РП Лингвистический анализ текста.

1. Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Лингвистический анализ текста» для учащихся 11
класса разработана на основе:
 требований федерального государственного образовательного стандарта общего
образования;
 санитарных правил и норм (СанПин 2.4.3648-20) «санитарно-эпидемиологические
требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 " (Зарегистрирован 18.12.2020 № 61573);
 санитарных правил и норм (СанПин 3.1/2.4.3598-20) "Санитарно-эпидемиологические
требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций
и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях
распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", утвержденных
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
30.06.2020 № 16 (Зарегистрирован 29.03.2021 № 62900) (с изменениями, внесенными
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
24.03.2021 № 10);
 санитарных правил и норм (СанПиН 1.2.3685-21) «Гигиенические нормативы и требования
к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»,
утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.01.2021 №2 (стр. 369-402);
 учебного плана школы (федерального и регионального компонента, компонента
образовательной организации);
 годового учебного календарного графика на текущий учебный год;
 основной образовательной программы школы с учетом программы по воспитанию.
Место предмета в учебном плане
Программа внеурочной деятельности «Лингвистический анализ текста» в 11 классе
рассчитана на 34 учебных часа (из расчета 1 час в неделю).
Актуальность данного курса внеурочной деятельности обусловлена недостаточной
разработанностью данного раздела в рамках основного курса дисциплины «Русский язык», а
также необходимостью дополнительной подготовки выпускников школы к выполнению заданий
ЕГЭ по русскому языку. Также изучение данного курса послужит дальнейшему развитию умений
восприятия различных текстов, их анализа, использования выразительных возможностей языка в
собственной речи учащихся.
Цель курса: формировать навыки восприятия, понимания, анализа текстов разных
функциональных стилей, совершенствовать умения создания собственных текстов.
Задачи:
 систематизация знаний о тексте, способах выражения темы, о средствах связи предложений
в тексте, типах и стилях речи;
 развитие умения читать и понимать общее содержание текстов разных функциональных
стилей;
 совершенствование умений анализировать текст в единстве формы и содержания;
 совершенствование и развитие навыков передачи в письменной форме своего понимания
поставленных в тексте проблем, собственной оценки фактов и явлений;






совершенствование умений правильного оформления высказывания в соответствии с
орфографическими, пунктуационными, грамматическими и лексическими нормами
современного русского литературного языка;
развитие навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования и
саморазвития, информационных умений и навыков;
воспитание личности, бережно относящейся к слову как неотъемлемой части русской
национальной культуры.

Общая характеристика учебного предмета
Курс внеурочной деятельности «Лингвистический анализ текста» имеет практическую
направленность. Работа по программе курса предполагает не только формирование круга знаний
учащихся, но и развитие у них навыков самостоятельного постижения смысла различных текстов
с опорой на выявление закономерностей художественной формы, умений формулировать
своисуждения о прочитанном. В основе курса лежит повторение, систематизация и углубление
сведений о тексте, полученных обучающимися на предыдущей ступени обучения.
Данный курс позволяет работать над развитием умения воспринимать и понимать
первичный текст, умения выражать собственное мнение, доказывать его, используя примеры
исходного текста. Программа курса предполагает выход за рамки учебной программы по русскому
языку, поэтому учащиеся познакомятся с высокохудожественными текстами, различными видами
их анализа, приобретут навык создания на основе чужих текстов собственного, при этом логично
выстроенного.
Занятия по темам курса помогают формировать:
 лингвистическую компетенцию, то есть умение проводить элементарный лингвистический
анализ текста, определять авторскую позицию, выражать собственное мнение по
заявленной проблеме, подбирать убедительные доказательства своей точки зрения; логично
и образно излагать свои мысли, составлять связное;
 языковую компетенцию, то есть практическое владение русским языком, его словарём и
грамматическим строем, соблюдение языковых норм;
 коммуникативную компетенцию, то есть владение разными видами речевой деятельности,
умением воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания.
В программе нашёл отражение личностно-ориентированный подход, который, прежде
всего, проявляется в установке на формирование у школьников потребности и способности
творческого чтения как эстетической деятельности. Чтение и анализ различных текстов
предусматривает собственную интерпретацию их учащимися.
Обучающиеся вовлекаются в различные виды деятельности: чтение и обсуждение
содержания текстов; участие в дискуссии; создание письменных текстов с учётом языковых норм
современного русского литературного языка; рецензирование; анализ языковых единиц с точки
зрения правильности, точности и уместности их употребления; работа с различными
информационными источниками: учебно-научными текстами, текстами художественной
литературы, справочной литературой, средствами массовой информации.
2. Планируемые результаты освоения программы
Учащиеся научатся:
 определять тему, основную мысль текста, его принадлежность к определенной
функциональной разновидности языка, функционально-смысловому типу и стилю;
 анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и
второстепенной информации;

 создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические тексты
определенной функционально-смысловой и определенных жанров;
 свободно, точно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдая
нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме).
 правильно использовать лексические и грамматические средства связи предложений при
построении текста, подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа
текста;
 соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические, грамматические,
стилистические, орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка;
 извлекать необходимую информацию из различных источников и переводить ее в
текстовый формат;
 оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам;
Учащиеся получат возможность научиться:
 распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между
ними;
 анализировать при оценке собственной и чужой речи языковые средства, использованные в
тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления,
комментировать авторские высказывания на различные темы;
 отличать язык художественной литературы от других разновидностей современного русского
языка;
 соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-научной и
официально-деловой сферах общения;
Требования к результатам освоения программы
I. Личностные результаты:
* Осознание русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа;
формирование гражданина и патриота своей страны, бережно относящегося к своему языку и
созданным на нём памятникам словесного искусства, осознающим свою причастность к
состоянию речевой культуры общества в целом.
* Cформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему
народу — создателю культурных ценностей, уважительного отношения к другим культурам.
* Сформированность языковой личности, способной выразить себя на языке и с помощью
языка, осознающей значение языка для саморазвития и самореализации, готовность и
способность к самостоятельной, творческой деятельности.
* Сформированность толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовность
и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить
общие цели и сотрудничать для их достижения.
* Приобретение коммуникативных навыков, важных для организации сотрудничества со
сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно
полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.
* Сформированность духовно-нравственных основ личности в результате освоения культурно
значимых текстов, приобщения к культурному опыту человечества, нравственное сознание и
поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей.
* Сформированность потребности и способности к образованию, в том числе
самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному
образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

осознание необходимости постоянно совершенствовать свою речь, свою речевую культуру.
Осознание эстетической ценности слова, воспитание эстетического отношения к миру;
понимание этики и эстетики филологии.
* Сформированность экологического мышления, бережного отношения к слову.
* Сформированность духовно-нравственных ориентиров, способствующих воспитанию
национальной идентичности, привитие традиционных семейных ценностей. Способность
делать осознанный выбор будущей профессии на основе понимания её ценностного
содержания и возможностей реализации собственных жизненных планов.
II. Метапредметные результаты:
 Умение самостоятельно определять цели учебной и творческой деятельности, составлять
планы, учебные алгоритмы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и
корректировать деятельность; анализировать свои образовательные приращения, выбирать
способы корректировки достигнутых результатов; в ситуациях общения выбирать
успешные речевые стратегии.
 Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, в
сотрудничестве с другими людьми, учитывать позиции других участников деятельности,
коммуникативно целесообразно взаимодействовать с другими людьми, эффективно
предупреждать и разрешать конфликты в межличностном общении.
 Владеть навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности,
навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску
методов решения практических задач, применению различных методов познания.
 Готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной
деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных
типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически
оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников.
 Умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в
решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением
требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и
этических норм, норм информационной безопасности.
 Умение самостоятельно оценивать модели поведения и принимать решения, определяющие
стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей, основываясь на
общечеловеческих ценностях и традиционных ценностях русской культуры.
 Овладение языком — умением ясно, логично и точно излагать свою точку зрения,
использовать адекватные языковые средства.
Овладение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий
и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания,
новых познавательных задач и средств их достижения.

III. Предметные результаты:
 изучение понятий «текст», «комплексный анализ текста», «стилистика»; основных
признаков, свойств, единиц текста; сведений о его актуальном членении, видах и средствах
связи предложений в тексте; стилях и функционально-смысловых типах речи; средствах
изобразительности и выразительности;
























проведение языкового анализа слов, предложений и текстов различных функциональных
стилей и разновидностей языка; проведение лингвистического анализа текстов разной
функционально-стилевой и жанровой принадлежности;
анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их
употребления; оценка коммуникативной и эстетической стороны речевого высказывания;
применение в практике речевого общения орфоэпических, лексических, грамматических,
стилистических норм современного русского литературного языка;
использование в собственной речевой практике стилистических ресурсов русского языка;
соблюдение на письме орфографических и пунктуационных правил.
Обучающийся научится:
понимать и интерпретировать основные сведения по текстологии, стилистике русского
языка и основным разделам лингвистики; признаки текста и его функциональносмысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового
стилей, языка художественной литературы;
изобразительно-выразительные средства языка;
орфоэпические, лексические, грамматические, синтаксические, языковые и речевые нормы
современного русского литературного языка;
орфографические и пунктуационные правила правописания.
определять лексические,
морфологические, синтаксические признаки разных стилей речи;
различать стили текста, типы речи, доказывать принадлежность текста к тому или иному
стилю и типу;
определять тему, основные мысли текста;
особенности композиции и средства связи смысловых частей текста в соответствии с
коммуникативным замыслом;
находить в тексте средства художественной
выразительности и определять их роль;
оценивать речь с точки зрения языковых норм и правил русского литературного языка
(орфографических, орфоэпических, лексических, словообразовательных, морфологических,
синтаксических);
формулировать проблему исходного текста, выражать свое отношение к предложенным
проблемным вопросам, создавать устное и письменное речевое высказывание в форме
рассуждения на основе прочитанного текста в соответствии с нормами и правилами
современного русского языка;
пользоваться справочной литературой и лингвистическими словарями при анализе и
создании собственного текста;
руководствоваться критериями оценивания экзаменационной работы при создании
собственного текста.
3. Содержание учебного курса

Лингвистический анализ художественного текста, его цель и предмет. 1 ч.
Понятийный аппарат анализа художественного текста.
Русские учёные-лингвисты об исследовании художественного текста.
Язык художественной литературы. 1 ч.
Образ и образность. Актуализация. Многоплановость художественного текста. Содержание и
смысл.

Приращение смысла.
Лингвистическое комментирование. 4 ч.
Устаревшие слова. Устаревшие факты фонетики и словообразования. Необычные грамматические
формы. Диалектные слова.
Специальные слова. Символы и поэтические обороты.
Культурологический комментарий, его цель и предмет.
История, культура, быт, традиции народа в слове.
Словари и энциклопедии.
Структура художественного текста. 1 ч.
Идейно-эстетический, композиционный и собственно языковой уровни художественного текста.
Фонетический уровень. 5 ч.
Выразительные средства фонетики. Аллитерация, ассонанс, звукоподражание. Поэтическая
орфоэпия. Рифма.
Графон как средство характеристики персонажа. Ситуативные и постоянные графоны.
Словообразовательный уровень. 4 ч.
Выразительные средства словообразования. Паронимы. Парономасы.
Авторские неологизмы.
Лексический уровень. 9 ч.
Словари языка писателей.
Выразительные средства лексики. Метафора. Метонимия. Синекдоха. Эпитет. Сравнение.
Олицетворение. Гипербола. Литота.
Синонимы, омонимы, антонимы. Контекстуальные синонимы и антонимы.
Лексический разбор текста, его цель и предмет.
Тематическое поле.
Ключевое слово.
«Говорящие» имена.
Перифразы.
Морфологический уровень. 3 ч.
Выразительные средства морфологии. Грамматические категории.
Именные части речи. Глагол и глагольные формы.
Синтаксический уровень. 4 ч.
Экспрессивный синтаксис. Инверсия.
Стилистические фигуры речи. Анафора. Эпифора. Антитеза. Градация. Оксюморон. Параллелизм.
Риторический вопрос. Риторическое восклицание. Риторическое обращение.
Интонация, смысл, пунктуация. Знаки препинания конца предложения.
Обобщение. 2 ч.
4. Тематическое планирование.

№
1.
2.
3.
4.
5.

Содержание раздела программы
Лингвистический анализ художественного текста, его цель и предмет.
Язык художественной литературы.
Лингвистическое комментирование.
Структура художественного текста.
Фонетический уровень.

Количество
часов
1
1
4
1
5

6.
7.
8.
9.
10.

№
урока

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.

Словообразовательный уровень.
Лексический уровень
Морфологический уровень.
Синтаксический уровень.
Обобщение изученного материала.
ИТОГО

4
9
3
4
2
34

Дата
Тема урока
проведения
по
по
плану факту
Лингвистический анализ художественного текста, его цель и предмет.
Лингвистический анализ художественного текста, его цель и предмет.
Язык художественной литературы.
Лингвистическое комментирование как один из этапов работы с
художественным текстом, его цель и предмет.
.Лингвистическое комментирование как один из этапов работы с
художественным текстом, его цель и предмет.
. Культурологический комментарий, его цель и предмет.
Культурологический комментарий, его цель и предмет.
Структура художественного текста
Выразительные средства фонетики.
Аллитерация, ассонанс, звукоподражание.
. Изобразительная звукопись.
Графон как средство характеристики персонажа.
Практическая работа.
Выразительные средства словообразования.
Авторские неологизмы.
Актуализация внутренней формы слова в художественных текстах.
Практическая работа.
Словари языка писателей.
Выразительные средства лексики
Выразительные средства лексики
Метафора как средство выразительности речи
Изобразительные возможности лексики.
Тематическое поле. Ключевое слово.
Лексический разбор текста
«Говорящие» имена.
Перифразы.
Выразительные средства морфологии.
Роль именных частей речи в художественном тексте.
Эмоционально-экспрессивные возможности глагола в художественном
тексте.
Экспрессивный синтаксис
Стилистические фигуры речи.

31.
32.
33.
34.

Интонация, смысл, пунктуация.
Средства выразительности языка.
Лингвистический анализ текста.
Лингвистический анализ текста.
Перечень материально-технического обеспечения образовательного процесса

Литература:
1. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык 10-11 класс: учебник для общеобразовательных
учреждений, – М.: ООО Русское слово, 2021.
2. Богданова Е. С. ЕГЭ. Русский язык. Как понимать текст.– М.: Экзамен, 2021.
3. Гайбарян О.Е. Русский язык для ЕГЭ: работа с текстом. – Ростов н/Д: Феникс, 2021.
4. Цыбулько И.П., Васильевых И.П. и др. Русский язык. Тематический практикум. Анализ
текста. Сочинение по прочитанному тексту. – М.: Просвещение, 2021.
5. Павлова, О.А., Белова, И.В. Работа с текстом на уроках русского языка и литературы:
методические материалы/ О.А. Павлова, И.В. Белова, – Белгород: ИПЦ «ПОЛИТЕРРА»,
2018.
6. Пахнова Т. М. Русский язык. Комплексная работа с текстом: дидактические материалы. –
М.: Просвещение, 2018.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».