Аннотация к рабочей программе родная литература 9 класс

АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ
Название рабочей
программы.
Срок, на который
разработана
программа.
Место предмета в
учебном плане.
Краткая
характеристика
программы:
· Цель изучения
· Задачи
· Основные разделы

Рабочая программа по родной литературе (русской)
для 9 –х классов
2023-2024 г.
Обязательное изучение родной литературы на этапе
9 класса основного общего образования
предусматривает ресурс учебного времени в объеме
8 часов (0,5 часа в неделю во втором полугодии)
Цели и задачи литературного образования
Литература (родная литература)– учебный
предмет, освоение содержания которого направлено:
• на
последовательное
формирование
читательской культуры через приобщение к чтению
художественной литературы;
• на освоение общекультурных навыков
чтения, восприятия художественного языка и
понимания художественного смысла литературных
произведений;
• на развитие эмоциональной сферы
личности, образного, ассоциативного и логического
мышления;
• на овладение базовым филологическим
инструментарием,
способствующим
более
глубокому эмоциональному переживанию и
интеллектуальному осмыслению художественного
текста;
• на
формирование
потребности
и
способности выражения себя в слове.
В цели предмета «Родная литература» входит
передача от поколения к поколению нравственных и
эстетических традиций русской и мировой
культуры, что способствует формированию и
воспитанию личности.
Знакомство с литературными произведениями
разных времен, их обсуждение, анализ и
интерпретация
предоставляют
обучающимся
возможность
эстетического
и
этического
самоопределения,
приобщают
их
к
миру
многообразных
идей
и
представлений,
выработанных
человечеством,
способствуют
формированию
гражданской
позиции
и

национально-культурной
идентичности
(способности осознанного отнесения себя к родной
культуре), а также умению воспринимать родную
культуру в контексте мировой.
Стратегическая цель изучения литературы
(родной литературы) на этапе основного общего
образования – формирование потребности в
качественном чтении, культуры читательского
восприятия и понимания литературных текстов, что
предполагает
постижение
художественной
литературы как вида искусства, целенаправленное
развитие способности обучающегося к адекватному
восприятию и пониманию смысла различных
литературных произведений и самостоятельному
истолкованию прочитанного в устной и письменной
форме. В опыте чтения, осмысления, говорения о
литературе у обучающихся последовательно
развивается умение пользоваться литературным
языком как инструментом для выражения
собственных мыслей и ощущений, воспитывается
потребность
в
осмыслении
прочитанного,
формируется художественный вкус.
Цель изучения родной литературы в школе –
приобщение учащихся к искусству слова, богатству
русской литературы (в том числе с литературой
Урала). Основа литературного образования – чтение
и
изучение
художественных
произведений,
знакомство с биографическими сведениями о
мастерах слова и историко-культурными фактами,
необходимыми для понимания включенных в
программу произведений.
Расширение круга чтения, повышение
качества чтения, уровня восприятия и глубины
проникновения в художественный текст становится
важным средством для поддержания этой основы на
всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы
чтение
стало
интересным,
продуманным,
воздействующим на ум и душу ученика, необходимо
развивать эмоциональное восприятие обучающихся,
научить их грамотному анализу прочитанного
художественного
произведения,
развить
потребность в чтении, в книге. Понимать
прочитанное как можно глубже – вот что должно
стать устремлением каждого ученика. Это
устремление зависит от степени эстетического,

историко-культурного,
духовного
развития
школьника. Отсюда возникает необходимость
активизировать
художественно-эстетические
потребности детей, развивать их литературный вкус
и подготовить к самостоятельному эстетическому
восприятию
и
анализу
художественного
произведения.
Цели изучения родной литературы могут быть
достигнуты при обращении к художественным
произведениям, которые давно и всенародно
признаны классическими с точки зрения их
художественного качества и стали достоянием
отечественной
и
мировой
литературы.
Следовательно, цель литературного образования в
школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся
с классическими образцами мировой словесной
культуры,
обладающими
высокими
художественными достоинствами, выражающими
жизненную правду, общегуманистические идеалы,
воспитывающими высокие нравственные чувства у
человека читающего.
Изучение литературы (родной литературы) в
основной
школе
закладывает
необходимый
фундамент для достижения перечисленных целей.
Объект изучения в учебном процессе −
литературное произведение в его жанрово-родовой и
историко-культурной
специфике.
Постижение
произведения происходит в процессе системной
деятельности школьников, как организуемой
педагогом, так и самостоятельной, направленной на
освоение навыков культуры чтения (вслух, про себя,
по ролям; чтения аналитического, выборочного,
комментированного, сопоставительного и др.) и
базовых навыков творческого и академического
письма, последовательно формирующихся на уроках
литературы.
Изучение литературы (родной литературы) в
школе решает следующие образовательные задачи:
•
осознание
коммуникативноэстетических возможностей языка на основе
изучения выдающихся произведений русской
литературы, литературы своего народа, мировой
литературы;

•
формирование и развитие представлений
о литературном произведении как о художественном
мире, особым образом построенном автором;
•
овладение процедурами смыслового и
эстетического анализа текста на основе понимания
принципиальных отличий художественного текста
от научного, делового, публицистического и т. п.;
•
формирование умений воспринимать,
анализировать,
критически
оценивать
и
интерпретировать
прочитанное,
осознавать
художественную картину жизни, отражённую в
литературном произведении, на уровне не только
эмоционального
восприятия,
но
и
интеллектуального осмысления, ответственного
отношения к разнообразным художественным
смыслам;
•
формирование отношения к литературе
как к особому способу познания жизни;
•
воспитание у читателя культуры
выражения собственной позиции, способности
аргументировать своё мнение и оформлять его
словесно в устных и письменных высказываниях
разных
жанров,
создавать
развёрнутые
высказывания творческого, аналитического и
интерпретирующего характера;
•
воспитание
культуры
понимания
«чужой» позиции, а также уважительного
отношения к ценностям других людей, к культуре
других эпох и народов; развитие способности
понимать
литературные
художественные
произведения, отражающие разные этнокультурные
традиции;
•
воспитание
квалифицированного
читателя со сформированным эстетическим вкусом;
•
формирование отношения к литературе
как к одной из основных культурных ценностей
народа;
•
обеспечение через чтение и изучение
классической
и
современной
литературы
культурной самоидентификации;
•
осознание значимости чтения и изучения
литературы для своего дальнейшего развития;
•
формирование у школьника стремления
сознательно планировать своё досуговое чтение.

В процессе обучения в основной школе эти задачи
решаются постепенно последовательно и постоянно;
их решение продолжается и в старшей школе; на
всех этапах обучения создаются условия для
осознания обучающимися непрерывности процесса
литературного образования и необходимости его
продолжения и за пределами школы.
• формирование у учащихся знания об истории
и культуре родного края, умения
ориентироваться в политико-экономической и
социокультурной ситуации современного
Урала.
Рабочая программа по родной литературе
для9 класса детализирует и раскрывает содержание
стандарта, определяет общую стратегию обучения,
воспитания и развития учащихся средствами
учебного предмета в соответствии с целями
изучения
литературы,
которые
определены
стандартом.
Основные разделы:
• Мир детства.
• Нравственность.
• Человек и семья.
• Рождественские рассказы.
• Человек и природа.
• Мама.
• Человек и искусство.
• Человек и война.
Список приложений Учебно-методическая литература по учебному
к рабочей программе. предмету «Родная (русская) литература».
• Учебно-методический комплект
Альбеткова Р.И. Русская словесность. От
слова к словесности. 5-9 классы - //
Программы для общеобразовательных
учреждений. — 2019.
• Горшков А. И. Русская словесность: От слова
к слову. 2019 год.
• Методические рекомендации к учебнику
Альбеткова Р. И. « Русская словесность. От
слова к словесности. 9 класс». 2019 год.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».