Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 1» Режевского городского округа «Рассмотрено» на методическом объединении ________/_____________ протокол №1 от «26» июня 2024 г. «Согласовано» _________/Подкина И.Б. заместитель директора по УВР «26» июня 2024 г. «Утверждаю» __________/Сурнин Р.В. директор МБОУ СОШ № 1 Приказ № 283-03/01-10 от «26» июня 2024 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Вероятность и статистика» для 7-9 классов Составители: Некрасова Татьяна Викторовна учитель первой кв. категории г. Реж 2024 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА В современном цифровом мире вероятность и статистика приобретают всё большую значимость, как с точки зрения практических приложений, так и их роли в образовании, необходимом каждому человеку. Возрастает число профессий, при овладении которыми требуется хорошая базовая подготовка в области вероятности и статистики, такая подготовка важна для продолжения образования и для успешной профессиональной карьеры. Каждый человек постоянно принимает решения на основе имеющихся у него данных. А для обоснованного принятия решения в условиях недостатка или избытка информации необходимо в том числе хорошо сформированное вероятностное и статистическое мышление. Именно поэтому остро встала необходимость сформировать у обучающихся функциональную грамотность, включающую в себя в качестве неотъемлемой составляющей умение воспринимать и критически анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных процессов и зависимостей, производить простейшие вероятностные расчёты. Знакомство в учебном курсе с основными принципами сбора, анализа и представления данных из различных сфер жизни общества и государства приобщает обучающихся к общественным интересам. Изучение основ комбинаторики развивает навыки организации перебора и подсчёта числа вариантов, в том числе в прикладных задачах. Знакомство с основами теории графов создаёт математический фундамент для формирования компетенций в области информатики и цифровых технологий. При изучении статистики и вероятности обогащаются представления обучающихся о современной картине мира и методах его исследования, формируется понимание роли статистики как источника социально значимой информации и закладываются основы вероятностного мышления. В соответствии с данными целями в структуре программы учебного курса «Вероятность и статистика» основного общего образования выделены следующие содержательно-методические линии: «Представление данных и описательная статистика», «Вероятность», «Элементы комбинаторики», «Введение в теорию графов». Содержание линии «Представление данных и описательная статистика» служит основой для формирования навыков работы с информацией: от чтения и интерпретации информации, представленной в таблицах, на диаграммах и графиках, до сбора, представления и анализа данных с использованием статистических характеристик средних и рассеивания. Работая с данными, обучающиеся учатся считывать и интерпретировать данные, выдвигать, аргументировать и критиковать простейшие гипотезы, размышлять над факторами, вызывающими изменчивость, и оценивать их влияние на рассматриваемые величины и процессы. Интуитивное представление о случайной изменчивости, исследование закономерностей и тенденций становится мотивирующей основой для изучения теории вероятностей. Большое значение имеют практические задания, в частности опыты с классическими вероятностными моделями. Понятие вероятности вводится как мера правдоподобия случайного события. При изучении учебного курса обучающиеся знакомятся с простейшими методами вычисления вероятностей в случайных экспериментах с равновозможными элементарными исходами, вероятностными законами, позволяющими ставить и решать более сложные задачи. В учебный курс входят начальные представления о случайных величинах и их числовых характеристиках. В рамках учебного курса осуществляется знакомство обучающихся с множествами и основными операциями над множествами, рассматриваются примеры применения для решения задач, а также использования в других математических курсах и учебных предметах. В 7–9 классах изучается учебный курс «Вероятность и статистика», в который входят разделы: «Представление данных и описательная статистика», «Вероятность», «Элементы комбинаторики», «Введение в теорию графов». На изучение учебного курса «Вероятность и статистика» отводится 102 часа: в 7 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 8 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 9 классе – 34 часа (1 час в неделю). СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ 7 КЛАСС Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков. Заполнение таблиц, чтение и построение диаграмм (столбиковых (столбчатых) и круговых). Чтение графиков реальных процессов. Извлечение информации из диаграмм и таблиц, использование и интерпретация данных. Описательная статистика: среднее арифметическое, медиана, размах, наибольшее и наименьшее значения набора числовых данных. Примеры случайной изменчивости. Случайный эксперимент (опыт) и случайное событие. Вероятность и частота. Роль маловероятных и практически достоверных событий в природе и в обществе. Монета и игральная кость в теории вероятностей. Граф, вершина, ребро. Степень вершины. Число рёбер и суммарная степень вершин. Представление о связности графа. Цепи и циклы. Пути в графах. Обход графа (эйлеров путь). Представление об ориентированном графе. Решение задач с помощью графов. 8 КЛАСС Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков. Множество, элемент множества, подмножество. Операции над множествами: объединение, пересечение, дополнение. Свойства операций над множествами: переместительное, сочетательное, распределительное, включения. Использование графического представления множеств для описания реальных процессов и явлений, при решении задач. Измерение рассеивания данных. Дисперсия и стандартное отклонение числовых наборов. Диаграмма рассеивания. Элементарные события случайного опыта. Случайные события. Вероятности событий. Опыты с равновозможными элементарными событиями. Случайный выбор. Связь между маловероятными и практически достоверными событиями в природе, обществе и науке. Дерево. Свойства деревьев: единственность пути, существование висячей вершины, связь между числом вершин и числом рёбер. Правило умножения. Решение задач с помощью графов. Противоположные события. Диаграмма Эйлера. Объединение и пересечение событий. Несовместные события. Формула сложения вероятностей. Условная вероятность. Правило умножения. Независимые события. Представление эксперимента в виде дерева. Решение задач на нахождение вероятностей с помощью дерева случайного эксперимента, диаграмм Эйлера. 9 КЛАСС Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков, интерпретация данных. Чтение и построение таблиц, диаграмм, графиков по реальным данным. Перестановки и факториал. Сочетания и число сочетаний. Треугольник Паскаля. Решение задач с использованием комбинаторики. Геометрическая вероятность. Случайный выбор точки из фигуры на плоскости, из отрезка и из дуги окружности. Испытание. Успех и неудача. Серия испытаний до первого успеха. Серия испытаний Бернулли. Вероятности событий в серии испытаний Бернулли. Случайная величина и распределение вероятностей. Математическое ожидание и дисперсия. Примеры математического ожидания как теоретического среднего значения величины. Математическое ожидание и дисперсия случайной величины «число успехов в серии испытаний Бернулли». Понятие о законе больших чисел. Измерение вероятностей с помощью частот. Роль и значение закона больших чисел в природе и обществе. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО КУРСА «ВЕРОЯТНОСТЬ И СТАТИСТИКА» НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты освоения программы учебного курса «Вероятность и статистика» характеризуются: 1) патриотическое воспитание: проявлением интереса к прошлому и настоящему российской математики, ценностным отношением к достижениям российских математиков и российской математической школы, к использованию этих достижений в других науках и прикладных сферах; 2) гражданское и духовно-нравственное воспитание: готовностью к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, представлением о математических основах функционирования различных структур, явлений, процедур гражданского общества (например, выборы, опросы), готовностью к обсуждению этических проблем, связанных с практическим применением достижений науки, осознанием важности морально-этических принципов в деятельности учёного; 3) трудовое воспитание: установкой на активное участие в решении практических задач математической направленности, осознанием важности математического образования на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитием необходимых умений, осознанным выбором и построением индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных интересов и общественных потребностей; 4) эстетическое воспитание: способностью к эмоциональному и эстетическому восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений, умению видеть математические закономерности в искусстве; 5) ценности научного познания: ориентацией в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, пониманием математической науки как сферы человеческой деятельности, этапов её развития и значимости для развития цивилизации, овладением языком математики и математической культурой как средством познания мира, овладением простейшими навыками исследовательской деятельности; 6) физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия: готовностью применять математические знания в интересах своего здоровья, ведения здорового образа жизни (здоровое питание, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность), сформированностью навыка рефлексии, признанием своего права на ошибку и такого же права другого человека; 7) экологическое воспитание: ориентацией на применение математических знаний для решения задач в области сохранности окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды, осознанием глобального характера экологических проблем и путей их решения; 8) адаптация к изменяющимся условиям социальной и природной среды: готовностью к действиям в условиях неопределённости, повышению уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, приобретать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; необходимостью в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие; способностью осознавать стрессовую ситуацию, воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер, корректировать принимаемые решения и действия, формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Познавательные универсальные учебные действия Базовые логические действия: выявлять и характеризовать существенные признаки математических объектов, понятий, отношений между понятиями, формулировать определения понятий, устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа; воспринимать, формулировать и преобразовывать суждения: утвердительные и отрицательные, единичные, частные и общие, условные; выявлять математические закономерности, взаимосвязи и противоречия в фактах, данных, наблюдениях и утверждениях, предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий; делать выводы с использованием законов логики, дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии; разбирать доказательства математических утверждений (прямые и от противного), проводить самостоятельно несложные доказательства математических фактов, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры, обосновывать собственные рассуждения; выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев). Базовые исследовательские действия: использовать вопросы как исследовательский инструмент познания, формулировать вопросы, фиксирующие противоречие, проблему, самостоятельно устанавливать искомое и данное, формировать гипотезу, аргументировать свою позицию, мнение; проводить по самостоятельно составленному плану несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей математического объекта, зависимостей объектов между собой; самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, исследования, оценивать достоверность полученных результатов, выводов и обобщений; прогнозировать возможное развитие процесса, а также выдвигать предположения о его развитии в новых условиях. Работа с информацией: выявлять недостаточность и избыточность информации, данных, необходимых для решения задачи; выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления; выбирать форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями; оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно. Коммуникативные универсальные учебные действия: воспринимать и формулировать суждения в соответствии с условиями и целями общения, ясно, точно, грамотно выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах, давать пояснения по ходу решения задачи, комментировать полученный результат; в ходе обсуждения задавать вопросы по существу обсуждаемой темы, проблемы, решаемой задачи, высказывать идеи, нацеленные на поиск решения, сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций, в корректной форме формулировать разногласия, свои возражения; представлять результаты решения задачи, эксперимента, исследования, проекта, самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории; понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении учебных математических задач; принимать цель совместной деятельности, планировать организацию совместной работы, распределять виды работ, договариваться, обсуждать процесс и результат работы, обобщать мнения нескольких людей; участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и другие), выполнять свою часть работы и координировать свои действия с другими членами команды, оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, сформулированным участниками взаимодействия. Регулятивные универсальные учебные действия Самоорганизация: самостоятельно составлять план, алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать и корректировать варианты решений с учётом новой информации. Самоконтроль, эмоциональный интеллект: владеть способами самопроверки, самоконтроля процесса и результата решения математической задачи; предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении задачи, вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, найденных ошибок, выявленных трудностей; оценивать соответствие результата деятельности поставленной цели и условиям, объяснять причины достижения или недостижения цели, находить ошибку, давать оценку приобретённому опыту. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ К концу обучения в 7 классе обучающийся получит следующие предметные результаты: Читать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, представлять данные в виде таблиц, строить диаграммы (столбиковые (столбчатые) и круговые) по массивам значений. Описывать и интерпретировать реальные числовые данные, представленные в таблицах, на диаграммах, графиках. Использовать для описания данных статистические характеристики: среднее арифметическое, медиана, наибольшее и наименьшее значения, размах. Иметь представление о случайной изменчивости на примерах цен, физических величин, антропометрических данных, иметь представление о статистической устойчивости. К концу обучения в 8 классе обучающийся получит следующие предметные результаты: Извлекать и преобразовывать информацию, представленную в виде таблиц, диаграмм, графиков, представлять данные в виде таблиц, диаграмм, графиков. Описывать данные с помощью статистических показателей: средних значений и мер рассеивания (размах, дисперсия и стандартное отклонение). Находить частоты числовых значений и частоты событий, в том числе по результатам измерений и наблюдений. Находить вероятности случайных событий в опытах, зная вероятности элементарных событий, в том числе в опытах с равновозможными элементарными событиями. Использовать графические модели: дерево случайного эксперимента, диаграммы Эйлера, числовая прямая. Оперировать понятиями: множество, подмножество, выполнять операции над множествами: объединение, пересечение, дополнение, перечислять элементы множеств, применять свойства множеств. Использовать графическое представление множеств и связей между ними для описания процессов и явлений, в том числе при решении задач из других учебных предметов и курсов. К концу обучения в 9 классе обучающийся получит следующие предметные результаты: Извлекать и преобразовывать информацию, представленную в различных источниках в виде таблиц, диаграмм, графиков, представлять данные в виде таблиц, диаграмм, графиков. Решать задачи организованным перебором вариантов, а также с использованием комбинаторных правил и методов. Использовать описательные характеристики для массивов числовых данных, в том числе средние значения и меры рассеивания. Находить частоты значений и частоты события, в том числе пользуясь результатами проведённых измерений и наблюдений. Находить вероятности случайных событий в изученных опытах, в том числе в опытах с равновозможными элементарными событиями, в сериях испытаний до первого успеха, в сериях испытаний Бернулли. Иметь представление о случайной величине и о распределении вероятностей. Иметь представление о законе больших чисел как о проявлении закономерности в случайной изменчивости и о роли закона больших чисел в природе и обществе. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 7 КЛАСС № п/п Наименование разделов и тем программы Количество часов Контрольные Всего работы Практические работы 1 Представление данных 7 2 2 Описательная статистика 8 1 3 Случайная изменчивость 6 1 4 Введение в теорию графов 4 5 Вероятность и частота случайного события 4 6 Обобщение, систематизация знаний 5 2 34 2 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f415fdc Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f415fdc Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f415fdc Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f415fdc 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f415fdc Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f415fdc 5 8 КЛАСС Количество часов № п/п Наименование разделов и тем программы Всего Контрольные работы 1 Повторение курса 7 класса 4 2 Описательная статистика. Рассеивание данных 4 3 Множества 4 4 Вероятность случайного события 6 5 Введение в теорию графов 4 6 Случайные события 8 7 Обобщение, систематизация знаний 4 2 34 2 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ Практические работы Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f417fb2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f417fb2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f417fb2 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f417fb2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f417fb2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f417fb2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f417fb2 1 9 КЛАСС № п/п Наименование разделов и тем программы Количество часов Контрольные Всего работы 1 Повторение курса 8 класса 4 2 Элементы комбинаторики 4 3 Геометрическая вероятность 4 4 Испытания Бернулли 6 5 Случайная величина 6 6 Обобщение, контроль 10 1 34 1 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ Практические работы Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41a302 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41a302 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41a302 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41a302 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41a302 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41a302 2 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 7 КЛАСС № п/ п Количество часов Тема урока Всего Контрольные работы Практические работы Дата изучения Электронные цифровые образовательные ресурсы Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863ec1f8 1 Представление данных в таблицах 1 1 неделя 2 Практические вычисления по табличным данным 1 2 неделя 1 3 неделя 3 4 5 6 7 8 9 10 Извлечение и интерпретация табличных данных Практическая работа "Таблицы" Графическое представление данных в виде круговых, столбиковых (столбчатых) диаграмм Чтение и построение диаграмм. Примеры демографических диаграмм Практическая работа "Диаграммы" Числовые наборы. Среднее арифметическое Числовые наборы. Среднее арифметическое Медиана числового набора. Устойчивость медианы 1 1 4 неделя https://resh.edu.ru/subject/lesson/340/ https://reshator.com/sprav/algebra/7-klass/tablichnoe-igraficheskoe-predstavlenie-statisticheskih-dannyh/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/1988/main/ Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863ec324 https://www.youtube.com/watch?v=sByBT7M6Rhg http://school-collection.edu.ru/ Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863ec78e https://www.youtube.com/watch?v=avIxr1Js0Gg t=78s http://school-collection.edu.ru/ Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863ed18e 1 5 неделя 1 6 неделя 1 1 7 неделя 1 8 неделя 1 9 неделя 1 10 неделя https://nsportal.ru/sites/default/files/2014/11/11/integrirova nnyy_urok-praktikum_po_statistike_7_klass.ppt Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863ed602 http://school-collection.edu.ru/ Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863ed72e http://school-collection.edu.ru/ Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863ed846 http://school-collection.edu.ru/ Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863ed846 http://school-collection.edu.ru/ Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863edb3e http://school-collection.edu.ru/ 11 12 13 14 15 16 Медиана числового набора. Устойчивость медианы Практическая работа "Средние значения" Наибольшее и наименьшее значения числового набора. Размах Наибольшее и наименьшее значения числового набора. Размах Наибольшее и наименьшее значения числового набора. Размах Контрольная работа по темам "Представление данных. Описательная статистика" 17 Случайная изменчивость (примеры) 18 11 неделя 1 1 1 12 неделя http://school-collection.edu.ru/ Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863edc6a http://school-collection.edu.ru/ 1 13 неделя Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863ee07a 1 14 неделя https://nsportal.ru/shkola/algebra/library/2012/01/16/primer nayarazrabotka-urokov-po-statistike-i-teorii-veroyatnostey 1 15 неделя https://nsportal.ru/shkola/algebra/library/2012/01/16/primer nayarazrabotka-urokov-po-statistike-i-teorii-veroyatnostey 1 16 неделя 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863ee390 http://school-collection.edu.ru/ Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863ee4bc 1 17 неделя http://school-collection.edu.ru/ http://www.myshared.ru/slide/172945/ Частота значений в массиве данных 1 18 неделя Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863ee69c 19 Группировка 1 19 неделя 20 Гистограммы 1 20 неделя 21 Гистограммы 1 21 неделя 22 Практическая работа "Случайная изменчивость" 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863ee9d0 1 22 неделя http://school-collection.edu.ru/ https://urok.1sept.ru/articles/571756 https://urok.1sept.ru/articles/571756 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863eee1c https://urok.1sept.ru/articles/571756 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863eecc8 http://school-collection.edu.ru/ 23 Граф, вершина, ребро. Представление задачи с помощью графа 24 Степень (валентность) вершины. Число рёбер и суммарная степень вершин. Цепь и цикл 1 24 неделя 25 Цепь и цикл. Путь в графе. Представление о связности графа 1 25 неделя 26 Представление об ориентированных графах 1 26 неделя 27 Случайный опыт и случайное событие 1 27 неделя 1 28 неделя 1 29 неделя 28 29 30 Вероятность и частота события. Роль маловероятных и практически достоверных событий в природе и в обществе Монета и игральная кость в теории вероятностей Практическая работа "Частота выпадения орла" Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863eef52 23 неделя 1 https://urok.1sept.ru/articles/571756 http://schoolcollection.edu.ru/ Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863ef0ba https://urok.1sept.ru/articles/571756 http://schoolcollection.edu.ru/ https://www.youtube.com/watch? https://www.youtube.com/watch?v=6o8unaT9QZs t=25sv=6o8unaT9QZs t=25s Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863ef236 https://urok.1sept.ru/articles/571756 http://schoolcollection.edu.ru/ https://www.youtube.com/watch? https://www.youtube.com/watch?v=6o8unaT9QZs t=25sv=6o8unaT9QZs t=25s https://www.youtube.com/watch?v=xtGTPmCXeiU t=9s https://www.youtube.com/watch?v=6o8unaT9QZs t=25s Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863ef3b2 http://school-collection.edu.ru/ Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863ef4d4 http://school-collection.edu.ru/ https://www.youtube.com/watch?v=eDyrxVmwW_Uhttps:/ /www.youtube.com/watch?v=jN7-VtByI5k t=7s Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863ef646 http://school-collection.edu.ru/ http://school-collection.edu.ru/ https://www.youtube.com/watch?v=rmSvETX3sTk t=460s Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863ef8a8 1 1 30 неделя https://infourok.ru/prakticheskayarabota-po-teoriiveroyatnostey-istatistike-na-temu-opredeleniechastotivipadeniya-orla-pri- Повторение, обобщение. Представление данных Контрольная работа по темам "Случайная 32 изменчивость. Графы. Вероятность случайного события" Повторение, обобщение. 33 Описательная статистика Повторение, обобщение. 34 Вероятность случайного события ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 31 31 неделя 1 1 32 неделя 1 1 33 неделя 1 34 неделя 34 2 5 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863efa24 http://school-collection.edu.ru/ Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f0186 http://school-collection.edu.ru/ Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863efbaa http://school-collection.edu.ru/ Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863efec0 http://school-collection.edu.ru/ 8 КЛАСС № п/п Тема урока Количество часов Всего Контрольные работы Дата Электронные цифровые образовательные Практические изучения ресурсы работы Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f029e 1 Представление данных. Описательная статистика 1 1 неделя 2 Случайная изменчивость. Средние числового набора 1 2 неделя 3 Случайные события. Вероятности и частоты 1 3 неделя 4 Классические модели теории вероятностей: монета и игральная кость 1 4 неделя 5 Отклонения 1 5 неделя 1 6 неделя 1 7 неделя 6 7 Дисперсия числового набора Стандартное отклонение числового набора 8 Диаграммы рассеивания 1 8 неделя 9 Множество, подмножество 1 9 неделя https://resh.edu.ru/subject/lesson/1988/main/ https://infourok.ru/opisatelnaya-statistika4779363.html Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ https://yandex.ru/tutor/uroki/klass-7/funkcionalnayagramotnost/22-05-teoriya-veroyatnosti-statistika-irazvitie-funkcionalnoj-gramotnosti-6-sluchajnayaizmenchivost_4b48d8fe243e908c810ec35df2f8c1e0/ Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f0578 https://resh.edu.ru/subject/lesson/2571/start/ https://foxford.ru/wiki/matematika/veroyatnostsluchaynogo-sobytiya Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f076c http://school-collection.edu.ru/ Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f0a50 http://school-collection.edu.ru/ Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f0a50 https://resh.edu.ru/subject/lesson/3409/start/ Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f0bfe http://school-collection.edu.ru/ Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f0ea6 https://resh.edu.ru/subject/lesson/1301/ https://m.edsoo.ru/863f1180 https://foxford.ru/wiki/matematika/mnogestvoelement mnogestva 10 11 12 13 Операции над множествами: объединение, пересечение, дополнение Свойства операций над множествами: переместительное, сочетательное, распределительное, включения Графическое представление множеств Контрольная работа по темам "Статистика. Множества" Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f143c 1 10 неделя 1 11 неделя Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f1784 1 12 неделя Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f198c 1 1 https://foxford.ru/wiki/matematika/peresechenie-obedinenie-i-raznost-chislovyh-mnozhestv http://school-collection.edu.ru/ http://school-collection.edu.ru/ 13 неделя Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f1dec 14 Элементарные события. Случайные события 1 14 неделя 15 Благоприятствующие элементарные события. Вероятности событий 1 15 неделя 16 Благоприятствующие элементарные события. Вероятности событий 1 16 неделя https://www.yaklass.ru/p/algebra/11-klass/nachalnyesvedeniia-teorii-veroiatnostei-9277/kakie-byvaiutsluchainye-sobytiia-12794 https://www.yaklass.ru/p/algebra/11-klass/nachalnyesvedeniia-teorii-veroiatnostei-9277/kakie-byvaiutsluchainye-sobytiia-12794 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f1dec https://www.yaklass.ru/p/ege/matematika2022/egetrenazher-profilnyi-uroven-6670658/nakhozhdenieveroiatnostisobytiia-zadanie-2-6645636/re-6e3f250cd096-4aad-bef3-6ed647eb94c8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f1f72 https://www.yaklass.ru/p/algebra/9-klass/elementykombinatoriki-statistikii-teorii-veroiatnostei10205/elementyteorii-veroiatnostinakhozhdenieveroiatnosti12691https://www.yaklass.ru/p/algebra/11klass/nachalnye-svedeniia-teoriiveroiatnostei9277/veroiatnost-sobytiia-9278 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f21ca 17 Опыты с равновозможными элементарными событиями. Случайный выбор 1 17 неделя 18 Опыты с равновозможными элементарными событиями. Случайный выбор 1 18 неделя 19 Практическая работа "Опыты с равновозможными элементарными событиями" 1 1 https://www.yaklass.ru/p/algebra/9-klass/elementykombinatoriki-statistikii-teorii-veroiatnostei10205/elementyteorii-veroiatnostinakhozhdenieveroiatnosti-12691/re-bdb9810f-c34b44a9-bea4-c73c7c1120ff Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f21ca https://www.yaklass.ru/p/algebra/9-klass/elementykombinatoriki-statistikii-teorii-veroiatnostei10205/elementyteorii-veroiatnostinakhozhdenieveroiatnosti-12691/re-bdb9810f-c34b44a9-bea4-c73c7c1120ff https://www.yaklass.ru/p/algebra/9-klass/elementykombinatoriki-statistikii-teorii-veroiatnostei10205/elementyteorii-veroiatnostinakhozhdenieveroiatnosti-12691/re-bdb9810f-c34b44a9-bea4-c73c7c1120ff 19 неделя Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f235a 20 Дерево 1 20 неделя Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f2a4e 21 Свойства дерева: единственность пути, существование висячей вершины, связь между числом вершин и числом рёбер 1 21 неделя Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f2bac 1 22 неделя 22 Правило умножения https://foxford.ru/wiki/matematika/polnyj-graf https://foxford.ru/wiki/matematika/derevo-variantov Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f2cd8 https://foxford.ru/wiki/matematika/praviloproizvedeniya 23 Правило умножения 1 23 неделя 24 Противоположное событие 1 24 неделя 25 Диаграмма Эйлера. Объединение и пересечение событий 1 25 неделя 26 Несовместные события. Формула сложения вероятностей 1 26 неделя 27 Несовместные события. Формула сложения вероятностей 1 27 неделя 28 Правило умножения вероятностей. Условная вероятность. Независимые события 1 28 неделя 29 Правило умножения вероятностей. Условная вероятность. Независимые события 1 29 неделя https://m.edsoo.ru/863f2e36 https://foxford.ru/wiki/matematika/praviloproizvedeniya https://m.edsoo.ru/863f2f8a https://www.yaklass.ru/p/algebra/11-klass/nachalnyesvedeniia-teoriiveroiatnostei-9277/kombinatciisobytiiprotivopolozhnye-sobytiia-12795 https://m.edsoo.ru/863f3214 https://infourok.ru/material.html?mid=54589 https://m.edsoo.ru/863f3372 https://www.yaklass.ru/p/algebra/11-klass/nachalnyesvedeniia-teoriiveroiatnostei-9277/kakiebyvaiutsluchainye-sobytiia-12794/re-8438e5dcd5d54d2d-8b77-e6ea037d22c9/pe?resultId=3739832575 c=1 https://m.edsoo.ru/863f3764 https://www.yaklass.ru/p/algebra/11-klass/nachalnyesvedeniia-teoriiveroiatnostei-9277/kakiebyvaiutsluchainye-sobytiia-12794/re-8438e5dcd5d54d2d-8b77-e6ea037d22c9/pe?resultId=3739832575 c=1 https://www.yaklass.ru/p/algebra/11klass/nachalnye-svedeniia-teoriiveroiatnostei9277/slozhenieveroiatnostei-12796 https://m.edsoo.ru/863f38ae https://www.yaklass.ru/p/algebra/11-klass/nachalnyesvedeniia-teoriiveroiatnostei9277/nezavisimyesobytiia-umnozhenie-veroiatnostei12797 https://m.edsoo.ru/863f3b06 https://resh.edu.ru/subject/lesson/4064/conspect/3806 8/ https://www.yaklass.ru/p/algebra/11klass/nachalnye-svedeniia-teoriiveroiatnostei9277/nezavisimyesobytiia-umnozhenie-veroiatnostei12797 Представление случайного эксперимента в виде дерева Представление случайного 31 эксперимента в виде дерева Повторение, обобщение. 32 Представление данных. Описательная статистика Повторение, обобщение. 33 Графы Контрольная работа по темам "Случайные 34 события. Вероятность. Графы" ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 30 1 30 неделя https://m.edsoo.ru/863f3cbe https://resh.edu.ru/subject/lesson/1988/main/ 1 31 неделя https://m.edsoo.ru/863f3f20 https://resh.edu.ru/subject/lesson/1988/main/ 1 32 неделя 1 33 неделя 1 1 34 2 34 неделя 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f4128 https://infourok.ru/opisatelnaya-statistika4779363.html Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f4312 https://resh.edu.ru/subject/lesson/3059/start/ 9 КЛАСС № п/п Тема урока Количество часов Всего Контрольные работы Практические работы Дата изучения 1 Представление данных 1 1 неделя 2 Описательная статистика 1 2 неделя 3 Операции над событиями 1 3 неделя 4 Независимость событий 1 4 неделя 5 Комбинаторное правило умножения 1 5 неделя 6 Перестановки. Факториал. Сочетания и число сочетаний 1 6 неделя 7 Треугольник Паскаля 1 7 неделя 8 9 10 Практическая работа "Вычисление вероятностей с использованием комбинаторных функций электронных таблиц" Геометрическая вероятность. Случайный выбор точки из фигуры на плоскости, из отрезка, из дуги окружности Геометрическая вероятность. Случайный выбор точки из фигуры на Электронные цифровые образовательные ресурсы Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f47ea https://resh.edu.ru/subject/lesson/1988/main/ Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f47ea https://infourok.ru/opisatelnaya-statistika4779363.html https://www.youtube.com/watch?v=jFgk5RzQACY https://www.youtube.com/watch?v=riqNxcTXZV4 https://www.youtube.com/watch?v=oHwiMO6YNK8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f4e16 https://www.youtube.com/watch?v=5MrC_CRcTIw https://www.youtube.com/watch?v=s3n4qxmXEMU Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f4e16 1 1 8 неделя 1 9 неделя 1 10 неделя https://www.youtube.com/watch?v=3KIz8d_IG3I https://www.youtube.com/watch?v=Ch7lse6Wf8U Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f5014 https://www.youtube.com/watch?v=Kt9XPjdRNWA Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f5208 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f5884 https://www.youtube.com/watch?v=1BVmatTUGwg Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f5a50 https://www.youtube.com/watch?v=vOVzhCqBVsY 11 12 13 14 15 16 17 18 19 плоскости, из отрезка, из дуги окружности Геометрическая вероятность. Случайный выбор точки из фигуры на плоскости, из отрезка, из дуги окружности Геометрическая вероятность. Случайный выбор точки из фигуры на плоскости, из отрезка, из дуги окружности Испытание. Успех и неудача. Серия испытаний до первого успеха Испытание. Успех и неудача. Серия испытаний до первого успеха Испытание. Успех и неудача. Серия испытаний до первого успеха Испытания Бернулли. Вероятности событий в серии испытаний Бернулли Испытания Бернулли. Вероятности событий в серии испытаний Бернулли Практическая работа "Испытания Бернулли" Случайная величина и распределение вероятностей 1 11 неделя 1 12 неделя 1 13 неделя 1 14 неделя 1 15 неделя 1 16 неделя 1 17 неделя 1 1 1 18 неделя 19 неделя Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f5bfe https://www.youtube.com/watch?v=vOVzhCqBVsY Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f5e10 https://www.youtube.com/watch?v=vOVzhCqBVsY Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f6162 https://www.youtube.com/watch?v=sPndg-Ibu4c Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f6356 https://www.youtube.com/watch?v=sPndg-Ibu4c https://www.youtube.com/watch?v=9RMXqYViZwo Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f64d2 https://www.youtube.com/watch?v=9RMXqYViZwo Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f6680 https://www.youtube.com/watch?v=9RMXqYViZwo Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f67de Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f6b44 https://www.youtube.com/watch?v=EMGLxRoZTfw 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 Математическое ожидание и дисперсия случайной величины Примеры математического ожидания как теоретического среднего значения величины Понятие о законе больших чисел Измерение вероятностей с помощью частот Применение закона больших чисел Обобщение, систематизация знаний. Представление данных Обобщение, систематизация знаний. Описательная статистика Обобщение, систематизация знаний. Представление данных. Описательная статистика Обобщение, систематизация знаний. Вероятность случайного события Обобщение, систематизация знаний. Вероятность случайного события. Элементы комбинаторики Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f6da6 1 20 неделя 1 21 неделя 1 22 неделя 1 23 неделя Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f7652 1 24 неделя Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f7116 1 25 неделя Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f783c 1 26 неделя 1 27 неделя Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f893a 1 28 неделя Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f7a4e 1 29 неделя Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f7c9c https://www.youtube.com/watch?v=YLKGLH7pNjk Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f6f86 https://www.youtube.com/watch?v=YLKGLH7pNjk Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f72c4 https://www.youtube.com/watch?v=XSDZG7i2Qjs Обобщение, систематизация знаний. Элементы комбинаторики Обобщение, систематизация знаний. Элементы 31 комбинаторики. Случайные величины и распределения Обобщение, систематизация 32 знаний. Случайные величины и распределения Итоговая контрольная 33 работа Обобщение, систематизация 34 знаний ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 30 1 30 неделя Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f7e54 1 31 неделя Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f8408 1 32 неделя Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f861a 33 неделя Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f8b56 1 1 34 неделя 1 34 1 2 Формы контроля: Промежуточная аттестация предусматривает следующие формы: тематические контрольные работы, самостоятельные работы, математические диктанты, тесты. Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся Учитель, опираясь на эти рекомендации, оценивает знания и умения учащихся с учетом их индивидуальных особенностей. 1. Содержание и объем материала, подлежащего проверке, определяется программой по математике для средней школы. При проверке усвоения этого материала следует выявлять полноту, прочность усвоения учащимися теории применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях. 2. Основными формами проверки знаний и умений учащихся по математике в средней школе письменная контрольная работа и устный опрос. 3. При оценке письменных и устных ответов учитель в первую очередь учитывает показанные учащимися знания и умения (их полноту, глубину, прочность, использование в различных ситуациях). Оценка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися. 4. Среди погрешностей выделяются ошибки и недочеты: Погрешность считается ошибкой, если она свидетельствует о том, что ученик не овладел знаниями, умениями, указанными в программе. К недочетам относятся погрешности, свидетельствующие о недостаточно полном или недостаточно прочном усвоении основных знаний, умений или об отсутствии знаний, не считающихся в соответствии с программой основными. Недочетами также являются: погрешности, которые не привели к искажению смысла полученного учеником задания или способа его выполнения; неаккуратная запись; небрежное выполнение чертежа. Граница между ошибками и недочетами является в некоторой степени условной. При одних обстоятельствах допущенная учащимися погрешность может рассматриваться учителем как ошибка, в другое время и при других обстоятельствах – как недочет. 5. Задания для устного и письменного опроса учащихся состоят из теоретических вопросов и задач. Ответ не теоретический вопрос считается безупречным, если по своему содержанию полностью соответствует вопросу, содержит все необходимые теоретические факты и обоснованные выводы, а устное изложение и письменная запись ответа математически грамотны и отличаются последовательностью и аккуратностью. Решение задачи считается безупречным, если правильно выбран способ решения, само решение сопровождается необходимыми объяснениями, верно выполнены нужные вычисления и преобразования, получен верный ответ, последовательно и аккуратно записано решение. 6. Оценка ответа учащегося при устном и письменном опросе проводится по пятибалльной системе, т.е. за ответ выставляется одна из отметок: 5 («отлично»), 4 («хорошо»), 3 («удовлетворительно»), 2 («неудовлетворительно»). Оценка устных ответов учащихся Ответ оценивается отметкой «5», если ученик: - полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником; - изложил материал грамотным языком, точно используя математическую терминологию и символику, в определенной логической последовательности; - правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу; - показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при выполнении практического задания; - продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков; - отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя; - возможны одна-две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя. Ответ оценивается отметкой «4», если удовлетворяет в основном, требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков: - в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие математическое содержание ответа; - допущены один-два недочетов при освещении основного содержании ответа, исправленные после замечания учителя; - допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные после замечания учителя. Отметка «3» ставится в следующих случаях: - неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено элементарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, недостаточные для дальнейшего усвоения программного материала (определенные «Требованиями к математической подготовки учащихся» в настоящей программе по математике); - имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя; - ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме; - при достаточном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков. Отметка «2» ставится в следующих случаях: - не раскрыто основное содержание учебного материала; - обнаружено незнание или непонимание учеником, большей или наиболее важной части учебного материала; - допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя. Отметка «1» ставится в следующих случаях: - Полное отсутствие знаний по теме; - Отказ отвечать. Оценка письменных и контрольных работ учащихся Отметка «5» ставится если: - работа выполнена полностью; - в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов ошибок; - в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнаний или непонимания учебного материала). Отметка «4» ставится в следующих случаях: - работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточно (если умения обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки); - допущена одна ошибка или есть две-три недочетов в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки). Отметка «3» ставится если: - допущена более одной ошибки или более двух-трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но учащийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме. Отметка «2» ставится если: - допущена существенные ошибки, показавшие, что учащийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере. Отметка «1» ставится в следующих случаях: - Полное отсутствие знаний по теме; - Отказ отвечать. 6. Учитель может повысить: - отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии учащегося; - за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные учащемуся дополнительно после выполнения им каких-либо других заданий. Математические диктанты Математические диктанты – хорошо известная форма контроля знаний. Учитель сам или с помощью записи задает вопросы, учащиеся записывают под номерами краткие ответы на них. Его продолжительность 10-15 минут. Он представляет собой систему вопросов, связанных между собой. Типы диктантов: репродуктивные задания (выполняются на основе известных формул и теорем, определений, свойств тех или иных математических объектов) реконструктивные задания указывают только на общий принцип решений (построение графиков, задачи на составление уравнений и т.д.) задания вариативного характера (задачи на сообразительность, задачи с «изюминкой», на доказательство) Виды диктантов: проверочные диктанты (для контроля отдельного фрагмента курса) обзорные диктанты (повторение, систематизация и усвоение) итоговые диктанты 4. Шкала оценок: Число 5 6 7 8 9 10 вопросов Число верных 3 4 5 4 5 6 4,5 6 7 5,6 7 8 5,6 7,8 9 6,7 8,9 10 ответов Отметка 3 4 5 3 4 5 3 4 5 3 4 5 3 4 5 3 4 5 5. Тестовые задания: Из 6 заданий: «удовлетворительно» 3,4 балла «хорошо» 5 баллов «отлично» 6 баллов Из 12 заданий: «удовлетворительно» 7-8 баллов «хорошо» 9-10 баллов «отлично» 11-12 баллов Итоговый тест 18 заданий: «удовлетворительно» 10,11,12 баллов «хорошо» 13-15 баллов «отлично» 16-18 баллов УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА • Математика. Вероятность и статистика: 7-9-е классы: базовый уровень: учебник: в 2 частях, 7-9 классы/ Высоцкий И.Р., Ященко И.В.; под ред. Ященко И.В., Акционерное общество «Издательство «Просвещение» 1. Теория вероятностей и статистика / Ю. Н. Тюрин, А. А. Макаров, И. Р. Высоцкий, И. В. Ященко.—М.: МЦНМО: АО «Московские учебники», 2020 - электронный учебник. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ 1. Математика. Вероятность и статистика: 7-9-е классы: базовый уровень: учебник: в 2 частях, 7-9 классы/ Высоцкий И.Р., Ященко И.В.; под ред. Ященко И.В., Акционерное общество «Издательство «Просвещение» 2. 1. Теория вероятностей и статистика / Ю. Н. Тюрин, А. А. Макаров, И. Р. Высоцкий, И. В. Ященко.—М.: МЦНМО: АО «Московские учебники», 2020 - электронный учебник. 3. 2. Теория вероятностей и статистика. Контрольные работы и тренировочные задачи / Тюрин Ю.Н., В.В. Нестерова, И.В. Ященко. – М.: МЦНМО: ОАО «Московские учебники», 2020 ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ https://resh.edu.ru https://www.youtube.com https://reshator.com http://school-collection.edu.ru https://nsportal.ru http://www.myshared.ru https://urok.1sept.ru https://foxford.ru https://yandex.ru/tutor/uroki/klass-7/ https://www.yaklass.ru/ https://edu.skysmart.ru/