Специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
В качестве основной цели в области реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами в школе рассматривается создание условий для получения образования всеми детьми указанной категории с учетом их психофизических особенностей.
Задачи:
-обеспечение условий для реализации прав учащихся с ОВЗ и детьми-инвалидами на получение бесплатного образования;
-организация качественной коррекционно-реабилитационной работы с учащимися с различными формами отклонений в развитии;
-сохранение и укрепление здоровья учащихся с ОВЗ и детей-инвалидов на основе совершенствования образовательного процесса;
-создание благоприятного психолого-педагогического климата для реализации индивидуальных способностей учащихся с ОВЗ и детей-инвалидов;
-расширение материальной базы и ресурсного обеспечения школы для организации обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов;
-совершенствование системы кадрового обеспечения.
Основополагающим законодательным актом, регламентирующим процесс образования, является Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - ФЗ №273)), регламентирующий право детей с ОВЗ и инвалидностью на образование и обязывающий федеральные государственные органы, органы власти субъектов РФ и органы местного самоуправления создавать необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами названных категорий, коррекции нарушений развития и социальной адаптации. В нескольких статьях ФЗ №273 говорится об организации образования лиц с ОВЗ с инвалидностью, и даже предусмотрена отдельная статья 79, регламентирующая получения образования лицами с ОВЗ.
Инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Лицам, в возрасте до 18 лет устанавливается категория "ребенок-инвалид". Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы.
При определении статуса "ребенок с ограниченными возможностями здоровья" необходимо следовать определению: "обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (ФЗ №273,ст. 2, п.16).
Основанием для создания специальных условий обучения и воспитания является заключение психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). Прохождение ПМПК и предоставление заключения в образовательную организацию является правом, а не обязанностью родителей (законных представителей. При предоставлении заключения ПМПК родителями (законными представителями) в образовательную организацию создание специальных условий обучения является обязательным.
В школе созданы следующие специальные условия для получения образования детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами:
В МБОУ СОШ № 1 реализуются Адаптированные образовательные программы начального общего и основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья ("Адаптированная образовательная программа - это образовательная программа, адаптированная для лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц" (ФЗ №273, ст. 2, п. 28; ст. 79, п.1):
-прием детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основании рекомендаций ПМПК;
-по медицинским показаниям и на основании заявления родителей (законных представителей) обучающихся организуется обучение на дому;
-в целях обеспеченияуспешногоосвоения детьми с ограниченными возможностями здоровья в полном объеме образовательных программ, а также коррекции недостатков развития в школе осуществляется психолого-педагогическое сопровождение, которое включает работу с детьми педагога-психолога, учителя логопеда и социального педагога;
-для обеспечения эффективной интеграции детей с ОВЗв образовательном учреждении проводится информационно-просветительская, разъяснительная работы по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса– обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками;
-обеспечение доступа в здание образовательного учреждения.
Специально оборудованные учебные кабинеты
В МБОУ СОШ № 1 имеется кабинет коррекционно-развивающей направленности для работы педагога-психолога.
Специально оборудованный кабинет предназначен для проведения диагностической, коррекционно-развивающей и консультативной работы специалиста. В кабинете имеется предметно-развивающая среда, специалистами разработаны программы для обучающихся с ОВЗ и инвалидов.
Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Доступ к объектам к объектам для проведения практических занятий инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на общих основаниях. Практические занятия проводятся в специализированных кабинетах химии, физики, биологии. Кабинеты оснащены лабораториями, соответствующими требованиям санитарно-эпидемиологической и пожарной безопасности. В школе имеются помещения для занятий учебно-исследовательской и проектной деятельностью, необходимые для реализации учебной и внеурочной деятельности лаборатории и мастерские, административные и иные помещения, оснащенные необходимым оборудованием, в том числе для организации учебного процесса с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ. Для проведения уроков по предмету "Технология" оборудованы специальные кабинеты для девочек - кройки, шитья и кулинарии, а для юношей - мастерская.
Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В школе имеется информационно-библиотечный центр с медиатекой. Помещение библиотеки оборудовано компьютером с выходом в сеть Интернет для самостоятельных занятий обучающихся. На все оборудование в школе установлена Контент-фильтрация, что обеспечивает безопасность информационной среды.
Доступ к библиотечным ресурсам инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на общих основаниях.
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В школе имеется спортивный зал.
Раздевалки:
·для девочек
·для мальчиков
Спортивно-оздоровительная деятельность нацелена на формирование у обучающихся осознанного отношения к своему физическому здоровью, повышению физической активности.
Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Средства обучения и воспитания обеспечивают реализацию принципа наглядности и содействуют повышению эффективности учебного процесса, дают обучающимся материал в форме наблюдений и впечатлений для осуществления учебного познания и мыслительной деятельности на всех этапах обучения.
1. Печатные (учебники, учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, атласы, раздаточный материал, энциклопедии, словари).
2. Электронные образовательные ресурсы (образовательные мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы).
3. Аудиовизуальные (презентации, слайд-фильмы, образовательные видеофильмы, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях).
4. Наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски).
5. Демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные).
6. Учебные приборы (компас, барометр, колбы, глобус и т.д.).
7. Спортивное оборудование.
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
Вход в школу оборудован кнопкой вызова персонала и тактильной полноцветной информационной табличкой с шрифтом Брайля. Зоны целевого назначения и санитарно-гигиенические помещения (туалетная комната) доступны полностью всем.
Специальные условия питания
Питание детей осуществляется в школьной столовой. Помещение для питания обучающихся рассчитано на 100 мест. Также в школе имеется помещение для хранения и приготовления пищи, что дает возможность организации качественного горячего питания, в том числе горячих завтраков и обедов. Питание организовано в соответствии с графиком, утвержденным директором школы и производится согласно локальным актам Учреждения. В школе создана комиссия по контролю над организацией и качеством питания обучающихся.
Специальные условия охраны здоровья
Медицинское обслуживание осуществляется ГАУЗ СО «Режевская ЦРБ» в лице школьного фельдшера на основании двустороннего договора о порядке медицинского обслуживания учащихся (диспансеризация, прививки, антропометрические исследования, профилактика инфекционных заболеваний). Помещения для медицинского персонала (процедурный кабинет) оборудованы в соответствии с необходимыми требованиями, имеется лицензия.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Одним из направлений деятельности школы является информатизация образовательного процесса, которая рассматривается как процесс, направленный на повышение эффективности и качества учебных занятий посредством применения ИКТ. В двух кабинетах информатики 12 стационарных компьютера и 15 ноутбуков. Обучающиеся могут безопасно использовать сеть Интернет для выполнения учебных задач и получения дополнительных знаний по предметам. В школе создан постоянно пополняющийся и обновляющийся официальный сайт, на котором располагается вся необходимая информация для обучающихся, их родителей и педагогов. Для обеспечения информационной безопасности обучающихся в сети Интернет, а именно соблюдения ФЗ « О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», в школе установлен Контент - Фильтр. В школе ведется профилактическая работа с обучающимися по воспитанию и формированию у них навыков самостоятельного и ответственного потребления информационной продукции, повышения уровня медиаграмотности. Данная работа ведется с использованием специальных обучающих программ, средств массовой коммуникации, интернет – уроков и практических занятий.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
В рамках образовательного процесса осуществляется доступ учащихся ко всем образовательным ресурсам сети Интернет под руководством преподавателя, проводящего учебное занятие.
Исключён доступ учащихся к сети Интернет без присутствия преподавателя.
В кабинете информатики на всех компьютерах, подключенных к сети Интернет, установлена и настроена программа контентной фильтрации, обеспечивающая исключение доступа к ресурсам Интернет, не относящимся к образовательному процессу. Приказами по образовательному учреждению назначены ответственные за установку и настройку программы контентной фильтрации.
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
Специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования отсутствуют.