РП по финансовой грамотности 10-11 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана с учётом актуальных целей и задач обучения
и воспитания, развития обучающихся и условий, необходимых для
достижения личностных, метапредметных и предметных результатов при
освоении предметной области
«финансовой грамотности».
Актуальность данной программы продиктована развитием
финансовой системы и появлением широкого спектра новых сложных
финансовых продуктов и услуг, которые ставят перед гражданами задачи, к
решению которых они не всегда готовы.
Финансовая грамотность - необходимое условие жизни в
современном мире, поскольку финансовый рынок предоставляет
значительно больше возможностей по управлению собственными
средствами, чем 5—10 лет назад, и такие понятия как потребительский
кредит, ипотека, банковские депозиты плотно вошли в нашу повседневную
жизнь. Однако в настоящий момент времени ни нам, ни нашим детям явно
недостаточно тех финансовых знаний, которыми мы располагаем. При этом
нужно учитывать, что сегодняшние учащиеся — это завтрашние активные
участники финансового рынка. Поэтому, если мы сегодня воспитаем наших
детей финансово грамотными, значит, завтра мы получим добросовестных
налогоплательщиков, ответственных заемщиков, грамотных вкладчиков
Новизной данной программы является направленность курса на
формирование финансовой грамотности учащихся на основе построения
прямой связи между получаемыми знаниями и их практическим
применением, пониманием и использованием финансовой информации на
настоящий момент и в долгосрочном периоде и ориентирует на
формирование ответственности у подростков за финансовые решения с
учетом личной безопасности и благополучия.
Одной из основных задач развития образования Российской
Федерации на современном этапе является формирование финансовой
грамотности и финансовой культуры населения страны. Именно поэтому в
российской системе образования сегодня уделяется существенное внимание
формированию функциональной грамотности обучающихся, а в её составе,
и финансовой грамотности. Принципиальное значение в настоящее время
приобретает в системе образования решение задачи формирования над
предметными компетенциями и «гибких» навыков. Поэтому в Программе
уделяется особое внимание не только содержательным — предметным
аспектам финансовой грамотности, но и развитию коммуникативных и
регулятивных универсальных учебных действий, решению творческих
задач и формированию критического мышления у обучающихся 10—11
классов.
Учебная программа рассчитана на учащихся 10–11 классов и
составлена с учётом психологических особенностей подростков.
Школьники 16–18 лет уже обладают необходимыми знаниями, навыками,
умениями и инструментарием, которые позволили бы правильно
воспринимать темы, предлагаемые им в рамках курса «Финансовая

грамотность». Именно в выпускных классах можно изучать темы, которые
школьниками более раннего возраста не могут быть правильно поняты и
уяснены. Кроме того, школьники 11 класса после окончания школы
фактически выходят в самостоятельную жизнь, в которой знания о
финансовых институтах и об особенностях взаимодействия с ними
становятся чрезвычайно важными для полноценного вхождения в общество
и достижения личного финансового благополучия.
Предлагаемый курс повышения финансовой грамотности школьников
10-11
классов
предполагает
раскрытие
ключевых
вопросов
функционирования финансовых институтов и взаимодействия с ними. В
рамках курса рассматриваются такие понятия, как коммерческий банк,
инвестиционный фонд, рынок ценных бумаг, налоговая система,
пенсионный фонд и пр. Учащиеся должны научиться основам
взаимодействия с банками, пенсионными фондами, налоговыми органами,
страховыми компаниями в процессе формирования накоплений, получения
кредитов, уплаты налогов, страхования личных и имущественных рисков и
др.
Курс «Финансовая грамотность» позволяет реализовать межпредметные
связи с учебными предметами «Обществознание», «История», «Математика»,
«География».
Общее число часов, отведённых на изучение учебного курса
«Финансовая грамотность», —68ч (один час в неделю в каждом классе):10 класс
—34ч,11класс—34ч.Программаучебногокурсаможетбытьиспользованадля
организации элективных курсов (курсов по выбору) в зависимости от ресурсов
образовательной организации.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Содержание учебного курса «Финансовая грамотность»10 класс
Раздел1.Государствоифинансоваясистема
Понятие «финансовая система». Роль государства в экономике. Основные
финансово экономические институты, их роль, функции и полномочия.
Финансовая политика государства. Национальная платежная система.
Государственныйбюджет.Видыбюджета.Бюджетноеустройство.Бюджетныйп
роцесс.Доходыирасходыгосударственногобюджета.Государственныйдолг.Ин
ициативноебюджетирование.
Инфляция и покупательная способность. Последствия инфляции.
Факторыустойчивогоразвития.Основыглобальногофинансовогорынка.Рискии
ограничения глобальной финансовой системы.
Раздел2.Государствоичеловек
Сущность налогообложения. Налоги и их виды. Налоги физических лиц.
Налоговые вычеты: общая характеристика. Государственные услуги в
электронном виде. Субъекты и объекты социальной защиты. Социальные
пособия. Льготы. Материнский капитал. Государственная помощь семье.
Пенсия. Виды пенсий. Пенсионное планирование. Баланс доходов и
потребления на этапах жизненного цикла.
Финансовыеплатформыиэкосистемы.Цифровыефинансовыесервисы.Рискици
фровых технологий для потребителя.
11класс
Раздел1. Инвестиции, инвесторы, риски
Финансовый капитал. Виды финансового рынка. Особенности регулирования
финансового рынка в период кризиса. Риски и возможности вовремя
финансового кризиса.
Акции, облигации, государственные облигации, паевые инвестиционные
фонды, сберегательные сертификаты. Выбор цели инвестирования.
Определение суммы, горизонта инвестирования и уровня допустимого риска.
Управлениеинвестиционнымпортфелем.Выборстратегииинвестиций.Инвести
ции и операции в цифровой среде. Выбор актива и времени сделки. Арбитраж.
Хеджирование. Диверсификация. Эффективное использование активов и
пассивов. Индивидуальный инвестиционный счет. Подходы к управлению
финансовыми рисками. Финансовая дисциплина.
Раздел2.Профессияифинансовоеблагополучиечеловека
Риски здоровья, риски выбора региона или страны, риски выбора
компании или смены рабочего места. Формирование фундамента для будущего,
экономия за счёт наёмного работника, пенсии, здравоохранение, штрафы,
изъятия, биржа труда, пособие по безработице. Требования официального
трудоустройства.
Риски
семьи.
Комплексноефинансовоеобслуживание.Заработнаяплата.Премиальныевыплаты
иподдержканаёмногоработника

Планируемые результаты освоения программы учебного курса
«Финансовая грамотность» на уровне среднего общего образования
Личностные результаты
Личностные результаты в сфере отношений, обучающихся к себе, к
своему здоровью, к познанию себя:
–
Ориентация обучающихся на достижение личного счастья,
реализацию
позитивных
жизненных
перспектив,
инициативность,
креативность, готовность и способность к личностному самоопределению,
способность ставить цели и строить жизненные планы;
–
готовность и способность обеспечить себе и своим близким
достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной
деятельности;
–
готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного
достоинства,
собственного
мнения,
готовность
и
способность
вырабатыватьсобственнуюпозициюпоотношениюкобщественнополитическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания, и
осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
–
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и
самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами
гражданского общества, потребность в физическом самосовершенствовании,
занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;
–
принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа
жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному
физическому и психологическому здоровью;
–
российская идентичность, способность к осознанию российской
идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историкокультурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм,
готовность к служению Отечеству, его защите;
–
формирование уважения к русскому языку как государственному
языку Российской Федерации, являющемуся основой российской
идентичности и главным фактором национального самоопределения;
–
воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям
народов, проживающих в Российской Федерации.
Личностные результаты в сфере отношений, обучающихся с
окружающими людьми:
–
нравственное сознание и поведение на основе усвоения
общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в
поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими
людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и
сотрудничать для их достижения;
–
принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и
доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению,
мировоззрению;

–
способность к сопереживанию и формирование позитивного
отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями
здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к
физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать
первую помощь;
–
формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в
том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного
сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и
нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и
дружелюбия);
–
развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми
младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной,
учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.
Метапредметные результаты
1. Регулятивные универсальные учебные действия:
–
Самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии,
по которым можно определить, что цель достигнута;
–
оцениватьвозможныепоследствиядостиженияпоставленнойцеливд
еятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на
соображениях этики и морали;
–
ставитьиформулироватьсобственныезадачивобразовательнойдеяте
льностиижизненныхситуациях;
–
оценивать ресурсы, в том числе время и другие не материальные
ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
–
организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для
достижения поставленной цели;
–
сопоставлятьполученныйрезультатдеятельностиспоставленнойзар
анеецелью.
2. Познавательные универсальные учебные действия:
–
Искать и находить обобщенные способы решения задач, в том
числе осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его
основе новые (учебные и познавательные) задачи;
–
критически оценивать и интерпретировать информацию с разных
позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных
источниках;
–
находить и приводить критические аргументы в отношении
действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим
замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс
собственного развития;
–
выходить за рамки учебного предмета и осуществлять
целенаправленныйпоисквозможностейдляширокогопереносасредствиспособо
вдействия;
–
Коммуникативные универсальные учебные действия:
–
Осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и

со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за её
пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из
соображений результативности взаимодействия,
–
при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так
и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель,
выступающий, эксперт и т. д.);
– распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их
активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию,
избегая личностных оценочных суждений.
Предметные результаты
 Осваивать и применять знания о финансовой системе, национальной
платежной
системе
Российской
Федерации;
государственном
бюджете;инфляцииипокупательнойспособности;факторахустойчивогоразвити
яэкономикиидругихсфержизнедеятельности;налогообложении, налогах и их
видах, налоговых вычетах; финансовом капитале; особенностях регулирования
финансового
рынка
в
периодыкризисов;обосновныхформахтруда;инвестированиииегомеханизмах;ц
енныхбумагах;видахпредпринимательскойдеятельности;видахкапитала;участн
иках финансовых отношений;
 Характеризовать финансовые потребности личности, связанные с
уплатой налогов, получением социальных льгот и пособий; наёмный труд и его
особенности; современный рынок труда; трудовые ресурсы и рынок труда в
Российской Федерации и возможности трудоустройства молодёжи; роль
фондовых бирж в экономике; фондовый рынок;
 Устанавливать и объяснять взаимосвязи между сбережениями и
инвестированием; способами и сферами инвестирования; прогнозировать
изменение дохода в зависимости от собственной трудовой деятельности;
 устанавливать и объяснять взаимосвязи между финансовым
мошенничеством и потерями личных финансовых средств сбережениями и
инвестированием; деятельностью и видами страхования; способами и сферами
инвестирования; прогнозировать изменение дохода в зависимости от
собственной трудовой деятельности;
 использовать полученные знания об сберегательных сертификатах;
 оцениватьсобственныепоступкииповедениедругихлюдейвконтекстезнан
ийопостановкежизненныхцелей,выборафинансовыхинструментов;
–
приобретать опыт совместной деятельности в учебных группах при
решении финансовых задач, осуществлении проектной и исследовательской
деятельности, при взаимодействии с представителями разных этнических
групп.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 класс
№
п/
п
1.
2.
3.
4.
5.

Наименование
темы

Раздел 1. Управление денежными средствами семьи
Раздел 2. Способы повышения семейного благосостояния
Раздел 3. Риски в мире денег
Раздел 4. Семья и финансовые организации: как
сотрудничать без
проблем
Раздел 5. Человек и государство: как они взаимодействуют

Колво
часо
в
8
6
7
8
5

11 класс
№
п/
п

Наименование
темы

1.

Раздел 1. Банки: чем они могут быть вам полезны в жизни

2.

Раздел 2. Фондовый рынок: как его использовать для роста
доходов
Раздел 3. Налоги: почему их надо платить и чем грозит неуплата
Раздел 4. Страхование: что и как надо страховать, чтобы не
попасть в беду
Раздел 5. Собственный бизнес: как создать и не потерять
Раздел 6. Риски в мире денег: как защититься от разорения
Раздел 7. Обеспеченная старость: возможности пенсионного
накопления

3.
4.
5.
6.
7.

Колво
часо
в
5
5
4
5
5
5
5

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 10 класс
№
п/
п

Наименование
темы

Колво
часо
в

Раздел 1. Управление денежными средствами семьи
(8 часов)
1.
Деньги: что это такое?
1
2.
Что может происходить с деньгами и как это влияет на
1
финансы нашей семьи
3.
Какие бывают источники доходов
1
4.
От чего зависят личные и семейные доходы
1
5.
Как контролировать семейные расходы и зачем это делать
1
6.
Что такое семейный бюджет и как его построить
1
7.
Как оптимизировать семейный бюджет
1
Повторительно-обобщающий урок
по
теме
1
8.
«Управление денежными
средствами семьи»
Раздел 2. Способы повышения семейного
благосостояния (6 часов)
9.
Для чего нужны финансовые организации
1
10.
Как увеличить семейные расходы с использованием
1
финансовых организаций
11.
Для чего нужно осуществлять финансовое планирование
1
12.
Осуществлять финансовое планирование на разных
1
жизненных этапах
13.
Практическая работа «Способы повышения семейного
1
благосостояния»
Повторительно-обобщающий урок по теме «Способы
14.
1
повышения семейного
благосостояния»
Раздел 3. Риски в мире денег (7 часов)
15.
Особые жизненные ситуации: рождение ребенка, потеря
1
кормильца
Особые жизненные ситуации: болезнь,
потеря
16.
1
работы, природные и
техногенные катастрофы
17.
Чем поможет страхование
1
18.
Какие бывают финансовые риски
1
19.
Что такое финансовые пирамиды
1
20.
Практическая работа «Как определить финансовую
1
пирамиду»
21.
Повторительно-обобщающий урок по теме «Риски в мире
1
денег»
Раздел 4. Семья и финансовые организации: как сотрудничать без
проблем (8 часов)
22.
Что такое банк и чем он может быть вам полезен
1
23.
Польза и риски банковских карт
1
24.
Что такое бизнес
1
25.
Как создать свое дело
1
26.
Что такое валютный рынок и как он устроен
1

27.
28.
29.

30.
31.
32.
33.
34.

Можно ли выиграть, размещая сбережения в валюте
Практическая работа «Банки и их роль в жизни семьи»
Повторительно-обобщающий урок
по
теме
«Семья и
финансовые
организации: как сотрудничать без проблем»
Раздел 5. Человек и государство: как они
взаимодействуют (5 часов)
Что такое налоги и зачем их платить
Какие налоги мы платим
Что такое пенсия и как сделать ее достойной
Практическая работа «Заполнение налоговой декларации»
Повторительно-обобщающий урок по курсу «Финансовая
грамотность

1
1
1

1
1
1
1
1

11 класс
№
п/
п

1
2
3
4.
5.

6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.

14.
15.
16.
17.
18.

19.
20.
21.
22.
23.

24.
25.

Наименование
темы

Колво
часо
в

Раздел 1. Банки: чем они могут быть вам полезны в
жизни (5 часов)
Банковская система
1
Как сберечь деньги с помощью депозитов
1
Банки и золото: как сохранить сбережения в драгоценных
1
металлах
1
Кредит: зачем он нужен и где его получить
1
Какой кредит выбрать и какие условия кредитования
предпочесть
Раздел 2. Фондовый рынок: как его использовать для роста доходов
(5 часов)
1
Что такое ценные бумаги и какие они бывают
Профессиональные участники рынка ценных бумаг
1
1
Граждане на рынке ценных бумаг
Зачем нужны паевые инвестиционные фонды и общие
1
фонды банковского
управления
1
Операции на валютном рынке: риски и возможности
Раздел 3. Налоги: почему их надо платить и чем грозит
неуплата (3 часа)
Налоги: почему их надо платить и чем грозит неуплата
1
1
Основы налогообложения граждан
Налоговые вычеты, или, как вернуть налоги в семейный бюджет 1
Раздел 4. Страхование: что и как надо страховать, чтобы не попасть в
беду (5 часов)
1
Страховой рынок России: коротко о главном
1
Имущественное страхование: как защитить нажитое состояние
1
Здоровье и жизнь — высшие блага: поговорим о личном
страховании
1
Если нанесён ущерб третьим лицам
1
Доверяй, но проверяй, или Несколько советов по выбору
страховщика
Раздел 5. Собственный бизнес: как создать и не потерять
(5 часов)
1
Создание собственного бизнеса: что и как надо сделать
Пишем бизнес-план
1
1
Расходы и доходы в собственном бизнесе
1
Налогообложение малого и среднего бизнеса
1
С какими финансовыми рисками может встретиться бизнесмен
Раздел 6. Риски в мире денег: как защититься от
разорения (5 часов)
Финансовые риски и стратегии инвестирования
1
1
Финансовая пирамида, или Как не попасть в сети мошенников

26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.

Виды финансовых пирамид
Виртуальные ловушки, или Как не потерять деньги при работе в
сети Интернет
Сюжетно-ролевая обучающая игра. Ток-шоу «Все слышат»
Раздел 7. Обеспеченная старость: возможности
пенсионного накопления (5 часов)
Думай о пенсии смолоду, или Как формируется пенсия
Как распорядиться своими пенсионными накоплениями
Как выбрать негосударственный пенсионный фонд
Обучающая игра «Выбери свой негосударственный пенсионный
фонд»
Итоговый контроль по курсу «Финансовая грамотность»

1
1
1
1
1
1
1
1
2

Формы контроля:
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ
НА ДОСТИЖЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТА
 оценивать свои ежемесячные расходы с точки зрения их необходимости;
 определять приоритетные траты;
 участвовать в составлении семейного бюджета;

выбирать товар или
услугу
в
соответствии
с
реальными
финансовыми
возможностями, не выходить за рамки бюджета;
 выявлять наличие возможностей сокращения расходов;
 следить за своими расходами и доходами и при необходимости их
корректировать;
 составлять личный финансовый план, связанный с конкретными
финансовыми целями; определять пути достижения этих целей и
прогнозировать сроки их достижения откладывать деньги на определенные
цели;
 использовать мобильный банк, Интернет-банк, электронные деньги и
кошельки для осуществления покупок и платежей; использовать цифровые
ресурсы для сбора информации о доступных вариантах сделок.
 определять приоритетные траты;
 участвовать в составлении семейного бюджета;
 считать расходы и доходы (личные и семейные) в краткосрочном
периоде;

выбирать товар или
услугу
в
соответствии
с
реальными
финансовыми
возможностями, не выходить за рамки бюджета;
 выявлять наличие возможностей сокращения расходов;
 следить за своими расходами и доходами и при необходимости их
корректировать;
 составлять личный финансовый план, связанный с конкретными
финансовыми целями; определять пути достижения этих целей и
прогнозировать сроки их достижения;
 откладывать деньги на определенные цели;
 рассчитывать, сколько времени потребуется, чтобы накопить
определенную сумму денег с учетом текущих доходов и расходов.
 Видеть типичные ошибки при принятии решения об открытии
собственного бизнеса любой ценой, рискуя необходимыми для жизни
средствами (имуществом);
 обращаться за консультацией по инвестиционным и страховым
продуктам в надежные, информированные источники до принятия
финансовых решений

понимать преимущества финансового планирования и
составления бюджета на основе этих планов;

понимать
необходимость
расставления
приоритетов в
своих расходах
при ограниченности
дохода.

знать, что использование кредитных и финансовых
продуктов
связано

с финансовыми рисками;
 уметь осуществлять выбор финансовых продуктов, связанных с
банковскими вкладами и кредитами с учетом возможных рисков. Избегать
типичных ошибок при принятии решения об использовании заёмных средств
(в том числе при оценке своей способности своевременно осуществлять
платежи по займам);
 выделять основную информацию в договоре по заимствованию средств
(размер и периодичность платежей, общую сумму возврата, полную
стоимость кредита и др.);
 оценить наличие финансовой выгоды от досрочного погашения кредита;
 оценивать возможность и необходимость личного страхования при
получении кредита.
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Текущая аттестация:
• устный опрос;
• тестовое задание;
• решение задач;
• решение кроссворда и анаграммы;
• графическая работа: построение графиков,
схем и диаграмм связей;
• аналитическая работа: расчёт показателей, анализ
статистических данных, оценка результатов;
• доклад;
• творческая работа: постер, компьютерная
презентация. Итоговая аттестация:
• кейс;
• эссе;
• ролевая игра.
Проверка овладения учащимися предметных знаний и умений может
осуществляться в форме письменной контрольной работы или устного опроса.
В данном случае всё зависит от времени, которым располагает учитель, а
также от его личных предпочтений. Оценка устного ответа более субъективна,
чем письменного, но тем не менее выделим общие принципы:
1.
Если ученик не отвечает на большинство вопросов, то ответ
оценивается в 2 балла, т. е. неудовлетворительно.
2.
Если ученик отвечает на половину вопросов или на
большинство вопросов частично, то ответ оценивается в 3 балла, т. е.
удовлетворительно.
3.
Если ученик достаточно уверенно отвечает на большинство
вопросов (более 70%) или отвечает почти на все вопросы, но делает
несколько существенных ошибок, то ответ оценивается в 4 балла, т. е.
хорошо.
4.
Если ученик отвечает на все вопросы, делает несколько
несущественных ошибок, то ответ оценивается в 5 баллов, т. е. отлично.
Оценивание письменной контрольной работы осуществляется
следующим образом: За каждый правильный тестовый вопрос – 1 балл.
За каждую решённую предметную задачу – 2, 3 или 4 балла (баллы
указаны в материалах для учащихся в заданиях).


За каждую практическую мини-задачу – 3, 4 или 5 баллов (баллы
указаны в материалах для учащихся в заданиях).
За развёрнутый письменный ответ на вопрос – 5, 6, 7 или 8 баллов
(баллы указаны в материалах для учащихся в заданиях).
По сумме баллов итоговые отметки
выставляются
так:
0–50%:
неудовлетворительно;
51–70%: удовлетворительно;71–90%: хорошо;
91–100%: отлично.
Оценка эссе на экономическую тему
Эссе – это свободное рассуждение на какую-либо тему. В материалах для
учащихся ученикам предлагается несколько тем для эссе. В ходе написания
эссе ученик имеет возможность не просто проявить свои творческие
способности, а развивать их. Мы знаем, что развитие каких-либо умений, а тем
более их формирование осуществляется только в деятельности, поэтому, чем
больше ученик будет писать (размышляя, формулируя собственные мысли по
поставленной автором проблеме), тем больше у него будет развиваться
умение создавать собственные мысли. Вообще размышление над
высказываниями мудрых людей помогает понять суть предмета, поэтому и
должно быть высоко оценено. Если учитель задаёт домашнее задание
«написать эссе на выбранную тему», а учащийся ничего не написал или сделал
отписку, просто перефразировав высказывание, то ученик получает
неудовлетворительную оценку. Ставить отметку 3 балла за попытку
размышления всё-таки не педагогично, может отбить у учащегося желание
вообще писать подобные сочинения. Поэтому далее мы говорим об отметках
4и
5.
Для начала выделим критерии, в соответствии с которыми
ученики пишут эссе, а учитель проверяет его.
Критерии:
1.
Раскрытие смысла высказывания. Это значит, что ученик не
просто перефразирует мысль автора, а, используя понятия и научные
знания, объясняет, что автор имел в виду.
2.
Логичность и системность изложения собственных мыслей.
Под логичностью мы понимаем установление причинно-следственных
связей между объектами, явлениями и процессами экономической
действительности. Системность показывает установление связей между
объясняемыми объектами как части и целого.
3.
Уровень теоретических суждений. Теоретические суждения
должны носить научный характер. Именно то, что было учениками освоено
на уроках (понятия и знания), должно быть использовано для построения и
аргументации собственной позиции.
4.
Уровень фактической аргументации. Фактическая
аргументация призвана подтвердить конкретными примерами (из
обществознания, истории, географии, литературы, СМИ и др.) позицию
ученика по обсуждаемому вопросу.
При оценке эссе учитель в первую очередь оценивает качественный
прирост в результатах творческо-учебной деятельности ученика. Наша задача

– запустить этот механизм, при котором ученик может воспринимать
действительность не только алгоритмически, но и творчески. Однако же
творчески не значит «как в голову взбредёт»! Поэтому учитель должен
показывать достоинства, а также недостатки в размышлениях учащихся.
Недостатки могут заключаться в том, что ученик существенно исказил
суть понятия или использовал совершенно неподходящее знание, или привел
примеры, не объясняющие данное явление, и др.
Оценка выполнения проекта
Критерии оценки:
1.
Постановка проблемы, решаемой с помощью проекта.
2.
Сформулированность целей проекта.
3.
Разработанность плана по подготовке и реализации проекта.
4.
Качество реализации проекта.
Любая деятельность, выходящая за пределы освоения предметного
содержания, должна оцениваться только позитивными отметками, чтобы
стимулировать учащегося к дальнейшей творческой работе. Поэтому в
случае, когда в проектной работе учащегося максимально соблюдены все
критерии и учащийся действительно самостоятельно (не списывал из книги)
выполнил работу, то её следует оценить максимально, т. е. на отлично,при
этом оговорив, конечно, существенные недостатки. Если работа выполнена не
полностью, отсутствуют какие-либо значимые её элементы, то следует
поставить отметку
«хорошо» или отправить на доработку.
Оценка выполнения исследовательской работы
Критерии оценки:
1.
Постановка исследовательской проблемы.
2.
Формулирование объекта, цели и гипотезы исследования.
3.
Использование адекватных методов исследования.
4.
Использование разнообразных информационных источников.
5.
Адекватность выводов.
Все комментарии, указанные в предыдущем пункте,
справедливы и для оценки исследовательской работы.
Перечень заданий для оценивания результатов обучения
– Тематический тест (проверяет усвоение предметных знаний по
данному разделу, формулируется в виде вопроса с несколькими
вариантами ответа).
– Тематические задания проверяют усвоение предметных знаний и
формирование умений, формулируются в виде заданий с открытым ответом.
– Практические мини-задачи проверяют овладение умениями и
компетентностями в изучаемой области финансовой грамотности;
формулируются в виде описания практической жизненной ситуации с
указанием конкретных жизненных обстоятельств, в которых учащимся
необходимо найти решения, используя освоенные знания и умения.

17

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
1. Блискавка, Е. Дети и деньги. Самоучитель семейных финансов для
детей / Е. Блискавка. — М. : Манн, Иванов и Фербер, 2014.
2. Шефер, Б. Мани, или Азбука денег / Б. Шефер. — М. : Попурри,
2016.
3. Гейл, К. Начинающий инвестор. Руководство по накоплению и
инвестированию для смышлёных детей / К. Гейл, Д. Хонинг. — М.
: Манн, Иванов и Фербер, 2014.
4. Учебно-методический комплект по финансовой грамотности,
разработанный в рамках Проекта Минфина России для 10—11
классов (2018).
5. Чумаченко, В. В. Основы финансовой грамотности / В. В.
Чумаченко, В. П. Горяев. — М. : Просвещение, 2020.
Интернет-ресурсы
1. URL:

https://вашифинансы.рф

—

совместный

проект

Министерства финансов и Роспотребнадзора, огромная коллекция
материалов по финансовой грамотности для населения России.
Школьникам стоит обратить особое внимание на разделы «Детям
и молодёжи о финансах» и «Финансовые калькуляторы».
2. URL: https://fincult.info — портал о финансовой

культуре,

созданный Банком России. Школьникам стоит обратить особое
внимание на разделы «Всё о финансах» и «Сервисы».
3. URL: https://хочумогузнаю.рф — коллекция материалов по
финансовой грамотности. Школьникам стоит обратить особое
внимание на разделы «Финансовые услуги» и «Интерактив».URL:
https://fingram.oc3.ru — интерактивный практикум «Понимаю
финансовый договор» от компании ОС3 поможет понять свои
риски перед приобретением различных финансовых услуг.
4. URL: http://www.financialfootball.ru — онлайн-игра «Финансовый
футбол» от компании VISA и Российской экономической школы.

18

5. URL: http://happy-finance.ru — настольная игра по финансовой
грамотности.
6. Единая система идентификации и аутентификации. URL:
https://esia.gosuslugi.ru.
7. Пенсионный фонд РФ. URL: http://www.pfrf.ru/.
8. Федеральная налоговая служба. URL: https://www.nalog.ru.
Учебно-методические материалы для учителя
1. URL: https://вашифинансы.рф — помимо разделов, указанных в
списке информационно-образовательных ресурсов, учителям
стоит обратить особое внимание на раздел «Библиотека».
2. URL: https://fincult.info — помимо разделов, указанных в списке
информационно-образовательных ресурсов, учителям

стоит

обратить особое внимание на раздел «Преподавание».
3. URL: https://fmc.hse.ru/ — сайт Федерального методического
центра

Национального

исследовательского

университета

«Высшая школа экономики». Представлены видеолекции для
учителей по финансовой грамотности, а также банк методических
разработокучителей.
4. URL:

http://edu.pacc.ru

—

образовательные

проекты

по

финансовой грамотности компании ПАКК. Особенно интересны
материалы проектов «Финансы в кино», «Финансы и литература»,
«Финансы и математика».


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».