РП по русскому языку 11 класс

1

Пояснительная записка
Настоящая программа по русскому языку для 10-11 классов разработана на основе
следующих нормативных документов:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в
действующей редакции);
2. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования,
утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17
декабря 2010 г. № 1897;
3. Приказ Министерства просвещения РФ от 22.03.2021 No 115 «Об утверждении порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования»;
4. Санитарные правила СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи",
утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 сентября 2020 г. N 28 (зарегистрированы Министерством юстиции Российской
Федерации 18 декабря 2020 г., регистрационный N 61573);
5. Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ СОШ №1 г. Реж;
6. Положение о рабочих программах МБОУ СОШ №1 г. Реж.
Рабочая программа ориентирована на использование учебников:
Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. Русский язык (базовый уровень) (в 2 частях) 10-11
класс, - М.: «Русское слово-учебник». 2020г
Цели изучения русского языка в старшей школе
Обучение русскому языку в старшей школе должно преследовать комплексную реализацию
практической, воспитательной, развивающей и общеобразовательной целей. Важно подчеркнуть, что
воспитательная, развивающая и общеобразовательная цели достигаются в процессе практического
овладения русским языком.
1. Практическая цель
Изучение русского языка в старшей школе направлено на достижение следующих целей:
•

•

•

воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как
духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального
своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной
адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития;
готовности к осознанному выбору профессии, к получению высшего гуманитарного
образования;
углубление знаний о лингвистике как науке; языке как многофункциональной
развивающейся системе; взаимосвязи основных единиц и уровней языка; языковой норме, ее
функциях; функционально-стилистической системе русского языка; нормах речевого
поведения в различных сферах и ситуациях общения;
2

•

•

овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые
явления и факты с учетом их различных интерпретаций; в необходимых случаях давать
исторический комментарий к языковым явлениям; оценивать языковые явления и факты с
точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; разграничивать
варианты норм и речевые нарушения;
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике, в том числе в
профессионально ориентированной сфере общения; совершенствование нормативного и
целесообразного использования языка в различных сферах и ситуациях общения.

2. Воспитательная цель подразумевает развитие личности учащихся посредством реализации
воспитательного потенциала учебного предмета «Русский язык», а именно:
— формирование у учащихся потребности изучения русского языка и овладение им как средством
общения, познания, самореализации и социальной адаптации;
—воспитание качеств гражданина, патриота; развитие национального самосознания, более глубокое
осознание своей собственной культуры;
формирование осознания старшеклассниками необходимости вести здоровый образ жизни путём
информирования их об общественно- признанных формах поддержания здоровья и обсуждения
необходимости отказа от вредных привычек.
2. Общеобразовательная цель заключается в повышении — посредством русского языка — общей
культуры учащихся, расширении их кругозора в целом.
4. Развивающая цель — это развитие языковых способностей учащихся, культуры речевого
поведения, общеучебных умений, интереса к изучению русского языка, свойств личности
(положительные эмоции, волевые качества, память, внимание, мышление и др.), а также содействие
личностному самоопределению старшеклассников в отношении их будущей профессии и их
социальной
адаптации.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Планируемые результаты освоения учебного курса «Русский язык» для 10 и 11 классов являются
одним из важнейших механизмов реализации требований Стандарта к уровню обученности
старшеклассников, освоивших программу среднего общего образования. Содержание планируемых
результатов описывает и характеризует обобщённые способы действий с учебным материалом,
позволяющие обучающимся успешно решать учебные и учебно - практические задачи. По своей сути
планируемые результаты представляют собой систему обобщённых личностно ориентированных
целей образования, допускающих дальнейшее уточнение и конкретизацию.
Личностные результаты освоения программы среднего (полного) общего образования подразумевают
готовность и способность учащихся к саморазвитию и личностному самоопределению,
сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности,
системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок,
отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознание, экологическую
культуру, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской
гражданской идентичности в поликультурном социуме.
Личностные результаты изучения курса «Русский язык» для 10 и 11 классов
отражают:
Базовый уровень
1) Осознание феномена родного языка как духовной, культурной, нравственной основы личности, как
одного из способов приобщения к ценностям национальной и мировой науки и культуры через
источники информации на русском языке, в том числе мультимедийные; понимание необходимости
бережно хранить национальное культурно-языковое наследие России и ответственности людей за
сохранение чистоты и богатства родного языка как культурного достояния нации.
3

2) Осознание себя как языковой личности; понимание зависимости успешной социализации
человека, способности его адаптироваться в изменяющейся социокультурной среде, готовности к
самообразованию от уровня владения русским языком; от уровня владения русским языком;
понимание роли родного языка для самопознания, самооценки, самореализации, самовыражения
личности в различных областях человеческой деятельности.
3) Представление о речевом идеале; стремление к речевому самосовершенствованию; способность
анализировать и оценивать
нормативный, этический и коммуникативный аспекты речевого
высказывания.
4) Существенное увеличение продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширение
круга используемых языковых и речевых средств.
Метапредметные результаты отражают:
Базовый и углублённый уровни
1) Владение всеми видами речевой деятельности в разных коммуникативных условиях:
• разными видами чтения и аудирования; способностью адекватно понять прочитанное
или прослушанное высказывание и передать его содержание в соответствии с
коммуникативной задачей; умениями и навыками работы с научным текстом, с различными
источниками научно-технической информации;
• умениями выступать перед аудиторией старшеклассников с докладом; защищать
реферат, проектную работу; участвовать в спорах, диспутах, свободно и правильно излагая
свои мысли в устной и письменной форме;
• умениями строить продуктивное речевое взаимодействие в сотрудничестве со
сверстниками и взрослыми, учитывать разные мнения и интересы, обосновывать собственную
позицию, договариваться и приходить к общему решению; осуществлять коммуникативную
рефлексию;
• разными способами организации интеллектуальной деятельности и представления её
результатов в различных формах:
приёмами отбора и систематизации материала на
определённую тему; умениями определять цели предстоящей работы (в том числе в совместной
деятельности), проводить самостоятельный поиск информации, анализировать и отбирать её;
способностью предъявлять результаты деятельности (самостоятельной, групповой) в виде
рефератов, проектов; оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в
устной и письменной форме.
2) Способность пользоваться русским языком как средством получения знаний в разных
областях современной науки; совершенствовать умение активно применять полученные знания,
умения и навыки
в повседневной речевой практике, в процессе учебно-познавательной
деятельности в школе, а также в различных условиях межличностного и межкультурного общения.
3) Готовность к получению высшего образования по избранному профилю, подготовка к
формам учебно-познавательной деятельности в вузе.
4) Овладение социальными нормами речевого поведения в различных ситуациях
неформального межличностного и межкультурного общения, а также в процессе индивидуальной,
групповой, проектной деятельности.
Предметные результаты освоения выпускниками программы по русскому языку:
10 класс
Выпускник на базовом уровне научится:

Выпускник на базовом уровне
получит возможность научиться:
4

Предметные результаты
1) Представление о единстве и многообразии
языкового и культурного пространства России и мира;
об основных функциях языка; о взаимосвязи языка и
культуры, истории народа.
2) Осознание русского языка как духовной,
нравственной и культурной ценности народа; как
одного из способов приобщения к ценностям
национальной и мировой культуры.
3) владение всеми видами речевой деятельности:
аудирование и чтение:
•
адекватное
понимание содержания устного и письменного
высказывания, основной и дополнительной,
явной и скрытой информации;
•
осознанное
использование разных видов чтения (поисковое,
просмотровое, ознакомительное, изучающее,
реферативное) и аудирования (с полным
пониманием аудиотекста, с пониманием
основного
содержания,
с
выборочным
извлечением информации) в зависимости от
коммуникативной задачи;
•
способность
извлекать
необходимую
информацию из текстов разной функциональностилевой
и
жанровой
разновидности,
представленных в печатном или электронном
виде на различных информационных носителях;
•
владение умениями информационной
переработки прочитанных и прослушанных
текстов и представление их в виде планов,
тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов;
говорение и письмо:

Предметные результаты
Те же предметные результаты,
что и на базовом уровне, а также:
1) Освоение основных сведений о
лингвистике как науке; о роли
старославянского языка в развитии
русского языка; о формах существования
русского
национального
языка;
понимание современных тенденций в
развитии норм русского литературного
языка.
2)
Способность
объяснять
роль
лингвистики в формировании научного
мировоззрения, её места в кругу
научных филологических дисциплин;
вклад выдающихся учёных в развитие
русистики; характеризовать основные
функции
языка;
аргументировать
примерами факты взаимодействия и
взаимообогащения языков, опираясь на
знание русского и иностранного языков,
а также на сведения, содержащиеся в
учебном этимологическом словаре.
3)
Понимание
системного
устройства языка, взаимосвязи его
уровней и единиц;
проведение
различных видов анализа языковых
единиц, а также языковых явлений и
фактов, допускающих неоднозначную
интерпретацию.

4) Анализ
текстов разной
функционально-стилевой и жанровой
принадлежности
с точки зрения
•
создание
специфики использования в них
устных и письменных монологических и
лексических,
морфологических,
диалогических высказываний различных типов
синтаксических
средств;
и жанров в
учебно-научной (на материале
аргументированный выбор
языковых
изучаемых учебных дисциплин), социальносредств в текстах разных стилей и
культурной и деловой сферах общения;
жанров; сопоставление текстов разной
•
подготовленное
выступление
перед
функционально-стилевой и жанровой
аудиторией с
докладом; защита проекта,
принадлежности и
формулировка
реферата;
выводов на основе сравнения; оценка
•
применение
коммуникативной
и
эстетической
в практике речевого общения орфоэпических,
стороны
речевого
высказывания.
лексических, грамматических, стилистических
норм современного русского литературного
языка; использование в собственной речевой
5

практике синонимических ресурсов русского
языка;
соблюдение
на
письме
орфографических и пунктуационных норм;
•соблюдение коммуникативных и этических
норм речевого поведения в
социальнокультурной, официально-деловой и учебнонаучной сферах общения, в том числе в
совместной
учебной
деятельности,
при
обсуждении дискуссионных проблем, на защите
реферата, проектной работы;
• осуществление речевого самоконтроля; анализ речи с
точки зрения её
эффективности в достижении
поставленных коммуникативных задач; владение
разными способами редактирования текстов.
4) Освоение базовых понятий функциональной
стилистики и культуры речи:
функциональные
разновидности языка, речевые жанры, речевая
деятельность и её основные виды, речевая ситуация и её
компоненты, основные условия эффективности речевого
общения; литературный язык и его признаки, языковая
норма, виды норм; нормативный, коммуникативный и
этический аспекты культура речи; основные требования,
предъявляемые к устным и письменным текстам
различных жанров в учебно-научной, обиходно-бытовой,
социально-культурной и деловой сферах общения.
5) Проведение различных видов анализа языковых
единиц;
установление принадлежности текста к
определённой функциональной разновидности языка и
к определённому жанру;
анализ языковых единиц с
точки зрения правильности, точности, уместности и
выразительности
их употребления в речевом
высказывании;
6) Анализ речевого высказывания с точки зрения
основных условий эффективности речевого общения;
оценка коммуникативной, этической и эстетической
стороны речевого высказывания; исправление речевых
недочётов, а также
нарушений языковых,
коммуникативных и этических норм современного
литературного языка в чужой и собственной речи.

6

5) Анализ языковых единиц с
точки
зрения
требования
выразительности
речи;
осознание
эстетического
аспекта
речевого
высказывания; применение эстетических
критериев
при
оценивании
разнообразных речевых высказываний,
оценка собственной коммуникативной
деятельности с эстетических позиций.
6) Способность анализировать и
оценивать состояние речевой культуры,
проблемы
экологии
языка
в
современном обществе и объяснять пути
их
решения;
характеризовать
механизмы взаимообогащения языков в
результате
взаимодействия
национальных культур.
7) Способность самостоятельно
организовывать
лингвистический
эксперимент,
объяснять и грамотно
оформлять его результаты; участвовать в
профессионально
ориентированных
проектах, конкурсах, олимпиадах.

Выделение
в
качестве
основных показателей усвоения курса
личностных,
метапредметных
и
предметных
результатов
обучения
вызывает
вопросы,
связанные
с
проверкой и оцениванием выделенных
показателей. Уже сложившаяся практика
введения ФГОС в основную школу
показывает,
что
уровень
сформированности метапредметных и
предметных умений
оценивается в
баллах в результате
проведения
текущего, тематического,
итогового
контроля, что предполагает выполнение
учащимися
разнообразной
работы:
заданий,
определяющих
уровень
развития языковых и речевых умений и
навыков; заданий творческого и
поискового характера, выявляющих
уровень овладения коммуникативными
умениями и навыками; комплексных
работ,
выполняющихся
на

межпредметной
основе
и
устанавливающих уровень овладения
универсальными учебными действиями.
Личностные
результаты
обучения
оцениваются без выставления отметки –
только на качественном уровне.

Предметные результаты освоения выпускниками программы по русскому языку:
11 класс
Выпускник на базовом уровне научится:
Предметные результаты
1) Представление о единстве и многообразии
языкового и культурного пространства России и мира;
об основных функциях языка; о взаимосвязи языка и
культуры, истории народа.

Выпускник на базовом уровне
получит возможность научиться:
Предметные результаты
Те же предметные результаты,
что и на базовом уровне, а также:

1) Освоение основных сведений о
лингвистике как науке; о роли
старославянского языка в развитии
2) Осознание русского языка как духовной,
русского языка; о формах существования
нравственной и культурной ценности народа; как
русского
национального
языка;
одного из способов приобщения к ценностям
понимание современных тенденций в
национальной и мировой культуры.
развитии норм русского литературного
3) владение всеми видами речевой деятельности: языка.
2) Способность объяснять роль
лингвистики в формировании научного

аудирование и чтение:

7

•
адекватное
понимание содержания устного и письменного
высказывания, основной и дополнительной,
явной и скрытой информации;
•
осознанное
использование разных видов чтения (поисковое,
просмотровое, ознакомительное, изучающее,
реферативное) и аудирования (с полным
пониманием аудиотекста, с пониманием
основного
содержания,
с
выборочным
извлечением информации) в зависимости от
коммуникативной задачи;
•
способность
извлекать
необходимую
информацию из текстов разной функциональностилевой
и
жанровой
разновидности,
представленных в печатном или электронном
виде на различных информационных носителях;
•
владение умениями информационной
переработки прочитанных и прослушанных
текстов и представление их в виде планов,
тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов;
говорение и письмо:

мировоззрения, её места в кругу
научных филологических дисциплин;
вклад выдающихся учёных в развитие
русистики; характеризовать основные
функции
языка;
аргументировать
примерами факты взаимодействия и
взаимообогащения языков, опираясь на
знание русского и иностранного языков,
а также на сведения, содержащиеся в
учебном этимологическом словаре.

обсуждении дискуссионных проблем, на защите
реферата, проектной работы;
осуществление речевого самоконтроля; анализ речи с
точки зрения её
эффективности в достижении
поставленных коммуникативных задач; владение
разными способами редактирования текстов.

6) Способность анализировать и
оценивать состояние речевой культуры,
проблемы
экологии
языка
в
современном обществе и объяснять пути
их
решения;
характеризовать
механизмы взаимообогащения языков в

3)
Понимание
системного
устройства языка, взаимосвязи его
уровней и единиц;
проведение
различных видов анализа языковых
единиц, а также языковых явлений и
фактов, допускающих неоднозначную
интерпретацию.

4) Анализ
текстов разной
функционально-стилевой и жанровой
принадлежности
с точки зрения
специфики использования в них
•
создание
лексических,
морфологических,
устных и письменных монологических и
синтаксических
средств;
диалогических высказываний различных типов
и жанров в
учебно-научной (на материале
аргументированный выбор
языковых
изучаемых учебных дисциплин), социальносредств в текстах разных стилей и
культурной и деловой сферах общения;
жанров; сопоставление текстов разной
•
подготовленное
выступление
перед функционально-стилевой и жанровой
аудиторией с
докладом; защита проекта, принадлежности и
формулировка
реферата;
выводов на основе сравнения; оценка
•
применение
коммуникативной
и
эстетической
в практике речевого общения орфоэпических,
стороны речевого высказывания.
лексических, грамматических, стилистических
норм современного русского литературного
5) Анализ языковых единиц с
языка; использование в собственной речевой
точки
зрения
требования
практике синонимических ресурсов русского
выразительности
речи;
осознание
языка;
соблюдение
на
письме
эстетического
аспекта
речевого
орфографических и пунктуационных норм;
высказывания; применение эстетических
•соблюдение коммуникативных и этических
критериев
при
оценивании
норм речевого поведения в
социальноразнообразных речевых высказываний,
культурной, официально-деловой и учебнооценка собственной коммуникативной
научной сферах общения, в том числе в
деятельности с эстетических позиций.
совместной
учебной
деятельности,
при
•

8

4) Освоение базовых понятий функциональной
стилистики и культуры речи:
функциональные
разновидности языка, речевые жанры, речевая
деятельность и её основные виды, речевая ситуация и её
компоненты, основные условия эффективности речевого
общения; литературный язык и его признаки, языковая
норма, виды норм; нормативный, коммуникативный и
этический аспекты культура речи; основные требования,
предъявляемые к устным и письменным текстам
различных жанров в учебно-научной, обиходно-бытовой,
социально-культурной и деловой сферах общения.
5) Проведение различных видов анализа языковых
единиц;
установление принадлежности текста к
определённой функциональной разновидности языка и
к определённому жанру;
анализ языковых единиц с
точки зрения правильности, точности, уместности и
выразительности
их употребления в речевом
высказывании;
6) Анализ речевого высказывания с точки зрения
основных условий эффективности речевого общения;
оценка коммуникативной, этической и эстетической
стороны речевого высказывания; исправление речевых
недочётов, а также
нарушений языковых,
коммуникативных и этических норм современного
литературного языка в чужой и собственной речи.

результате
взаимодействия
национальных культур.
7) Способность самостоятельно
организовывать
лингвистический
эксперимент,
объяснять и грамотно
оформлять его результаты; участвовать в
профессионально
ориентированных
проектах, конкурсах, олимпиадах.

Выделение
в
качестве
основных показателей усвоения курса
личностных,
метапредметных
и
предметных
результатов
обучения
вызывает
вопросы,
связанные
с
проверкой и оцениванием выделенных
показателей. Уже сложившаяся практика
введения ФГОС в основную школу
показывает,
что
уровень
сформированности метапредметных и
предметных умений
оценивается в
баллах в результате
проведения
текущего, тематического,
итогового
контроля, что предполагает выполнение
учащимися
разнообразной
работы:
заданий,
определяющих
уровень
развития языковых и речевых умений и
навыков; заданий творческого и
поискового характера, выявляющих
уровень овладения коммуникативными
умениями и навыками; комплексных
работ,
выполняющихся
на
межпредметной
основе
и
устанавливающих уровень овладения
универсальными учебными действиями.
Личностные
результаты
обучения
оцениваются без выставления отметки –
только на качественном уровне.

Содержание учебного предмета (68 часов)
БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ
Язык. Общие сведения о языке. Основные разделы науки о языке
Язык как система. Основные уровни языка. Взаимосвязь различных единиц и уровней языка.
9

Язык и общество. Язык и культура. Язык и история народа. Русский язык в Российской Федерации и
в современном мире: в международном общении, в межнациональном общении. Формы
существования русского национального языка (литературный язык, просторечие, народные говоры,
профессиональные разновидности, жаргон, арго). Активные процессы в русском языке на
современном этапе. Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур.
Проблемы экологии языка.
Историческое развитие русского языка. Выдающиеся отечественные лингвисты.
Речь. Речевое общение
Речь как деятельность. Виды речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо.
Речевое общение и его основные элементы. Виды речевого общения. Сферы и ситуации речевого
общения. Компоненты речевой ситуации.
Монологическая и диалогическая речь. Развитие навыков монологической и диалогической речи.
Создание устных и письменных монологических и диалогических высказываний различных типов и
жанров в научной, социально-культурной и деловой сферах общения. Овладение опытом речевого
поведения в официальных и неофициальных ситуациях общения, ситуациях межкультурного
общения.
Функциональная стилистика как учение о функционально-стилистической дифференциации языка.
Функциональные стили (научный, официально-деловой, публицистический), разговорная речь и язык
художественной литературы как разновидности современного русского языка.
Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства,
характерные для разговорного языка, научного, публицистического, официально-делового стилей.
Основные жанры научного (доклад, аннотация, статья, тезисы, конспект, рецензия, выписки, реферат
и др.), публицистического (выступление, статья, интервью, очерк, отзыв и др.), официально-делового
(резюме, характеристика, расписка, доверенность и др.) стилей, разговорной речи (рассказ, беседа,
спор). Основные виды сочинений. Совершенствование умений и навыков создания текстов разных
функционально-смысловых типов, стилей и жанров.
Литературный язык и язык художественной литературы. Отличия языка художественной литературы
от других разновидностей современного русского языка. Основные признаки художественной речи.
Основные изобразительно-выразительные средства языка.
Текст. Признаки текста.
Виды чтения. Использование различных видов чтения в зависимости от коммуникативной задачи и
характера текста.
Информационная переработка текста. Виды преобразования текста. Анализ текста с точки зрения
наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации.
Лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка.
Культура речи
Культура речи как раздел лингвистики. Основные аспекты культуры речи: нормативный,
коммуникативный и этический. Коммуникативная целесообразность, уместность, точность, ясность,
выразительность речи. Оценка коммуникативных качеств и эффективности речи. Самоанализ и
самооценка на основе наблюдений за собственной речью.
10

Культура видов речевой деятельности – чтения, аудирования, говорения и письма.
Культура публичной речи. Публичное выступление: выбор темы, определение цели, поиск
материала. Композиция публичного выступления.
Культура научного и делового общения (устная и письменная формы). Особенности речевого этикета
в официально-деловой, научной и публицистической сферах общения. Культура разговорной речи.
Языковая норма и ее функции. Основные виды языковых норм русского литературного языка:
орфоэпические (произносительные и акцентологические), лексические, грамматические
(морфологические и синтаксические), стилистические. Орфографические нормы, пунктуационные
нормы. Совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков. Соблюдение
норм литературного языка в речевой практике. Уместность использования языковых средств в
речевом высказывании.
Нормативные словари современного русского языка и лингвистические справочники; их
использование.

11

10

11

Язык.
Общие сведения о языке.
Основные разделы науки о языке

№ 8, 10, 12

Язык как система. Основные
уровни языка. Взаимосвязь
различных единиц и уровней
языка.

№ 2, 8, 9,12, 15, 16,
17, 20, 22, 23, 24, 25,
26, 27, 28

Язык и общество. Язык и
культура. Язык и история народа.
Русский язык в Российской
Федерации и в современном мире:
в международном общении, в
межнациональном общении.

№ 1, 34

№ 32

Формы существования русского
национального языка
(литературный язык, просторечие,
народные говоры,
профессиональные
разновидности, жаргон, арго).

№ 5, 34

№ 24

Взаимообогащение языков как
результат взаимодействия
национальных культур.

№ 5, 34

№ 32

Проблемы экологии языка.

№2

№ 32

Активные процессы в русском
языке на современном этапе.

№ 2, 34

№ 32

12

Историческое развитие русского
языка. Выдающиеся
отечественные лингвисты.

№ 34

№ 33

Речь.
Речевое общение

№1

Речь как деятельность. Виды
речевой деятельности: чтение,
аудирование, говорение, письмо.

№1

Речевое общение и его основные
элементы. Виды речевого
общения. Сферы и ситуации
речевого общения. Компоненты
речевой ситуации.

№1

Монологическая и диалогическая
речь. Развитие навыков
монологической и диалогической
речи.

№ 33

№ 30

Создание устных и письменных
монологических и диалогических
высказываний различных типов и
жанров в научной, социальнокультурной и деловой сферах
общения.

№ 30, 33

№ 19

Овладение опытом речевого
поведения в официальных и
неофициальных ситуациях
общения, ситуациях
межкультурного общения.

№ 33

Функциональная стилистика как
учение о функциональностилистической дифференциации
языка. Функциональные стили
(научный, официально-деловой,
публицистический), разговорная
речь и язык художественной
литературы как разновидности
современного русского языка.

№ 19, 33

13

Сфера употребления, типичные
ситуации речевого общения,
задачи речи, языковые средства,
характерные для разговорного
языка, научного,
публицистического, официальноделового стилей.

№ 19, 33

Основные жанры научного
№ 30
(доклад, аннотация, статья,
тезисы, конспект, рецензия,
выписки, реферат и др.),
публицистического (выступление,
статья, интервью, очерк, отзыв и
др.), официально-делового
(резюме, характеристика,
расписка, доверенность и др.)
стилей, разговорной речи (рассказ,
беседа, спор).
Основные виды сочинений.

№ 14

№ 20, 31

Совершенствование умений и
№ 14, 33
навыков создания текстов разных
функционально-смысловых типов,
стилей и жанров.

№ 20

Литературный язык и язык
художественной литературы.
Отличия языка художественной
литературы от других
разновидностей современного
русского языка. Основные
признаки художественной речи.

№2

№3

Основные изобразительновыразительные средства языка.

№ 19
Текст.

Признаки текста.

№ 11

Виды чтения. Использование
различных видов чтения в
зависимости от коммуникативной
задачи и характера текста.

№ 32

№ 19, 33

14

Информационная переработка
текста. Виды преобразования
текста. Анализ текста с точки
зрения наличия в нем явной и
скрытой, основной и
второстепенной информации.

№ 19, 33

Лингвистический анализ текстов
различных функциональных
разновидностей языка.

№ 11

№ 7, 19

Культура речи
Культура речи как раздел
лингвистики. Основные аспекты
культуры речи: нормативный,
коммуникативный и этический.
Коммуникативная
целесообразность, уместность,
точность, ясность,
выразительность речи.

№ 32

№ 3, 4

Оценка коммуникативных качеств
и эффективности речи.
Самоанализ и самооценка на
основе наблюдений за
собственной речью.

№ 32

№ 3, 4, 5

Культура видов речевой
деятельности – чтения,
аудирования, говорения и письма.

На каждом уроке

Культура публичной речи.
Публичное выступление: выбор
темы, определение цели, поиск
материала. Композиция
публичного выступления.
Культура научного и делового
общения (устная и письменная
формы). Особенности речевого
этикета в официально-деловой,
научной и публицистической
сферах общения.

№3

№ 32

Культура разговорной речи.

№4

Языковая норма и ее функции.
Основные виды языковых норм
русского литературного языка:
орфоэпические

№ 4, 6, 13, 18

15

№ 5, 8, 26

(произносительные и
акцентологические), лексические,
грамматические
(морфологические и
синтаксические), стилистические.
Орфографические нормы,
пунктуационные нормы.
Совершенствование
орфографических и
пунктуационных умений и
навыков.

№ 9, 10, 14, 16, 17,
20, 22

№ 6, 9, 10, 11, 13, 14,
15, 16, 17, 18, 21, 22,
23, 25, 27, 28, 29

Соблюдение норм литературного
языка в речевой практике.

№ 7, 31

№ 7, 8, 12, 24

Уместность использования
языковых средств в речевом
высказывании.

№ 7, 31

№ 8, 24

Нормативные словари
современного русского языка и
лингвистические справочники; их
использование.

№ 7, 31

№ 5, 7, 8, 19, 24, 26,
33

16

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по русскому языку
Класс 10
Составитель (-ли ) Русских Т.Н., Орлова Н.А.
№
Тема урока
Кол-во
Элементы содержания
часов
1.

Русский
язык
современном мире.

в

1

Язык и общество. Язык и культура. Язык и история
народа. Русский язык в Российской Федерации и в
современном мире: в международном общении, в
межнациональном общении.

По плану

Примечание
.09

Язык. Общие сведения о языке
2

Литературный язык и язык
художественной
литературы.

1

Литературный язык и язык художественной
литературы. Отличия языка художественной
литературы от других разновидностей
современного русского языка. Основные признаки
художественной речи.

09

3

Нормы
литературного
языка.
Лексикофразеологические нормы.

1

Языковая норма и ее функции. Основные виды
языковых норм русского литературного языка:
орфоэпические
(произносительные
и
акцентологические), лексические, грамматические
(морфологические
и
синтаксические),
стилистические.

09

17

4

Формы
русского
языка

существования
национального

1

Формы существования русского национального
языка (литературный язык, просторечие, народные
говоры, профессиональные разновидности, жаргон,
арго). Активные процессы в русском языке на
современном этапе. Взаимообогащение языков как
результат взаимодействия национальных культур.
Проблемы экологии языка.

09

5.

Нормы
языка.
нормы.

литературного
Орфоэпические

1

Языковая норма и ее функции. Основные виды
языковых норм русского литературного языка:
орфоэпические
(произносительные
и
акцентологические).

09

6

Р/р Словари русского языка

1

Нормативные словари современного русского
языка и лингвистические справочники; их
использование.

10

7

Взаимосвязь
различных
единиц и уровней языка.
Фонетика и орфография.

1

Язык. Общие сведения о языке. Основные разделы
науки о языке

10

Язык как система. Основные уровни языка.
Взаимосвязь различных единиц и уровней языка.

8

Взаимосвязь
различных
единиц и уровней языка.
Морфемика.

1

Язык как система. Основные уровни языка.
Взаимосвязь различных единиц и уровней языка.

18

10

Словообразование.
Орфография.
9

Взаимосвязь
различных
единиц и уровней языка.
Морфология и орфография.

10

Лингвистический
анализ 1
текстов
различных
функциональных
разновидностей языка.

11

Взаимосвязь
различных
единиц и уровней языка.
Имя существительное как
часть речи.

12

Нормы
языка.
нормы.

13

Р/р
рассуждение

14

Взаимосвязь
различных
единиц и уровней языка.

1

Язык как система. Основные уровни языка.
Взаимосвязь различных единиц и уровней языка.

11

Текст. Признаки текста.

11

Лингвистический анализ текстов различных
функциональных разновидностей языка.

1

литературного 1
Грамматические

Сочинение- 1

1

Язык как система. Основные уровни языка.
Взаимосвязь различных единиц и уровней языка.

11

Языковая норма и ее функции. Основные виды
языковых норм русского литературного языка:
грамматические
(морфологические
и
синтаксические).

11

Основные виды сочинений. Совершенствование
умений и навыков создания текстов разных
функционально-смысловых типов, стилей и
жанров.

12

Язык как система. Основные уровни языка.
Взаимосвязь различных единиц и уровней языка.

12

19

Имя прилагательное
часть речи

как

15

Взаимосвязь
различных
единиц и уровней языка.
Имя числительное как часть
речи.

1

Язык как система. Основные уровни языка.
Взаимосвязь различных единиц и уровней языка.

12

16

Взаимосвязь
различных
единиц и уровней языка.
Местоимение как часть речи

1

Язык как система. Основные уровни языка.
Взаимосвязь различных единиц и уровней языка.

01

17

Нормы
языка.
нормы.

1

Языковая норма и ее функции. Основные виды
языковых норм русского литературного языка:
грамматические
(морфологические
и
синтаксические).

01

18

Р/Р Стили речи

1

Функциональные стили (научный, официальноделовой, публицистический), разговорная речь и
язык художественной литературы как
разновидности современного русского языка.

01

19

Взаимосвязь
различных
единиц и уровней языка.
Глагол как часть речи.

1

Язык как система. Основные уровни языка.
Взаимосвязь различных единиц и уровней языка.

02

Контрольная работа

1

20

литературного
Грамматические

Глагол как часть речи. Совершенствование
орфографических умений и навыков: правописание
глаголов.
Нормы литературного языка, их соблюдение в
речевой практике.

20

02

Грамматические формы образования глаголов.
Соблюдение норм речевого поведения в различных
сферах общения.

21

22

Взаимосвязь
различных
единиц и уровней языка.
Причастие как часть речи.

1

Нормы
языка.
нормы.

1

литературного
Грамматические

Язык как система. Основные уровни языка.
Взаимосвязь различных единиц и уровней языка.

02

Причастие как часть речи. Совершенствование
орфографических умений и навыков: правописание
причастий.
Языковая норма и ее функции. Основные виды
языковых норм русского литературного языка:
грамматические
(морфологические
и
синтаксические).

03

Грамматические формы образования причастий.
Соблюдение норм речевого поведения в различных
сферах общения.

23

Взаимосвязь
различных
единиц и уровней языка.
Деепричастие как часть
речи.

1

Языковая норма и ее функции. Основные виды
языковых норм русского литературного языка:
грамматические
(морфологические
и
синтаксические).
Деепричастие как часть речи. Совершенствование
орфографических умений и навыков: правописание
деепричастий.

21

03

24

Взаимосвязь
различных
единиц и уровней языка.
Наречие как часть речи.

1

Языковая норма и ее функции. Основные виды
языковых норм русского литературного языка:
грамматические
(морфологические
и
синтаксические).

03

Наречие как часть речи. Совершенствование
орфографических умений и навыков: правописание
наречий.
25

Взаимосвязь
различных
единиц и уровней языка.
Предлог как часть речи.

1

Языковая норма и ее функции. Основные виды
языковых норм русского литературного языка:
грамматические
(морфологические
и
синтаксические).

03

Предлог как часть речи. Совершенствование
орфографических умений и навыков: правописание
предлогов.
26

Взаимосвязь
различных
единиц и уровней языка.
Союз как часть речи.

1

Языковая норма и ее функции. Основные виды
языковых норм русского литературного языка:
грамматические
(морфологические
и
синтаксические)

03

Союз как часть речи. Совершенствование
орфографических умений и навыков: правописание
союзов .
27

Взаимосвязь
различных
единиц и уровней языка.
Частица как часть речи.

1

Языковая норма и ее функции. Основные виды
языковых норм русского литературного языка:
грамматические
(морфологические
и
синтаксические).

22

04

Частица
как часть речи. Совершенствование
орфографических умений и навыков: правописание
частиц.
28

Контрольная работа

1

Нормы литературного языка, их соблюдение в
речевой практике.

04

Грамматические формы употребления частиц.
Соблюдение норм речевого поведения в различных
сферах общения.
29

Р/р Написание
реферата,
рецензии.

доклада,
тезисов,

1

Основные жанры научного стиля (доклад,
аннотация, статья, тезисы, конспект, рецензия,
выписки, реферат и др.)

04

30

Р/р Синонимия в системе
русского языка.

1

Синонимия разных частей речи. Информационная
переработка текста.

04

31

Культура учебно-научного
и делового общения

1

Культура учебно-научного и делового общения
(устная и письменная формы). Развитие навыков
монологической и диалогической речи.

05

Использование различных видов
зависимости от коммуникативной
характера текста.

32

Р/Р Составление деловых
документов

1

чтения
задачи

в
и

Информационная переработка текста.
Совершенствование умений и навыков создания
текстов разных функционально-смысловых типов,
стилей и жанров. различных жанров (расписки,
доверенности, резюме).

23

05

33

Взаимосвязь
культуры.

3435

Резерв

языка

и

1

Лексика, обозначающая предметы и явления
традиционного русского быта. Отражение в
русском языке материальной и духовной культуры
русского и других народов России. Выдающиеся
деятели русской культуры.

05

2

05

КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Русский язык 11 А
Составитель Русских Т.Н., Орлова Н.А.
№

Тема урока

Кол-во Элементы содержания
часов

Примечание

1

Сферы и ситуации
речевого общения.

1

Сферы и ситуации речевого общения. Компоненты речевой
ситуации. Развитие навыков монологической и диалогической
речи.

.09

2

Литературный язык и
язык художественной
литературы.

1

Литературный язык и язык художественной литературы.
Отличия языка художественной литературы от других
разновидностей современного русского языка. Основные
признаки художественной речи.

09

24

По плану

3

Культура
речи.

публичной

1

Использование различных видов чтения в зависимости от
коммуникативной задачи и характера текста.

09

Культура публичной речи. Публичное выступление: выбор
темы, определение цели, поиск материала. Композиция
публичного выступления.

4

Культура разговорной
речи.

1

Использование различных видов чтения в зависимости от
коммуникативной задачи и характера текста.

09

Информационная переработка текста.
5

Нормы литературного
языка. Орфоэпические
нормы.
Итоговый
контроль
«Общие
сведения о языке».

1

Языковая норма и ее функции. Основные виды языковых норм
русского
литературного
языка:
орфоэпические
(произносительные и акцентологические).

10

6

Взаимосвязь различных
единиц
и
уровней
языка. Синтаксис и
орфография.

1

Язык как система. Основные уровни языка. Взаимосвязь
различных единиц и уровней языка.

10

Р/.Р.Лингвистический
анализ
текстов
различных

1

7

Синтаксис. Орфография. Пунктуация. Совершенствование
орфографических и пунктуационных умений и навыков:
простое предложение и словосочетание как единицы языка.
Тире между подлежащим и сказуемым
лингвистический анализ текстов различных функциональных
стилей и разновидностей языка. Использование различных
видов чтения в зависимости от коммуникативной задачи и
характера текста.

25

10

функциональных
разновидностей языка.

Информационная переработка текста.

8

Нормы литературного
языка. Синтаксические
нормы.

1

Языковая норма и ее функции. Основные виды языковых норм
русского
литературного
языка:
грамматические
(морфологические и синтаксические).

11

9

Однородные
предложения.
Однородные
неоднородные
определения

1

Основные единицы и уровни языка, их признаки и
взаимосвязь.
Совершенствование
орфографических
и
пунктуационных умений и навыков.

11

члены
и

10

Знаки препинания при
однородных
членах
предложения

1

Совершенствование орфографических и пунктуационных
умений и навыков.

11

11

Обособленные
определения

1

Основные единицы и уровни языка, их признаки и
взаимосвязь.
Совершенствование
орфографических
и
пунктуационных умений и навыков.

11

12

Синонимия
простых
предложений
с
обособленными
определениями
с
придаточными
определительными

1

Нормы литературного языка, их соблюдение в речевой
практике.

12

Приложения
обособление.

1

13

и

их

Синонимия в системе русского языка

Основные единицы и уровни языка, их признаки и
взаимосвязь.
Совершенствование
орфографических
и
пунктуационных умений и навыков.

26

12

Обособление
дополнений.
14

Обособление
обстоятельств.

1

Основные единицы и уровни языка, их признаки и
взаимосвязь.
Совершенствование
орфографических
и
пунктуационных умений и навыков.

12

15

Уточняющие
предложения.

члены

1

Основные единицы и уровни языка, их признаки и
взаимосвязь.
Совершенствование
орфографических
и
пунктуационных умений и навыков.

12

16

Пунктуация при союзе
как

1

Основные единицы и уровни языка, их признаки и
взаимосвязь.
Совершенствование
орфографических
и
пунктуационных умений и навыков.

01

17

Пунктуация
при
вводных и вставных
конструкциях.

1

Основные единицы и уровни языка, их признаки и
взаимосвязь.
Совершенствование
орфографических
и
пунктуационных умений и навыков.

18

Пунктуация
при
обращениях.
Словапредложения
и
выделение междометий
в речи.

1

Основные единицы и уровни языка, их признаки и
взаимосвязь.
Совершенствование
орфографических
и
пунктуационных умений и навыков.

19

Р/.Р.Лингвистический
анализ
текстов
различных
функциональных
разновидностей языка.

1

лингвистический анализ текстов различных функциональных
стилей и разновидностей языка. Использование различных
видов чтения в зависимости от коммуникативной задачи и
характера текста.
Информационная переработка текста.

27

20

Контрольное
сочинение.

1

Основные виды сочинений. Совершенствование умений и
навыков создания текстов разных функционально-смысловых
типов, стилей и жанров.
Информационная переработка текста.
Совершенствование умений и навыков создания текстов
разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров

21

Виды
сложных
предложений.
Знаки
препинания в ССП.

1

Основные единицы и уровни языка, их признаки и
взаимосвязь.
Совершенствование
орфографических
и
пунктуационных умений и навыков.

22

Основные группы СПП.
Виды придаточных

1

Основные единицы и уровни языка, их признаки и
взаимосвязь.
Совершенствование
орфографических
и
пунктуационных умений и навыков.

23

Знаки препинания в
СПП
с
одним
придаточным.

1

Нормы литературного языка, их соблюдение в речевой
практике.

24

Синонимия в системе
русского языка

1

Синонимическая
замена
придаточных
причастными и деепричастными оборотами

25

Знаки препинания в
СПП с несколькими
придаточными.

1

Основные единицы и уровни языка, их признаки и
взаимосвязь.
Совершенствование
орфографических
и
пунктуационных умений и навыков.

26

Нормы литературного
языка. Синтаксические

1

Нормы литературного языка, их соблюдение в речевой
практике.

Грамматические формы образования причастий. Соблюдение
норм речевого поведения в различных сферах общения.

28

предложений

(грамматические)
нормы.

Синтаксические (грамматические) нормы. Соблюдение норм
речевого поведения в различных сферах общения.

27

Бессоюзные сложные
предложения

1

Основные единицы и уровни языка, их признаки и
взаимосвязь.
Совершенствование
орфографических
и
пунктуационных умений и навыков.

28

Пунктуация в БСП

1

Основные единицы и уровни языка, их признаки и
взаимосвязь.
Совершенствование
орфографических
и
пунктуационных умений и навыков.

29

Сложные предложения
с разными видами связи

1

Основные единицы и уровни языка, их признаки и
взаимосвязь.
Совершенствование
орфографических
и
пунктуационных умений и навыков.

30

Чужая речь

1

Основные единицы и уровни языка, их признаки и
взаимосвязь.
Совершенствование
орфографических
и
пунктуационных умений и навыков.

31

р/р Сочинение

1

Основные виды сочинений. Совершенствование умений и
навыков создания текстов разных функционально-смысловых
типов, стилей и жанров.
Информационная переработка текста.
Совершенствование умений и навыков создания текстов
разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров

32

Взаимосвязь языка и
культуры

1

Язык и общество. Язык и культура.

33

Р/р Информационная
переработка текста.

1

Использование различных видов чтения в зависимости от
коммуникативной задачи и характера текста.

29

Информационная переработка текста.
Совершенствование умений и навыков создания текстов
разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров.
Развитие навыков монологической и диалогической речи.
34

РЕЗЕРВ

1

30

Критерии оценивания и краткое описание системы оценки достижений
обучающихся.
«Нормы оценки...» призваны обеспечивать одинаковые требования к знаниям,
умениям и навыкам учащихся по русскому языку. В них устанавливаются:
1)
единые критерии оценки различных сторон владения устной и письменной
формами русского языка (критерии оценки орфографической и пунктуационной
грамотности, языкового оформления связного высказывания, содержания высказывания);
2)
единые нормативы оценки знаний, умений и навыков;
3)
объем различных видов контрольных работ;
4)
количество отметок за различные виды контрольных работ.
Учащимся предъявляются требования только к таким умениям и навыкам, над
которыми они работали или работают к моменту проверки. На уроках русского языка
проверяются:
1)
знание полученных сведений о языке;
2)
орфографические и пунктуационные навыки;
3)
речевые умения.
1)
Оценка устных ответов учащихся
Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по
русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически
последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять
определения, правила в конкретных случаях.
При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями:
1) полнота и правильность ответа;
2) степень осознанности, понимания изученного;
3) языковое оформление ответа.
Оценка «5» ставится, если ученик:
1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых
понятий;
2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения,
применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но
и самостоятельно составленные;
3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм
литературного языка.
Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же
требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1 — 2 ошибки, которые сам же исправляет,
и 1 — 2 недочета, в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных
положений данной темы, но:
1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или
фрмулировке правил;
2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и
привести свои примеры;
3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом офрмлении
излагаемого.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части
соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке
определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает
материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются
серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Оценка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда
на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный

во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится
поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы
учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.
II. Оценка диктантов
Диктант — одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной
грамотности.
Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны
отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию
учащимся данного класса.
Объем диктанта для учащихся 10 класса устанавливается 170 — 200 слов (при
подсчете слов учитываются как самостоятельные, так и служебные слова).
Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и
труднопроверяемыми орфограммами. Для учащихся 10 класса он может состоять из 45 —
50 слов.
При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и
пунктуационные ошибки:
1)
в переносе слов;
2)
на правила, которые не включены в школьную программу;
3)
в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась
специальная работа;
4)
в передаче авторской пунктуации.
Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания,
искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместо «работает»), «дулпо»
(вместо «дупло»), «мемля» (вместо «земля»).
При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок
следует выделять негрубые, т.е. не имеющие существенного значения для характеристики
грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубым относятся
ошибки:
1) в исключениях из правил;
2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;
3) в случаях слитного и раздельного написания приставок, в наречиях, образованных
от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;
4) в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и
причастиями, выступающими в роли сказуемого;
5) в написании ы и и после приставок;
6) в случаях трудного различия не и ни;
7) в собственных именах нерусского происхождения;
8) в случаях когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
9) в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их
последовательности.
Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если
ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она
считается за одну ошибку.
Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора
правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) и
фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.
Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения
правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его
форму (вода — воды, рот — ротик, грустный — грустить, резкий — резок).

32

Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая
подобная ошибка учитывается как самостоятельная. Если в одном непроверяемом слове
допущено 2 ошибки и более, то все они считаются за одну ошибку.
При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного
написания на верное) оценка снижается на один балл. Отличная оценка не выставляется
при наличии 3 исправлений и более.
Диктант оценивается одной отметкой.
Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней 1
негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.
Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте 2 орфографических и 2
пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3 пунктуационных ошибок, и 4
пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4» может
выставляться при 3 орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.
Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4
пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7
пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «3» может
быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, если
среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.
Оценка «2» выставляется за диктант, в котором допущено 7 орфографических и 7
пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, или 5
орфографических и 9 пунктуационных ошибок, или 8 орфографических и
6
пунктуационных ошибок.
При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».
При некоторой вариативности количества ошибок, учитываемых при выставлении
оценки за диктант, следует принимать во внимание предел, превышение которого не
позволяет выставлять данную оценку. Таким пределом являются для оценки «4» 2
орфографические ошибки, для оценки «3» - 4 орфографические ошибки, для оценки «2» 7 орфографических ошибок.
В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного
задания, выставляются две оценки за каждый вид работы.
При
оценке
выполнения
дополнительных
заданий
рекомендуется
руководствоваться следующим:
- оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно;
- оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее ¾ заданий;
- оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины
заданий;
- оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий;
- оценка «1» ставится, если ученик не выполнил ни одного задания.
Примечание: орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при
выполнении дополнительного задания, учитываются при выведении оценки за диктант.
При оценке словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:
- оценка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок;
- оценка «4» ставится за диктант, в котором допущено 1-2 ошибки;
- оценка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3-4 ошибки;
- оценка «2» ставится за диктант, в котором допущено 5-7 ошибок;
- оценка «1» ставится за диктант, в котором допущено более 7 ошибок.
III. Оценка сочинений и изложений
Сочинения и изложения — основные формы проверки умения правильно и
последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.
Примерный объем текста для подробного изложения в 10 классе — 350 — 450 слов.
Рекомендуемы примерный объем классных сочинений в 10 классе — 3,0 — 4,0 страницы.
33

К указанному объему сочинений учитель должен относиться как к примерному, так как
объем ученического сочинения зависит от многих обстоятельств, в частности от стиля и
жанра сочинения, характера темы и замысла, темпа письма учащихся, их общего развития.
С помощью сочинений и изложений проверяются:
1)
умение раскрывать тему;
2)
умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и
задачей высказывания;
3)
соблюдение языковых норм и правил правописания.
Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за
содержание и речевое оформление, вторая — за грамотность, т.е. за соблюдение
орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по
русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания
учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается
оценкой по литературе.
Содержание сочинения и изложения оцениваются по следующим критериям:
- соответствие работы ученика теме и основной мысли;
- полнота раскрытия темы;
- правильность фактического материала;
- последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитываются:
- разнообразие словаря и грамматического строя речи;
- стилевое единство и выразительность речи;
- число речевых недочетов.
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок —
орфографических, пунктуационных и грамматических.
О
Основные критерии оценки
ценк
содержание и речь
грамотность
а
5»

4»

«
1. Содержание работы полностью
Допускается
соответствует теме.
орфографическая,
или
2. Фактические ошибки отсутствуют. пунктуационная,
или
3.
Содержание
излагается грамматическая ошибка.
последовательно.
4. Работа отличается богатством
словаря,
разнообразием
используемых
синтаксических конструкций, точностью
словоупотребления.
5. Достигнуто стилевое единство и
выразительность текста.
В целом в работе допускается 1
недочет в содержании и 1-2 речевых
недочета
«
1. Содержание работы в основном
соответствует
теме
(имеются
незначительные отклонения от темы).
2.
Содержание
в
основном
достоверно,
но
имеются
единичные
фактические неточности.
3.
Имеются
незначительные
нарушения последовательности в изложении
мыслей.
34

1
1
1

Допускаются:
- 2 орфографические и 2
пунктуационные ошибки, или
- 1 орфографическая и 3
пунктуационные ошибки, или
- 4 пунктуационные ошибки
при отсутствии орфографических
ошибок, а также
- 2 грамматические ошибки.

4. Лексический и грамматический
строй речи достаточно разнообразен.
5.
Стиль работы отличается
единством и достаточной выразительностью.
В целом в работе допускается не более
2 недочетов в содержании и не более 3-4
речевых недочетов.
3»

2»

1»

«
1. В работе допущены существенные
отклонения от темы.
2. Работа достоверна в главном, но в
ней имеются отдельные фактические
неточности.
3. Допущены отдельные нарушения
последовательности изложения.
4. Беден словарь и однообразны
употребляемые
синтаксические
конструкции, встречается неправильное
словоупотребление.
5. Стиль работы не отличается
единством, речь недостаточно выразительна.
В целом в работе допускается не более
4 недочетов в содержании и 5 речевых
недочетов.

Допускаются:
- 4 орфографические и 4
пунктуационные ошибки, или
- 3 орфографические и 5
пунктуационных ошибок, или
- 7 пунктуационных ошибок
при отсутствии орфографических
ошибок, а также
- 4 грамматические ошибки

«

Допускаются:
- 7 орфографических и
пунктуационных ошибок, или
- 6 орфографических и
пунктуационных ошибок, или
- 5 орфографических и
пунктуационных ошибок, или
- 8 орфографических и
пунктуационных ошибок, а также
- 7 грамматических ошибок

1. Работа не соответствует теме.
2. Допущено много фактических
неточностей.
3. Нарушена последовательность
изложения мыслей во всех частях работы,
отсутствует связь между ними, часты случаи
неправильного словоупотребления.
4. Крайне беден словарь, работа
написана
короткими
однотипными
предложениями со слабовыраженной связью
между ними, часты случаи неправильного
словоупотребления.
5. Нарушено стилевое единство
текста.
В целом в работе допущено 6
недочетов в содержании и до 7 речевых
недочетов.

7
8
9
6

«
В работе допущено более 6 недочетов
Имеется
более
7
в содержании и более 7 речевых недочетов. орфографических,
7
пунктуационных и 7 грамматических
ошибок
IV. Оценка за тест.
Оценка "5" ставится за 100% правильно выполненных заданий
Оценка "4" ставится за 80% правильно выполненных заданий
Оценка "3" ставится за 60% правильно выполненных заданий
Оценка "2" ставится, если правильно выполнено менее 40% заданий
35

Литература, используемая при реализации данной программы:
1. Русский язык. Анализ текста: пособие для подготовки к Единому государственному
экзамену/ Т.Долинина: Русское слово, 2019.
2. Практикум по стилистике русского языка. Тесты и задания: пособие для
старшеклассников/ О.А. Мазнева, И.М. Михайлова. –2019.
3. Самое полное издание типовых вариантов заданий ЕГЭ: 2024: Русский язык/ авт.сост. И.П. Цыбулько [др.]. – М.: Национальное образование, 2023.
4. Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку. 11 класс. -М.: ВАКО, 2019
Образовательные ресурсы интернета:
https://resh.edu.ru/ Российская электронная школа
https://lesson.edu.ru/catalog Библиотека ЦОК
http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=8
Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/
http://rus.1september.ru/topic.php?TopicID=1 Page
http://www.ug.ru/ -«Учительская газета»
http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал
http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»

36


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».