РП по родной литературе

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по литературе (родная литература) для 9 класса основного общего
образования составлена на основе нормативных документов:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в
действующей редакции);
2. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования,
утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010
г. № 1897;
3. Приказ Министерства просвещения РФ от 22.03.2021 No 115 «Об утверждении порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного
общего и среднего общего образования»;
4. Санитарные правила СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", утвержденные постановлением
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. N 28
(зарегистрированы Министерством юстиции Российской Федерации 18 декабря 2020 г.,
регистрационный N 61573);
5. Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ СОШ №1 г. Реж;
6. Положение о рабочих программах МБОУ СОШ №1 г. Реж.
Место учебного курса в учебном плане
Обязательное изучение родной литературы на этапе 9 класса основного общего образования
предусматривает ресурс учебного времени в объеме 8 часов (0,5 часа в неделю в одном из
полугодий)
Цели и задачи литературного образования
Литература (родная литература)– учебный предмет, освоение содержания которого направлено:
• на последовательное формирование читательской культуры через приобщение к чтению
художественной литературы;
• на освоение общекультурных навыков чтения, восприятия художественного языка и понимания
художественного смысла литературных произведений;
• на развитие эмоциональной сферы личности, образного, ассоциативного и логического
мышления;
• на овладение базовым филологическим инструментарием, способствующим более глубокому
эмоциональному переживанию и интеллектуальному осмыслению художественного текста;
• на формирование потребности и способности выражения себя в слове.
В цели предмета «Родная литература» входит передача от поколения к поколению нравственных и
эстетических традиций русской и мировой культуры, что способствует формированию и воспитанию
личности.
Знакомство с литературными произведениями разных времен, их обсуждение, анализ и
интерпретация предоставляют обучающимся возможность эстетического и этического самоопределения,
приобщают их к миру многообразных идей и представлений, выработанных человечеством, способствуют
формированию гражданской позиции и национально-культурной идентичности (способности осознанного
отнесения себя к родной культуре), а также умению воспринимать родную культуру в контексте мировой.
Стратегическая цель изучения литературы (родной литературы) на этапе основного общего
образования – формирование потребности в качественном чтении, культуры читательского восприятия и
понимания литературных текстов, что предполагает постижение художественной литературы как вида
2

искусства, целенаправленное развитие способности обучающегося к адекватному восприятию и пониманию
смысла различных литературных произведений и самостоятельному истолкованию прочитанного в устной и
письменной форме. В опыте чтения, осмысления, говорения о литературе у обучающихся последовательно
развивается умение пользоваться литературным языком как инструментом для выражения собственных
мыслей и ощущений, воспитывается потребность в осмыслении прочитанного, формируется
художественный вкус.
Цель изучения родной литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской
литературы (в том числе с литературой Урала). Основа литературного образования – чтение и изучение
художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историкокультурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения
в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах
изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и
душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному
анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать
прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика. Это устремление
зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает
необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный
вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного
произведения.
Цели изучения родной литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным
произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного
качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного
образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой
словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими
жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у
человека читающего.
Изучение литературы (родной литературы) в основной школе закладывает необходимый фундамент
для достижения перечисленных целей.
Объект изучения в учебном процессе − литературное произведение в его жанрово-родовой и
историко-культурной специфике. Постижение произведения происходит в процессе системной
деятельности школьников, как организуемой педагогом, так и самостоятельной, направленной на освоение
навыков культуры чтения (вслух, про себя, по ролям; чтения аналитического, выборочного,
комментированного, сопоставительного и др.) и базовых навыков творческого и академического письма,
последовательно формирующихся на уроках литературы.
Изучение литературы (родной литературы) в школе решает следующие образовательные задачи:
•
осознание коммуникативно-эстетических возможностей языка на основе изучения
выдающихся произведений русской литературы, литературы своего народа, мировой литературы;
•
формирование и развитие представлений о литературном произведении как о художественном
мире, особым образом построенном автором;
•
овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания
принципиальных отличий художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п.;
•
формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и
интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном
произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления,
ответственного отношения к разнообразным художественным смыслам;
•
формирование отношения к литературе как к особому способу познания жизни;
•
воспитание у читателя культуры выражения собственной позиции, способности
аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных
жанров, создавать развёрнутые высказывания творческого, аналитического и интерпретирующего
характера;
3

•
воспитание культуры понимания «чужой» позиции, а также уважительного отношения к
ценностям других людей, к культуре других эпох и народов; развитие способности понимать литературные
художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
•
воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом;
•
формирование отношения к литературе как к одной из основных культурных ценностей
народа;
•
обеспечение через чтение и изучение классической и современной литературы культурной
самоидентификации;
•
осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития;
•
формирование у школьника стремления сознательно планировать своё досуговое чтение.
В процессе обучения в основной школе эти задачи решаются постепенно последовательно и постоянно; их
решение продолжается и в старшей школе; на всех этапах обучения создаются условия для осознания
обучающимися непрерывности процесса литературного образования и необходимости его продолжения и за
пределами школы.
• формирование у учащихся знания об истории и культуре родного края, умения ориентироваться в
политико-экономической и социокультурной ситуации современного Урала.
Рабочая программа по родной литературе для9 класса детализирует и раскрывает содержание
стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного
предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Общая характеристика курса
Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также
преемственности и перспективности между различными разделами курса. В основе программы лежит
принцип единства.
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с
высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература.
Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и
содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственноэстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование
умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими
выразительными средствами русского литературного языка.
Согласно ФГОС ООО, изучение родной литературы в основной школе направлено на достижение
следующих целей:
− воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре,
обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством
патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам
других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
− развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной
речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду
других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического
вкуса на основе освоения художественных текстов;
− освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о
выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях
зарубежной классики;
− овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением
необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретноисторическое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение,
решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Главная идея программы родной литературы – изучение родной литературы, в том числе
литературы Урала в период с18 по 21 век.
4

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи:
•
словарная работа,
•
различные виды пересказа,
•
устные и письменные сочинения,
•
отзывы, доклады, диалоги, творческие работы,
•
произведения для заучивания наизусть,
•
списки произведений для самостоятельно чтения.
Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Родная литература» является
частью предмета «Литература», тесно связан с предметом «Русский язык». Русская литература является
одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и
коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию
учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.
Специфика учебного предмета «Родная литература» определяется тем, что он представляет собой
единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.
В учебной работе необходимо активизировать умения анализировать художественное
произведение, воплощая результаты этой работы в филологически грамотные устные и письменные
высказывания.
Требования к результатам освоения выпускниками основной школы программы по литературе.
1. Формирование Российской гражданской идентичности (патриотизм, уважение к Отечеству, к
прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед
Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования
русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе
российского народа).
2.Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего
края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской
многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на
территории современной России);
Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, традициям, языкам,
ценностям народов России и народов мира.
2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации
к обучению и познанию;
3. Понимание родного языка и родной литературы как одной из основных национально-культурных
ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих
способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
анализ общих сведений о лингвистике как науке и ученых-русистах; об основных нормах русского
литературного языка; способность обогащать свой словарный запас; формировать навыки анализа и оценки
языковых явлений и фактов; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
4.Осознание эстетической ценности родной литературы; уважительное отношение к родному языку,
гордость за него; потребность сохранить ценность литературы (родной) как явления национальной
культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.
5. Формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного
отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию;
уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных
норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России,
готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении). Сформированность
ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду. Осознание значения семьи в
жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к
членам своей семьи.
6. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению,
мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с
другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.
5

7. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и
сообществах ( интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности,
ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности,
самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера, формирование
компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов
взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала).
8. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни.
9. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и
мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные, научные и
публицистические тексты, отражающие разные этнокультурные традиции; эстетическое, эмоциональноценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира,
самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к
истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека.
Метапредметные результаты изучения родной литературы в основной школе:
• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые
задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной
деятельности;
• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно
выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей
деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках
предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся
ситуацией;
• умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного
выбора в учебной и познавательной деятельности;
• умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,
самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинноследственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и
по аналогии) и делать выводы;
• умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения
учебных и познавательных задач;
• смысловое чтение;
• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты
на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать
своё мнение;
• умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для
выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;
владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
• формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий.
Предметные результаты:
• понимание ключевых проблем изученных произведений родной литературы (в том числе литературы
Урала);
• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них
вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
6

•

•

•
•
•
•
•
•
•
•
•

умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из
литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос
литературного произведения; характеризовать его героев сопоставлять героев одного или нескольких
произведений;
определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных
средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания изведения
(элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией
при анализе литературного произведения;
приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их
с духовно-нравственными ценностями других народов;
формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;
собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
понимание авторской позиции и своё отношение к ней;
восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное
восприятие;
умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных
средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному
тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных
произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и
общекультурные темы;
понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое
восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных
языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 9 КЛАСС (17 ЧАСОВ)
Мир детства
Ю. Куранов «Царевна». Детская вера в сказку. «Тихий, древний, мудрый голос русской сказки» (А.
Ильин). «Обыкновенное чудо».
Нравственность
Ю. Буйда «Продавец добра». Добро как материальные ценности, его всесилие в современном писателю
мире. Истинный смысл слова «добро». «Добра-то много, да добра нет».
В. Крупин «А ты улыбайся!». Тема добра и зла. Проблема детской жестокости, её причины, наша
ответственность за неё. Сочинение-рассуждение на тему: «Быть или не быть добру в этом мире?» или «Что
такое добро?»
Человек и семья
А. Алексин «Подумаешь, птицы! На чем строятся взаимоотношения в семье? Мама как самый главный
человек в жизни Кольки. Не проходящая с годами внутренняя боль мальчика и его желание «лечить» и
«спасать». Семья счастливая и семья образцово-показательная. Эгоизм и бездушие под личиной
благонравия.
В. Солоухин «Под одной крышей». «Житейский» сюжет рассказа. Трагедия взаимоотношений отца с
дочерью. Самый трудный поступок – «переступить через самого себя». Умение прощать друг друга, не
отвечать злом на зло – главное условие взаимопонимания в семейных, соседских и просто человеческих
взаимоотношениях.

7

А. Платонов «Семен». Голодное детство. Забота старшего брата о младших. Умение понимать и прощать
близких. Способность взять на себя ответственность за семью в трудное время: «Давай я им буду матерью,
больше некому…».
Человек и его выбор
Ю. Яковлев «Вратарь». Романтика мальчишеского хоккейного мира. Ненастоящее море и настоящие герои.
Случай с Санькой Красавиным, переменивший его жизнь. Преданность любимому делу. Бескорыстие и
самоотверженность. Подлинное счастье в служении своему делу.
В. Солоухин «Моченые яблоки». Тема расплаты. Можно ли за добро расплатиться деньгами? Нравственная
позиция героев. Провозглашение прохожим корысти как жизненного принципа. Серега, который не может
бросить попавшего на дороге в беду человека. Дорога в рассказе — символ жизненного пути, и каждый в
этой жизни выбирает свою дорогу.
Сочинение-рассуждение на тему: «Что такое бескорыстие?»
Рождественские рассказы
Саша Черный «Рождественский ангел». Слагаемые «чуда»: доброта, милосердие, любовь.
В. Токарева «Рождественский рассказ». Взаимоотношения в семье. Радостное восприятие жизни. Случай,
«убивший» душу героини. Непреодолимое многолетнее желание мести. Тягостное ощущение жизни.
Прощение как нравственный выбор героини. Возрождение к жизни. Сочинение-рассуждение на тему: «Что
такое сострадание?»
Человек и природа
С. Георгиев «Собаки не ошибаются». «Скучный человек» Валерка Снегирев и «интересный человек» Юрка
Хлопотов. Равнодушие, которое маскируется фразой: «К чужим недостаткам надо терпеливо относиться»
(отец Юрки), или попытка все превратить в игру, фарс (Юрка). Истинная гуманность «обыкновенного»
Валеры Снегирева.
В. Крупин «Сбрось мешок». Слово писателя о красоте. Мешок как символ суетных забот, заполняющих
нашу жизнь. «Сбросить мешок» - значит подняться выше обыденности и по-новому взглянуть на
окружающий мир. Нерукотворная красота природы, которая меняет людей к лучшему. Лейтмотив эстафеты,
передачи, связи людей любовью к прекрасному.
И.С. Тургенев «Живые мощи». Удивительная встреча в омшанике. Способность героини в её состоянии
радоваться человеку, располагать его к себе. Мировосприятие Лукерьи, собственное мироощущение как
богатство: «вижу прекрасно и все слышу», «запах я всякий чувствовать могу». Умение побеждать боль
наблюдениями за миром природы: пчелы, голуби, воробей, ласточки… Благодарность героини,
сострадательность.
И.С. Тургенев «Перепелка». Детская восторженная любовь к охоте. Случай на охоте. Ощущение
несправедливости произошедшего. Самоотверженная «материнская» любовь птиц, вызывающая уважение
героя. Сочинение-рассуждение на тему: «Что такое красота?»
Мама
В. Астафьев «Шинель без хлястика». Женщина и война. Шинель как память о юности, о любви, о войне, о
рождении сына. Красота материнского подвига. Мать как символ любви и высокой жертвенности.
Доверительные отношения матери и сына. Думы сына о долге перед матерью: «чтобы сполна оплатить ту
солдатскую шинель, без хлястика».
Н. Тихонов «Мать». Из цикла «Ленинградские рассказы», в которых повествуется о мужественных и
стойких людях, с честью выдержавших суровое испытание - блокаду родного города. Рассказ о матери,
которая больше собственной смерти и смерти своих детей боится сыновней слабости и трусости.
Человек и искусство
Ю. Буйда «Синдбад Мореход». Внешняя, «образцово не задавшаяся жизнь героини», и жизнь внутренняя,
скрытая от всех. 18252 обращения к стихотворению-шедевру Александра Пушкина «Я вас любил…» как
возможность спасти свою душу, выжить в тяжелых жизненных обстоятельствах. Стихотворение А.С.
Пушкина как молитвенное слово. «Духовная жажда» внешне опустившихся людей - вера писателя в
нравственное возрождение. Искусство, которое спасает наши души, наши сердца от «захоложения,
затемнения» (А.И. Солженицын).
Война
8

Л. Пантелеев «Гвардии рядовой» (Из цикла «Рассказы о подвиге»). Подвиг Александра Матросова. Рассказ
о доблести молодого русского солдата.
В. Крупин «О войне». Дети и война. «…Вот все, что я могу рассказать о войне»
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ
НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
Итого:

Тематический блок
Мир детства
Нравственность
Человек и семья
Рождественские рассказы
Человек и природа
Мама
Человек и искусство
Человек и война

9 класс
1
1
1
1
1
1
1
1
8

9

Календарно-тематическое планирование
9 класс
Составители: Орлова Н.А., Русских Т.Н..
№
п/п
1

Название раздела,
темы
Мир детства
Ю. Куранов «Царевна»
Нравственность.
Ю.Буйда «Продавец добра»

Кол-во
часов

Элементы содержания

По
плану

1

январь

2

В. Крупин «А ты улыбайся!»
Сочинение-рассуждение на тему: «Быть
или не быть добру в этом мире?» или
«Что такое добро?»
Человек и семья.
А.Алексин «Подумаешь, птицы!»

1

Связь истории и родной литературы, понятие
«родная литература», ее место в мировой
литературе.
Детская вера в сказку. «Тихий, древний, мудрый
голос русской сказки» (А. Ильин). «Обыкновенное
чудо».
Добро как материальные ценности, его всесилие в
современном писателю мире. Истинный смысл
слова «добро». «Добра-то много, да добра нет».
Тема добра и зла. Проблема детской жестокости, её
причины, наша ответственность за неё.

А.Платонов «Семен»
Человек и война.
Л.Пантелеев «Гвардии рядовой

1

4

5

1

По факту

Примечани
я

На чем строятся взаимоотношения в семье? Мама
как самый главный человек в жизни Кольки. Не
проходящая с годами внутренняя боль мальчика и
его желание «лечить» и «спасать». Семья
счастливая и семья образцово-показательная.
Эгоизм и бездушие под личиной благонравия.
Голодное детство. Забота старшего брата о
младших. Умение понимать и прощать близких.
Способность взять на себя ответственность за
семью в трудное время: «Давай я им буду матерью,
больше некому…».
(Из цикла «Рассказы о подвиге»). Подвиг
Александра Матросова. Рассказ о доблести
10

6

В.Солоухин «Моченые яблоки»
Сочинение-рассуждение на тему: «Что
такое бескорыстие?»

1

7

Рождественские рассказы.
Саша Черный «Рождественский ангел»
Человек и природа
С.Георгиев «Собаки не ошибаются»
Человек и искусство.
Ю.Буйда «Синдбад Мореход»
Сочинение-рассуждение на тему: «Что
такое настоящее искусство?»

1

8

1

молодого русского солдата.
Тема расплаты. Можно ли за добро расплатиться
деньгами? Нравственная позиция героев.
Провозглашение прохожим корысти как
жизненного принципа. Серега, который не может
бросить попавшего на дороге в беду человека.
Дорога в рассказе — символ жизненного пути, и
каждый в этой жизни выбирает свою дорогу.
Слагаемые «чуда»: доброта, милосердие, любовь.
«Скучный человек» Валерка Снегирев и
«интересный человек» Юрка Хлопотов.
Равнодушие, которое маскируется фразой: «К
чужим недостаткам надо терпеливо относиться»
(отец Юрки), или попытка все превратить в игру,
фарс (Юрка). Истинная гуманность
«обыкновенного» Валеры Снегирева.
Внешняя, «образцово не задавшаяся жизнь
героини», и жизнь внутренняя, скрытая от всех.
18252 обращения к стихотворению-шедевру
Александра Пушкина «Я вас любил…» как
возможность спасти свою душу, выжить в тяжелых
жизненных обстоятельствах. Стихотворение А.С.
Пушкина как молитвенное слово. «Духовная
жажда» внешне опустившихся людей - вера
писателя в нравственное возрождение. Искусство,
которое спасает наши души, наши сердца от
«захоложения, затемнения» (А.И. Солженицын

11

Критерии оценивания по литературе.
Оценка знаний по литературе и навыков письменной речи производится также на основании сочинений и других письменных
проверочных работ (ответ на вопрос, устное сообщение и пр.). Они проводятся в определенной последовательности и составляют
важное средство развития речи.
Объем сочинений должен быть примерно таким: в 5 классе — 1 —1,5 тетрадные страницы, в 6 классе—1,5—2, в 7 классе — 2—2,5, в
8 классе — 2,5—3, в 9 классе — 3—4, в 10 классе — 4—5, в 11 классе — 5—7.
Любое сочинение проверяется не позднее недельного срока в 5-8-м и 10 дней в 9-11 классах и оценивается двумя отметками: первая
ставится за содержание и речь, вторая — за грамотность. В 5-9 классах оценка за содержание и речь относится к литературе, вторая —
к русскому языку.
ОЦЕНКА УСТНЫХ ОТВЕТОВ
При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного
класса:
1. Знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения.
2. Умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев.
3. Понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения.
4. Знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и
прочитанных самостоятельно.
5. Умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи и общественной борьбой.
6 Умение владеть монологической литературной речью; логичность и последовательность ответа; беглость, правильность и
выразительность чтения с учетом темпа чтения по классам.
В соответствии с этим:
Отметкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение
объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического
содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного
произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов, раскрывать связь произведения с эпохой (9—11 кл.); свободное
владение монологической литературной речью.
Отметкой «4» оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого
произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в
раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и
навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее
владение монологической литературной речью.
12

Однако допускается одна-две неточности в ответе.
Отметкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании текста изучаемого произведения; умении
объяснить взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии
идейно-художественного содержания произведения; о знании основных вопросов теории, но недостаточном умении пользоваться
этими знаниями при анализе произведений; об ограниченных навыках разбора и недостаточном умении привлекать текст произведения
для подтверждения своих выводов.
Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в
композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного класса.
Отметкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить
поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания
произведения; незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение монологической литературной речью и
техникой чтения, бедность выразительных средств языка.
ОЦЕНКА СОЧИНЕНИЙ
В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие главные критерии в пределах программы данного
класса:
правильное понимание темы, глубина и полнота ее раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведения
героев исходя из идейно-тематического содержания произведения, доказательность основных положений, привлечение материала,
важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст
сочинения; наличие плана в обучающих сочинениях; соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними;
точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка.
Оценка за грамотность сочинения выставляется в соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому
языку».
Отметка «5» ставится за сочинение:
глубоко и аргументированно раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов,
необходимых для ее раскрытия, об умении целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения;
стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей;
написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию.
Допускается незначительная неточность в содержании, один-два речевых недочета.
Отметка «4» ставится за сочинение:
достаточно полно и убедительно раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала и других источников
по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения;
логичное и последовательное изложение содержания;
13

написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию.
Допускаются две-три неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а также не более трех-четырех речевых
недочетов.
Отметка «3» ставится за сочинение, в котором:
в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему, допущены
отклонения от нее или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы
и обобщения;
материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей;
обнаруживается владение основами письменной речи;
в работе имеется не более четырех недочетов в содержании и пяти речевых недочетов.
Отметка «2» ставится за сочинение, которое:
не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного
пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений, не опирающихся на текст;
характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями;
отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.

Учебно-методическая литература по учебному предмету «Родная (русская) литература».
Учебно-методический комплект
1.
2.
3.
4.

Альбеткова Р.И. Русская словесность. От слова к словесности. 5-9 классы - // Программы для
общеобразовательных учреждений. — М., 2019.
Альбеткова Р.И. Русская словесность. Учебное пособие для 7класса. М.: 2019 год.
Горшков А. И. Русская словесность: От слова к слову. М., 2019 год.
Методические рекомендации к учебнику Альбеткова Р. И. « Русская словесность. От слова к словесности. 9
класс». М., 2019 год.

Цифровые образовательные ресурсы
1.Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru
2.Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/ Газета «1 сентября» www.1september.ru
3. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» http://festival.1september.ru
14

4.ФИПИ http://www.fipi.ru
5. Учебный портал по использованию ЭОР в образовательной деятельности http://eor.it.ru/eor/
6.Завуч. инфо www.zavuch.info
7.Педсовет http://pedsovet.org
8.Электронная библиотека специальной филологической литературы http://philology.ruslibrary.ru/

15

Лист корректировки
рабочей программы по
___________ ( название предмета) _______ класса
на 20__/ 20__ учебный год
В связи с расхождением количества учебных часов, предусмотренных рабочей программой на проведение учебных занятий и

фактическим
количеством
проведеннных
учебных
занятий
по
причине_________________________________________________________________________________________________________________
_
в рабочую программу вносятся следующие изменения:

Корректировка тематического планирования.
Раздел

Количество часов по программе

Количество часов в связи с корректировкой

Всего

Корректировка поурочно-тематического планирования.
Порядковый № урока
№ урока
разделе

в

Тема урока

Количество
программе

часов

по Количество часов в связи
с корректировкой

16

17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».