. Контрольная работа за 1 полугодие Прочитайте фрагмент народного предания и выполните задания 2–3. <…> явился к царю без поклона, в шапке. Царь посмотрел на атамана и говорит: – Слыхал я про тебя разные вести, не носить бы тебе головы на плечах, да царь милостив. Искупи свою вину, сослужи мне службу добрую. За Уралом нехоженая землица лежит, на земле той богатства несметные, ты пройди ту землю, излови хана Кучума, а людей под власть Руси подведи. <…> не стал перечить царю, вышел из царских палат. Попросил есть-пить и пошёл к своим казакам на Урал. Пришёл. Рассказал обо всём своим удалым молодцам, и начали они собираться в поход, в чужую землю, куда русская душа не хаживала. 1 2 Укажите имя персонажа, о котором ведётся речь в следующих строках народного предания. 1) Степан Разин 2) Пугачёв 3) Ермак 4) Дмитрий Пожарский Как называются использованные в предании средства художественной выразительности «служба добрая», «удалые молодцы»? Ответ: . Настоящий текст является объектом авторского права. Свободное и безвозмездное использование любых материалов, входящих в состав данного текста, ограничено использованием в личных целях и допускается исключительно в некоммерческих целях. Нарушение вышеуказанных положений является нарушением авторских прав и влечёт наступление гражданской, административной и уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. В случае самостоятельного использования материалов теста ГАОУ ДПО МЦКО не несёт ответственности за утрату актуальности текста. © Московский центр качества образования 3 Какой жанр древнерусской литературы представляет собой эпическое повествование о жизни исторического лица (служителя церкви, князя), причисленного к лику святых? 1) воинская повесть 2) житие 3) хождение 4) поучение Прочитайте фрагмент из вступления «Жития Александра Невского» и выполните задание 4. Во имя господа нашего Иисуса Христа, сына Божия. Я, жалкий и многогрешный, недалёкий умом, осмеливаюсь описать житие святого князя Александра, сына Ярославова, внука Всеволодова. Поскольку слышал из рассказов отцов своих и сам был свидетелем зрелого возраста его, то рад был поведать о святой, и честной, и славной жизни его. Но как сказал Приточник1: «В лукавую душу не войдёт премудрость: ибо на возвышенных местах пребывает она, посреди дорог стоит, при вратах людей знатных останавливается». Хотя и прост я умом, но все же начну, помолившись святой Богородице и уповая на помощь святого князя Александра. («Житие Александра Невского») 4 По канонам жития автор во вступлении 1) рассказывает о себе и о своих талантах, демонстрирует свою начитанность, цитируя духовную литературу, и гордится своей образованностью. 2) говорит о своих недостатках, потому что ещё молод, неопытен, боится нарушить канон жития, но убеждён, что всё же обладает исключительным даром слова и наделён исключительной мудростью. 3) рассказывает только о том из жизни святого, чему сам был свидетелем, и уповает только на свой писательский талант. 4) начинает повествование с молитвы и самоуничижения («Я, раб недостойный …») для создания дистанции между собой и героем жития, так как пишет словесную икону. 1 Приточник – автор притч; имеются в виду притчи царя Соломона (см. Книгу притч Соломоновых I, 20, 21). Настоящий текст является объектом авторского права. Свободное и безвозмездное использование любых материалов, входящих в состав данного текста, ограничено использованием в личных целях и допускается исключительно в некоммерческих целях. Нарушение вышеуказанных положений является нарушением авторских прав и влечёт наступление гражданской, административной и уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. В случае самостоятельного использования материалов теста ГАОУ ДПО МЦКО не несёт ответственности за утрату актуальности текста. © Московский центр качества образования Прочитайте фрагмент из «Жития Преподобного Сергия Радонежского» и выполните задание 6. Когда же минуло три дня, а четвёртый настал, взял топор и пришёл к одному старцу, живущему в монастыре, по имени Данила, и сказал ему: «Слышал, старец, что хочешь сени построить перед своей кельей. И для этого я пришёл, чтобы руки мои не бездействовали, я тебе построю». Ответил Данила: «Очень хочу и давно к этому готовлюсь, но ожидаю плотников из села, тебя просить боюсь, не знаю, какую плату возьмёшь с меня». Сказал ему Сергий: «Невеликое воздаяние потребую от тебя, – но есть ли у тебя гнилой хлеб, очень захотел я поесть такого хлеба, другого ничего не требую, не прошу у тебя платы; не говори, старец, что ожидаешь другого плотника, а не меня. Ибо кто для тебя такой плотник, как я?» Старец Данила принёс ему решето гнилых хлебов, сказав: «Если тебе захотелось этого, с радостью отдаю тебе, больше же не имею». Отвечал Сергий: «Довольно мне этого, но прибереги их до десяти часов, ибо до этого руки мои не поработали и до окончания труда плату не приму». И, сказав это, препоясал чресла крепко и начал трудиться с утра до вечера, и доски все стесал, столбы изготовил и поставил; бог помог ему и сени соорудил до вечера. Когда стемнело, в вечерний час, Данила-старец вынес ему решето хлебов, цену платы его, ибо руки его поработали. Сергий принял их, положил пред собою, сотворил молитву благословения и начал есть с водою без варева, без соли; и оба, соединив обед и ужин, всё съели. («Житие Преподобного Сергия Радонежского») 5 Почему Сергий взял за свой труд только решето гнилых хлебов? Ради чего трудился святой? Укажите все верные утверждения. 1) Сергий трудился не ради личного материального благополучия, а для пользы ближнего, гнилые хлебы же взял, потому что довольствовался малым. 2) Смысл подвижнического труда христианина не в обильном воздаянии, а в бескорыстной помощи, и, чтобы просто насытиться, а не чревоугодничать, достаточно малого – гнилых хлебов. 3) Сергий посвятил свою жизнь христианскому служению – бескорыстному и самоотверженному труду во благо людей. 4) Старец Данила очень долго ждал плотников из села, поэтому обратился к Сергию и договорился с ним за сходную плату. 5) Сергий хотел, чтобы старец Данила устыдился своей скупости и понял, что за любой труд надо платить не гнилыми хлебами, а звонкой монетой. Настоящий текст является объектом авторского права. Свободное и безвозмездное использование любых материалов, входящих в состав данного текста, ограничено использованием в личных целях и допускается исключительно в некоммерческих целях. Нарушение вышеуказанных положений является нарушением авторских прав и влечёт наступление гражданской, административной и уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. В случае самостоятельного использования материалов теста ГАОУ ДПО МЦКО не несёт ответственности за утрату актуальности текста. © Московский центр качества образования Прочитайте фрагмент об изведении святого источника из «Жития Преподобного Сергия Радонежского» и фрагмент о подготовке князя Александра к Невской битве из «Жития Александра Невского» и выполните задание 6. Из «Жития Преподобного Сергия Радонежского» Сам он вышел из монастыря, взяв с собою одного инока, и спустился с ним в лесной овраг под монастырём, где никогда не было источника воды, как о том достоверно рассказывали старожилы. Святой нашёл в канавке немного дождевой воды и, преклонив колени, начал молиться так: «Боже, Отче Господа нашего Иисуса Христа, сотворивший небо и землю и всё видимое и невидимое, создавший человека от небытия и не хотящий смерти грешников, но посылающий жизнь. Молим Тебя мы, грешные и недостойные рабы Твои: услышь нас в этот час и яви славу Твою. Как в пустыне чудодействовала Твоя крепкая десница через Моисея, источившего по Твоему повелению из камня воду, так и здесь яви Твою силу – даруй нам воду на этом месте, да разумеют все, что Ты преклоняешь слух к боящимся Тебя и воздающим славу Твоему имени, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков, аминь». Сотворив эту молитву, Преподобный осенил крестным знамением место, где стояла дождевая вода, и вдруг из-под земли забил полноводный источник, который бьёт и поныне и из которого берут воду для всех монастырских нужд, благодаря Бога и Его угодника Сергия. От воды из этого источника случались многочисленные исцеления больных, страдавших разными недугами, если болящие приходили к источнику с верой. Исцелений сподобляются не только те, кто приходит к источнику, – многие приезжают из далёких областей, черпают воду из ключа и увозят домой, чтобы напоить и окропить болящих, которые также получают исцеление. («Житие Преподобного Сергия Радонежского») Из «Жития Александра Невского» И слышал это король от страны полуночной, о таком мужестве князя Александра Ярославича, и подумал: «Пойду завоюю землю Александрову». И собрал он войско большое, наполнил многие корабли полками своими и пошёл в силе великой, злопыхая духом ратным. И когда дошёл до реки Невы, шатаясь от безумия, послал он послов к князю Александру в Новгород Великий и сказал, гордясь: «Уже я здесь, хочу попленить землю твою, – если можешь, обороняйся». Князь же Александр, когда услышал слова эти, распалился сердцем, вошёл в церковь Святой Софии, пал на колено перед алтарем и стал молиться со слезами Богу: «Боже прехвальный и праведный, Боже крепкий и великий, Боже вечный, сотворивший небо и землю, оставивший пределы народам и приказавший им жить, не переступая чужой земли!» И вспомнил песнь псаломскую и сказал: «Суди, Господи, и рассуди распрю Настоящий текст является объектом авторского права. Свободное и безвозмездное использование любых материалов, входящих в состав данного текста, ограничено использованием в личных целях и допускается исключительно в некоммерческих целях. Нарушение вышеуказанных положений является нарушением авторских прав и влечёт наступление гражданской, административной и уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. В случае самостоятельного использования материалов теста ГАОУ ДПО МЦКО не несёт ответственности за утрату актуальности текста. © Московский центр качества образования мою с обидящими меня, побори борющихся со мною; возьми оружие и щит и восстань на помощь мне». И, окончив молитву, встал и поклонился архиепископу, архиепископ же Спиридон благословил его и отпустил. Он же пошёл из церкви, утирая слёзы. И начал он крепить дружину свою и сказал: «Не в силе Бог, но в правде. Помянем песнопевца Давида: «Эти – оружием, иные – конями, мы же именем Господа Бога нашего хвалимся; поверженные, они пали, мы же восстали и стоим прямо». И сказав это, пошёл на врагов с небольшой дружиной, не дожидаясь, когда соберётся вся его сила, уповая на Святую Троицу. 6 В чём различие подвигов святых в приведённых фрагментах из житий и что объединяет образы Преподобного Сергия и благоверного князя Александра Невского? Укажите все верные утверждения. 1) Сергий Радонежский был монахом и способен был творить чудеса (водный источник в сухом месте), а Александр Невский был княземполководцем и обладал талантом стратега, не знавшего поражений, и оба этим очень гордились. 2) Христианские святые благоверный князь Александр Невский и преподобный Сергий Радонежский по-разному исполняли Божью волю (один – как воин и политик, другой – как духовный наставник, но оба, приступая ко всякому делу, обращаются с молитвой к Богу. 3) Александр Невский совершил воинский подвиг, а подвиг Сергия – созидательный труд и молитва за мир, святые уповают на Бога и служат Руси и её народу. 4) Для святых главное – духовная сила: Сергий Радонежский молится о даровании Русской земле водного источника веры, исцеляющего не только тело, но и душу, а Александр Невский молит о победе в правом бранном деле. 5) Сергий Радонежский жил в монастыре и стал знаменитым на весь мир благодаря открытию целительного источника, а Александр Невский был светским человеком, политиком и военачальником, он участвовал в военных походах и был хорошо известен во многих европейских государствах как сильный политик. Настоящий текст является объектом авторского права. Свободное и безвозмездное использование любых материалов, входящих в состав данного текста, ограничено использованием в личных целях и допускается исключительно в некоммерческих целях. Нарушение вышеуказанных положений является нарушением авторских прав и влечёт наступление гражданской, административной и уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. В случае самостоятельного использования материалов теста ГАОУ ДПО МЦКО не несёт ответственности за утрату актуальности текста. © Московский центр качества образования 7 Установите соответствие между персонажами романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка» и их поступками: для каждой позиции из первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца, обозначенную цифрой. ПОСТУПКИ ПЕРСОНАЖИ 1) спасая свою жизнь, A) Пётр Гринёв присягает Пугачёву Б) Алексей Швабрин 2) отказывается целовать В) Маша Миронова руку Пугачёву в знак благодарности за спасение от казни 3) подаёт Пугачёву список «раскраденного злодеями» добра 4) едет в Петербург «искать покровительства у сильных людей» Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. A Б В Ответ: 8 Как называется в литературоведении элемент композиции, использованный А.С. Пушкиным для создания картины тихого осеннего утра? «Утро было прекрасное, солнце освещало вершины лип, пожелтевших уже под свежим дыханием осени. Широкое озеро сияло неподвижно. Проснувшиеся лебеди важно выплывали из-под кустов, осеняющих берег». Ответ: . Настоящий текст является объектом авторского права. Свободное и безвозмездное использование любых материалов, входящих в состав данного текста, ограничено использованием в личных целях и допускается исключительно в некоммерческих целях. Нарушение вышеуказанных положений является нарушением авторских прав и влечёт наступление гражданской, административной и уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. В случае самостоятельного использования материалов теста ГАОУ ДПО МЦКО не несёт ответственности за утрату актуальности текста. © Московский центр качества образования Прочитайте фрагменты из романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка» и выполните задания 9-10 На другой день рано утром Марья Ивановна проснулась, оделась и тихонько пошла в сад. Утро было прекрасное, солнце освещало вершины лип, пожелтевших уже под свежим дыханием осени. Широкое озеро сияло неподвижно. Проснувшиеся лебеди важно выплывали из-под кустов, осеняющих берег. Марья Ивановна пошла около прекрасного луга, где только что поставлен был памятник в честь недавних побед графа Петра Александровича Румянцева. Вдруг белая собачка английской породы залаяла и побежала ей навстречу. Марья Ивановна испугалась и остановилась. В эту самую минуту раздался приятный женский голос: – Не бойтесь, она не укусит. И Марья Ивановна увидела даму, сидевшую на скамейке противу памятника. Марья Ивановна села на другом конце скамейки. Дама пристально на неё смотрела; а Марья Ивановна, со своей стороны бросив несколько косвенных взглядов, успела рассмотреть её с ног до головы. Она была в белом утреннем платье, в ночном чепце и в душегрейке. Ей казалось лет сорок. Лицо её, полное и румяное, выражало важность и спокойствие, а голубые глаза и лёгкая улыбка имели прелесть неизъяснимую. Дама первая перервала молчание. – Вы верно не здешние? – сказала она. – Точно так-с: я вчера только приехала из провинции. – Вы приехали с вашими родными? – Никак нет-с. Я приехала одна. – Одна! Но вы так ещё молоды. – У меня нет ни отца, ни матери. – Вы здесь, конечно, по каким-нибудь делам? – Точно так-с. Я приехала подать просьбу государыне. – Вы сирота: вероятно, вы жалуетесь на несправедливость и обиду? – Никак нет-с. Я приехала просить милости, а не правосудия. – Позвольте спросить, кто вы таковы? – Я дочь капитана Миронова. – Капитана Миронова! того самого, что был комендантом в одной из оренбургских крепостей? – Точно так-с. Дама, казалось, была тронута. – Извините меня, – сказала она голосом ещё более ласковым, – если я вмешиваюсь в ваши дела; но я бываю при дворе; изъясните мне, в чём состоит ваша просьба, и, может быть, мне удастся вам помочь. Марья Ивановна встала и почтительно её благодарила. Всё в неизвестной даме невольно привлекало сердце и внушало доверенность. Марья Ивановна вынула из кармана сложенную бумагу и подала её незнакомой своей покровительнице, которая стала читать её про себя. Сначала она читала с видом внимательным и благосклонным; но вдруг лицо её переменилось, – и Марья Ивановна, следовавшая глазами за всеми её Настоящий текст является объектом авторского права. Свободное и безвозмездное использование любых материалов, входящих в состав данного текста, ограничено использованием в личных целях и допускается исключительно в некоммерческих целях. Нарушение вышеуказанных положений является нарушением авторских прав и влечёт наступление гражданской, административной и уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. В случае самостоятельного использования материалов теста ГАОУ ДПО МЦКО не несёт ответственности за утрату актуальности текста. © Московский центр качества образования движениями, испугалась строгому выражению этого лица, за минуту столь приятному и спокойному. – Вы просите за Гринёва? – сказала дама с холодным видом. Императрица не может его простить. Он пристал к самозванцу не из невежества и легковерия, но как безнравственный и вредный негодяй. – Ах, неправда! – вскрикнула Марья Ивановна. – Как неправда! – возразила дама, вся вспыхнув. – Неправда, ей богу, неправда! Я знаю всё, я всё вам расскажу. Он для одной меня подвергался всему, что постигло его. И если он не оправдался перед судом, то разве потому только, что не хотел запутать меня. Тут она с жаром рассказала всё, что уже известно моему читателю. Дама выслушала её со вниманием. – Где вы остановились? – спросила она потом; и, услыша, что у Анны Власьевны, примолвила с улыбкою: – А! знаю. Прощайте, не говорите никому о нашей встрече. Я надеюсь, что вы недолго будете ждать ответа на ваше письмо. (А.С. Пушкин. «Капитанская дочка». Глава XIV) 9 Почему Маша Миронова «приехала просить милости, а не правосудия»? Укажите три верных утверждения. 1) Дочь капитана Миронова убеждена, что её жениха оговорили, а на самом деле он не встречался с бунтовщиками и ни о чём не договаривался, а мужественно защищал Оренбургскую крепость. 2) Маша Миронова понимает, что Гринёв ради её спасения пожертвовал добрым именем и по закону виновен, хотя и не изменял присяге, поэтому надеется на человечность императрицы. 3) Императрица не может простить офицера, самовольно явившегося к Пугачёву, но Маша Миронова уповает на человеческое участие государыни, которая проявит милосердие и помилует её жениха. 4) Потерявшая родителей во время бунта, Маша Миронова считает, что имеет полное право требовать от Екатерины справедливости по отношению к Гринёву, который осуждён по ложному доносу. 5) Маша Миронова верит в доброту Екатерины, которая сможет её выслушать, понять причину обращения Гринёва к Пугачёву за помощью и проявить милосердие, вопреки справедливости приговора. Настоящий текст является объектом авторского права. Свободное и безвозмездное использование любых материалов, входящих в состав данного текста, ограничено использованием в личных целях и допускается исключительно в некоммерческих целях. Нарушение вышеуказанных положений является нарушением авторских прав и влечёт наступление гражданской, административной и уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. В случае самостоятельного использования материалов теста ГАОУ ДПО МЦКО не несёт ответственности за утрату актуальности текста. © Московский центр качества образования 10 1) 2) 3) 4) 5) Сопоставьте приведённый выше эпизод разговора Маши Мироновой с Екатериной II (Глава XIV) с эпизодом разговора Гринёва с Пугачёвым (Глава XII). Какая черта характера объединяет образы Пугачёва и Екатерины в приведенных фрагментах? Укажите все верные утверждения. Чего я опасался, то и случилось, Швабрин, услыша предложение Пугачёва, вышел из себя. «Государь! – закричал он в исступлении. – Я виноват, я вам солгал, но и Гринёв вас обманывает. Эта девушка не племянница здешнего попа: она дочь Ивана Миронова, который казнён при взятии здешней крепости». Пугачёв устремил на меня огненные свои глаза. «Это что ещё?» – спросил он меня с недоумением. – Швабрин сказал тебе правду, – отвечал я с твёрдостию. – Ты мне этого не сказал, – заметил Пугачёв, у коего лицо омрачилось. – Сам ты рассуди, – отвечал я ему, – можно ли было при твоих людях объявить, что дочь Миронова жива. Да они бы её загрызли. Ничто её бы не спасло! – И то правда, – сказал смеясь Пугачев. – Мои пьяницы не пощадили бы бедную девушку. Хорошо сделала кумушка-попадья, что обманула их. – Слушай, – продолжал я, видя его доброе расположение. – Как тебя назвать не знаю, да и знать не хочу… Но бог видит, что жизнию моей рад бы я заплатить тебе за то, что ты для меня сделал. Только не требуй того, что противно чести моей и христианской совести. Ты мой благодетель. Доверши, как начал: отпусти меня с бедной сиротою, куда нам бог путь укажет. А мы, где бы ты ни был и что бы с тобою ни случилось, каждый день будем бога молить о спасении грешной твоей души… Казалось, суровая душа Пугачёва была тронута. «Ин быть по-твоему! – сказал он. – Казнить так казнить, жаловать так жаловать: таков мой обычай. Возьми себе свою красавицу; вези её, куда хочешь, и дай вам бог любовь да совет!» (А.С. Пушкин. «Капитанская дочка». Глава XII) Пугачёв и Екатерина проявляют гуманность, вопреки суровому закону крестьянской войны, требующему, чтобы люди, наделённые властью, были жестоки по отношению к своим врагам. Через мотив милосердия, присущий Пугачёву и Екатерине – А.С. Пушкин выражает главную идею повести: человечность и простота должны быть возведены в государственный принцип. А.С. Пушкин противопоставляет правосудию человечность, которую проявляют и Пугачёв, и императрица Екатерина, милуя Машу и Гринёва, именно в этом и заключается их величие. Пугачёв, как и Екатерина, гордится своей властью, позволяющей ему вершить судьбы зависящих от него людей. Пугачёв и императрица Екатерина вершат судьбы своих подданных исключительно в корыстных целях, потому требуют от окружающих почтительного обращения. Настоящий текст является объектом авторского права. Свободное и безвозмездное использование любых материалов, входящих в состав данного текста, ограничено использованием в личных целях и допускается исключительно в некоммерческих целях. Нарушение вышеуказанных положений является нарушением авторских прав и влечёт наступление гражданской, административной и уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. В случае самостоятельного использования материалов теста ГАОУ ДПО МЦКО не несёт ответственности за утрату актуальности текста. © Московский центр качества образования Прочитайте фрагмент из произведения М.Ю. Лермонтова и выполните задания 11-12 Ты хочешь знать, что делал я На воле? Жил – и жизнь моя Без этих трёх блаженных дней Была б печальней и мрачней Бессильной старости твоей. Давным-давно задумал я Взглянуть на дальние поля, Узнать, прекрасна ли земля, Узнать, для воли иль тюрьмы На этот свет родимся мы. И в час ночной, ужасный час, Когда гроза пугала вас, Когда, столпясь при алтаре, Вы ниц лежали на земле, Я убежал. О, я как брат Обняться с бурей был бы рад! Глазами тучи я следил, Рукою молнию ловил... Скажи мне, что средь этих стен Могли бы дать вы мне взамен Той дружбы краткой, но живой, Меж бурным сердцем и грозой? 11 12 13 Напишите название произведения, фрагмент из которого вы только что прочитали. Ответ: . Как в литературоведении называется художественный приём, заключающийся в резком противопоставлении образов, состояний, который М.Ю. Лермонтов использует в приведённом выше фрагменте, показывая отношение монахов и главного героя к буре («Когда гроза пугала вас» и «я, как брат, обняться с бурей был бы рад»)? Ответ: . Укажите размер по стихотворной строке (без указания количества стоп): И в час ночной, ужасный час… Ответ: . Настоящий текст является объектом авторского права. Свободное и безвозмездное использование любых материалов, входящих в состав данного текста, ограничено использованием в личных целях и допускается исключительно в некоммерческих целях. Нарушение вышеуказанных положений является нарушением авторских прав и влечёт наступление гражданской, административной и уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. В случае самостоятельного использования материалов теста ГАОУ ДПО МЦКО не несёт ответственности за утрату актуальности текста. © Московский центр качества образования 14 Что значит слово «жил» для героя произведения М.Ю. Лермонтова? Какой смысл он вкладывает в это слово? Укажите три верных утверждения. 1) Смиренной иноческой жизни в монастыре герой противопоставляет бунтарство, яркие впечатления. 2) Герой испытывает блаженство от бури чувств, ему сродни гроза, а тишина и покой обители для него подобны смерти. 3) Герой сбежал из тюрьмы, но недалеко от родного аула был пойман и возвращён обратно, поэтому живёт воспоминаниями о встрече с родными. 4) Для героя счастье – это полная свобода чувств, абсолютная воля в огромном мире, природа которого не только прекрасна, но и опасна. 5) Герой поэмы М.Ю. Лермонтова совершил необдуманный побег из монастыря, в результате чего он вступил в неравную схватку с дикой природой и получил смертельные раны. Настоящий текст является объектом авторского права. Свободное и безвозмездное использование любых материалов, входящих в состав данного текста, ограничено использованием в личных целях и допускается исключительно в некоммерческих целях. Нарушение вышеуказанных положений является нарушением авторских прав и влечёт наступление гражданской, административной и уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. В случае самостоятельного использования материалов теста ГАОУ ДПО МЦКО не несёт ответственности за утрату актуальности текста. © Московский центр качества образования Работа за 2 полугодие Прочитайте фрагмент из произведения Н.В. Гоголя «Ревизор» и выполните задание 1. ДЕЙСТВИЕ ПЯТОЕ Из явления VIII Городничий. Вот когда зарезал, так зарезал! Убит, убит, совсем убит! Ничего не вижу. Вижу какие-то свиные рыла вместо лиц, а больше ничего... Воротить, воротить его! (Машет рукою.) Куды воротить! Я, как нарочно, приказал смотрителю дать самую лучшую тройку; чёрт угораздил дать и вперёд предписание. Аммос Фёдорович (в недоумении расставляет руки). Как же это, господа? Как это, в самом деле, мы так оплошали? Городничий (бьёт себя по лбу). Как я – нет, как я, старый дурак? Выжил, глупый баран, из ума!.. Тридцать лет живу на службе; ни один купец, ни подрядчик не мог провести; мошенников над мошенниками обманывал, пройдох и плутов таких, что весь свет готовы обворовать, поддевал на уду! Трёх губернаторов обманул!.. Что губернаторов! (махнул рукой) нечего и говорить про губернаторов... Анна Андреевна. Но этого не может быть, Антоша: он обручился с Машенькой... Городничий (в сердцах). Обручился! Кукиш с маслом – вот тебе обручился! Лезет мне в глаза с обрученьем!.. (В исступлении.) Вот смотрите, смотрите, весь мир, всё христианство, все смотрите, как одурачен городничий! Дурака ему, дурака, старому подлецу! (Грозит самому себе кулаком.) Эх ты, толстоносый! Сосульку, тряпку принял за важного человека! Вон он теперь по всей дороге заливает колокольчиком! Разнесёт по всему свету историю. Мало того что пойдёшь в посмешище – найдётся щелкопёр, бумагомарака, в комедию тебя вставит. Вот что обидно! Чина, звания не пощадит, и будут все скалить зубы и бить в ладоши. Чему смеётесь? – Над собою смеётесь!.. Эх вы!.. (Стучит со злости ногами об пол.) Я бы всех этих бумагомарак! У, щелкопёры, либералы проклятые! чёртово семя! Узлом бы вас всех завязал, в муку бы стёр вас всех да черту в подкладку! в шапку туды ему!.. (Суёт кулаком и бьёт каблуком в пол. После некоторого молчания.) До сих пор не могу прийти в себя. Вот, подлинно, если бог хочет наказать, то отнимет прежде разум. Ну что было в этом вертопрахе похожего на ревизора? Ничего не было! Вот просто на полмизинца не было похожего – и вдруг все: ревизор! ревизор! Ну кто первый выпустил, что он ревизор? Отвечайте! (Н.В. Гоголь. «Ревизор») Настоящий текст является объектом авторского права. Свободное и безвозмездное использование любых материалов, входящих в состав данного текста, ограничено использованием в личных целях и допускается исключительно в некоммерческих целях. Нарушение вышеуказанных положений является нарушением авторских прав и влечёт наступление гражданской, административной и уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. В случае самостоятельного использования материалов теста ГАОУ ДПО МЦКО не несёт ответственности за утрату актуальности текста. © Московский центр качества образования 1 Установите соответствие между персонажами комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» и их высказываниями: для каждой позиции из первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. ИХ ВЫСКАЗЫВАНИЯ ПЕРСОНАЖИ 1) Я говорю всем открыто, A) Антон Антонович что беру взятки, но чем Сквозник-Дмухановский, взятки? Борзыми щенками. городничий Б) Иван Александрович Хлестаков, 2) С тех пор, как я принял начальство, – может быть, чиновник из Петербурга вам покажется даже В) Аммос Фёдорович Тяпкинневероятным, – все как Ляпкин, судья мухи выздоравливают. 3) Ведь на то живёшь, чтобы срывать цветы удовольствия. 4) Оно чем больше ломки, тем больше означает деятельности… Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. A Б В Ответ: Настоящий текст является объектом авторского права. Свободное и безвозмездное использование любых материалов, входящих в состав данного текста, ограничено использованием в личных целях и допускается исключительно в некоммерческих целях. Нарушение вышеуказанных положений является нарушением авторских прав и влечёт наступление гражданской, административной и уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. В случае самостоятельного использования материалов теста ГАОУ ДПО МЦКО не несёт ответственности за утрату актуальности текста. © Московский центр качества образования Прочитайте фрагмент из комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» и выполните задания 2–3. Хлестаков. Просто не говорите. На столе, например, арбуз – в семьсот рублей арбуз. Суп в кастрюльке прямо на пароходе приехал из Парижа; откроют крышку – пар, которому подобного нельзя отыскать в природе. Я всякий день на балах. Там у нас и вист свой составился: министр иностранных дел, французский посланник, английский, немецкий посланник и я. И уж так уморишься, играя, что просто ни на что не похоже. Как взбежишь по лестнице к себе на четвёртый этаж – скажешь только кухарке: «На, Маврушка, шинель...» Что ж я вру – я и позабыл, что живу в бельэтаже. У меня одна лестница сто'ит... А любопытно взглянуть ко мне в переднюю, когда я ещё не проснулся: графы и князья толкутся и жужжат там, как шмели, только и слышно: ж... ж... ж... Иной раз и министр... Городничий и прочие с робостью встают со своих стульев. Мне даже на пакетах пишут: «ваше превосходительство». Один раз я даже управлял департаментом. И странно: директор уехал, – куда уехал, неизвестно. Ну, натурально, пошли толки: как, что, кому занять место? Многие из генералов находились охотники и брались, но подойдут, бывало, – нет, мудрено. Кажется, и легко на вид, а рассмотришь – просто чёрт возьми! После видят, нечего делать, – ко мне. И в ту же минуту по улицам курьеры, курьеры, курьеры... можете представить себе, тридцать пять тысяч одних курьеров! Каково положение? – я спрашиваю. «Иван Александрович ступайте департаментом управлять!» Я, признаюсь, немного смутился, вышел в халате: хотел отказаться, но думаю: дойдёт до государя, ну да и послужной список тоже... «Извольте, господа, я принимаю должность, я принимаю, говорю, так и быть, говорю, я принимаю, только уж у меня: ни, ни, ни!.. Уж у меня ухо востро! уж я...» И точно: бывало, как прохожу через департамент, – просто землетрясенье, всё дрожит и трясётся как лист. Городничий и прочие трясутся от страха. Хлестаков горячится ещё сильнее. О! я шутить не люблю. Я им всем задал острастку. Меня сам государственный совет боится. Да что в самом деле? Я такой! я не посмотрю ни на кого... я говорю всем: «Я сам себя знаю, сам». Я везде, везде. Во дворец всякий день езжу. Меня завтра же произведут сейчас в фельдмарш... (Поскальзывается и чуть-чуть не шлёпается на пол, но с почтением поддерживается чиновниками.) Городничий (подходя и трясясь всем телом, силится выговорить). А вава-ва... ва... Хлестаков (быстрым, отрывистым голосом). Что такое? Городничий. А ва-ва-ва... ва... Хлестаков (таким же голосом). Не разберу ничего, всё вздор. Городничий. Ва-ва-ва... шество, превосходительство, не прикажете ли отдохнуть?.. вот и комната, и всё что нужно. Настоящий текст является объектом авторского права. Свободное и безвозмездное использование любых материалов, входящих в состав данного текста, ограничено использованием в личных целях и допускается исключительно в некоммерческих целях. Нарушение вышеуказанных положений является нарушением авторских прав и влечёт наступление гражданской, административной и уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. В случае самостоятельного использования материалов теста ГАОУ ДПО МЦКО не несёт ответственности за утрату актуальности текста. © Московский центр качества образования Хлестаков. Вздор – отдохнуть. Извольте, я готов отдохнуть. Завтрак у вас, господа, хорош... Я доволен, я доволен. (С декламацией.) Лабардан! лабардан! (Входит в боковую комнату, за ним городничий.) (Н.В. Гоголь. «Ревизор») 2 Как в литературоведении называются пояснения, которыми Н.В. Гоголь сопровождает ход действия в комедии «Ревизор», например, «Городничий и прочие с робостью встают со своих стульев», «Городничий и прочие трясутся от страха. Хлестаков горячится ещё сильнее»? Ответ: 3 4 . Чиновники уездного города приняли ложь вертопраха Хлестакова за правду проговорившегося петербургского ревизора, потому что 1) Хлестаков всё продумал и мастерски манипулирует даже опытным городничим, чтобы под благовидным предлогом не платить за гостиницу и собрать с чиновников денег. 2) предприимчивые помещики Добчинский и Бобчинский сумели всех убедить в том, что Хлестаков – ревизор. 3) все чиновники так глупы, что готовы принять за ревизора любого приехавшего в город незнакомца, и им совершенно безразлично то, что он о себе рассказывает. 4) Хлестаков не столько лжёт, сколько увлечённо фантазирует от презрения к своему действительному положению и невольно отвечает ожиданиям своих слушателей, которые со страху приняли его за ревизора. Как зовут персонажа из повести И.С. Тургенева «Ася», о котором ведётся речь в следующих строках произведения. Есть на свете такие счастливые лица: глядеть на них всякому любо, точно они греют вас или гладят. У <…> было именно такое лицо, милое, ласковое, с большими мягкими глазами и мягкими курчавыми волосами. Говорил он так, что даже не видя его лица, вы по одному звуку его голоса чувствовали, что он улыбается. Ответ: . Настоящий текст является объектом авторского права. Свободное и безвозмездное использование любых материалов, входящих в состав данного текста, ограничено использованием в личных целях и допускается исключительно в некоммерческих целях. Нарушение вышеуказанных положений является нарушением авторских прав и влечёт наступление гражданской, административной и уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. В случае самостоятельного использования материалов теста ГАОУ ДПО МЦКО не несёт ответственности за утрату актуальности текста. © Московский центр качества образования Прочитайте фрагмент из повести И.С. Тургенева «Ася» и выполните задания 5–6. И вот я, двадцатилетний малый, очутился с тринадцатилетней девочкой на руках! В первые дни после смерти отца, при одном звуке моего голоса, её била лихорадка, ласки мои повергали её в тоску, только понемногу, исподволь, привыкла она ко мне. Правда, потом, когда она убедилась, что я точно признаю её за сестру и полюбил её, как сестру, она страстно ко мне привязалась: у ней ни одно чувство не бывает вполовину. Я привёз её в Петербург. Как мне ни больно было с ней расстаться, – жить с ней вместе я никак не мог; я поместил её в один из лучших пансионов. Ася поняла необходимость нашей разлуки, но начала с того, что заболела и чуть не умерла. Потом она обтерпелась и выжила в пансионе четыре года; но, против моих ожиданий, осталась почти такою же, какою была прежде. Начальница пансиона часто жаловалась мне на неё. «И наказать её нельзя, – говаривала она мне, – и на ласку она не подаётся». Ася была чрезвычайно понятлива, училась прекрасно, лучше всех; но никак не хотела подойти под общий уровень, упрямилась, глядела букой... Я не мог слишком винить её: в её положении ей надо было либо прислуживаться, либо дичиться. Изо всех подруг она сошлась только с одной, некрасивой, загнанной и бедной девушкой. Остальные барышни, с которыми она воспитывалась, большей частью из хороших фамилий, не любили её, язвили её и кололи, как только могли; Ася им на волос не уступала. Однажды на уроке из закона божия преподаватель заговорил о пороках. «Лесть и трусость – самые дурные пороки», – громко промолвила Ася. Словом, она продолжала идти своей дорогой; только манеры её стали лучше, хотя и в этом отношении она, кажется, не много успела. Наконец ей минуло семнадцать лет; оставаться ей долее в пансионе было невозможно. Я находился в довольно большом затруднении. Вдруг мне пришла благая мысль: выйти в отставку, поехать за границу на год или на два и взять Асю с собой. Задумано – сделано; и вот мы с ней на берегах Рейна, где я стараюсь заниматься живописью, а она ... шалит и чудит попрежнему. Но теперь я надеюсь, что вы не станете судить её слишком строго; а она хоть и притворяется, что ей всё нипочём, – мнением каждого дорожит, вашим же мнением в особенности. И Гагин опять улыбнулся своей тихой улыбкой. Я крепко стиснул ему руку. – Всё так, – заговорил опять Гагин, – но с нею мне беда. Порох она настоящий. До сих пор ей никто не нравился, но беда, если она кого полюбит! Я иногда не знаю, как с ней быть. На днях она что вздумала: начала вдруг уверять меня, что я к ней стал холоднее прежнего и что она одного меня любит и век будет меня одного любить... И при этом так расплакалась... – Так вот что... – промолвил было я и прикусил язык. – А скажите-ка мне, – спросил я Гагина: дело между нами пошло на Настоящий текст является объектом авторского права. Свободное и безвозмездное использование любых материалов, входящих в состав данного текста, ограничено использованием в личных целях и допускается исключительно в некоммерческих целях. Нарушение вышеуказанных положений является нарушением авторских прав и влечёт наступление гражданской, административной и уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. В случае самостоятельного использования материалов теста ГАОУ ДПО МЦКО не несёт ответственности за утрату актуальности текста. © Московский центр качества образования откровенность, – неужели в самом деле ей до сих пор никто не нравился? В Петербурге видела же она молодых людей? – Они-то ей и не нравились вовсе. Нет, Асе нужен герой, необыкновенный человек – или живописный пастух в горном ущелье. А впрочем, я заболтался с вами, задержал вас, – прибавил он, вставая. – Послушайте, – начал я, – пойдёмте к вам, мне домой не хочется. – А работа ваша? Я ничего не ответил; Гагин добродушно усмехнулся, и мы вернулись в Л. Увидев знакомый виноградник и белый домик на верху горы, я почувствовал какую-то сладость – именно сладость на сердце. Мне стало легко после гагинского рассказа. (И.С. Тургенев. «Ася») 5 6 В приведённом выше фрагменте герои общаются между собой, обмениваясь репликами. Как называется данный композиционный приём? Ответ: . Как вы понимаете слова брата Аси «беда, если она кого-нибудь полюбит»? Укажите три верных утверждения. 1) Ася слишком избалованная и изнеженная барышня, своим своевольным характером она испортит жизнь всем окружающим так же, как испортила карьеру брату. 2) Ася очень искренна, она мечтает о необыкновенном человеке, поэтому полюбит того, в ком увидит свой идеал, а в этом случае разочарование неизбежно. 3) Гагин понимает, что её любовь будет трагична, потому что у сестры честный и прямой характер, она не умеет приспосабливаться. 4) Искренность, непосредственность Аси сильнее «хороших манер», это может испугать её избранника, Гагин, болея душой за сестру, предвидит её разочарование в любви. 5) Гагин боится непредсказуемых поступков Аси и не хочет терять покоя, он не знает, как надо пресекать выходки сестры, чтобы не испортить отношения с окружающими. Настоящий текст является объектом авторского права. Свободное и безвозмездное использование любых материалов, входящих в состав данного текста, ограничено использованием в личных целях и допускается исключительно в некоммерческих целях. Нарушение вышеуказанных положений является нарушением авторских прав и влечёт наступление гражданской, административной и уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. В случае самостоятельного использования материалов теста ГАОУ ДПО МЦКО не несёт ответственности за утрату актуальности текста. © Московский центр качества образования Прочитайте фрагмент из произведения Л.Н. Толстого «После бала» (эпизод на балу) и выполните задания 7–10. Отец Вареньки был очень красивый, статный, высокий и свежий старик. Лицо у него было очень румяное, с белыми 2 à la Nicolas I подвитыми усами, белыми же, подведёнными к усам бакенбардами и с зачёсанными вперед височками, и та же ласковая, радостная улыбка, как и у дочери, была в его блестящих глазах и губах. Сложен он был прекрасно, с широкой, небогато украшенной орденами, выпячивающейся по-военному грудью, с сильными плечами и длинными стройными ногами. Он был воинский начальник типа старого служаки николаевской выправки. Когда мы подошли к дверям, полковник отказывался, говоря, что он разучился танцевать, но всё-таки, улыбаясь, закинув на левую сторону руку, вынул шпагу из портупеи, отдал её услужливому молодому человеку и, натянув замшевую перчатку на правую руку, – «надо всё по закону», – улыбаясь, сказал он, взял руку дочери и стал в четверть оборота, выжидая такт. Дождавшись начала мазурочного мотива, он бойко топнул одной ногой, выкинул другую, и высокая, грузная фигура его то тихо и плавно, то шумно и бурно, с топотом подошв и ноги об ногу, задвигалась вокруг залы. Грациозная фигура Вареньки плыла около него, незаметно, вовремя укорачивая или удлиняя шаги своих маленьких белых атласных ножек. Вся зала следила за каждым движением пары. Я же не только любовался, но с восторженным умилением смотрел на них. Особенно умилили меня его сапоги, обтянутые штрипками, – хорошие опойковые сапоги, но не модные, с острыми, а старинные, с четвероугольными носками и без каблуков, Очевидно, сапоги были построены батальонным сапожником. «Чтобы вывозить и одевать любимую дочь, он не покупает модных сапог, а носит домодельные», – думал я, и эти четвероугольные носки сапог особенно умиляли меня. Видно было, что он когда-то танцевал прекрасно, но теперь был грузен, и ноги уже не были достаточно упруги для всех тех красивых и быстрых па, которые он старался выделывать. Но он всё-таки ловко прошёл два круга. Когда же он, быстро расставив ноги, опять соединил их и, хотя и несколько тяжело, упал на одно колено, а она, улыбаясь и поправляя юбку, которую он зацепил, плавно прошла вокруг него, все громко зааплодировали. С некоторым усилием приподнявшись, он нежно, мило обхватил дочь руками за уши и, поцеловав в лоб, подвёл её ко мне, думая, что я танцую с ней. Я сказал, что не я её кавалер. – Ну, всё равно, пройдитесь теперь вы с ней, – сказал он, ласково улыбаясь и вдевая шпагу в портупею. (Л.Н. Толстой. «После бала») 2 как у Николая I. Настоящий текст является объектом авторского права. Свободное и безвозмездное использование любых материалов, входящих в состав данного текста, ограничено использованием в личных целях и допускается исключительно в некоммерческих целях. Нарушение вышеуказанных положений является нарушением авторских прав и влечёт наступление гражданской, административной и уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. В случае самостоятельного использования материалов теста ГАОУ ДПО МЦКО не несёт ответственности за утрату актуальности текста. © Московский центр качества образования 7 8 9 10 К какому жанру относится произведение Л.Н. Толстого «После бала»? Ответ: . От чьего лица ведётся повествование в произведении Л.Н. Толстого «После бала»? Ответ: . Как называется значимая подробность, являющаяся средством художественной характеристики (например, отмеченные героемповествователем усы, как у Николая I, замшевая перчатка, старинные сапоги «с четвероугольными носками») отца Вареньки? Ответ: . Почему полковник надевает перед танцем замшевую перчатку? Какое качество характера героя проявляется в этой подробности? Укажите три верных утверждения. 1) Полковник во всём следует установленному регламенту, поэтому даже с дочерью танцует, не нарушив этикета (дама и кавалер должны быть в перчатках). 2) Отец Вареньки хочет покрасоваться перед всеми, кто помнит, как он хорошо танцевал в далёкой молодости. 3) Полковник смущён: у него старомодные сапоги, поэтому щегольские перчатки несколько украсят его мундир. 4) Даже в мелочах отец Вареньки, как старый служака, действует по закону. 5) Полковник всегда и во всём действует в соответствии с существующими правилами и никогда их не нарушает. Настоящий текст является объектом авторского права. Свободное и безвозмездное использование любых материалов, входящих в состав данного текста, ограничено использованием в личных целях и допускается исключительно в некоммерческих целях. Нарушение вышеуказанных положений является нарушением авторских прав и влечёт наступление гражданской, административной и уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. В случае самостоятельного использования материалов теста ГАОУ ДПО МЦКО не несёт ответственности за утрату актуальности текста. © Московский центр качества образования Прочитайте фрагмент из произведения Л.Н. Толстого «После бала» (эпизод на плацу) и выполните задание 11. При каждом ударе наказываемый, как бы удивляясь, поворачивал сморщенное от страдания лицо в ту сторону, с которой падал удар, и, оскаливая белые зубы, повторял какие-то одни и те же слова. Только когда он был совсем близко, я расслышал эти слова. Он не говорил, а всхлипывал: «Братцы, помилосердуйте. Братцы, помилосердуйте». Но братцы не милосердовали, и, когда шествие совсем поравнялось со мною, я видел, как стоявший против меня солдат решительно выступил шаг вперёд и, со свистом взмахнув палкой, сильно шлёпнул ею по спине татарина. Татарин дёрнулся вперёд, но унтер-офицеры удержали его, и такой же удар упал на него с другой стороны, и опять с этой, и опять с той. Полковник шёл подле и, поглядывая то себе под ноги, то на наказываемого, втягивал в себя воздух, раздувая щёки, и медленно выпускал его через оттопыренную губу. Когда шествие миновало то место, где я стоял, я мельком увидал между рядов спину наказываемого. Это было что-то такое пёстрое, мокрое, красное, неестественное, что я не поверил, чтобы это было тело человека. – О Господи, – проговорил подле меня кузнец. Шествие стало удаляться, всё так же падали с двух сторон удары на спотыкающегося, корчившегося человека, и всё так же били барабаны и свистела флейта, и всё так же твёрдым шагом двигалась высокая, статная фигура полковника рядом с наказываемым. Вдруг полковник остановился и быстро приблизился к одному из солдат. – Я тебе помажу, – услыхал я его гневный голос. – Будешь мазать? Будешь? И я видел, как он своей сильной рукой в замшевой перчатке бил по лицу испуганного малорослого, слабосильного солдата за то, что он недостаточно сильно опустил свою палку на красную спину татарина. – Подать свежих шпицрутенов! – крикнул он, оглядываясь, и увидел меня. Делая вид, что он не знает меня, он, грозно и злобно нахмурившись, поспешно отвернулся. Мне было до такой степени стыдно, что, не зная, куда смотреть, как будто я был уличён в самом постыдном поступке, я опустил глаза и поторопился уйти домой. Всю дорогу в ушах у меня то била барабанная дробь и свистела флейта, то слышались слова: «Братцы, помилосердуйте», то я слышал самоуверенный, гневный голос полковника, кричащего: «Будешь мазать? Будешь?» А между тем на сердце была почти физическая, доходившая до тошноты, тоска, такая, что я несколько раз останавливался, и мне казалось, что вот-вот меня вырвет всем тем ужасом, который вошёл в меня от этого зрелища. (Л.Н. Толстой. «После бала») Настоящий текст является объектом авторского права. Свободное и безвозмездное использование любых материалов, входящих в состав данного текста, ограничено использованием в личных целях и допускается исключительно в некоммерческих целях. Нарушение вышеуказанных положений является нарушением авторских прав и влечёт наступление гражданской, административной и уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. В случае самостоятельного использования материалов теста ГАОУ ДПО МЦКО не несёт ответственности за утрату актуальности текста. © Московский центр качества образования 10 Сопоставьте поведение полковника в приведённом выше эпизоде на балу с эпизодом на плацу из произведения Л.Н. Толстого «После бала». Можно ли утверждать, что отец Вареньки лицемерен? Укажите номер одного верного утверждения. 1) Полковник только кажется добрым и заботливым отцом, а на самом деле он жесток и груб, но тщательно это скрывает. 2) Отец Вареньки во всём руководствуется законом, поэтому с дочерью он танцует в соответствии с требованиями этикета, в перчатках, и в этих же перчатках наказывает солдата-дезертира, требуя добросовестности от подчинённых. 3) Восторженный герой не мог уснуть после бала, поэтому бродил по улицам и случайно стал свидетелем экзекуции, которой руководил отец Вареньки. 4) Не ожидая встретить жениха дочери, полковник беспощадно бьёт солдата, пожалевшего татарина, потому что уверен, что его поступки останутся безнаказанными. Настоящий текст является объектом авторского права. Свободное и безвозмездное использование любых материалов, входящих в состав данного текста, ограничено использованием в личных целях и допускается исключительно в некоммерческих целях. Нарушение вышеуказанных положений является нарушением авторских прав и влечёт наступление гражданской, административной и уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. В случае самостоятельного использования материалов теста ГАОУ ДПО МЦКО не несёт ответственности за утрату актуальности текста. © Московский центр качества образования 11 Как в литературоведении называется средство художественной выразительности, представляющее собой скрытое сравнение на основе неожиданного сходства разных предметов или явлений (например, «не удалось им на осиновый шест водрузить головы моей парус», «пучились в сердце жабьи глаза грустящей в закат деревни»)? Ответ: . Настоящий текст является объектом авторского права. Свободное и безвозмездное использование любых материалов, входящих в состав данного текста, ограничено использованием в личных целях и допускается исключительно в некоммерческих целях. Нарушение вышеуказанных положений является нарушением авторских прав и влечёт наступление гражданской, административной и уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. В случае самостоятельного использования материалов теста ГАОУ ДПО МЦКО не несёт ответственности за утрату актуальности текста. © Московский центр качества образования Прочитайте фрагменты из главы «Переправа» поэмы А.Т. Твардовского «Василий Тёркин» и выполните задания 12-13. А) Переправа, переправа! Берег левый, берег правый, Снег шершавый, кромка льда… Кому память, кому слава, Кому тёмная вода, – Ни приметы, ни следа. Б) Тем путём идут суровым, Что и двести лет назад Проходил с ружьём кремнёвым Русский труженик-солдат. В) Переправа, переправа! Пушки бьют в кромешной мгле. Бой идёт святой и правый. Смертный бой не ради славы, Ради жизни на земле… (А.Т. Твардовский. «Василий Тёркин») Настоящий текст является объектом авторского права. Свободное и безвозмездное использование любых материалов, входящих в состав данного текста, ограничено использованием в личных целях и допускается исключительно в некоммерческих целях. Нарушение вышеуказанных положений является нарушением авторских прав и влечёт наступление гражданской, административной и уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. В случае самостоятельного использования материалов теста ГАОУ ДПО МЦКО не несёт ответственности за утрату актуальности текста. © Московский центр качества образования 12 Какой способ рифмовки использует поэт во второй строфе (Б)? Ответ: 13 . Установите соответствие между строфами из главы «Переправа» поэмы А.Т. Твардовского «Василий Тёркин», обозначенными буквами, и верными комментариями к ним. Вставьте в таблицу номера комментариев, соответствующих буквам строф. 1) Первый взвод смог закрепиться на правом берегу после переправы. 2) Как и двести лет назад, на этой войне главный герой и труженик – простой русский солдат, повторивший трудный путь своих предков. 3) Во время трудной переправы многим безымянным героям суждено без следа сгинуть в тёмной воде. 4) Фашисты, осветив прожекторами реку, открыли артиллерийский огонь по понтонам. 5) Под огнём разрывающихся снарядов, в ледяной воде бойцы, смело глядя в глаза смерти, продолжают переправу ради мира, а не для наград и почестей. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. A Б В Ответ: Настоящий текст является объектом авторского права. Свободное и безвозмездное использование любых материалов, входящих в состав данного текста, ограничено использованием в личных целях и допускается исключительно в некоммерческих целях. Нарушение вышеуказанных положений является нарушением авторских прав и влечёт наступление гражданской, административной и уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. В случае самостоятельного использования материалов теста ГАОУ ДПО МЦКО не несёт ответственности за утрату актуальности текста. © Московский центр качества образования Ответы на задания Работа за 1 полугодие Работа за 2 полугодие Номер Ответ Макс. задания балл 1 3 1 2 постоянные эпитеты; 1 постоянный эпитет; эпитет 3 2 1 4 4 1 5 123 2 6 234 2 7 214 2 8 9 10 11 пейзаж 235 235 Мцыри 1 2 2 1 12 13 антитеза четырёхстопный ямб; ямб 124 1 1 14 Номер задания 1 2 3 Ответ Макс. балл 431 ремарка; ремарки 4 3 1 1 1 1 3 1 1 12 Гагин диалог 234 рассказ Иван Васильевич; от лица главного героя Ивана Васильевича; от первого лица деталь;художественная деталь 2 метафора; развёрнутая метафора перекрёстная 13 325 3 4 5 6 7 8 9 10 11 2 Настоящий текст является объектом авторского права. Свободное и безвозмездное использование любых материалов, входящих в состав данного текста, ограничено использованием в личных целях и допускается исключительно в некоммерческих целях. Нарушение вышеуказанных положений является нарушением авторских прав и влечёт наступление гражданской, административной и уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. В случае самостоятельного использования материалов теста ГАОУ ДПО МЦКО не несёт ответственности за утрату актуальности текста. © Московский центр качества образования 1 1 1 1