Рабочая программа по обществознанию 11 класс

Пояснительная записка
Нормативное основание рабочей программы:
 Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
(в действующей редакции);
 Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования,
утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 г. №1897 (в
редакции от 11.12.2020 г.);
3. Приказ Министерства просвещения РФ от 22.03.2021 No 115 «Об утверждении порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования»;
 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.09.2020 г. № 254
«Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
5. Санитарные правила СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи",
утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. N 28 (зарегистрированы Министерством
юстиции Российской Федерации 18 декабря 2020 г., регистрационный N 61573);
 Устав Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя
общеобразовательная школа №1».
 Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ СОШ №1,
утвержденная приказом директора от 28.08.2018 г. № 220-06/01-10.
 Положение о рабочих программах МБОУ СОШ №1.
Учебники:
1. Обществознание: 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на
электронном носителе/Л.Н.Боголюбов, А.Ю. Лазебникова и др. М.: Просвещение, 2021.
Место предмета в учебном плане
Предмет «Обществознание» изучается на ступени основного общего образования в качестве
обязательного предмета в 11-х классах, 2 часа в неделю, 68 часов в год. Курс – 68 часов.
Цели и задачи:
Учебный предмет «Обществознание» знакомит обучающихся с основами жизни общества, с
комплексом социальных, общественных и гуманитарных наук, которые будут изучаться в вузах.
Учебный предмет «Обществознание» является интегративным, включает достижения
различных наук (философии, экономики, социологии, политологии, социальной психологии,
правоведения, философии), что позволяет представить знания о человеке и обществе не
односторонне с позиции какой-либо одной науки, а комплексно. Данный подход способствует
формированию у обучающихся целостной научной картины мира.
Содержание учебного предмета «Обществознание» на базовом уровне среднего общего
образования обеспечивает преемственность по отношению к содержанию учебного предмета
«Обществознание» на уровне основного общего образования путем углубленного изучения
ранее изученных объектов, раскрытия ряда вопросов на более высоком теоретическом уровне,
введения нового содержания, расширения понятийного аппарата, что позволит овладеть
относительно завершенной системой знаний, умений и представлений в области наук о
природе, обществе и человеке, сформировать компетентности, позволяющие выпускникам
осуществлять типичные социальные роли в современном мире.
2

Задачами реализации программы учебного предмета «Обществознания» на уровне среднего
общего образования являются:
–
формирование у обучающихся ценностно-смысловых установок, отражающих
личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознания, экологической культуры,
способности ставить цели и строить жизненные планы, способности к осознанию российской
гражданской идентичности в поликультурном социуме;
–
формирование знаний об обществе как целостной развивающейся системе в
единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;
–
овладение базовым понятийным аппаратом социальных наук;
–
овладение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные,
иерархические и другие связи социальных объектов и процессов;
–
формирование представлений об основных тенденциях и возможных перспективах
развития мирового сообщества в глобальном мире;
–
формирование представлений о методах познания социальных явлений и
процессов;
–
овладение умениями применять полученные знания в повседневной жизни с учетом
гражданских и нравственных ценностей, прогнозировать последствия принимаемых решений;
–
формирование навыков оценивания социальной информации, умений поиска
информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью
объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития.
Учебный предмет «Обществознание» на уровне среднего общего образования опирается
на межпредметные связи, в основе которых лежит обращение к таким учебным предметам, как
«История», «Литература», «Мировая художественная культура», «География», «Биология», что
создает возможность одновременного прохождения тем по указанным учебным предметам.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к
познанию себя:
– ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных
жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному
самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
– готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе
самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
– готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства,
собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по
отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания
и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
– готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в
соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества,
потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной
деятельностью;
– принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное,
ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому
здоровью;
– неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине
(Отечеству):
– российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в
поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского
народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;
– уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой
край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к
государственным символам (герб, флаг, гимн);
3

– формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской
Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором
национального самоопределения;
– воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в
Российской Федерации.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к
гражданскому обществу:
– гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского
общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и
правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие
гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;
– признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат
каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения
прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и
гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в
соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая грамотность;
– мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной
практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания,
осознание своего места в поликультурном мире;
– интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к
договорному регулированию отношений в группе или социальной организации;
– готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений,
затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной
самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
– приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов;
воспитание уважительного отношения к национальному дост
– оинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;
– готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма,
ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным
признакам и другим негативным социальным явлениям.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:
– нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей,
толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести
диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и
сотрудничать для их достижения;
– принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное
отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
– способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том
числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное
и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение
оказывать первую помощь;
– формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности
к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения
общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия
и дружелюбия);
– развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста,
взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и
других видах деятельности.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой
4

природе, художественной культуре:
– мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости
науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о
передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в
научных знаниях об устройстве мира и общества;
– готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении
всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной
профессиональной и общественной деятельности;
– экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам
России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние
природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения и
навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред
экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
– эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного
быта.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в том
числе подготовка к семейной жизни:
– ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей
семейной жизни;
– положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация
традиционных семейных ценностей.
Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социальноэкономических отношений:
– уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности,
– осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных
жизненных планов;
– готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности
участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
– потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям,
добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности;
– готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних
обязанностей.
Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального и
академического благополучия обучающихся:
– физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в
жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического
комфорта, информационной безопасности.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы представлены
тремя группами универсальных учебных действий (УУД).
1. Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно
определить, что цель достигнута;
– оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности,
собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
– ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
5

– оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые
для достижения поставленной цели;
– выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя
материальные и нематериальные затраты;
– организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения
поставленной цели;
– сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
2. Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять
развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные)
задачи;
– критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать
и фиксировать противоречия в информационных источниках;
– использовать различные модельно-схематические средства для представления
существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных
источниках;
– находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого;
спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения,
рассматривать их как ресурс собственного развития;
– выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск
возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
– выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со
стороны других участников и ресурсные ограничения;
– менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
3. Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как
внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой
коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
– при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в
разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
– координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
– развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных
(устных и письменных) языковых средств;
– распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной
фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных
суждений.
Предметные результаты освоения ООП.
В результате изучения учебного предмета «Обществознание» на уровне среднего общего
образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
Человек. Человек в системе общественных отношений
– Выделять черты социальной сущности человека;
– определять роль духовных ценностей в обществе;
– распознавать формы культуры по их признакам, иллюстрировать их примерами;
– различать виды искусства;
– соотносить поступки и отношения с принятыми нормами морали;
– выявлять сущностные характеристики религии и ее роль в культурной жизни;
6

– выявлять роль агентов социализации на основных этапах социализации индивида;
– раскрывать связь между мышлением и деятельностью;
– различать виды деятельности, приводить примеры основных видов деятельности;
– выявлять и соотносить цели, средства и результаты деятельности;
– анализировать различные ситуации свободного выбора, выявлять его основания и
последствия;
– различать формы чувственного и рационального познания, поясняя их примерами;
– выявлять особенности научного познания;
– различать абсолютную и относительную истины;
– иллюстрировать конкретными примерами роль мировоззрения в жизни человека;
– выявлять связь науки и образования, анализировать факты социальной действительности
в контексте возрастания роли образования и науки в современном обществе;
– выражать и аргументировать собственное отношение к роли образования и
самообразования в жизни человека.
Общество как сложная динамическая система
– Характеризовать общество как целостную развивающуюся (динамическую) систему в
единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;
– выявлять,
анализировать,
систематизировать
и
оценивать
информацию,
иллюстрирующую многообразие и противоречивость социального развития;
– приводить примеры прогрессивных и регрессивных общественных изменений,
аргументировать свои суждения, выводы;
– формулировать собственные суждения о сущности, причинах и последствиях
глобализации; иллюстрировать проявления различных глобальных проблем.
Экономика
– Раскрывать взаимосвязь экономики с другими сферами жизни общества;
– конкретизировать примерами основные факторы производства и факторные доходы;
– объяснять механизм свободного ценообразования, приводить примеры действия законов
спроса и предложения;
– оценивать влияние конкуренции и монополии на экономическую жизнь, поведение
основных участников экономики;
– различать формы бизнеса;
– извлекать социальную информацию из источников различного типа о тенденциях
развития современной рыночной экономики;
– различать экономические и бухгалтерские издержки;
– приводить примеры постоянных и переменных издержек производства;
– различать деятельность различных финансовых институтов, выделять задачи, функции и
роль Центрального банка Российской Федерации в банковской системе РФ;
– различать формы, виды проявления инфляции, оценивать последствия инфляции для
экономики в целом и для различных социальных групп;
– выделять объекты спроса и предложения на рынке труда, описывать механизм их
взаимодействия;
– определять причины безработицы, различать ее виды;
– высказывать обоснованные суждения о направлениях государственной политики в
области занятости;
– объяснять поведение собственника, работника, потребителя с точки зрения
экономической рациональности, анализировать собственное потребительское поведение;
– анализировать практические ситуации, связанные с реализацией гражданами своих
экономических интересов;
– приводить примеры участия государства в регулировании рыночной экономики;
– высказывать обоснованные суждения о различных направлениях экономической
политики государства и ее влиянии на экономическую жизнь общества;
7

– различать важнейшие измерители экономической деятельности и показатели их роста:
ВНП (валовой национальный продукт), ВВП (валовой внутренний продукт);
– различать и сравнивать пути достижения экономического роста.
Социальные отношения
– Выделять критерии социальной стратификации;
– анализировать социальную информацию из адаптированных источников о структуре
общества и направлениях ее изменения;
– выделять особенности молодежи как социально-демографической группы, раскрывать на
примерах социальные роли юношества;
– высказывать обоснованное суждение о факторах, обеспечивающих успешность
самореализации молодежи в условиях современного рынка труда;
– выявлять причины социальных конфликтов, моделировать ситуации разрешения
конфликтов;
– конкретизировать примерами виды социальных норм;
– характеризовать виды социального контроля и их социальную роль, различать санкции
социального контроля;
– различать позитивные и негативные девиации, раскрывать на примерах последствия
отклоняющегося поведения для человека и общества;
– определять и оценивать возможную модель собственного поведения в конкретной
ситуации с точки зрения социальных норм;
– различать виды социальной мобильности, конкретизировать примерами;
– выделять причины и последствия этносоциальных конфликтов, приводить примеры
способов их разрешения;
– характеризовать основные принципы национальной политики России на современном
этапе;
– характеризовать социальные институты семьи и брака; раскрывать факторы, влияющие на
формирование института современной семьи;
– характеризовать семью как социальный институт, раскрывать роль семьи в современном
обществе;
– высказывать обоснованные суждения о факторах, влияющих на демографическую
ситуацию в стране;
– формулировать выводы о роли религиозных организаций в жизни современного общества,
объяснять сущность свободы совести, сущность и значение веротерпимости;
– осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по
актуальным проблемам социальной сферы, сравнивать, анализировать, делать выводы,
рационально решать познавательные и проблемные задачи;
– оценивать собственные отношения и взаимодействие с другими людьми с позиций
толерантности.
Политика
– Выделять субъектов политической деятельности и объекты политического воздействия;
– различать политическую власть и другие виды власти;
– устанавливать связи между социальными интересами, целями и методами политической
деятельности;
– высказывать аргументированные суждения о соотношении средств и целей в политике;
– раскрывать роль и функции политической системы;
– характеризовать государство как центральный институт политической системы;
– различать типы политических режимов, давать оценку роли политических режимов
различных типов в общественном развитии;
– обобщать и систематизировать информацию о сущности (ценностях, принципах,
признаках, роли в общественном развитии) демократии;
8

– характеризовать демократическую избирательную систему;
– различать мажоритарную, пропорциональную, смешанную избирательные системы;
– устанавливать взаимосвязь правового государства и гражданского общества, раскрывать
ценностный смысл правового государства;
– определять роль политической элиты и политического лидера в современном обществе;
– конкретизировать примерами роль политической идеологии;
– раскрывать на примерах функционирование различных партийных систем;
– формулировать суждение о значении многопартийности и идеологического плюрализма в
современном обществе;
– оценивать роль СМИ в современной политической жизни;
– иллюстрировать примерами основные этапы политического процесса;
– различать и приводить примеры непосредственного и опосредованного политического
участия, высказывать обоснованное суждение о значении участия граждан в политике.
Правовое регулирование общественных отношений
– Сравнивать правовые нормы с другими социальными нормами;
– выделять основные элементы системы права;
– выстраивать иерархию нормативных актов;
– выделять основные стадии законотворческого процесса в Российской Федерации;
– различать понятия «права человека» и «права гражданина», ориентироваться в ситуациях,
связанных с проблемами гражданства, правами и обязанностями гражданина РФ, с реализацией
гражданами своих прав и свобод;
– обосновывать взаимосвязь между правами и обязанностями человека и гражданина,
выражать собственное отношение к лицам, уклоняющимся от выполнения конституционных
обязанностей;
– аргументировать важность соблюдения норм экологического права и характеризовать
способы защиты экологических прав;
– раскрывать содержание гражданских правоотношений;
– применять полученные знания о нормах гражданского права в практических ситуациях,
прогнозируя последствия принимаемых решений;
– различать организационно-правовые формы предприятий;
– характеризовать порядок рассмотрения гражданских споров;
– давать обоснованные оценки правомерного и неправомерного поведения субъектов
семейного права, применять знания основ семейного права в повседневной жизни;
– находить и использовать в повседневной жизни информацию о правилах приема в
образовательные организации профессионального и высшего образования;
– характеризовать условия заключения, изменения и расторжения трудового договора;
– иллюстрировать примерами виды социальной защиты и социального обеспечения;
– извлекать и анализировать информацию по заданной теме в адаптированных источниках
различного типа (Конституция РФ, ГПК РФ, АПК РФ, УПК РФ);
– объяснять основные идеи международных документов, направленных на защиту прав
человека.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
Человек. Человек в системе общественных отношений
– Использовать полученные знания о социальных ценностях и нормах в повседневной
жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;
– применять знания о методах познания социальных явлений и процессов в учебной
деятельности и повседневной жизни;
– оценивать разнообразные явления и процессы общественного развития;
– характеризовать основные методы научного познания;
– выявлять особенности социального познания;
9

– различать типы мировоззрений;
– объяснять специфику взаимовлияния двух миров социального и природного в понимании
природы человека и его мировоззрения;
– выражать собственную позицию по вопросу познаваемости мира и аргументировать ее.
Общество как сложная динамическая система
– Устанавливать причинно-следственные связи между состоянием различных сфер жизни
общества и общественным развитием в целом;
– выявлять, опираясь на теоретические положения и материалы СМИ, тенденции и
перспективы общественного развития;
– систематизировать социальную информацию, устанавливать связи в целостной картине
общества (его структурных элементов, процессов, понятий) и представлять ее в разных формах
(текст, схема, таблица).
Экономика
– Выделять и формулировать характерные особенности рыночных структур;
– выявлять противоречия рынка;
– раскрывать роль и место фондового рынка в рыночных структурах;
– раскрывать возможности финансирования малых и крупных фирм;
– обосновывать выбор форм бизнеса в конкретных ситуациях;
– различать источники финансирования малых и крупных предприятий;
– определять практическое назначение основных функций менеджмента;
– определять место маркетинга в деятельности организации;
– применять полученные знания для выполнения социальных ролей работника и
производителя;
– оценивать свои возможности трудоустройства в условиях рынка труда;
– раскрывать фазы экономического цикла;
– высказывать аргументированные суждения о противоречивом влиянии процессов
глобализации на различные стороны мирового хозяйства и национальных экономик; давать
оценку противоречивым последствиям экономической глобализации;
– извлекать информацию из различных источников для анализа тенденций общемирового
экономического развития, экономического развития России.
Социальные отношения
– Выделять причины социального неравенства в истории и современном обществе;
– высказывать обоснованное суждение о факторах, обеспечивающих успешность
самореализации молодежи в современных условиях;
– анализировать ситуации, связанные с различными способами разрешения социальных
конфликтов;
– выражать собственное отношение к различным способам разрешения социальных
конфликтов;
– толерантно вести себя по отношению к людям, относящимся к различным этническим
общностям и религиозным конфессиям; оценивать роль толерантности в современном мире;
– находить и анализировать социальную информацию о тенденциях развития семьи в
современном обществе;
– выявлять существенные параметры демографической ситуации в России на основе
анализа данных переписи населения в Российской Федерации, давать им оценку;
– выявлять причины и последствия отклоняющегося поведения, объяснять с опорой на
имеющиеся знания способы преодоления отклоняющегося поведения;
– анализировать численность населения и динамику ее изменений в мире и в России.

10

Политика
– Находить, анализировать информацию о формировании правового государства и
гражданского общества в Российской Федерации, выделять проблемы;
– выделять основные этапы избирательной кампании;
– в перспективе осознанно участвовать в избирательных кампаниях;
– отбирать и систематизировать информацию СМИ о функциях и значении местного
самоуправления;
– самостоятельно давать аргументированную оценку личных качеств и деятельности
политических лидеров;
– характеризовать особенности политического процесса в России;
– анализировать основные тенденции современного политического процесса.
Правовое регулирование общественных отношений
– Действовать в пределах правовых норм для успешного решения жизненных задач в
разных сферах общественных отношений;
– перечислять участников законотворческого процесса и раскрывать их функции;
– характеризовать механизм судебной защиты прав человека и гражданина в РФ;
– ориентироваться в предпринимательских правоотношениях;
– выявлять общественную опасность коррупции для гражданина, общества и государства;
– применять знание основных норм права в ситуациях повседневной жизни, прогнозировать
последствия принимаемых решений;
– оценивать происходящие события и поведение людей с точки зрения соответствия закону;
– характеризовать основные направления деятельности государственных органов по
предотвращению терроризма, раскрывать роль СМИ и гражданского общества в
противодействии терроризму.
Содержание учебного предмета
Содержание
Человек. Человек в системе общественных отношений
Человек как результат биологической и социокультурной эволюции.
Понятие культуры. Материальная и духовная культура, их взаимосвязь.
Формы и виды культуры: народная, массовая, элитарная; молодежная
субкультура, контркультура.
Многообразие и диалог культур.
Мораль.
Нравственная культура.
Искусство, его основные функции.
Религия.
Мировые религии.
Роль религии в жизни общества.
Социализация индивида, агенты (институты) социализации.
Мышление, формы и методы мышления. Мышление и деятельность.
Мотивация деятельности, потребности и интересы.
Свобода и необходимость в человеческой деятельности.
Познание мира. Формы познания. Понятие
истины, ее критерии. Абсолютная, относительная истина.
Виды человеческих знаний.
Естественные и социально-гуманитарные науки.
Особенности научного познания.
Уровни научного познания. Способы и методы научного познания.

10
9

Класс

23
36
24,37
27
28
35
32
33
34
10
11
15
13
14
4
13,29
29
11

11

Особенности социального познания.
Духовная жизнь и духовный мир человека. Общественное и
индивидуальное сознание.
Мировоззрение, его типы.
Самосознание индивида и социальное поведение. Социальные ценности.
Мотивы и предпочтения. Свобода и ответственность.
Основные направления развития образования. Функции образования как
социального института. Общественная значимость и личностный смысл
образования. Знания, умения и навыки людей в условиях
информационного общества.
Общество как сложная динамическая система
Системное строение общества: элементы и подсистемы. Социальное
взаимодействие и общественные отношения.
Основные институты общества.
Многовариантность общественного развития.
Эволюция и революция как формы социального изменения. Основные
направления общественного развития: общественный прогресс,
общественный регресс. Формы социального прогресса: реформа,
революция.
Процессы глобализации. Основные направления
глобализации. Последствия глобализации.
Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века.
Экономика. Экономика, экономическая наука.
Уровни экономики: микроэкономика, макроэкономика. Факторы
производства и факторные доходы.
Спрос, закон спроса, факторы, влияющие на
формирование спроса.
Предложение, закон предложения. Формирование
рыночных цен. Равновесная цена.
Виды и функции рынков.
Рынок совершенной и несовершенной конкуренции. Политика защиты
конкуренции и антимонопольное законодательство.
Рыночные отношения в современной экономике.
Фирма в экономике. Фондовый рынок, его инструменты. Акции,
облигации и другие ценные бумаги.
Предприятие. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль.
Постоянные и переменные затраты (издержки). Основные источники
финансирования бизнеса. Основные принципы менеджмента. Основы
маркетинга. Финансовый рынок.
Банковская система. Центральный банк Российской Федерации, его
задачи, функции и роль в банковской системе России. Финансовые
институты.
Виды, причины и последствия инфляции.
Рынок труда
Занятость и безработица, виды безработицы. Государственная политика
в области занятости.
Рациональное экономическое поведение собственника, работника,
потребителя, семьянина.
Роль государства в экономике.
Общественные блага. Налоговая система в РФ. Виды налогов. Функции

15,25
26
28
30

3
6
7
8

17
16,18,
19, 20

1-2
3
5,22
23
7
6
7
8
9

14-16
17
18
19
12
13
14-15
12

налогов. Налоги, уплачиваемые предприятиями. Основы денежной и
бюджетной политики государства. Денежно-кредитная (монетарная)
политика. Государственный бюджет. Государственный долг.
Экономическая деятельность и ее измерители. ВВП и
ВНП – основные макроэкономические показатели. Экономический рост.
Экономические циклы.
Мировая экономика. Международная специализация, международное
разделение труда, международная торговля, экономическая интеграция,
мировой рынок. Государственная политика в области международной
торговли.
Глобальные экономические проблемы. Тенденции экономического
развития России.
Социальные отношения
Социальная структура общества и социальные отношения. Социальная
стратификация, неравенство. Социальные группы, их типы.
Молодежь как социальная группа.
Социальный конфликт. Виды социальных конфликтов, их
причины. Способы разрешения конфликтов.
Социальные нормы, виды социальных норм. Отклоняющееся поведение
(девиантное). Социальный контроль и самоконтроль. Социальная
мобильность, ее формы и каналы в современном обществе.
Этнические общности. Межнациональные отношения, этносоциальные
конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы
национальной политики в Российской Федерации.
Семья и брак. Тенденции развития семьи в современном мире. Проблема
неполных семей. Современная демографическая ситуация в Российской
Федерации.
Религиозные объединения и организации в Российской
Федерации.

3
4
20

21
28,29
38
30
31,32
33,34.35
36
32,33,34

Политика
Политическая деятельность. Политические институты. Политические
отношения. Политическая власть.
Политическая система, ее структура и функции.
Государство как основной институт политической системы. Государство,
его функции. Политический режим. Типология политических режимов.
Демократия, ее основные ценности и признаки. Избирательная система.
Типы избирательных систем: мажоритарная, пропорциональная,
смешанная. Избирательная кампания.
Гражданское общество и правовое государство.
Политическая элита и политическое лидерство. Типология
лидерства.
Политическая идеология, ее роль в обществе. Основные идейнополитические течения современности.
Политические партии, их признаки, функции, классификация, виды.
Типы партийных систем. Понятие, признаки, типология общественнополитических движений. Политическая психология.
Политическое поведение.
Роль средств массовой информации в политической жизни общества.
Политический процесс.
Политический процесс.

43
44
45,46
48
47
51
52,53
49,50
56
55
58
13

Политическое участие.
Абсентеизм, его причины и опасность.
Особенности политического процесса в России.
Правовое регулирование общественных отношений
Право в системе социальных норм.
Система российского права: элементы системы
права; частное и публичное право; материальное и процессуальное
право.
Источники права.
Законотворческий процесс в Российской Федерации.
Гражданство Российской Федерации.
Конституционные права и обязанности гражданина РФ.
Воинская обязанность. Военная служба по контракту.
Альтернативная гражданская служба.
Права и обязанности налогоплательщиков. Юридическая
ответственность за налоговые правонарушения. Законодательство в
сфере антикоррупционной политики государства.
Экологическое право. Право на благоприятную
окружающую среду и способы его защиты. Экологические
правонарушения.
Гражданское право. Гражданские правоотношения. Субъекты
гражданского права. Имущественные права. Право собственности.
Основания приобретения права собственности. Право на результаты
интеллектуальной деятельности. Наследование. Неимущественные
права: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и
неимущественных прав.
Организационно-правовые формы предприятий.
Семейное право. Порядок и условия заключения и расторжения брака.
Правовое регулирование отношений супругов. Права и
обязанности родителей и детей.
Порядок приема на обучение в профессиональные образовательные
организации и образовательные организации высшего образования.
Порядок оказания платных образовательных услуг.
Занятость и трудоустройство.
Порядок приема на работу, заключения и расторжения
трудового договора.
Правовые основы социальной защиты и социального
обеспечения.
Гражданские споры, порядок их рассмотрения. Основные
правила и принципы гражданского процесса.
Особенности административной юрисдикции.
Особенности уголовного процесса. Стадии уголовного
процесса.
Конституционное судопроизводство.
Понятие и предмет международного права. Международная
защита прав человека в условиях мирного и военного времени.
Правовая база противодействия терроризму в Российской Федерации.

59
60
40
41
42
43
46
47
48
47
55
49

9

50
51
31
52
53
54
57
59
58
60
61,62
63

14

№

1-2
3

4
5
6
7
8
9

10

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 11 КЛАСС (2023 -2024 уч.год)
Количес Элементы обязательного минимума
Дата по плану
тво
образования
часов
Раздел I. Экономика.
Экономика,
2
Экономика. Экономика, экономическая наука
Сентябрь
экономическая наука
Уровни
экономики: 1
Уровни
экономики:
микроэкономика,
микроэкономика,
макроэкономика. Факторы производства и
макроэкономика.
факторные доходы.
Факторы производства
и факторные доходы.
Экономические циклы.
1
Экономические циклы.
Рыночные отношения в 1
Спрос, закон спроса, факторы, влияющие на
экономике.
формирование спроса.
Конкуренция
и 1
Рынок
совершенной
и
несовершенной
монополия
конкуренции. Политика защиты конкуренции и
антимонопольное законодательство.
Становление рыночной 1
Рыночные отношения в современной
экономики в
экономике.
современной России.
Фирмы в экономике.
1
Фирма в экономике. Фондовый рынок, его
инструменты. Акции, облигации и другие
ценные бумаги.
Правовые
основы 1
Предприятие. Экономические и бухгалтерские
предпринимательской
издержки и прибыль. Постоянные и переменные
деятельности.
затраты (издержки). Основные источники
финансирования бизнеса. Основные принципы
менеджмента. Основы маркетинга. Финансовый
рынок.
Организационно
- 1
Особенности
правового
статуса Октябрь
правовые формы
несовершеннолетнего.
Права
предпринимательства.
несовершеннолетных
Тема

Примечание

Текущий контроль
Тест

Диктант терминов

15

11

12
13
14

Развитие
1
предпринимательства в
современной
России.
Слагаемые успеха в 1
бизнесе.
Роль государства в 1
экономике
Денежно-кредитная
1
политика государства.

15

Бюджетно-налоговая
политика государства.

16

Банки и
система.

17

Инфляция;
причины, 1
виды и последствия.
Рынок труда
1
Занятость
и 1
безработица,
виды
безработицы.

18
19

1

банковская 1

Развитие предпринимательства в современной
России.
Слагаемые успеха в бизнесе. Рациональное
экономическое
поведение
собственника,
работника, потребителя, семьянина.
Роль государства в экономике

Итоговый контроль

Общественные блага. Налоговая система в РФ.
Виды налогов. Функции налогов. Налоги,
уплачиваемые предприятиями. Основы денежной
и бюджетной политики государства. Денежнокредитная
(монетарная)
политика.
Государственный бюджет. Государственный долг.
Общественные блага. Налоговая система в РФ.
Виды налогов. Функции налогов. Налоги,
уплачиваемые предприятиями. Основы денежной
и бюджетной политики государства. Денежнокредитная
(монетарная)
политика.
Государственный бюджет. Государственный долг.
Банковская
система.
Центральный
банк
Российской Федерации, его задачи, функции и
роль в банковской системе России. Финансовые
институты.
Банковская
система.
Центральный
банк
Российской Федерации, его задачи, функции и
роль в банковской системе России. Финансовые
институты.
Виды, причины и последствия инфляции.

Промежуточный
контроль

Рынок труда и его особенности.
Ноябрь
Безработица и государственная политика в
сфере
занятости.
Государственная
политика в области занятости.

Тест

Диктант терминов

16

20

Мировая экономика.

1

21

Глобальные
1
экономические
проблемы.
22
Спрос, закон спроса, 1
факторы, влияющие на
формирование спроса.
23
Предложение,
закон 1
предложения.
24
Экономическая
1
культура.
25
Урок - практикум.
1
26
Решение
1
обществоведческих
задач.
27
Контрольная работа.
1
Раздел II. Социальные отношения.
28- Социальная структура 2
29
общества.
30

Социальный конфликт.

1

3132

Социальные
нормы, 2
виды социальных норм.

33
34

Этнические общности. 1
Нации
и 1

Международная
специализация,
международное
разделение
труда,
международная
торговля,
экономическая
интеграция, мировой рынок. Государственная
политика в области международной торговли.
Глобальные экономические проблемы.
Тенденции экономического развития России.

Итоговый контроль

Проекты

Спрос, закон спроса, факторы, влияющие
на формирование спроса.
Предложение,
закон
предложения.
Формирование рыночных цен. Равновесная цена.
Экономическая культура.
Декабрь
Урок - практикум.
Решение обществоведческих задач.
Контрольная работа.

Контроль

Социальная
структура
общества
и
социальные
отношения.
Социальная
стратификация,
неравенство.
Социальные
группы, их типы.
Социальный конфликт. Виды социальных
конфликтов, их причины. Способы разрешения
конфликтов.
Отклоняющееся поведение (девиантное).
Социальный
контроль
и
самоконтроль.
Социальная мобильность, ее формы и каналы в
современном обществе.
Этнические общности. Межнациональные
отношения, этносоциальные конфликты, пути Январь
17

35

36

межнациональные
отношения.
Семинар
«Национальная
политика в
Российской
Федерации».
Семья и быт.

37

1

1

Гендерные отношения в
современном
обществе.
38
Социальное развитие и
молодежь.
39
Социальное развитие
современной России.
40
Семинар
«Демографическая
ситуация в
современной России.»
41
Урок - практикум
42
Контрольная работа.
Раздел III. Политика
43
Политика и власть.

1

44

Политическая система.

1

4546

Государство
в 2
политической системе.

их разрешения. Конституционные принципы
национальной
политики
в
Российской
Федерации.

Тест

Семья и брак. Тенденции развития семьи в
современном мире. Проблема неполных семей.
Современная демографическая ситуация в
Российской Федерации.
Гендерные отношения в современном
обществе.

1

Социальное развитие и молодежь.

1

Социальное развитие современной России.

1

Семинар «Демографическая ситуация в
современной России.»

1
1

Урок - практикум
Контрольная работа.

1

Политическая деятельность. Политические Февраль
институты.
Политические
отношения.
Политическая власть.
Политическая система, ее структура и
функции.
Государство
как
основной
институт
политической
системы.
Государство,
его
функции. Политический режим. Типология
политических режимов.

Контроль

18

47
48
4950
51
5253
54
55

56
57
58

59
60
61

Гражданское общество
и правовое государство.
Демократические
выборы.
Политические партии и
общественно –
политические
движения.
Политическая элита и
политическое
лидерство.
Политическая
идеология, ее роль в
обществе.
Политическая
психология.
Роль средств массовой
информации
в
политической
жизни
общества.
Политический процесс.
Политическое
поведение.
Политический
терроризм.
Политический
процесса. Этапы
политического
процесса.
Политическое участие.
Участие гражданина в
политической жизни.
Политическая культура
и ее роль в

1
1

Гражданское
общество
и
государство.
Демократические выборы.

правовое

2

Политические партии и общественно –
политические движения.

1

Политическая элита и политическое
лидерство.

2

Политическая идеология, ее роль в обществе.
Основные
идейно-политические
течения
современности.
Политическая психология.

1
1

1

Март

Тест

Средства массовой коммуникации и
политическое сознание.

Политическое поведение.

1
1

1
1
1

Политический процесс.

Политическое участие.
Абсентеизм, его причины и опасность.
Особенности политического процесса в России.
Политическая культура и ее роль в
жизни общества

Апрель

Контроль

19

62
63
64

65
66
67
68

жизни общества
Урок
практикум
Контрольная работа.
Информационное
общество и
глобальные проблемы
современности. Взгляд
в будущее.
Повторение.
Итоговое повторение
Итоговое тестирование.
Проектная
деятельность.

1

Урок - практикум

1
1

Контрольная работа.
Информационное общество и
глобальные проблемы современности. Взгляд
в будущее.

1
1
1
1

Повторение.
Итоговое повторение
Итоговое тестирование.
Проектная деятельность.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 11 КЛАСС.
№
Раздел
п/п
І
Экономика
ІІ
Социальные отношения
ІІІ
Политика
ІV
Проектная деятельность. Резерв.
Итого

Май

Итоговый контроль

Количество
часов
27
15
25
1
68

20

Критерии оценивания по предмету «Обществознание»
Оценка Предметный результат (в обобщенном виде)
5 (отлично) Учащийся владеет материалом: знает и понимает значение основных терминов; имеет
четкое представление об основных темах изучаемого курса; владеет универсальными учебными
действиями
4 (хорошо) Учащийся достаточно хорошо знает и понимает материал. Изучаемые объекты, явления
процессы чаще рассматривает, не выходя за рамки данного предмета. Не совсем владеет универсальными
учебными действиями
3 (удовл.) Учащийся слабо владеет обществоведческими знаниями. Затруднения вызывают вопросы
теоретического и практического плана. Деятельность учащегося, в основном, сводится к
воспроизведению изученных фактов (понятий, способов действий, принципов, теорий…).
2 (неудовл.) Учащийся имеет очень слабое, отдаленное представление об учебной дисциплине. Не
может назвать основные факты, процессы и явления, имеющие отношение к изучаемому предмету; не
владеет необходимыми учебными умениями и навыками. Коммуникативные способности не развиты.
Критерии для оценивания устного ответа учащегося по обществознанию
Оценка «5» ставится, если ученик:
1.
Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объема программного материала;
полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий,
взаимосвязей.
2.
Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять
главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами;
самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщать, выводы. Устанавливает межпредметные (на
основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные
знания в незнакомой ситуации. Последовательно, четко, связно, обоснованно и безошибочно излагает
учебный материал: дает ответ в логической последовательности с использованием принятой
терминологии; делает собственные выводы; формирует точное определение и истолкование основных
понятий; при ответе не повторяет дословно текст учебника; излагает материал литературным языком;
правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально
использует наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу,
первоисточники.
3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на
творческом уровне; допускает не более одного недочета, который легко исправляет по требованию
учителя.
Оценка «4» ставится, если ученик:
1. Показывает знания всего изученного программного материала. Дает полный и правильный ответ
на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочеты при воспроизведении
изученного материала, определения понятий, неточности при использовании научных терминов или в
выводах и обобщениях; материал излагает в определенной логической последовательности, пр и этом
допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при
требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал;
подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании
фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применяет
полученные знания на практике в видоизмененной ситуации, соблюдает основные правила культуры
устной и письменной речи, использует научные термины.
3. Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником,
первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые нарушения
правил оформления письменных работ.
Оценка «3» ставится, если ученик:
21

1.
Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не
препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; материал излагает не
систематизировано, фрагментарно, не всегда последовательно.
2.
Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и
обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
3.
Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии,
определения понятий дал недостаточно четкие; не использовал в качестве доказательства
выводы и обобщения из наблюдений, фактов или допустил ошибки при их изложении.
4. Испытывает затруднения в применении знаний, при объяснении конкретных явлений на основе
теорий, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий
5. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание
текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом
тексте.
6. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста
учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну - две
грубые ошибки.
Оценка «2» ставится, если ученик:
1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала; не делает выводов и обобщений.
2. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах
поставленных вопросов или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет
применять их к решению конкретных вопросов.
3. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить
даже при помощи учителя.
4. Не может ответить ни на один их поставленных вопросов.
5. Полностью не усвоил материал.
Критерии для оценивания тестового задания учащегося по обществознанию.
Задания с выбором ответа (закрытый тест), задания « дополните предложение» (открытый тест)
оценивается в один и два балла соответственно. Критерии оценок:«5»: 80 – 100 % от общего числа баллов;
«4»: 70 - 75 %; «3»: 50 - 65 %; «2»: менее 50%
Дифференцированный тест составлен из вопросов на уровне «ученик должен» (обязательная часть) и
«ученик может» (дополнительная часть). Например, обязательная часть состоит из 20 вопросов по 1 баллу,
а дополнительная часть из 5 вопросов повышенного уровня сложности по 2 балла. Итого максимум 30
баллов.
Критерии оценок:«2»: ученик набрал менее 10 баллов «3»: выполнил 10 любых заданий обязательной
части «4»: 13 + 4 = 17 баллов и более «5»: 15+ 6 = 21 баллов и более.
Критерии для оценивания письменной контрольной работы учащегося по обществознанию.
В соответствии с Положением о системе контроля и оценки достижения планируемых результатов
освоения основной образовательной программы начального и основного общего образования МБОУ
СОШ № 1 и единых педагогических требованиях по ее организации качество образования учащихся в
течение учебного года определяется по проценту выполнения учащимися типовых и нетиповых учебных
заданий контрольных работ.
При определении этих показателей следует соблюдать следующую последовательность:
1) Первоначально оценивается общий процент выполненных учащимися типовых учебных заданий
контрольной работы и выставляются отметки1:
отметка «5» ставится ученику в том случае, если общий процент выполнения типовых заданий равен
90 – 100%;
отметка «4» ставится ученику в том случае, если общий процент выполнения типовых заданий равен
71 – 89%;
22

отметка «3» ставится ученику в том случае, если общий процент выполнения типовых заданий равен
50 – 70%;
отметка «2» ставится ученику в том случае, если общий процент выполнения типовых заданий менее
50%;
отметка «1» ставится ученику в том случае, если общий процент выполнения типовых заданий равен
0%.
2) На основании этих данных делается вывод о соответствии или несоответствии качества образования
каждого ученика требованиям ФГОС к образовательным результатам:
качество образования учащихся, выполнивших контрольные типовые задания не менее чем на 71% и
получивших оценки «4» и «5», а также выполнивших контрольные типовые задания на 50 – 70% и
получивши оценку «3»,соответствует базовому (опорному) уровню требований ФГОС; качество
образования учащихся, выполнивших контрольные типовые задания менее чем на 50% и получившие
оценку «2», а также полностью не справившиеся с работой и получившие отметку «1», не
соответствует уровню требований ФГОС.
3) Соответствие или несоответствие качества образования учащихся требованиям повышенного
(функционального) уровня требований ФГОС к образовательным результатам детей определяется
отдельно на основе анализа и оценки нетиповых (творческих заданий) контрольной работы каждого
ученика:
за выполнение учащимся более чем 70% нетиповых заданий контрольной работы, наряду с отметкой за
выполнение типовых заданий, ставится дополнительно отметка «5» и делается вывод о соответствии
качества образования ученика требованиям повышенного (функционального) уровня требований ФГОС;
если при выполнении учащимся более 70% нетиповых заданий контрольной работы его отметка за
выполнение типовых заданий равна «3», то делается вывод о соответствии качества образования ученика
требованиям базового (опорного) уровня ФГОС, но его отметка за выполнения типовых заданий может
быть повышена учителем до отметки «4». В этом случае дополнительная отметка «5» за выполнение
нетиповых заданий не ставится; при выполнении учеником менее 70% нетиповых учебных заданий
дополнительная отметка не ставится, но эти результаты могут быть учтены учителем при выставлении
итоговой отметки за выполнение типовой части его контрольной работы. Так, отметка «3» учащегося
может быть повышена до отметки «4», что позволяет сделать вывод о соответствии качества
образования данного ученика базовому (опорному) уровню требований ФГОС. Аналогично, отметка «4»,
выставленная за типовую часть контрольной работы, по усмотрению учителя в данном случае может
быть повышена до отметки «5»; неудовлетворительная оценка «2» учащегося может быть по
усмотрению учителя повышена до «3» в исключительных случаях (если процент выполнения типовых
заданий близок к 50%, но все же имело место частичное и правильное выполнение нетиповых учебных
заданий). В этом случае делается вывод о том, что качество образования учащегося соответствует
базовому (опорному) уровню требований ФГОС
Оценка индивидуального проекта
1.Выполнение индивидуального итогового проекта обязательно для каждого обучающегося, его
невыполнение равноценно получению неудовлетворительной оценки по любому учебному предмету.
2.Результат проектной деятельности должен иметь практическую направленность.
Результатом (продуктом) проектной деятельности может быть любая из следующих работ:
а) письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчёты о
проведённых исследованиях, стендовый доклад и др.)
;б) художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изобразительного искусства,
экранных искусств), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения,
инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной
анимации и др.;
в) материальный объект, макет, иное конструкторское изделие;
23

г) отчётные материалы по социальному проекту, которые могут включать как тексты, так и
мультимедийные продукты.
3. Защита проекта осуществляется в процессе специально организованной деятельности комиссии
образовательного учреждения или на школьной конференции.
4. Результаты выполнения проекта оцениваются по итогам рассмотрения комиссией представленного
продукта с краткой пояснительной запиской, презентации обучающегося и отзыва руководителя.
5. Критерии оценки проектной работы:
5.1. Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в
умении поставить проблему и выбрать адекватные способы её решения, включая поиск и обработку
информации, формулировку выводов и/или обоснование и реализацию/апробацию принятого решения,
обоснование и создание модели, прогноза, модели, макета, объекта, творческого решения и т. п. Данный
критерий в целом включает оценку сформированности познавательных учебных действий.
5.2. Сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении раскрыть
содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой
использовать имеющиеся знания и способы действий.
5.3. Сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и
управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для
достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях.
5.4. Сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить
выполненную работу, представить её результаты, аргументировано ответить на вопросы.
5.5. Отметка за выполнение проекта выставляется в графу «Проектная деятельность» или «Экзамен» в
классном журнале и личном деле.
В документ государственного образца об уровне образования — аттестат об основном общем образовании
— отметка выставляется в свободную строку.
По каждому критерию вводятся количественные показатели, характеризующие полноту проявления
навыков проектной деятельности. Максимальная оценка по каждому критерию не должна превышать 3
баллов. При таком подходе достижение базового уровня (отметка «удовлетворительно») соответствует
получению 4 первичных баллов (по одному баллу за каждый из четырёх критериев), а достижение
повышенных уровней соответствует получению 7—9 первичных баллов (отметка «хорошо») или 10—12
первичных баллов (отметка «отлично»).

24

Учебно-методическая литература. Интернет – ресурсы.
http://www.putin2004.ru/ - Сайт В. Путина
Интернет-ресурсы по обществознанию
Образовательные стандарты
http://www.mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/1487/ Образовательные стандарты, примерные программы.
Методика преподавания http://www.humanities.edu.ru/index.html
Социально-гуманитарное и политологическое образование.
http://www.childsoc.ru Социология - школьному учителю.
http://lesson-history.narod.ru/pravo.htm Электронное пособие по курсу «Основы государства и права»
для 10-11-х классов. Иллюстрации, схемы, таблицы.
http://lesson-history.narod.ru/ob1011.htm Электронное пособие по курсу «Человек и общество» для
10-11-х классов. Таблицы, иллюстрации, схемы.
http://lesson-history.narod.ru/ob89.htm Полная электронная версия курса по темам: что такое человек,
человек и природа, человек среди людей, человек в обществе, личность и мораль, гражданин,
государство, право, права человека и гражданина.
http://www.prosv.ru/ebooks/Chelovek_i_obshestvo_1/ Методические рекомендации по курсу «Человек
и общество». Часть 1. 10-й класс.
http://www.prosv.ru/ebooks/Chelovek_i_obshestvo_2/ Методические рекомендации по курсу «Человек
и общество». Часть 2. 11-й класс.
http://window.edu.ru/window/library?p_rid=41174&p_rubr=2.1.16 Гражданский форум в классе:
Методические рекомендации в помощь педагогам.
http://window.edu.ru/window/library?p_rid=41176&p_rubr=2.1.16 Необычный задачник для обычного
гражданина.
http://window.edu.ru/window/library?p_rid=41177&p_rubr=2.1.16 Руководство по исследованию и
написанию дидактических материалов для дискуссий в классе и среди населения.
Сайты государственных организаций и учреждений
http://www.un.org/russian/ На сайте представлена общая информация об ООН: цели, история,
информация о системе ООН. Сведения о главных органах ООН. Законодательный сборник: документы
и карты. Информация о государствах – членах ООН. Освещение проводимых конференций и
мероприятий.
http://www.kremlin.ru/ Официальный сайт Президента РФ.
http://www.economy.gov.ru Министерство экономического развития и торговли Российской
Федерации.
http://minfin.rinet.ru Министерство финансов Российской Федерации.
http://www.gks.ru/ Федеральная служба государственной статистики: базы данных, статистическая
информация.
http://www.fips.ru Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным
знакам (Роспатент).
http://www.rostrud.info Федеральная служба по труду и занятости Российской Федерации.
http://www.nalog.ru Федеральная налоговая служба Российской Федерации.
http://www.fas.gov.ru Федеральная антимонопольная служба Российской Федерации.
http://www.fss.ru Фонд социального страхования Российской Федерации.
http://www.tpprf.ru Торгово-промышленная палата Российской Федерации.
http://www.supcourt.ru/ Верховный Суд Российской Федерации.
http://genproc.gov.ru/ Генеральная прокуратура Российской Федерации.
Сайты негосударственных и общественных организаций
http://www.garant.ru/ Гарант (законодательство с комментариями).
http://www.consultant.ru/ Консультант-плюс (справочные правовые системы).
http://www.levada.ru Аналитический центр Юрия Левады.
25

http://www.ecfor.ru Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН.
http://www.wciom.ru Всероссийский центр изучения общественного мнения.
http://socionet.ru Соционет: информационное пространство по общественным наукам.
http://www.zonaprav.ru Общество защиты прав потребителей «Резонанс»
Экономическая сфера
http://humanities.edu.ru/db/msg/46659 Тургель И.Д. Курс лекций «Региональная экономика и
управление».
http://www.akdi.ru/ Сайт газеты «Экономика и жизнь».
http://management.edu.ru Федеральный образовательный портал экономика, социология,
менеджмент.
http://www.wto.ru Россия и Всемирная торговая организация.
http://vocable.ru/ Национальная экономическая энциклопедия.
Социальная сфера
http://people.nnov.ru/jg/soc.htm Курс лекция по социологии.
http://www.isn.ru/sociology.shtml Российская сеть информационного общества.
http://voluntary.ru/ Национальная социологическая энциклопедия.
Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua.
Политическая сфера
http://humanities.edu.ru/db/msg/59330 Ирхин Ю.В., Зотов В.Д., Зотова Л.В. Политология: Учебник.
М.: Юрист, 2002.
http://politike.ru/ СЛОВАРИ И СПРАВОЧНИКИ ПОЛИТОЛОГИИ
Право
http://www.ug.ru/ug_pril/gv/98/08/t3_1.htm Уголовное право: Материалы к курсу «Право и
политика».
http://asozd.duma.gov.ru/main.nsf Автоматизированная система обеспечения законодательной
деятельности.
http://www.memo.ru/prawo/fund/481210.htm На сайте размещен полный текст Всеобщей декларации
прав человека, принятой ООН в 1948 г.
http://www.memo.ru/PrAWO/index.htm Законодательство и права человека.
http://www.ug.ru/ug_pril/gv/98/04/t3_1.htm Избирательное право: Материалы к курсу «Право и
политика».
http://www.un.org/russian/topics/humanrts/hrschool.htm Изучение прав человека в школе.
http://www.hrights.ru/ Институт прав человека.
http://www.ipolitics.ru/data/ Каталог международных документов.
http://schools.perm.ru/ext/cgo/obuchenie.htm Обучение правам человека.
http://www.ancientindia.co.uk/hinduism/index.html Индуизм.
http://www.holocaust-history.org/auschwitz/pressac/technique-and-operation/pressac0036.shtml История
Холокоста.
http://mrsapplebee.com/APEnglish/HolocaustResearch.htm История Холокоста.
http://www.uczyc-sie-z-historii.pl/pl/tag/holocaust История Холокоста.
http://www.galeria.historia.azv.pl/ Галерея фотографии: немецкий концлагерь.

26

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
Экран интерактивный (навесной)
Видеомагнитофон (видеоплейер)
Ноутбук
МФУ лазерный
Мультимедиапроектор

27

по_

Лист корректировки
рабочей программы по

______ класса
на 2023_/ 2024 учебный год

В связи с расхождением количества учебных часов, предусмотренных рабочей программой на проведение учебных занятий и
фактическим количеством проведённых учебных занятий по
причине_________________________________________________________________________________________________________________
_

в рабочую программу вносятся следующие изменения:

Корректировка тематического планирования.
Раздел

Количество часов по программе

Количество часов в связи с
корректировкой

Всего
Порядковый
№ урока

№ урока
в
разделе

Корректировка поурочно-тематического планирования.
Тема урока

Количество часов
по программе

Количество часов в
связи
с
корректировкой

28

29

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».