Методические рекомендации Для оценки уровня достижения обучающимися предметных планируемых результатов освоения ФОП НОО по русскому языку использованы: Русский язык в начальной школе: Контрольные диктанты /под ред. С.В. Иванова.- М.: Вентана-Граф, 2020 г. ДИКТАНТ Инструкция для учителя Уважаемый коллега! Контрольные диктанты рассчитаны на ученика 1 - 4 класса. На их выполнение отводится 40 минут. Работу рекомендуется проводить на 2-ом уроке. До начала работы сообщите учащимся цель работы в соответствии с указанной в спецификации, проведите инструктаж по процедуре и проведению работы (запрещается, разрешается). При работе с диктантом необходимо обеспечить одновременное окончание его записи всеми учащимися. После этого начинается отсчет времени, отведенного на выполнение грамматических заданий (если они есть). Материалы, необходимые для проведения работы: ручка, карандаш, линейка, ластик, черновик. Инструкция для учащихся На выполнение заданий контрольной работы по русскому языку даётся 40 минут. При выполнении работы не разрешается пользоваться учебником, рабочими тетрадями справочниками по грамматике, орфографическими словарями, другими справочными материалами. При необходимости можно пользоваться черновиком. Записи в черновике проверяться и оцениваться не будут. После выполнения работы, внимательно проверь её. Нашел ошибку - исправь аккуратно. Желаем успеха! Методика проведения диктанта Требования к текстам диктантов Каждый текст включает достаточное количество изученных орфограмм (примерно 60% от общего числа всех слов диктанта). Текст не должен иметь слова на не изученные к данному моменту правила, или такие слова заранее выписываются на доске. Нецелесообразно включать в диктанты слова, правописание которых находится на стадии изучения. Объём диктанта Класс/триместр I триместр II триместр III триместр 1 класс 15 - 20 слов 2 класс 20 - 25 слов 25 - 30 слов 35 - 40 слов 3 класс 40 - 45 слов 45 - 50 слов 55 - 60 слов 4 класс 60 - 65 слов 65 - 70 слов 75 - 80 слов Текст диктанта читается три раза. Учитель медленно и выразительно читает весь текст диктанта в соответствии с произносительными нормами русского языка. Чтение не должно быть орфографическим, «подсказывающим». Обучающиеся слушают. На данном этапе возможно выявление и объяснение лексического значения незнакомых обучающимся слов (целесообразно спросить у обучающихся, все ли слова им понятны). Целевая установка на письмо под диктовку. Текст диктанта читается по отдельным предложениям. Учитель читает предложение. Обучающиеся слушают. Обучающиеся приступают к записи предложения только после того, как оно прочитано учителем до конца. Учитель диктует предложение для записи, при необходимости разделяя его на небольшие смысловые отрезки. Обучающиеся записывают. Диктуя предложение, учитель выдерживает равномерный темп, спокойный тон. При этом важно читать громко и внятно, четко произнося слова. Учитель может сообщить обучающимся о постановке неизученного пунктуационного знака тире в предложении, а также при диктовке слов с не изучаемыми в начальной школе орфограммами использовать орфографическое проговаривание. Целевая установка на самопроверку. По окончании записи всего текста учитель читает его снова целиком от начала до конца, делая паузы между отдельными предложениями. Обучающиеся проверяют написанное. Система оценивания диктанта по русскому языку. При оценивании ответов допущенные обучающимися орфографические и пунктуационные ошибки на не изучаемые в начальной школе правила не учитываются. Содержание верного ответа и указания по оцениванию Баллы Оценивается только полностью записанный текст диктанта. Возможен ненамеренный пропуск двух-трёх слов. Каждое пропущенное в тексте диктанта слово, содержащее орфограмму, квалифицируется как орфографическая ошибка. Если в тексте диктанта присутствует пять и более исправлений неверного написания на верное, то за выполнение задания снимается 1 балл Соблюдение орфографических норм 1 Орфографических ошибок нет (или допущена одна негрубая ошибка). Возможно наличие одного-двух исправлений 4 неверного написания на верное в словах с орфограммами Допущено не более двух орфографических ошибок (в их числе возможна одна однотипная ошибка). Возможно наличие 3 трёх исправлений неверного написания на верное в словах с орфограммами Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора написания заключены в грамматических и фонетических особенностях данного слова. Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое слово или его форму. Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная Допущено три-четыре ошибки 2 Допущено пять ошибок 1 Допущено более пяти ошибок 0 Соблюдение пунктуационных норм 2 Пунктуационных ошибок нет 3 Допущена одна ошибка 2 Допущено две ошибки 1 Допущено более двух ошибок 0 Максимальный балл 7 Максимально возможное количество баллов при выполнении данной работы - 7. Все задания базового уровня. % выполнения от Количество Цифровая отметка максимального балла 100 7 5 85 6 4 71-57 5-4 3 49 и менее 3-2 и менее 2 Грамматическое задание есть средство проверки степени понимания учащимися изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений. Характеристика цифровой отметки (оценки): "5" ("отлично") - выполнено без ошибок. "4" ("хорошо") - правильно выполнено не менее 3/4 заданий. "3" ("удовлетворительно") - правильно выполнено не менее 1/2 заданий. "2" ("плохо") - правильно выполнено менее 1/2 заданий. 1 класс Итоговый диктант Вова и Костя пошли на реку Урал. Они ловили рыбу. Вова поймал щуку. Вдруг Костя увидел тучу. Застучали капли дождя. Мальчики помчались домой. (23 слова) Критерии оценивая Количество баллов 3 балла – написание текста под диктовку без ошибок 2 балла - допущены 1-2 ошибки (ошибки, исправленные самими обучающимися, не учитываются) 1 балл – допускается 3-4 ошибки 0 баллов – в диктанте допущены 5 и более ошибок Уровень «Высокий» «Средний» «Ниже среднего» «Низкий» 2 класс Входной диктант Васька У Любы живёт кот Васька. Он весь белый. На лапах тёмные пятна. Хвост пушистый. Летом Ваську взяли на дачу. Он любит спать на окне. Там тепло. (26 слов) Грамматические задания 1. Подчеркнуть буквы гласных звуков одной чертой, а буквы согласных – двумя в слове Васька. 2. Разделить слова на слоги и поставить знак ударения над словами 5-го предложения. Промежуточный диктант Зима в лесу Зима. Мороз. С неба летят пушистые снежинки. Снег укрыл пни и кусты. Толстый лёд сковал ручей. Настали ясные деньки. Детвора идёт бегать на лыжах и на коньках. Хорошо зимой! (29 слов) Грамматические задания: 1. В третьем предложении подчеркните главные члены. 2. Выпишите слова, которые нельзя переносить. Итоговый диктант Весна Настали чудесные деньки. В лесу журчат весёлые ручейки. У крыльца пушистая травка. В сад вернулись скворцы. Школьники идут гулять в рощу. Там птички вьют гнёзда. На лужайках много цветов. Дети рады теплу и весне. За ребятами бежит собака Белка. (40 слов) Грамматическое задание. 1. Во втором предложении подчеркните главные члены. Напишите над словами части речи. 2. Определите в словах количество слогов, букв и звуков. Деньки - …б., …зв. Гулять - …б., …зв. 3 класс Входной диктант Осенью Мы часто ходим в наш лесок. Красив русский лес осенью. Яркие краски радуют глаз. Падают сухие листья. Земля покрылась пёстрым ковром. Шуршит под ногами пожухлая трава. В лесу смолкли птичьи песни. Вода в лесных ручьях чистая. Хорошо дышать свежим воздухом. (41 слово) Слова для справок: ходим, воздухом. Грамматическое задание: 1. В четвёртом предложении подчеркните главные члены. Напишите над словами части речи. 2. К предложенным словам подберите противоположные по смыслу слова: Сухие – Чистая – Хорошо 3. Выписать из текста словарное слово. Промежуточный диктант Верные следы Шли ребята через лес прямой дорогой. Тропинки замело снегом. Побежали дети по звериным следам и заблудились. Испугались ребята. Стали кричать. Молчит зимний лес. Вдруг Никита увидал знакомые следы. Тут пробегала собака. Они всегда приведут к жилью. Так учил мальчика дедушка. Ребятишки направились по следам и вышли на лесную сторожку. (51 слово) Слова для справок: приведут, знакомые. Грамматические задания. 1. Найти предложение, в котором есть только главные члены. Подчеркнуть их. 2. Выписать из текста 2 слова с безударной гласной в корне; написать к ним проверочные слова. 3. Выписать из текста 2 слова с парной согласной, написать проверочные слова. Итоговый диктант Май. Дует тёплый ветерок. На солнце блестят листья деревьев. Зацвела душистая черёмуха. Кругом пестреют ромашки и одуванчики. Под елью цветёт серебристый ландыш. На разные голоса звенят птичьи трели. Свистят иволги. Трещат кузнечики в траве. В низких кустах журчат воды ручья. У вершины сосны свили гнездо ястребы. В тёмную чащу спряталась рысь. Бродят медведи, прыгают весёлые рыжие белочки. Много радостных дней приносит май. (61 слово) Слова для справок: черёмуха, серебристый, ястребы. Грамматическое задание: 1. Запишите и подчеркните в предложении главные члены, укажите все части речи. Под елью цветёт серебристый ландыш. 2. Разобрать по составу: Ветерок, весёлые, душистая. 3. Выписать из текста 3 слова с безударной гласной в корне; написать к ним проверочные слова. 4 класс Входной диктант Осенняя пора Прошло знойное лето. Наступила золотая осень. Загляни в лес. По опушкам растут грибы. Среди пожухлой травы краснеют подосиновики. По краю ельника можно найти скользкие грузди, душистые рыжики. Старые пни покрыты опёнками. Моховые болота усыпаны румяной клюквой. На поляне горят гроздья рябины. Дни стоят погожие. Небо высокое и прозрачное. На дне ручья видна каждая травинка. Умолкают птичьи голоса. В лесу тишина и покой. (62 слова) Слова для справок: на поляне, усыпаны, покой. Грамматическое задание: 1. Девятое предложение разобрать по членам предложения, указать части речи и выписать словосочетания. 2. Выписать два слова с проверяемой безударной гласной в корне и проверить её написание. 3. Определить количество слогов, букв и звуков в словах: осень, гроздья. Промежуточный диктант Зимнее утро Чудесное морозное утро. Тихо в сосновом лесу. Мягкий, пушистый снег покрыл землю и деревья. Зимнее робкое солнце освещает вершины сосен, но не согревает их своим теплом. По стволам и сучьям постукивает мороз. Красивый наряд лежит на ветках деревьев. Смолистые шишки на вершинах елей посеребрил иней. Вдруг с макушки высокой сосны упала тяжёлая белая шапка, и в воздухе закружились лёгкие снежинки. Радостно встречает лес новый счастливый день. (66 слов) Грамматическое задание 1. Разобрать слова по составу: 1 вар. – смолистые, волчище, 2 вар. – пушистый, вершины, 2. Выписать и выполнить полный синтаксический разбор предложения, указать все части речи, указать падеж имен существительных: 1 вар. – 6-ое предлож. ( Мягкий, пушистый ….) 2 вар. – 5-ое предлож. (По стволам ….) 3. Выполни морфологический разбор слова: 1 вар. – (с) макушки 2 вар. – (на) землю Итоговый диктант Летняя прогулка Ранним утром иду я в соседнюю рощу. Стоят ряды белых берез. Сквозь листочки на траве играют золотые лучи утреннего солнца. В чаще кустов и деревьев распевают птицы. Звуки их песен разносятся по всей окрестности. На опушке леса поспевает первая земляника. В конце рощи есть пруд. В глубоком овраге журчит ручей. Я сяду на пенек у ключа, достану кружку и кусок мягкого свежего хлеба. Как приятно выпить в жару холодной воды! Хорошо летом в роще, в лесу, в поле! (80 слов.) Грамматические задания: 1 вариант 1. Разобрать первое предложение по членам и указать части речи. 2. Выписать из текста по одному имени существительному, прилагательному и глаголу. Разобрать слова по составу. 3. Выполнить морфологический разбор слова мягкого. 2 вариант 1. Разобрать шестое предложение по членам и указать части речи. 2. Выписать из текста по одному имени существительному, прилагательному и глаголу. Разобрать слова по составу. 3. Выполнить морфологический разбор слова белых. .