Рабочая программа курса внеурочной деятельности Оч.умелые ручки (1-4)

Пояснительная записка

Рабочая программа к курсу «Очумелые ручки» составлена в соответствии с
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования, на основе программы «Художественное творчество» Просняковой Т.Н. В
процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства
личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся,
воспитанию у них интереса к активному познанию истории материальной культуры и семейных
традиций своего и других народов, уважительного отношения к труду.
Программа введена в часть учебного плана по внеурочной деятельности, формируемой
образовательным учреждением в рамках художественно-эстетического направления.
Актуальность выбора определена следующими факторами: желанием чувствовать
себя способным сделать нечто такое, что можно использовать и что способно вызвать одобрение
окружающих.
Цель и задачи программы
Цель: создание условий для самореализации ребенка в творчестве, воплощения в
художественной работе собственных неповторимых черт, своей индивидуальности, развивать
художественные способности абстрактное мышление и воображение.
Задачи:
- обучить конкретным трудовым навыкам;
- обучить детей безопасным приёмам работы с различными инструментами;
- познакомить детей с терминологией, техниками работы по ручному труду;
- формировать интерес к декоративно- прикладному искусству;
- формировать чувство самоконтроля, взаимопомощи;
- формировать эстетический, художественный вкус;
- развивать образное мышление, творческие способности; творческую активность,
воображение,
- поддерживать проявления фантазии и самостоятельности детей при изготовлении поделок;
- прививать интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества;
- воспитывать нравственные качества детей;
- воспитывать эстетический вкус, культуру зрительного восприятия прекрасного, радость от
совместного творчества;
- содействовать формированию всесторонне развитой личности.
Отличительными особенностями являются
Программа предусматривает развитие у детей изобразительных, художественноконструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.
Это вооружает детей способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в
любой жизненной ситуации, в любой деятельности, в отношениях с людьми, с окружающим
миром.
Описание ценностных ориентиров содержания курса
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в
бережном отношении к другим людям и к природе.
Ценность
человека
как
разумного
существа,
стремящегося
к
добру
и
самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в
единстве его составляющих: физического, психического и социально-нравственного здоровья.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния
нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков образа жизни,
но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом
которого всегда по всей социальной сути является человек.

Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, признание
традиций, обычаев на примере игр разных народов, обладание чувствами справедливости,
милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества.
Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в
любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества - осознание человеком себя как части мирового сообщества, для
существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к
многообразию их культур.
Особенности организации учебного процесса
Программа данного курса представляет систему художественно-эстетических занятий
для обучающихся начальных классов и рассчитана на четыре года обучения. В первом классе 33
часа (1 час в неделю), во 2 – 4 классах по 34 ч. Всего 135 часов. Программа реализуется в
рамках «Внеурочной деятельности» в соответствии с образовательным планом второй год. Во
время занятий у ребенка происходит становление
развитых форм самосознания,
самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное
беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей
формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности.
Объединяются обучающиеся, проявляющие достаточно устойчивый, длительный интерес
к конкретным видам практической трудовой деятельности: конструированию и
изготовлению изделий, выполнению практических работ. При этом не следует забывать о
доступности для младших школьников объектов труда. Основной формой работы
являются аудиторные и внеаудиторные занятия.
Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности
(работа с бумагой, тканью, работа с природным материалом, работа с бросовым
материалом и т.д.) и направлена на овладение школьниками необходимыми в жизни
элементарными приемами ручной работы с разными материалами, изготовление игрушек,
различных полезных предметов для школы и дома.
На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной
деятельности: индивидуальная, фронтальная, коллективное творчество, экскурсии.
Занятия включают в себя теоретическую часть и практическую деятельность
обучающихся. Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного
материала.
Дети учатся аккуратности, экономии материалов, точности исполнения работ,
качественной обработке изделия. Особое внимание уделяется технике безопасности при
работе с техническими средствами, которые разнообразят деятельность и повышают
интерес детей.
Основные принципы распределения материала:
- принцип системности – предполагает преемственность знаний, комплексность в их
усвоении;
- принцип дифференциации – предполагает выявление и развитие у учеников склонностей и
способностей по различным направлениям;
- принцип увлекательности является одним из самых важных, он учитывает возрастные и
индивидуальные особенности учащихся;
- принцип коллективизма – в коллективных творческих делах происходит развитие
разносторонних способностей и потребности отдавать их на общую радость и пользу.
Предполагаемые результаты

Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
• интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
• познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
• адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
• внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как
одного из средств самовыражения в социальной жизни;
• выраженной познавательной мотивации;
• устойчивого интереса к новым способам познания.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
• планировать свои действия;
• осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
• адекватно воспринимать оценку учителя;
• различать способ и результат действия.
Обучающийся получит возможность научиться:
• проявлять познавательную инициативу;
• самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся смогут:
• допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения
поставленной творческой задачи;
• учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
• формулировать собственное мнение и позицию;
• договариваться, приходить к общему решению;
• соблюдать корректность в высказываниях;
• задавать вопросы по существу;
• контролировать действия партнёра.
Обучающийся получит возможность научиться:
• учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
• владеть монологической и диалогической формой речи;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую
взаимопомощь.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
• осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с
использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном
пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
• высказываться в устной и письменной форме;
• анализировать объекты, выделять главное;
• осуществлять синтез (целое из частей);
• проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
• устанавливать причинно-следственные связи;
• строить рассуждения об объекте.
Обучающийся получит возможность научиться:
• осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской
задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
• осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
• использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном
учебном процессе и повседневной жизни.

Контроль и оценка планируемых результатов
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через
участие их в выставках, конкурсах, фестивалях, массовых мероприятиях.
Выставочная деятельность является важным итоговым этапом занятий: однодневные проводится в конце каждого задания с целью обсуждения; постоянные - проводятся в
помещении, где работают дети; тематические - по итогам изучения разделов, тем; итоговые –
в конце года организуется выставка практических работ учащихся, организуется обсуждение
выставки с участием педагогов, родителей, гостей.
Содержание программы
1 класс
I. Введение: правила техники безопасности (1 час)
Знакомство с основными направлениями работы на занятиях; материалами и оборудованием;
инструктаж по правилам техники безопасности.
II. Пластилинография (11 часов)
1.Вводное занятие «Путешествие в Пластилинию».
Историческая справка о пластилине. Виды пластилина, его свойства и применение.
Материалы и приспособления, применяемые при работе с пластилином. Разнообразие техник
работ с пластилином.
2. Плоскостное изображение. «Подарки осени».
Знакомство с понятием натюрморт. Закрепление знаний о колорите осени.
Практическая часть. Показать прием «вливания одного цвета в другой».
3.Знакомство со средствами выразительности. «Червячок в яблочке», «Кактус в
горшке».
Создание выразительного образа посредством объема и цвета. Анализ свойств используемых в
работе материалов и применение их в работах (раскатывание).
Практическая часть. Сплющивании, разглаживании поверхностей в создаваемых объектах.
Практические умения и навыки детей при создании заданного образа посредством
пластилинографии.
4. Плоскостное изображение. «Рыбка».
Особенности построения композиции подводного мира.
Практическая часть. Создание сюжета о подводном мире, используя технику
пластилинографии. Совершенствовать технические и изобразительные навыки и у меня.
5.«Натюрморт из чайной посуды»
Композиция и цвет в расположении элементов на поверхности.
Практическая часть. Соединение частей изделия, путем сглаживания мест скрепления.
6.Рельефное изображение. «Ферма».
Создание сюжета в полуобъеме.
Практическая часть. Создание композиции из отдельных деталей, с использованием
имеющихся навыков работы с пластилином – раскатывание, сплющивание, сглаживание.
7.Знакомство с симметрией. Аппликация «Бабочки». «Божьи коровки на ромашке.
Понятие симметрия на примере бабочки в природе и в рисунке.
Практическая часть. Работа в технике мазок пластилином, плавно «вливая» один цвет в
другой на границе их соединения. Закрепление технического приема работы с пластилином в
технике пластилинография. Создание рельефа.

8.Лепная картина. Формирование композиционных навыков. «Цветы для мамы».
Формирование композиционных навыков.
Практическая часть. Выполнение лепной картины, когда детали предметов сохраняют объем
и выступают над поверхностью основы. Выполнение тонких и удлиненных лепестков с
использованием чесноковыжималки.
9.«Ромашки»
Трафаретные технологии пластилиновой живописи.
Практическая часть. Выполнение лепной картины с использованием трафаретной
технологии
10.«Совушка – сова»
Формирование композиционных навыков.
Практическая часть. Создание композиции из отдельных деталей, используя имеющиеся
умения и навыки работы с пластилином – скатывание, расплющивание. Деление целого на
части при помощи стеки.
12.«Снегурочка в зимнем лесу»
Формирование композиционных навыков.
Практическая часть. Создание знакомого образа, с опорой на жизненный опыт детей.
Реализация выразительного, яркого образа.
III. Бумагопластика (7 часов)
1.Вводное занятие «Технология изготовления поделок на основе использования мятой
бумаги». «Волшебные комочки». Фрукты.
История возникновения и развития бумагопластики, сведения о материалах, инструментах и
приспособлениях, знакомство с техникой создания работ с использованием мятой бумаги.
Способы декоративного оформления готовых работ. Инструктаж по правилам техники
безопасности.
2.«Фрукты», «Чудо – дерево»
Последовательность изготовления работы с использованием аппликации и кусочков мятой
бумаги.
Практическая часть. Выполнение работы с использованием аппликации и кусочком мятой
бумаги
3. «Птенчики».
Последовательность выполнение работы. Благоприятные цветовые сочетания.
Практическая часть. Выполнение работы с использованием аппликации и кусочком мятой
бумаги
4.«Снегирь»
Последовательность
выполнение
работы.
Пространственные
представления.
Композиционные навыки.
Практическая часть. Выполнение работы с использованием аппликации и кусочком мятой
бумаги.
5.Новогодняя игрушка. Символ года
История возникновения символов. Последовательность выполнение работы.
Практическая часть. Выполнение работы с использованием аппликации и кусочком мятой
бумаги
6.Открытка к Новому году.
Композиционные навыки. Закрепление умений и навыков работы с использованием мятой
бумаги. Последовательность выполнение работы.

Практическая часть. Выполнение работы с использованием аппликации и кусочком мятой
бумаги.
7. «Праздничный салют».
Последовательность выполнение работы в составлении мозаичного панно.
Практическая часть. Выполнение работы с использованием аппликации и кусочком мятой
бумаги.
IV. Бисероплетение (7 часов)
1.Вводное занятие.
Основные виды бисерного искусства. Техника безопасности.
План занятий. Демонстрация изделий. История развития бисероплетения. Использование
бисера в народном костюме. Современные направления бисероплетения. Инструменты и
материалы, необходимые для работы. Организация рабочего места. Правильное положение
рук и туловища во время работы. Правила техники безопасности, ППБ.
2.Знакомство с основными технологическими приемами низания на проволоку.
Основные приёмы бисероплетения - параллельное, петельное, игольчатое плетение.
Комбинирование приёмов. Анализ моделей. Зарисовка схем.
Практическая часть. Выполнение отдельных элементов
3.Параллельное низание.
Плоскостные миниатюры в технике параллельного низания (утенок, лягушка, гусь, божья
коровка, черепаха, бабочка, стрекоза, и др.) Основные приёмы бисероплетения, используемые
для изготовления фигурок животных на плоской основе: параллельное, петельное и
игольчатое плетение. Техника выполнения туловища, крылышек, глаз, усиков, лапок. Анализ
моделей. Зарисовка схем.
Практическая часть. Выполнение отдельных элементов на основе изученных приёмов.
Сборка брошей, брелков или закладок. Подготовка основы для брошей. Составление
композиции. Прикрепление элементов композиции к основе. Оформление.
4. Низание крестиками
Традиционные виды бисероплетения. Низание из бисера “в две нити”: цепочка “в крестик”.
Различные способы плоского и объёмного соединения цепочек “в крестик”. Назначение и
последовательность выполнения. Условные обозначения. Анализ и зарисовка простейших
схем.
Практическая часть. Освоение приемов бисероплетения. Упражнения по низанию цепочки в
крестик. Изготовление браслета «ёлочка». Выполнение украшений для кукол, брошей,
кулонов и брелоков.
V. Изготовление кукол (7 часов)
1.Вводное занятие. История куклы. Техника безопасности
Игровые и обереговые куклы. Бабушкины уроки или как самим сделать народную куклу.
Правила техники безопасности, ПДД, ППБ.
2.Кукла на картонной основе.
Традиционные виды аппликации из пряжи. Технология создания силуэтной куклы. История
русского народного костюма.
Практическая часть. Создание картонного силуэта девочки и мальчика в русском народном
костюме. Оплетение с использованием пряжи. Создание образа. Цветовое решение.
3.Композиция «В лесу»
Особенности построения композиции
Практическая часть. Прикрепление элементов к основе. Создание композиции.

4.Аппликация. Куклы – актеры. Пальчиковые куклы.
Разнообразие техники аппликации, а также с различными материалами, используемыми в
данном виде прикладного искусства. Технология создания кукол, которые одеваются на палец
из бумаги.
Практическая часть. Создание героев сказки «Теремок». Цветовое решение.
Содержание программы
2 класс
I. Введение: правила техники безопасности (2часа)
1.Чему будем учиться на занятиях.
Знакомство с разнообразием технологий и материалов для созданий изделий декоративно –
прикладного искусства. Правила техники безопасности. ППБ.
II. Пластилинография (9 часов)
1.Полуобъемное изображение на плоскости. «Чебурашка».
Создание композиции в полуобъеме из пластилина.
Практическая часть. Целостность объекта из отдельных деталей, используя имеющиеся
навыки: придавливание деталей к основе. Примазывание. Приглаживание границ соединения
отдельных частей.
2. Жанр изобразительного искусства - натюрморт. «Осенний натюрморт»
Знакомство с жанром ИЗО – натюрморт.
Практическая часть. Лепка отдельных деталей. Использование разнообразного материала.
3.Жанр изобразительного искусства – портрет. «Веселый клоун»
Знакомство с жанром ИЗО – портрет. Цветовое решение.
Практическая часть. Лепка отдельных деталей. Использование разнообразного материала.
4.Жанр изобразительного искусства – пейзаж. «Цветение лотоса»
Знакомство с жанром ИЗО –пейзаж. Контраст. Использование работ в интерьере.
Практическая часть. Лепка отдельных деталей. Использование разнообразного материала.
5.Оформление народной игрушки в технике пластилинография. «Матрешка».
Народная игрушка. История создания матрешки. Отражение характерных особенностей
оформления матрешки
Практическая часть. Лепка отдельных деталей. Использование разнообразного материала.
III.Бумагопластика (10 часов)
1.История бумаги. Технологии работы с бумагой
Историческая справка о бумаге. Виды бумаги, ее свойства и применение. Материалы и
приспособления, применяемые при работе с бумагой. Разнообразие техник работ с бумагой.
Условные обозначения. Инструктаж по правилам техники безопасности.
2.Цветы из бумаги.
Знакомство с технологией работы креповой бумагой. Технология изготовления цветов из
креповой бумаги.
Практическая часть. Цветы: роза, тюльпан, пион.
3.Снежинки
Откуда появилась снежинка? – изучение особенностей возникновения и строения снежинок.
Технология изготовления из бумаги плоскостной и объемной снежинки.
Практическая часть. Плоскостные и объемные снежинки
4.Новогодняя открытка
Знакомство с видом вырезания - силуэтное вырезание. Историческая справка о данном виде
работы. Технология выполнения силуэтного вырезания. Композиционное построение сюжета.
Практическая часть. Новогодняя открытка.
IV.Бисероплетение (8 часов)
1.Техника параллельного низания. «Мышка», «Кит».
Знакомство с техникой объемного параллельного плетения. Технология слоистого плетения.
Практическая часть. «Мышка», «Кит».

2.Техника параллельного низания. «Бабочка»
Технология слоистого плетения. Техника двойного соединения. Правила выполнения
объёмных миниатюр на проволоке. Анализ образцов. Выбор проволоки и бисера. Цветовое
решение. Зарисовка схем выполнения объёмных миниатюр.
Практическая часть. «Бабочка»
3.Аппликация из бисера. «Открытка»
Понятие «аппликация». Исторический экскурс. Анализ образцов. Приёмы бисероплетения,
используемые для изготовления аппликации: параллельное, петельное, игольчатое плетение,
низание дугами. Комбинирование приёмов. Техника выполнения элементов аппликации.
Выбор материалов. Цветовое и композиционное решение.
Практическая часть. Выполнение отдельных элементов аппликации. Составление
композиций. Сборка и закрепление бисерных элементов . Использование аппликации для
оформления открытки, интерьера.
4.Бисерная цепочка с петельками.
Низание из бисера “в одну нить”: простая цепочка, цепочка с бусинками. Назначение и
последовательность выполнения. Условные обозначения.
Практическая часть. Освоение приемов бисероплетения. Упражнения по выполнению
различных подвесок и их подплетению к цепочкам.
V. Изготовление кукол (5 часов)
1.Народная кукла. Русские обряды и традиции.
Классификация кукол. Их роль и место в русских обрядах и традициях.
2.Бесшовные куклы.
Технология изготовления бесшовных кукол. Материалы и инструменты
Практическая часть. Кукла на счастье, утешница, веснянки.
Разбор последовательности работы по инструкционным картам.
3.Техника – продевания: «Кукла – ремесленник», «Хозяйка – рукодельница»
Элементы русского народного костюма. Создание образа. Символика кукол.
Традиционные приемы изготовления куклы.
Практические занятия. Разбор последовательности работы по инструкционным картам.
Создание кукол.
Содержание программы
3 класс
I.Введение: правила техники безопасности (1 час)
1.Вводное занятие. Декоративно – прикладное искусство в интерьере.
Основные декоративные элементы интерьера. Правила техники безопасности. ППБ.
II.Пластилинография (10 часов)
1.Пластилинография – как способ декорирования.
Декорирование предметов собственными силами. Материалы и инструменты.
2.Фоторамка.
Приемы пластилинографии, используемые при оформлении фоторамок. Анализ образцов.
Выбор формы. Цветовое решение. Создание эскиза.
Практическая часть. Рамка для детской фотографии – ягодка, цветочная, сердце. Работа с
инструкцией. Определение порядка работы.
3.Подсвечник.
Анализ образцов подсвечников из разных материалов. Форма и цветовое решение.
Композиция. Подбор способов и приемов в изготовлении подсвечника.
Практическая часть. Эскиз. Композиция. Выбор техники исполнения.
4.Ваза.
Исторический экскурс. Вазы из венецианского стекла с применением технологии
миллефиори. Ваза как подарок или часть интерьера.

Практическая часть. Освоение изученных приемов создания пластин в технике миллефиори.
Оформление поверхности вазы (пластиковой тары) пластинами.
5.Объемно – пространственная композиция.
Общие понятия построения объемно-пространственной композиции. Понятия: масштаб, ритм,
симметрия, ассиметрия. Анализ памятников и объектов исторической и современной
архитектуры.
Практическая часть. Создание макетов с использованием геометрических фигур
6.Объемно – пространственная композиция «Сказочный город».
Беседа о русской средневековой архитектуре. Собор Василия Блаженного. Анализ сказочных
замков. Техника их выполнения с использованием пластилина и бросового материала
(пластиковая тара). Работа с инструкционной картой.
Практическая часть. Выполнение макета сказочных замков из пластиковой тары и
пластилина. Последовательное создание элементов композиции. Работа над композицией
ведется от центра к периферии.
III.Бумагопластика (10 часов)
1.Что такое бумажное конструирование? Основы конструирования из бумаги.
Знакомство детей с техникой бумажной скульптуры.
2.Конструирование из бумажных полос.
Знакомство с технологией создания изделий из бумажных полос. Анализ готовых изделий.
Практическая часть. Выполнение творческих работ в технике бумажной пластики. Лебедь,
цветок, сердце и т. д.
3.Базовые фигуры (цилиндры и конусы) и приемы работы.
Способы закручивания прямоугольника в цилиндр. Возможности сочетания в одной
конструкции плоскостных и объемных криволинейных (цилиндрических) элементов.
Закручивание круга в конус (низкий), закручивание полукруга в конус (высокий).
Практическая часть. Освоение способов для создания конкретной игрушки (получение
конусов, цилиндров). Самостоятельно на основе конусов и цилиндров создание разных
конструкций, изменяя основные способы, комбинируя их, дополняя полученную основу
самостоятельно изготовленными разными деталями. Лягушка, зонт, грибы, лиса, мышь,
IV.Бисероплетение (6 часов)
1.Техника «французского» плетения (низания дугами).
Назначение и правила выполнения «французского плетения»
Практическая часть. Освоение изученных приёмов бисероплетения. Изготовление объёмных
цветочков (цветок с круглыми лепестками).
2.Бисерные «растения» в горшочках.
Приёмы бисероплетения, используемые для изготовления цветов. Комбинирование приёмов.
Техника выполнения серединки, лепестков, чашелистиков, тычинок, листьев. Анализ моделей.
Зарисовка схем.
Практическая часть. Выполнение отдельных элементов цветов. Сборка изделий: букета
цветов. Составление композиций весенних, летних, осенних и зимних букетов. Подготовка
основы. Прикрепление элементов композиции к основе.
3.Объемные картины – панно, выполненные на проволоке.
Техника двойного соединения. Правила выполнения объёмных миниатюр на проволоке.
Анализ образцов. Выбор проволоки и бисера. Цветовое решение. Зарисовка схем выполнения
объёмных миниатюр.
Практическая часть. Плетение объёмных миниатюр на основе изученных приёмов.
Подготовка основы декоративного панно: обтягивание картона тканью. Составление
композиции. Прикрепление элементов композиции к основе. Оформление.
V. Изготовление кукол (7 часов)
1.Сувенирная кукла.
Сувенир. Виды и назначение сувениров. Анализ работы по созданию сувенирной куклы.
2.Оберег. Символика оберегов. Домовенок

Оберег - как субъектом культуры и истории. Традиционные обереги. Материалы и
инструменты.
Практическая
часть. Домовенок. Последовательность
выполнения
работы
по
инструкционной карте. Презентация готовых работ
3.Кукла – шкатулка
Беседа с демонстрацией образца. Материалы и инструменты.
Практическая часть. Кукла – шкатулка. Последовательность выполнения работы по
инструкционной карте. Презентация готовых работ.
Содержание программы
4 класс
I. Введение: правила техники безопасности (1 час)
1.Чему будем учиться на занятиях.
Знакомство с разнообразием технологий и материалов для созданий изделий декоративно –
прикладного искусства. Работа над проектом. Правила техники безопасности. ППБ.
II. Пластилинография (8 часов)
1.Панно из пластилина.
Знакомство с принципами работы
Краткая беседа о содержании работы в технике пластилинография на прозрачной основе (с
использованием бросового материала).
2.Этапы и способы нанесения рисунка на основу.
Технология создания панно. Наглядная демонстрация готовых изделий. Перенесение рисунка
на прозрачную основу.
Практическая часть. Проект. Подбор эскиза для работы. Рисунок под основой располагается
так, чтобы со всех сторон было примерно равное расстояние. Нанесение рисунка на основу с
верхней части. Контур рисунка выполняется тонкими линиями.
3.Подбор цветовой гаммы.
Нанесение пластилина на прозрачную основу. Выбирая цвета изображения и фона, нужно
помнить о контрастности и сочетании цветов.
Практическая часть. Выполнение практической работы
4.Тематические композиции.
Самостоятельное использование освоенных способов для создания новых, более сложных
композиций.
Практическая часть. Разработка и выполнение авторских работ. Творческо-поисковая,
самостоятельная, коллективная деятельность.
III.Бумагопластика (10 часов)
1.Смешанные базовые формы в бумажном конструировании.
Самостоятельно использовать освоенные способы для создания новых, более сложных
конструкций. Анализ. Способы решения, подбор соответствующий материалов, определение
последовательности выполнения работы.
Практическая часть. Кошка, собака.
2.Завивка, закругления
Развивать умение самостоятельно «включать» способ конструирования в процесс
изготовления различных поделок. Активизировать воображение детей. Совершенствовать
умение самостоятельно анализировать готовые поделки с точки зрения выделения общего
способа их создания. Использование приема завивки, закруглении с целью получения
заданного образа.
Практическая часть. Эльф, фея, ангел.
IV.Бисероплетение (8 часов)
1.Бисероплетение – как способ оформления интерьера
Демонстрация изделий. История развития бисероплетения. Современные направления
бисероплетения. Использование бисера для оформления интерьера. Инструменты и

материалы, необходимые для работы. Организация рабочего места. Правильное положение
рук и туловища во время работы. Правила техники безопасности, ПДД, ППБ.
2.Праздничные сувениры
Анализ образцов. Приёмы бисероплетения, используемые для изготовления изделий:
параллельное, петельное, игольчатое плетение, низание дугами. Комбинирование приёмов.
Техника выполнения элементов изделий. Выбор материалов. Цветовое и композиционное
решение.
Практическая часть. Выбор изделий: украшение новогодних игрушек. Сердечки –
«валентинки». Выполнение отдельных элементов изделий. Составление композиций. Сборка и
закрепление.
3.Цветочные композиции – букеты
Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления цветов: параллельное,
петельное, игольчатое плетение, низание дугами. Комбинирование приёмов. Техника
выполнения серединки, лепестков, чашелистиков, тычинок, листьев. Анализ моделей.
Зарисовка схем.
Практическая часть. Выполнение отдельных элементов цветов. Сборка изделий: брошей,
букета цветов. Составление композиций весенних, летних, осенних и зимних букетов.
Подготовка основы декоративного панно: обтягивание картона тканью. Прикрепление
элементов композиции к основе. Оформление цветами из бисера подарков и других
предметов.
V.Изготовление кукол (7 часов)
1.Авторская кукла. Беседа «Кукла в искусстве»
Куклы являются частыми действующими лицами произведений искусства, сказок, рассказов,
мультфильмов. Авторская кукла – как особое направление современного прикладного
творчества. Виды, жанры кукол и их назначение. Техника исполнения. Материалы и
инструменты.
2. Подготовка материалов и инструментов.
Выбор техники исполнения. Совместное с учащимися определение последовательности
действий для создания авторской куклы.
Практическая часть. Подготовительная работа. Знакомство с литературой по созданию
кукол. Подбор иллюстраций, выполнение эскизов. Подготовка материалов и инструментов.
3. Самостоятельная (коллективная) творческая деятельность.
Планирование этапов работы
Практическая часть. Поэтапная работа: создание каркаса и тела куклы, выполнение
костюма, композиция костюма, оформление куклы, выставочная деятельность.

Календарно - тематическое планирование 1 класс
№
урока

1

2

3

4

5

6

Тема

Характеристика деятельности учащихся

Введение: правила техники безопасности 1 час
Вводное занятие.
Знакомство с разнообразием технологий и материалов для созданий
изделий декоративно – прикладного искусства. Правила техники
безопасности. ППБ.
Пластилинография 11 часов
Вводное
занятие. Историческая справка о пластилине. Виды пластилина, его свойства и
«Путешествие
в применение. Материалы и приспособления, применяемые при работе с
пластилином. Разнообразие техник работ с пластилином.
Пластилинию».
Плоскостное
изображение.
«Подарки осени».
Знакомство со
средствами
выразительности.
«Червячок в
яблочке», «Кактус в
горшке».
Плоскостное
изображение.
«Рыбка».
«Натюрморт
чайной посуды»

Знакомство с понятием натюрморт. Закрепление знаний о колорите
осени.
Практическая часть. Показать прием «вливания одного цвета в другой».
Создание выразительного образа посредством объема и цвета. Анализ
свойств используемых в работе материалов и применение их в работах
(раскатывание).
Практическая часть. Сплющивании, разглаживании поверхностей в
создаваемых объектах. Практические умения и навыки детей при
создании заданного образа посредством пластилинографии.
Особенности построения композиции подводного мира.
Практическая часть. Создание сюжета о подводном мире, используя
технику пластилинографии.
Совершенствовать
технические
и
изобразительные навыки и у меня.
из Композиция и цвет в расположении элементов на поверхности.
Практическая часть. Соединение частей изделия, путем сглаживания
мест скрепления.

Колво
часов

1

1

1

1

1

1

Дата проведения
По
По
плану
факту

7

8

9

Рельефное
изображение.
«Ферма».
Знакомство
с
симметрией.
Аппликация
«Бабочки».
«Божьи
коровки на ромашке.
Лепная
картина.
Формирование
композиционных
навыков. «Цветы для
мамы».
«Ромашки»

10
«Совушка – сова»
11

12

13

«Снегурочка в зимнем
лесу»

Вводное занятие
«Технология
изготовления поделок
на основе

Создание сюжета в полуобъеме.
Практическая часть. Создание композиции из отдельных деталей, с
использованием имеющихся навыков работы с пластилином –
раскатывание, сплющивание, сглаживание.
Понятие симметрия на примере бабочки в природе и в рисунке.
Практическая часть. Работа в технике мазок пластилином, плавно
«вливая» один цвет в другой на границе их соединения. Закрепление
технического
приема
работы
с
пластилином
в
технике
пластилинография. Создание рельефа.
Формирование композиционных навыков.
Практическая часть. Выполнение лепной картины, когда детали
предметов сохраняют объем и выступают над поверхностью основы.
Выполнение тонких и удлиненных лепестков с использованием
чесноковыжималки.
Трафаретные технологии пластилиновой живописи.
Практическая часть. Выполнение лепной картины с использованием
трафаретной технологии.
Формирование композиционных навыков.
Практическая часть. Создание композиции из отдельных деталей,
используя имеющиеся умения и навыки работы с пластилином –
скатывание, расплющивание. Деление целого на части при помощи
стеки.
Формирование композиционных навыков.
Практическая часть. Создание знакомого образа, с опорой на
жизненный опыт детей. Реализация выразительного, яркого образа.
Бумагопластика 7 часов
История возникновения и развития бумагопластики, сведения о
материалах, инструментах и приспособлениях, знакомство с техникой
создания работ с использованием мятой бумаги. Способы декоративного
оформления готовых работ. Инструктаж по правилам техники

1

1

1

1

1

1

1

14

15

16

17

18

19

20

использования мятой безопасности.
бумаги». «Волшебные
комочки». Фрукты.
«Фрукты», «Чудо – Последовательность изготовления работы с использованием аппликации
и кусочков мятой бумаги.
дерево»
Практическая часть. Выполнение работы с использованием аппликации
и кусочком мятой бумаги.
Последовательность выполнение работы. Благоприятные цветовые
«Птенчики»
сочетания. Практическая часть. Выполнение работы с использованием
аппликации и кусочком мятой бумаги.
Последовательность
выполнение
работы.
Пространственные
«Снегирь»
представления. Композиционные навыки.
Практическая часть. Выполнение работы с использованием аппликации
и кусочком мятой бумаги.
Новогодняя игрушка. История возникновения символов. Последовательность выполнение
работы. Практическая часть. Выполнение работы с использованием
Символ года
аппликации и кусочком мятой бумаги.
Открытка к Новому Композиционные навыки. Закрепление умений и навыков работы с
использованием мятой бумаги. Последовательность выполнение работы.
году.
Практическая часть. Выполнение работы с использованием
аппликации и кусочком мятой бумаги.
Последовательность выполнение работы в составлении мозаичного
«Праздничный
панно.
салют».
Практическая часть. Выполнение работы с использованием аппликации
и кусочком мятой бумаги.
Бисероплетение 7 часов
Основные виды бисерного искусства. Техника безопасности.
Вводное занятие.
План
занятий.
Демонстрация
изделий.
История
развития
бисероплетения. Использование бисера в народном костюме.
Современные направления бисероплетения. Инструменты и материалы,

1

1

1

1

1

1

1

21-22

23-24

25-26

27

необходимые для работы. Организация рабочего места. Правильное
положение рук и туловища во время работы. Правила техники
безопасности, ППБ.
параллельное, петельное,
Знакомство
с Основные приёмы бисероплетения игольчатое плетение. Комбинирование приёмов.
Анализ моделей.
основными
Зарисовка схем.
технологическими
приемами низания на Практическая часть. Выполнение отдельных элементов
проволоку.
Плоскостные миниатюры в технике параллельного низания (утенок,
Параллельное
лягушка, гусь, божья коровка, черепаха, бабочка, стрекоза, и др.)
низание.
Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления
фигурок животных на плоской основе: параллельное, петельное и
игольчатое плетение. Техника выполнения туловища, крылышек, глаз,
усиков, лапок. Анализ моделей. Зарисовка схем.
Практическая часть. Выполнение отдельных элементов на основе
изученных приёмов. Сборка брошей, брелков или закладок. Подготовка
основы для брошей. Составление композиции. Прикрепление элементов
композиции к основе. Оформление.
Традиционные виды бисероплетения. Низание из бисера “в две нити”:
Низание крестиками
цепочка “в крестик”. Различные способы плоского и объёмного
соединения цепочек “в крестик”. Назначение и последовательность
выполнения. Условные обозначения. Анализ и зарисовка простейших
схем.
Практическая часть. Освоение приемов бисероплетения. Упражнения
по низанию цепочки в крестик. Изготовление браслета “ёлочка”.
Выполнение украшений для кукол, брошей, кулонов и брелоков.
Изготовление кукол 7 часов
История куклы. Техника безопасности
Вводное занятие
Игровые и обереговые куклы. Бабушкины уроки или как самим сделать
народную куклу. Правила техники безопасности, ПДД, ППБ.

2

2

2

1

Кукла на картонной
основе.
28-29

Композиция «В лесу»
30-31
Аппликация.
32-33

Традиционные виды аппликации из пряжи. Технология создания
силуэтной куклы. История русского народного костюма.
Практическая часть. Создание картонного силуэта девочки и мальчика
в русском народном костюме. Оплетение с использованием пряжи.
Создание образа. Цветовое решение.
Особенности построения композиции
Практическая часть. Прикрепление элементов к основе. Создание
композиции.
Куклы – актеры. Пальчиковые куклы.
Разнообразие техники аппликации, а также с различными материалами,
используемыми в данном виде прикладного искусства. Технология
создания кукол, которые одеваются на палец из бумаги.
Практическая часть. Создание героев сказки «Теремок». Цветовое
решение.

2

2

2

Календарно-тематическое планирование 2 класс
№

1-2

3

4

5

Тема

Характеристика деятельности учащихся

Чему будем учиться на
занятиях.

Введение: правила техники безопасности
Знакомство с разнообразием технологий и материалов для созданий изделий
декоративно – прикладного искусства. Правила техники безопасности. ППБ.

Полуобъемное
изображение на
плоскости. «Чебурашка».
Жанр изобразительного
искусства - натюрморт.
«Осенний натюрморт»
Жанр изобразительного
искусства – портрет.

Кол-во
часов

2

Создание композиции в полуобъеме из пластилина.
1
Знакомство с жанром ИЗО – натюрморт.
Практическая часть. Лепка отдельных деталей. Использование разнообразного
материала.
Знакомство с жанром ИЗО – портрет. Цветовое решение.
Практическая часть. Лепка отдельных деталей. Использование разнообразного

1
1

Дата
проведения
По
По
плану факту

«Веселый клоун»
6-9 Жанр изобразительного
искусства – пейзаж.
«Цветение лотоса»
10-11 Оформление народной
игрушки в технике
пластилинография.
«Матрешка».
12-13

14-16

17-18

19-21

22-23

24-25

материала.
Знакомство с жанром ИЗО –пейзаж. Контраст. Использование работ в интерьере.
Практическая часть. Лепка отдельных деталей. Использование разнообразного
материала.
Народная игрушка. История создания матрешки. Отражение характерных
особенностей оформления матрешки.
Практическая часть. Лепка отдельных деталей. Использование разнообразного
материала.
Бумагопластика
История бумаги.
Технологии работы с бумагой
Историческая справка о бумаге. Виды бумаги, ее свойства и применение.
Материалы и приспособления, применяемые при работе с бумагой. Разнообразие
техник работ с бумагой. Условные обозначения. Инструктаж по правилам
техники безопасности.
Цветы из бумаги.
Знакомство с технологией работы креповой бумагой. Технология изготовления
цветов из креповой бумаги.
Практическая часть. Цветы: роза, тюльпан, пион.
Снежинки
Откуда появилась снежинка? – изучение особенностей возникновения и строения
снежинок. Технология изготовления из бумаги плоскостной и объемной
снежинки.
Практическая часть. Плоскостные и объемные снежинки
Новогодняя открытка
Знакомство с видом вырезания - силуэтное вырезание. Историческая справка о
данном виде работы. Технология выполнения силуэтного вырезания.
Композиционное построение сюжета.
Практическая часть. Новогодняя открытка.
Бисероплетение
Техника параллельного
Знакомство с техникой объемного параллельного плетения. Технология
низания.
слоистого плетения.
Практическая часть. «Мышка», «Кит».
Техника
параллельного Технология слоистого плетения. Техника двойного соединения. Правила
низания.
выполнения объёмных миниатюр на проволоке. Анализ образцов. Выбор
проволоки и бисера. Цветовое решение. Зарисовка схем выполнения объёмных
миниатюр.
Практическая часть. «Бабочка»

4

2

2

3

2

3

2

2

26-27 Аппликация из бисера.

28-29 Бисерная цепочка с
петельками.

Народная кукла. Русские
обряды и традиции.
31-32 Бесшовные куклы.
30

Понятие «аппликация». Исторический экскурс. Анализ образцов. Приёмы
бисероплетения, используемые для изготовления аппликации: параллельное,
петельное, игольчатое плетение, низание дугами. Комбинирование приёмов.
Техника выполнения элементов аппликации. Выбор материалов. Цветовое и
композиционное решение.
Практическая
часть. Выполнение отдельных
элементов
аппликации.
Составление композиций. Сборка и закрепление бисерных элементов.
Использование аппликации для оформления открытки, интерьера.
Низание из бисера “в одну нить”: простая цепочка, цепочка с бусинками.
Назначение и последовательность выполнения. Условные обозначения.
Практическая часть. Освоение приемов бисероплетения. Упражнения по
выполнению различных подвесок и их подплетению к цепочкам.
Изготовление кукол
Классификация кукол. Их роль и место в русских обрядах и традициях.

Технология изготовления бесшовных кукол. Материалы и инструменты
Практическая часть. Кукла на счастье, утешница, веснянки.
Разбор последовательности работы по инструкционным картам.
33-34 Техника – продевания:
Элементы русского народного костюма. Создание образа. Символика кукол.
«Кукла – ремесленник»,
Традиционные приемы изготовления куклы.
«Хозяйка – рукодельница» Практические занятия. Разбор последовательности работы по инструкционным
картам. Создание кукол.

2

2

1
2

2

Календарно-тематическое планирование 3 класс
№
1.

Тема

Характеристика деятельности учащихся

Вводное занятие.

Экскурсия в парк. Сбор природного материала.

Пластилинография – как
способ декорирования.

Пластилинография (9 часов)
Декорирование предметов собственными силами. Материалы и
инструменты.
Практическая часть.Смешивание цветов, размазывание.

Кол-во
часов

1
2

1

Дата проведения
По
По
факту
плану

3-4

5-6

7-8

910

11

1213

14

15-

Фоторамка.

Приемы пластилинографии, используемые при оформлении
фоторамок. Анализ образцов. Выбор формы. Цветовое решение.
Создание эскиза.
Практическая часть.Рамка для детской фотографии – ягодка,
цветочная, сердце. Определение порядка работы.
Подсвечник.
Анализ образцов подсвечников из разных материалов. Форма и
цветовое решение. Композиция. Подбор способов и приемов в
изготовлении подсвечника с использованием природного материала.
Практическая
часть.Эскиз.
Композиция.
Выбор
техники
исполнения.
Ваза.
Исторический экскурс. Вазы из венецианского стекла с применением
технологии растирания. Ваза как подарок или часть интерьера.
Практическая часть. Оформление поверхности вазы (пластиковой
тары) пластинами.
Объемно
Беседа о русской средневековой архитектуре. Собор Василия
пространственная
Блаженного. Анализ сказочных замков. Техника их выполнения с
композиция «Сказочный использованием пластилина и бросового материала (пластиковая
город».
тара).
Практическая часть. Выполнение макета сказочных замков из
пластиковой тары и пластилина. Последовательное создание
элементов композиции.
Бумагопластика (8 часов)
Что
такое
бумажное Знакомство детей с техникой бумажной скульптуры.
конструирование? Основы
конструирования
из
бумаги.
Изготовление объёмных
Знакомство с технологией создания объёмных изделий из картона.
изделий из картона.
Анализ готовых изделий.
Практическая часть.Выполнение творческих работ в технике
бумажной пластики. «Праздничный торт»
Базовые
фигуры Способы закручивания прямоугольника в цилиндр. Возможности
(цилиндры и конусы) и сочетания в одной конструкции плоскостных и объемных
приемы работы.
криволинейных (цилиндрических) элементов. Закручивание круга в
конус (низкий), закручивание полукруга в конус (высокий).
Базовые
фигуры Практическая часть.Освоение способов для создания конкретной

2

2

2

2

1

2

1
2

16

1718

1920
2122
2324

25
2629

3031

3233
34

(цилиндры и конусы) и игрушки (получение конусов, цилиндров). Самостоятельно на основе
приемы работы.
конусов и цилиндров создание разных конструкций, изменяя
основные способы, комбинируя их, дополняя полученную основу
самостоятельно изготовленными разными деталями. Лягушка, зонт,
грибы, лиса, мышь.
Поделки из картонных Принципы работы с картонными тарелками. Создание разных
тарелок.
поделок на их основе.
Практическая часть.Выполнение поделок «Телёнок», «Киска»,
«Филин».
Работа с тканью (6 часов)
Чехол для очков и
Виды ткани. Изготовление чехла для очков или сотового телефона.
сотового телефона.
Практическая часть.Подбор материалов, крой, сшивание изделия,
оформление готового изделия.
Аппликация из ткани Практическая часть.Подбор материалов, крой, пришивание деталей,
«Ваза с фруктами»
оформление готового изделия.
Аппликация из ткани
История праздника «Масленица».
«Масленица»
Практическая часть.Подбор материалов, крой, приклеивание
деталей, оформление готового изделия.
Изготовление кукол (9 часов)
Сувенирная кукла.
Сувенир. Виды и назначение сувениров. Анализ работы по созданию
сувенирной куклы.
Русская матрёшка
Знакомство с историей русского сувенира. Работа в технике папьемаше.
Практическая часть.Изготовление формы из пластилина.
Обклеивание бумагой и роспись изделия.
Оберег.
Символика Оберег - как субъектом культуры и истории. Традиционные обереги.
оберегов. Домовенок
Материалы и инструменты.
Практическая часть. Домовенок. Последовательность выполнения
работы по инструкционной карте. Презентация готовых работ
Кукла – капустница
Беседа с демонстрацией образца. Материалы и инструменты.
Практическая часть.Кукла – капустница. Последовательность
выполнения работы.
Урок - выставка
Демонстрация лучших работ.

2

2
2
2

1

4

2

2
1

Календарно-тематическое планирование 4 класс
№
п/п

Тема

1

Аппликация с раздвижкой

2
3
4
5
6
7
8
9

Оригами из окрашенной бумаги
Оригами из окрашенной бумаги
Симметричное силуэтное вырезание
Симметричное силуэтное вырезание
Транспарантное вырезание
Транспарантное вырезание
Аппликация из рельефной бумаги
Коллаж из различных материалов

10
11
12

Объемное моделирование из бумаги
Объемное моделирование из бумаги
Объемные изделия в технике
многослойного торцевания
Моделирование из гофрированной
бумаги на проволочном каркасе
Моделирование из гофрированной
бумаги на проволочном каркасе
Моделирование из фольги
Моделирование из фольги
Веерное гофрирование
Веерное гофрирование
Трубочки из гофрированной бумаги
Трубочки из гофрированной бумаги
Прорезание канцелярским ножом

13
14
15
16
17
18
19
20
21
22

Конструирование игрушки с
подвижными деталями

Характеристика деятельности учащихся
Раздел 1. Работа с бумагой 23 часов
Выполнение аппликации из журнальной бумаги
«бабочки».
Выполнение фигурки «собачки» из белой бумаги, краски.
Выполнение фигурки «собачки».
Работа с цветной бумагой.
Мини-проект «кошки».
Работа с цветной бумагой.
Выполнение аппликации «кошки».
Выполнение аппликации из цветной рельефной бумаги.
Работа с разными видами бумаги, картоном, тесьмой».
Изготовление коллажа кошки».
Работа с цветной бумагой.
Мини-проект «собачки».
Объемные цветы в технике многослойного торцевания
Работа с гофрированной бумагой, проволокой.
Моделирование из гофрированной бумаги на
проволочном каркасе.
Работа с фольгой, проволокой.
Мини-проект «цветы».
Работа с цветной бумагой, картоном.
Веерное гофрирование, аппликация «деревья».
Работа с гофрированной бумагой.
Выполнение работы.«деревья».
Работа с плотной бумагой, канцелярским ножом
«деревья».
Работа с бумагой, картоном.

Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Дата проведения
По плану По факту

23

Конструирование игрушки с
подвижными деталями

24
25
26

Аппликация из ткани. Петельный шов
Аппликация из ткани. Петельный шов
Аппликация из синтепона со сдвижкой

27
28
29
30
31
32
33
34

Вязание крючком
Вязание крючком
Вязание крючком
Вязание крючком
Шитье мягкой игрушки
Шитье мягкой игрушки
Шитье мягкой игрушки
Шитье мягкой игрушки

Конструирование игрушки с подвижными деталями.
Раздел 2. Текстильные материалы 11 часов
Работа с тканью, нитками «мулине».
Выполнение аппликации «бабочки».
Работа с синтепоном, бумагой, картоном. Выполнение
аппликации «кошки».
Работа с пряжей.
Вязание крючком. Выполнение аппликации «деревья».
Вязание крючком. Выполнение аппликации «деревья».
Вязание крючком. Выполнение аппликации «деревья».
Работа с тканью, синтепоном.
Шитье мягкой игрушки «собачки».
Шитье мягкой игрушки «собачки».
Шитье мягкой игрушки «собачки».

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения
курса:
Обучающиеся должны знать:
- пластилин, виды пластилина, его свойства и применение. Материалы и приспособления,
применяемые при работе с пластилином. Разнообразие техник работ с пластилином;
- жанры изобразительного искусства: натюрморт, портрет, пейзаж;
- особенности построения композиции, понятие симметрия на примере бабочки в природе и в
рисунке, основные декоративные элементы интерьера;
- историю возникновения и развития бумагопластики, сведения о материалах, инструментах и
приспособлениях, технику создания работ с использованием мятой бумаги, способы
декоративного оформления готовых работ;
-общие понятия построения объемно-пространственной композиции. Понятия: масштаб, ритм,
симметрия, ассиметрия. Технология создания панно. Перенесение рисунка на прозрачную
основу;
-о русской средневековой архитектуре. Собор Василия Блаженного;
- основные виды бисерного искусства, история развития бисероплетения. Использование
бисера в народном костюме, современные направления бисероплетения. Использование
бисера для оформления интерьера;
- основные приёмы бисероплетения- параллельное, петельное, игольчатое плетение,
комбинирование приёмов;
-понятие «аппликация», виды аппликации, исторический экскурс. Цветовое и композиционное
решение;
- историю возникновения и развития бумагопластики, историю возникновения бумаги,
сведения о материалах, инструментах и приспособлениях, о технике создания работ с
использованием мятой бумаги;
- виды бумаги, ее свойства и применение. Материалы и приспособления, применяемые при
работе с бумагой. Разнообразие техник работ с бумагой;
-общие понятия построения объемно-пространственной композиции. Понятия: масштаб, ритм,
симметрия, ассиметрия;
- традиционные виды аппликации из пряжи, технология создания силуэтной куклы;
- историю русского народного костюма;
-игровые и обереговые куклы. Классификация кукол. Их роль и место в русских обрядах и
традициях;
-сувенир, виды и назначение сувениров;
- оберег - как субъектом культуры и истории. Традиционные обереги Куклы являются
частыми действующими лицами произведений искусства, сказок, рассказов, мультфильмов.
Авторская кукла – как особое направление современного прикладного творчества, виды,
жанры кукол и их назначение.
Обучающиеся должны уметь:
-передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики
произведений народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий).
-наблюдать, сравнивать, сопоставлять, производить анализ геометрической формы предмета,
изображать предметы различной формы, использовать простые формы для создания
выразительных образов;
-моделировать с помощью трансформации природных форм новые образы;
-пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры,
декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования.
-воспринимать и эмоционально оценивать шедевры русского и зарубежного искусства,
изображающие природу, человека, явления;
-понимать культурные традиции, отраженные в предметах рукотворного мира, и учиться у
мастеров прошлого; осознавать, что

-в народном быту вещи имели не только практический смысл, но еще и магическое значение, а
потому изготавливались строго по правилам;
-учитывать символическое значение образов и узоров в произведениях народного искусства
- называть функциональное назначение приспособлений и инструментов;
-выполнять приемы разметки деталей и простых изделий с помощью приспособлений
(шаблон, трафарет);
- выполнять приемы удобной и безопасной работы ручными инструментами: ножницы, игла,
канцелярский нож;
- выполнять графические построения (разметку) с помощью чертёжных инструментов:
линейка, угольник, циркуль;
- выбирать инструменты в соответствии с решаемой практической задачей
- наблюдать и описывать свойства используемых материалов;
- подбирать материалы в зависимости от назначения и конструктивных особенностей изделия;
- сочетать разные по свойствам, видам и фактуре материалы в конкретных изделиях,
творческих работах
-добывать необходимую информацию (устную и графическую).
- анализировать конструкцию изделий и технологию их изготовления;
- определять основные конструктивные особенности изделий;
- подбирать оптимальные технологические способы изготовления деталей и изделия в целом
- соблюдать общие требования дизайна изделий;
- планировать предстоящую практическую деятельность. Осуществлять самоконтроль
Учебно – методическая литература для учителя
1. Т.Н. Проснякова, Н.А. Цирулик. Умные руки – Самара: Корпорация «Фёдоров»,
Издательство «Учебная литература», 2020.
2. Т.Н. Проснякова, Н.А. Цирулик. Уроки творчества – Самара: Корпорация «Фёдоров»,
Издательство «Учебная литература», 2020.
3. С.И. Хлебникова, Н.А. Цирулик. Твори, выдумывай, пробуй! – Самара: Корпорация
«Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2020.
4. Т.Н. Проснякова Творческая мастерская – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство
«Учебная литература», 2020.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».