ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Практическая физика» для 9 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее – ФГОС ООО) и писем Министерства образования и науки Российской Федерации «Об изучении предметной области «Физика». Предметная область «Физика» может быть реализована через: 1) занятия по предметной области «Физика», учитывающие региональные особенности региона России, включенные в часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений; 2) включение в рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) других предметных областей тем, содержащих вопросы математического образования; 3) включение занятий по предметной области «Физика» во внеурочную деятельность в рамках реализации программы работы с одаренными обучающимися. В МБОУ СОШ №1 предметная область «Физика» реализуется в рамках программы работы с одаренными обучающимися посредством включения в План внеурочной деятельности курса «Практическая физика», рассчитанного на 34 часа (1 час в неделю). Данный учебный предмет имеет своей целью развитие мышления и формирование системного мышления, подготовку к ОГЭ по физике. Изучение предмета «Физика» способствует решению следующих задач: овладения обучающимися методами научного познания и методами исследования объектов и явлений природы; приобретения обучающимися знаний о механических, тепловых, электромагнитных, квантовых явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления; формирование у обучающихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов; овладения обучающимися такими общенаучными понятиями, как природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки; понимание обучающимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека. Ценностными ориентирами при освоении курса служат: социальная солидарность, труд и творчество, наука, искусство, природа, человечество и его развитие. 2 2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ПРАКТИЧЕСКАЯ ФИЗИКА» Изучение курса внеурочной деятельности «Практическая физика» направлено на формирование личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования: Личностные результаты: 1. Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к самообразованию и саморазвитию на основе мотивации к обучению и познанию, развитие самостоятельности в приобретении и совершенствовании новых знаний; 2. Формирование познавательных интересов, развитие интеллектуальных, творческих способностей, формирование осознанного выбора и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования; 3. Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, осознания вклада отечественных учёных в развитие мировой науки; 4. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники, отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры; 5. Умение контролировать процесс и результат учебной и исследовательской деятельности в процессе изучения законов природы; 6. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; 7. Формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивнооценочной деятельности в жизненных ситуациях 8. Критичность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении практических задач. Метапредметные результаты: 1. Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; 2. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; 3. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; 4. Устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; 5. Развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; 6. Первоначальные представления об идеях и о методах физики как об универсальном инструменте науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов; 7. Умение видеть физическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни; 8. Умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения физических задач, и представлять её в понятной форме, принимать решение в условиях неполной или избыточной, точной или вероятностной информации; 3 9. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. 10. Умение выдвигать гипотезы при решении задачи понимать необходимость их проверки; 11. Понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом. Предметные результаты: 1. Осознание ценности и значения физики и ее законов для повседневной жизни человека и ее роли в развитии материальной и духовной культуры. 2. Формирование представлений о закономерной связи и познаваемости явлений природы, об объективности научного знания, о системообразующей роли физики для развития других естественных наук, техники и технологий. 3. Формирование представлений о закономерной связи и познаваемости явлений природы, об объективности научного познания, о системообразующей роли физики для развития других наук, техники и технологий. 4. Формирование первоначальных представлений о физической сущности явлений природы, видах материи, усвоение основных идей механики, молекулярной физики, электродинамики, физики атома и атомного ядра. 5. Усвоения смысла физических законов, раскрывающих связь физических явлений, овладение понятийным аппаратом и символическим языком физики. 6. Формирование научного мировоззрения как результата изучения фундаментальных законов физики; умения пользоваться методами научного познания природы: проводить наблюдения, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез; планировать и выполнять эксперименты, проводить прямые и косвенные измерения с использованием приборов, обрабатывать результаты измерений, понимать неизбежность погрешностей любых измерений, оценивать границы погрешностей измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул. 7. Обнаруживать зависимости между физическими величинами, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы, объяснять полученные результаты и делать выводы; 8. Понимание физических основ и принципов действия (работы) машин и механизмов, средств передвижения и связи, бытовых приборов, промышленных технологических процессов, влияния их на окружающую среду; осознание возможных причин техногенных и экологических катастроф; 9. Формирование умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи; планировать в повседневной жизни свои действия с применением полученных знаний законов механики; умения пользоваться физическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования; 10. Владение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания. 4 3. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ПРАКТИЧЕСКАЯ ФИЗИКА» ТЕМА 1. КИНЕМАТИКА – 7 ЧАСОВ. Способы описания механического движения. Система отсчета. Прямолинейное движение. Прямолинейное равномерное движение по плоскости. Перемещение и скорость при равномерном прямолинейном движении по плоскости. Относительность движения. Сложение движений. Принцип независимости движений. Криволинейное движение. Движение тела, брошенного под углом к горизонту. Равномерное движение по окружности. Угловая скорость. Период и частота вращения. Скорость и ускорение при равномерном движении по окружности. Лабораторные работы: Изучение движения свободно падающего тела. Изучение движения по окружности. Примерные темы проектных и исследовательских работ: Определение скорости равномерного движения при использовании тренажера «беговая дорожка». Историческая реконструкция опытов Галилея по определению ускорения свободного падения тел. Принципы работы приборов для измерения скоростей и ускорений. Применение свободного падения для измерения реакции человека. Расчет траектории движения персонажей рассказов Р.Распэ. Формы организации деятельности – классно-урочная, регламентированная дискуссия, работа в малых группах Виды деятельности – чтение и обсуждение текста статей интернет-сайтов, обсуждение докладов и презентаций, составление и решение задач, обсуждение способов решения (подготовка к ОГЭ по физике). ТЕМА 2. ДИНАМИКА – 8 ЧАСОВ. Инерциальные системы отсчета. Сила. Законы Ньютона. Движение тела под действием нескольких сил. Движение системы связанных тел. Динамика равномерного движения материальной точки по окружности. Классы сил. Закон всемирного тяготения. Движение планет. Искусственные спутники. Солнечная система. История развития представлений о Вселенной. Строение и эволюция Вселенной. Лабораторные работы: Измерение массы тела с использованием векторного разложения силы. Изучение кинематики и динамики равноускоренного движения (на примере машины Атвуда). Изучение трения скольжения. Примерные темы проектных и исследовательских работ: Историческая реконструкция опытов Кулона и Амонтона по определению величины силы трения скольжения. Первые искусственные спутники Земли. Как отличаются механические процессы на Земле от механических процессов в космосе? Тела Солнечной системы. Открытия на кончике пера. Формы организации деятельности – классно-урочная, регламентированная дискуссия, работа в малых группах Виды деятельности – чтение и обсуждение текста статей интернет-сайтов, обсуждение докладов и презентаций, составление и решение задач, обсуждение способов решения (подготовка к ОГЭ по физике). ТЕМА 3. ИМПУЛЬС. ЗАКОН СОХРАНЕНИЯ ИМПУЛЬСА – 3 ЧАСА 5 Импульс. Изменение импульса материальной точки. Система тел. Закон сохранения импульса. Примерные темы проектных и исследовательских работ: Реактивное движение в природе. Расследование ДТП с помощью закона сохранения импульса. Формы организации деятельности – классно-урочная, регламентированная дискуссия, работа в малых группах Виды деятельности – чтение и обсуждение текста статей интернет-сайтов, обсуждение докладов и презентаций, составление и решение задач, обсуждение способов решения (подготовка к ОГЭ по физике). ТЕМА 4. МЕХАНИЧЕСКАЯ РАБОТА. МЕХАНИЧЕСКАЯ ЭНЕРГИЯ. ЗАКОН СОХРАНЕНИЯ МЕХАНИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ – 2 ЧАСА. Механическая работа, мощность. Кинетическая и потенциальная энергии. Механическая энергия системы тел. Изменение механической энергии. Закон сохранения механической энергии. Лабораторные работы: Вычисление работы силы. Примерные темы проектных и исследовательских работ: Определение средней мощности человека за сутки. Расчет изменения механической энергии баскетбольного мяча за дин удар/серию ударов и графическое представление зависимости изменения энергии от количества ударов. Экспериментальные задачи на использование закона сохранения энергии. Формы организации деятельности – классно-урочная, регламентированная дискуссия, работа в малых группах Виды деятельности – чтение и обсуждение текста статей интернет-сайтов, обсуждение докладов и презентаций, составление и решение задач, обсуждение способов решения (подготовка к ОГЭ по физике). ТЕМА 5. СТАТИКА – 2 ЧАСА. Равновесие тела. Момент силы. Условия равновесия твердого тела. Простые механизмы. Лабораторные работы: Определение центров масс различных тел (три способа). Примерные темы проектных и исследовательских работ: Применение простых механизмов в строительстве: от землянки до небоскреба. Исследование конструкции велосипеда. Формы организации деятельности – классно-урочная, регламентированная дискуссия, работа в малых группах Виды деятельности – чтение и обсуждение текста статей интернет-сайтов, обсуждение докладов и презентаций, составление и решение задач, обсуждение способов решения (подготовка к ОГЭ по физике). ТЕМА 6. МЕХАНИЧЕСКИЕ КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ – 3 ЧАСА. Механические колебания. Преобразование энергии при механических колебаниях. Математический и пружинный маятники. Свободные, затухающие и вынужденные колебания. Резонанс. Механические волны. Длина и скорость волны. Звук. Лабораторные работы: Изучение колебаний нитяного маятника. Примерные темы проектных и исследовательских работ: Струнные музыкальные инструменты. Колебательные системы в природе и технике. Формы организации деятельности – классно-урочная, регламентированная дискуссия, работа в малых группах 6 Виды деятельности – чтение и обсуждение текста статей интернет-сайтов, обсуждение докладов и презентаций, составление и решение задач, обсуждение способов решения (подготовка к ОГЭ по физике). ТЕМА 7. ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ – 2 ЧАСА. Переменный электрический ток. Колебательный контур. Вынужденные и свободные ЭМ колебания. ЭМ волны и их свойства. Примерные темы проектных и исследовательских работ: Принципы радиосвязи и телевидения. Влияние ЭМ излучений на живые организмы. Изготовление установки для демонстрации опытов по ЭМИ. Электромагнитное излучение СВЧ-печи. Историческая реконструкция опытов Ампера. Формы организации деятельности – классно-урочная, регламентированная дискуссия, работа в малых группах Виды деятельности – чтение и обсуждение текста статей интернет-сайтов, обсуждение докладов и презентаций, составление и решение задач, обсуждение способов решения (подготовка к ОГЭ по физике). ТЕМА 8. ОПТИКА – 4 ЧАСА. Источники света. Действия света. Закон прямолинейного распространения света. Закон отражения света. Построение изображений в плоском зеркале. Закон преломления света на плоской границе двух однородных прозрачных сред. Преломление света в призме. Дисперсия света. Явление полного внутреннего отражения. Линзы. Тонкие линзы. Построение изображений, создаваемых тонкими линзами. Глаз и зрение. Оптические приборы. Лабораторные работы: Экспериментальная проверка закона отражения света. Измерение показателя преломления воды. Измерение фокусного расстояния собирающей линзы. Примерные темы проектных и исследовательских работ: История исследования световых явлений. Историческая реконструкция телескопа Галилея. Изготовление калейдоскопа. Формы организации деятельности – классно-урочная, регламентированная дискуссия, работа в малых группах Виды деятельности – чтение и обсуждение текста статей интернет-сайтов, обсуждение докладов и презентаций, составление и решение задач, обсуждение способов решения (подготовка к ОГЭ по физике). ТЕМА 9. ФИЗИКА АТОМА И АТОМНОГО ЯДРА – 3 ЧАСА. Строение атома. Поглощение и испускание света атомами. Оптические спектры. Опыты Резерфорда. Планетарная модель атома. Строение атомного ядра. Зарядовое и массовое числа. Ядерные силы. Энергия связи атомных ядер. Закон радиоактивного распада. Альфаи бета-распады. Правила смещения. Ядерные реакции. Деление и синтез ядер. Ядерная энергетика. Источники энергии Солнца и звезд. Регистрация ядерных излучений. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы. Дозиметрия. Экологические проблемы ядерной энергетики. Примерные темы проектных и исследовательских работ: История изучения атома. Измерение КПД солнечной батареи. 7 Невидимые излучения в спектре нагретых тел. Формы организации деятельности – классно-урочная, регламентированная дискуссия, работа в малых группах Виды деятельности – чтение и обсуждение текста статей интернет-сайтов, обсуждение докладов и презентаций, составление и решение задач, обсуждение способов решения (подготовка к ОГЭ по физике). 8 4. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ПРАКТИЧЕСКАЯ ФИЗИКА» № № занятия занятия в теме Основные виды учебной деятельности Дата по плану 4 Анализ иллюстративного материала на примере мультфильма «Вовка в тридевятом царстве». Решение задач. Вывод формулы изменения координаты. Работа в малых группах над алгоритмом решения задач по указанной теме. Работа в малых группах над созданием алгоритма решения качественных и расчетных задач по теме «Моя задача на относительность движения» 5 1 учеб. неделя Лабораторные работы: Выполнение практических работ «Изучение движения свободно в малых группах, презентация и падающего тела», «Изучение обсуждение результатов движения тела по окружности» Работа в малых группах над созданием алгоритма решения Как и куда полетела вишневая расчетных задач на составление косточка? Расчет траектории авторских задач по теме «Моя движения тел и персонажей задача на расчет движения тела, рассказов Р.Распэ о Мюнхаузене. брошенного под углом к горизонту» Историческая реконструкция Выполнение практических работ опытов Галилея по определению в малых группах, презентация и ускорения g. обсуждение результатов Определение скорости Обсуждение презентаций и равномерного движения при результатов проектных работ использовании тренажера «беговая учащихся по предложенной дорожка». тематике. Решение заданий ОГЭ Принципы работы приборов для по кинематике. измерения скоростей и ускорений. Обсуждение произведений Сила воли, сила убеждения или классической литературы, в сила – физическая величина? которых описываются различные силы. Решение задач. Лабораторная работа: Практическая работа в малых «Измерение массы тела с группах, решение задачи в использованием векторного общем виде, предсказание 4 учеб. неделя Тема занятия 1 2 3 1 1 Способы описания механического движения как способы описания функциональных зависимостей. 2 Прямолинейное равномерное движение по плоскости? Смотря из какой точки наблюдать… 2 3 4 3 4 5 5 6 6 7 7 8 1 9 2 Относительность движения. Сложение движений. Принцип независимости движений. 9 2 учеб. неделя 3 учеб. неделя 5 учеб. неделя 6 учеб. неделя 7 учеб. неделя 8 учеб. неделя 9 учеб. неделя № № занятия занятия в теме 1 10 11 12 13 14 15 2 3 Тема занятия 3 разложения силы» Движение тела под действием нескольких сил 4 Движение системы связанных тел 5 Лабораторные работы: «Изучение кинематики и динамики равноускоренного движения (машина Атвуда)», «Изучение трения скольжения» 6 7 8 Динамика равномерного движения материальной точки по окружности. История развития представлений о Вселенной. Солнечная система. Движение планет и их спутников. Строение и эволюция Вселенной. Открытия на кончике пера. Первые искусственные спутники Земли. 10 Основные виды учебной деятельности Дата по плану 4 результата и его проверка опытным путем, расчет погрешности прямых и косвенных измерений. Работа в малых группах над созданием алгоритма решения качественных и расчетных задач; составление авторских задач по теме «Моя задача на применение законов Ньютона» Работа в малых группах над отработкой алгоритма решения задач на применение законов Ньютона. Составление и решение авторских задач по теме: «Моя задача на применение законов Ньютона» Практическая работа в малых группах, расчет погрешности прямых и косвенных измерений. Презентация и обсуждение результатов работ. Работа в малых группах над отработкой алгоритма решения задач на применение законов Ньютона. Составление и решение авторских задач по теме: «Моя задача на применение законов Ньютона» Обсуждение докладов и презентаций учащихся на тему: «История развития представлений о Вселенной». Изучение расположения и движения планет с помощью модели-теллурия. Работа в малых группах над отработкой алгоритма решения задач на применение закона всемирного тяготения. Составление и решение авторских задач по теме: «Моя задача на применение ЗВТ» 5 10 учеб. неделя 11 учеб. неделя 12 учеб. неделя 13 учеб. неделя 14 учеб. неделя 15 учеб. неделя № № занятия занятия в теме 1 2 16 1 17 18 19 20 21 Тема занятия 3 Как вы яхту назовете… 2 Реактивное движение в природе. 3 Расследование ДТП с помощью закона сохранения импульса 1 Определение средней мощности человека за сутки. 2 Расчет изменения механической энергии баскетбольного мяча за дин удар/серию ударов и графическое представление зависимости изменения энергии от количества ударов 1 22 2 23 1 24 2 Основные виды учебной деятельности Дата по плану 4 Изучение и анализ иллюстративного материала на примере мультфильма «Приключения капитана Врунгеля». Решение задач на закон сохранения импульса. Обсуждение докладов и презентаций учащихся на тему: «Реактивное движение в природе». Работа в малых группах над алгоритмом решения задач по указанной теме (на примере видеоматериалов из интернета) Решение экспериментальных задач. Выполнение практической работы в малых группах, обсуждение результатов. Практическая работа в малых группах, расчет погрешности прямых и косвенных измерений. Построение графика зависимости изменения энергии от количества ударов. Презентация и обсуждение результатов работ. 5 16 учеб. неделя Решение экспериментальных Лабораторная работа: задач. Выполнение практической «Определение центров масс работы в малых группах, различных тел (три способа)» обсуждение результатов. Обсуждение докладов и презентаций учащихся на тему: «Применение простых Применение простых механизмов механизмов в технике». Изучение в строительстве: от землянки до и анализ иллюстративного небоскреба материала на примере мультфильмов «Чебурашка и Гена строят дом», «Мадагаскар» Изучение и анализ результатов Виды маятников и их колебаний. экспериментов с маятниками. Работа в малых группах над алгоритмом решения задач по Что переносит волна? указанной теме (на примере видеоматериалов из интернета) 11 17 учеб. неделя 18 учеб. неделя 19 учеб. неделя 20 учеб. неделя 21 учеб. неделя 22 учеб. неделя 23 учеб. неделя 24 учеб. неделя № № занятия занятия в теме Тема занятия 1 2 3 25 3 Колебательные системы в природе и технике 26 27 28 29 30 31 32 1 Экспериментальная свойств ЭМ волн. проверка 2 Исследование электромагнитного излучения СВЧ-печи 1 Как исследовали световые явления и как их исследуют теперь. Изготовление модели калейдоскопа. 2 Экспериментальная проверка закона отражения света. 3 Лабораторная работа: «Измерение показателя преломления воды» 4 1 Как отличаются показатели преломления цветного стекла Поглощение и испускание света атомами. Оптические спектры. 33 2 Измерение батареи КПД солнечной 34 3 Влияние радиоактивных излучений на живые организмы 12 Основные виды учебной деятельности Дата по плану 4 Обсуждение докладов и презентаций учащихся на тему: «Колебательные системы в природе и технике». Решение экспериментальных задач. Выполнение практической работы в малых группах, обсуждение результатов. Решение экспериментальных задач. Выполнение практической работы в малых группах, обсуждение результатов. Обсуждение докладов и презентаций учащихся на тему: «Исследование световых явлений». Работа в малых группах над моделью калейдоскопа. Решение экспериментальных задач (создание установки). Выполнение практической работы в малых группах, обсуждение результатов. Решение экспериментальных задач. Выполнение практической работы в малых группах, обсуждение результатов. Работа в малых группах. Решение экспериментальных задач, обсуждение результатов, построение графической зависимости показателя преломления света от его частоты. Спектры звезд. Виды оптических спектров и их применении к химическому анализу состава тел. Решение экспериментальных задач. Выполнение практической работы в малых группах, обсуждение результатов. Обсуждение докладов и презентаций учащихся на тему: «Радиация вредная и полезная». 5 25 учеб. неделя 26 учеб. неделя 27 учеб. неделя 28 учеб. неделя 29 учеб. неделя 30 учеб. неделя 31 учеб. неделя 32 учеб. неделя 33 учеб. неделя 34 учеб. неделя 9 13 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА 1. Физика: 9-й класс: учебник/А.В.Перышкин, Е.М.Гутник. - Москва: Дрофа, 2019. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ, УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ 1. Сборник задач по физике для 7-9 классов общеобразовательных учреждений/ В.И.Лукашик, Е.В.Иванова.-М.: Просвещение, 2018 г. 2. Физика. Задачник. 10-11 кл.: пособие для общеобразовательных учреждений/А.П.Рымкевич.-М.: Дрофа, 2019 г. 3. Физика. 9 класс: самостоятельные и контрольные работы к учебнику А.В.Перышкина / А.Е.Марон., Е.А.Марон. - М.: Дрофа, 2019. ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ РЭШ - https://resh.edu.ru/ Учи.ру https://uchi.ru/ 14