Рабочая программа курса внеурочной деятельности Смысловое чтение (1-4)

Пояснительная записка
Направленность программы
Программа «Смысловое чтение» имеет духовно-нравственную направленность и
предназначена для организации внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному
направлению в 1-х – 4-х классах общеобразовательной школы. Программа «Смысловое
чтение» прежде всего, направлена на обучение учеников критическому аудированию,
пониманию, анализу, сравнению, изменению и генерации текстов, как в устной, так и в
письменной форме. Программа «Смысловое чтение» является модифицированной, по
уровню освоения – общеразвивающей, по цели обучения – познавательной, по содержанию
однопрофильной, разработана в соответствии с требованиями к результатам внеурочной
деятельности в рамках реализации ФГОС НОО.
Актуальность программы
Начальная школа – особый этап в жизни ребёнка. Он связан с формированием у
школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности. И
именно читательские умения должны обеспечить младшему школьнику возможность
самостоятельно приобретать новые знания, а в дальнейшем создать основу для
самообразования. Долгое время в практике обучения чтению в начальной школе усиленный
акцент делался на наращивание темпов чтения и работу над правильностью чтения, а
задаваемые по тексту вопросы проверяли лишь поверхностное усвоение содержания текста.
Такая практика вырабатывала у учащихся беглое, но бессознательное чтение, которое не
позволяло максимально извлекать и понимать информацию. Поскольку программы по
учебным предметам ориентированы на умение преобразовывать информацию,
представленную в различных формах, а одним из метапредметных результатов освоения
основной образовательной программы становится умение работать с различными
источниками информации, то данная проблема является актуальной в современной школе и
решать её необходимо уже в начальной школе, где и должен закладываться навык
смыслового чтения.
Новизна программы
Новизна данной программы в том, что содержание программы модифицировано в контексте
требований нового Федерального государственного стандарта, т.е. акценты смещены с
освоения фундаментальных знаний по предмету на социализацию личности средствами
современных знаний и технологий по направлению деятельности. Система работы,
представленная в программе, позволяет осуществить внедрение новых технологий,
нестандартных форм работы во внеурочной деятельности, развить речь учащихся, а также
повысить учебную мотивацию детей и, самое главное, воспитать грамотного читателя. Для
успешной социализации обучающихся добавлены инновационные педагогические
технологии: исследовательский метод, метод проектов и проблемный метод.
Использование компьютерных и мультимедийных технологий значительно повысит
эффективность работы по воспитанию интереса к книге, к чтению.
Педагогическая целесообразность программы
«Люди перестают мыслить, когда перестают читать». (Д. Дидро). Трудно не согласиться
со словами Д. Дидро, жившего более 200 лет назад. Но за последние двадцать лет статус
чтения, его роль, отношение к нему в российском обществе, как и во многих странах мира,
сильно изменилось. Чтобы преодолеть эту негативную тенденцию, в нашей стране
разработана «Национальная программа поддержки и развития чтения в России». Программа
ставит перед собой цель развития грамотности и культуры чтения в России, повышения
интеллектуального уровня граждан страны, а, следовательно, и ее конкурентоспособности на
мировой арене. Смысловое чтение – это такое качество чтения, при котором достигается
понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения. Цель смыслового
чтения – максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и
практически осмыслить извлеченную информацию. Когда ребенок действительно вдумчиво
читает, то у него обязательно работает воображение, он может активно взаимодействовать со
своими внутренними образами. Человек сам устанавливает соотношение между собой,

текстом и окружающим миром. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него
развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная.
Осмысленность чтения предполагает формирование следующих умений:
 выявлять в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать
потребность в выяснении их смысла;
 пользоваться сносками и школьным толковым словарем;
 отвечать на вопросы по содержанию словами текста;
 определять эмоциональный характер текста;
 выделять опорные (наиболее важные для понимания читаемого) слова;
 опираться на авторские ремарки для характеристики персонажей;
 определять мотивы поведения героев путём выбора правильного ответа из ряда
предложенных;
 уметь прогнозировать содержание читаемого;
 осознавать авторское и собственное отношение к персонажам;
 формулировать тему небольшого текста;
 работать с заголовками: выбирать наиболее точный из предложенных, озаглавливать
текст или рисунок, прогнозировать содержание по заголовку и составлять
высказывания по заданному заголовку;
 выявлять смысловой и эмоциональный подтекст;
 определять идею произведения путём выбора из ряда пословиц той, которая наиболее
точно выражает главную мысль;
 находить главную мысль, сформулированную в тексте;
 определять характер книги (тему, жанр, эмоциональную окраску) по обложке,
заглавию, рисункам.
Работая с текстом ученики должны получить возможность научиться использовать
формальные элементы текста (сноски, подзаголовки) для поиска информации, соотносить
позицию автора с собственной точкой зрения, оформлять свою мысль в монологическое
речевое высказывание, составлять письменные отзывы, высказывать суждение и
подтверждать примерами из текста, а также выполнять творческие задания с опорой на
эмоции, воображение, осмысление прочитанного. Таким образом, продуманная и
целенаправленная работа с текстом позволяет вычерпывать ребёнку из большого объема
информации нужную и полезную, а также приобретать социально – нравственный опыт и
заставляет думать, познавая окружающий мир. Всё большее количество детей приобщается к
дополнительному чтению (высокий процент посещения библиотеки, ведение читательских
дневников, обсуждение прочитанных книг на уроках), выполняют творческие задания,
задают вопросы на интересующие темы и готовят сообщения по ним, а это позволяет сделать
вывод о развитии любознательности и творческой активности. Внеурочные занятия помогут
решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития
ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.
Цель программы: формирование читательской компетентности младшего школьника,
осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской
деятельности как средства самообразования.
Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приемами
понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их
самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге и чтении.
Основные задачи:
 освоение общекультурных навыков чтения и понимание текста; воспитание интереса
к чтению и книге (формирование интереса к процессу чтения и потребности читать
произведения разных видов литературы, общеучебных умений осознанно читать
тексты, работать с различной информацией);
 овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой (формирование
умений работать с различными видами текстов, ориентироваться в
 книге, использовать ее для расширения знаний об окружающем мире);





воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в
художественной литературе (формирование умений понимать художественное
произведение как особый вид искусства, определять его художественную ценность и
анализировать средства выразительности, сравнивать искусство слова с другими
видами искусства, находить сходства и различия используемых художественных
средств, создавать свои собственные художественные произведения на основе
прочитанных);
формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника;
понимание духовной сущности произведений (освоение основных нравственноэтических ценностей взаимодействия с окружающим миром, формирование навыка
анализа положительных и отрицательных действий героев, событий), воспитание
адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в
жизни.

Отличительные особенности программы от других существующих программ.
Отличительными особенностями являются:
1.Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение
личностных, метапредметных и предметных результатов освоения курса.
2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные
результаты.
3. Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в
достижении планируемых результатов.
4. Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы
оценки: педагогом, администрацией.
5. В основу оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения
программы курса, воспитательного результата положена методика Беденко М. В.
6. При планировании содержания занятий прописаны типы и виды чтения.
Основные типы чтения: коммуникативное чтение вслух и про себя, учебное и
самостоятельное.
Основные виды чтения: ознакомительное, поисковое или просмотровое, изучающее и
вдумчивое.
Отличительные признаки программы являются и нетрадиционные формы проведения
занятий: интеллектуальные игры, путешествия, коллективно-творческие работы, рисунки,
конкурсы, проекты, викторины, посещение выставок, праздников.
Программа рассчитана на детей в возрасте от 6,5 (7) – 10 (11) лет.
Сроки реализации дополнительной образовательной программы:
Программа рассчитана на 4 года. Количество часов в неделю – 1. За год: в 1классе - 33 часа,
во 2 - 4 классах -34часа.
Всего реализуется в объеме 135 часов.
Формы и режим занятий
Согласно требованиям СанПиН, занятия проводятся один раз в неделю продолжительностью
35 минут в первом классе; 40 минут во втором, третьем и четвертом классе. В первых
классах для развития двигательной активности и смены вида деятельности используются
динамические паузы, что способствует умственному и физическому восстановлению.
Формы работы могут быть разнообразные: индивидуальная, фронтальная, парная, групповая.
Ведущей формой организации образовательного процесса является учебное занятие.
Организация образовательного процесса предполагает использование ряда других форм:
викторина, библиотечный урок, КВН, путешествие по страницам книг, проект, литературная
игра, инсценирование, конкурс - кроссворд, игра-драматизация, читательская конференция,
занятие-диспут, урок-спектакль, интегрированное занятие, занятие-праздник, литературный
ринг, беседа-дискуссия с элементами инсценировки, занятие-интервью, устный журнал,
литературная гостиная, просмотр видеофильмов.
Результаты
работы:
читательские дневники,
фотографии,
рисунки,
проекты,
исследовательские работы, результаты участия учащихся в конкурсах оформляются в виде

итоговой выставки в уголке для чтения.
Планируемые результаты
В результате освоения программы формируются умения, соответствующие требованиям
федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования.
Предметные умения:
 осознавать значимость чтения для личного развития;
 формировать потребность в систематическом чтении;
 использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное,
поисковое);
 уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
 пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной
информации.
Метапредметные:
Регулятивные умения:
 уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
 уметь самостоятельно работать с новым произведением;
 уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности,
литературных играх;
 уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Познавательные учебные умения:
 прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата
книги;
 отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
 ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным
фондом);
 составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
 пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Коммуникативные учебные умения:
 участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать
свою точку зрения;
 оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую
позицию;
 высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
 участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
 соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.
Универсальные учебные действия:
 находить книгу в открытом библиотечном фонде;
 выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности;
 сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению;
 формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной
 книге и героях;
 характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на
 заданную тему;
 сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением;
 слушать и читать книгу, понимать прочитанное;
 пользоваться аппаратом книги;
 овладевать правилами поведения в общественных местах (библиотеке);
 систематизировать по темам детские книги в домашней библиотеке.
Личностные результаты:
1) Осознание важности чтения и литературы как средства познания окружающего мира и
самого себя.
2) Осмысление значимости литературы как явления национальной и мировой культуры,
важного средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций.
3) Усвоение основных нравственных норм и ориентация на их соблюдение.

4)Осознавать значение литературного чтения в формировании собственной культуры и
мировосприятия;
Метапредметные результаты:
1. Овладение способностями принимать и охранять цели и задачи учебной
деятельности, поиска средств ее осуществления.
2. Освоение способов проблем творческого и поискового характера.
3. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять
наиболее эффективные способы достижения результата.
4. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в
соответствии с целями и задачами; формирование умения осознанно строить речевое
высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной
и письменной формах.
5. Овладение логическими действиями анализа и синтеза, сравнения, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинноследственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям.
6. Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать
существование различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое
мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении
функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной
деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Ожидаемые результаты формирования УУД к концу 4-го года обучения
Личностные результаты:
1) Осознание важности чтения и литературы как средства познания окружающего мира и
самого себя.
2) Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения.
3) Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в
информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах,
социальной справедливости и свободе.
4) Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
5) Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
6)Профилировать свою нравственно-этическую ориентацию (накопив в ходе анализа
произведений и общения по их поводу опыт моральных оценок и нравственного выбора).
Метапредметные результаты:
1. Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и
способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
2. Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
3. Активное использование речевых средств и средств информационных и
коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных
задач.
4. Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом
учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа,
организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с
коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;
в том числе вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в
цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки,
готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим
сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и
этикета.
5. Овладение логическими действиями анализа и синтеза, сравнения, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинноследственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям.

6. Определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный
контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и
поведение окружающих.
7. Осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного
результата.
Способы отслеживания ожидаемых результатов:
Предметные УУД: контрольное задание, тестирование, викторина, составление
кроссвордов, опросники, собеседование, аукцион знаний, интеллектуальная игра, конкурс,
защита проектов и творческих работ.
МетапредметныеУУД: наблюдение, участие в проектах, творческие отчеты,творческие
конкурсы, проведение праздников и мероприятий.
Личностные УУД: наблюдение, тестирование, собеседование.
Формы подведения итогов реализации программы
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через участие их
в проектах, конкурсах, фестивалях, массовых мероприятиях, составляется портфолио.
Создание портфолио является эффективной формой оценивания и подведения итогов
деятельности обучающихся.
Портфолио - это сборник работ и результатов обучающихся, которые демонстрирует его
усилия, прогресс и достижения в различных областях.
В портфолио включаются фото и видеоизображения продуктов исполнительской
деятельности, продукты собственного творчества, материала самоанализа, схемы,
иллюстрации, эскизы и т.п.
Структура курса
В курсе литературного чтения реализуются следующие сквозные линии развития учащихся
средствами предмета.
Линии, общие с курсом русского языка:
1) овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (извлечение,
преобразование и использование текстовой информации);
2) овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;
3) овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.
Линии, специфические для курса «Смысловое чтение»:
4) определение и объяснение своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному;
5) приобщение к литературе как искусству слова;
6) приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях.
Разделы программы:
Раздел «Виды речевой деятельности» включает следующие содержательные линии:
аудирование (слушание), чтение, говорение (культура речевого общения), письмо (культура
письменной речи). Содержание этого раздела обеспечивает развитие аудирования,
говорения, чтения и письма в их единстве и взаимодействии, формируя культуру общения
(устного и письменного).
Аудирование (слушание) - это умение слушать и слышать, то есть адекватно воспринимать
на слух звучащую речь (высказывание собеседника, чтение различных текстов).
Чтение понимается как осознанный самостоятельный процесс чтения доступных по объему
и жанру произведений, осмысление цели чтения и выбор вида чтения; выразительное чтение
с использованием интонации, темпа, тона, пауз, ударений, соответствующих смыслу текста.
Говорение (культура речевого общения) определяет специфические умения вести диалог,
отвечать и задавать вопросы по тексту, создавать монолог с использованием правил речевого
этикета, воплощать свои жизненные впечатления в словесных образах, выстраивать
композицию собственного высказывания, раскрывать в устном высказывании авторский
замысел, передавая основную мысль текста.
Письмо (культура письменной речи) предполагает практическое освоение обучаемыми

некоторых типов письменной речи (на основе осмысления художественного произведения):
текста-повествования, текста-описания, текста-рассуждения; создание собственных минисочинений (рассказ по картинке); написание отзыва.
Раздел «Виды читательской деятельности» включает в себя работу с разными
видами текста. Эта работа предполагает формирование следующих аналитических умений:
восприятие изобразительно-выразительных средств языка художественного произведения,
научно-популярного текста; воссоздание картины жизни, представленной автором;
установление причинно-следственных связей в художественном, учебном и научнопопулярном текстах; понимание авторской позиции в произведении; выделение главной
мысли текста. Предусматривает ознакомление ребенка младшего школьного возраста с
книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических
умений.
В разделе «Круг детского чтения» реализуются принципы отбора содержания чтения
младшего школьника, которое обеспечивает формирование мотивированного выбора круга
чтения, устойчивого интереса ученика к самостоятельной читательской деятельности,
компетентности в области детской литературы: учет эстетической и нравственной ценности
текстов, их жанрового и тематического разнообразия, доступности для восприятия детьми 610 лет, читательских предпочтений младших школьников.
Раздел «Литературоведческая пропедевтика» содержит круг литературоведческих
понятий для практического освоения детьми с целью ознакомления с первоначальными
представлениями о видах и жанрах литературы, о средствах выразительности языка.
Раздел «Творческая деятельность учащихся (на основе литературных
произведений)» является ведущим элементом содержания начального этапа литературного
образования. Опыт творческой деятельности воплощается в системе читательской и речевой
деятельности, что обеспечивает перенос полученных детьми знаний в самостоятельную
продуктивную творческую деятельность. Особое внимание уделяется созданию различных
форм интерпретации текста.
Учебно-тематический план
№

Раздел, тема

Количество часов
1 кл

2 кл

3 кл

4 кл

1 Русский народный фольклор
2 Друзья детства

4ч

4ч

4ч

4ч

4ч

4ч

4ч

4ч

3 О хороших людях

4ч

4ч

4ч

4ч

4 О наших сверстниках

4ч

4ч

4ч

4ч

5 О природе

4ч

4ч

4ч

4ч

6 Книги о животных
7 Русская литература

5ч

4ч

4ч

4ч

4ч

4ч

4ч

4ч

8 Зарубежная литература
Итого:

4ч

4ч

4ч

4ч

33ч

34ч

34ч

34ч

Содержание программы
Содержание, задачи, формы работы, описанные в Программе «Смысловое чтение»,
выстроены в соответствии с основными задачами предмета «Литературное чтение»
Базисного учебного плана, авторской методики Беденко М. В., тетради-тренажера
«Смысловое чтение», Беденко М. В. 1-й - 4 класс. /Москва «ВАКО» 2018 г и ориентированы

2.

на совершенствование всех видов речевой деятельности младшего школьника (слушание,
чтение, говорение, письмо, различные виды пересказа), а также способствуют более
глубокому знакомству учащихся начальной школы с богатым миром отечественной и
зарубежной детской литературы, на развитие нравственных и эстетических чувств младшего
школьника.
Курс обеспечен тетрадью - тренажером для учащихся с 1 - 4 классу и методическими
рекомендациями для учителя. Данный курс направлен на то, чтобы подготовить и научить
детей получать информацию и знания из текста. Самостоятельный анализ прочитанного неотъемлемая часть современного обучения. Курс, состоящий из научно-популярных и
информационных текстов составлен так, чтобы заинтересовать ребенка в том, что он читает.
Вопросы и задания способствуют тому, что ребенок интуитивно выделяет суть
прочитанного, учится отделять первое и второстепенную информацию.
Вопросы составлены так, чтобы показать ход мышления, а не просто указать на номинально
правильный ответ. Курс содержит ряд заданий, для выполнения которых нужно не только
обобщить информацию одного текста, но и вернутся и увязать его с ранее прочитанным.
Тексты самой разной природы позволяют подготовить юных мыслителей к заданиям,
требующим творческого подхода.
В пособии представлены тексты двух видов: содержащие сказочные подробности (отмечены
*) и предлагающие достоверную фактическую информацию. Конец каждого занятия отмечен
знаком «колокольчик». Также немало отведено времени для модификации и генерации
текстов. Работа с заголовками, создания кратких устных, а затем и письменных изложений
учит ребенка не только воспринимать информацию, а и выражать свои мысли и знания в
устной и письменной форме. Речевая деятельность (слушание, говорение, чтение письмо) это основное доступное всем средство самопознания, самовыражения и развития творческих
способностей. Овладение системой языка, навыками речевой деятельности позволяет лучше
понять себя и других, овладеть системой нравственных и эстетических ценностей младшего
школьника.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Для учителя:
1) Тетрадь-тренажер «Смысловое чтение», Беденко М. В. Авторская методика
2)
Единая Коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) http://schoolcollection.edu.ru
3)
Детские книги школьной библиотеки
4)
Видеофильмы

5)

Детские

электронные

книги

и

презентации:

https://web.archive.org/web/20110819212758/http://viki.rdf.ru/item/142/

http://viki.rdf.ru/,


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».