Рабочая программа курса внеурочной деятельности Учусь создавать проект (1-4)

Пояснительная записка
Данная рабочая программа по внеурочной деятельности составлена на основе ФГОС
НОО, примерной основной образовательной программы, базисного учебного плана и
авторской программы обучающего и развивающего курса для младших школьников
Р.И.Сизовой и Р.Ф.Селимовой «Учусь создавать проект». Развитие познавательных
способностей /Наша новая школа. Юным умникам и умницам. Исследуем, доказываем,
проектируем, создаём./.
Курс «Учусь создавать проект» – это дополнительное образование, связанное, прежде
всего, с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и
склонностей каждого школьника.
Для реализации программного содержания курса используются следующие учебники
и учебные пособия для учащихся и учителя:
1.
Р. Ф. Сизова, Р. Ф. Селимова «Учусь создавать проект»: Рабочие тетради для 3
класса. – М.: Издательство РОСТ, 2012. – 119 с. /Юным умникам и умницам. Исследуем,
доказываем, проектируем, создаём/
2.
Р. Ф. Сизова, Р. Ф. Селимова «Учусь создавать проект»: Методическое пособие
для 3 класса. – М.: Издательство РОСТ, 2012. – 119 с. /Юным умникам и умницам. Исследуем,
доказываем, проектируем, создаём/
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового
поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного
типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий
реализации основной образовательной программы начального общего образования.
Современные развивающие программы начального образования включают проектную
деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.
Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью.
Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской
деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской
деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время
компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.
Цель курса: развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся.
Задачи курса:
1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.
2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:
— умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по
совместной деятельности;
— способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;
— формирование социально адекватных способов поведения.
3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:
— воспитание целеустремленности и настойчивости;
— формирование навыков организации рабочего пространства и рационального
использования рабочего времени;
— формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и
сотрудничество;
— формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.
4. Формирование умения решать творческие задачи.
5. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение,
использование).
Планируемые результаты
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:

-положительное отношение к проектно-исследовательской деятельности;
-интерес к новому содержанию и новым способам познания;
- ориентация на понимание причин успеха в проектно-исследовательской деятельности, в том
числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов
требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых,
товарищей, родителей;
-способность к самооценке на основе критериев успешности проектно-исследовательской
деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
-внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости проектноисследовательской деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и
предпочтении социального способа оценки деятельности;
- выраженной познавательной мотивации;
-устойчивого интереса к новым способам познания;
-адекватного понимания причин успешности проектно-исследовательской деятельности;
-морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций
партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим
требованиям.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
-принимать и сохранять учебную задачу;
-учитывать выделенные учителем ориентиры действия;
-планировать свои действия;
-осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
-адекватно воспринимать оценку своей работы;
-различать способ и результат действия;
-вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
-выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Обучающийся получит возможность научиться:
-проявлять познавательную инициативу;
-самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом
материале;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
-самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
-осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с
использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном
пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
-использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и
представления их результатов;
-высказываться в устной и письменной формах;
-ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;
-владеть основами смыслового чтения текста;
-анализировать объекты, выделять главное;
-осуществлять синтез (целое из частей);
-проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
-устанавливать причинно-следственные связи;
-строить рассуждения об объекте;

-обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
-подводить под понятие;
-устанавливать аналогии;
-оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент,
умозаключение, вывод и т.п.;
-видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить
наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы,
аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.
Обучающийся получит возможность научиться:
-осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской и
проектной задачами с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
-фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;
-осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
-строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
-оперировать такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, обусловленность,
зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность,
невозможность и др.;
-использованию исследовательских методов обучения в основном учебном процессе и
повседневной практике взаимодействия с миром.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
-допускать существование различных точек зрения;
-учитывать разные мнения, стремиться к координации;
-формулировать собственное мнение и позицию;
-договариваться, приходить к общему решению;
-соблюдать корректность в высказываниях;
-задавать вопросы по существу;
-использовать речь для регуляции своего действия;
-контролировать действия партнера;
-владеть монологической и диалогической формами речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
-аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке
общего решения в совместной деятельности;
-с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую
информацию как ориентир для построения действия;
-допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не
совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии;
-осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую
взаимопомощь;
-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи
формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и
систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию
следующих принципов:
Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов:
Первый уровень результатов Второй уровень

Третий уровень

(1 класс)

результатов (2-3 класс)

результатов (4 класс)

предполагает приобретение
первоклассниками
новых
знаний,
опыта
решения
проектных
задач
по
различным
направлениям.
Результат
выражается
в
понимании
детьми
сути
проектной
деятельности,
умении поэтапно решать
проектные задачи.

предполагает позитивное
отношение детей к базовым
ценностям общества, в
частности к образованию и
самообразованию. Результат
проявляется в активном
использовании школьниками
метода проектов,
самостоятельном выборе тем
(подтем) проекта,
приобретении опыта
самостоятельного поиска,
систематизации и
оформлении интересующей
информации.

предполагает получение
школьниками
самостоятельного
социального опыта.
Проявляется в участии
школьников в реализации
социальных проектов по
самостоятельно выбранному
направлению.
Итоги реализации
программы могут быть
представлены через
презентации проектов,
участие в конкурсах и
олимпиадах по разным
направлениям, выставки,
конференции, фестивали,
чемпионаты.

Требования к уровню подготовки учащихся
Для оценки эффективности занятий по ПИД можно использовать следующие показатели:
- умение выделить проблему
- умение поставить цель исследования
- умение сформулировать гипотезу
- умение выделить объект исследования
- умение определить предмет исследования
- умение описать параметры и критерии предмета исследования
- умение подобрать соответствующие методы исследования
- умение подобрать инструментарий
- умение осуществить анализ результатов
- умение оценивать промежуточные и конечные результаты
- степень помощи, которую оказывает взрослый при выполнении проекта
- поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность
-результаты выполнения тестовых заданий, при выполнении которых выявляется степень
самостоятельности выполнения
- косвенным показателем эффективности проектно-исследовательской деятельности может
быть повышение
успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой
учащихся на других уроках
(повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной
деятельности).
Содержание программы
Курс «Учусь создавать проект» представляет систему обучающих и развивающих занятий
по проектно-исследовательской деятельности для детей 6-10 лет.
Курс включает 101 занятие по 1 занятию в неделю. 33 занятия в 1 классе, по 34 занятия со
2 по 3 классы и резервные занятия «Советы на лето от Мудрого Дельфина». В 4 классе индивидуальное сопровождение проектов обучающихся.

В рабочие тетради «Учусь создавать проект» вошли занятия, разработанные на основе
работы на протяжении последних лет с проектантами, ставшими победителями, лауреатами,
призерами и дипломантами окружных, городских, Всесоюзных конкурсов проектноисследовательской деятельности.
Каждое занятие данных пособий поможет детям шагать по ступенькам создания
собственного проекта, познакомит с проектной технологией, с алгоритмом построения
проекта и с правилами публичного выступления перед незнакомой аудиторией. Тетради
помогут расширить кругозор и обогатить их словарный запас новыми понятиями из мира
проекта.
Каждое занятие подчинено определенной структуре, в которой имеются следующие
рубрики:
1. Рубрика «Минутка знакомства» позволяет начинающим проектантам узнать о
сверстнике, который уже создавал свой проект ранее. Эти минутки поучительны и интересны.
Чаще всего именно эти «минутки» вдохновляют ребёнка на начало своего исследования.
2. Практические занятия «Играем в учёных» переносят детей в мир опытов и знакомят с
первыми шагами в науке. Начиная работать над каким-либо опытом или занятием, дети
пытаются внести в него свои размышления, а часто и дополнительные решения.
3. Рубрика «Добрый совет Дельфина» помогает в решении сложившихся проблем у ребёнка
на данном этапе и является ненавязчивой подсказкой.
4. Тесты и самоанализ помогут будущему проектанту овладеть элементами рефлексии,
которые будут способствовать формированию самоуважения и позитивной самооценки автора
проекта.
5. Рубрика «Переменка» помогает развивать внимание и логику, творческое мышление и
любознательность, память и способность к восприятию.
Содержание данной программы согласовано с содержанием программ по психологии,
педагогике, риторике, информатике, окружающего мира. Логика построения программы
обусловлена системой последовательной работы по овладению учащимися основами
исследовательской деятельности: от осмысления сути исследовательской деятельности, от
истоков научной мысли и теории, от творческой и уникальной деятельности выдающихся
ученых – к изучению составных частей исследовательской деятельности. Необходимо, чтобы
занятия курса побуждали к активной мыслительной деятельности, учили наблюдать понимать,
осмысливать причинно-следственные связи между деятельностью человека и наукой, тем
самым вырабатывать собственное отношение к окружающему миру.
Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной коммуникативной
и речевой компетенции учащихся, умениям:
 вести устный диалог на заданную тему;
 участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала;
 участвовать в работе конференций, чтений.
 участвовать в работе конференций, чтений.
Работа над проектом предваряется необходимым этапом — работой над темой, в
процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме.
При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы.
При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия или картотека
может служить одним из основных источников информации по теме.
Предлагаемый порядок действий:
1. Знакомство класса с темой.
2. Выбор подтем (областей знания).
3. Сбор информации.
4. Выбор проектов.
5. Работа над проектами.
6. Презентация проектов.

Классические источники информации — энциклопедии и другие книги, в том числе из
школьной библиотеки. Кроме того, это видеокассеты, энциклопедии и другие материалы на
компакт-дисках, рассказы взрослых, экскурсии.
Под рассказами взрослых понимаются не только рассказы родителей своим детям, но и
беседы, интервью со специалистами в какой-то сфере деятельности, в том числе и во время
специально организованных в школе встреч специалистов с детьми.
Возможные экскурсии — это экскурсии либо в музеи, либо на действующие
предприятия. Кроме того, взрослые могут помочь детям получить информацию из Интернета.
После того как собраны сведения по большей части подтем, учитель констатирует этот факт,
напоминает запоздавшим о необходимости поторопиться и обсуждает с детьми, какие проекты
(поделки, исследования и мероприятия) возможны по итогам изучения темы.
Творческими работами могут быть, например: рисунок, открытка, поделка, скульптура,
игрушка, макет, рассказ, считалка, загадка, концерт, спектакль, викторина, КВНы, газета,
книга, модель, костюм, фотоальбом, оформление стендов, выставок, доклад, конференция,
электронная презентация, праздник и т.д.
Дети сами выбирают тему, которая им интересна, или предлагают свою тему.
Напоминаем, что эта работа выполняется добровольно. Учитель не принуждает детей, он
должен иметь в виду, что ребята, которые не участвуют в этом проекте, могут принять участие
в следующем.
При выполнении проекта используется рабочая тетрадь, в которой фиксируются все
этапы работы над проектом.
Удачные находки во время работы над проектом желательно сделать достоянием всего
класса, это может повысить интерес и привлечь к работе над проектом других ребят
Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка
ощущение гордости за полученный результат. После завершения работы над проектом детям
нужно предоставить возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них
получилось, и услышать похвалу в свой адрес. Хорошо, если на представлении результатов
проекта будут присутствовать не только другие дети, но и родители.
Занятия проводятся в виде игр, практических упражнений. При прохождении тем
важным является целостность, открытость и адаптивность материала.
По окончании курса проводится публичная защита проекта исследовательской работы –
опыт научного учебного исследования по предметной тематике, выступление, демонстрация
уровня психологической готовности учащихся к представлению результатов работы.
Особенности программы.
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у
младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые
знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
 Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и
целостности образования в целом;
 Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального
самоопределения в системе внеурочной деятельности;
 Системность организации учебно-воспитательного процесса;
 Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
Основные понятия:
Проекты различных направлений служат продолжением урока и предусматривают участие
всех учащихся в клубной работе, отражаются на страницах учебников, тетрадей для
самостоятельных работ и хрестоматий. Метод проектов – педагогическая технология, цель
которой ориентируется не только на интеграцию имеющихся фактических знании, но и
приобретение новых (порой путем самообразования). Проект – буквально «брошенный
вперед», т.е. прототип, прообраз какого-либо объекта или вида деятельности.
Проект учащегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности,
развития креативности и одновременно формирование определенных личностных качеств,

которые ФГОС определяет как результат освоения основной образовательной программы
начального общего образования.
Метод проектов в начальной школе, учитывая возрастные особенности детей, имеет свою
специфику. Так, собственно проектная деятельность в ее классическом понимании занимает
свое центральное (ведущее) место в подростковом возрасте (в основной школе). В начальной
школе могут возникнуть только прообразы проектной деятельности в виде решения
творческих заданий или специально созданной системы проектных задач.
Результат проектной деятельности – личностно или общественно значимый продукт:
изделие, информация (доклад, сообщение), комплексная работа, социальная помощь.
Выполнение проекта складывается из трёх этапов: разработка проекта, практическая
реализация проекта, защита проекта. Наиболее трудоёмким компонентом проектной
деятельности является первый этап – интеллектуальный поиск. При его организации основное
внимание уделяется наиболее существенной части – мысленному прогнозированию, создание
замысла (относительно возможного устройства изделия в целом или его части, относительно
формы, цвета, материала, способов соединения деталей изделия и т.п.) в строгом соответствии
с поставленной целью (требованиями). В процессе поиска необходимой информации ученики
изучают книги, журналы, энциклопедии, расспрашивают взрослых по теме проекта. Здесь же
разрабатывается вся необходимая документация (рисунки, эскизы, простейшие чертежи),
подбираются материалы и инструменты. Второй этап работы – это материализация
проектного замысла в вещественном виде с внесением необходимых корректировок или
практическая деятельность общественно полезного характера. Главная цель защиты
проектной работы – аргументированный анализ полученного результата и доказательство его
соответствия поставленной цели или требованиям, поэтому основным критерием успешности
выполненного проекта является соблюдение в изделии (деятельности) требований или
условий, которые были выдвинуты в начале работы. Ученики делают сообщение о
проделанной работе, а учитель, руководя процедурой защиты проектов, особо следит за
соблюдением доброжелательности, тактичности, проявлением у детей внимательного
отношения к идеям и творчеству других.
Основные методы и технологии.
Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент,
наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования,
самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация.
Методы контроля: консультация, доклад, защита исследовательских работ,
выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская
конференция, участие в конкурсах исследовательских работ.
Технологии, методики:
 уровневая дифференциация;
 проблемное обучение;
 моделирующая деятельность;
 поисковая деятельность;
 информационно-коммуникационные технологии;
 здоровосберегающие технологии;
В ходе реализации данного этапа деятельности, обучающиеся должны овладеть
специальными знаниями, умениями и навыками исследовательского поиска, а именно:
-видеть проблемы;
-ставить вопросы;
-выдвигать гипотезы;
-давать определение понятиям;
-классифицировать;
-наблюдать;
-проводить эксперименты;

-делать умозаключения и выводы;
-структурировать материал;
-готовить тексты собственных докладов;
-объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
Программирование данного учебного материала осуществляется по принципу
«концентрических кругов». Естественно, что при сохранении общей направленности заданий
они усложняются от класса к классу.
Самостоятельная работа над проектом.
Основное содержание работы - проведение учащимися самостоятельных исследований и
выполнение творческих проектов. Этот этап выступает в качестве основного. Занятия в
рамках этого этапа выстроены так, что степень самостоятельности ребенка в процессе
проектно-исследовательской деятельности постепенно возрастает.
Оценка успешности проектной деятельности
Эта часть программы меньше других по объему, но она также важна, как и две
предыдущие. Оценка успешности включает мероприятия, необходимые для управления
процессом решения задач проектно-исследовательского обучения (мини-курсы, конференции,
защиты исследовательских работ и творческих проектов и др.). Ребенок должен знать, что
результаты его работы интересны другим, и он обязательно будет услышан. Ему необходимо
освоить практику презентаций результатов собственных исследований, овладеть умениями
аргументировать собственные суждения.
В ходе реализации данного этапа ребенок составляет свое портфолио. Безусловная
ценность портфолио заключается в том, что он способствует повышению самооценки
ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка,
развитию мотивации дальнейшего творческого роста. Для составления рекомендовано два
вида портфолио: накопительное и демонстрационное.
В качестве самооценки своей деятельности обучающимся используется карта «Мои
достижения». В ней ребенку предлагается оценить свой проект с помощью следующих
критериев:
Методические рекомендации к заполнению индивидуальной карты:
Графа «Название работы»
Напиши название своего проекта (исследования)
Графа «Техника исполнения»
Какую форму исполнения проекта ты выбрал?
Презентация, поделка, книжка-малышка, рисунок, оригами, мозаика, квиллинг и т.д.
Графа «Самостоятельность»
Самостоятельно ли ты выполнил свой проект?
На линеечке поставь знак «х» на том уровне, который, по-твоему, соответствует твоей
самостоятельности. Работал ли ты в паре, помогали ли взрослые?
Графа «Сложность»
Насколько сложной оказалась работа над проектом (исследованием)? На линеечке поставь
знак «х» на том уровне, который, по-твоему, соответствует сложности выполненной работы.
Графа «Мое настроение»
С каким настроением ты работал над проектом (исследованием)? На линеечке поставь знак
«х» на том уровне, который, по-твоему, соответствует твоему настроению.
Графа «Применение»
Как ты представляешь «работу» своего проекта в дальнейшем. Как его можно использовать
(на уроке, демонстрация, украшение, дидактический материал и т.д.)
«Мои достижения»
Тематическое планирование

№

Тема занятия

Кол-во
часов
1

1

Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения. Этапы работы над проектом.

2

Выбор темы твоего проекта. Подбор материала для проекта. Проблема.
Решение проблемы

1

3

Выбор темы твоего исследования. Предположение. Гипотеза. Решение
задачи.

1

4

Требования к паспорту проекта.

1

5

Составление паспорта проекта.

6

Требования к паспорту проекта. Составление паспорта проекта

1

7

Требования к составлению анкет для проекта. Анкетирование

1

8

Памятки. Составление памяток по теме проекта

1

9

Постер. Требования к созданию постера. Условия размещения материала на
постере

1

10

Практическая работа. Создание мини-постера

1

11

Практическая работа. Создание мини-постера

1

12

Изучение и освоение возможностей программы МРР. Выставка фотографий,
рисунков, фигур, диаграмм

1

13

Изучение и освоение возможностей программы МРР. Выставка фотографий,
рисунков, фигур, диаграмм

1

14

Изучение и освоение возможностей программы МРР. Выставка фотографий,
рисунков, фигур, диаграмм

1

15

Программа МРР. Анимации. Настройка анимации

1

16

Программа МРР. Анимации. Настройка анимации

1

17

Программа МРР. Анимации. Настройка анимации

1

18

Программа МРР. Дизайн

1

19

Программа МРР. Дизайн

1

20

Программа МРР. Дизайн

1

21

Фотографии на слайдах. Работа с фотографиями

1

22

Фотографии на слайдах. Работа с фотографиями

1

23

Требования к компьютерной презентации.

1

24

Требования к компьютерной презентации.

1

25

Закрепление полученных умений, навыков в работе с программой МРР

1

26

Закрепление полученных умений, навыков в работе с программой МРР

1

27

Практическое занятие. Составление первой презентации по заданному тексту

1

28

Практическое занятие. Составление первой презентации по заданному тексту

1

29

Практическое занятие. Составление первой презентации по заданному тексту

1

30

Подготовка проектной документации к выступлению на конкурсе. Обработка
информации. Интервью. Визитка

1

31

Подготовка проектной документации к выступлению на конкурсе. Обработка
информации. Интервью. Визитка

1

32

Тесты. Тестирование. Самоанализ. Рефлексия

1

33

Твои впечатления работы над проектом

1

34

Пожелания будущим проектантам

1

Всего:

34

Список литературы:
Для учителя:
1.Р. Ф. Сизова, Р. Ф. Селимова «Учусь создавать проект»: Методическое пособие для 1, 2, 3,
класса. – М.: Издательство РОСТ, 2014. – 119 с. /Юным умникам и умницам. Исследуем,
доказываем, проектируем, создаём/
Электронные образовательные ресурсы:
1. Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс] http://allebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html (09.03.11)
2. Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс]
http://www.kodges.ru/dosug/page/147/(09.03.11)
3. Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального
общего образования. Может ли учебник стать помощником? [Электронный ресурс]
http://www.fsu-expert.ru/node/2696 (09.03.11)
4. «Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В.Григорьева, П.В. Степанова
[Электронный ресурс] http://standart.edu.ru/ (09.03.11)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».