ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА На уроках черчения обучающиеся знакомятся с основными видами и областями применения графической информации, с различными типами графических изображений и их элементами, учатся применять чертёжные инструменты, читать и выполнять чертежи на бумажном носителе с соблюдением основных правил, знакомятся с инструментами и условными графическими обозначениями графических редакторов, учатся создавать с их помощью тексты и рисунки, знакомятся с видами конструкторской документации и графических моделей, овладевают навыками чтения, выполнения и оформления сборочных чертежей, ручными и автоматизированными способами подготовки чертежей, эскизов и технических рисунков деталей, осуществления расчётов по чертежам. Приобретаемые на уроке знания и умения необходимы для создания и освоения новых технологий, а также продуктов техносферы, и направлены на решение задачи укрепления кадрового потенциала российского производства. Общее число часов – 34 часа: в 8 классе – 34 часа (1 час в неделю) ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ Цель обучения: обучение учащихся графической грамоте и элементам графической культуры. Задачи обучения: - развитие образного мышления учащихся и ознакомление их с процессом проектирования. - овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства самостоятельного и осознанного определения жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда; - развитие познавательных интересов, технического мышления пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей; - воспитания трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности; - получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Черчение» Личностные результаты изучения черчения подразумевают: - формирование мировоззрения, целостного представления о мире и формах технического творчества; - формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; - развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности; - накопление опыта графической деятельности; - формирование творческого отношения к проблемам; - развитие образного мышления и освоение способов творческого самовыражения личности; - гармонизацию интеллектуального и эмоционального развития личности; - подготовку к осознанному выбору индивидуальной образовательной или профессиональной траектории. Метапредметные результаты - формировать навыков целеполагания, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную; - уметь планировать пути достижения намеченных целей; - уметь самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действий в новом учебном материале; - уметь адекватно оценить степень объективной и субъектной трудности выполнения учебной задачи; - идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему; - выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат; - ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей; - формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности; - владеть различными видами самоконтроля с учетом специфики предмета; - формировать рефлексивной самооценки своих возможностей управления; - уметь демонстрировать свое речевое и неречевое поведение в учебных и внеучебных ситуациях. Предметные результаты знать и выполнять основные правила выполнения чертежей с использованием чертёжных инструментов; знать и использовать для выполнения чертежей инструменты графического редактора; понимать смысл условных графических обозначений, создавать с их помощью графические тексты; создавать тексты, рисунки в графическом редакторе. называть виды конструкторской документации; называть и характеризовать виды графических моделей; выполнять и оформлять сборочный чертёж; владеть ручными способами вычерчивания чертежей, эскизов и технических рисунков деталей; владеть автоматизированными способами вычерчивания чертежей, эскизов и технических рисунков; уметь читать чертежи деталей и осуществлять расчёты по чертежам. использовать программное обеспечение для создания проектной документации; создавать различные виды документов; владеть способами создания, редактирования и трансформации графических объектов; выполнять эскизы, схемы, чертежи с использованием чертёжных инструментов и приспособлений и (или) с использованием программного обеспечения; характеризовать мир профессий, связанных с аемыми технологиями, их востребованность на рынке труда. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ Графическая информация как средство передачи информации о материальном мире (вещах). Виды и области применения графической информации (графических изображений). Основы графической грамоты. Графические материалы и инструменты. Типы графических изображений (рисунок, диаграмма, графики, графы, эскиз, технический рисунок, чертёж, схема, карта, пиктограмма и другое.). Основные элементы графических изображений (точка, линия, контур, буквы и цифры, условные знаки). Правила построения чертежей (рамка, основная надпись, масштаб, виды, нанесение размеров). Чтение чертежа. Создание проектной документации. Основы выполнения чертежей с использованием чертёжных инструментов и приспособлений. Стандарты оформления. Понятие о графическом редакторе, компьютерной графике. Инструменты графического редактора. Создание эскиза в графическом редакторе. Инструменты для создания и редактирования текста в графическом редакторе. Понятие о конструкторской документации. Формы деталей и их конструктивные элементы. Изображение и последовательность выполнения чертежа. ЕСКД. ГОСТ. Общие сведения о сборочных чертежах. Оформление сборочного чертежа. Правила чтения сборочных чертежей. Понятие графической модели. Применение компьютеров для разработки графической документации. Построение геометрических фигур, чертежей деталей в системе автоматизированного проектирования. Графические модели. Виды графических моделей. Система автоматизации проектно-конструкторских работ Оформление конструкторской документации: пояснительная записка, спецификация. Графические документы: технический рисунок объекта, чертёж общего вида, чертежи деталей. Условности и упрощения на чертеже. Создание презентации. Профессии, связанные с изучаемыми технологиями, черчением, проектированием Тематическое планирование 8 КЛАСС Количество часов № п/п Тема урока Всего Контрольные работы Практические работы Дата изучения Электронные цифровые образовательные ресурсы Раздел: Техника выполнения чертежей и правила их оформления 1 2-3 Графическая информация как средство передачи информации о материальном мире https://resh.edu.ru/ 1 https://sferum.ru/?p=start Основы графической грамоты. https://resh.edu.ru/ 2 4-6 Правила построения чертежей (рамка, основная надпись, масштаб, виды, нанесение размеров). https://sferum.ru/?p=start https://resh.edu.ru/ 3 1 https://sferum.ru/?p=start https://resh.edu.ru/ 7 Создание проектной документации. 1 1 8-11 Основы выполнения чертежей с использованием чертёжных инструментов и приспособлений. 4 1 окт-нояб 1214 Стандарты оформления. 3 1 https://sferum.ru/?p=start https://resh.edu.ru/ https://sferum.ru/?p=start https://resh.edu.ru/ https://sferum.ru/?p=start Раздел: Графический редактор 15 Понятие о графическом редакторе, компьютерной графике. 16 Инструменты графического редактора. Создание эскиза в графическом редакторе. 17 Инструменты для создания и редактирования текста в графическом редакторе. 1 18 Понятие о конструкторской документации. Формы деталей и их конструктивные элементы.. 1 https://resh.edu.ru/ 1 https://sferum.ru/?p=start 1 https://resh.edu.ru/ https://sferum.ru/?p=start https://resh.edu.ru/ Раздел: Чтение и выполнение чертежей 1923 Изображение и последовательность выполнения чертежа. ЕСКД. ГОСТ 5 2425 Общие сведения о сборочных чертежах. Оформление сборочного чертежа. 2 2627 28 29 3 янв-февр https://sferum.ru/?p=start https://resh.edu.ru/ март https://resh.edu.ru/ Правила чтения сборочных чертежей. Понятие графической модели. Применение компьютеров для разработки графической документации. Построение геометрических фигур, чертежей деталей в системе автоматизированного проектирования. 2 https://sferum.ru/?p=start https://resh.edu.ru/ 1 https://sferum.ru/?p=start https://resh.edu.ru/ 1 апрель https://sferum.ru/?p=start 30 31 32 33 Графические модели. Виды графических моделей. Система автоматизации проектно-конструкторских работ https://resh.edu.ru/ 1 https://sferum.ru/?p=start https://resh.edu.ru/ 1 https://sferum.ru/?p=start https://resh.edu.ru/ Оформление конструкторской документации: пояснительная записка, спецификация. 1 Графические документы: технический рисунок объекта, чертёж общего вида, чертежи деталей. Условности и упрощения на чертеже. Создание https://sferum.ru/?p=start https://resh.edu.ru/ 1 май https://sferum.ru/?p=start 1 презентации. 34 Профессии, связанные с изучаемыми технологиями, черчением, проектированием Итого https://resh.edu.ru/ 1 34 https://sferum.ru/?p=start 8 Критерии оценивания знаний учащихся Важной и необходимой частью учебно-воспитательного процесса является учет успеваемости школьников. Проверка и оценка знаний имеет следующие функции: контролирующую, обучающую, воспитывающую, развивающую. В процессе обучения используется текущая и итоговая форма проверки знаний, для осуществления которых применяется устный и письменный опрос, самостоятельные графические работы. Главной формой проверки знаний является выполнение графических работ. Программой по черчению предусмотрено значительное количество обязательных графических работ, которые позволяют учителю контролировать и систематизировать знания учащихся программного материала. Одна из обязательных графических работ является контрольной. Контрольная работа даёт возможность выявить уровень усвоения знаний, умений и навыков учащихся, приобретённых за год или курс обучения черчению; самостоятельная работа позволяет судить об их уровне по отдельной теме или разделу программы. Знания и умения учащихся оцениваются по пяти бальной системе. За графические работы выставляются две оценки, за правильность выполнения и качество графического оформления чертежа. Для обеспечения хорошего качества проверки графических работ, вести её целесообразно по следующему плану: Проверка правильности оформления чертежа (выполнение рамки, основной надписи, начертание букв и цифр чертёжным шрифтом, нанесение размеров). Проверка правильности построения чертежа (соблюдение проекционной связи, применение типов линий согласно их назначению, полнота и правильность ответа). После проверки необходимо выявить типичные ошибки, допущенные учащимися, и наметить пути ликвидации пробелов в их знаниях. Программой определены примерные нормы оценки знаний и умений, учащихся по черчению. При устной проверке знаний оценка «5» ставится, если ученик: а) овладел программным материалом, ясно представляет форму предметов по их изображениям и твёрдо знает правила и условности изображений и обозначений; б) даёт чёткий и правильный ответ, выявляющий понимание учебного материала и характеризующий прочные знания; излагает материал в логической последовательности с использованием принятой в курсе черчения терминологии; в) ошибок не делает, но допускает оговорки по невнимательности при чтении чертежей, которые легко исправляет по требованию учителя. Оценка «4» ставится, если ученик: а) овладел программным материалом, но чертежи читает с небольшими затруднениями вследствие ещё недостаточно развитого пространственного представления; знает правила изображений и условные обозначения; б) даёт правильный ответ в определённой логической последовательности; в) при чтении чертежей допускает некоторую неполноту ответа и незначительные ошибки, которые исправляет с помощью учителя. Оценка «3» ставится, если ученик: а) основной программный материал знает нетвёрдо, но большинство изученных условностей изображений и обозначений усвоил; б) ответ даёт неполный, построенный несвязно, но выявивший общее понимание вопросов; в) чертежи читает неуверенно, требует постоянной помощи учителя (наводящих вопросов) и частичного применения средств наглядности. Оценка «2» ставится, если ученик: а) обнаруживает незнание или непонимание большей или наиболее важной части учебного материала; б) ответ строит несвязно, допускает существенные ошибки, которые не может исправить даже с помощью учителя. При выполнении графических и практических работ оценка «5» ставится, если ученик: а) самостоятельно, тщательно и своевременно выполняет графические практические работы и аккуратно ведёт тетрадь; чертежи читает свободно; и б) при необходимости умело пользуется справочным материалом; в) ошибок в изображениях не делает, но допускает незначительные неточности и описки. Оценка «4» ставится, если ученик: а) самостоятельно, но с небольшими затруднениями выполняет и читает чертежи и сравнительно аккуратно ведёт тетрадь; б) справочным материалом пользуется, но ориентируется в нём с трудом; в) при выполнении чертежей допускает незначительные ошибки, которые исправляет после замечаний учителя и устраняет самостоятельно без дополнительных объяснений. Оценка «3» ставится, если ученик: а) чертежи выполняет и читает неуверенно, но основные правила оформления соблюдает; обязательные работы, предусмотренные программой, выполняет несвоевременно; тетрадь ведёт небрежно; б) в процессе графической деятельности допускает существенные ошибки, которые исправляет с помощью учителя. Оценка «2» ставится, если ученик: а) не выполняет обязательные графические и практические работы, не ведёт тетрадь; б) читает чертежи и выполняет только с помощью учителя и систематически допускает существенные ошибки. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышнепольский И.С. Черчение: Учебник для 7-8 кл. – М.: АСТ: Астрель, 2011 г. Программа рассчитана для общеобразовательных школ МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышнепольский И.С. Черчение: Учебник для 7-8 кл. – М.: АСТ: Астрель, 2011 г. Программа рассчитана для общеобразовательных школ ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ https://resh.edu.ru/ https://sferum.ru/?p=start https://videouroki.net/ https://www.yaklass.ru/#tb_1