РП по обществознанию 9 класс

Пояснительная записка
Нормативное основание рабочей программы:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в
действующей редакции);
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования,
утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 г. №1897 (в редакции от 11.12.2020
г.);
3. Приказ Министерства просвещения РФ от 22.03.2021 No 115 «Об утверждении порядка
организации
и
осуществления
образовательной
деятельности
по
основным
общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования»;
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.09.2020 г. № 254 «Об
утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования»;
5. Санитарные правила СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи",
утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 сентября 2020 г. N 28 (зарегистрированы Министерством юстиции Российской
Федерации 18 декабря 2020 г., регистрационный N 61573);
6. Устав
Муниципального
бюджетного
общеобразовательного
учреждения
«Средняя
общеобразовательная школа №1».
7. Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ СОШ №1,
утвержденная приказом директора от 28.08.2018 г. № 220-06/01-10.
8. Положение о рабочих программах МБОУ СОШ №1.
Учебники:
1. Обществознание: 9 класс:учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на
электронном носителе/Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городецкая и др. М.:Просвещение,2020.
Место предмета в учебном плане
Предмет «Обществознание» изучается на ступени основного общего образования в качестве
обязательного предмета в 9 классах, 1 час в неделю, 34 часа в год. Курс – 34 часа.
Цели и задачи:
Обществознание является одним из основных гуманитарных предметов в системе общего
образования, поскольку должно обеспечить формирование мировоззренческой, ценностно-смысловой
сферы

обучающихся,

ответственности,

личностных

правового

основ

российской

самосознания,

гражданской

поликультурности,

идентичности,

толерантности,

социальной

приверженности

ценностям, закрепленным в Конституции РФ, гражданской активной позиции в общественной жизни при
решении задач в области социальных отношений.
2

Основой учебного предмета «Обществознание» на уровне основного общего образования
являются научные знания об обществе и его основных сферах, о человеке в обществе. Учебный предмет
«Обществознание» в основной школе многогранно освещает проблемы человека и общества через
призму основ наук: экономика, социология, политология, социальная психология, правоведение,
философия, акцентируя внимание на современные реалии жизни, что способствует формированию у
обучающихся целостной картины мира и жизни человека в нем.
Цели изучения «Обществознания»:
– воспитание общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной
ответственности, правового самосознания, приверженности базовым ценностям нашего народа; –
развитие у обучающихся понимания приоритетности общенациональных интересов,
приверженности правовым принципам, закрепленным в Конституции Российской Федерации и
законодательстве Российской Федерации;
– развитие личности на исключительно важном этапе ее социализации – в подростковом
возрасте, становление ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры,
социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; развитие интереса к
изучению социальных и гуманитарных дисциплин; способности к личному самоопределению,
самореализации, самоконтролю; мотивации к высокопроизводительной, наукоемкой трудовой
деятельности;
– формирование у обучающихся целостной картины общества, адекватной современному
уровню знаний и доступной по содержанию для школьников подросткового возраста; освоение
учащимися знаний об основных сферах человеческой деятельности, социальных институтах,
нормах, регулирующих общественные отношения, необходимые для взаимодействия с
социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;
– овладение умениями функционально грамотного человека: получать из разнообразных
источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать,
анализировать полученные данные; – освоение способов познавательной, коммуникативной,
практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и
государства;
– создание условий для освоения обучающимися способов успешного взаимодействия с
различными политическими, правовыми, финансово экономическими и другими социальными
институтами для реализации личностного потенциала в современном динамично развивающемся
российском обществе;
– формирование опыта применения полученных знаний и умений для выстраивания отношений
между людьми различных национальностей и вероисповеданий в общегражданской и в семейно-бытовой
сферах, для соотнесения своих действий и действий других людей с нравственными ценностями и
нормами поведения, установленными законом.

3

Освоение учебного предмета «Обществознание» направлено на развитие личности обучающихся,
воспитание, усвоение основ научных знаний, развитие способности обучающихся анализировать
социально значимую информацию, делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки
социальным событиям и процессам, выработку умений, обеспечивающих адаптацию к условиям
динамично развивающегося современного общества.
Учебный предмет «Обществознание» на уровне основного общего образования опирается на
межпредметные связи, в основе которых лежит обращение к таким учебным предметам, как «История»,
«Литература», «Мировая художественная культура», «География», «Биология», что создает возможность
одновременного прохождения тем по указанным учебным предметам.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты освоения основной образовательной программы:
1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и
настоящему многонационального народа России,

чувство ответственности и долга перед Родиной,

идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского
языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского
народа). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего
края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской
многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на
территории современной России); интериоризация гуманистических, демократических и традиционных
ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное
отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.
2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению
дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и
профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.
3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе
личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и
ответственного

отношения

к

собственным

поступкам

(способность

к

нравственному

самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам
людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в
культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в
поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность представлений об основах
светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и
человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание
4

значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества). Сформированность
ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в
социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности
семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное
многообразие современного мира.
5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению,
мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с
другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта
общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию
образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как
конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров). 6.
Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и
сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных
компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей
(формирование готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в
которые включены и которые формируют сами учащиеся; включенность в непосредственное
гражданское участие, готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного
объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами;
идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере
организаторской деятельности; интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей
действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной
деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера,
формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений,
способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала).
7. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих
жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.
8. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и
мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные
произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ художественной
культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и
средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира;
5

способность

к

эмоционально-ценностному

освоению

мира,

самовыражению

и

ориентации

в

художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего
Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в общении с
художественными

произведениями,

сформированность

активного

отношения

к

традициям

художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности).
9. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню
экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и
практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям
сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям
туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).
Метапредметные результаты освоения ООП
Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и
универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные,

коммуникативные).

Межпредметные понятия
Условием формирования межпредметных понятий, таких, как система, факт, закономерность, феномен,
анализ, синтез является овладение обучающимися основами читательской компетенции, приобретение
навыков работы с информацией, участие

в проектной деятельности. В основной школе на всех

предметах будет продолжена работа по формированию и развитию основ читательской компетенции.
Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения
образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга
чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности. У выпускников будет
сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире,
гармонизации отношений человека и общества, создании образа «потребного будущего».
При изучении учебных предметов обучающиеся усовершенствуют приобретенные на первом
уровне навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать
и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:
• систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию,
содержащуюся в готовых информационных объектах;
• выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание выделенных
фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в
наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий —
концептуальных диаграмм, опорных конспектов);
• заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.
6

В ходе изучения всех учебных предметов обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности
как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности,
ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; в ходе реализации
исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче
средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределенности. Они получат возможность
развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений,
поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.
Перечень ключевых межпредметных понятий определяется в ходе разработки основной
образовательной программы основного общего образования образовательной организации в зависимости
от материально-технического оснащения, кадрового потенциала, используемых методов работы и
образовательных технологий.
В соответствии ФГОС ООО выделяются три группы универсальных учебных действий:
регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Регулятивные УУД
1.

Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в

учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
Обучающийся сможет:
• анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
• идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
• выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный
результат;
• ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
• формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
• обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и
обосновывая логическую последовательность шагов.
2.

Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,

осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Обучающийся сможет:
• определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и
составлять алгоритм их выполнения;
• обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и
познавательных задач;
• определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения
7

учебной и познавательной задачи;
• выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры,
ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую
последовательность шагов);
• выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения
задачи/достижения цели;
• составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
• определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и
находить средства для их устранения;
• описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения
практических задач определенного класса;
• планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
3.

Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль

своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках
предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся
ситуацией. Обучающийся сможет:
• определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и
критерии оценки своей учебной деятельности;
• систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и
оценки своей деятельности;
• отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей
деятельности в рамках предложенных условий и требований;
• оценивать

свою

деятельность,

аргументируя

причины

достижения

или

отсутствия

планируемого результата;
• находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации
и/или при отсутствии планируемого результата;
• работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа
изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;
• устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками
процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для
получения улучшенных характеристик продукта;
• сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
4.

Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее
8

решения. Обучающийся сможет:
• определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
• анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения
учебной задачи;
• свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и
имеющихся средств, различая результат и способы действий;
• оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным
критериям в соответствии с целью деятельности;
• обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних
ресурсов и доступных внешних ресурсов;
• фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
5.

Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления

осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:
• наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и
деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
• соотносить

реальные

и

планируемые

результаты

индивидуальной

образовательной

деятельности и делать выводы;
• принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
• самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из
ситуации неуспеха;
• ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих
действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;
• демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для
достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления
(ослабления проявлений

утомления), эффекта активизации

(повышения

психофизиологической

реактивности).
Познавательные УУД
6.

Умение

определять

понятия,

создавать

обобщения,

устанавливать

аналогии,

классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать
причинно-следственные связи, строить

логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное,

дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:
• подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
• выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;
9

• выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
• объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать,
классифицировать и обобщать факты и явления;
• выделять явление из общего ряда других явлений;
• определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями,
из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять
причины и следствия явлений;
• строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к
общим закономерностям;
• строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие
признаки;
• излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
• самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять
способ проверки достоверности информации;
• вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
• объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и
исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять,
детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);
• выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее вероятные
причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинноследственный анализ;
• делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод
собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
7.

Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для

решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
• обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
• определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные
логические связи с помощью знаков в схеме;
• создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
• строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
• создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных
характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;
• преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную
10

предметную область;
• переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или
формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;
• строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее
алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;
• строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
• анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования
(теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели
и/или заданных критериев оценки продукта/результата.
8.

Смысловое чтение. Обучающийся сможет:

• находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
• ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать
текст;
• устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
• резюмировать главную идею текста;
• преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст
(художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный, текст nonfiction);
• критически оценивать содержание и форму текста.
9.

Формирование

познавательной,

и

развитие

коммуникативной,

экологического

социальной

мышления,

практике

и

умение

применять

профессиональной

его

в

ориентации.

Обучающийся сможет:
• определять свое отношение к природной среде;
• анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;
• проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;
• прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого
фактора;
• распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите
окружающей среды;
• выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.
10. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других
поисковых систем. Обучающийся сможет:
• определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
11

• осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
• формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации
результатов поиска;
• соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.
Коммуникативные УУД
11.

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и

сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на
основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое
мнение. Обучающийся сможет:
− определять возможные роли в совместной деятельности;
− играть определенную роль в совместной деятельности;
− принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение
(точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
− определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали
продуктивной коммуникации;
− строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
− корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать
контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
− критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность
своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
− предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
− выделять общую точку зрения в дискуссии;
− договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед
группой задачей;
− организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли,
договариваться друг с другом и т. д.);
− устранять

в

рамках

диалога

разрывы

в

коммуникации,

обусловленные

непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.
12.

Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации

для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности;
владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:
• определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
• отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог
12

в паре, в малой группе и т. д.);
• представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
• соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с
коммуникативной задачей;
• высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках
диалога;
• принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
• создавать

письменные

«клишированные»

и

оригинальные

тексты

с

использованием

необходимых речевых средств;
• использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых
блоков своего выступления;
• использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные
под руководством учителя;
• делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения
коммуникативного контакта и обосновывать его.
13.

Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-

коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:
• целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения
учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
• выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих
мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;
• выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения
задачи;
• использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных
программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных
учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание
презентаций и др.;
• использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
• создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать
информационную гигиену и правила информационной безопасности.
Человек. Деятельность человека
Выпускник научится:

13

• использовать знания о биологическом и социальном в человеке для характеристики его
природы;
• характеризовать основные возрастные периоды жизни человека, особенности подросткового
возраста;
• в модельных и реальных ситуациях выделять сущностные характеристики и основные виды
деятельности людей, объяснять роль мотивов в деятельности человека;
• характеризовать и иллюстрировать конкретными примерами группы потребностей человека;
• приводить примеры основных видов деятельности человека;
• выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными
способами разрешения межличностных конфликтов; выражать собственное отношение к различным
способам разрешения межличностных конфликтов.
Выпускник получит возможность научиться:
• выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных с
деятельностью человека;
• оценивать роль деятельности в жизни человека и общества;
• оценивать последствия удовлетворения мнимых потребностей, на примерах показывать
опасность удовлетворения мнимых потребностей, угрожающих здоровью;
• использовать

элементы

причинно-следственного

анализа

при

характеристике

межличностных конфликтов;
• моделировать возможные последствия позитивного и негативного воздействия группы на
человека, делать выводы.
Общество
Выпускник научится:
• демонстрировать на примерах взаимосвязь природы и общества, раскрывать роль природы в
жизни человека;
• распознавать на основе приведенных данных основные типы обществ;
• характеризовать движение от одних форм общественной жизни к другим; оценивать
социальные явления с позиций общественного прогресса;
• различать экономические, социальные, политические, культурные явления и процессы
общественной жизни;
• выполнять несложные познавательные и практические задания, основанные на ситуациях
жизнедеятельности человека в разных сферах общества;

14

• характеризовать экологический кризис как глобальную проблему человечества, раскрывать
причины экологического кризиса;
• на основе полученных знаний выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять
на практике экологически рациональное поведение;
• раскрывать влияние современных средств массовой коммуникации на общество и личность;
• конкретизировать примерами опасность международного терроризма.
Выпускник получит возможность научиться:
• наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в различных сферах
общественной жизни;
• выявлять причинно-следственные связи общественных явлений и характеризовать основные
направления общественного развития;
• осознанно содействовать защите природы.
Социальные нормы
Выпускник научится:
• раскрывать роль социальных норм как регуляторов общественной жизни и поведения человека;
• различать отдельные виды социальных норм;
• характеризовать основные нормы морали;
• критически осмысливать информацию морально-нравственного характера, полученную из
разнообразных

источников,

систематизировать,

анализировать

полученные

данные;

применять

полученную информацию для определения собственной позиции, для соотнесения своего поведения и
поступков других людей с нравственными ценностями;
• раскрывать сущность патриотизма, гражданственности; приводить примеры проявления этих
качеств из истории и жизни современного общества;
• характеризовать специфику норм права;
• сравнивать нормы морали и права, выявлять их общие черты и особенности;
• раскрывать сущность процесса социализации личности;
• объяснять причины отклоняющегося поведения;
• описывать негативные последствия наиболее опасных форм отклоняющегося поведения.
Выпускник получит возможность научиться:
• использовать элементы причинно-следственного анализа для понимания влияния моральных
устоев на развитие общества и человека;
• оценивать социальную значимость здорового образа жизни.
Сфера духовной культуры
15

Выпускник научится:
• характеризовать развитие отдельных областей и форм культуры, выражать свое мнение о
явлениях культуры;
• описывать явления духовной культуры;
• объяснять причины возрастания роли науки в современном мире;
• оценивать роль образования в современном обществе;
• различать уровни общего образования в России;
• находить и извлекать социальную информацию о достижениях и проблемах развития культуры
из адаптированных источников различного типа;
• описывать духовные ценности российского народа и выражать собственное отношение к ним;
• объяснять необходимость непрерывного образования в современных условиях;
• учитывать

общественные

потребности

при

выборе

направления

своей

будущей

профессиональной деятельности;
• раскрывать роль религии в современном обществе;
• характеризовать особенности искусства как формы духовной культуры.
Выпускник получит возможность научиться:
• описывать процессы создания, сохранения, трансляции и усвоения достижений культуры;
• характеризовать основные направления развития отечественной культуры в современных
условиях;
• критически воспринимать сообщения и рекламу в СМИ и Интернете о таких направлениях
массовой культуры, как шоу-бизнес и мода.
Социальная сфера
Выпускник научится:
• описывать социальную структуру в обществах разного типа, характеризовать основные
социальные общности и группы;
• объяснять взаимодействие социальных общностей и групп;
• характеризовать ведущие направления социальной политики Российского государства;
• выделять параметры, определяющие социальный статус личности;
• приводить примеры предписанных и достигаемых статусов;
• описывать основные социальные роли подростка;
• конкретизировать примерами процесс социальной мобильности;
• характеризовать межнациональные отношения в современном мире;
• объяснять причины межнациональных конфликтов и основные пути их разрешения;
16

• характеризовать, раскрывать на конкретных примерах основные функции семьи в обществе;
• раскрывать основные роли членов семьи;
• характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни; осознанно выбирать верные
критерии для оценки безопасных условий жизни;
• выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными
способами разрешения семейных конфликтов. Выражать собственное отношение к различным способам
разрешения семейных конфликтов.
Выпускник получит возможность научиться:
• раскрывать понятия «равенство» и «социальная справедливость» с позиций историзма;
• выражать и обосновывать собственную позицию по актуальным проблемам молодежи;
• выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными
способами разрешения семейных конфликтов; выражать собственное отношение к различным
способам разрешения семейных конфликтов;
• формировать положительное отношение к необходимости соблюдать здоровый образ жизни;
корректировать

собственное

поведение

в

соответствии

с

требованиями

безопасности

жизнедеятельности;
• использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике семейных
конфликтов;
• находить и извлекать социальную информацию о государственной семейной политике из
адаптированных источников различного типа.
Политическая сфера жизни общества
Выпускник научится:
• объяснять роль политики в жизни общества;
• различать и сравнивать различные формы правления, иллюстрировать их примерами;
• давать характеристику формам государственно-территориального устройства;
• различать различные типы политических режимов, раскрывать их основные признаки;
• раскрывать на конкретных примерах основные черты и принципы демократии;
• называть признаки политической партии, раскрывать их на конкретных примерах;
• характеризовать различные формы участия граждан в политической жизни.
Выпускник получит возможность научиться:
• осознавать значение гражданской активности и патриотической позиции в укреплении нашего
государства;

17

• соотносить различные оценки политических событий и процессов и делать обоснованные
выводы.
Гражданин и государство
Выпускник научится:
• характеризовать государственное устройство Российской Федерации, называть органы
государственной власти страны, описывать их полномочия и компетенцию;
• объяснять порядок формирования органов государственной власти РФ;
• раскрывать достижения российского народа;
• объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданство»;
• называть и иллюстрировать примерами основные права и свободы граждан, гарантированные
Конституцией РФ;
• осознавать значение патриотической позиции в укреплении нашего государства;
• характеризовать конституционные обязанности гражданина.
Выпускник получит возможность научиться:
• аргументированно обосновывать влияние происходящих в обществе изменений на положение
России в мире;
• использовать знания и умения для формирования способности уважать права других людей,
выполнять свои обязанности гражданина РФ.
Основы российского законодательства
Выпускник научится:
• характеризовать систему российского законодательства;
• раскрывать особенности гражданской дееспособности несовершеннолетних;
• характеризовать гражданские правоотношения;
• раскрывать смысл права на труд;
• объяснять роль трудового договора;
• разъяснять на примерах особенности положения несовершеннолетних в трудовых отношениях;
• характеризовать права и обязанности супругов, родителей, детей;
• характеризовать особенности уголовного права и уголовных правоотношений;
• конкретизировать примерами виды преступлений и наказания за них;
• характеризовать специфику уголовной ответственности несовершеннолетних;
• раскрывать связь права на образование и обязанности получить образование;

18

• анализировать несложные практические ситуации, связанные с гражданскими, семейными,
трудовыми

правоотношениями;

в

предлагаемых

модельных

ситуациях

определять

признаки

правонарушения, проступка, преступления;
• исследовать несложные практические ситуации, связанные с защитой прав и интересов детей,
оставшихся без попечения родителей;
• находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера, полученную из
доступных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную
информацию для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нормами поведения,
установленными законом.
Выпускник получит возможность научиться:
• на основе полученных знаний о правовых нормах выбирать в предлагаемых модельных
ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения, основанного на
уважении к закону и правопорядку;
• оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный возможный вклад в
их становление и развитие;
• осознанно содействовать защите правопорядка в обществе правовыми способами и
средствами.
Экономика
Выпускник научится:
• объяснять проблему ограниченности экономических ресурсов;
• различать основных участников экономической деятельности: производителей и потребителей,
предпринимателей

и

наемных

работников;

раскрывать

рациональное

поведение

субъектов

экономической деятельности;
• раскрывать факторы, влияющие на производительность труда;
• характеризовать основные экономические системы, экономические явления и процессы,
сравнивать их; анализировать и систематизировать полученные данные об экономических системах;
• характеризовать механизм рыночного регулирования экономики; анализировать действие
рыночных законов, выявлять роль конкуренции;
• объяснять роль государства в регулировании рыночной экономики; анализировать структуру
бюджета государства;
• называть и конкретизировать примерами виды налогов;
• характеризовать функции денег и их роль в экономике;
• раскрывать социально-экономическую роль и функции предпринимательства;
19

• анализировать информацию об экономической жизни общества из адаптированных источников
различного типа; анализировать несложные статистические данные, отражающие экономические явления
и процессы;
• формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов
экономической жизни и опирающиеся на экономические знания и личный опыт; использовать
полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности; оценивать
этические нормы трудовой и предпринимательской деятельности;
• раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности;
• характеризовать экономику семьи; анализировать структуру семейного бюджета;
• использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической
деятельности;
• обосновывать связь профессионализма и жизненного успеха.
Выпускник получит возможность научиться:
• анализировать с опорой на полученные знания несложную экономическую информацию,
получаемую из неадаптированных источников;
• выполнять практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием состояния
российской экономики;
• анализировать и оценивать с позиций экономических знаний сложившиеся практики и модели
поведения потребителя;
• решать с опорой на полученные знания познавательные задачи, отражающие типичные
ситуации в экономической сфере деятельности человека;
• грамотно применять полученные знания для определения экономически рационального
поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
• сопоставлять

свои

потребности

и

возможности,

оптимально

распределять

свои

материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет
Содержание учебного предмета
Содержание образования

Класс
6

Человек. Деятельность человека

1-3

7

8

9

1

Биологическое и социальное в человеке. Черты сходства и
различий человека и животного.
20

Индивид, индивидуальность, личность.
Основные возрастные периоды жизни человека.
Отношения между поколениями.
Отношения между поколениями. Особенности подросткового
Особенности подросткового возраста.
возраста.
Способности
людей
Способности и
и потребности
потребности человека.
человека. Особые
Особые потребности
потребности людей
сс ограниченными
ограниченными возможностями
возможностями.с ограниченными
Понятие деятельности.
Многообразие
возможностями.
видов деятельности.
Игра, труд, учение.
Понятие деятельности.
Многообразие

видов
Познание человеком мира и самого себя. Общение.
Игра,труд,учение

деятельности.

2
4,5
6,7

1

8,9

3

Роль
деятельности
в жизни
и общества.
Познание
человеком
мира ичеловека
самого себя.
Общение.
Человек
в малой группе.
отношения. Личные и
Роль
деятельности
в жизни Межличностные
человека и общества.

4-5
6

деловыеЧеловек
отношения.
Лидерство.
способыи
в малой
группе. Межличностные
Межличностные конфликты
отношения. иЛичные

7-9

1

1011
1213

2

их
разрешения.
деловые
отношения. Лидерство.
Межличностные конфликты и способы их разрешения.
Общество
Общество как форма жизнедеятельности людей. Взаимосвязь
Общество
общества
и природы.
Развитие
общества. Общественный
прогресс.
Общество
как форма
жизнедеятельности
людей. Взаимосвязь
Основныеисферы
жизни общества и их взаимодействие. Типы обществ.
общества
природы.
Развитие
общества. стран и народов. Глобальные проблемы
Усиление
взаимосвязей
современности.
Опасность
международного терроризма. Экологический
Общественный
прогресс.
кризис и пути его разрешения. Современные средства связи и
Основные сферы жизни общества и их взаимодействие.
коммуникации, их влияние на нашу жизнь. Современное российское
Типы обществ. Усиление взаимосвязей стран и народов.
общество, особенности его развития.
Глобальные
Социальныепроблемы
нормы современности. Опасность международного
терроризма.
Социальные нормы как регуляторы поведения человека в
Экологический кризис и пути его разрешения.
обществе. Общественные нравы, традиции и обычаи. Как усваиваются
Современные средства связи и коммуникации, их влияние на нашу
социальные нормы. Общественные ценности. Гражданственность и
жизнь.
патриотизм.
Уважение
социального
многообразия.
Мораль,
ее основные
Современное
российское
общество,
особенности
его развития.
Социальные
нормы Моральные нормы и нравственный выбор.
принципы.
Нравственность.
нормы человека
как регуляторы
поведения
человека
Роль Социальные
морали в жизни
и общества.
Золотое
правилов
обществе. Общественные
традиции
обычаи.
Как усваиваются
нравственности.
Гуманизм.нравы,
Добро
и зло. иДолг.
Совесть.
Моральная
социальные нормы.Право,
Общественные
ценности.
ответственность.
его роль
в жизни человека, общества и
Гражданственность и патриотизм.
государства. Основные признаки права. Право и мораль: общее и
Уважение социального многообразия. Мораль, ее основные
различия. Социализация личности. Особенности социализации в
принципы.
подростковом
возрасте.
Отклоняющееся
поведение. выбор.
Опасность
Нравственность.
Моральные
нормы и нравственный
Роль
наркомании
алкоголизма
человека и общества. Социальный
моралиив жизни
человекадля
и общества.

1415
16

2
2
3

1

3,4
17

30

18

30

4

4
5
19

28

1,2

16
17

6

18

7

контроль. Социальная значимость здорового образа жизни.
Сфера духовной культуры
Культура, ее многообразие и основные формы. Наука в жизни
современного общества. Научно-технический прогресс в современном
обществе. Развитие науки в России. Образование, его значимость в

21

Золотое правило нравственности. Гуманизм. Добро и зло. Долг.
Совесть. Моральная ответственность.
Право, его роль в жизни человека, общества и государства.

19

7

2021

3,4

в

2223

5-7

Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма

2223
24

5-7

Основные признаки права. Право и мораль: общее и различия.
Социализация
личности.
Особенности
социализации
подростковом возрасте.

для человека и общества. Социальный контроль.
Социальная значимость здорового образа жизни.
Сфера духовной культуры

20

Культура, ее многообразие и основные формы.
Наука в жизни современного общества. Научно-технический

7

8
13
8

прогресс в современном обществе. Развитие науки в России.
Образование, его значимость в условиях информационного

21

9

22
23

10
11

общества. Система образования в Российской Федерации. Уровни
общего образования. Государственная итоговая аттестация.
Самообразование.
Религия как форма культуры. Мировые религии. Роль религии в
жизни общества.
Свобода совести.
Искусство как элемент духовной культуры общества. Влияние

12

искусства на развитие личности.
Социальная сфера жизни общества

14

Социальная структура общества. Социальные общности и группы.
Социальный статус личности. Социальные роли. Основные

15

социальные роли в подростковом возрасте.
Социальная мобильность.
Семья и семейные отношения. Функции семьи. Семейные ценности

16
24

и традиции. Основные роли членов семьи. Досуг семьи.
Социальные конфликты и пути их разрешения.
Этнос и нация. Национальное самосознание. Отношения между
нациями.
Россия – многонациональное государство.
Социальная политика Российского государства.
Политическая сфера жизни общества

25
25

17
18
19
20
2

Политика и власть. Роль политики в жизни общества.

22

Государство, его существенные признаки. Функции государства.

3

Внутренняя и внешняя политика государства.
Формы правления. Формы государственно-территориального

4

устройства.
Политический режим. Демократия, ее основные признаки и

5

ценности.
Выборы и референдумы. Разделение властей. Участие граждан в

26

5

политической жизни.
Опасность политического экстремизма. Политические партии и

6

движения, их роль в общественной жизни.
Гражданское общество. Правовое государство.
Местное самоуправление.
Межгосударственные
отношения.
Межгосударственные

7
7
8

конфликты и способы их разрешения.
Гражданин и государство

25

28

Наше государство – Российская Федерация.
Конституция Российской Федерации – основной закон государства.

9

Конституционные основы государственного строя Российской
Федерации.
Государственные символы России.

26

Россия – федеративное государство. Субъекты федерации.
Органы государственной власти и управления в Российской

9
10

Федерации. Президент Российской Федерации, его основные
функции.

Федеральное

Собрание

Российской

Федерации.

Правительство Российской Федерации.
Судебная система Российской Федерации.
Правоохранительные органы.
Гражданство Российской Федерации. Конституционные права и
свободы человека и гражданина в Российской Федерации.

11

28

21
911

11
11

23

Конституционные
Федерации.

обязанности

Взаимоотношения

гражданина

органов

Российской

государственной

власти

12,
14

и

12

граждан. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и
гражданина в РФ. Основные международные документы о правах
человека и правах ребенка.
Основы российского законодательства

13

Система российского законодательства.
Источники права. Нормативный правовой акт.

13

Правоотношения. Правоспособность и дееспособность.

14

Признаки и виды правонарушений.
Понятие,

виды

и

функции

Презумпция невиновности.
Гражданские правоотношения.

юридической
Основные

15,
16
1820

ответственности.

виды

гражданско-

15
16
17

правовых договоров.
Право собственности.

17

Права потребителей, защита прав потребителей.

17

Способы защиты гражданских прав.

17

Право на труд и трудовые правоотношения. Трудовой договор и

18

его значение в регулировании трудовой деятельности человека.
Семья под защитой государства. Права и обязанности детей и

26

19

родителей. Защита интересов и прав детей, оставшихся без
попечения родителей.
Особенности

административно-правовых

отношений.

20

Административные правонарушения. Виды административного
наказания.
Уголовное право, основные понятия и принципы. Понятие и виды

21

преступлений.
Необходимая оборона. Цели наказания. Виды наказаний.
Особенности правового статуса несовершеннолетнего. Права

27

17

22
23

ребенка и их защита.

24

Дееспособность малолетних. Дееспособность несовершеннолетних

24

в возрасте от 14 до 18 лет. Особенности регулирования труда
работников в возрасте до 18 лет.
Правовое регулирование в сфере образования.
Особенности

уголовной

ответственности

25
и

наказания

26

Международное гуманитарное право. Международно-правовая

27

несовершеннолетних.

защита жертв вооруженных конфликтов.
Экономика

23

21

Обмен.

24

22
22
23

Факторы производства. Производительность труда. Разделение

25

24

26

24
24

Понятие экономики. Роль экономики в жизни общества.
Товары и услуги.
Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов.
Производство - основа экономики. Распределение.
Потребление.
труда и специализация.
Собственность.
Торговля и ее формы.
Реклама.
Деньги и их функции.
Инфляция, ее последствия.
Типы экономических систем.
Рынок и рыночный механизм.
Предпринимательская деятельность.
Издержки, выручка, прибыль.
Виды рынков. Рынок капиталов. Рынок труда.

Каким должен быть современный работник. Выбор профессии.

24
27

24

28

25
25
25
25
24
24
25
26

Заработная плата и стимулирование труда.
Роль государства в экономике. Экономические цели и функции

27

государства.
Государственный бюджет. Налоги: система налогов, функции,

27

налоговые системы разных эпох.
Банковские услуги, предоставляемые гражданам: депозит, кредит,

28

платежная карта, электронные деньги, денежный перевод, обмен валюты.
Формы дистанционного банковского обслуживания: банкомат,

28

мобильный банкинг, онлайн-банкинг.
25

Страховые услуги: страхование жизни, здоровья, имущества,

28

ответственности.
Инвестиции в реальные и финансовые активы.
Пенсионное обеспечение.
Налогообложение граждан.
Защита от финансовых махинаций.
Экономические функции домохозяйства. Потребление домашних

28
29
27
27

хозяйств.
Семейный бюджет. Источники доходов и расходов семьи.
Активы и пассивы.
Личный финансовый план. Сбережения.
Инфляция.

29
29
25
25
25

26

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

27

8 КЛАСС
№

Тема

Количес
тво
часов

Дата по плану

Элементы содержания

Примечание

Человек. Общество. (5)
1

Человек.

1

Биологическое и социальное в человеке. Сентябрь

Деятельность

Черты

сходства

человека

животного.
личность.

и

различий

Индивид,
Человек

человека

Входной контроль

и

индивидуальность,
в

малой

группе.

Межличностные отношения. Личные и деловые
отношения. Лидерство.
Общество. Основные
сферы жизни общества
и их взаимодействие.

1

3

Входной контроль

1

4

Глобальные проблемы
современности.

1

2

Общество как форма жизнедеятельности
людей. Взаимосвязь общества и природы.
Общественный прогресс. Развитие общества.
Основные сферы жизни общества и их
взаимодействие. Типы обществ.

Усиление взаимосвязей стран и народов.
Опасность международного терроризма.
Современные средства связи и коммуникации,

Диктант терминов

28

их влияние на нашу жизнь.

5

Современное
российское

1
общество,

особенности

Современное

российское

общество, Октябрь

Тест

особенности его развития.

его

развития.

Социальные нормы (2)
6

Мораль, ее основные
принципы.

1

Уважение социального многообразия. Мораль, ее
основные принципы.

7

Моральные нормы и
нравственный выбор.

1

Нравственность. Роль морали в жизни человека и
общества. Золотое правило нравственности.
Гуманизм. Добро и зло. Долг. Совесть.
Моральная ответственность.

Текущий контроль

Сфера духовной культуры (6)
8

Наука в жизни
современного
общества.

1

Научно-технический прогресс в современном
обществе. Развитие науки в России.

9

Образование, его
значимость в условиях
информационного
общества.

1

Система образования в Российской Федерации.
Уровни общего образования. Государственная
итоговая аттестация.

Ноябрь

29

10

Самообразование

1

11

Религия как форма
культуры.

1

Самообразование.
Религия как форма культуры. Мировые Декабрь
религии. Роль религии в жизни общества.
Свобода совести.

12

Искусство
элемент

как 1

духовной

культуры

культуры общества.

13

Культура, ее
многообразие и
основные формы.

Искусство

как

общества.

элемент

Влияние

духовной

искусства

на

развитие личности.

1

Культура, ее многообразие и основные формы.

Тест

Социальная сфера жизни общества (7)
14

Социальная структура
общества.

15

Социальный

1

статус 1

личности.

Социальная структура общества. Социальные
общности и группы.
Социальный статус личности. Социальные роли.
Основные социальные роли в подростковом
возрасте.

16

Социальная
мобильность.

1

Социальная мобильность.

17

Социальные
конфликты и пути их

1

Социальные

конфликты

Промежуточный
контроль
и

пути

их Январь

разрешения.
30

разрешения.
18

Этнос и нация.

1

Этнос

и

нация.

самосознание.

Национальное

Отношения

между

нациями.

19

Россия

– 1

Россия – многонациональное государство.

Февраль

многонациональное
государство.

20

Социальная
политика

1

Российского

Социальная

политика

Российского

Тест

государства.

государства.
Экономика (9)
21

Понятие

1

экономики.

Экономика
Понятие экономики. Роль экономики в
жизни общества.

22

Товары и услуги.

1

Товары и услуги. Ресурсы и потребности,
ограниченность ресурсов. Реклама.

Март

31

23

Производство - основа
экономики.

1

Распределение. Обмен. Потребление.

24

Факторы производства.

1

Факторы производства. Производительность
труда. Разделение труда и специализация.
Собственность. Торговля и ее формы. Реклама.
Предпринимательская деятельность. Издержки,
выручка, прибыль.

Диктант

25

Типы экономических
систем.

1

Инфляция, ее последствия. Рынок и рыночный
механизм. Типы экономических систем. Виды
рынков. Рынок капиталов. Рынок труда. Деньги
и их функции.

Текущий контроль

26

Заработная плата и
стимулирование труда.

1

Каким должен быть современный работник.
Выбор профессии. Заработная плата и
стимулирование труда.

27

Роль государства в
экономике.

1

Роль государства в экономике. Экономические
цели и функции государства.

Апрель

Тест

Государственный бюджет. Налоги: система
налогов, функции, налоговые системы разных
эпох. Защита от финансовых махинаций.
Налогообложение граждан.
28

Банковские услуги.

1

Инвестиции в реальные и финансовые активы.
Формы дистанционного банковского
32

Страховые услуги.

29

Пенсионное

обслуживания: банкомат, мобильный банкинг,
онлайн-банкинг. Страховые услуги: страхование
жизни, здоровья, имущества, ответственности.
Банковские услуги, предоставляемые гражданам:
депозит, кредит, платежная карта, электронные
деньги, денежный перевод, обмен валюты.
1

Пенсионное обеспечение.

обеспечение.
3035

Проектная
деятельность. Резерв

Май

6

Проекты. Итоговый
контроль.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 8 КЛАСС.
№
п/п

Раздел

Количество
часов

І

Человек и общество

5

ІІ

Социальные нормы

2

ІІІ

Сфера духовной культуры

6

IV

Социальная сфера жизни

7

V

Экономика

9

VІ

Проектная деятельность. Резерв.

6

33

9 КЛАСС
№

Тема

Количес
тво
часов

Элементы содержания

Дата по плану

Примечание

Сентябрь

Входной контроль

Человек. Общество. (1)
1

Основные сферы жизни 1
общества

и

их

взаимодействие.

Политическая сфера жизни общества (7)
2

Политика и власть.

1

Роль политики в жизни общества.

3

Государство, его
существенные
признаки

1

Функции государства. Внутренняя и внешняя
политика государства.

4

Формы

правления. 1

Формы

государственно

–

Формы государственно

территориального устройства. Демократический,

–

авторитарный, тоталитарный режимы. Выборы и

территориального

устройства.

референдум.

Разделение

властей.

Политический режим

граждан в политической жизни.

Участие

34

5

Входной контроль

1

Октябрь

6

Опасность
политического
экстремизма.

1

Политические партии и общественные движения.

7

Гражданское общество.

1

Правовое государство. Местное самоуправление.

8

Межгосударственные
отношения.
Межгосударственные
связи.

1

Диктант терминов

Текущий контроль
Ноябрь

Гражданин и государство. (4)
9

Конституция
Российской Федерации.

10

Органы
1
государственной власти
и управления.

Президент. Основные функции. Федеральное
собрание. Государственная Дума. Совет
Федерации.

11

Судебная система РФ.

Правоохранительные органы. Гражданство РФ.
Конституционные права и свободы человека и
гражданина РФ.

12

1

1

Конституционны 1

Основной закон государства. Конституционные
основы государственного строя РФ.
Государственные символы. Россия –
федеративное государство. Субъекты РФ.

Взаимоотношения

органов

Декабрь

государственной
35

е

обязанности

власти и граждан. Механизмы реализации и

гражданина РФ

защиты прав и свобод человека и гражданина.

Основы Российского законодательства. (18)
13

Система Российского
законодательства

1

14

Правоотношения.
Правоспособность и
дееспособность.

1

15

Признаки

и

Источники права. Нормативно-правовой акт.

виды 1

Промежуточный
контроль

правонарушений.
16

17

Понятие, виды и
функции юридической
ответственности.

1

Гражданские
правоотношения.

1

Тест

Понятие, виды и функции юридической
ответственности. Презумпция невиновности.
Основные

виды

гражданско-правовых Январь

Диктант терминов

отношений. Право собственности. Права
потребителей. Защита прав потребителей.
Способы защиты гражданских прав.

18

Право на труд и
трудовые

1

Трудовой договор и его значение в
регулировании

трудовой

деятельности
36

правоотношения.
Семья

19

человека.
под 1

защитой государства.

Правовая обязанность детей и родителей. Февраль
Защита интересов и прав детей оставшихся без
попечения родителей.

Особенности

20

1

административных

Административные

правонарушения.

Тест

Виды административной ответственности.

правовых отношений.
Уголовное

21

1

право.

Основные

понятия

и

принципы

уголовного права. Понятие и виды
уголовной ответственности.

22

Необходимая оборона.

1

23

Особенности правового
статуса
несовершеннолетнего.

1

Дееспособность

1

24

Цели наказания, виды наказания.

Правовые

Март

обязанности

несовершеннолетних.

Дееспособность малолетних,
несовершеннолетних от 14-18 лет. Особенности
регулирования труда и занятости
несовершеннолетних.
37

25

Правовое
регулирование в сфере
образования.

26

Особенности уголовной 1
ответственности и
наказания
несовершеннолетних.

27

Международное
гуманитарное право.

1

28

Современное
Российское общество.
Особенности его
развития.

1

29

Повторительно-

1

Текущий контроль

1

Апрель

Тест

Международно-правовая защита жертв вооруженных
конфликтов.

Итоговый контроль

обобщающий урок.
30

Урок контроля.

1

3134

Проектная
деятельность. Резерв

4

Май

Проекты

38

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 9 КЛАСС.
№
п/п

Раздел

Количество
часов

І

Человек и общество

1

ІІ

Политическая сфера жизни общества

7

ІІІ

Граждане и государство

4

IV

Основы Российского законодательства

18

V

Проектная деятельность. Резерв.

4

Итого

34

39

Критерии оценивания по предмету «Обществознание»
Оценка Предметный результат (в обобщенном виде)
5 (отлично) Учащийся владеет материалом: знает и понимает значение основных терминов;
имеет четкое представление об основных темах изучаемого курса; владеет универсальными
учебными действиями
4 (хорошо) Учащийся достаточно хорошо знает и понимает материал. Изучаемые объекты,
явления процессы чаще рассматривает, не выходя за рамки данного предмета. Не совсем владеет
универсальными учебными действиями
3 (удовл.) Учащийся слабо владеет обществоведческими знаниями. Затруднения вызывают
вопросы теоретического и практического плана. Деятельность учащегося, в основном, сводится к
воспроизведению изученных фактов (понятий, способов действий, принципов, теорий…).
2 (неудовл.) Учащийся имеет очень слабое, отдаленное представление об учебной
дисциплине. Не может назвать основные факты, процессы и явления, имеющие отношение к
изучаемому предмету; не владеет необходимыми учебными умениями и навыками.
Коммуникативные способности не развиты.
Критерии для оценивания устного ответа учащегося по обществознанию
Оценка «5» ставится, если ученик:
1.
Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объема программного
материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей,
теорий, взаимосвязей.
2.
Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала;
выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами,
фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщать, выводы. Устанавливает
межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески
применяет полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, четко, связно,
обоснованно и безошибочно излагает учебный материал: дает ответ в логической
последовательности с использованием принятой терминологии; делает собственные выводы;
формирует точное определение и истолкование основных понятий; при ответе не повторяет
дословно текст учебника; излагает материал литературным языком; правильно и обстоятельно
отвечает на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использует
наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу,
первоисточники.
3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении
проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочета, который легко исправляет по
требованию учителя.
Оценка «4» ставится, если ученик:
1. Показывает знания всего изученного программного материала. Дает полный и правильный
ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочеты при
воспроизведении изученного материала, определения понятий, неточности при использовании
научных терминов или в выводах и обобщениях; материал излагает в определенной логической
40

последовательности, пр и этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и
может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в
основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно
отвечает на дополнительные вопросы учителя.
2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на
основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи.
Применяет полученные знания на практике в видоизмененной ситуации, соблюдает основные
правила культуры устной и письменной речи, использует научные термины.
3. Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником,
первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые
нарушения правил оформления письменных работ.
Оценка «3» ставится, если ученик:
1.
Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении
материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; материал излагает
не систематизировано, фрагментарно, не всегда последовательно.
2.
Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и
обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
3.
Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии,
определения понятий
дал
недостаточно
четкие;
не использовал в качестве
доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов или допустил ошибки при их
изложении.
4. Испытывает затруднения в применении знаний, при объяснении конкретных явлений на
основе теорий, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий
5. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание
текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в
этом тексте.
6. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении
текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская
одну - две грубые ошибки.
Оценка «2» ставится, если ученик:
Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала; не делает выводов и обобщений.
Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в
пределах поставленных вопросов или имеет слабо сформированные и неполные знания и не
умеет применять их к решению конкретных вопросов.
При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может
исправить даже при помощи учителя.
Не может ответить ни на один их поставленных вопросов.
Полностью не усвоил материал.

41

Критерии для оценивания тестового задания учащегося по обществознанию.
Задания с выбором ответа (закрытый тест), задания « дополните предложение» (открытый тест)
оценивается в один и два балла соответственно. Критерии оценок:«5»: 80 – 100 % от общего числа
баллов; «4»: 70 - 75 %; «3»: 50 - 65 %; «2»: менее 50%
Дифференцированный тест составлен из вопросов на уровне «ученик должен» (обязательная часть)
и «ученик может» (дополнительная часть). Например, обязательная часть состоит из 20 вопросов по
1 баллу, а дополнительная часть из 5 вопросов повышенного уровня сложности по 2 балла. Итого
максимум 30 баллов.
Критерии оценок:«2»: ученик набрал менее 10 баллов «3»: выполнил 10 любых заданий
обязательной части «4»: 13 + 4 = 17 баллов и более «5»: 15+ 6 = 21 баллов и более.
Критерии для оценивания письменной контрольной работы учащегося по обществознанию.
В соответствии с Положением о системе контроля и оценки достижения планируемых
результатов освоения основной образовательной программы начального и основного общего
образования МБОУ СОШ № 1 и единых педагогических требованиях по ее организации качество
образования учащихся в течение учебного года определяется по проценту выполнения учащимися
типовых и нетиповых учебных заданий контрольных работ.
При определении этих показателей следует соблюдать следующую последовательность:
Первоначально оценивается общий процент выполненных учащимися типовых учебных
заданий контрольной работы и выставляются отметки1:
отметка «5» ставится ученику в том случае, если общий процент выполнения типовых заданий
равен 90 – 100%;
отметка «4» ставится ученику в том случае, если общий процент выполнения типовых заданий
равен 71 – 89%;
отметка «3» ставится ученику в том случае, если общий процент выполнения типовых заданий
равен 50 – 70%;
отметка «2» ставится ученику в том случае, если общий процент выполнения типовых заданий
менее 50%;
отметка «1» ставится ученику в том случае, если общий процент выполнения типовых заданий
равен 0%.
На основании этих данных делается вывод о соответствии или несоответствии качества
образования каждого ученика требованиям ФГОС к образовательным результатам:
качество образования учащихся, выполнивших контрольные типовые задания не менее чем на
71% и получивших оценки «4» и «5», а также выполнивших контрольные типовые задания на
50 – 70% и получивши оценку «3»,соответствует базовому (опорному) уровню требований
ФГОС; качество образования учащихся, выполнивших контрольные типовые задания менее чем
на 50% и получившие оценку «2», а также полностью не справившиеся с работой и получившие
отметку «1», не соответствует уровню требований ФГОС.
42

3) Соответствие или несоответствие качества образования учащихся требованиям повышенного
(функционального) уровня требований ФГОС к образовательным результатам детей
определяется отдельно на основе анализа и оценки нетиповых (творческих заданий)
контрольной работы каждого ученика:
за выполнение учащимся более чем 70% нетиповых заданий контрольной работы, наряду с
отметкой за выполнение типовых заданий, ставится дополнительно отметка «5» и делается вывод о
соответствии качества образования ученика требованиям повышенного (функционального) уровня
требований ФГОС; если при выполнении учащимся более 70% нетиповых заданий контрольной
работы его отметка за выполнение типовых заданий равна «3», то делается вывод о соответствии
качества образования ученика требованиям базового (опорного) уровня ФГОС, но его отметка за
выполнения типовых заданий может быть повышена учителем до отметки «4». В этом случае
дополнительная отметка «5» за выполнение нетиповых заданий не ставится; при выполнении
учеником менее 70% нетиповых учебных заданий дополнительная отметка не ставится, но эти
результаты могут быть учтены учителем при выставлении итоговой отметки за выполнение типовой
части его контрольной работы. Так, отметка «3» учащегося может быть повышена до отметки
«4», что позволяет сделать вывод о соответствии качества образования данного ученика базовому
(опорному) уровню требований ФГОС. Аналогично, отметка «4», выставленная за типовую часть
контрольной работы, по усмотрению учителя в данном случае может быть повышена до отметки
«5»; неудовлетворительная оценка «2» учащегося может быть по усмотрению учителя
повышена до «3» в исключительных случаях (если процент выполнения типовых заданий близок к
50%, но все же имело место частичное и правильное выполнение нетиповых учебных заданий). В
этом случае делается вывод о том, что качество образования учащегося соответствует базовому
(опорному) уровню требований ФГОС
Оценка индивидуального проекта
1.Выполнение индивидуального итогового проекта обязательно для каждого обучающегося, его
невыполнение равноценно получению неудовлетворительной оценки по любому учебному
предмету.
2.Результат проектной деятельности должен иметь практическую направленность.
Результатом (продуктом) проектной деятельности может быть любая из следующих работ:
а) письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчёты о
проведённых исследованиях, стендовый доклад и др.)
;б) художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изобразительного
искусства, экранных искусств), представленная в виде прозаического или стихотворного
произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального
произведения, компьютерной анимации и др.;
в) материальный объект, макет, иное конструкторское изделие;
г) отчётные материалы по социальному проекту, которые могут включать как тексты, так и
мультимедийные продукты.
3. Защита проекта осуществляется в процессе специально организованной деятельности комиссии
образовательного учреждения или на школьной конференции.
43

4. Результаты выполнения проекта оцениваются по итогам рассмотрения комиссией
представленного продукта с краткой пояснительной запиской, презентации обучающегося и отзыва
руководителя.
5. Критерии оценки проектной работы:
5.1. Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в
умении поставить проблему и выбрать адекватные способы её решения, включая поиск и обработку
информации, формулировку выводов и/или обоснование и реализацию/апробацию принятого
решения, обоснование и создание модели, прогноза, модели, макета, объекта, творческого решения
и т. п. Данный критерий в целом включает оценку сформированности познавательных учебных
действий.
5.2. Сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении
раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой
проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий.
5.3. Сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно
планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные
возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных
ситуациях.
5.4. Сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и
оформить выполненную работу, представить её результаты, аргументировано ответить на вопросы.
5.5. Отметка за выполнение проекта выставляется в графу «Проектная деятельность» или
«Экзамен» в классном журнале и личном деле.
В документ государственного образца об уровне образования — аттестат об основном общем
образовании — отметка выставляется в свободную строку.
По каждому критерию вводятся количественные показатели, характеризующие полноту проявления
навыков проектной деятельности. Максимальная оценка по каждому критерию не должна
превышать 3 баллов. При таком подходе достижение базового уровня (отметка
«удовлетворительно») соответствует получению 4 первичных баллов (по одному баллу за каждый
из четырёх критериев), а достижение повышенных уровней соответствует получению 7—9
первичных баллов (отметка «хорошо») или 10—12 первичных баллов (отметка «отлично»).

44

Учебно-методическая литература. Интернет – ресурсы.
http://www.putin2004.ru/ - Сайт В. Путина
Интернет-ресурсы по обществознанию
Образовательные стандарты
http://www.mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/1487/ Образовательные стандарты, примерные
программы.
Методика преподавания http://www.humanities.edu.ru/index.html
Социально-гуманитарное и политологическое образование.
http://www.childsoc.ru Социология - школьному учителю.
http://lesson-history.narod.ru/pravo.htm Электронное пособие по курсу «Основы государства и
права» для 10-11-х классов. Иллюстрации, схемы, таблицы.
http://lesson-history.narod.ru/ob1011.htm Электронное пособие по курсу «Человек и общество»
для 10-11-х классов. Таблицы, иллюстрации, схемы.
http://lesson-history.narod.ru/ob89.htm Полная электронная версия курса по темам: что такое
человек, человек и природа, человек среди людей, человек в обществе, личность и мораль,
гражданин, государство, право, права человека и гражданина.
http://www.prosv.ru/ebooks/Chelovek_i_obshestvo_1/ Методические рекомендации по курсу
«Человек и общество». Часть 1. 10-й класс.
http://www.prosv.ru/ebooks/Chelovek_i_obshestvo_2/ Методические рекомендации по курсу
«Человек и общество». Часть 2. 11-й класс.
http://window.edu.ru/window/library?p_rid=41174&p_rubr=2.1.16 Гражданский форум в
классе: Методические рекомендации в помощь педагогам.
http://window.edu.ru/window/library?p_rid=41176&p_rubr=2.1.16 Необычный задачник для
обычного гражданина.
http://window.edu.ru/window/library?p_rid=41177&p_rubr=2.1.16 Руководство по
исследованию и написанию дидактических материалов для дискуссий в классе и среди
населения.
Сайты государственных организаций и учреждений
http://www.un.org/russian/ На сайте представлена общая информация об ООН: цели, история,
информация о системе ООН. Сведения о главных органах ООН. Законодательный сборник:
документы и карты. Информация о государствах – членах ООН. Освещение проводимых
конференций и мероприятий.
45

http://www.kremlin.ru/ Официальный сайт Президента РФ.
http://www.economy.gov.ru Министерство экономического развития и торговли Российской
Федерации.
http://minfin.rinet.ru Министерство финансов Российской Федерации.
http://www.gks.ru/ Федеральная служба государственной статистики: базы данных,
статистическая информация.
http://www.fips.ru Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и
товарным знакам (Роспатент).
http://www.rostrud.info Федеральная служба по труду и занятости Российской Федерации.
http://www.nalog.ru Федеральная налоговая служба Российской Федерации.
http://www.fas.gov.ru Федеральная антимонопольная служба Российской Федерации.
http://www.fss.ru Фонд социального страхования Российской Федерации.
http://www.tpprf.ru Торгово-промышленная палата Российской Федерации.
http://www.supcourt.ru/ Верховный Суд Российской Федерации.
http://genproc.gov.ru/ Генеральная прокуратура Российской Федерации.
Сайты негосударственных и общественных организаций
http://www.garant.ru/ Гарант (законодательство с комментариями).
http://www.consultant.ru/ Консультант-плюс (справочные правовые системы).
http://www.levada.ru Аналитический центр Юрия Левады.
http://www.ecfor.ru Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН.
http://www.wciom.ru Всероссийский центр изучения общественного мнения.
http://socionet.ru Соционет: информационное пространство по общественным наукам.
http://www.zonaprav.ru Общество защиты прав потребителей «Резонанс»
Экономическая сфера
http://humanities.edu.ru/db/msg/46659 Тургель И.Д. Курс лекций «Региональная экономика и
управление».
http://www.akdi.ru/ Сайт газеты «Экономика и жизнь».
http://management.edu.ru Федеральный образовательный портал экономика, социология,
менеджмент.
46

http://www.wto.ru Россия и Всемирная торговая организация.
http://vocable.ru/ Национальная экономическая энциклопедия.
Социальная сфера
http://people.nnov.ru/jg/soc.htm Курс лекция по социологии.
http://www.isn.ru/sociology.shtml Российская сеть информационного общества.
http://voluntary.ru/ Национальная социологическая энциклопедия.
Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua.
Политическая сфера
http://humanities.edu.ru/db/msg/59330 Ирхин Ю.В., Зотов В.Д., Зотова Л.В. Политология:
Учебник. М.: Юрист, 2002.
http://politike.ru/ СЛОВАРИ И СПРАВОЧНИКИ ПОЛИТОЛОГИИ

Право
http://www.ug.ru/ug_pril/gv/98/08/t3_1.htm Уголовное право: Материалы к курсу «Право и
политика».
http://asozd.duma.gov.ru/main.nsf Автоматизированная система обеспечения законодательной
деятельности.
http://www.memo.ru/prawo/fund/481210.htm На сайте размещен полный текст Всеобщей
декларации прав человека, принятой ООН в 1948 г.
http://www.memo.ru/PrAWO/index.htm Законодательство и права человека.
http://www.ug.ru/ug_pril/gv/98/04/t3_1.htm Избирательное право: Материалы к курсу «Право
и политика».
http://www.un.org/russian/topics/humanrts/hrschool.htm Изучение прав человека в школе.
http://www.hrights.ru/ Институт прав человека.
http://www.ipolitics.ru/data/ Каталог международных документов.
http://schools.perm.ru/ext/cgo/obuchenie.htm Обучение правам человека.
http://www.ancientindia.co.uk/hinduism/index.html Индуизм.
http://www.holocaust-history.org/auschwitz/pressac/technique-and-operation/pressac0036.shtml
История Холокоста.
47

http://mrsapplebee.com/APEnglish/HolocaustResearch.htm История Холокоста.
http://www.uczyc-sie-z-historii.pl/pl/tag/holocaust История Холокоста.
http://www.galeria.historia.azv.pl/ Галерея фотографии: немецкий концлагерь.

48

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ СРЕДСТВА
Электронные библиотеки по курсу обществознания.
Тематических и итоговых разноуровневых тренировочных и проверочных материалов для
организации фронтальной и индивидуальной работы.
ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
Экран интерактивный (навесной)
Ноутбук
МФУ лазерный
Мультимедиапроектор

49

Лист корректировки
рабочей программы по
проектной деятельности _______ класса
на 2023_/ 2024 учебный год

В связи с расхождением количества учебных часов, предусмотренных рабочей программой на проведение
учебных занятий и фактическим количеством проведённых учебных занятий по
причине_______________________________________________________________________________________
___________________________
в рабочую программу вносятся следующие изменения:

Корректировка тематического планирования.
Раздел

Количество часов по программе

Количество часов в связи с
корректировкой

Всего

Корректировка поурочно-тематического планирования.
Порядковый № урока в
№ урока
разделе

Тема урока

Количество часов Количество часов в
связи
с
по программе
корректировкой

50


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».