Программа по социально-культурной адаптации детей-мигрантов Правовая база программы: Конвенция ООН о правах ребенка; 2. Конституция РФ; 3. Семейный кодекс РФ; 4. Гражданский кодекс РФ; 5. Закон Российской Федерации «Об образовании»; 6. Декларация прав и свобод человека и гражданина; 7. Закон Российской Федерации «О языках народов Российской Федерации» от 25.10.1991 № 1807-1 (в редакции от 12.03.14); 8. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации «Рекомендации по организации обучения детей из семей беженцев и вынужденных переселенцев в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации» от 07.05.1999 г. № 682/11-12; 9. Федеральный закон «О государственном языке Российской Федерации» от 01.06.2005 года № 53-ФЗ (в редакции от 02.07.2013). 1. Актуальность Сегодня наша страна, как и многие мировые державы, переживает крупномасштабные миграции населения. Резкое изменение привычных условий жизни, вызванное переездом семьи в другую страну или регион с иными культурными традициями, языком, приводит к размыванию типичных форм культурной самоидентификации людей, серьезному дискомфорту, который переживают даже взрослые, не говоря уже о дезориентации детей всех возрастов. В этой связи все более актуальной темой для педагогики становятся проблема социальной адаптации ребенка к новым условиям жизни, к изменившемуся социуму. Продолжительность адаптации ребенка в поликультурное образовательное пространство зависят от многих факторов. Можно объединить их в две группы: внутренние (индивидуальные) и внешние (групповые). В первой группе факторов важнейшим является возраст детей из семей мигрантов. Отмечено, что младшие школьники адаптируются быстрее и успешнее старшеклассников. Пол также влияет на процесс адаптации и продолжительность культурного шока: девочки труднее приспосабливаются к новому окружению, чем мальчики. К внутренним факторам преодоления культурного шока относятся личностные характеристики детей. Если ребенок обладает такими качествами, как высокая самооценка, экстравертность, интерес к окружающим людям, склонность к сотрудничеству, самоконтроль, смелость и настойчивость, то ему легче адаптироваться в новой среде. Важное значение имеет и мотивация. Самая сильная обычно наблюдается у детей, чьи родители добровольно переехали на постоянное место жительства в другую страну. Намного хуже обстоит дело с вынужденными переселенцами, которые не хотели покидать родину и не желают привыкать к новым условиям жизни. От мотивации мигрантов зависит, насколько хорошо они знают язык, историю и культуру той страны, куда едут и везут своих детей. Наличие этих знаний, безусловно, облегчает адаптацию. Среди внешних факторов необходимо отметить особенности культуры, к которой ранее принадлежал ребенок из семьи мигрантов. Так специалисты отмечают, что хуже адаптируются дети – представители великих держав, которые обычно считают, что приспосабливаться должны не они, а другие. Имеют большое значение условия, сложившиеся в стране пребывания: насколько доброжелательны местные жители к приезжим, готовы ли помочь им, общаться с ними. Ученые выявляют факты стойкой агрессии детей из семей мигрантов, которая сохраняется до тех пор, пока индивид полностью не адаптируется к новой культуре, что может длиться от нескольких месяцев до нескольких лет, а порой и всю жизнь. Адаптация, трудности социального характера (плохое материальное положение семьи, отсутствие комфортного жилья, перемена места жительства и др.) требуют в первую очередь разработки комплекса психолого-педагогических мер, обеспечивающих оптимальное социальное развитие детей из семей мигрантов, их адаптацию к новой социальной среде, создание условий, способствующих предотвращению, устранению и смягчению личных и общественных конфликтов, а также развитие способностей к коммуникативности, самостоятельности и терпимости в условиях диалога и взаимопонимания. Детский сад, школа и семья – важнейшие институты первичной социализации. Именно там, в общении с педагогами и сверстниками дети из семей мигрантов осваивают пространство культуры, нормы поведения, приобретают жизненные навыки. Современная школа становится полиэтнической, ее отличительными чертами можно считать многонациональный состав школы в целом, многонациональный состав класса в частности, разный уровень владения русским языков, разный уровень общей культуры. К числу существенных проблем полиэтнической школы сегодня можно отнести следующее: 1. Замкнутость, отчужденность детей-мигрантов, порождаемая некомфортным пребыванием в другой культуре; 2. Низкая успеваемость по русскому языку и другим предметам по причине плохого знания русского языка; 3. Отсутствие профессиональных знаний и опыта работы с полиэтническим составом учащихся у педагогов. Социализация как педагогический процесс приобретает качественные отличия когда его субъектом становится учащийся-мигрант. На первый план выступает социальная адаптация, которая осуществляется посредством овладения языком, грамотностью, формами общения, нормами поведения. Социализация детей-мигрантов в образовательном процессе рассматривается как: воспитание личности не способной причинять вред ни людям, ни природе, ни самой себе; воспитание языковой личности, владеющей родным языком и языками мира, способной к диалогу, обмену смыслами, любящей и берегущей как государственный, так и родной язык; воспитание гражданина, заботящегося о сохранении целостности Российского государства. Цель программы Создание благоприятной психологической и культурной среды, способствующей социально-психологической адаптации детей мигрантов к новой ситуации обучения и в целом к жизни в большом городе, их мягкой интеграции в городское общество. Задачи: 1.Формирование культурной компетентности обучающихся. 2. Воспитание коммуникативной культуры детей-мигрантов, умения общаться с представителями разных культур. 3. Воспитание толерантного сознания учащихся школы. 4. Активное включение родителей детей мигрантов в процесс адаптации. 5. Овладение мигрантами, обучающимися в школе, русским языком. 6. Освоение детьми-мигрантами образовательных программ. 7. Понимать устную русскую речь; 8. Правильно говорить на русском языке в ситуации обучения и ситуации общения. Ожидаемые результаты Результатом данной программы могут стать следующие показатели: дети – мигранты свободное общение со своими сверстниками; удовлетворенность детей и родителей отношениями между сверстниками; умение решать возникшие проблемы. А также могут быть успешно решены следующие группы проблем в развитии ребенка: выбор образовательного маршрута (образовательное и личностное самоопределение); преодоление затруднений в учебе; адаптация детей - мигрантов к жизни в школьном социуме; личностные проблемы развития; сохранение жизни и здоровья; расширение пространства досуга. Оценивание результатов работы: метод анкетирования, опроса и наблюдения, а также в ходе индивидуальных бесед с детьми мигрантами, индивидуальных консультаций для педагогов и родителей. СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ Программа социально-культурной адаптации детей направлена на адаптацию детей-мигрантов в МБОУ СОШ №1. В основе структуры Программы лежит трехуровневая модель адаптации детей-мигрантов к новым для них социокультурным условиям, согласно которой ключевыми направлениями этого процесса являются: Социально - психологическая адаптация отражающая процессы межличностного взаимодействия с одноклассниками, другими учащимися школы; широту и глубину складывающихся внутришкольных связей, а также их гармоничность, удовлетворенность ими. Учебная адаптация усвоение предписываемых норм и ценностей школьного поведения, поддерживающих сложившийся в учебном заведении порядок. Она также подразумевает особенности включения подростков в учебную и воспитательную деятельность класса и школы. Культурная адаптация развитие творческих способностей учащихся, знание ими истории и современной жизни принимающего общества, готовность следовать предписываемым подросткам и молодежи культурным образцам. Другая сторона этого процесса – включение в местную подростковую и молодежную культуру. Оно происходит на фоне трансформации этнической и языковой среды мигрантов. Программа затрагивает деятельность всех субъектов образовательного процесса; опирается на такие принципы, как: - признание и уважение общечеловеческих ценностей; - развитие национально-культурной идентичности; - обеспечение в учебном процессе и в процессе социальной адаптации культурной и языковой подготовки в поликультурной социальнообразовательной среде; - поддержка индивидуальности детей мигрантов в условиях ненасильственного гуманистического развития; - гуманистический, личностно-ориентированный и развивающий подходы. Методы и формы работы: беседа; ролевая игра; упражнения по межличностной коммуникации; методы самовыражения. ЭТАПЫ РАБОТЫ I этап. Организационный 1. Выявление детей-мигрантов, составление (и последующее ежегодное обновление) банка данных мигрантов, воспитывающихся и обучающихся в школе. 2. Разработка программы социально-культурной адаптации детеймигрантов. 3. Разработка плана внеурочных занятий с детьми мигрантами по развитию устной русской речи «Учимся говорить на русском». 4. Посещение семей, проверка жилищно-бытовых условий. 5. Организация кружковой занятости по интересам для обогащения опыта языкового общения; 6. Организации каникулярного отдыха детей. II этап. Практический 1. Проведение индивидуальных и групповых коррекционноразвивающих занятий по адаптации и коррекции поведения с детьми-мигрантами. 2. Формирование сплоченности коллектива. 3. Работа над грамматическим строем речи и расширением словарного запаса (активного и пассивного). 4. Консультации родителей по вопросам формирования у ребенка правильной русской речи. 5. Вовлечение детей-мигрантов в социокультурное пространство школы, проведение мероприятий по патриотическому воспитанию. 6. Установление контактов с представителями различных конфессий. 7. Профилактическая работа с семьями детей, организация работы по коррекции поведения и адаптации детей в ученическом коллективе, 8. Консультативно – просветительская работа с родителями (индивидуальные беседы, родительские собрания) и вовлечение во внеклассные мероприятия совместно с детьми. 9. Организация и проведение культурно – массовых мероприятий, коллективных творческих дел. 10. Вовлечение детей-мигрантов в систему дополнительного образования как на базе школы, так и в городские учреждения дополнительного образования. 11. Просвещение и пропаганда здорового образа жизни. 12. Психологическое консультирование. 13. Психологическая помощь в кризисных ситуациях. 14. Предоставление детям мигрантам информации об их правах и обязанностях. 15. Социально-правовое консультирование. III этап. Практико-аналитический 1. Включение обучающихся из числа мигрантов в учебную и воспитательную деятельность класса и школы. 2. Моноторинг физического здоровья детей - мигрантов. 3. Развитие творческих способностей детей - мигрантов, знание ими истории и современной жизни принимающего общества. 4. Вовлечение детей-мигрантов в социокультурное пространство школы, проведение мероприятий по патриотическому воспитанию. 5. Установление контактов с представителями различных конфессий. 6. Формирование толерантности к обществу, в котором проходит социализация ребенка 7. Осуществление социального, санитарного, медицинского, педагогического контроля жизни мигрантов. 8. Патриотические акции, мероприятия. Проведение классных и тематических часов, единые уроки. 9. Посещение музеев, спектаклей, галерей, выставок. Проведение внеклассных мероприятий гуманитарного и политехнического циклов, конкурсов чтецов, участие в субботниках по очистке территории. 10. Проведение месячника правового и толерантного воспитания. Каждый этап программы представляет собой завершенный цикл деятельности, сопровождающийся накопленным в банке данных информацией, и заканчивается контролем и анализом полученных результатов. Мероприятия Программы направлены на преодоление затруднений учащихся в учебной деятельности, овладение навыками адаптации к социуму, обеспечение мира и согласия, недопущения жестокости и безразличия среди учащихся, создание условий для развития лидерских качеств личности, и распространение идей духовного единства, дружбы народов, межэтнического согласия и российского патриотизма. № п\п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. МЕРОПРИЯТИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Мероприятия Выявление детей-мигрантов, составление (и последующее ежегодное обновление) банка данных мигрантов, воспитывающихся и обучающихся в школе Знакомство родителей с нормативными и правовыми документами ОО Консультации по вопросам воспитания, профессиональной ориентации, социальной адаптации, внешкольной занятости Посещение семей, проверка жилищнобытовых условий. Учёт за оформлением документов, подтверждающих законность пребывания на территории РФ. Извещение родителям о необходимости продления срока регистрации. проведение занятий по обучению русскому языку детей мигрантов, в том числе, занятий, совместных с мамами) Выявление интересов и склонностей ребенка, вовлечений детей в творческие занятия, кружки, секции, как на базе школы, так и городские учреждения дополнительного образования, контроль посещения. Активная работа по профилактике дезадаптации и социального неблагополучия детей-мигрантов (лекции, беседы, род. собрания) и предупреждению экстремизма. Проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий по адаптации и коррекции поведения с детьмимигрантами Консультативно – просветительская работа с родителями (индивидуальные беседы, родительские собрания) и вовлечение во внеклассные мероприятия совместно с детьми. Организация работы по совместным планам со структурами профилактики. Участие в заседаниях ТКДН и ЗП и правоохранительных органов с целью защиты Сроки исполнения Сентябрь Октябрь В течение года В течение учебного года Исполнители Кл. руководители Соц. педагог Заместитель директора Социальный педагог Психолог, Социальный педагог ОктябрьНоябрь (по мере необходимости) За 2 недели до окончания срока регистрации Классный руководитель Социальный педагог В течение учебного года Учителя-логопеды Сентябрь В течение учебного года Классные руководители Социальный педагог Делопроизводитель Социальный педагог Классный руководитель В течение года Зам. директора Соц. педагог Инспектор ПДН В течение учебного года Педагоги-психологи Учитель-логопед В течение года Зам. директора Соц. педагог Кл. руководители В течение года В течение года Зам. директора Соц. педагог Соц. педагог Кл. руководители 12. 13. 14 15 16 прав и интересов учащихся, склонных к безнадзорности и правонарушениям. Организация каникулярного отдыха детей и Осенние, оказание помощи в занятости детей. зимние, весенние, летние каникулы Статистическая отчётность списков детейЕжеквартально мигрантов по запросам УФМС, с просьбой подтвердить законность их пребывания на территории РФ. Патриотические акции, мероприятия. В течение уч. Проведение классных и тематических часов, года единые уроки. Посещение музеев, спектаклей, галерей, В течении уч. выставок. Проведение внеклассных года мероприятий гуманитарного и политехнического циклов, конкурсов чтецов, участие в субботниках по очистке территории. Единые уроки безопасной жизнедеятельности, В течении уч. различные викторины по Правилам года дорожного движения. 17 Проведение бесед с учащимися и родителями, В течении уч. просвещение учащихся по вопросу различных года религий и конфессий. 18 Проведение спортивно-оздоровительных, В течении уч. культурно-просветительских мероприятий. года 19 Лекции врачей. Просвещение и пропаганда здорового образа жизни В течении уч. года 20 Медицинские осмотры и комиссии. Лекции врачей. Просвещение и пропаганда здорового образа жизни. Психологическое консультирование В течении уч. года 21 22 Психологическая помощь в кризисных ситуациях обучающимся и родителям В течении уч. года В течении уч. года Заместитель директора Классные руководители Социальный педагог Делопроизводитель Социальный педагог Заместитель директора Классные руководители Заместитель директора Классные руководители Социальный педагог Заместитель директора Социальный педагог Инспектор ГИБДД Заместитель директора Классные руководители Приглашённые специалисты Заместитель директора Классные руководители Учителя предметники Заместитель директора Приглашённые специалисты Заместитель директора Классные руководители Педагоги-психологи Педагоги-психологи УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Целью системы работы педагогического коллектива с обучающимися многонационального коллектива в рамках общеобразовательной школы является конкретная помощь им в адаптации к новым условиям, но в целом – формирование толерантности к обществу, в котором проходит социализация ребенка. Работа педагогов с обучающимися многонационального коллектива в общеобразовательной школе как система взаимодействия развития личности в культурно-исторических условиях общества предполагает определенный характер таких контактов. В связи с вышесказанным актуальным является разработка следующих систем занятий с участниками образовательного процесса: 1) по межличностному общению младших подростков – формирование сплоченности коллектива; 2) по адаптации к новой социокультурной среде для младших подростковмигрантов (недавно прибывших); 3) по русскому языку как иностранному с элементами психологического тренинга (развитие психических процессов). Важно отметить, что в начальных классах освоению русского языка как иностранного уделяется большое внимание, поэтому уже в средней школе дети в достаточной мере владеют русским языком. Однако особенность подросткового периода заключается в активной коммуникации между подростками, что напрямую связано с уровнем владения языком и способностью использовать его во взаимодействии с окружающими. Для детей мигрантов важнейшей является проблема социальнопсихологической адаптации к новой ситуации обучения в новой языковой и культурной среде, так как, попадая в школьный мир, ребенок оказывается перед множеством разнообразных выборов, касающихся всех сторон жизни в нем: как учиться и строить свои отношения с учителями, общаться со сверстниками, относиться к тем или иным требованиям и нормам. Поэтому совместная работа социального педагога, педагога-психолога, учителя – логопеда должна включать в себя помощь детям-мигрантам при адаптации в школьной жизни на построение взаимоотношений между сверстниками, развитие коммуникативной культуры. Кадровое обеспечение реализации Программы: Состав инициативной группы по реализации программы по адаптации семей и детей из семей мигрантов: - администрация МБОУ СОШ №1; - педагог-психолог; - медицинский работник; - социальный педагог; - классные руководители; - учителя русского языка и литературы; - учителя-логопеды Психолого-педагогическое сопровождение: Администрация - образовательной организации (осуществление подготовки, повышения квалификации специалистов для работы по правовому и психолого-педагогическому сопровождению процесса правового воспитания школьников). - Работа учителей русского языка: Для того, чтобы помочь ребенкумигранту усвоить учебную программу, педагоги определяют исходный уровень владения русским языком, ориентируясь на степень общего развития ребенка, особенности психического склада его личности, характера, темперамента. Принимая во внимание эти показатели, учителя разрабатывают индивидуальные программы обучения детей-мигрантов, проводят дополнительные индивидуальные занятия, организуют консультации для родителей. Учителя составляют с учащимися личный словарь терминов и понятий, где они расшифрованы на родном языке учащегося. Также положительно воспринимаются детьми-мигрантами в качестве учебных заданий пересказы ответов одноклассников на краткие вопросы своими словами. - Педагоги-психологи: конкретная помощь учащимся в адаптации к новым условиям, но в целом – формирование толерантности к обществу, в котором проходит социализация ребенка. Организация системы занятий с участниками образовательного процесса: 1) по межличностному общению подростков – формирование сплоченности коллектива; 2) по адаптации к новой социокультурной среде для детей-мигрантов (недавно прибывших); 3) по русскому языку как иностранному с элементами психологического тренинга (развитие психических процессов); 4) проведение тренингов по основам межличностного общения в мультикультурном обществе. - Логопед: проведение логопедических занятий по формированию лексикограмматических категорий и развитию связной речи у детей с билингвизмом в начальной школе. Работа над грамматическим строем речи и расширением словарного запаса (активного и пассивного). Проведение развивающих игр, направленных на понимание русских слов для данного возраста. Развитие высших психических функций и мелкой моторики. Консультации родителей по вопросам формирования у ребенка правильной русской речи. - Социальный педагог: профилактическая работа с семьями детей, организация работы по коррекции поведения и адаптации детей в ученическом коллективе, вовлечение в социокультурное пространство школы, проведение мероприятий по патриотическому воспитанию учащихся. Направление деятельности и их содержание - информационно - методическое обеспечение программных мероприятий; - повышение квалификации специалистов, занимающихся обслуживанием семей мигрантов; - работа с несовершеннолетними детьми и членами их семей; - сопровождение семей мигрантов; - совершенствование системы межведомственного взаимодействия; - создание адаптивной среды для самореализации и самовыражения семей мигрантов. Приложение 1 Анкета о несовершеннолетних детях-мигрантах, обучающихся МБОУ СОШ №1 Ф.И.О. ребенка Дата рождения Домашний адрес, телефон Прописка Фактическ и Срок действия Регистраци я Временное разрешение (3 года) Ф.И.О. родителей Класс Национал ьность Количество детей в семье до 18 лет Вид на жительств о (5 лет) Дата рождения от 0-3 лет детски й сад школ а Место работы родителей другое учебно е заведе ние Откуд а прибы л Гражд анство Владение русским языком владеет владе не ет владе слабо ет Статус семьи (полная, не полная) нужное подчеркнуть Мать Отец Примечание:_____________________________________________________________________ Классный руководитель:____________________________________________________________________ Анкета Анкета проводится анонимно, но при желании Вы можете указать фамилию, имя, отчество. 1) Хорошо ли вы знакомы со своей национальной культурой? ___ да _______нет ______ затрудняюсь ответить 2) Хорошо ли вы знакомы с культурой других национальностей, живущих в нашей стране? ___ да _______нет ______ затрудняюсь ответить 3) Как вы относитесь к представителям других национальностей? ____ хорошо, по-доброму ______ отрицательно, с раздражением ____ они мне безразличны 4) Хотели бы вы знать больше о культуре других народов? ___ да _______нет ______ затрудняюсь ответить 5) Охотно ли вы общаетесь с представителями других народов? ___ да _______нет ______ затрудняюсь ответить 6) Учитываете ли вы национальные обычаи людей во время общения с ними? ___ да _______нет ______ затрудняюсь ответить 7) Раздражает ли вас, когда люди другой национальности говорят на своем языке, а остальные их не понимают? ___ да _______нет ______ затрудняюсь ответить 8) Какие песни и танцы вам больше нравятся? ______национальные ______соседних народов ______современные 9) Когда вы разговариваете с ребенком о представителях другой национальности, вы советуете: _____быть с ними настороже ______быть терпимыми к их национальным особенностям ______не даете никаких советов. Спасибо! № 1 2 Социальное партнерство школы в рамках программы: По каким вопросам Работа в общественных объединениях, конкурсы, городские акции Патриотическое воспитание учащихся 3 воспитание толерантного отношения к народным традициям, реализация международных проектов, организация летнего оздоровительного отдыха детей 4 Нравственное воспитание 5 Нравственно-правовое воспитание 6 Гражданско-патриотическое воспитание учащихся Форма сотрудничества Участие в областных, региональных, российских и международных конкурсах. Патриотические акции, мероприятия. Организация праздников. Проведение классных и тематических часов, единые уроки. Взаимодействие в разработке и реализации педагогических инноваций; повышение квалификации педагогов школы, обмен опытом работы. Конференции, круглые столы. Посещение музеев, спектаклей, галерей, выставок. Проведение внеклассных мероприятий гуманитарного и политехнического циклов, конкурсов чтецов, участие в субботниках по очистке территории. Проведение бесед с учащимися и родителями, просвещение учащихся по вопросу различных религий и конфессий Регулярно проводится проверка отработки практических действий учащихся при угрозе возникновения пожаров, чрезвычайных ситуациях и террористических актов. Единые уроки безопасной жизнедеятельности, различные викторины по Правилам дорожного движения. Участие в городском конкурсе «Лучшее образовательное учреждение по предупредительно – профилактической работе». Патриотические акции, проведение Дня пожилых людей, концертные программы, участие в мероприятиях, посвященных патриотическим праздникам, Дням российской славы и памятным дням. 7 Досуговая, социально-воспитательная, физкультурно-оздоровительная и спортивная работа 8 Досуговая, социально-воспитательная, физкультурно-оздоровительная и спортивная работа по месту жительства. 9 Шефская работа 10 Дополнительное образование детей 11 Приобщение подрастающего поколения к миру литературы и искусства. Повышение интеллектуального потенциала, культуры, поддержка и приумножение богатства русского языка. Обзоры литературы, книжные выставки, тематические беседы, библиографические уроки, конференции, исследовательская деятельность, встречи с интересными людьми. 12 Комплексная психолого-педагогическая и медико-социальная помощь детям в решении возрастных задач развития, воспитания, психологическая поддержка семьи в трудных жизненных ситуациях; проведение работы профилактического, пропедевтического и коррекционно-развивающего содержания для формирования у детей навыков здорового образа жизни; развитие и совершенствование образовательного процесса, осуществление дополнительных мер социальной поддержки Проведение мероприятий физкультурной направленности 1) Изучение национального состава учащихся школы, особенности межнационального взаимодействия, выявление возможных конфликтных зон. 2)Обмен теоретическим и эмпирическим опытом работы в сопровождении детей в образовательном пространстве. 3)Психолого-медико-социальное сопровождение детей с целью снижения рисков их неблагополучного развития. 14 Методическая помощь по профилактике наркомании и других видов зависимости среди учащихся школы Лекции врачей. Просвещение и пропаганда здорового образа жизни 15 Диспансеризация, Иммунизация. Профилактика заболеваемости. Медицинские осмотры и комиссии. Лекции врачей. Просвещение и пропаганда здорового образа жизни. 13 Участие в культурно-массовых мероприятиях при проведении Дня города, Дня Победы - 9 Мая и в других мероприятиях Участие в культурно-массовых мероприятиях при проведении Дня города, Дня защиты детей и в других мероприятиях Проведение совместных спортивнооздоровительных, культурнопросветительских мероприятий. Совместные акции и мероприятия, соревнования, походы, экскурсии. Эстафеты, соревнования Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)