РП по финансовой грамотности 5-9 класс

Пояснительная записка
Данная программа «Финансовая грамотность» создает условия для
развития у детей навыков и умений публичного выступления для
организации и осуществления сотрудничества с представителями различных
социальных групп (сверстников, младших школьников, педагогов,
родителей) в решении личностно и социально значимых проблем. Развитие
коммуникативных умений и навыков, способствующих успешной
социализации детей.
Актуальность программы продиктована развитием финансовой
системы и появлением широкого спектра новых сложных финансовых
продуктов и услуг, которые ставят перед гражданами задачи, к решению
которых они не всегда готовы.
Финансовая грамотность - необходимое условие жизни в современном
мире, поскольку финансовый рынок предоставляет значительно больше
возможностей по управлению собственными средствами, чем 5—10 лет
назад, и такие понятия как потребительский кредит, ипотека, банковские
депозиты плотно вошли в нашу повседневную жизнь. Однако в настоящий
момент времени ни нам, ни нашим детям явно недостаточно тех финансовых
знаний, которыми мы располагаем. При этом нужно учитывать, что
сегодняшние учащиеся — это завтрашние активные участники финансового
рынка. Поэтому, если мы сегодня воспитаем наших детей финансово
грамотными,
значит,
завтра
мы
получим
добросовестных
налогоплательщиков, ответственных заемщиков, грамотных вкладчиков
Новизной данной программы является направленность курса на
формирование финансовой грамотности учащихся на основе построения
прямой связи между получаемыми знаниями и их практическим
применением, пониманием и использованием финансовой информации на
настоящий момент и в долгосрочном периоде и ориентирует на
формирование ответственности у подростков за финансовые решения с
учетом личной безопасности и благополучия.
Реализация программы предполагает индивидуально ориентированную
форму организации образовательного процесса (малые группы и
индивидуальная работа).
Отличительной особенностью программы данного курса является то,
что он базируется на системно-деятельностном подходе к обучению, который
обеспечивает активную учебно-познавательную позицию учащихся. У них
формируются не только базовые знания в финансовой сфере, но также
необходимые умения, компетенции, личные характеристики и установки.

На уровне основного общего образования создаются условия для
освоения учащимися образовательных программ, делается акцент на умение
самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную
деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата) на
развитие учебно-исследовательской деятельности учащихся.
В процессе обучения используются:
1. Приемы актуализации субъективного опыта учащихся;
2. Методы диалога и монолога;
3. Приемы создания коллективного и индивидуального выбора;
4. Игровые методы;
5. Методы диагностики и самодиагностики;
6. Технологии критического мышления;
7. Информационно-коммуникационные технологии;
8. Технологии коллективного метода обучения.
Освоение нового содержания осуществляется с опорой на
межпредметные связи с курсами экономики, истории, обществознания,
географии, литературы, искусства.
Принципы реализации программы:
- развивающее и воспитывающее обучение;
-системность и последовательность;
-творчество и сознательная активность;
- практическая значимость.
-сочетания индивидуального подхода и коллективного характера в
образовательном процессе (организация такой работы с обучающимися,
которая требует от каждого умения сотрудничать, координировать
совместные действия, быть активным).
Формы и методы обучения. Занятия с обучающимися проводятся
индивидуально или с группой обучающихся.
Программа «Финансовая грамотность» рассчитана на 34 часа.

19

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
5
КЛАСС
Финансовое планирование
Личное финансовое планирование. Личный бюджет. Семейный
бюджет. Доходы семейного бюджета. Виды доходов семейного бюджета.
Источники доходов семейного бюджета. Расходы семейного бюджета.
Виды расходов семейного
бюджета. Сбережения. Накопления. Дорогие покупки. Бюджетный
баланс. Дефицит. Профицит. Бюджетная дисциплина. Налоговое поведение.
Контроль расходов.
Финансовые решения в семье
Деньги и их виды. Функции денег. Платёжные системы. Национальная
платёжная система. Быстрые платежи. Наличные деньги. Безналичные деньги.
Валюты. Российский рубль — национальная валюта. Электронные деньги.
Цифровой рубль. Сущность, причины и виды инфляции. Подушка финансовой
безопасности. Благополучие семьи и финансы. Управление личным временем
и финансами. Виды финансовых решений. Альтернативы финансовых
решений. Софинасирование семейных расходов. Стереотипы и потребности.
Обмен. Ответственное и разумное потребление. Осознанное финансовое
поведение. Собственность. Имущество и обязательства. Финансовые риски.
Личная ответственность при использовании денег.
6
КЛАСС
Финансовая грамотность
Финансовая грамотность. Благосостояние. Финансовое поведение.
Почему важно развивать свою финансовую грамотность. От чего зависит
благосостояние семьи. Учимся оценивать финансовое поведение людей.
Учимся оценивать свое финансовое поведение.
Доходы и расходы семьи
Потребности. Деньги. Бартер. Товарные и символические деньги.
Наличные и безналичные деньги. Купюры, монеты, фальшивые деньги.
Товары, услуги. Семейный бюджет, доходы, источники доходов (заработная
плата, собственность, пенсия, стипендия, пособие, проценты по вкладам),
расходы, направления расходов (предметы первой необходимости, товары
текущего потребления, товары длительного пользования, услуги,
коммунальные услуги). Личный доход. Личные расходы. Сбережения.
Денежный долг. Деньги: что это такое. Учебные мини- проекты «Деньги». Из
чего складываются доходы семьи. Учимся считать семейные доходы.
Исследуем доходы семьи. Учебные мини- проекты «Доходы семьи». Как
появляются расходы семьи. Учимся считать семейные расходы. Исследуем
расходы семьи. Учебные мини-проекты
«Расходы семьи». Как сформировать семейный бюджет.
Ролевая игра «Семейные
советы
по
составлению бюджета».
Учебные мини-проекты
«Семейный бюджет». Презентация портфолио «Доходы и расходы
семьи.»

19

Страхование, цели и функции страхования. Виды страхования.
Страховой полис. Страховая компания. Больничный лист. Почему возникают
риски потери денег и имущества и как от этого защититься. Что такое
страхование и для чего оно необходимо. Что и как можно страховать.
Ролевая игра
«Страхование». Исследуем, что застраховано в семье и сколько это
стоит. Как определить надежность страховых компаний. Как работает
страховая компания. Учебные мини-проекты «Страхование». Презентация
портфолио
«Риски потери денег и имущества и как человек может от этого
защититься».
7
КЛАСС
Экономическая активность личности и предпринимательство
Финансовые потребности личности. Управление личным временем и
финансами. Разделение и специализация труда. Трудовые ресурсы. Рынок
труда. Наёмный труд. Характеристики современного рынка труда. Виды
предпринимательской деятельности. Налоги. Предпринимательские
проекты и их цели. Формы предпринимательства. Эмоциональный
интеллект.
Задачи
начинающего
предпринимателя.
Особенности
предпринимательской деятельности. Ответственность предпринимателей
перед обществом и государством. Самозанятость. Фондовый рынок. Биржа.
Ценные бумаги. Акции. Облигации, государственные облигации. Паевые
инвестиционные фонды. Сберегательные сертификаты.
Деньги в повседневной жизни
Роль денег в достижении жизненных целей. Расходы на жилище,
технику. Жилищно-коммунальные услуги. Зелёные технологии. Зёленые
технологии и семейный бюджет. Энергоэффективность. Сбор и утилизация
мусора. Деньги и защита окружающей среды.
Защита прав потребителей финансовых услуг
Потребитель финансовых услуг. Финансовый рынок и его участники.
Финансовая услуга. Финансовый инструмент. Конкуренция на рынке
финансовых услуг. Финансовый договор. Хозяйствующие субъекты.
Финансовые организации. Финансовые и налоговые консультанты.
Финансовая реклама. Защита от финансовых манипуляций. Организации по
защите прав потребителей финансовых услуг.
8
КЛАСС
Банковские услуги
Банк и его функции. Виды счетов. Рассчетно-кассовые операции.
Валюта и операции с ней. Банковский вклад. Депозиты. Система
страхования вкладов. Операции с драгоценными металлами. Кредит. Виды
кредитов. Потребительский кредит. Авто кредитование. Ипотека.
Поручительство. Рефинансирование. Виды банковских карт. Овердрафт.
Комиссии банков. Цифровой банкинг. Мобильные Услуги небанковских
организаций

19

Отличия займа от кредита. Микрозаём в микрофинансовых
организациях, потребительских кооперативах, ломбардах. Кредитная
история и рейтинг. Виды кооперативов. Коллекторы. Паевые
инвестиционные фонды. Управляющие компании. Инвестиционные фонды.
Личное банкротство. Защита от кредиторов.
Страховые услуги
Природа страхования. Участники рынка страхования. Виды
страхования. Страхование имущества. Страхование ответственности.
Автострахование. Страхование рисков. Страхование бизнеса. Страховой
договор.
9
КЛАСС
Капитал и инвестиции
Виды капитала. Человеческий капитал. Финансовый капитал.
Способы и сферы инвестирования. Участники финансовых отношений.
Основы инвестирования: цели и психология. Финансовое инвестирование.
Ценные бумаги и их виды. Дивиденды. Спекуляции. Основы финансового
здоровья. Активы и пассивы. Инвестиции в человека. Способы и сферы
государственного инвестирования. Государственная поддержка молодёжи.
Деньги и их формы в цифровом обществе
Человек и цифровая среда. Цифровое общество и финансы. Цифровой
след. Цифровой профиль. Цифровые финансовые услуги. Роботизация и
финансы. Особенности работы с финансовой информацией. Персональные
данные. Торговые роботы. Онлайн-кошельки. Цифровая валюта. Риски
цифровых технологий дляпотребителя.
Способы защиты от финансового мошенничества
Ответственность за нарушение прав потребителя финансовых услуг.
Способы защиты прав потребителя финансовых услуг. Защита прав
потребителя
финансовых
услуг.
Телефонное
мошенничество.
Кибермошенничество. Финансовые пирамиды. Социальная инженерия. Кража
персональных данных. Мошенничество с банковскими картами.
Мошенничество с кредитами. Страховое мошенничество. Незаконный
перевод пенсионных накоплений. Защита от мошенников. Защита при
работе с цифровыми устройствами.

19

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОГО КУРСА «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»
Личностными результатами изучения курса «Финансовая грамотность»
являются:
- осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание
экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание
финансовых связей семьи и государства;
- овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых
отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов,
сопоставление доходности вложений на простых примерах;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои
поступки; планирование собственного бюджета, предложение вариантов
собственного заработка;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
игровых и реальных экономических ситуациях;
- участие в принятии решений о семейном бюджете.
Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая
грамотность» являются:
Познавательные:
- освоение способов решения проблем творческого и поискового
характера;
- использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа,
организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в
газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и
интервью;
- формирование умений представлять информацию в зависимости от
поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы
связей (интеллект-карты);
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза,
обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных
связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Регулятивные:
- понимание цели своих действий;
- планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;
- проявление познавательной и творческой инициативы;
- оценка правильности выполнения действий; самооценка и
взаимооценка;
- адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.
Коммуникативные:

19

- составление текстов в устной и письменной формах;
- готовность слушать собеседника и вести диалог;
- готовность признавать возможность существования различных точек
зрения и права каждого иметь свою;
- умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и
давать оценку событий;
- определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться
о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять
взаимный контроль в совместной деятельности,
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность»
являются:
- понимание основных принципов экономической жизни общества:
представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях
изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;
- понимание и правильное использование экономических терминов;
- освоение приёмов работы с экономической информацией, её
осмысление; проведение простых финансовых расчётов;
- приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений
для решения типичных задач в области семейной экономики: знание
источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять
простой семейный бюджет; знание направлений инвестирования и способов
сравнения результатов на простых примерах;
- развитие способностей учащихся делать необходимые выводы и давать
обоснованные оценки экономических ситуаций, определение элементарных
проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения;
- развитие кругозора в области экономической жизни общества и
формирование познавательного интереса к изучению общественных
дисциплин.
5 класс
осваивать и применять знания о личном финансовом планировании;
личном бюджете, семейном бюджете; бюджетном балансе; роботизации и
финансах; влиянии денег на окружающую среду;
приводить примеры доходов семейного бюджета; легальных и
нелегальных доходов; источников доходов семейного бюджета; виды
расходов семейного бюджета; персональных данных; считать расходы и
доходы (личные и семейные) в краткосрочном периоде;
осваивать и применять знания о сбережениях и накоплениях;

19

решать задачи о бюджетной дисциплине; налоговом поведении;
бюджетном балансе; расчёте, времени на накопление определенной суммы
денег с учетом текущих доходов и расходов;
овладеть смысловым чтением простых финансовых документов;
оценивать собственные поступки и поведение других людей в контексте
знаний о постановке жизненных целей, выбора финансовых инструментов;
осознавать риски, связанные с хранением сбережений в наличной и
безналичной форме;
приобретать опыт совместной деятельности в учебных группах при
решении
финансовых
задач,
осуществлении
проектной
и
исследовательской деятельности, при взаимодействии с представителями
разных этнических групп.
6 класс
осваивать и применять знания о личном финансовом планировании;
личном бюджете, семейном бюджете; бюджетном балансе; роботизации и
финансах; влиянии денег на окружающую среду;
приводить примеры доходов семейного бюджета; легальных и
нелегальных доходов; источников доходов семейного бюджета; виды
расходов семейного бюджета; персональных данных; считать расходы и
доходы (личные и семейные) в краткосрочном периоде;
осваивать и применять знания о сбережениях и накоплениях;
решать задачи о бюджетной дисциплине; налоговом поведении;
бюджетном балансе; расчёте, времени на накопление определенной суммы
денег с учетом текущих доходов и расходов;
овладеть смысловым чтением простых финансовых документов;
оценивать собственные поступки и поведение других людей в контексте
знаний о постановке жизненных целей, выбора финансовых инструментов;
осознавать риски, связанные с хранением сбережений в наличной и
безналичной форме;
приобретать опыт совместной деятельности в учебных группах при
решении финансовых задач, осуществлении проектной и исследовательской
деятельности, при взаимодействии с представителями разных этнических
групп.
7 класс
Осваивать и применять знания об основных формах труда; трудовых
ресурсах; рынке труда; участниках финансовых отношений; инфляции, налогах,
подушке финансовой безопасности; платежных системах; национальной
платежной системе;
прогнозировать изменение дохода в зависимости от собственной
трудовой деятельности, налогов;

19

характеризовать функции денег; наличные деньги; безналичные деньги;
валюты; российский рубль;
деятельности;
формы
предпринимательства;
ответственность
предпринимателей перед обществом;
приводить примеры управления личным временем и финансами;
использовать полученные
знания об ошибках начинающего
предпринимателя;
характеризовать жизненные цели, возможности по улучшению
благополучия семьи, имущество и обязательства участников финансовых
отношений в том числе в условиях инфляции; приводить примеры
альтернативных решений и целей, конкурентных финансовых предложений,
быстрых платежей и их особенностей; организаций по защите прав
потребителей финансовых услуг;
устанавливать и объяснять взаимосвязи между личной ответственностью
участника финансовых отношений и принятием финансовых решений;
определять и аргументировать собственный выбор в условиях возможных
финансовых рисков; осознавать риски, связанные с хранением сбережений в
наличной и безналичной форме; определять страховой продукт, который
требуется в той или иной жизненной ситуации;
решать задачи по управлению финансовыми рисками, их
прогнозированию и оценке финансовых услуг и инструментов, том числе при
пользовании цифровыми ресурсами; рассчитывать размер финансовой подушки
безопасности;
овладеть смысловым чтением финансовых документов о платежных
системах, национальной платежной системе; страховых полисов; определять
ситуации, в которых использование финансовой подушки безопасности
является целесообразным;
искать и извлекать информацию о правах потребителя финансовых услуг;
способах защиты прав потребителя финансовых услуг;
анализировать,
обобщать,
систематизировать
информацию
об
ответственности за нарушения прав потребителей финансовых услуг;
оценивать собственные поступки и поведение других людей в контексте
знаний о постановке жизненных целей, выбора финансовых инструментов;
приобретать опыт использования полученных знаний при защите прав
потребителей финансовых услуг, в том числе цифровых финансовых услуг;
приобретать опыт совместной деятельности в учебных группах при
решении финансовых задач, осуществлении проектной и исследовательской
деятельности, при взаимодействии с представителями разных этнических
групп.
8 класс

19

Осваивать и применять знания о видах страхования; осваивать и
применять знания об управлении финансовыми рисками; природе
страхования; об ответственности за нарушение прав участника страховой
сделки; банках и ихфункциях; микрозаймах; небанковских организациях;
определять и аргументировать необходимость получения
кредитов;отличия займа от кредита;
характеризовать поручительство; рефинансирование; комиссии
банков;
мобильные приложения банков;
устанавливать и объяснять взаимосвязи между банковским вкладом и
системой страхования вкладов; инфляцией и платежеспособностью
населения; микрозаймами в микрофинансовых организациях, приводить
примеры условий депозитов; банковских услуг; банковских операций, в том
числе валютных операций;
использовать полученные знания о государственных услугах в
электронном виде; по подготовке к пенсии;
решать задачи на проценты по кредитам, микрозаймам; проявлять
интерес к существующим в цифровой среде инструментам, помогающим
осуществлятьвычисления, связанные с вкладами и кредитами;
овладеть смысловым чтением финансовых документов, в том числе
договоров банковского вклада, кредитного договора; выделять основную
информацию в договоре по заимствованию средств (размер и периодичность
платежей, общую сумму возврата, полную стоимость кредита и др.);
искать и извлекать информацию о цифровом банкинге;
анализировать, обобщать, систематизировать информацию по
кредитной истории, видах банковских карт и их функциях;
принимать грамотные решения относительно целесообразности
обращения за займом и/или кредитом; обращаться за консультацией по
займам (в том числе кредитам) и сберегательным продуктам в надежные,
информированные источники до принятия финансовых решений;
приобретать опыт совместной деятельности в учебных группах при
решении финансовых задач, осуществлении проектной и исследовательской
деятельности, при взаимодействии с представителями разных этнических
групп.
9 класс
Осваивать и применять знания о видах инвестирования; ценных бумагах;
активах и пассивах; видах мошенничества; защите от мошенников; цифровых
деньгах; современных финансовых технологиях;
решать
задачи
по
безопасным
способам
инвестирования;
противодействию мошенничеству, основам финансового здоровья;
анализировать, обобщать, систематизировать информацию о видах
активов и пассивов; роли человеческого капитала в цифровом обществе;
потерях и изменении стоимости активов, о вынужденных пассивах;

19

использовать полученные знания при пользовании онлайн-кошельками,
выбирать товар или услугу в соответствии с реальными финансовыми
возможностями, не выходить за рамки бюджета; при создании цифрового
профиля; при выборе товаров и услуг; использовании торговых роботов;
приобретать опыт использования полученных знаний при защите прав
потребителей финансовых услуг, в том числе цифровых финансовых услуг;

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5-6 КЛАСС
№ Наименование разделов и тем
п/п программы

1
2
3
4

Количество
часов

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

Введение в курс «Финансовая грамотность» - 4 часа
Почему
важно
развивать
свою
1
Сайт
финансовую грамотность
Федерального
От чего зависит благосостояние семьи
1
методического
Учимся
оценивать
финансовое
1
центра по
поведение людей
финансовой
Учимся оценивать своё финансовое
1
грамотности
поведение
-

5

https://www.hse.ru/org/hse/
61217342/61217360/mcfc
Раздел 1. Доходы и расходы семьи – 15 часов
Деньги: что это такое
1
http://вашифинансы.рф/

6
7

Учебные мини-проекты «Деньги»
Из чего складываются доходы семьи

1
1

http://pro.lenta.ru/money

8 Учимся считать семейные доходы
1
http://zarplata-i9 Исследуем доходы семьи
1
rabota.ru/zhurnalrabota-iмини-проекты
«Доходы
10 Учебные
1
zarplata
семьи»
11 Как появляются расходы семьи
1
12 Учимся считать семейные расходы
1
http://basic.economicus.ru
13 Исследуем расходы семьи
1
мини-проекты «Расходы
14 Учебные
1
семьи»
15 Как сформировать семейный бюджет
1
16 Ролевая игра «Семейный совет по
1
составлению бюджета»
мини-проекты «Семейный
17 Учебные
1
бюджет»
результатов
изучения
18 Обобщение
1
модуля № 1
19 Презентация портфолио «Доходы и
1
расходы семьи»
Раздел 2. Риски и потери денег и имущества и как человек может от этого
защититься – 10 часов
20 Почему возникают риски потери денег
1
http://pro.lenta.ru/money
и имущества и как от этого защититься
21 Что такое страхование и для чего оно
1
необходимо
22 Что и как можно страховать
1
23 Ролевая игра «Страхование»
1
24 Исследуем, что застраховано в семье и
1
сколько это стоит
25 Как определить надежность страховых
1
компаний
26 Как работает страховая компания
1

7 класс
№ Наименование разделов и тем программы
п/п

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16

Количество
часов

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Раздел 1. Человек и государство: как они взаимодействуют – 16 часов
Могут
ли люди быть финансово
1
www.cbr.ru
независимы от государства
1
Что такое налоги и почему из надо
платить
Какие бывают налоги
1
Учимся считать налоги
1
Ролевая игра «Считаем налоги семьи»
1
Сравниваем налоги граждан разных
1
стран
Какие налоги платит семья и что
1
www.nes.ru
получает от государства
Как работает налоговая служба
1
Учебные мини-проекты «Налоги»
1
Социальные пособия и их виды
1
http://zarplata-iФонд социального страхования
1
rabota.ru/zhurnalrabo
1
Ролевая игра «Оформляем социальное
ta-i-zarplata
пособие»
1
Какие социальные пособия получают
люди
1
Учебные мини-проекты «Социальные
пособия»
1
Обобщение
результатов
изучения
модуля №3
1
Презентация портфолио «Человек и
государство»
Раздел 2. Услуги финансовых организаций и собственный бизнес – 17 часов

17 Для чего нужны банки
18 Почему хранить сбережения в банке
выгоднее, чем дома
19 Вклады и их виды
20 Кредит
21 Центральный банк РФ
22 Банковские услуги и семья
потери,
увеличение
23 Финансовые
доходов
24 Как работает банк
25 Учебные мини-проекты «Банковские
услуги для семьи»
26 Бизнес
27 Как открыть фирму
28 Для чего нужны бизнес-инкубаторы
29 Ролевая игра «Открываем фирму»
30 Что такое валюта и для чего она нужна
31 Учимся находить информацию о курсах
валют и их изменениях

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

http://basic.economicus.r

23 u

http://ecschool.hse.ru

32 Обобщение
результатов
изучения
модуля 4
33 Презентация
портфолио
«Услуги
финансовых
организаций
и
собственный бизнес»
34 Обобщение результатов обучения курса
«Финансовая грамотность»
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

1
1

1
34

8 КЛАСС
№
п/п

Наименование разделов и тем программы

Количеств
о часов

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Раздел 1. Управление денежными средствами – 19 часов
Раздел 1.1 Происхождение денег
1 Деньги: что это такое
2
http://www.fingram
ota.org/
2 Что может происходить с деньгами и
2
как это влияет на финансы вашей семьи
Раздел 1.2 Источники денежных средств семьи
3 Какие бывают источники доходов
2
http://www.fingram
ota.org/
4 От чего зависят личные и семейные доходы
2
Раздел 1.3 Контроль семейных расходов
5 Как контролировать семейные расходы
2
http://www.fingramo
ta.org/
и зачем это делать
6 Учебные мини-проекты
2
«Контролируем семейные расходы»
Раздел 1.4 Построение семейного бюджета
http://www.fingramo
7 Что такое семейный бюджет и как его
3
ta.org/
построить
8 Как оптимизировать семейный бюджет
2
9 Обобщение
2
результатов
изучения
раздела 1
Раздел 2. Способы повышения семейного благосостояния – 15 час2о4в
Раздел 2.1. Способы увеличения семейных доходов с использованием услуг
финансовых организаций
http://www.fingramo
10 Для
2
чего
нужны
финансовые
ta.org/
организации
11 Как
2
увеличить
семейные
доходы
с
использованием
финансовых
организаций
Раздел 2.2. Финансовое планирование как способ повышения финансового
благосостояния
12 Финансовое планирование
2
http://ratingnpf.ru/rat
ings/
13 Как
2
осуществлять
финансовое
планирование на разных этапах жизни
14 Учебные мини-проекты «Для чего
2
нужно финансовое планирование»
15 Обобщение
2
результатов
изучения
модуля раздела 2
16 Обобщение результатов обучения курса
3
«Финансовая грамотность»
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
34
ПРОГРАММЕ

9 КЛАСС
№
п/п

Наименование разделов и тем программы

Раздел 1. Риски в мире денег – 14 часов
Раздел 1.1 Особые жизненные ситуации
1 Особые жизненные ситуации: рождение
ребенка, потеря кормильца
2 Особые жизненные ситуации: болезнь,потеря
работы, природные и техногенные катастрофы

Количество
часов

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

2

http://ratingnpf.ru/rat
ings/

2

Чем поможет страхование
2
Раздел 1.2. Финансовые риски
3 Какие бывают финансовые риски
2
http://ratingnpf.ru/rat
ings/
4 Что такое финансовая пирамида
2
5 Учебные мини-проекты «Риски в мире
2
денег»
6 Обобщение
2
результатов
изучения
модуля №1
Раздел 2. Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем – 16 часов
Раздел 2.1 Банки и их роль в жизни человека
7 Что такое банк
2
https://fingram.lenta.
ru/
8 Польза и риски банковских карт
2
Раздел 2.2 Собственный бизнес
9 Что такое бизнес
2
https://fingram.lenta.
ru/
10 Как создать свое дело
2
Раздел 2.3 Валюта в современном мире
https://fz.oc3com.co
11 Что такое валютный рынок и как он
2
m/
устроен
2
12 Можно
ли
выиграть,
размещая
сбережения в валюте
13 Учебные мини-проекты «Валюта в
2
современном мире»
14 Обобщение
2
результатов
изучения
модуля №2
Раздел 3. Человек и государство: как они взаимодействуют – 2 часа
Раздел 3.1 Налоги и из роль в жизни семьи
15 Что такое налоги и зачем их нужно
1
https://fz.oc3com.co
платить
m/
16 Какие налоги мы платим
1
Раздел 3.2 Пенсионное обеспечение и финансовое благополучие старости – 2 час
https://fz.oc3com.co
17 Что такое пенсия и как сделать ее
2
m/
достойной
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
34
ПРОГРАММЕ

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ5 -6 КЛАСС
№
п/п

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16

Тема урока

Количество часов
Контрольн
Всего
ые работы

Практические
работы

Дата
изучения

Электронные цифровые
образовательные ресурсы

Почему важно развивать
финансовую грамотность
От чего зависит
благосостояние семьи
Учимся оценивать финансовое
поведение людей
Учимся оценивать
своё
финансовое поведение
Деньги: что это такое

1

1

http://вашифинансы.рф/

Учебные мини-проекты
«Деньги»
Из чего складываются доходы
семьи
Учимся считать семейные
доходы
Исследуем доходы семьи
Учебные
мини-проекты
«Доходы семьи»
Как появляются расходы семьи
Учимся считать семейные
расходы
Исследуем расходы семьи
Учебные
минипроекты«Расходы семьи»
Как сформировать семейный
бюджет
Ролевая игра «Семейный
совет
по составлению
бюджета»

1

http://pro.lenta.ru/money

1
1

https://www.hse.ru/org/hse/61217
342/61217360/mcfc

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

http://zarplata-irabota.ru/zhurnalrabota-i-zarplata

http://basic.economicus.ru
http://basic.economicus.ru
http://basic.economicus.ru
http://basic.economicus.ru
http://basic.economicus.ru

17
18
19

20
21
22
23
24
25
26
27

28

29

30

31

Учебные
мини-проекты
«Семейный бюджет»
Обобщение результатов
изучения модуля № 1
Презентация портфолио
«Доходы
и расходы
семьи»
Почему возникают риски
потери денег и имущества и
как от этого защититься
Что такое страхование и для
чего оно необходимо
Что и как можно страховать
Ролевая игра «Страхование»
Исследуем, что застраховано в
семье и сколько это стоит
Как определить надежность
страховых компаний
Как работает страховая
компания
Учебные мини-проекты
«Страхование»
Практикум по теме «Почему
возникают риски потери денег
и имущества и какот этого
защититься»
Обобщение результатов
изучения модуля №2
Презентация портфолио
«Риски потериденег и
имущества и как от этого
защититься»
Почему возникают риски
потери денег и имущества и
как от этого защититься

1
1

http://basic.economicus.ru
http://basic.economicus.ru

1
http://basic.economicus.ru
1
http://pro.lenta.ru/money
1

http://pro.lenta.ru/money

1
1
1

http://pro.lenta.ru/money
http://pro.lenta.ru/money
http://pro.lenta.ru/money

1

http://pro.lenta.ru/money

1

http://pro.lenta.ru/money

1

http://pro.lenta.ru/money

1

http://pro.lenta.ru/money

1

http://pro.lenta.ru/money

1

http://pro.lenta.ru/money

1

http://pro.lenta.ru/money

32

33

34

Обобщение результатов
обучения курса «Финансовая
грамотность»
Обобщение результатов
обучения курса «Финансовая
грамотность»
Презентация
портфолио
финансовая грамотность»

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

http://www.clskuntsevo.ru/portal_pr
oforientir/mir_professii_news_prof.
php
http://www.clskuntsevo.ru/portal_pr
oforientir/mir_professii_news_prof.
php
http://www.clskuntsevo.ru/portal_pr
oforientir/mir_professii_news_prof.
php

1

1

1

34

0

0

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ7 КЛАСС
№
п/п

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16

Тема урока

Количество часов
Контрольн
Всего
ые работы

Практические
работы

Дата
изучения

Электронные цифровые
образовательные ресурсы

Могут
ли люди быть
финансово независимы от
государства
Что такое налоги и почему
из надо платить
Какие бывают налоги
Учимся считать налоги
Ролевая игра «Считаем налоги
семьи»
Сравниваем налоги граждан
разных стран
Какие налоги платит семья
получает от государства
Как работает налоговая служба
Учебные мини-проекты
«Налоги»
Социальные пособия и их виды

1

www.cbr.ru

1

www.cbr.ru

1
1
1

www.cbr.ru
www.cbr.ru
www.cbr.ru

1

www.cbr.ru

Фонд социального страхования

1

Ролевая игра «Оформляем
социальное пособие»
Какие социальные пособия
получают люди
Учебные мини-проекты
«Социальные пособия»
Обобщение
результатов
изучения модуля №3
Презентация портфолио

1

1
1
1
1

1
1
1
1

www.nes.ru
https://www.nalog.gov.ru

http://zarplata-irabota.ru/zhurnalrabota-i-zarplata
http://zarplata-irabota.ru/zhurnalrabota-i-zarplata
http://zarplata-irabota.ru/zhurnalrabota-i-zarplata
http://zarplata-irabota.ru/zhurnalrabota-i-zarplata
http://zarplata-irabota.ru/zhurnalrabota-i-zarplata
http://zarplata-irabota.ru/zhurnalrabota-i-zarplata
http://zarplata-i-

«Человек и государство»
Для чего нужны банки

rabota.ru/zhurnalrabota-i-zarplata
1

http://basic.economicus.ru
http://ecschool.hse.ru

Почему хранить сбережения
в банке выгоднее, чем дома

1

http://basic.economicus.ru
http://ecschool.hse.ru

Вклады и их виды

1

http://basic.economicus.ru
http://ecschool.hse.ru

Кредит

1

http://basic.economicus.ru
http://ecschool.hse.ru

Центральный банк РФ

1

http://basic.economicus.ru
http://ecschool.hse.ru

Банковские услуги и семья

1

http://basic.economicus.ru
http://ecschool.hse.ru

Финансовые
потери,
увеличение доходов

1

http://basic.economicus.ru
http://ecschool.hse.ru

Как работает банк

1

http://basic.economicus.ru
http://ecschool.hse.ru

Учебные мини-проекты
«Банковские услуги для семьи»

1

http://basic.economicus.ru
http://ecschool.hse.ru

Бизнес

1

http://basic.economicus.ru
http://ecschool.hse.ru

Как открыть фирму

1

http://basic.economicus.ru
http://ecschool.hse.ru

28

Для чего нужны бизнесинкубаторы

1

http://basic.economicus.ru
http://ecschool.hse.ru

29

Ролевая игра «Открываем
фирму»

1

http://basic.economicus.ru
http://ecschool.hse.ru

30

Что такое валюта и для чего
она нужна

1

http://basic.economicus.ru
http://ecschool.hse.ru

17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27

Учимся находить информацию
о курсах валют и их
31
изменениях
Обобщение
результатов
32
изучения модуля 4
Презентация
портфолио
33
собственный бизнес»
Обобщение результатов
обучения курса
34
«Финансовая грамотность»
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

1

http://basic.economicus.ru
http://ecschool.hse.ru

1
1
1

34

0

0

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ8 КЛАСС
№
п/п
1
2

3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13

Тема урока

Деньги: что это такое
Что может происходить с
деньгами и
как это влияет на финансы
вашей семьи
Какие бывают источники
доходов
От чего зависят личные и
семейные доходы
Как контролировать семейные
расходы и зачем это делать
Учебные мини-проекты
«Контролируем семейные
расходы»
Что такое семейный бюджет и
как его построить
Что такое семейный бюджет и
как его построить
Как оптимизировать семейный
бюджет
Обобщение результатов
изучения раздела «Управление
денежными средствами»
Для
чего
нужны
финансовые организации
Как
увеличить
семейные
доходы с использованием
финансовых организаций
Финансовое планирование

Количество часов
Контрольн
Всего
ые работы

Практические
работы

Дата
изучения

Электронные цифровые
образовательные ресурсы

2
2

http://www.fingramota.org/
http://www.fingramota.org/

2

http://www.fingramota.org/

2

http://www.fingramota.org/

2

http://www.fingramota.org/

2

http://www.fingramota.org/

2
2
2

http://www.fingramota.org/
http://www.fingramota.org/
http://www.fingramota.org/

2

http://www.fingramota.org/

2

http://www.fingramota.org/

2

http://www.fingramota.org/

2

http://ratingnpf.ru/ratings/

Как осуществлять финансовое
планирование на разных этапах
24
жизни
Учебные мини-проекты
«Для чего нужно финансовое
25
планирование»
Обобщение результатов
изучения модуля раздела
26
«Способы повышения
семейного благосостояния»
Обобщение результатов
обучения курса
27
«Финансовая грамотность»
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

2

http://ratingnpf.ru/ratings/

2

http://ratingnpf.ru/ratings/

2

http://ratingnpf.ru/ratings/

2

34

0

0

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
9 КЛАСС
№
п/п

2

2
3
4
5
6
7
8
9
20
22
22
23

24

Тема урока
Особые жизненные ситуации:
рождение
ребенка, потеря кормильца
Особые жизненные ситуации:
болезнь, потеря работы,
техногенные катастрофы
Какие бывают финансовые
риски
Что такое финансовая
пирамида
Учебные мини-проекты
«Риски в мире денег»
Обобщение
результатов
изучения раздела «Риски в
мире денег»
Что такое банк
Польза и риски банковских
карт
Что такое бизнес
Как создать свое дело
Что такое валютный рынок и
как он устроен
Можно
ли
выиграть,
размещая сбережения в валюте
Учебные мини-проекты
«Валюта в современном мире»
Обобщение результатов
изучения модуля «Семья и
финансовые организации: как
сотрудничать без проблем»

Количество часов
Контрольн
Всего
ые работы

Практические
работы

Дата
изучения

Электронные цифровые
образовательные ресурсы

2

http://ratingnpf.ru/ratings/

2

http://ratingnpf.ru/ratings/

2

http://ratingnpf.ru/ratings/

2

http://ratingnpf.ru/ratings/

2
2

2
2

https://fingram.lenta.ru/
https://fingram.lenta.ru/

2
2
2

https://fz.oc3com.com/

2

https://fz.oc3com.com/

2

https://fz.oc3com.com/

2

Что такое налоги и зачем их
нужно платить
26
Какие налоги мы платим
Что такое пенсия и как
27
сделать ее достойной
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
25

2

https://fz.oc3com.com/

2
2

https://fz.oc3com.com/

34

0

0

Формы контроля:
Промежуточная
аттестация
предусматривает
следующие
формы:
тематические контрольные работы, самостоятельные работы, эссе, тесты.
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся
Текущая аттестация:
• устный опрос;
• тестовое задание;
• решение задач;
• решение кроссворда и анаграммы;
• графическая работа: построение графиков, схем и диаграмм связей;
• аналитическая работа: расчёт показателей, анализ статистических данных,
оценка результатов;
• доклад;
• творческая работа: постер, компьютерная презентация. Итоговая аттестация:
• кейс;
• эссе;
• ролевая игра.
Проверка овладения учащимися предметных знаний и умений может
осуществляться в форме письменной контрольной работы или устного опроса. В
данном случае всё зависит от времени, которым располагает учитель, а также от
его личных предпочтений. Оценка устного ответа более субъективна, чем
письменного, но тем не менее выделим общие принципы:
1. Если ученик не отвечает на большинство вопросов, то ответ оценивается в 2
балла, т. е. неудовлетворительно.
2. Если ученик отвечает на половину вопросов или на большинство вопросов
частично, то ответ оценивается в 3 балла, т. е. удовлетворительно.
3. Если ученик достаточно уверенно отвечает на большинство вопросов (более
70%) или отвечает почти на все вопросы, но делает несколько существенных
ошибок, то ответ оценивается в 4 балла, т. е. хорошо.
4. Если ученик отвечает на все вопросы, делает несколько несущественных
ошибок, то ответ оценивается в 5 баллов, т. е. отлично.
Оценивание письменной контрольной работы осуществляется следующим
образом: За каждый правильный тестовый вопрос – 1 балл.
За каждую решённую предметную задачу – 2, 3 или 4 балла (баллы указаны в
материалах для учащихся в заданиях).
За каждую практическую мини-задачу – 3, 4 или 5 баллов (баллы указаны в
материалах для учащихся в заданиях).
За развёрнутый письменный ответ на вопрос – 5, 6, 7 или 8 баллов (баллы
указаны в материалах для учащихся в заданиях).
По сумме баллов итоговые отметки выставляются так: 0–50%:
неудовлетворительно;

51–70%: удовлетворительно;71–90%: хорошо;
91–100%: отлично.
Оценка эссе на экономическую тему
Эссе – это свободное рассуждение на какую-либо тему. В материалах для
учащихся ученикам предлагается несколько тем для эссе. В ходе написания эссе
ученик имеет возможность не просто проявить свои творческие способности, а
развивать их. Мы знаем, что развитие каких-либо умений, а тем более их
формирование осуществляется только в деятельности, поэтому, чем больше
ученик будет писать (размышляя, формулируя собственные мысли по
поставленной автором проблеме), тем больше у него будет развиваться умение
создавать собственные мысли. Вообще размышление над высказываниями
мудрых людей помогает понять суть предмета, поэтому и должно быть высоко
оценено. Если учитель задаёт домашнее задание «написать эссе на выбранную
тему», а учащийся ничего не написал или сделал отписку, просто
перефразировав высказывание, то ученик получает неудовлетворительную
оценку. Ставить отметку 3 балла за попытку размышления всё-таки не
педагогично, может отбить у учащегося желание вообще писать подобные
сочинения. Поэтому далее мы говорим об отметках 4 и Для начала выделим
критерии, в соответствии с которыми ученики пишут эссе, а учитель проверяет
его.
Критерии:
1. Раскрытие смысла высказывания. Это значит, что ученик не просто
перефразирует мысль автора, а, используя понятия и научные знания,
объясняет, что автор имел в виду.
2. Логичность и системность изложения собственных мыслей. Под логичностью
мы понимаем установление причинно-следственных связей между объектами,
явлениями и процессами экономической действительности. Системность
показывает установление связей между объясняемыми объектами как части и
целого.
3. Уровень теоретических суждений. Теоретические суждения должны носить
научный характер. Именно то, что было учениками освоено на уроках (понятия
и знания), должно быть использовано для построения и аргументации
собственной позиции.
4. Уровень фактической аргументации. Фактическая аргументация призвана
подтвердить конкретными примерами (из обществознания, истории,
географии, литературы, СМИ и др.) позицию ученика по обсуждаемому
вопросу.
При оценке эссе учитель в первую очередь оценивает качественный прирост в
результатах творческо-учебной деятельности ученика. Наша задача – запустить
этот механизм, при котором ученик может воспринимать действительность не
только алгоритмически, но и творчески. Однако же творчески не значит «как в

голову взбредёт»! Поэтому учитель должен показывать достоинства, а также
недостатки в размышлениях учащихся.
Недостатки могут заключаться в том, что ученик существенно исказил суть
понятия или использовал совершенно неподходящее знание, или привел
примеры, не объясняющие данное явление, и др.
Оценка выполнения проекта
Критерии оценки:
1. Постановка проблемы, решаемой с помощью проекта.
2. Сформулированность целей проекта.
3. Разработанность плана по подготовке и реализации проекта.
4. Качество реализации проекта.
Любая деятельность, выходящая за пределы освоения предметного содержания,
должна оцениваться только позитивными отметками, чтобы стимулировать
учащегося к дальнейшей творческой работе. Поэтому в случае, когда в
проектной работе учащегося максимально соблюдены все критерии и учащийся
действительно самостоятельно (не списывал из книги) выполнил работу, то её
следует оценить максимально, т. е. на отлично, при этом оговорив, конечно,
существенные недостатки. Если работа выполнена не полностью, отсутствуют
какие-либо значимые её элементы, то следует поставить отметку
«хорошо» или отправить на доработку.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ
УЧЕБНЫЕ
МАТЕРИАЛЫ
ДЛЯ
УЧЕНИКА
1. Липсиц И.В., Вигдорчик Е.А. Финансовая грамотность: материалы для
учащихся. 5–7 классы общеобразоват. орг. – М.: ВАКО, 2020
2. Липсиц, И. В. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 8–9 классы
общеобразоват. орг. / И. В. Липсиц, О. И. Рязанова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2020
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Вигдорчик Е. А. Финансовая грамотность: методические рекомендации для
учителя. 5–7 классы общебразоват. орг. / Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсиц, Ю. Н.
Корлюгова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019.
2. Рязанова, О. И. Финансовая грамотность: методические рекомендации для
учителя. 8–9 классы обще образоват.орг. / О. И. Рязанова, И. В. Липсиц, Е. Б.
Лавреноа. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019.
3. Корлюгова, Ю. Н. Финансовая грамотность: контрольные измерительные
материалы. 5–7 классы общеобразоват.орг. / Ю. Н. Корлюгова, Е. А. Вигдорчик,
И. В. Липсиц. —М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
4. Лавренова, Е. Б. Финансовая грамотность: контрольные измерительные
материалы. 8–9 классы общеобразоват. орг. / Е. Б. Лавренова, И. В. Липсиц, О.
И. Рязанова. —М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
1. http://хочумогузнаю.рф/
2. http://pro.lenta.ru/money
3. http://iloveeconomics.ru/
4. http://www.nes.ru/
5. https://fingrabli.inp.ru/
6. https://edu.pacc.ru/informmaterialy/articles/Interaktiv/
Электронные образовательные ресурсы:
1. https://www.rbc.ru — информационное агентство «РосБизнесКонсалтинг».
2. https://ria.ru — информационное агентство «РИА Новости».
3. www.7budget.ru — сайт журнала «Семейный бюджет».
4. www.banki.ru — сайт «Финансовый информационный портал».
5. www.bs-life.ru — портал «Деловая жизнь».
6. www.casemethod.ru — сайт, посвященный методике ситуационного обучения с
использованием кейсов.
7. www.cbr.ru — Центральный банк Российской Федерации.
8. www.finagram.com — портал финансовой грамотности.
9. www.fin-site.ru — портал «Финансы и бизнес для начинающих
предпринимателей».
10.
www.fmc.hse.ru — Федеральный методический центр по финансовой
грамотности системы общего и среднего профессионального образования.

11.
www.gks.ru — Федеральная служба государственной статистики.
12.
www.kcbux.ru — портал «Краткий справочник бухгалтера».
13.
www.kolesovgb.ru — сайт «Школа жизни. Пенсионное и финансовое
планирование жизни».
14.
www.koshelek.org — портал «Семейный бюджет».
15.
www.muzey-factov.ru — сайт «Интересные факты обо всём на свете. Музей
фактов».
16.
www.o-strahovanie.ru — сайт «Всё о страховании».
17.
www.rasxodam.net — сайт об экономии денег в повседневной жизни.
18.
www.smb.gov.ru — портал малого и среднего предпринимательства.
19.
www.subsidii.net — портал «Всё о пособиях».
20.
www.taxru.com — сайт «Налоги России».
21.
www.zarplata-i-rabota.ru — сайт журнала «Работа и зарплата».
22.
www.znanium.com — электронная библиотечная система Znanium.com
23.
вашифинансы.рф — проект Минфина России «Дружи с финансами».


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».