Рабочая программа элективного курса Практикум по подготовке к ЕГЭ 11 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативное основание рабочей программы:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (в действующей редакции);
2. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897;
3. Приказ Министерства просвещения РФ от 22.03.2021 No 115 «Об утверждении
порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам начального
общего, основного общего и среднего общего образования»;
4. Санитарные правила СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи",
утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. N 28 (зарегистрированы Министерством
юстиции Российской Федерации 18 декабря 2020 г., регистрационный N 61573);
5. Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ СОШ №1
г. Реж;
6. Положение о рабочих программах МБОУ СОШ №1 г. Реж.
Учебник:
1.

Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. Русский язык (базовый уровень)
(в 2 частях) 10-11 класс, - М.: «Русское слово-учебник». 2020г

Программа элективного курса предназначена для учащихся 11 классов и рассчитана
на 68 часа.
Данный курс учитывает специфику КИМов и носит итоговый характер, Поскольку
элективный курс обобщает, закрепляет важнейшие умения, которые должны быть
сформированы у выпускников средней школы, он может быть использован в качестве
обобщающего учебного курса по русскому языку для учащихся 11 классов любого профиля
при подготовке к единому государственному экзамену (далее – ЕГЭ). Содержание курса
опирается на знания, умения и навыки учащихся старших классов, сформированные в
основной школе. Содержание программы предполагает расширение и углубление
теоретического материала, позволяющее формирование практических навыков выполнения
тестовых заданий на ЕГЭ. Вместе с тем курс даёт выпускникам средней школы целостное
представление о богатстве русского языка, помогает использовать в повседневной практике
нормативную устную и письменную речь.
Актуальность выбора данного элективного предмета обусловлена тем, что новая
форма итоговой аттестации – единый государственный экзамен – требует своей технологии
выполнения заданий, а значит – своей методики подготовки. Работа с тестами требует
постоянного, активного, дифференцированного тренинга.
Цель курса – совершенствование приобретенных учащимися знаний,
формирование языковой, коммуникативной, лингвистической компетенции, развитие

навыков логического мышления, расширение кругозора школьников, воспитание
самостоятельности в работе, подготовка старшеклассников к выполнению заданий
экзаменационной работы на более высоком качественном уровне, формирование
устойчивых практических навыков выполнения тестовых и коммуникативных задач на
ЕГЭ, а также использование в повседневной практике нормативной устной и письменной
речи.
Задачи курса:
•

изучение нормативных и методических документов по организации и проведению
ЕГЭ по русскому языку;

•

овладение основными нормами литературного языка;

•

создание прочной базы языковой грамотности учащихся, формирование умения
выполнять все виды языкового анализа;

•

дифференциация освоения алгоритмов выполнения тестовых и коммуникативных
задач учащимися с разным уровнем языковой подготовки;

•

обучение старшеклассников осознанному выбору правильных ответов тестовых
заданий;

•

освоение стилистического многообразия и практического
художественно-выразительных средств русского языка;

•

обучение анализу текста, его интерпретации;

•

совершенствование лингвистической компетенции выпускников при выполнении
части С экзаменационной работы;

•

развитие речевой культуры.

использования

Программа рассчитана на 1 год обучения: 34 часа (1 час в неделю).
Формы изучения курса: групповая и индивидуальная; работа с нормативными
документами, с учебными пособиями по подготовке к ЕГЭ, с тестами и текстами, тренинг,
практикум, ответы на поставленные вопросы как результат самостоятельного осмысления
и решения лингвистических и коммуникативных задач, решение тестов по типу ЕГЭ на
заданное время, мини-исследования содержания и языковых средств конкретных текстов,
написание сочинений в соответствии с требованиями ЕГЭ, анализ образцов ученических
сочинений, тренировочно-диагностические работы, репетиционный ЕГЭ, использование
различных каналов поиска информации.
1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Введение (1 ч.)
Нормативные и методические документы по подготовке и проведению государственной
(итоговой) аттестации в форме ЕГЭ по русскому языку. Особенности ЕГЭ по русскому
языку. Спецификация экзаменационной работы. Кодификатор. Демонстрационная версия.
Критерии и нормы оценки тестовых заданий и сочинения.
Языковые нормы (12 ч)
Орфоэпические нормы (постановка ударения)
Лексические нормы (употребление слова в соответствии с точным лексическим значением
и требованием лексической сочетаемости)
Морфологические нормы (образование форм слова)

Синтаксические нормы. Нормы согласования. Нормы управления
Орфографические нормы. Правописание корней. Правописание приставок. Правописание
суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-). Правописание личных окончаний
глаголов и суффиксов причастий. Правописание НЕ и НИ. Слитное, дефисное, раздельное
написание слов. Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи
Пунктуационные нормы (8 ч)
Знаки препинания в простом осложнённом предложении (с однородными членами).
Пунктуация в сложносочинённом предложении и простом предложении с однородными
членами
Знаки препинания в предложениях с обособленными членами (определениями,
обстоятельствами, приложениями, дополнениями)
Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не
связанными с членами предложения
Знаки препинания в сложноподчинённом предложении
Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи
Пунктуационный анализ
Текст как речевое произведение. (7 ч)
Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров
Средства связи предложений в тексте. Отбор языковых средств в тексте в зависимости от
темы, цели, адресата и ситуации общения.
Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста
Функционально-смысловые типы речи
Речь. Языковые средства выразительности
Лексическое значение слова (4 ч)
Лексическое значение слова.
Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологические обороты. Группы слов по
происхождению и употреблению.
Сочинение (2 ч)
Сочинение. Информационная обработка текста. Употребление языковых средств в
зависимости от речевой ситуации
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
В результате изучения курса учащиеся должны
знать / понимать
1. смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая
норма, культура речи;
2. основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
3. орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные
нормы современного русского литературного языка;
4. нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официальноделовой сферах общения;

5. основные особенности функциональных стилей;
уметь:
1. оценивать речь с точки зрения языковых норм русского литературного языка;
(орфографических,
орфоэпических,
лексических,
словообразовательных,
морфологических, синтаксических);
2. применять знания по фонетике, лексике, морфемике,
морфологии и синтаксису в практике правописания;

словообразованию,

3. соблюдать в речевой практике основные синтаксические нормы русского
литературного языка;
4. понимать и интерпретировать содержание исходного текста;
5. создавать связное высказывание, выражая в нем собственное мнение по
прочитанному тексту;
6. аргументировать собственное мнение и последовательно излагать свои мысли;
7. оформлять письменную речь в соответствии с грамматическими и
пунктуационными нормами литературного языка и соответствующими
требованиями к письменной экзаменационной работ.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ элективного курса
№
п/п

Тематика курса

кол-во
часов

теоретич.
часть

практич.
часть

11 класс
1

Введение

1

1

-

2

Языковые нормы

24

6

18

3

Пунктуационные нормы

16

4

12

4

Текст как речевое произведение.

14

2

12

5

Лексическое значение слова

8

2

6

6

Сочинение

4

4

2

Итого

68

18

50

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ.
Программа составлена таким образом, чтобы большую часть знаний, навыков и
умений воспитанник получал в результате практической деятельности.. Практические
занятия - анализ текстов, работа со схемами, составление плана, конспектирование, работа
с дополнительными источниками, поиск и отбор материала, подготовка докладов и
сообщений, написание сочинений, очерков, будут способствовать формированию
устойчивого интереса к изучению родного языка,
Техническую оснащённость курса обеспечивают мультимедийный проектор, компьютер,
видеозаписи.
Учебно-методическое обеспечение: таблицы, комплекты карточек, тексты и тесты

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
* В журнал записывается часть темы, выделенная курсивом.
№ Тема занятия
п/п

К-во Дата
час. проведения

Введение (2ч)
1.

Нормативные и методические документы по подготовке и проведению 2
государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ по русскому
языку. Особенности ЕГЭ по русскому языку. Спецификация
экзаменационной работы. Кодификатор. Демонстрационная версия.
Критерии и нормы оценки тестовых заданий и сочинения

Сентябрь
2 неделя

Языковые нормы (24ч)
2.

Орфоэпические нормы (постановка ударения)

2

3 неделя

3

Лексические нормы (употребление слова в соответствии с точным 2
лексическим значением и требованием лексической сочетаемости)

4 неделя

4.

Морфологические нормы (образование форм слова)

2

5 неделя

5.

Синтаксические нормы.

2

Октябрь
1 неделя

6.

Нормы согласования. Нормы управления

2

3 неделя

7.

Орфографические нормы. Правописание корней.

2

4 неделя

8.

Правописание приставок.

2

Ноябрь
1 неделя

9.

Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-).

2

2 неделя

10.

Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий.

2

3 неделя

11.

Правописание НЕ и НИ.

2

5 неделя

12.

Слитное, дефисное, раздельное написание слов.

2

Декабрь
2 неделя

13.

Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи

2

3 неделя

Пунктуационные нормы (16 ч)

4 неделя

14.

Пунктуация в сложносочинённом предложении

2

5 неделя

15.

Пунктуация в простом предложении с однородными членами

2

январь

16.

Знаки препинания в простом
однородными членами).

17.

Знаки препинания в предложениях с обособленными членами 2
(определениями, обстоятельствами, приложениями, дополнениями)

осложнённом

предложении

(с 2

18.

Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, 2
грамматически не связанными с членами предложения

19.

Знаки препинания в сложноподчинённом предложении

2

20.

Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи

2

21.

Пунктуационный анализ

2

Текст как речевое произведение. (14 ч)
22.

Информационная обработка письменных текстов различных стилей и 2
жанров

23.

Средства связи предложений в тексте.

24.

Отбор языковых средств в тексте в зависимости от темы, цели, 2
адресата и ситуации общения.

25.

Текст как речевое произведение.

2

26.

Смысловая и композиционная целостность текста

2

27.

Функционально-смысловые типы речи

2

28.

Речь. Языковые средства выразительности

2

2

Лексическое значение слова (8 ч)
29.

Лексическое значение слова.

2

30.

Синонимы. Антонимы. Омонимы.

2

31.

Фразеологические обороты.

2

32.

Группы слов по происхождению и употреблению.

2

Сочинение (4 ч)
33.

Сочинение. Информационная обработка текста.

2

34.

Употребление языковых средств в зависимости от речевой ситуации

1

ИТОГО

68

Основные термины и понятия
Стили речи: публицистический, художественный, научный, разговорный.
Типы речи: описание, повествование, рассуждение.
Изобразительно-выразительные средства языка: эпитет, метафора, сравнение,
аллегория.
Лексические средства: антонимы, контекстные антонимы, гипербола, индивидуальноавторские неологизмы, синонимы, контекстные синонимы, синтаксические синонимы,
стилистические синонимы, метафора, метонимия, оксюморон, олицетворение, оценочная
лексика, перифраза, пословицы и поговорки, фразеологизмы, цитаты, эпитет.

Синтаксические средства: авторская пунктуация, анафора, антитеза, риторические
фигуры, градация, инверсия, композиционный стык, многосоюзие, парцелляция, повтор,
присоединительные конструкции, синтаксический параллелизм, эпифора.
Критерии оценивания и краткое описание системы оценки достижений
обучающихся.
8.
Оценка устных ответов учащихся
Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по
русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически
последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять
определения, правила в конкретных случаях.
При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями:
1) полнота и правильность ответа;
2) степень осознанности, понимания изученного;
3) языковое оформление ответа
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения
образовательного процесса.
1) Александров В.Н. ЕГЭ. Русский язык: справ. материалы, контрол. - тренировоч.
упражнения, создание текста.
3) Долинина Т.А. Пособия для подготовки к ЕГЭ 2020г.
4)Учебно-тренировочные и контрольно-измерительные материалы к ЕГЭ.
Интернет-ресурсы
Материалы сайтов:
6. http://www.ege.edu.ru
7. http://rustest.ru
8. wwwfipi.ru
9. http://www.prosa.ru
10. http://www.pritchi.nm.r


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».