РП по формированию культуры безопасности 5 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1»
Режевского городского округа

«Рассмотрено»

«Согласовано»

«Утверждаю»

на методическом объединении

_________/Подкина И.Б.

__________/Сурнин Р.В.

________/Жемчугова Ж.В.

заместитель директора по УВР

директор МБОУ СОШ № 1

протокол №1

Приказ № 342-01/01-10

от «30» августа 2023 г.

«30» августа 2023 г.

от «31» августа 2023 г.

Рабочая программа учебного курса
Формирование культуры безопасности
для 5 классов

Составители:
Табола Сергей Олегович
учитель первой кв. категории

г. Реж
2023г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по формированию культуры безопасности (далее –
ФКБ) разработана на основе Концепции преподавания учебного предмета
«Основы безопасности жизнедеятельности» (утверждена Решением Коллегии
Министерства просвещения Российской Федерации, протокол от 24 декабря
2018 г. № ПК-1вн), требований к результатам освоения программы основного
общего образования, представленных в Федеральном государственном
образовательном стандарте (далее – ФГОС) основного общего образования
(утверждён приказом Министерства просвещения Российской Федерации от
31 мая 2021 г. № 287) с учётом распределённых по модулям проверяемых
требований к результатам освоения основной образовательной программы
основного общего образования по учебному предмету ФКБ, федеральной
рабочей программы воспитания.
Настоящая Программа обеспечивает:
ясное понимание обучающимися современных проблем безопасности и
формирование у подрастающего поколения базового уровня культуры
безопасного поведения;
прочное усвоение обучающимися основных ключевых понятий,
обеспечивающих
преемственность
изучения
основ
комплексной
безопасности личности на следующем уровне образования;
возможность выработки и закрепления у обучающихся умений и
навыков, необходимых для последующей жизни;
выработку практико-ориентированных компетенций, соответствующих
потребностям современности;
реализацию оптимального баланса межпредметных связей и их
разумное взаимодополнение, способствующее формированию практических
умений и навыков.
В Программе содержание учебного предмета ФКБ структурно
представлено
десятью
модулями
(тематическими
линиями),
обеспечивающими непрерывность изучения предмета на уровне основного
общего образования и преемственность учебного процесса на уровне
среднего общего образования:
модуль № 1 «Культура безопасности жизнедеятельности в современном
обществе»;
модуль № 2 «Безопасность в быту»;
модуль № 3 «Безопасность на транспорте»;
модуль № 4 «Безопасность в общественных местах»;
модуль № 5 «Безопасность в природной среде»;

модуль № 6 «Здоровье и как его сохранить. Основы медицинских
знаний»;
модуль № 7 «Безопасность в социуме»;
модуль № 8 «Безопасность в информационном пространстве»;
модуль № 9 «Основы противодействия экстремизму и терроризму»;
модуль №10 «Взаимодействие личности, общества и государства в
обеспечении безопасности жизни и здоровья населения».
В целях обеспечения системного подхода в изучении учебного предмета
ФКБ на уровне основного общего образования Программа предполагает
внедрение универсальной структурно-логической схемы изучения учебных
модулей (тематических линий) в парадигме безопасной жизнедеятельности:
«предвидеть опасность → по возможности её избегать → при необходимости
действовать». Учебный материал систематизирован по сферам возможных
проявлений рисков и опасностей: помещения и бытовые условия; улица и
общественные места; природные условия; коммуникационные связи и
каналы; объекты и учреждения культуры и пр.
ОБЩАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА
УЧЕБНОГО
«формирование культуры безопасности»

ПРЕДМЕТА

Появлению учебного предмета ФКБ способствовали колоссальные по
масштабам и последствиям техногенные катастрофы, произошедшие на
территории нашей страны в 80-е годы XX столетия: катастрофа теплохода
«Александр Суворов» в результате столкновения с пролётом Ульяновского
моста через Волгу (5 июня 1983 г.), взрыв четвёртого ядерного реактора на
Чернобыльской АЭС (26 апреля 1986 г.), химическая авария с выбросом
аммиака на производственном объединении «Азот» в г. Ионаве (20 марта
1989 г.), взрыв двух пассажирских поездов под Уфой в результате протечки
трубопровода и выброса сжиженной газово-бензиновой смеси (3 июня 1989
г.). Государство столкнулось с серьёзными вызовами, в ответ на которые
требовался быстрый и адекватный ответ. Пришло понимание необходимости
скорейшего внедрения в сознание граждан культуры безопасности
жизнедеятельности, формирования у подрастающего поколения модели
индивидуального безопасного поведения, стремления осознанно соблюдать
нормы и правила безопасности в повседневной жизни. В связи с этим
введение в нашей стране обучения основам безопасности жизнедеятельности
явилось важным и принципиальным достижением как для отечественного,
так и для мирового образовательного сообщества.
В условиях современного исторического процесса с появлением новых
глобальных и региональных природных, техногенных, социальных вызовов и

угроз безопасности России (критичные изменения климата, негативные
медико-биологические, экологические, информационные факторы и другие
условия жизнедеятельности) возрастает приоритет вопросов безопасности,
их значение не только для самого человека, но также для общества и
государства.
При
этом
центральной
проблемой
безопасности
жизнедеятельности остаётся сохранение жизни и здоровья каждого человека.
В данных обстоятельствах колоссальное значение приобретает
качественное образование подрастающего поколения россиян, направленное
на формирование гражданской идентичности, воспитание личности
безопасного типа, овладение знаниями, умениями, навыками и компетенцией
для обеспечения безопасности в повседневной жизни. Актуальность
совершенствования учебно-методического обеспечения учебного процесса
по предмету ФКБ определяется системообразующими документами в
области безопасности: Стратегия национальной безопасности Российской
Федерации (Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 400),
Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (Указ
Президента Российской Федерации от 5 декабря 2016 г. № 646),
Национальные цели развития Российской Федерации на период до 2030 года
(Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474),
Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования»
(Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 г. № 1642).
Современный учебный предмет ФКБ является системообразующим,
имеет свои дидактические компоненты во всех без исключения предметных
областях и реализуется через приобретение необходимых знаний, выработку
и закрепление системы взаимосвязанных навыков и умений, формирование
компетенций в области безопасности, поддержанных согласованным
изучением других учебных предметов. Научной базой учебного предмета
ФКБ является общая теория безопасности, исходя из которой он должен
обеспечивать формирование целостного видения всего комплекса проблем
безопасности, включая глобальные, что позволит обосновать оптимальную
систему обеспечения безопасности личности, общества и государства, а
также актуализировать для обучающихся построение адекватной модели
индивидуального безопасного поведения в повседневной жизни,
сформировать у них базовый уровень культуры безопасности
жизнедеятельности.
В настоящее время с учётом новых вызовов и угроз подходы к
изучению учебного предмета ФКБ несколько скорректированы. Он входит в
предметную область «Физическая культура и основы безопасности
жизнедеятельности», является обязательным для изучения на уровне

основного общего образования. Изучение ФКБ направлено на обеспечение
формирования базового уровня культуры безопасности жизнедеятельности,
что способствует выработке у обучающихся умений распознавать угрозы,
избегать опасности, нейтрализовывать конфликтные ситуации, решать
сложные вопросы социального характера, грамотно вести себя в
чрезвычайных ситуациях. Такой подход содействует закреплению навыков,
позволяющих обеспечивать защиту жизни и здоровья человека,
формированию необходимых для этого волевых и морально-нравственных
качеств, предоставляет широкие возможности для эффективной
социализации, необходимой для успешной адаптации обучающихся к
современной техно-социальной и информационной среде, способствует
проведению мероприятий профилактического характера в сфере
безопасности.
ЦЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФОРМИРОВАНИЕ
КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ»
Целью изучения учебного предмета ФКБ на уровне основного общего
образования является формирование у обучающихся базового уровня
культуры безопасности жизнедеятельности в соответствии с современными
потребностями личности, общества и государства, что предполагает:
 способность построения модели индивидуального безопасного
поведения на основе понимания необходимости ведения здорового
образа жизни, причин, механизмов возникновения и возможных
последствий различных опасных и чрезвычайных ситуаций, знаний и
умений применять необходимые средства и приемы рационального и
безопасного поведения при их проявлении;
 сформированность
активной жизненной позиции, осознанное
понимание значимости личного безопасного поведения в интересах
безопасности личности, общества и государства;
 знание и понимание роли государства и общества в решении задач
обеспечения национальной безопасности и защиты населения от
опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и
социального характера.
МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Изучение учебного предмета ФКБ предусматривается в течении одного
года, в 5 классе по 1 часу в неделю. Всего на изучение предмета ФКБ
отводится 34 часа.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Модуль № 1 «Культура безопасности жизнедеятельности в
современном обществе»:
цель и задачи учебного предмета ФКБ, его ключевые понятия и
значение для человека;
смысл понятий «опасность», «безопасность», «риск», «культура
безопасности жизнедеятельности»;
источники и факторы опасности, их классификация;
системы обеспечения безопасности;
Модуль № 2 «Безопасность в быту»:
основные источники опасности в быту;
бытовые отравления и причины их возникновения, классификация
ядовитых веществ и их опасности;
бытовые травмы и правила их предупреждения;
правила обращения с газовыми и электрическими приборами;
затопление квартиры, причины, правила их предупреждения;
пожар и факторы его развития;
условия и причины возникновения пожаров, их возможные последствия,
приёмы и правила оказания первой помощи;
первичные средства пожаротушения;
ситуации
криминального
характера,
правила
поведения
с
малознакомыми людьми;
меры по предотвращению проникновения злоумышленников в дом,
правила поведения при попытке проникновения в дом посторонних;
Модуль № 3 «Безопасность на транспорте»:
правила дорожного движения и их значение, условия обеспечения
безопасности участников дорожного движения;
правила дорожного движения и дорожные знаки для пешеходов;
«дорожные ловушки» и правила их предупреждения;
световозвращающие элементы и правила их применения;
правила дорожного движения для пассажиров;
обязанности пассажиров маршрутных транспортных средств, ремень
безопасности и правила его применения;
порядок действий пассажиров при различных происшествиях в
маршрутных транспортных средствах, в том числе вызванных
террористическим актом;
Модуль № 4 «Безопасность в общественных местах»:
общественные места и их характеристики, потенциальные источники
опасности в общественных местах;

правила вызова экстренных служб и порядок взаимодействия с ними;
массовые мероприятия и правила подготовки к ним, оборудование мест
массового пребывания людей;
порядок действий при эвакуации из общественных мест и зданий;
Модуль № 5 «Безопасность в природной среде»:
основные виды ээкстремальных ситуаций в природных условиях;
факторы и стрессоры выживания;
психологические основы выживания;
подготовка к походу;
правила поведения на природе.
Модуль № 6 «Здоровье и как его сохранить. Основы медицинских
знаний»:
смысл понятий «здоровье» и «здоровый образ жизни», их содержание и
значение для человека;
факторы, влияющие на здоровье человека, опасность вредных
привычек;
элементы здорового образа жизни, ответственность за сохранение
здоровья;
назначение и состав аптечки первой помощи;
порядок действий при оказании первой помощи в различных ситуациях,
приёмы психологической поддержки пострадавшего.
Модуль № 7 «Безопасность в социуме»:
общение и его значение для человека, способы организации
эффективного и позитивного общения;
приёмы распознавания противозаконных проявлений манипуляции
(мошенничество, вымогательство, подстрекательство к действиям, которые
могут причинить вред жизни и здоровью, и вовлечение в преступную,
асоциальную или деструктивную деятельность) и способы защиты от них;
современные молодёжные увлечения и опасности, связанные с ними,
правила безопасного поведения;
правила безопасной коммуникации с незнакомыми людьми.
Модуль № 8 «Безопасность в информационном пространстве»:
понятие «цифровая среда», её характеристики и примеры
информационных и компьютерных угроз, положительные возможности
цифровой среды;
риски и угрозы при использовании Интернета;
общие принципы безопасного поведения, необходимые для
предупреждения возникновения сложных и опасных ситуаций в личном
цифровом пространстве;

основные виды опасного и запрещённого контента в Интернете и его
признаки, приёмы распознавания опасностей при использовании Интернета;
Модуль № 9 «Основы противодействия экстремизму и терроризму»:
понятия «экстремизм» и «терроризм», их содержание, причины,
возможные варианты проявления и последствия;
цели и формы проявления террористических актов, их последствия,
уровни террористической опасности;
основы общественно-государственной системы противодействия
экстремизму и терроризму, контртеррористическая операция и её цели;
правила безопасного поведения в условиях совершения теракта;
порядок действий при совершении теракта (нападение террористов и
попытка захвата заложников, попадание в заложники, огневой налёт, наезд
транспортного средства, подрыв взрывного устройства).
Модуль № 10 «Взаимодействие личности, общества и государства в
обеспечении безопасности жизни и здоровья населения»:
информирование и оповещение населения о чрезвычайных ситуациях,
система ОКСИОН;
сигнал «Внимание всем!», порядок действий населения при его
получении, в том числе при авариях с выбросом химических и
радиоактивных веществ;
средства индивидуальной и коллективной защиты населения, порядок
пользования фильтрующим противогазом;
эвакуация населения в условиях чрезвычайных ситуаций, порядок
действий населения при объявлении эвакуации.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Настоящая программа чётко ориентирована на выполнение требований,
устанавливаемых ФГОС к результатам освоения основной образовательной
программы (личностные, метапредметные и предметные), которые должны
демонстрировать обучающиеся по завершении обучения в основной школе.
Личностные результаты достигаются в единстве учебной и
воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими
социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в
обществе правилами и нормами поведения. Способствуют процессам
самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней
позиции личности и проявляются в индивидуальных социально значимых
качествах, которые выражаются прежде всего в готовности обучающихся к
саморазвитию,
самостоятельности,
инициативе
и
личностному
самоопределению; осмысленному ведению здорового и безопасного образа
жизни и соблюдению правил экологического поведения; к целенаправленной
социально значимой деятельности; принятию внутренней позиции личности
как особого ценностного отношения к себе, к окружающим людям и к жизни
в целом.
Личностные результаты, формируемые в ходе изучения учебного
предмета
ФКБ,
должны
отражать
готовность
обучающихся
руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и
расширение опыта деятельности на её основе.
1. Патриотическое воспитание:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного
языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов
России; ценностное отношение к достижениям своей Родины – России, к
науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым
достижениям народа; уважение к символам России, государственным
праздникам, историческому и природному наследию и памятникам,
традициям разных народов, проживающих в родной стране;
формирование чувства гордости за свою Родину, ответственного
отношения к выполнению конституционного долга – защите Отечества.
2. Гражданское воспитание:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его
прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное
участие в жизни семьи, организации, местного сообщества, родного края,

страны; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание
роли различных социальных институтов в жизни человека; представление об
основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах
и
правилах
межличностных
отношений
в
поликультурном
и
многоконфессиональном
обществе;
представление
о
способах
противодействия коррупции; готовность к разнообразной совместной
деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное
участие в школьном самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной
деятельности (волонтёрство, помощь людям, нуждающимся в ней);
сформированность активной жизненной позиции, умений и навыков
личного участия в обеспечении мер безопасности личности, общества и
государства;
понимание и признание особой роли России в обеспечении
государственной и международной безопасности, обороны страны,
осмысление роли государства и общества в решении задачи защиты
населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и
социального характера;
знание и понимание роли государства в противодействии основным
вызовам
современности:
терроризму,
экстремизму,
незаконному
распространению наркотических средств, неприятие любых форм
экстремизма,
дискриминации,
формирование
веротерпимости,
уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его
мнению, развитие способности к конструктивному диалогу с другими
людьми.
3. Духовно-нравственное воспитание:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного
выбора; готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение
и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом
осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных
поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального
и общественного пространства;
развитие ответственного отношения к ведению здорового образа жизни,
исключающего употребление наркотиков, алкоголя, курения и нанесение
иного вреда собственному здоровью и здоровью окружающих;
формирование
личности
безопасного
типа,
осознанного
и
ответственного отношения к личной безопасности и безопасности других
людей.
4. Эстетическое воспитание:

формирование гармоничной личности, развитие способности
воспринимать, ценить и создавать прекрасное в повседневной жизни;
понимание взаимозависимости счастливого юношества и безопасного
личного поведения в повседневной жизни.
5. Ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных
представлений об основных закономерностях развития чело­века, природы и
общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой;
овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка
на осмысление опыта, наблюдений,
поступков и
стремление
совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного
благополучия;
формирование современной научной картины мира, понимание причин,
механизмов возникновения и последствий распространённых видов опасных
и чрезвычайных ситуаций, которые могут произойти во время пребывания в
различных средах (бытовые условия, дорожное движение, общественные
места и социум, природа, коммуникационные связи и каналы);
установка на осмысление опыта, наблюдений и поступков, овладение
способностью оценивать и прогнозировать неблагоприятные факторы
обстановки и принимать обоснованные решения в опасной (чрезвычайной)
ситуации с учётом реальных условий и возможностей.
6. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
понимание личностного смысла изучения учебного предмета ФКБ, его
значения для безопасной и продуктивной жизнедеятельности человека,
общества и государства;
осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему
здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание,
соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и
отдыха, регулярная физическая активность); осознание последствий и
неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение)
и иных форм вреда для физического и психического здоровья; соблюдение
правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в
интернет-среде; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и
меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том
числе осмысливая собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
умение принимать себя и других, не осуждая;
умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, уметь
управлять собственным эмоциональным состоянием;

сформированность навыка рефлексии, признание своего права на
ошибку и такого же права другого человека.
7. Трудовое воспитание:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках
семьи, организации, города, края) технологической и социальной
направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно
выполнять такого рода деятельность; интерес к практическому изучению
профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения
изучаемого предметного знания; осознание важности обучения на
протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и
развитие необходимых умений для этого; готовность адаптироваться в
профессиональной среде; уважение к труду и результатам трудовой
деятельности; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории
образования и жизненных планов с учётом личных и общественных
интересов и потребностей;
укрепление ответственного отношения к учёбе, способности применять
меры и средства индивидуальной защиты, приёмы рационального и
безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;
овладение умениями оказывать первую помощь пострадавшим при
потере сознания, остановке дыхания, наружных кровотечениях, попадании
инородных тел в верхние дыхательные пути, травмах различных областей
тела, ожогах, отморожениях, отравлениях;
установка на овладение знаниями и умениями предупреждения опасных
и чрезвычайных ситуаций, во время пребывания в различных средах (в
помещении, на улице, на природе, в общественных местах и на массовых
мероприятиях, при коммуникации, при воздействии рисков культурной
среды).
8. Экологическое воспитание:
ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук
для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и
оценки их возможных последствий для окружающей среды; повышение
уровня экологической культуры, осознание глобального характера
экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий,
приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина
и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и
социальной сред; готовность к участию в практической деятельности
экологической направленности;

освоение основ экологической культуры, методов проектирования
собственной безопасной жизнедеятельности с учётом природных,
техногенных и социальных рисков на территории проживания.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты характеризуют сформированность у
обучающихся межпредметных понятий (используются в нескольких
предметных областях и позволяют связывать знания из различных
дисциплин в целостную научную картину мира) и универсальных учебных
действий (познавательные, коммуникативные, регулятивные); способность
их использовать в учебной, познавательной и социальной практике.
Выражаются в готовности к самостоятельному планированию и
осуществлению
учебной
деятельности
и
организации
учебного
сотрудничества с педагогами и сверстниками, к участию в построении
индивидуальной образовательной траектории; овладению навыками работы с
информацией: восприятие и создание информационных текстов в различных
форматах, в том числе в цифровой среде.
Метапредметные результаты, формируемые в ходе изучения учебного
предмета ФКБ, должны отражать:
1. Овладение универсальными познавательными действи­ями.
Базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки объектов
(явлений);
устанавливать существенный признак классификации, основания для
обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и
противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях; предлагать
критерии для выявления закономерностей и противоречий;
выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения
поставленной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и
процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных
умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о
взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать
несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом
самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:

формулировать проблемные вопросы, отражающие несоответствие
между рассматриваемым и наиболее благоприятным состоянием объекта
(явления) повседневной жизни;
обобщать, анализировать и оценивать получаемую информацию,
выдвигать гипотезы, аргументировать свою точку зрения, делать
обоснованные выводы по результатам исследования;
проводить
(принимать
участие)
небольшое
самостоятельное
исследование заданного объекта (явления), устанавливать причинноследственные связи;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и
их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать
предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
Работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и
отборе информации или данных из источников с учётом предложенной
учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать
информацию различных видов и форм представления;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие
одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления
информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами,
диаграммами, иной графикой и их комбина­циями;
оценивать надёжность информации по критериям, предложенным
педагогическим работником или сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Овладение системой универсальных познавательных действий
обеспечивает сформированность когнитивных навыков обучающихся.
2. Овладение универсальными коммуникативными действи­ями.
Общение:
уверенно высказывать свою точку зрения в устной и письменной речи,
выражать эмоции в соответствии с форматом и целями общения, определять
предпосылки возникновения конфликтных ситуаций и выстраивать
грамотное общение для их смягчения;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение
социальных знаков и намерения других, уважительно, в корректной форме
формулировать свои взгляды;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживать различие и сходство позиций;

в ходе общения задавать вопросы и выдавать ответы по существу
решаемой учебной задачи, обнаруживать различие и сходство позиций
других участников диалога;
публично представлять результаты решения учебной задачи,
самостоятельно выбирать наиболее целесообразный формат выступления и
готовить различные презентационные материалы.
Совместная деятельность (сотрудничество):
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной
работы при решении конкретной учебной задачи;
планировать организацию совместной деятельности (распределять роли
и понимать свою роль, принимать правила учебного взаимодействия,
обсуждать процесс и результат совместной работы, подчиняться, выделять
общую точку зрения, договариваться о результатах);
определять свои действия и действия партнёра, которые помогали или
затрудняли нахождение общего решения, оценивать качество своего вклада в
общий продукт по заданным участниками группы критериям, разделять
сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта
перед группой.
Овладение системой универсальных коммуникативных действий
обеспечивает сформированность социальных навыков и эмоционального
интеллекта обучающихся.
3. Овладение универсальными учебными регулятивными
действиями.
Самоорганизация:
выявлять проблемные вопросы, требующие решения в жизненных и
учебных ситуациях;
аргументированно определять оптимальный вариант принятия решений,
самостоятельно составлять алгоритм (часть алгоритма) и способ решения
учебной задачи с учётом собственных возможностей и имеющихся ресурсов;
составлять план действий, находить необходимые ресурсы для его
выполнения, при необходимости корректировать предложенный алгоритм,
брать ответственность за принятое решение.
Самоконтроль (рефлексия):
давать адекватную оценку ситуации, предвидеть трудности, которые
могут возникнуть при решении учебной задачи, и вносить коррективы в
деятельность на основе новых обстоятельств;
объяснять
причины
достижения
(недостижения)
результатов
деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить
позитивное в произошедшей ситуации;

оценивать соответствие результата цели и условиям.
Эмоциональный интеллект:
управлять собственными эмоциями и не поддаваться эмоциям других,
выявлять и анализировать их причины;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения
другого, регулировать способ выражения эмоций.
Принятие себя и других:
осознанно относиться к другому человеку, его мнению, признавать
право на ошибку свою и чужую;
быть открытым себе и другим, осознавать невозможность контроля
всего вокруг.
Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий
обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя
позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой,
самодисциплины, устойчивого поведения).
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты характеризуют сформированностью у
обучающихся формирование культуры безопасности и проявляются в
способности построения и следования модели индивидуального безопасного
поведения и опыте её применения в повседневной жизни.
Приобретаемый опыт проявляется в понимании существующих проблем
безопасности и усвоении обучающимися минимума основных ключевых
понятий, которые в дальнейшем будут использоваться без дополнительных
разъяснений, приобретении систематизированных знаний основ комплексной
безопасности личности, общества и государства, индивидуальной системы
здорового
образа
жизни,
антиэкстремистского
мышления
и
антитеррористического поведения, овладении базовыми медицинскими
знаниями и практическими умениями безопасного поведения в повседневной
жизни.
Предметные результаты по предметной области «Физическая культура и
основы безопасности жизнедеятельности» должны обеспечивать:
По учебному предмету «формирование культуры безопасности»:
1) сформированность культуры безопасности жизнедеятельности на
основе освоенных знаний и умений, системного и комплексного понимания
значимости безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных
ситуаций для личности, общества и государства;
2) сформированность социально ответственного отношения к ведению
здорового образа жизни, исключающего употребление наркотиков, алкоголя,

курения и нанесения иного вреда собственному здоровью и здоровью
окружающих;
3) сформированность активной жизненной позиции, умений и навыков
личного участия в обеспечении мер безопасности личности, общества и
государства;
4) понимание и признание особой роли России в обеспечении
государственной и международной безопасности, обороны страны, в
противодействии
основным
вызовам
современности:
терроризму,
экстремизму, незаконному распространению наркотических средств;
5) сформированность чувства гордости за свою Родину, ответственного
отношения к выполнению конституционного долга – защите Отечества;
6) знание и понимание роли государства и общества в решении задачи
обеспечения национальной безопасности и защиты населения от опасных и
чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального (в том
числе террористического) характера;
7) понимание причин, механизмов возникновения и последствий
распространённых видов опасных и чрезвычайных ситуаций, которые могут
произойти во время пребывания в различных средах (бытовые условия,
дорожное движение, общественные места и социум, природа,
коммуникационные связи и каналы);
8) овладение знаниями и умениями применять меры и средства
индивидуальной защиты, приёмы рационального и безопасного поведения в
опасных и чрезвычайных ситуациях;
9) освоение основ медицинских знаний и владение умениями оказывать
первую помощь пострадавшим при потере сознания, остановке дыхания,
наружных кровотечениях, попадании инородных тел в верхние дыхательные
пути, травмах различных областей тела, ожогах, отморожениях, отравлениях;
10) умение оценивать и прогнозировать неблагоприятные факторы
обстановки и принимать обоснованные решения в опасной (чрезвычайной)
ситуации с учётом реальных условий и возможностей;
11) освоение основ экологической культуры, методов проектирования
собственной безопасной жизнедеятельности с учётом природных,
техногенных и социальных рисков на территории проживания;
12) овладение знаниями и умениями предупреждения опасных и
чрезвычайных ситуаций во время пребывания в различных средах (бытовые
условия, дорожное движение, общественные места и социум, природа,
коммуникационные связи и каналы).
Достижение результатов освоения программы основного общего
образования обеспечивается посредством включения в указанную программу

предметных
результатов
освоения
модулей
учебного
предмета
«Формирование культуры безопасности».
Распределение предметных результатов, формируемых в ходе изучения
учебного предмета ФКБ, по учебным модулям:
5 КЛАСС
Модуль № 1 «Культура безопасности жизнедеятельности в
современном обществе»:
объяснять понятия опасной и чрезвычайной ситуации, анализировать, в
чём их сходство и различия (виды чрезвычайных ситуаций, в том числе
террористического характера);
раскрывать смысл понятия культуры безопасности (как способности
предвидеть, по возможности избегать, действовать в опасных ситуациях);
приводить примеры угрозы физическому, психическому здоровью
человека и/или нанесения ущерба имуществу, безопасности личности,
общества, государства;
классифицировать источники опасности и факторы опасности
раскрывать общие принципы безопасного поведения.
Модуль № 2 «Безопасность в быту»:
объяснять особенности жизнеобеспечения жилища;
классифицировать источники опасности в быту (пожароопасные
предметы, электроприборы, газовое оборудование, бытовая химия,
медикаменты);
знать права, обязанности и ответственность граждан в области
пожарной безопасности;
соблюдать правила безопасного поведения, позволяющие предупредить
возникновение опасных ситуаций в быту;
распознавать ситуации криминального характера;
знать о правилах вызова экстренных служб и ответственности за
ложные сообщения;
безопасно действовать при возникновении аварийных ситуаций
техногенного происхождения в коммунальных системах жизнеобеспечения
(водо- и газоснабжение, канализация, электроэнергетические и тепловые
сети);
безопасно действовать в ситуациях криминального характера;
безопасно действовать при пожаре в жилых и общественных зданиях, в
том числе правильно использовать первичные средства пожаротушения.
Модуль № 3 «Безопасность на транспорте»:

классифицировать виды опасностей на транспорте (наземный,
подземный, железнодорожный, водный, воздушный);
соблюдать правила дорожного движения, установленные для пешехода,
пассажира, водителя велосипеда и иных средств передвижения;
Модуль № 4 «Безопасность в общественных местах»:
характеризовать потенциальные источники опасности в общественных
местах, в том числе техногенного происхождения;
распознавать и характеризовать ситуации криминогенного и
антиобщественного характера (кража, грабёж, мошенничество, хулиганство,
ксенофобия);
соблюдать правила безопасного поведения в местах массового
пребывания людей (в толпе);
безопасно действовать при возникновении пожара и происшествиях в
общественных местах;
безопасно действовать в условиях совершения террористического акта,
в том числе при захвате и освобождении заложников;
безопасно
действовать
в
ситуациях
криминогенного
и
антиобщественного характера.
Модуль № 5 «Безопасность в природной среде»:
соблюдать правила безопасного поведения на природе;
объяснять правила безопасного поведения на водоёмах в различное
время года;
безопасно действовать при автономном существовании в природной
среде, учитывая вероятность потери ориентиров (риска заблудиться), встречи
с дикими животными, опасными насекомыми, клещами и змеями, ядовитыми
грибами и растениями;
Модуль № 6 «Здоровье и как его сохранить. Основы медицинских
знаний»:
раскрывать смысл понятий здоровья (физического и психического) и
здорового образа жизни;
характеризовать факторы, влияющие на здоровье человека;
раскрывать понятия заболеваний, зависящих от образа жизни
(физических нагрузок, режима труда и отдыха, питания, психического
здоровья и психологического благополучия);
сформировать негативное отношение к вредным привычкам
(табакокурение, алкоголизм, наркомания, игровая зависимость);
оказывать первую помощь и самопомощь при неотложных состояниях.
Модуль № 7 «Безопасность в социуме»:

соблюдать правила коммуникации с незнакомыми людьми (в том числе
с подозрительными людьми, у которых могут иметься преступные
намерения);
соблюдать правила безопасного и комфортного существования со
знакомыми людьми и в различных группах, в том числе в семье, классе,
коллективе кружка/секции/спортивной команды, группе друзей;
распознавать опасности и соблюдать правила безопасного поведения в
практике современных молодёжных увлечений.
Модуль № 8 «Безопасность в информационном пространстве»:
приводить примеры информационных и компьютерных угроз;
характеризовать потенциальные риски и угрозы при использовании сети
Интернет (далее – Интернет), предупреждать риски и угрозы в Интернете (в
том числе вовлечения в экстремистские, террористические и иные
деструктивные интернет-сообщества);
владеть принципами безопасного использования Интернета;
Модуль № 9 «Основы противодействия экстремизму и терроризму»:
объяснять понятия экстремизма, терроризма, их причины и последствия;
сформировать
негативное
отношение
к
экстремистской
и
террористической деятельности;
распознавать ситуации угрозы террористического акта в доме, в
общественном месте;
безопасно действовать при обнаружении в общественных местах
бесхозных (или опасных) вещей и предметов;
безопасно действовать в условиях совершения террористического акта,
в том числе при захвате и освобождении заложников.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

1

2

3

4

Наименование разделов и тем
программы

Модуль "Культура безопасности
жизнедеятельности в современном
обществе"

Модуль "Безопасность в быту"

Модуль "Безопасность на транспорте"

Модуль "Безопасность в общественных
местах"

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

2

https://m.edsoo.ru/7f419506
Основы безопасности
жизнедеятельности Российская электронная
школа (resh.edu.ru)
https://uchi.ru/

7

https://m.edsoo.ru/7f419506
Основы безопасности
жизнедеятельности Российская электронная
школа (resh.edu.ru)
https://uchi.ru/

6

https://m.edsoo.ru/7f419506
Основы безопасности
жизнедеятельности Российская электронная
школа (resh.edu.ru)
https://uchi.ru/

2

https://m.edsoo.ru/7f419506
Основы безопасности
жизнедеятельности Российская электронная
школа (resh.edu.ru)

https://uchi.ru/

5

6

7

8

9

Модуль "Безопасность в природной
среде"

Модуль "Здоровье и как его сохранить.
Основы медицинских знаний"

Модуль "Безопасность в социуме"

Модуль "Безопасность в
информационном пространстве"

Модуль "Основы противодействия
экстремизму и терроризму"

6

https://m.edsoo.ru/7f419506
Основы безопасности
жизнедеятельности Российская электронная
школа (resh.edu.ru)
https://uchi.ru/

4

https://m.edsoo.ru/7f419506
Основы безопасности
жизнедеятельности Российская электронная
школа (resh.edu.ru)
https://uchi.ru/

2

https://m.edsoo.ru/7f419506
Основы безопасности
жизнедеятельности Российская электронная
школа (resh.edu.ru)
https://uchi.ru/

2

https://m.edsoo.ru/7f419506
Основы безопасности
жизнедеятельности Российская электронная
школа (resh.edu.ru)
https://uchi.ru/

3

https://m.edsoo.ru/7f419506
Основы безопасности
жизнедеятельности Российская электронная
школа (resh.edu.ru)

https://uchi.ru/

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

0

0

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

1

2

3

4

Тема урока

Цель и основные понятия
предмета ФКБ

Особенности среды обитания

Опасные и аварийные ситуации в
жилище

Предупреждение бытовых травм

Всего

1

1

1

1

Контрольные
работы

Практические
работы

Дата
изучения

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

1
неделя

https://m.edsoo.ru/7f419506
Основы безопасности
жизнедеятельности Российская электронная
школа (resh.edu.ru)
https://uchi.ru/

2
неделя

https://m.edsoo.ru/7f419506
Основы безопасности
жизнедеятельности Российская электронная
школа (resh.edu.ru)
https://uchi.ru/

3
неделя

https://m.edsoo.ru/7f419506
Основы безопасности
жизнедеятельности Российская электронная
школа (resh.edu.ru)
https://uchi.ru/

4
неделя

https://m.edsoo.ru/7f419506
Основы безопасности
жизнедеятельности Российская электронная
школа (resh.edu.ru)

https://uchi.ru/

5

6

7

8

9

Безопасная эксплуатация газовых
и бытовых приборов

Безопасные действия при
затоплении квартиры

Бытовые отравления, меры
профилактики

Пожарная безопасность в быту

Средства пожаротушения

1

1

1

1

1

5
неделя

https://m.edsoo.ru/7f419506
Основы безопасности
жизнедеятельности Российская электронная
школа (resh.edu.ru)
https://uchi.ru/

6
неделя

https://m.edsoo.ru/7f419506
Основы безопасности
жизнедеятельности Российская электронная
школа (resh.edu.ru)
https://uchi.ru/

7
неделя

https://m.edsoo.ru/7f419506
Основы безопасности
жизнедеятельности Российская электронная
школа (resh.edu.ru)
https://uchi.ru/

8
неделя

https://m.edsoo.ru/7f419506
Основы безопасности
жизнедеятельности Российская электронная
школа (resh.edu.ru)
https://uchi.ru/

9
неделя

https://m.edsoo.ru/7f419506
Основы безопасности
жизнедеятельности Российская электронная
школа (resh.edu.ru)

https://uchi.ru/

10

11

12

13

14

Правила дорожного движения

Безопасность пешехода

Безопасность в общественном
транспорте

Безопасность на железнодорожном
транспорте

Безопасность на авиационном
транспорте

1

1

1

1

1

10
неделя

https://m.edsoo.ru/7f419506
Основы безопасности
жизнедеятельности Российская электронная
школа (resh.edu.ru)
https://uchi.ru/

11
неделя

https://m.edsoo.ru/7f419506
Основы безопасности
жизнедеятельности Российская электронная
школа (resh.edu.ru)
https://uchi.ru/

12
неделя

https://m.edsoo.ru/7f419506
Основы безопасности
жизнедеятельности Российская электронная
школа (resh.edu.ru)
https://uchi.ru/

13
неделя

https://m.edsoo.ru/7f419506
Основы безопасности
жизнедеятельности Российская электронная
школа (resh.edu.ru)
https://uchi.ru/

14
неделя

https://m.edsoo.ru/7f419506
Основы безопасности
жизнедеятельности Российская электронная
школа (resh.edu.ru)

https://uchi.ru/

15

16

17

18

19

Безопасность на водном транспорте

Общественные места и их
характеристики, потенциальные
источники опасности

Порядок действий при эвакуации из
общественных мест и зданий

Основные виды экстремальных
ситуаций в природных условиях

Факторы выживания в природных
условиях

1

1

1

1

1

15
неделя

https://m.edsoo.ru/7f419506
Основы безопасности
жизнедеятельности Российская электронная
школа (resh.edu.ru)
https://uchi.ru/

16
неделя

https://m.edsoo.ru/7f419506
Основы безопасности
жизнедеятельности Российская электронная
школа (resh.edu.ru)
https://uchi.ru/

17
неделя

https://m.edsoo.ru/7f419506
Основы безопасности
жизнедеятельности Российская электронная
школа (resh.edu.ru)
https://uchi.ru/

18
неделя

https://m.edsoo.ru/7f419506
Основы безопасности
жизнедеятельности Российская электронная
школа (resh.edu.ru)
https://uchi.ru/

19
неделя

https://m.edsoo.ru/7f419506
Основы безопасности
жизнедеятельности Российская электронная
школа (resh.edu.ru)

https://uchi.ru/

20

21

22

23

24

Психологические
выживания

основы

Подготовка к походу

Личное снаряжение и групповое
оборудование

Правила безопасного поведения на
природе

Общие представления о здоровье

1

1

1

1

1

20
неделя

https://m.edsoo.ru/7f419506
Основы безопасности
жизнедеятельности Российская электронная
школа (resh.edu.ru)
https://uchi.ru/

21
неделя

https://m.edsoo.ru/7f419506
Основы безопасности
жизнедеятельности Российская электронная
школа (resh.edu.ru)
https://uchi.ru/

22
неделя

https://m.edsoo.ru/7f419506
Основы безопасности
жизнедеятельности Российская электронная
школа (resh.edu.ru)
https://uchi.ru/

23
неделя

https://m.edsoo.ru/7f419506
Основы безопасности
жизнедеятельности Российская электронная
школа (resh.edu.ru)
https://uchi.ru/

24
неделя

https://m.edsoo.ru/7f419506
Основы безопасности
жизнедеятельности Российская электронная
школа (resh.edu.ru)

https://uchi.ru/

25

26

27

28

29

Факторы, влияющие на здоровье
человека, опасность вредных
привычек

Виды ранений их причины и первая
помощь

Характеристика кровотечений и
первая помощь

Общение — основа социального
взаимодействия

Безопасное поведение и
современные увлечения молодёжи

1

1

1

1

1

25
неделя

https://m.edsoo.ru/7f419506
Основы безопасности
жизнедеятельности Российская электронная
школа (resh.edu.ru)
https://uchi.ru/

26
неделя

https://m.edsoo.ru/7f419506
Основы безопасности
жизнедеятельности Российская электронная
школа (resh.edu.ru)
https://uchi.ru/

27
неделя

https://m.edsoo.ru/7f419506
Основы безопасности
жизнедеятельности Российская электронная
школа (resh.edu.ru)
https://uchi.ru/

28
неделя

https://m.edsoo.ru/7f419506
Основы безопасности
жизнедеятельности Российская электронная
школа (resh.edu.ru)
https://uchi.ru/

29
неделя

https://m.edsoo.ru/7f419506
Основы безопасности
жизнедеятельности Российская электронная
школа (resh.edu.ru)

https://uchi.ru/

30

31

32

Общие принципы безопасности в
цифровой среде

Безопасные правила цифрового
поведения

Общественно-государственная
система противодействия
экстремизму и терроризму

33

Безопасные действия при угрозе
теракта

34

Безопасные действия при
совершении теракта

30
неделя

https://m.edsoo.ru/7f419506
Основы безопасности
жизнедеятельности Российская электронная
школа (resh.edu.ru)
https://uchi.ru/

31
неделя

https://m.edsoo.ru/7f419506
Основы безопасности
жизнедеятельности Российская электронная
школа (resh.edu.ru)
https://uchi.ru/

32
неделя

https://m.edsoo.ru/7f419506
Основы безопасности
жизнедеятельности Российская электронная
школа (resh.edu.ru)
https://uchi.ru/

1

33
неделя

https://m.edsoo.ru/7f419506
Основы безопасности
жизнедеятельности Российская электронная
школа (resh.edu.ru)
https://uchi.ru/

1

34
неделя

1

1

1

https://m.edsoo.ru/7f419506
Основы безопасности
жизнедеятельности Российская электронная

школа (resh.edu.ru)
https://uchi.ru/

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

34

0

0

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Основы безопасности жизнедеятельности. 5 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / [Б. О.
Хренников, Н. В. Гололобов, Л. И. Льняная, М. В. Маслов]; под ред. С. Н. Егорова. — М.:
Просвещение, 2022. Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс: учеб. для
общеобразоват. организаций / [Б. О. Хренников, Н. В. Гололобов, Л. И. Льняная, М. В. Маслов];
под ред. С. Н. Егорова. — М.: Просвещение, 2022. Основы безопасности жизнедеятельности. 7
класс: учеб. для общеобразоват. организаций / [Б. О. Хренников, Н. В. Гололобов, Л. И. Льняная,
М. В. Маслов]; под ред. С. Н. Егорова. — М.: Просвещение, 2022.

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Основы безопасности жизнедеятельности: рабочая программа. 5—9 классы / под ред. С. Н.
Егорова. ■ Учебно-методический комплект по ФКБ, реализующий учебную программу (полный
вариант) Кто покушается на твои права и свободы: пособие для учащихся. — М.: Просвещение,
2010. Когда не один противостоишь злу...: пособие для учащихся. — М.: Просвещение, 2010.
Сальникова И. В. «Свой?» — «Чужой?» А стоит ли делить?: пособие для учащихся / И. В.
Сальникова.— М.: Просвещение, 2010. Основы безопасности жизнедеятельности. 5 класс: учеб.
для общеобразоват. организаций / [Б. О. Хренников, Н. В. Гололобов, Л. И. Льняная, М. В.
Маслов]; под ред. С. Н. Егорова. — М.: Просвещение, 2021. Основы безопасности
жизнедеятельности. 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / [Б. О. Хренников, Н. В.
Гололобов, Л. И. Льняная, М. В. Маслов]; под ред. С. Н. Егорова. — М.: Просвещение, 2021.
Основы безопасности жизнедеятельности. 7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / [Б. О.
Хренников, Н. В. Гололобов, Л. И. Льняная, Основы безопасности жизнедеятельности:
методическое пособие для учителя к завершѐнной предметной линии учебников под редакцией
С. Н. Егорова «Основы безопасности жизнедеятельности. 5 класс», «Основы безопасности

жизнедеятельности. 6 класс», «Основы безопасности жизнедеятельности. 7 класс», Терроризм —
ты под прицелом: пособие для учащихся. — М.: Просвеще¬ние.

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
https://m.edsoo.ru/7f419506
Основы безопасности жизнедеятельности - Российская электронная школа (resh.edu.ru)
https://uchi.ru/

АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ
Название рабочей
программы.
Срок, на который
разработана программа.
Место предмета в учебном
плане.

Краткая характеристика
программы:
 Цель изучения
 Задачи
 Основные разделы

Рабочая программа формирование культуры
безопасности класс
2023-2024 г.

Изучение
учебного
предмета
ФКБ
предусматривается в течении одного года, в 5
классе по 1 часу в неделю. Всего на изучение
предмета ФКБ отводится 34 часа.
Целью изучения учебного предмета ФКБ на
уровне основного общего образования является
формирование у обучающихся базового уровня
культуры безопасности жизнедеятельности в
соответствии с современными потребностями
личности, общества и государства, что
предполагает:
 способность
построения
модели
индивидуального безопасного поведения
на основе понимания необходимости
ведения здорового образа жизни, причин,
механизмов возникновения и возможных
последствий различных опасных и
чрезвычайных ситуаций, знаний и умений
применять необходимые средства и
приемы рационального и безопасного
поведения при их проявлении;
 сформированность активной жизненной
позиции,
осознанное
понимание
значимости
личного
безопасного
поведения в интересах безопасности
личности, общества и государства;
 знание и понимание роли государства и
общества в решении задач обеспечения
национальной безопасности и защиты
населения от опасных и чрезвычайных
ситуаций природного, техногенного и
социального характера.
В Программе содержание учебного
предмета ФКБ структурно представлено десятью
модулями
(тематическими
линиями),


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».