Промежуточная аттестация обучающихся — процедура, проводимая с целью определения степени освоения обучающимися образовательной программы, в т.ч. отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы. Академическая задолженность - неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) образовательной программы или непрхождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин. 2. Цель и задачи разработки системы оценивания в настоящем Положении 2.1. Цель: повышение качества образования посредством установления единых требований к оцениванию и выставлению отметок. 2.2. Задачи: 2.2.1. установление фактического уровня усвоения учебного материала по предметам учебного плана, соотнесение этого уровня требованиям образовательных стандартов; 2.2.2. контроль выполнения учебных программ и календарных планов изучения отдельных предметов; 2.2.3. формирование мотивации, самооценки и помощь в выборе дальнейшей индивидуальной образовательной траектории учащегося; 2.2.4. повышение уровня объективности, гласности в оценивании педагогом учебных достижений обучающегося. 3. Единые требования к отметке 3.1. Задачи школьной отметки: 3.1.1. Отметка выступает средством диагностики образовательной деятельности. 3.1.2. Отметка является связующим звеном между учителем, обучающимся и родителем. 3.2. Принципы выставления школьной отметки: 3.2.1. Справедливость и объективность — это единые критерии оценивания обучающихся, известные ученикам заранее. 3.2.2. Учет возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся. 3.2.3. Гласность и прозрачность — это доступность и понятность информации об учебных достижениях учащихся, возможность любого заинтересованного лица проанализировать результаты и сделать соответствующие выводы. 3.2.4. Своевременность — отметка выставляется в конце урока, а за письменные работы в течение 3 дней после проведения контроля (или к следующему уроку). 3.3. Критерии выставления отметок 3.3.1. Основой для определения уровня знаний являются критерии оценивания — полнота знаний, их обобщенность и системность: полнота и правильность — это правильный, полный ответ; правильный, но неполный или неточный ответ; неправильный ответ; нет ответа. 3.3.2. При выставлении отметок необходимо учитывать классификацию ошибок и их количество: грубые ошибки; однотипные ошибки; негрубые ошибки; недочеты. 3.4. Шкала отметок. 3.4.1. В школе принята следующая шкала отметок: «5» — отлично; «4» — хорошо; «3» — удовлетворительно; «2» — неудовлетворительно. 3.4.2. Оценки 5 – «отлично» заслуживает обучающийся, обнаруживший всестороннее, систематическое и глубокое знание программного материала, умение свободно выполнять задания, предусмотренные учебной программой, допускается один недочет (правильный полный ответ, представляющий собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, умение применять определения, правила в конкретных случаях. Учащийся обосновывает свои суждения, применяет знания на практике, применяет знания в новой ситуации, приводит собственные примеры). Как правило, оценка «отлично» выставляется обучающимся, проявившим творческие способности в понимании, изложении и использовании учебного материала. 3.4.3. Оценки 4 – «хорошо» заслуживает обучающийся, обнаруживший полное знание программного материала, успешно выполняющий предусмотренные в программе задания (правильный, но не совсем точный ответ), применяет знания в стандартной ситуации. Как правило, оценка «хорошо» выставляется обучающимся, показавшим систематический характер знаний по дисциплине и способным к их самостоятельному пополнению и обновлению в ходе дальнейшей учебной работы. 3.4.4. Оценки 3 – «удовлетворительно» заслуживает обучающийся, обнаруживший знание основного программного материала в объёме, необходимом для дальнейшей учёбы, справляющийся с выполнением заданий, предусмотренных программой, однако имеется определённый набор негрубых ошибок и недочётов (правильный, но неполный ответ, допускаются неточности в определении понятий или формулировке правил, недостаточно глубоко и доказательно ученик обосновывает свои суждения, не умеет приводить примеры, излагает материал непоследовательно). Как правило, оценка «удовлетворительно» выставляется обучающимся, допустившим погрешности непринципиального характера во время выполнения предусмотренных программой заданий. 3.4.5. Оценка 2 - «неудовлетворительно» выставляется обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, имеются существенные недостатки и грубые ошибки, объем ответа обучающегося составляет до 40% содержания (неправильный ответ). 3.4.6. Критерии выставления оценок и уровень освоения образовательной программы: 91 -100% 71 – 90 % 41 – 70% 0 – 40% менее 40% Высокий Повышенный Базовый Пониженный Низкий «5» «4» «3» «2» 4. Текущий контроль 4.1. Текущий контроль успеваемости проводится с целью определения фактически достигнутых предметных результатов обучающимися. Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в течение учебного периода (триместра, полугодия) с целью систематического контроля уровня освоения обучающимися тем, разделов, глав учебных программ за оцениваемый период, прочности формируемых предметных знаний и умений. 4.2. Текущий контроль успеваемости – это систематическая проверка учебных достижений обучающихся, проводимая педагогом на текущих занятиях в соответствии с учебной программой. Целью текущего контроля является определение степени освоения образовательной программы, ее разделов и тем для перехода к изучению нового учебного материала. 4.3. В школе предусмотрены различные виды (формы) текущего контроля знаний обучающихся. 4.3.1. Устный опрос - контроль, проводимый после изучения материала по одной или нескольким темам (разделам) учебного предмета в виде ответов на вопросы и обсуждения ситуаций. 4.3.2. Письменный контроль, предполагающий работу с поставленными вопросами, решением задач, анализом ситуаций, выполнением практических заданий по отдельным темам (разделам) курса. 4.3.3. Комбинированный опрос - контроль, предусматривающий одновременное использование устной и письменной форм оценки знаний по одной или нескольким темам. 4.3.4. Защита и презентация домашних заданий – контроль знаний по индивидуальным или групповым домашним заданиям с целью проверки правильности их выполнения, умения обобщать пройденный материал и публично его представлять, прослеживать логическую связь между темами курса. 4.3.5. Дискуссии, тренинги, круглые столы, семинары - групповое обслуживание вопросов проблемного характера, позволяющих продемонстрировать навыки самостоятельного мышления и умения принимать решения. 4.3.6. Тесты – совокупность заданий определённой формы (открытые, закрытые, комбинированные), позволяющие объективно и качественно оценить учебные достижения обучающихся. 4.4. Возможны и другие виды текущего контроля знаний, которые определяются педагогами. При контроле учитель имеет право на свободу выбора и использования методов оценки знаний учащихся по своему предмету. 4.5. Формы осуществления текущего контроля успеваемости определяются педагогом с учётом предусмотренных календарно-тематическим планированием типов учебных занятий по учебному предмету. 4.6. Текущий контроль успеваемости обучающихся осуществляется самостоятельно педагогом, ведущим занятие. 4.7. Педагог, осуществляющий текущий контроль успеваемости, обязан на первом занятии довести до сведения обучающихся критерии их аттестации в рамках текущего контроля успеваемости. 4.8. Не может служить условием аттестации обучающегося по учебному предмету в рамках текущего контроля успеваемости участие в работе научного общества обучающихся, наличие учебника, приобретение обучающимся определённой литературы, посещение им дополнительных занятий, а также выполнение иных требований, не обусловленных потребностями процесса освоения программы курса, либо противоречащих законодательству РФ, настоящему Положению или иной нормативной документации. 4.9. Данные текущего контроля используются администрацией школы для обеспечения ритмичной учебной работы обучающихся, привития им умения чётко организовывать свой труд, своевременного выявления отстающих и оказания им содействия в изучении учебного материала, для организации индивидуальных занятий творческого характера с наиболее подготовленными обучающимися, а также для совершенствования методики преподавания учебных дисциплин. 4.10. Текущий контроль успеваемости обучающихся осуществляется педагогами по пятибальной системе. 4.11. Педагог, проверяя и оценивая работы, устные ответы обучающихся, достигнутые ими навыки и умения, выставляет оценку в электронный журнал и дневник обучающегося. 4.12. Для осуществления текущего контроля знаний обучающихся педагогические работники используют контрольно-измерительные материалы, предусмотренные рабочими программами, утверждёнными директором школы. 4.13. Текущий контроль успеваемости осуществляется учителями на протяжении всего учебного года и осуществляет проверку знаний обучающихся в соответствии с учебной программой. 4.14. Тексты письменного текущего контроля хранятся у учителя или учащегося в течение 3 дней с момента объявления отметки. 4.15. Учитель обязан ознакомить с системой текущего контроля по своему предмету учащихся на начало учебного года. 4.16. Учитель обязан своевременно довести до учащихся форму проведения текущего контроля на следующем уроке. 4.17. Учитель обязан своевременно и тактично довести до учащихся отметку текущего контроля, обосновав ее в присутствии всего класса и выставить отметку в дневник учащегося и электронный классный журнал. 4.18. Необходимо учитывать, что выставление неудовлетворительных отметок на первых уроках после длительного отсутствия обучающихся, а также после каникул сдерживает развитие успехов обучающихся и формирует у них негативное отношение к учению. 4.19. Текущий контроль успеваемости обучающихся 1 класса в течение учебного года осуществляется качественно, без фиксации достижений обучающихся в электронном журнале в виде отметок по пятибалльной системе. Допускается словесная объяснительная оценка. 4.20. Успеваемость всех обучающихся 2-11 классов школы подлежит текущему контролю в виде отметок по пятибалльной системе. 4.21. Оценка устного ответа обучающегося при текущем контроле успеваемости выставляется в электронный журнал в виде отметки по 5-балльной системе в конце урока. 4.22. Письменные, самостоятельные, контрольные и другие виды работ обучающихся оцениваются по 5-балльной системе. За сочинение и диктант с грамматическим заданием выставляются в классный журнал 2 отметки (через дробную черту, в одной клетке). 4.23. Отметка за выполненную письменную работу заносится в электронный классный журнал к следующему уроку, за исключением отметок за домашнее сочинение в 5-11-х классах по русскому языку и литературе (они заносятся в журнал через урок после проведения сочинения). 4.24. Успеваемость обучающихся, занимающихся по индивидуальному учебному плану, подлежит текущему контролю по предметам, включенным в этот план. 4.25. Обучающиеся, пропустившие по не зависящим от них обстоятельствам 75% учебного времени, не аттестуются по итогам триместра (полугодия). Вопрос об аттестации таких обучающихся решается в индивидуальном порядке. 4.26. Ответственность за прохождение пропущенного учебного материала возлагается на учащегося, его родителей (лиц их заменяющих), учителя-предметника. 4.27. От текущего контроля успеваемости освобождаются обучающиеся, получающие образование в форме экстерната, семейного образования. 4.28. Учащимся, освобожденным на основании медицинской справки от занятий по физической культуре, отметка выставляется за изучение теоретических вопросов учебной дисциплины. 5. Периодический контроль 5.1. Формы контроля определяет учитель. 5.2. В случае отсутствия учащегося на периодическом контроле без уважительной причины в журнал выставляется отметка после выполнения работы или опроса учащегося по данному материалу. Отметка выставляется в следующую клетку. Уважительными причинами считаются: болезнь, подтверждённая медицинской справкой, освобождение приказом директора, официальный вызов органов власти, особая семейная ситуация, подтвержденная заявлением или объяснительной от родителей (лиц их заменяющих). 6. Промежуточный контроль 6.1. Итоговая отметка за триместр (полугодие) выставляется на основании не менее трех текущих отметок. 6.2. Учащемуся, пропустившему 75% и более учебных занятий в течение аттестационного времени, может быть выставлена отметка за триместр (полугодие) только после успешной сдачи зачета (форму и дату зачета утверждает педагогический совет) или делается запись н/а (не аттестован). 6.3. Отметка «н/а» (не аттестован) может быть выставлена только при отсутствии трех текущих отметок и пропуска обучающимся более 75 % учебного времени по болезни. Обучающийся по данному предмету, имеет право сдать пропущенный материал учителю в каникулярное время и пройти триместровую, полугодовую аттестацию. 6.4. Триместровая и полугодовая отметка выводится как среднее арифметическое текущих отметок, согласно правилам математического округления в пользу учащегося. 6.5. Итоговые отметки обучающихся за триместр (полугодие) должны быть объективны и обоснованны, т.е. соответствовать текущей успеваемости ученика, учитывать не только среднюю арифметическую величину, но и все образовательные достижения школьника, учитывать качество знаний по письменным, практическим и лабораторным работам. 6.6. Учителя-предметники выставляют триместровые (полугодовые) отметки не позднее даты, указанной в приказе директора школы об окончании триместра (полугодия). 7. Порядок выставления текущих и промежуточных отметок 7.1. Между зачетами, тематическими контрольными работами следует аттестовать учащихся по изученной теме путем устного опроса. 7.2. Учителя-предметники, работающие с учащимися на индивидуальном обучении, выставляют текущие и итоговые отметки в специальном журнале для индивидуальных занятий, а также в электронном классном журнале. 8. Права и обязанности учащихся при получении отметки 8.1. Учащийся имеет право на публичное или индивидуальное обоснование отметки. 8.2. В случае неудовлетворённости учащихся или их родителей выставленной отметкой они имеют право заявить об этом письменно администрации школы в срок не позднее 3 дней с момента сообщения об отметке. 8.3. Учащемуся, вышедшему после длительного пропуска (более 3 уроков) на текущий или периодический контроль, отметка в журнал выставляется по соглашению с учащимся. При необходимости пропущенные темы можно сдать в форме собеседования или зачёта. 9. Промежуточная аттестация 9. 1. Освоение образовательной программы начального общего и основного общего, в том числе отдельной части или всего объёма учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся. 9.2. Промежуточная аттестация – процедура, проводимая с целью оценки качества освоения обучающимися части содержания (триместровое, полугодовое оценивание) или всего объёма учебной дисциплины за учебный год. Целями промежуточной аттестации являются: обеспечение социальной защиты обучающихся, соблюдения прав и свобод в части регламентации учебной загруженности в соответствии с санитарными правилами и нормами, уважение их личности и человеческого достоинства; установление фактического уровня теоретических знаний обучающихся по предметам учебного плана, их практических умений и навыков; соотнесение этого уровня с требованиями государственного образовательного стандарта. Контроль выполнения учебных программ и календарно тематического графика изучения учебных предметов. Промежуточная аттестация в школе подразделяется на: текущую аттестацию - оценку качества усвоения содержания компонентов какой - либо части (темы) конкретного учебного предмета в процессе его изучения обучающимися по результатам проверки (проверок). триместровую и полугодовую аттестацию – оценка качества усвоения обучающимися содержания какой-либо части (частей) темы (тем) конкретного учебного предмета по итогам учебного периода (четверти, полугодия) на основании текущей аттестации; годовую аттестацию – оценку качества усвоения обучающихся всего объёма содержания учебного предмета за учебный год; 9.3. Учащиеся, обучающиеся по индивидуальным учебным планам, аттестуются только по предметам, включённым в этот план. 9.4. Учащиеся, временно обучающиеся в санаторных школах, реабилитационных образовательных учреждениях аттестуются на основании справки о результатах обучения в этих учреждениях. 9.5. Формами контроля качества усвоения содержания учебных программ обучающихся являются: формы письменной проверки: письменная проверка – это письменный ответ обучающегося на один или систему вопросов (заданий). К письменным ответам относятся: домашние, проверочные, лабораторные, практические, контрольные, творческие работы; контрольные работы в формате ОГЭ контрольные тематические и диагностические работы в системе СтатГрад; письменные отчёты о наблюдениях; письменные ответы на вопросы теста; сочинения, изложения, диктанты, диктант с грамматическим (творческим) заданием, рефераты, письменный экзамен и другое. Формы устной проверки: устная проверка – это устный ответ обучающегося на один или систему вопросов в форме рассказа, беседы, собеседования, зачета, устного экзамена, защиты реферата или проекта, проверки техники чтения и другое. Комбинированная проверка предполагает сочетание письменных и устных форм проверок. При проведении контроля качества освоения содержания учебных программ обучающихся, могут использоваться информационно – коммуникационные технологии. 9.6. Аттестация по предметам ОДНК, «Родной язык», «Родная литература» проводятся по пятибальной системе. 9.7. Дети-инвалиды, а также обучающиеся, находящиеся на индивидуальном обучении на дому, решением Педагогического совета освобождаются от промежуточной аттестации. Они аттестуются по текущим оценкам соответственно за триместр, полугодие или учебный год, при условии, что они успевают по всем предметам. 9.8. Отметки, полученные в ходе промежуточной аттестации, заносятся в электронный журналы, в дневники учащихся. 9.9. Промежуточная аттестация осуществляется по пятибалльной системе. 9.10. Материалы для проведения промежуточной аттестации составляются учителем-предметником или администрацией школы. 9.11. Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) образовательной программы или не прохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин признаются академической задолженностью. 9.12. Учащиеся обязаны ликвидировать академическую задолженность в сроки, установленные администрацией школы. 9.13. Школа, родители (законные представители) несовершеннолетнего учащегося, обеспечивающие получение обучающимся общего образования в форме семейного образования, обязаны создать условия учащемуся для ликвидации академической задолженности и обеспечить контроль своевременной ее ликвидации. 9.14. Учащиеся по образовательным программам начального общего и основного общего в форме семейного образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности, продолжают получать образование в школе. 9.15. Отметка за промежуточную аттестацию вносится в электронный классный журнал, а в случае неудовлетворительных результатов – доводится до сведения родителей (законных представителей) в письменном виде под подпись родителей с указанием даты их ознакомления. Уведомление хранится в личном деле учащегося. 9.16. Успешное прохождение учащимися промежуточной аттестации является основанием для перевода в следующий класс, продолжения обучения в классах и допуска учащихся 9 класса к государственной итоговой аттестации. Решения по данным вопросам принимаются педагогическим советом школы. 10. Содержание, формы и порядок проведения триместровой или полугодовой промежуточной аттестации 10.1 Триместровая или полугодовая промежуточная аттестация обучающихся школы проводится с целью определения качества освоения обучающимися содержания учебных программ (полнота, прочность, осознанность, системность) по завершении определенного временного промежутка (триместра, полугодие). 10.2 Отметка учащихся за триместр выставляется на основе результатов текущего контроля знаний, с учетом результатов различных форм контроля. Итоговая отметка за триместр выставляется на основании текущих отметок как среднее арифметическое этих отметок в соответствии с правилами математического округления в пользу обучающегося. Для объективной аттестации обучающихся за триместр необходимо не менее трёх отметок. (при учебной нагрузке 1-2 часа в неделю) и более трёх (при учебной нагрузке более 2ч. в неделю). Полугодовые отметки выставляются при наличии 5-ти и более текущих отметок за соответствующий период. 10.3. Учащемуся, пропустившему 75 и более процентов учебных занятий в течение аттестационного времени, может быть выставлена отметка за триместр только после успешной сдачи зачета (форму и дату зачета утверждает педагогический совет) или делается запись н/а (не аттестован). 10.4. Отметка «н/а» (не аттестован) может быть выставлена только при отсутствии трех текущих отметок и пропуска обучающимся более 75 % учебного времени по болезни. Обучающийся по данному предмету, имеет право сдать пропущенный материал учителю в каникулярное время и пройти четвертную, полугодовую аттестацию 10.5. Итоговые отметки обучающихся за триместр должны быть объективны и обоснованны, т.е. соответствовать текущей успеваемости ученика, учитывать не только среднюю арифметическую величину, но и все образовательные достижения школьника, учитывать качество знаний по письменным, практическим и лабораторным работам. 10.6. Классные руководители обязаны довести итоги промежуточной (триместровой или полугодовой) аттестации до сведения учащихся и их родителей (законных представителей) до начала каникул. 10.7. Учителя-предметники выставляют триместровые (полугодовые) отметки не позднее даты, указанной в приказе директора школы об окончании триместра (полугодия). 11. Содержание, формы и порядок проведения годовой промежуточной аттестации 11.1. Годовую промежуточную аттестацию проходят все обучающиеся 2-8, 10 классов. Промежуточная аттестация обучающихся за год может проводиться письменно, устно, в других формах. 11.2 Решением педагогического совета школы устанавливаются форма, порядок проведения, периодичность и система оценок при промежуточной аттестации обучающихся за год не позднее 3-х месяцев до проведения годовой промежуточной аттестации. Данное решение утверждается приказом директора школы и в 3-х дневный срок доводится до сведения всех участников образовательной деятельности: учителей, обучающихся и их родителей (законных представителей). 11.3. Годовая промежуточная аттестация обучающихся 1-го класса проводится на основе контрольных диагностических работ. 11.4. Требования ко времени проведения годовой аттестации: Все формы аттестации проводятся во время учебных занятий: в рамках учебного расписания. Продолжительность контрольного мероприятия не должна превышать времени отведенного на 1 - 2 стандартных урока. В соответствии с периодом врабатываемости в учебный процесс и шкалой трудности отдельных предметов, а также возрастными нормами физиологического развития обучающихся, контрольное мероприятие проводится не ранее 2-го урока и не позднее 4-го. 11.5. Требования к материалам для проведения годовой аттестации: Контрольно-измерительные материалы для проведения всех форм годовой аттестации обучающихся разрабатываются учителем в соответствии с государственным стандартом общего образования. Содержание письменных работ, тем для сочинений (изложений) и устных собеседований должно соответствовать требованиям федерального государственного образовательного стандарта, учебной программы, годовому тематическому планированию учителя - предметника. 11.6. От годовой промежуточной аттестации на основании справок из медицинских учреждений освобождаются дети-инвалиды, а также обучающиеся индивидуально (на дому) при условии, что они успевают по всем предметам. 11.7. На основании решения педагогического совета школы могут быть освобождены от годовой аттестации обучающиеся: имеющие отличные отметки за год по всем предметам, изучаемым в данном учебном году по решению педагогического совета; призеры районных, региональных предметных олимпиад и конкурсов; по состоянию здоровья (на основании справки из медицинского учреждения); в связи с пребыванием в оздоровительных образовательных учреждениях санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении; в связи с нахождением в лечебно-профилактических учреждениях более 4-х месяцев. 11.8. Список обучающихся, освобожденных от годовой аттестации, утверждается приказом директора школы. 11.9. В соответствии с решением педагогического совета школы отдельным обучающимся письменные контрольные работы могут быть заменены на устные формы. 11.10. Расписание проведения годовой промежуточной аттестации доводится до сведения педагогов, обучающихся и их родителей (законных представителей) не позднее, чем за две недели до начала аттестации. 11.12. К промежуточной годовой аттестации допускаются все обучающиеся 2-8, 10 классов. 11.13. Итоги годовой промежуточной аттестации обучающихся отражаются в классных электронных журналах в разделах тех учебных предметов, по которым она проводилась. 11.14. Заявления обучающихся и их родителей, не согласных с результатами годовой промежуточной аттестации рассматриваются в установленном порядке конфликтной комиссией школы. 11.15. Итоговые отметки по учебным предметам (с учетом результатов годовой промежуточной аттестации) за текущий учебный год должны быть выставлены до начала аттестационного периода в 9 и 11 классах, до 28 мая в 2-8, 10 классах. 11.16. Годовая отметка выставляется на основании триместровых отметок как среднее арифметическое этих отметок в соответствии с правилами математического округления. 11.17. Классные руководители доводят до сведения родителей (законных представителей) сведения о результатах годовой аттестации, путём выставления отметок в дневники обучающихся. В случае неудовлетворительных результатов аттестации – в письменной форме под роспись родителей (законных) представителей обучающихся с указанием даты ознакомления. Письменное сообщение хранится в личном деле обучающегося. 11.18. Итоговые отметки по всем предметам учебного плана выставляются в личное дело обучающегося и являются в соответствии с решением педагогического совета школы основанием для перевода обучающегося в следующий класс, для допуска к государственной итоговой аттестации. 12. Порядок перевода обучающихся в следующий класс 12.1. Обучающиеся, освоившие в полном объёме учебные программы образовательной программы соответствующего уровня переводятся в следующий класс. 12.2. Обучающиеся на ступенях начального общего и основного общего образования, не освоившие образовательной программы учебного года и имеющие академическую задолженность по двум и более предметам или условно переведенные в следующий класс и не ликвидировавшие академической задолженности по одному предмету, по усмотрению родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение или продолжают получать образование в иных формах. 12.3. Перевод обучающегося в следующий класс осуществляется по решению педагогического совета. Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)