АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ Название рабочей программы. Срок, на который разработана программа. Место предмета в учебном плане. Рабочая программа по литературе 5-9 класс (базовый уровень), 9 класс 2023-2024 г. Данная программа рассчитана на 455ч, предусмотренных в Федеральном базисном (образовательном) учебном плане для образовательных учреждений Российской Федерации, в том числе: в 9 классе —102 ч.(3часа в неделю) Краткая характеристика Цели и задачи литературного образования программы: Литература – учебный предмет, освоение · Цель изучения содержания которого направлено: · Задачи • на последовательное формирование · Основные разделы читательской культуры через приобщение к чтению художественной литературы; • на освоение общекультурных навыков чтения, восприятия художественного языка и понимания художественного смысла литературных произведений; • на развитие эмоциональной сферы личности, образного, ассоциативного и логического мышления; • на овладение базовым филологическим инструментарием, способствующим более глубокому эмоциональному переживанию и интеллектуальному осмыслению художественного текста; • на формирование потребности и способности выражения себя в слове. В цели предмета литература входит передача от поколения к поколению нравственных и эстетических традиций русской и мировой культуры, что способствует формированию и воспитанию личности. Знакомство с фольклорными и литературными произведениями разных времен и народов, их обсуждение, анализ и интерпретация предоставляют обучающимся возможность эстетического и этического самоопределения, приобщают их к миру многообразных идей и представлений, выработанных человечеством, способствуют формированию гражданской позиции и национально-культурной идентичности (способности осознанного отнесения себя к родной культуре), а также умению воспринимать родную культуру в контексте мировой. Стратегическая цель изучения литературы на этапе основного общего образования – формирование потребности в качественном чтении, культуры читательского восприятия и понимания литературных текстов, что предполагает постижение художественной литературы как вида искусства, целенаправленное развитие способности обучающегося к адекватному восприятию и пониманию смысла различных литературных произведений и самостоятельному истолкованию прочитанного в устной и письменной форме. В опыте чтения, осмысления, говорения о литературе у обучающихся последовательно развивается умение пользоваться литературным языком как инструментом для выражения собственных мыслей и ощущений, воспитывается потребность в осмыслении прочитанного, формируется художественный вкус. Изучение литературы в основной школе (5-9 классы) закладывает необходимый фундамент для достижения перечисленных целей. Объект изучения в учебном процессе − литературное произведение в его жанрово-родовой и историкокультурной специфике. Постижение произведения происходит в процессе системной деятельности школьников, как организуемой педагогом, так и самостоятельной, направленной на освоение навыков культуры чтения (вслух, про себя, по ролям; чтения аналитического, выборочного, комментированного, сопоставительного и др.) и базовых навыков творческого и академического письма, последовательно формирующихся на уроках литературы. Изучение литературы в школе решает следующие образовательные задачи: • осознание коммуникативно-эстетических возможностей языка на основе изучения выдающихся произведений русской литературы, литературы своего народа, мировой литературы; • формирование и развитие представлений о литературном произведении как о художественном мире, особым образом построенном автором; • овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п.; • формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления, ответственного отношения к разнообразным художественным смыслам; • формирование отношения к литературе как к особому способу познания жизни; • воспитание у читателя культуры выражения собственной позиции, способности аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развёрнутые высказывания творческого, аналитического и интерпретирующего характера; • воспитание культуры понимания «чужой» позиции, а также уважительного отношения к ценностям других людей, к культуре других эпох и народов; развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; • воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом; • формирование отношения к литературе как к одной из основных культурных ценностей народа; • обеспечение через чтение и изучение классической и современной литературы культурной самоидентификации; • осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; • формирование у школьника стремления сознательно планировать своё досуговое чтение. В процессе обучения в основной школе эти задачи решаются постепенно последовательно и постоянно; их решение продолжается и в старшей школе; на всех этапах обучения создаются условия для осознания обучающимися непрерывности процесса литературного образования и необходимости его продолжения и за пределами школы. Основные разделы: • Устное народное творчество. • Древнерусская литература • • • • Список приложений к рабочей программе. Русская литература XVIII и XIX веков. Русская литература XIX – XXвеков. Зарубежная литература. Современная зарубежная и отечественная литература. Учебники: 1)Коровина В.Я. Литература 5кл. Учебник-хрестоматия в 2-х частях. – М.: Просвещение, 2021г. 2)Полухина В. П., Коровина В.Я., Журавлев В.П. и др./Под ред. Коровиной В.Я.- М: Просвещение, 2021, 2022 г. 3)Коровина В.Я, Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература: 7 класс в 2-х частях.-М.:, Просвещение, 2021г. 4)Коровина В.Я. Литература. 8кл. - М.: Просвещение, 2022г. 5)Коровина В.Я., Журавлев В.П., Збарский И.С. и др. Под ред. Коровиной В.Я. Литература. 9 класс.- М : Просвещение. 2019, 2022 г. Литература, используемая при реализации данной программы: 1. Егорова Н.В. Поурочные разработки по литературе. 5 класс. -М.: ВАКО, 2020 2. Егорова Н.В. Поурочные разработки по литературе. 6 класс. -М.: ВАКО, 2020 3. Егорова Н.В. Поурочные разработки по литературе. 7 класс. -М.: ВАКО, 2020 4. Егорова Н.В. Поурочные разработки по литературе. 8 класс. -М.: ВАКО, 2020 5. Егорова Н.В. Поурочные разработки по литературе. 9 класс. -М.: ВАКО, 2021 6. ОГЭ-2023. Литература. 10 вариантов. Типовые экзаменационные варианты. ФИПИ. Новикова Л. В.: -Национальное образование, 2023