Рабочая программа курса внеурочной деятельности Функциональная грамотность (1-4 классы)

2

СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка

3

Общая характеристика учебного курса

3

Цели и задачи изучения учебного курса

3

Место учебного курса в учебном плане

4

Планируемые образовательные результаты

4

Оценка достижения планируемых результатов

5

Содержание учебного курса

5

Тематическое и календарно-тематическое планирование

6

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

17

3

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа курса учебного курса для 1 –4 классов «Функциональная грамотность» разработана в
соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,
требованиями к основной образовательной программе начального общего образования.
Программа «Функциональная грамотность» составлена на основе авторского курса программы «Функциональная
грамотность» (авторы-составители М.В. Буряк, С.А. Шейкина).
Программа «Функциональная грамотность» учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности
младшего школьника.
Программа курса «Функциональная грамотность» рассчитана на 85 часов и предполагает срок реализации 4 года (1-4 класс):
1 класс – 33 часа
2 класс – 34 часа
3 класс – 34 часа
4 класс – 34 часа
В первом полугодии проводятся занятия по формированию читательской и естественнонаучной грамотности, во 2
полугодии - по формированию математической и финансовой грамотности. Если учитель считает необходимым,
последовательность проведения занятий можно изменить.
Рабочая программа воспитания МБОУ СОШ №9 реализуется в том числе и через использование воспитательного
потенциала уроков учебного курса «Функциональная грамотность». Эта работа осуществляется в следующих формах:
Выбор и использование на уроках методов, методик, технологий, оказывающих воспитательное воздействие на личность в
соответствии с воспитательным идеалом, целью и задачами воспитания.
Инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в форме включения в урок различных
исследовательских заданий и задач, что дает возможность обучающимся приобрести навыки самостоятельного
теоретической проблемы, генерирования и оформления уважительного отношения к чужим идеям, публичного
аргументирования и отстаивания своей точки зрения. Использование воспитательных возможностей содержания учебного
предмета для формирования у обучающихся российских традиционных духовно-нравственных и социокультурных
ценностей через подбор соответствующих текстов для чтения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе.
Инициирование обсуждений, высказываний своего мнения, выработки своего личностного отношения к изучаемым
событиям, явлениям, лицам.
Учебный процесс учащихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основе адаптированных
общеобразовательных программ начального общего образования при одновременном сохранении коррекционной
направленности педагогического процесса, которая реализуется через допустимые изменения в структурировании
содержания, специфические методы, приемы работы.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА «ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ»
Учебый курс позволяет выработать у школьников способность вступать в отношения с внешней средой и
максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от элементарной грамотности как способности
личности читать, понимать, составлять простые короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия,
функциональная грамотность есть интегрирующий уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное
функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для
осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА «ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ
ГРАМОТНОСТЬ»

Цель программы: создание условий для развития функциональной грамотности.
Программа разбита на четыре блока: «Читательская грамотность», «Математическая грамотность», «Финансовая
грамотность» и «Естественно-научная грамотность».
Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие способности учащихся к осмыслению
письменных текстов и рефлексией на них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития
знаний и возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание
текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления жизненных целей.
Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у обучающихся способности
определять и понимать роль математики в мире, в котором они живут, высказывать хорошо обоснованные математические
суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие
созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие экономического образа мышления,
воспитание ответственности нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта
применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

4

Целью изучения блока «Естественно-научная грамотность» является формирование у обучающихся способности
использовать естественно-научные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы
и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы
необходимы для понимания окружающего мира, тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для
принятия соответствующих решений.

МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА «ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования учебный
курс «Функциональная грамотность», является курсом в части формируемой участниками образовательных отношений и
преподаётся в начальной школе 1 по 4 класс включительно. Содержание курса «Функциональная грамотность» структурно
представлено разделами (тематическими линиями), обеспечивающими непрерывность изучения курса на протяжении всего
курса школьного обучения.
Изучение курса «Функцинальная грамотность» предполагает активную социо-культурную деятельность обучающихся,
участие в мероприятиях, концертах, театрализованных действиях, в том числе основанных на межпредметных связях с
такими дисциплинами образовательной программы, как «Литературное чтение», «Окружающий мир», «Математика»,
«Иностранный язык» и др.
Формы организации занятий:
 Предметные недели;
 Библиотечные уроки;
 Деловые беседы;
 Участие в научно-исследовательских дискуссиях;
 Практические упражнения.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Специфика содержания курса «Функциональная грамотность» обусловливает тесное взаимодействие, смысловое
единство трёх групп результатов: личностных, метапредметных и предметных.
Личностные результаты изучения курса:
- осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии
решений о семейном бюджете;
- овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые
вычисления в области семейных финансов;
- осознавать личную ответственность за свои поступки;
- уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях.
Метапредметные результаты изучения курса:
Познавательные:
- осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследованиями;
- использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;
- овладевать
логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и
причинно-следственных связей, построений рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию,
полученную от окружающих;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
- проявлять познавательную и творческую инициативу;
- принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;
- контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;
- уметь отличать правильно выполненное задание от неверного; - оценивать правильность выполнения действий:
самооценка и взаимооценка, знакомство с критериями оценивания.
Коммуникативные:
- адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать
предметное содержание и условия деятельности в речи;

5

- слушать и понимать речь других;
- совместно договариваться о правилах работы в группе;
- доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения
или небольшого текста);
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:
- способность понимать, использовать, оценивать тексты размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать
своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни;
- умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
- умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
- умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с поставленной учебной задачей.
Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»:- способность осваивать и
использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для
объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов;
- способность понимать основные; особенности естествознания как формы человеческого познания.
Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:
- способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах;
- способность проводить математические рассуждения;
- способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказывать явления;
- способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые
необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку.
Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:
- понимание и правильное использование финансовых терминов;
- представление о семейных расходах и доходах;
- умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета;
- представление о различных видах семейных доходов;
- представление о различных видах семейных расходов;
- представление о способах экономии семейного бюджета.

ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Обучение ведется на безотметочной основе. В конце каждой четверти дети создают совместные коллективные работы.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
- степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;
- поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты;
- результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется,
справляются ли ученики с ними самостоятельно;
- косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по математике, русскому
языку, окружающему миру, литературному чтению и др.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

Читательская грамотность: понятия «художественный» и «научно-познавательный»; жанровое сходство и различия
художественных и научно-познавательных текстов; составление характеристики героев прочитанных произведений;
деление текстов на части, составление плана; ответы по содержанию прочитанных произведений, эмоциональная и
личностная оценка.
Математическая грамотность: нахождение значений математических выражений, составление числовых выражений и
нахождение их значений. Состав чисел, задание на нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на
увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, чтение и заполнение таблиц, столбчатых диаграмм
Финансовая грамотность: деньги, аверс и реверс монеты, кредиты, вклады, банковская карта, правила безопасного
использования банковских карт, фальшивые и повреждённые деньги, средства защиты российских банкнот, валюта.
Естественно - научная грамотность: наблюдения и простейшие эксперименты с яблоком, овощами, мёдом, лесной землёй,
песком, глиной. Состав почвы, перегной. Состав и свойства древесины. Названия овощей, выделение среди овощей
корнеплодов. Названия частей растений, виды корней, свойства корней. Представление о позвоночных животных.

6

Содержание программы 1 класс (33 ч)
Тематическое планирование
№
п/
п

1.

Раздел

Кол-во
часов

Читательская грамотность

8

Содержание

Формы
проведения
занятий

Виталий Бианки. Хвосты

Библиотечные
уроки;
Русская народная сказка. Деловые
Тремок
беседы;
Участие
Владимир
в научноСутеев. Умелые руки
исследовательс
ких
Геннадий Цыферов.
дискуссиях;
Петушок и солнышко
Практические
упражнения
Русская сказка. Петушок и
бобовое зернышко

Электро
нные
(цифров
ые)
образов
ательн
ые
ресурсы
Образовате
льная
платформа:
Российская
электронна
я
школа
https://resh.
edu.ru

Русская сказка. Каша из
топора
Русская народная сказка.
Лиса и журавль
Евгений
Пермяк.
Торопливый ножик
Итого
2.

Математическая
грамотность

8,0
8

Русская народная сказка.
Курочка Ряба
Русская народная сказка.
Колобок
Русская народная сказка.
Репка
Русская народная сказка.
Волк и семеро козлят

Библиотечные
уроки;
Деловые
беседы;
Участие
в научноисследовательс
ких
дискуссиях;
Практические
упражнения

Образов
ательна
я
платфо
рма:
https://u
rokicd.r
u

Русская народная сказка.
Сестрица
Аленушка
и
братец Иванушка
Русская народная сказка.
Три медведя.
Русская народная сказка.
Лиса и волк
7

Русская народная сказка.
Два жадных медвежонка
3.

Итого
Финансовая грамотность

8,0
8

К.
Чуковский.
Цокртуха.

Муха

Библиотечные
уроки;
Деловые
беседы;
Участие
в научноисследовательс
ких
дискуссиях;
Практические
упражнения

Образовате
льная
платформа:
Российская
электронна
я
школа
https://resh.
edu.ru

К.
Чуковский.
Цокртуха.

Муха

Русская народная сказка. Библиотечные
Сестрица
Аленушка
и уроки;
братец Иванушка
Деловые
беседы;
Пятачок, Винни- Пух и воз- Участие
душный шарик
в научноисследовательс
Про репку и другие ких
корнеплоды
дискуссиях;
Практические
Плывёт, плывёт кораблик
упражнения
Снегурочка

Образовате
льная
платформа:
Российская
электронна
я
школа
https://resh.
edu.ru

А. Толской. Приключение
Буратино
А. Толской. Приключение
Буратино
С. Михалков.
Как мужик корову продавал
Лесной банк
Русская народная сказка.
Вершки и корешки
Русская народная сказка.
Лисичка со скалочкой
Итого
4.

Естественно-научная
грамотность

8,0
7

Как делили апельсин
Крошка
Енот и
Тот, кто сидит в пруду
Иванова соль
Итого

7,0

Итог: 33 ч.

8

Календарно-тематическое планирование (1 класс)
№
п/п

Тема занятия

Всего часов

В том числе
Теория

Практика

Блок «Читательская грамотность»
Виталий Бианки. Хвосты
Русская народная сказка. Тремок
Владимир Сутеев. Умелые руки
Геннадий Цыферов. Петушок и
солнышко
Русская сказка. Петушок и бобовое
5.
зернышко
6. Русская сказка. Каша из топора
7. Русская народная сказка. Лиса и
журавль
8. Евгений Пермяк. Торопливый ножик
Блок «Математическая грамотность»
9. Русская народная сказка. Курочка Ряба
10. Русская народная сказка.

1.
2.
3.
4.

1
1
1
1

0,5
0,5
0,5
0,5

0,5
0,5
0,5
0,5

1

0,5

0,5

1
1

0,5
0,5

0,5
0,5

1

0,5

0,5

1
1

0,5
0,5

0,5
0,5

Колобок
11. Русская народная сказка.

1

0,5

0,5

Репка
12. Русская народная сказка.

1

0,5

0,5

Волк и семеро козлят
13. Русская народная сказка. Сестрица
Аленушка и братец Иванушка

1

0,5

0,5

14. Русская народная сказка. Три медведя.
15. Русская народная сказка. Лиса и волк
16. Русская народная сказка. Два жадных

1
1
1

0,5
0,5
0,5

0,5
0,5
0,5

1
1
1
1
1

0,5
0,5
0,5
0,5
0,5

0,5
0,5
0,5
0,5
0,5

1
1

0,5
0,5

0,5
0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

медвежонка
Блок «Финансовая грамотность»
17. К. Чуковский. Муха Цокртуха.
18. К. Чуковский. Муха Цокртуха.
19. А. Толской. Приключение Буратино
20. А. Толской. Приключение Буратино
21. С. Михалков.
Как мужик корову продавал

22. Лесной банк
23. Русская народная сказка. Вершки и

корешки
24. Русская народная сказка. Лисичка со
скалочкой
Блок «Естественно-научная грамотность»
25. Русская народная сказка. Сестрица
Аленушка и братец Иванушка

9

26. Пятачок, Винни- Пух и воздушный

1

0,5

0,5

29.

1
1
1

0,5
0,5
0,5

0,5
0,5
0,5

1
1
1
1

0,5
0,5
0,5
0,5

0,5
0,5
0,5
0,5

шарик
27. Про репку и другие корнеплоды
28. Плывёт, плывёт кораблик
Снегурочка

30. Как делили апельсин
31. Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду
32. Иванова соль
33. Иванова соль
Итог: 33 ч.

Содержание программы 2 класс (34 ч)
Тематическое планирование
№
п/
п

1.

Раздел

Кол-во
часов

Читательская грамотность

6

Содержание

Формы
проведения
занятий

Михаил Пришвин.
Беличья память

Библиотечные
уроки;
Деловые
беседы;
Участие
в научноисследовательс
ких
дискуссиях;
Практические
упражнения

Про беличьи запасы
Беличьи деньги
Про белочку и погоду
И. Соколов- Микитов.
В берлоге

Электро
нные
(цифров
ые)
образов
ательн
ые
ресурсы
Образовате
льная
платформа:
Российская
электронна
я
школа
https://resh.
edu.ru

Медвежье потомство
2.

Итого
Финансовая грамотность

6,0
8

Повреждённые
фальшивые деньги
Лесные сладкоежки
Лев Толстой. Зайцы
Про зайчат и зайчиху
Банковская карта

и Библиотечные
уроки;
Деловые
беседы;
Участие
в научноисследовательс
ких
дискуссиях;
Практические
упражнения

Образов
ательна
я
платфо
рма:
https://u
rokicd.r
u

Про Зайчишку и овощи
Николай Сладков. Весёлая
игра
Лисьи забавы
Итого

8,0
10

3.

Математическая
грамотность

9

Безопасность
денег
банковской карте

на

Лисьи норы
Обыкновенные кроты
Про крота
Про кредиты

Библиотечные
уроки;
Деловые
беседы;
Участие
в научноисследовательс
ких
дискуссиях;
Практические
упражнения

Образовате
льная
платформа:
Российская
электронна
я
школа
https://resh.
edu.ru

Библиотечные
уроки;
Деловые
беседы;
Участие
в научноисследовательс
ких
дискуссиях;
Практические
упражнения

Образовате
льная
платформа:
Российская
электронна
я
школа
https://resh.
edu.ru

Корень - часть растения
Эдуард Шим.
Тяжкий труд
Про ежа
Про вклады
Итого
4.

Естественно-научная
грамотность

9,0
11

Занимательные
особенности яблока
Полевой хомяк
Про полевого хомяка
Ловушки для денег
Про хомяка и его запасы
Про бобров
Бобры- строители
Такие разные деньги
Материал для плотин
Позвоночные животные
Встреча друзей

Итого

11,0

Итог: 34 ч.

Календарно-тематическое планирование (2 класс)
№
п/п

Тема занятия

Всего часов

В том числе
Теория

Практика

Блок «Читательская грамотность»

11

1.

2.
3.
4.
5.
6.

Михаил Пришвин.
Беличья память
Про беличьи запасы
Беличьи деньги
Про белочку и погоду И. СоколовМикитов.
В берлоге
Медвежье потомство

1

0,5

0,5

1
1
1

0,5
0,5
0,5

0,5
0,5
0,5

1
1

0,5
0,5

0,5
0,5

1
1
1
1
1
1
1
1

0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5

0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5

1

0,5

0,5

1
1
1
1
1
1
1
1

0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5

0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5

1
1
1
1
1

0,5
0,5
0,5
0,5
0,5

0,5
0,5
0,5
0,5
0,5

1
1
1
1
1
1

0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5

0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5

Блок «Финансовая грамотность»

7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.

Повреждённые и фальшивые деньги
Лесные сладкоежки
Лев Толстой. Зайцы
Про зайчат и зайчиху
Банковская карта
Лисьи забавы
Про Зайчишку и овощи
Николай Сладков. Весёлая игра

Блок «Математическая грамотность»

15. Безопасность денег на банковской
карте
16. Лисьи норы
17. Обыкновенные кроты
18. Про крота
19. Про кредиты
20. Корень - часть растения
21. Эдуард Шим. Тяжкий труд
22. Про ежа
23. Про вклады
Блок «Естественно-научная грамотность»

24.
25.
26.
27.
28.

Занимательные особенности яблока
Полевой хомяк
Про полевого хомяка
Ловушки для денег

Про хомяка и его запасы
29. Про бобров
30. Бобры- строители
31. Такие разные деньги
32. Материал для плотин
33. Позвоночные животные
34. Встреча друзей
Итог: 34 ч.

12

Содержание программы 3 класс (34 ч)
Тематическое планирование
№
п/
п

1.

Раздел

Читательская грамотность

Электро
нные
(цифров
ые)
образов
ательн
ые
ресурсы

Кол-во
часов

Содержание

Формы
проведения
занятий

8

Про дождевого червяка

Библиотечные
уроки;
Деловые
беседы;
Участие
в научноисследовательс
ких
дискуссиях;
Практические
упражнения

Образовате
льная
платформа:
Российская
электронна
я
школа
https://resh.
edu.ru

Библиотечные
уроки;
Деловые
беседы;
Участие
в научноисследовательс
ких
дискуссиях;
Практические
упражнения

Образов
ательна
я
платфо
рма:
https://u
rokicd.r
u

Библиотечные
уроки;
Деловые
беседы;
Участие
в научноисследовательс
ких
дискуссиях;

Образовате
льная
платформа:
Российская
электронна
я
школа
https://resh.
edu.ru

Кальций
Сколько весит облако?
Хлеб - всему голова
Про мел
Про мыло
История свечи
Магнит
Итого
2.

Естественно-научная
грамотность

8,0
9

Дождевые черви
Полезный кальций
Про облака
Про хлеб и дрожжи
Мел
Чем интересно мыло и как
оно «работает»
Про свечи
Волшебный магнит
Проверь себя

3.

Итого
Финансовая грамотность

9,0
9

Что такое «бюджет»?
Семейный бюд-жет
Откуда в семье берутся
деньги?
Зарплата
Откуда в семье берутся
деньги?

13

Пенсия
пособия

и

социальные

Практические
упражнения

Откуда в семье берутся
деньги? Наследство, вклад,
выигрыш
На что тратятся семейные
деньги? Виды расходов
На что тратятся семейные
деньги?
Обязательные
платежи
Как сэкономить семейные
деньги?
Итого
4.

Математическая
грамотность

9,0
8

Расходы и доходы бюджета
Планируем
бюджет

семейный

Подсчитываем
доход

семейный

Пенсии и пособия
Подсчитываем случайные
(нерегулярные) доходы

Библиотечные
уроки;
Деловые
беседы;
Участие
в научноисследовательс
ких
дискуссиях;
Практические
упражнения

Образовате
льная
платформа:
Российская
электронна
я
школа
https://resh.
edu.ru

Подсчитываем расходы
Расходы на обязательные
платежи
Проверь себя
Итого

8,0

Итог: 34 ч.

Календарно-тематическое планирование (3 класс)
№
п/п

Тема занятия

Всего часов

В том числе
Теория

Практика

Блок «Читательская грамотность»
1.
2.
3.
4.
5.
6.

Про дождевого червяка
Кальций
Сколько весит облако?
Хлеб - всему голова
Про мел
Про мыло

1
1
1
1
1
1

0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5

0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
14

7.
8.

История свечи
Магнит

1
1

0,5
0,5

0,5
0,5

1
1
1
1
1
1

0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5

0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5

1
1

0,5
0,5

0,5
0,5

1
1
1
1
1

0,5
0,5
0,5
0,5
0,5

0,5
0,5
0,5
0,5
0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1
1
1
1

0,5
0,5
0,5
0,5

0,5
0,5
0,5
0,5

1
1
1

0,5
0,5
0,5

0,5
0,5
0,5

Блок «Естественно-научная грамотность»

Дождевые черви
Полезный кальций
Про облака
Про хлеб и дрожжи
Мел
Чем интересно мыло и как оно
«работает»
15. Про свечи
16. Волшебный магнит
17. Проверь себя
9.
10.
11.
12.
13.
14.

Блок «Финансовая грамотность»

18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.

Что такое «бюджет»?
Семейный бюджет
Откуда в семье берутся деньги?
Зарплата
Откуда в семье берутся деньги?
Пенсия и социальные пособия
Откуда в семье берутся деньги?
Наследство, вклад, выигрыш
На что тратятся семейные деньги?
Виды расходов
На что тратятся семейные деньги?
Обязательные платежи
Как сэкономить семейные деньги?

Блок «Математическая грамотность»

27. Расходы и доходы бюджета
Планируем семейный бюджет
Подсчитываем семейный доход
Пенсии и пособия
Подсчитываем
случайные
(нерегулярные) доходы
32. Подсчитываем расходы
33. Расходы на обязательные платежи
34. Проверь себя
Итог: 34 ч.
28.
29.
30.
31.

Содержание программы 4 класс (34 ч)
Тематическое планирование
№
п/
п

1.

Раздел

Читательская грамотность

Кол-во
часов

8

Содержание

Старинная женская
одежда

Формы
проведения
занятий

Электро
нные
(цифров
ые)
образов
ательн
ые
ресурсы

Библиотечные
уроки;
Деловые
беседы;

Образовате
льная
платформа:
Российская
электронна
я
школа

15

Старинные женские
головные уборы

Старинная мужская одежда
и головные уборы

Участие
в научноисследовательс
ких
дискуссиях;
Практические
упражнения

https://resh.
edu.ru

Библиотечные
уроки;
Деловые
беседы;
Участие
в научноисследовательс
ких
дискуссиях;
Практические
упражнения

Образов
ательна
я
платфо
рма:
https://u
rokicd.r
u

Библиотечные
уроки;
Деловые
беседы;
Участие
в научноисследовательс
ких
дискуссиях;
Практические
упражнения

Образовате
льная
платформа:
Российская
электронна
я
школа
https://resh.
edu.ru

Жилище крестьянской
семьи на Руси
Внутреннее убранство и
предметы обихода русской
избы
Внутреннее убранство и
предметы обихода русской
избы
История посуды на Руси
Какие деньги были раньше
в России
Итого
2.

Естественно-научная
грамотность

8,0
9

Томат
Болгарский перец
Картофель
Баклажан. Семейство
Паслёновые
Лук
Капуста
Горох
Грибы
Творческая работа

3.

Итого
Финансовая грамотность

9,0
8

Потребительская корзина
Прожиточный
минимум
Инфляция
Распродажи, скидки,
бонусы

16

Распродажи, скидки,
бонусы
Благотворительность
Страхование
Итого
4.

Математическая
грамотность

8,0
9

В бассейне

Библиотечные
уроки;
Деловые
беседы;
Участие
в научноисследовательс
ких
дискуссиях;
Практические
упражнения

Делаем ремонт
Делаем ремонт
Праздничный торт
Обустраиваем участок
Поход в кино

Образовате
льная
платформа:
Российская
электронна
я
школа
https://resh.
edu.ru

Поход в кино
Отправляемся
путешествие

в

Составляем словарик по
финансовой грамотности
Итого

9,0

Итог: 34 ч.

Календарно-тематическое планирование (4 класс)
№
п/п

Тема занятия

Всего часов

В том числе
Теория

Практика

Блок «Читательская грамотность»
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

Старинная женская одежда
Старинные женские головные
уборы
Старинная мужская одежда и
головные уборы
Жилище крестьянской семьи на
Руси
Внутреннее убранство и предметы
обихода русской избы
Внутреннее убранство и предметы
обихода русской избы
История посуды на Руси
Какие деньги были раньше в России

1
1

0,5
0,5

0,5
0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1
1

0,5
0,5

0,5
0,5

1
1

0,5
0,5

0,5
0,5

Блок «Естественно-научная грамотность»

9. Томат
10. Болгарский перец

17

11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.

Картофель
Баклажан. Семейство Паслёновые
Лук
Капуста
Горох
Грибы
Творческая работа

1
1
1
1
1
1
1

0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5

0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5

1
1
1
1
1
1
1

0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5

0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5

1

0,5

0,5

1
1
1
1

0,5
0,5
0,5
0,5

0,5
0,5
0,5
0,5

1
1
1
1
1

0,5
0,5
0,5
0,5
0,5

0,5
0,5
0,5
0,5
0,5

Блок «Финансовая грамотность»

18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.

Потребительская корзина
Прожиточный минимум
Инфляция
Распродажи, скидки, бонусы
Распродажи, скидки, бонусы
Благотворительность
Страхование

Блок «Математическая грамотность»

25. В бассейне
26. Делаем ремонт
27. Делаем ремонт
28. Праздничный торт
29.
Обустраиваем участок
30. Поход в кино
31. Поход в кино
32. Отправляемся в путешествие
33. Отправляемся в путешествие
34. Составляем словарик по финансовой
грамотности
Итог: 34 ч.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Интерактивное оборудование.
Интерактивная доска.
Компьютерное оборудование.
Ноутбук учителя.

ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
Интерактивное оборудование.
Интерактивная доска.
Компьютерное оборудование.
Ноутбук учителя

18

18


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».