работы по изготовлению
макета.
Закрепить пройденные проектные понятия.
Уметь поэтапно распределять план работы по
составлению визитки к проекту.
Кратко излагать основное содержание проекта, выделяя
главное; контролировать время выступления,

20
21
22
23
24
25
26
27
28

29
30
31

32

33

выступление.
Выступление перед
знакомой аудиторией.
Играем в ученых.
Окрашивание цветка в
разные цвета.
Подготовка ответов на
предполагаемые вопросы
«из зала» по теме проекта.
Пробные выступления
перед незнакомой
аудиторией.
Повторение. Давай
вспомним.
Играем в ученых.
«Мобильные телефоны».
Это интересно.
Играем в ученых. Поилка
для цветов.
Играем в ученых.
Получение электричества с
помощью волос. Это
интересно.
Тест «Чему я научился?»
Памятка для
учащегосяпроектанта.
Твои впечатления от
работы над проектом.
Пожелание будущим
проектанта. Твои советы
им.
Советы на лето от Мудрого
Дельфина.

укладываться в регламент.
Составлять устный рассказ о своем проекте, сообщая
свои знания по теме проекта.
Проводить опыты по окрашиванию цветка в разные
цвета, придумывать рассказы о приключениях цветка.
Изучать большой объём справочного материала для
ответов на вопросы по заданной теме; понимать
значение фразеологизмов.
Выступать перед незнакомой аудиторией, уметь
справляться с волнением; закрепить знания, полученные
на предыдущих занятиях.
Закрепление знаний, полученных на предыдущих
занятиях.

Знакомиться с проведением опытов по изготовлению
«мобильных устройств», получать электричество с
помощью волос, готовить поилку для цветов, оценивать
свои работы.

Давать оценку своей деятельности с помощью учителя.
Строить свою деятельность по предложенному плану.
Находить ответы на вопросы, используя свой
жизненный опыт.
Уметь обозначать главные задачи для успешного
осуществления намеченной цели.

2 КЛАСС (34 часа)
№

Тема

1

Круг твоих интересов.
Хобби. Увлечения.

2

Выбор темы твоего
проекта. Ты – проектант.
Твоё знакомство с
понятиями «словарь»,
«проект», «тема»

3

Знакомство с понятиями
«формулировка». Работа со
словарями.

Содержание
Классифицировать объекты, ситуации, явления по
различным основаниям под руководством учителя.
Участвовать в обсуждении вопросов, понимать значение
слова «хобби». Работать с информацией вести
дискуссию. Оценивать своѐ поведение и поведение
окружающих (на уроке, на перемене).
Активно участвовать в обсуждении вопросов и диалоге.
Понимать значение понятий «словарь», «проект»,
«тема». Правильно, осознанно читать (про себя) простой
научно - популярный текст; определять главную мысль
текста, находить информацию в словарях и
справочниках.
Понимать значение слова «формулировка». Правильно
формулировать вопросы по теме. Выступать с
сообщениями на тему: «Интересные растения из

4

Выбор помощников в
работе над проектом.

5

Этапы работы над
проектом. Ваше знакомство
с понятием «этап».

6

Актуальность темы
проекта. Твое знакомство с
понятием «актуальность».

7

Проблема. Решение
проблемы.

8

Выработка
гипотезыпредположения.
Твоё знакомство с
понятиями «выработка»,
«гипотеза»,
«предположение».

9

Цель проекта

10

Задачи проекта

11

Сбор информации для
проекта

12

Знакомство с интересными
людьми. Интервью.

13

Обработка информации.
Отбор значимой
информации.

14

Создание продукта проекта.
Твоё знакомство с
понятиями «макет»,
«поделка»

15

Играем в ученых. Это
интересно

16

Тест «Чему ты научился?»

17

Отбор информации для
семиминутного
выступления. (Мини
сообщение)
Творческая работа.

18

энциклопедии».
Объяснять: с какой целью был задан вопрос, для чего
проектанту знать ответ на данный вопрос.
Запоминать толкование новых понятий.
Самостоятельное ознакомление (чтение) этапов работы
над учебным проектом, разбор каждого этапа под
руководством учителя.
Запоминать толкование новых понятий. Находить
важные, существенные признаки в любом начинании, в
любом процессе.
Запоминать толкование новых понятий. Видеть
проблему. Обозначать по-своему алгоритм решения
проблемы.
Запоминать толкование новых понятий. Выдвигать
гипотезы, сравнивать свою гипотезу с гипотезами,
которые придумали одноклассники.
Учится работать с реальными объектами как с
источниками информации, выдвигает гипотезы, делает
выводы и обобщения
Участвовать в диалоге. Формулировать задачи проекта
«Дети и компьютерные игры».
Наблюдает, осуществляет сравнение, сходство и
различие выдвигает гипотезы, делает выводы и
обобщения, классифицирует, рассуждает, анализирует,
учится работать с реальными объектами как с
источниками информации
Запоминать толкование новых понятий. Использовать в
речи ранее изученные понятия. Активно участвовать в
обсуждении вопросов. Самостоятельно выполнять
задания по сбору информации к проекту. Играть в игру
«интересное интервью»
Запоминать толкование новых понятий.
Самостоятельный поиск необходимой информации.
Поиск недостающей информации у взрослых (учитель,
родители). Анализировать и обобщать собранные
сведения о лошадях.
Работать над понятием «продукт проекта» по заданиям
тетради. Выполнять исследование и работать над
проектом, анализируя информацию, данную в рабочей
тетради. Подготовить сообщения о своих коллекциях.
Ответы по домашнему заданию: дети рассказывают о
достопримечательности городов, в которых побывали.
Анализ результата опыта
Рассказ о результатах опыта. Самостоятельная работа с
последующей проверкой.
Самостоятельно раскрыть смысл нового понятия
«выступление». Отбор информации для семиминутного
выступления по предложенному плану. Анализ
стихотворения А. Барто
Выступать с мини-сообщениями, подготовленными

19

20

21

22

Презентация. Твоё
знакомство с понятием
«презентация». Значимость
компьютера в создании
проектов. Презентация.
Знаком ли ты с
компьютером? Программа
MPP-MicrosoftPowerPoint
Значимость компьютера в
создании проектов.
Первые шаги составления
презентации на
компьютере.
Совмещение текста
выступления с показом
презентации.
Пробное выступление
перед знакомой и
незнакомой аудиторией.

дома. Участвовать в творческой работа «Моя
презентация».

Самостоятельно работать по заданиям рабочей тетради.

Практически работать на компьютере.
Активно участвовать в диалоге.
Репетировать выступления перед аудиторией.

23

Подготовка ответов н
предполагаемые вопросы
«зала» по теме проекта.

Строить устное сообщение о проделанной работе,
выбирать различные средства наглядности при
выступлении. Рассказывать о своих впечатлениях от
пробного выступления. Оценивать свое выступление по
пятибалльной шкале.

24

Тест. «Добрые советы
проектанту от Мудрого
Дельфина».

Самостоятельно выполнять тест.

25

Изготовление визитки.
Правильное составление
титульного листа визитки.

26

Самоанализ. Работа над
понятием «Самоанализ».

27

Играем в ученых. Это
интересно.

28

Различные конкурсы
проектноисследовательской
деятельности.

Учится работать с реальными объектами как с
источниками информации. Заучивает понравившиеся
стихи наизусть.

29

Памятка жюри конкурсов.

Обсуждать каждый пункт требований жюри к
выступлению на конкурсах проектов. Познакомится с
новыми советами мудрого Дельфина.

30

31

Пробное выступление
перед незнакомой
аудиторией.
Самоанализ – рефлексия
после твоего выступления
перед незнакомой
аудиторией.

Участвовать в коллективной работе по составлению
титульного листа визитки. Составлять титульный лист
визитки своего проекта на отдельном листе используя
подсказки рабочей тетради.
Самооценка: рефлексивные умения, поисковые умения,
коммуникативные умения (навыки общения),
презентационные умения и навыки. Составлять
примерный текст самоанализа.
Активно участвовать в диалоге. Наблюдать,
осуществлять сравнение, сходство и различие выдвигать
гипотезы, делать выводы и обобщения,
классифицировать, рассуждать, анализировать.

Выступать перед незнакомой аудиторией.
Сочинять советы выступающим перед незнакомой
аудиторией.

32

33

34

Играем в ученых. Это
интересно.
Благодарственные рисункиотклики помощникам
твоим проектам.
Пожелание будущим
проектантам.
Советы на лето от Мудрого
Дельфина

Наблюдать, осуществлять сравнение, сходство и
различие выдвигать гипотезы, делать выводы и
обобщения, классифицировать, рассуждать,
анализировать.
Рисовать открытки своим помощникам.

Активно участвовать в играх.

3 КЛАСС (34 часа)
№
1

Тема
Круг твоих интересов.
Хобби. Увлечения. Этапы
работы над проектом.

Содержание
Участвовать в обсуждении вопросов, понимать значение
слова «хобби».

2

Выбор темы твоего
проекта. Подбор материала
для проекта. Проблема.
Решение проблемы

Активно участвовать в обсуждении вопросов и диалоге.
Понимать значение понятий «словарь», «проект»,
«тема». Правильно, осознанно читать (про себя) простой
научно - популярный текст; определять главную мысль
текста.

3

Выбор темы твоего
исследования.
Предположение. Гипотеза.
Решение задачи

Запоминать толкование новых понятий, выдвигать
гипотезы, сравнивать свою гипотезу с гипотезами,
которые придумали одноклассники.

4

5

Требования к паспорту
проекта. Составление
паспорта проекта.

6
7

Требования к составлению
анкет для проекта.
Анкетирование.

8

Постер. Требования к
созданию постера. Условия
размещения материала на
постере.

9

Практическая работа.
Создание мини-постера.

Развивать умение работать с полученной информацией,
заучивать новые понятия, формулировать ответы на
поставленные вопросы. Участвовать в коллективной
работе по обсуждению новой информации, работать по
образцу, составленному по всем правилам, выполнять
самостоятельную работу по составлению своего
проекта, используя подсказку в своей рабочей тетради
Запоминать толкование новых понятий. Находить
важные, существенные признаки в любом начинании, в
любом процессе. Составлять вопросы для анкет.
Запоминать толкование новых понятий. Составлять
памятки по теме проекта.
Участвует в коллективной работе по составлению
постера. Составляет постер своего проекта на отдельном
листе используя подсказки рабочей тетради. Создавать
постер со ссылками и иллюстрациями, графическими
схемами планами под руководством учителя. Создавать
устные и письменные сообщения.
Учиться работать с реальными объектамикак с
источниками информации, выдвигать гипотезы, делать
выводы и обобщения. Принимать участие в пошаговом
обсуждении алгоритма, учиться доказывать
преимущества разных способов выполнения. Выполнять
практическую работу индивидуально и в группах.
Делать предварительные выводы и самооценку

10
11
12
13
14
15

16

17

18

19
20
21
22
23

24

25
26

27

28
29
30

Изучение и освоение
возможностей программы
МРРMicrosoft Power Point.
Вставка фотографий,
рисунков, фигур, диаграмм
Программа МРР.
Анимации. Настройка
анимации.
Закрепление полученных
умений, навыков в работе с
программой МРР.
Творческая работа.
Создание журнала.
Программа МРР. Дизайн.
Нахождение ошибок в
готовой презентации и
исправление их. Работа с
командами «обрезка» и
«границы рисунка»

выполненного проекта.
Изучать и осваивать возможности программы МРР.
Пробовать вставлять фотографии, рисунки, фигуры,
диаграммы. Работать практически на компьютере по
заданиям рабочей тетради, осваивать алгоритм действия
по вставке фотографий, рисунков и диаграмм, заучивать
толкование новых понятий.
Выполнять самостоятельную работу на компьютере,
знакомиться с новыми понятиями из проектного мира,
формировать умение настраивать анимации на слайде,
выполнять творческую работу.
Работать над понятием «продукт проекта» по заданиям
тетради. Выполнять исследование и работать над
проектом, анализируя информацию, создавать
собственные творческие замыслы и доводить их до
воплощения в творческом продукте.
Работать с командами «Обрезка» и «Границы рисунка».
Изучать и осваивать возможности программы Microsoft
Power Point, творчески подходить к созданию вещи.

Принимать активное участие в обсуждении проблемы,
объяснении материала. Выполнять практическую
работу на компьютере, проводить рефлексию
(самоанализ).
Знать требования к составлению компьютерной
Требования к
презентации. Находить ошибки в готовой презентации и
компьютерной презентации исправлять их. Работать над воспроизведением нового
PowerPoint.
материала, выполнять самостоятельную работу со
следующей проверкой.
Активно участвовать в диалоге, Выполнять
Закрепление полученных
практическую работу на компьютере. Работать над
умений, навыков в работе с
понятием «продукт проекта» по заданиям тетради.
программой МРР. Изучение
Выполнять исследование и работать над проектом,
и осваивание возможностей
анализируя информацию, создавать собственные
программы МРР.
творческие замыслы и доводить их до воплощения в
творческом продукте.
Практическое занятие.
Активно участвовать в работе группы, учиться
Составление первой
распределять обязанности между участниками группы,
презентации по заданному
составлять план действий для выполнения
тексту.
коллективной презентации.
Активно участвовать в работе группы, учиться
Практическое
распределять обязанности между участниками группы,
занятие.Составление
составлять план действий для выполнения
первой презентации по
коллективной презентации. Выступать с
заданному тексту.
минисообщениями, подготовленные детьми дома.
Подготовка проектной
Участие в коллективной работе по составлению
документации к
титульного листа визитки. Составлять минисообщения
выступлению на конкурсе. детей проекта на отдельном листе, используя подсказки
Обработка информации.
рабочей выполнять творческую работу «Моя
Интервью. Визитка.
презентация».
Тесты. Тестирование.
Составлять примерный текст самоанализа. Выполнять
Фотографии на слайдах.
Работа с фотографиями на
слайдах.

Самоанализ. Рефлексия.

31

32

33

34

Твои впечатления от
работы над проектом.
Пожелания будущим
проектантам.
Страницы благодарности
тем, кто окружал и
поддерживал тебя в этом
году.
Советы на лето от Мудрого
дельфина.

самооценку: рефлексивные умения, поисковые умения,
коммуникативные умения (навыки общения),
презентационные умения и навыки.
Наблюдать, осуществлять сравнение, сходства и
различия предлагаемых гипотез, делать выводы и
обобщения, классифицировать, рассуждать и
анализировать.
Делать выводы. Составлять пожелания в прозе или
стихах.
Рисовать открытки своим помощникам. Выявлять объём
накопленных знаний во время проектной деятельности,
поверять на сохранность знаний.
Активно участвовать в играх.

4 КЛАСС (34 часа)
1

Твои новые интересы и
увлечения

1

2

Виды проектов

1

3

Исследовательский
творческий проект

1

4

Творческий проект

1

5
6

Ролевой игровой проект

2

7
8

Исследовательский
проект с выдвижением
гипотезы и последующей еѐ
проверкой.
Информационно –
исследовательский проект

2

Информационно –
ориентированный проект

1

9
10

11

2

ИКТ: презентация-хобби
Учимся презентовать свои
увлечения.
Памятка выступающего.
ИКТ: презентация-виды проектов Знакомство с
терминологией видов проектов Классификация
проектов по видам в зависимости от темы.
Заполнение таблицы.
ИКТ: презентация-образец исследования
компьютер, интернет Групповая работа по
созданию мини-проекта «Ребятам о зверятах» для
дошкольников
ИКТ: презентация-режим питания компьютер,
интернет Создание мини-проекта «Мой завтрак»
компьютер
Групповая работа. Составление минисценария по
сюжету любимого произведения. Разыгрывание
сюжета.
Определение проблемы и задач исследования,
выдвижение и проверка гипотез, наблюдения и
эксперименты, анализ результатов.
ИКТ: презентация-анкета компьютер, интернет
Групповая работа Сбор информации по теме.
Создание мини-анкеты. Анкетирование. Подсчѐт
результатов
ИКТ: презентация- информация
компьютер, интернет
Групповая работа Создание мини-проекта
«Школьная форма»

12

Практико–
ориентированный проект

1

13
14

Монопредметный
проект

2

15

Межпредметный проект

1

16

Виды презентационных
проектов

1

17

Вид презентации проекта
как отчѐт участников
экспедиции
Вид презентации проекта в
рамках научной
конференции

1

19

Правильная подготовка
презентации проекту

1

20
21

Работа с памяткой при
подготовке публичного
выступления

2

22

Работа с памяткой по
составлению списка
использованной
литературы при работе над
проектом.

1

23

Типичные ошибки
проектантов

1

24

Критерии
итогового
оценивания
проектной деятельности

1

18

1

ИКТ: презентация-опыт
и эксперимент Различение исследовательского и
опытного проектов. Разработка проблемы,
нацеленной на достижение положительного
значимого результата.
ИКТ:
презентация
«Глагол» Ноутбук, интернет Проект в рамках одного
учебного предмета. Индивидуальный минипроект.
Определение связей между учебными
дисциплинами
ИКТ: презентация- вид
проекта
Ноутбук Выбор формы презентации проекта с
учѐтом своих интересов и способностей
ИКТ: презентация-отчѐт
Ноутбук Учимся составлять промежуточный отчѐт о
проделанной работе.
ИКТ:презентация- требования к речи
Ноутбук
Составление своих требований к речи
выступающего, опираясь на свои знания, используя
опыт своих выступлений. Сравнение своих
требований с эталоном.
ИКТ: презентация-эталон
Ноутбук Общие моменты разработки презентации.
Групповая работа по созданию памятки «Советы
начинающему проектанту»
Учимся задавать вопросы выступающему и отвечать
на вопросы оппонентов по теме проекта.
Практическая работа
«Рекомендации выступающему»
ИКТ: презентация-источники информации
Ноутбук
Ссылка на книгу, статью из журнала, статью из
сборника, на источник, взятый из Интернета.
Составление своей ссылки
по эталону.
Знакомимся с типичными ошибками, допущенными
при подготовке и защите проекта. Групповая работа
по созданию Памятки по устранению типичных
ошибок
Учимся делать выводы по:
1. Соответствию содержания целям, задачам
и теме проекта
2. Соблюдению поэтапности исследования.
3.Логичности и последовательности
изложения.
4. Стилистической и языковой
Культуры изложения.
5. Умению чѐтко обобщать,
формулировать и делать выводы.

Программа МРР. 1
Формирование умения
работать с диаграммой.
Программа МРР. 1
Формирование умения
работать с таблицей.
Практическая работа.

1

Тестирование.
Самоанализ.
Рефлексия.
Использование
ресурсов интернета
подготовке презентации.

1

Программа Word. 1
Формирование
навыков работы текстом и
по настройке полей и
абзацев.
Твои впечатления
от работы над
проектом.

1

32

Пожелания
будущим проектантам

1

33

Страница
благодарности тем, кто
окружал и поддерживал
тебя в этом году.
Советы мудрого
Дельфина на лето.

1

25

26

27

28

29

30

31

34

1

1

1

1

1

ИКТ: презентация
Ноутбук
Освоение программы пошагово.
ИКТ: презентация
Ноутбук Освоение программы пошагово.
ИКТ: презентация
Ноутбук Создание таблицы своей успеваемости за
неделю.
Выполнение теста.
Оценивание своей работы,
нахождение пробелов.
ИКТ: презентация
Ноутбук
Работа пошагово
по памятке.
Творческая работа по теме
«Моѐ любимое животное»,
используя возможности сети Интернет.
ИКТ: презентация
Ноутбук
Работа с текстом, настройка полей и абзацев.
Подведение итогов работы
над проектом.
Выражение впечатления с
помощью рисунка.
Групповая работа по составлению памятки
ИКТ: презентация
«Советы при работе с программой МРР
Советы по работе с тетрадью «Учусь создавать
проект»
Оформление
Листов благодарностей учителю, родителям,
друзьям, мудрому Дельфину.
Опыты в домашних условиях

Учебно – методическое и информационное обеспечение курса
Для учителя:
Р. Ф. Сизова, Р. Ф. Селимова «Учусь создавать проект»: Методическое пособие для 1, 2, 3, 4
класса. – М.: Издательство РОСТ, 2012. – 119 с. /Юным умникам и умницам. Исследуем,
доказываем, проектируем, создаѐм/
Дополнительная литература для учителя:
1. Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность
школьников [Текст]: Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2010. – 321с.
2. Зиновьева Е.Е. Проектная деятельность в начальной школе [Текст]: 2010, - 5с.
3. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников [Текст]: /
Савенков А.И – Самара: Учебная литература, 2008 – 119с.
4. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к
мысли: пособие для учителя/[А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под
ред. А.Г.
Асмолова, 2-ое изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152с.
5. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. – М.: «Народное
образование». - 2000, №7
Для обучающихся:
Р. Ф. Сизова, Р. Ф. Селимова «Учусь создавать проект»: Рабочие тетради для 1, 2, 3, 4 класса. –
М.: Издательство РОСТ, 2012. – 119 с. /Юным умникам и умницам. Исследуем, доказываем,
проектируем, создаѐм/
Дополнительная литература для обучающихся:
1. Большая Детская энциклопедия. Русский язык . Учебное пособие: «Бизнессофт» /
«Хорошая
погода», 2007.- 159с.
2. Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2010/ 2010 / RUS / PC
Электронные ресурсы:
1. Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс] http://allebooks.
com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html (09.03.11)
2. Почему
и
потому.
Детская
энциклопедия.
http://www.kodges.ru/dosug/page/147/(09.03.11)

[Электронный

ресурс]

3. Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального
общего образования. Может ли учебник стать помощником? [Электронный ресурс]
http://www.fsu-expert.ru/node/2696 (09.03.11)
4. «Внеурочная деятельность школьников» авторов
[Электронный ресурс] http://standart.edu.ru/ (09.03.11)

Д.В.Григорьева,

П.В.

Степанова


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».